Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1. Внести в Кодекс Республики Башкортостан о недрах (Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан, 1993, N 2, ст. 37; Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан, 1998, N 17 (83), ст. 1089; 2001, N 7 (127), ст. 456) следующие изменения и дополнения:
1. Из части третьей преамбулы слова "Республики Башкортостан" исключить.
2. В статье 1:
часть первую изложить в следующей редакции:
"Законодательство Республики Башкортостан о недрах основывается на Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, федеральных законах и состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан.";
часть третью исключить;
в части пятой слова "соответствующим законодательством с соблюдением принципов и положений, установленных настоящим Кодексом" заменить словами "в порядке, установленном законодательством Российской Федерации";
в части шестой слова "законодательством о соглашениях о разделе продукции" заменить словами "Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции".
3. Часть вторую статьи 2 после слов "в соответствии с" дополнить словами "Конституцией Российской Федерации".
4. Статьи 3-8 изложить в следующей редакции:
"Статья 3. Право собственности на недра
Недра в границах территории Республики Башкортостан, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы разграничения государственной собственности на недра, владения, пользования и распоряжения недрами на территории Республики Башкортостан находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Порядок управления и распоряжения недрами, находящимися в соответствии с федеральным законом и соглашениями между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан в государственной собственности Республики Башкортостан, регулируется законом Республики Башкортостан.
Статья 4. Государственный фонд недр
Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр, в том числе в пределах территории Республики Башкортостан.
Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Республики Башкортостан в интересах ее многонационального народа и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и Республикой Башкортостан.
Федеральные органы исполнительной власти и Правительство Республики Башкортостан в пределах своих полномочий утверждают федеральные и республиканские программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр на территории Республики Башкортостан и в установленном порядке решают вопросы недропользования, охраны недр и окружающей природной среды.
Координация деятельности в сфере отношений недропользования на территории Республики Башкортостан с федеральным органом управления государственным фондом недр осуществляется Правительством Республики Башкортостан и республиканским органом исполнительной власти Республики Башкортостан в сфере регулирования отношений недропользования.
Статья 5. Участки недр федерального, регионального и местного значения
Для гарантированного обеспечения государственных потребностей Российской Федерации стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность Российской Федерации, обеспечивает основы ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации отдельные участки недр на территории Республики Башкортостан, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получать статус объектов федерального значения на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Республики Башкортостан.
Часть месторождений федерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче полезных ископаемых, включается в федеральный фонд резервных месторождений.
Порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения, в том числе к федеральному фонду резервных месторождений полезных ископаемых, условия пользования ими, а также порядок отнесения их к федеральной собственности устанавливаются федеральными законами.
Участки недр на территории Республики Башкортостан, за исключением участков недр федерального значения, в том числе федерального фонда резервных месторождений, могут получать статус объектов регионального и местного значения.
Статья 6. Компетенция органов государственной власти Республики Башкортостан в сфере регулирования отношений недропользования
В компетенцию органов государственной власти Республики Башкортостан в сфере регулирования отношений недропользования на территории Республики Башкортостан входят:
1) разработка, принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан о недрах;
2) участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
3) разработка и реализация республиканских программ развития и использования минерально-сырьевой базы;
4) создание и ведение республиканского фонда геологической информации; распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджета Республики Башкортостан и соответствующих местных бюджетов;
5) участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;
6) составление республиканских балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
7) распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на территории Республики Башкортостан и выделение совместно с Российской Федерацией участков недр федерального, регионального и местного значения, подготовка совместно с Российской Федерацией перечней участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции;
8) по представлению территориального органа в области управления государственным фондом недр установление конкретных размеров платежей за пользование недрами;
9) установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения;
10) защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами;
11) лицензирование видов деятельности, связанной с пользованием участками недр регионального и местного значения;
12) участие Республики Башкортостан в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр;
13) определение условий и порядка пользования месторождениями полезных ископаемых;
14) государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр в соответствии с установленным порядком;
15) регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению Российской Федерации.
Реализация полномочий органов государственной власти Республики Башкортостан в сфере регулирования отношений недропользования на территории Республики Башкортостан возлагается на Правительство Республики Башкортостан и республиканский орган исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования.
Статья 7. Компетенция органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования
В компетенцию органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования входят:
1) участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков;
2) развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности;
3) предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения;
4) приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения положений статьи 22 настоящего Кодекса;
5) контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
6) введение ограничений на пользование участками недр на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.
Статья 8. Виды пользования недрами
Недра предоставляются в пользование для:
1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.".
5. В статье 9:
части третью, четвертую, пятую, шестую изложить в следующей редакции:
"Предварительные границы горного отвода устанавливаются уполномоченными на то органами при предоставлении лицензии на пользование недрами и удостоверяются соответствующим горноотводным актом.
