Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан
от 14 сентября 1995 г. N 342
"Об утверждении Правил предоставления гражданам во
временное пользование предметов проката в Республике
Башкортостан"
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 апреля 2003 г. N 96 настоящее постановление признано утратившим силу
Во исполнение Закона Республики Башкортостан "О защите прав потребителей в Республике Башкортостан" Кабинет Министров Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления гражданам во временное пользование предметов проката в Республике Башкортостан.
Премьер-министр
Республики Башкортостан |
Р.С.Бакиев |
Управляющий Делами
Кабинета Министров
Республики Башкортостан |
Н.З.Гафаров |
Приложение
к постановлению Кабинета Министров
Республики Башкортостан
от 14 сентября 1995 г.
N 342
Правила
предоставления гражданам во временное пользование предметов
проката в Республике Башкортостан
I. Общие положения
1. Правила предоставления гражданам во временное пользование предметов проката в Республике Башкортостан разработаны на основании Закона Республики Башкортостан "О защите прав потребителей в Республике Башкортостан" и регулируют отношения между лицом, получающим во временное пользование предмет проката (в дальнейшем - потребитель), и предприятием, оказывающим услуги проката (в дальнейшем - исполнитель). Правила распространяются на все юридические и физические лица, оказывающие услуги проката.
Правила предоставления гражданам во временное пользование предметов проката устанавливают права потребителей на получение услуг и обслуживание надлежащего качества и в назначенные сроки, на получение информации об услугах и их исполнителях, на обеспечение безопасности жизни и здоровья потребителей, определяют порядок предоставления предметов на прокат, возврата предметов проката, права, обязанности и имущественную ответственность сторон.
2. Предоставление гражданам во временное пользование предметов культурно-бытового назначения, хозяйственного обихода и другого имущества личного пользования производится на определенный срок за плату, установленную прейскурантом.
3. Предприятия проката обязаны иметь вывеску с указанием профиля и форм организации их деятельности, фирменного наименования, если оно имеется, юридического адреса (местонахождение собственника) и информацию о режиме работы.
4. Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю информацию в наглядной и доступной форме об оказываемых услугах, форме и порядке оплаты услуг, включая и те# нахождения предприятия - во временных помещениях, передвижными приемными пунктами и т.д.
В салоне для потребителей эта информация должна находиться в удобном для обозрения месте и в обязательном порядке содержать:
- настоящие Правила;
- извлечения (выписки) из Закона Республики Башкортостан "О защите прав потребителей в Республике Башкортостан";
- нормативные документы местной администрации по вопросам оказания населению услуг проката;
- сведения об органе по защите прав потребителей при местной администрации;
- ассортимент имеющихся предметов проката;
- перечень сезонных и устаревших предметов проката, на которые устанавливается скидка со стоимости проката;
- перечень предоставляемых форм обслуживания;
- прейскуранты (выписки из прейскурантов), либо цены на предоставляемые предметы проката;
- лицензию на право оказания услуг проката;
- сертификат или заявление-декларацию о безопасности предоставляемых на прокат изделий, подлежащих обязательной сертификации;
- режим работы, юридический адрес и номера телефонов исполнителя, учредителя, собственника;
- книга отзывов, жалоб и предложений;
- журнал учета спроса населения на предметы проката;
- информация о льготах и преимуществах, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации и Республики Башкортостан для отдельных категорий потребителей;
- образцы заполнения обязательства - квитанции формы БО-6, квитанции БО-3, кассовой ведомости приема выручки формы БО-9, удостоверяющих предоставление во временное пользование гражданам предметов проката исполнителем и оплату услуг потребителем;
- табличку с указанием фамилии, имени и отчества приемщика;
- экспозиционные шкафы-витрины для демонстрации предметов проката.
Положения, инструкции по эксплуатации предметов проката и другие нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения исполнителя и потребителя, должны находиться у приемщика и предъявляться по первому требованию потребителя.