После разработки технического проекта пользования участком недр, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Горные отводы на добычу общераспространенных полезных ископаемых предоставляются республиканским органом исполнительной власти в порядке, установленном законодательством Республики Башкортостан.
Горные отводы на добычу полезных ископаемых (кроме общераспространенных), строительство, эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образование особо охраняемых геологических объектов предоставляются в порядке, установленном федеральным органом государственного горного надзора.";
части седьмую, десятую исключить;
из части одиннадцатой слова "по решению органа управления государственным фондом недр Республики Башкортостан", "выдаваемого органом управления государственным фондом недр Республики Башкортостан" исключить.
6. В статье 10:
часть третью исключить;
в части четвертой слова "с законодательством" заменить словами "со статусом этих территорий".
7. В частях первой, третьей статьи 11 слово "законом" заменить словами "федеральным законом".
8. Статью 13 изложить в следующей редакции:
"Статья 13. Основания получения права пользования участками недр
Основаниями получения права пользования участками недр в Республике Башкортостан в соответствии с законодательством Российской Федерации могут быть:
1) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и Правительства Республики Башкортостан, принятое по результатам конкурса или аукциона, для целей разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр, расположенных на территории Республики Башкортостан;
2) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и Правительства Республики Башкортостан при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр за счет собственных средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения, расположенного на территории Республики Башкортостан;
3) решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, согласованное с республиканским органом исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования, для целей геологического изучения участков недр;
4) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и Правительства Республики Башкортостан для целей геологического изучения и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности;
5) решение Правительства Российской Федерации, согласованное с Правительством Республики Башкортостан, для целей захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов;
6) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и республиканского органа исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования, согласованное с федеральным органом государственного горного надзора или его территориальным органом, для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
7) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и республиканского органа исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования для целей строительства нефте- и газохранилищ в пластах горных пород и эксплуатации таких нефте- и газохранилищ, размещения промышленных и бытовых отходов;
8) установленный Государственным Собранием - Курултаем - Республики Башкортостан порядок получения права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых;
9) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр и Правительства Республики Башкортостан для образования особо охраняемых геологических объектов;
10) случаи перехода права пользования участками недр в соответствии с основаниями, установленными федеральными законами, регулирующими отношения недропользования;
11) вступившее в силу соглашение о разделе продукции, заключенное в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции";
12) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр и республиканского органа исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования о предоставлении права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр для целей осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, право пользования которым досрочно прекращено.".
9. В статье 14:
предложение второе части второй изложить в следующей редакции:
"Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователями недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.";
часть пятую изложить в следующей редакции:
"Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляются в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию.".
10. Статью 16 изложить в следующей редакции:
"Статья 16. Выдача лицензий на пользование участками недр
Выдача лицензий на пользование участками недр осуществляется:
1) федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом совместно с республиканским органом исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования на основании пунктов 1, 2, 4, 7, 9, 11 (в отношении участков недр, расположенных на территории Республики Башкортостан), 12 статьи 13 настоящего Кодекса;
2) федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом совместно с республиканским органом исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования по согласованию с федеральным органом государственного горного надзора или его территориальным органом на основании пункта 6 статьи 13 настоящего Кодекса;
3) республиканским органом исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования на основании пункта 8 статьи 13 настоящего Кодекса.
Лицензии на пользование участками недр могут предоставляться для осуществления как отдельного вида пользования участками недр, так и нескольких видов пользования участками недр (совмещенные лицензии).".
11. Статью 18 изложить в следующей редакции:
"Статья 18. Государственная система лицензирования пользования недрами
Государственная система лицензирования пользования недрами - это единый порядок предоставления лицензий, предусмотренный законодательством.".
12. В статье 19:
часть первую исключить;
часть вторую изложить в следующей редакции:
"Республиканский орган исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования в пределах своей компетенции участвует в осуществлении подготовительной работы, связанной с проведением конкурсов (аукционов) и предоставлением лицензий, согласованием условий лицензий с республиканскими органами управления промышленностью, земельными, водными и лесными ресурсами, органами охраны окружающей природной среды, органами государственного горного надзора, а в части, касающейся платы, - с государственными органами управления экономикой. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, условия пользования участками недр должны быть согласованы с федеральным органом исполнительной власти по обороне и федеральным органом исполнительной власти по безопасности.";
части четвертую, пятую изложить в следующей редакции:
"Порядок получения права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливается законом Республики Башкортостан.
Оформление, государственная регистрация и выдача лицензии на пользование недрами осуществляются уполномоченными на то государственными органами в пределах их компетенции.".
11. Статью 20 исключить.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
12. В статье 21:
часть первую дополнить абзацем четвертым следующего содержания:
"прекращение деятельности юридического лица - пользователя недр вследствие его присоединения к другому юридическому лицу в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии, если другое юридическое лицо будет отвечать требованиям, предъявляемым к пользователям недр, а также будет иметь квалифицированных специалистов, необходимые финансовые и технические средства для безопасного проведения работ;";
в части седьмой слова "законодательством о недрах" заменить словами "федеральными законами".
13. Часть первую статьи 22 изложить в следующей редакции:
"Порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Республики Башкортостан.".
14. В статье 24:
в пункте 4 части первой слова "пунктом 2 части первой статьи 21 настоящего Кодекса" заменить словом "законодательством";
в части второй:
пункт 4 исключить;
пункты 5-8 считать пунктами 4-7;
дополнить пунктом 8 следующего содержания:
"8) непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах.".
15. Из части четвертой статьи 25 цифру "4" исключить; цифру "6" заменить цифрой "5".
16. Из пункта 1 статьи 27 слова "Республики Башкортостан" исключить.
17. Из статьи 28 слова "и органом управления государственным фондом недр Республики Башкортостан" исключить.
18. В пункте 4 части первой статьи 29 слова "органами управления государственным фондом недр Республики Башкортостан" заменить словами "республиканским органом исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования, органом".
19. В статье 32 слова "органа управления государственным фондом недр Республики Башкортостан" заменить словами "специально уполномоченного органа государственной власти".
20. Статью 33 изложить в следующей редакции:
"Статья 33. Условия землепользования площадей залегания полезных ископаемых
Земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и использованием недр, временно или постоянно могут отчуждаться для государственных нужд с возмещением собственникам указанных земельных участков их стоимости в соответствии с земельным законодательством.
Решение об отчуждении таких земельных участков принимается федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти Республики Башкортостан в соответствии с разделением их полномочий.".
21. В статье 34:
в части второй слова "настоящим Кодексом" заменить словами "законодательством Российской Федерации";
часть шестую изложить в следующей редакции:
"Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляются за счет средств предприятий - пользователей недр.".
22. Часть вторую статьи 36 изложить в следующей редакции:
"Государственные учет и ведение государственного реестра осуществляются по единой системе в порядке, устанавливаемом федеральным органом управления государственным фондом недр.".
23. Часть шестую статьи 37 изложить в следующей редакции:
"Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации и Республики Башкортостан в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.".
24. Часть вторую статьи 39 изложить в следующей редакции:
"Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора.".
25. Статью 40 изложить в следующей редакции:
"Статья 40. Ведение республиканского кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и республиканского баланса запасов полезных ископаемых
Республиканский кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и республиканский баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся республиканским органом исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и республиканский фонды геологической информации в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.".
26. В статье 41:
в части первой после слов "могут быть объявлены" дополнить словами "в установленном порядке"; слова "в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Башкортостан" исключить;
в части второй слова "органу управления государственным фондом недр Республики Башкортостан и местным органам государственной власти Республики Башкортостан и органы местного самоуправления" заменить словами "органам, предоставившим лицензию".
27. Статью 44 изложить в следующей редакции:
"Статья 44. Государственное управление отношениями недропользования
Государственное управление отношениями недропользования осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Президентом Республики Башкортостан, Правительством Республики Башкортостан, а также специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Республики Башкортостан в пределах их компетенции.
Республиканский орган исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования не может выполнять функции управления хозяйственной деятельностью предприятий, осуществляющих разведку и разработку месторождений полезных ископаемых либо строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и заниматься коммерческой деятельностью.
Положение о республиканском органе исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования утверждается в порядке, установленном законодательством Республики Башкортостан.".
28. В статье 46:
часть вторую изложить в следующей редакции:
"Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами в порядке, установленном законодательством.";
часть третью исключить.
29. Главу V исключить.
30. В наименовании главы VI слова "настоящего Кодекса" заменить словами "законодательства о недрах".
31. В статье 58:
в наименовании, части третьей слова "настоящего Кодекса" заменить словами "законодательства о недрах";
часть первую исключить;
в абзаце втором части второй слова "настоящим Кодексом" заменить словами "законодательством о недрах".
32. Статью 59 изложить в следующей редакции:
"Статья 59. Порядок разрешения споров
Споры по вопросам пользования недрами разрешаются органами государственной власти, судом или арбитражным судом в соответствии с их полномочиями и в порядке, установленном законодательством.".
33. Части пятую, шестую статьи 60 изложить в следующей редакции:
"Размер вреда определяется федеральным органом управления государственным фондом недр.
Возмещение вреда, причиненного государству, производится путем взносов в федеральный бюджет, бюджет Республики Башкортостан и местные бюджеты.".
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Закон Республики Башкортостан от 20 марта 2003 г. N 491-з "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Башкортостан... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.