5. Если отсутствие информации или предоставление недостоверной или недостаточно полной информации о предмете проката, об услуге, а также об исполнителе повлекло:
предоставление предмета проката, не обладающего необходимыми потребителю свойствами, - он вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков;
невозможность использования предмета проката по назначению - потребитель вправе потребовать предоставления, в разумно короткий срок, надлежащей информации. Если информация в оговоренный срок не будет представлена, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков;
- причинение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя - он вправе предъявить исполнителю требование о возмещении вреда в полном объеме, если законодательными актами Республики Башкортостан не предусмотрен более высокий размер ответственности.
Размер причиненных убытков определяется соглашением между потребителем и исполнителем на основании подтверждающих документов и добровольно возмещается исполнителем.
При отказе исполнителя от добровольного возмещения потребителю причиненных ему убытков, последние взыскиваются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Республики Башкортостан.
II. Порядок предоставления предметов проката
6. Предметы проката предоставляются гражданам по предъявлении паспорта с отметкой о прописке в данной местности.
Граждане, не имеющие по действующим правилам паспорта, предъявляют документ, заменяющий его, и справку с места жительства.
Граждане в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет представляют также справку о своем заработке или стипендии, письменное согласие своих законных представителей (родителей, усыновителей или попечителей), подлинность подписи которых заверяется домоуправлением, администрацией по месту работы или Государственной нотариальной конторой.
7. Предметы проката на пляжах, катках, лыжных станциях, в парках и других местах массового отдыха на почасовое пользование выдаются по предъявлении паспорта или документа, заменяющего его, или под денежный залог, размер которого не должен превышать стоимости выдаваемого предмета.
8. Лицам, прибывшим в длительную командировку, предметы проката выдаются по предъявлении паспорта и комадировочного удостоверения на срок не более срока командировки.
В этом случае в квитанции-обязательстве указываются постоянный и временный адрес потребителя.
Лицам, имеющим временную прописку, предметы проката выдаются на срок не более срока прописки.
9. Для получения на прокат автомашины, мотоцикла, мотороллера, мопеда, моторной лодки и другого транспортного средства обязательно предъявление удостоверения на право их вождения.
10. Предоставление во временное пользование гражданам предметов проката оформляется обязательством-квитанцией формы БО-6 с заполнением всех предусмотренных реквизитов. Кроме этого, для получения на прокат автомашины, мотоцикла, мотороллера, мопеда, моторной лодки, катера и пианино оформляется письменный договор установленной формы. Выдача на прокат предметов почасового пользования оформляется в кассовой ведомости по форме БО-9 или квитанции формы БО-3 в зависимости от массовости услуг и мест нахождения прокатного пункта. Один экземпляр квитанции-обязательства выдается на руки потребителю.
11. Предметы проката выдаются на срок по желанию потребителя (на часы, сутки, месяц, несколько месяцев, но не свыше года). По соглашению сторон использование предметов проката может быть возобновлено на новый срок путем своевременного продления действия договора, не позднее 5 дней после истечения срока его действия с учетом изменения прейскуранта. Число дней пользования предметов проката исчисляется по календарным дням. При оформлении обязательства-квитанции приемщик обязан предусмотреть, чтобы день возврата предмета проката не совпал с праздничным или выходным днем предприятия проката.
12. Предметы, выдаваемые на прокат, должны быть в исправном состоянии. Приемщик обязан проверить в присутствии потребителя исправность выдаваемых предметов проката и ознакомить его с правилами их технической эксплуатации. Радиоэлектронная аппаратура, работающая на сухих элементах питания, выдается полностью укомплектованная этими элементами питания, обеспечивающими их нормальную работу. Если во время проката аппаратуры элементы питания выходят из строя, то потребитель заменяет их за свой счет.
13. Стиральные машины, холодильники, радиотелевизионная аппаратура и другие предметы бытовой техники, выдаваемые на прокат, должны иметь в соответствующих узлах, деталях, агрегатах пломбы, за сохранность которых отвечает потребитель.
14. Приемщик обязан ознакомить потребителя с условиями проката, предупредить о материальной ответственности за порчу, утерю, за возврат предмета проката не в комплекте или не в установленный срок. О согласии получить предмет во временное пользование на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, потребитель подписывается в обязательстве-квитанции.
15. Потребитель вправе отказаться от пользования предметом проката в любое время.
III. Расчет с потребителем
16. Цены на услуги устанавливаются и утверждаются руководителем предприятия по услугам проката с применением повышающего коэффициента с учетом роста инфляции.
Порядок применения дифференцированной платы за выдачу предметов проката в зависимости от срока проката, размеры и периоды действия скидок, перечни устаревших предметов проката, по которым предоставляется сезонная скидка, определяются приказом руководителя предприятия по услугам проката.
17. При получении предмета проката потребитель вносит предприятию проката полную стоимость его найма на весь срок проката, указанный в обязательстве-квитанции.
За прокат предметов, выдаваемых на длительный срок (три месяца и более) плата может вноситься помесячно: за первый месяц при выдаче предмета проката, а за последующие месяцы потребитель обязан вносить плату за прокат не позднее 5 дней со дня наступления очередного месяца пользования предметом проката с учетом изменений в прейскуранте.
За просрочку внесения очередного платежа либо возврата предмета проката потребитель сверх прокатной платы уплачивает предприятию проката пеню в размере 1 процент за каждый день просрочки по тарифу на начало просрочки.
Общая сумма пени, взысканная исполнителем за просрочку возврата предмета проката, либо внесения очередного платежа, не должна превышать суммы месячной платы за прокат по тарифу на начало просрочки.
18. Если предмет проката возвращается ранее обусловленного срока, то с потребителем должен быть произведен перерасчет. При этом плата за время пользования предметом проката взимается по тарифу, соответствующему фактическому сроку проката.
19. Пеня за просрочку очередного платежа и за просрочку возврата предмета проката не взимается в случаях, когда потребитель документально подтвердит невозможность внесения очередного платежа в установленные сроки или возврата предмета проката по уважительным причинам (например листок нетрудоспособности с отметкой о нахождении в стационаре).
Вопрос об освобождении потребителя от уплаты пени решает руководитель предприятия.
20. В случае отсутствия документального подтверждения причин просрочки очередного платежа или возврата предмета проката в течение месяца, договор между потребителем и исполнителем расторгается и предмет проката исполнителем изымается.
21. Если потребитель допустил ухудшение состояния нанятого предмета проката, он должен возместить нанесенный ущерб в 3-х дневный срок со дня вручения ему акта установленной формы.
Если предмет проката приведен потребителем в полную негодность, потребитель предоставляет однородный предмет, соответствующий по качеству и марке вышедшему из строя, или оплачивает его стоимость с учетом износа, тогда взятый на прокат предмет переходит в собственность потребителя.
22. При отказе потребителя или уклонении от возврата деталей и частей предмета проката, если возможно его дальнейшее использование, потребителем оплачивается стоимость недостающих частей и деталей в полуторном размере к розничным ценам.
23. В случае возникшего спора о состоянии возвращаемого предмета проката, вопрос решается в бюро товарных экспертиз, либо компетентными представителями незаинтересованной стороны.
Обязанность организации проведения экспертизы лежит на исполнителе.
Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. При отказе потребителю участвовать в проверке качества товара, результаты экспертизы считаются недействительными.
Оплата экспертизы производится стороной, против которой вынесено решение экспертизы.
24. В случае невозврата предмета проката в установленный срок, исполнитель обязан направить потребителю письменное требование о немедленном возврате предмета проката. Если потребитель не возвратит предмет проката в течение месяца со дня направления ему письменного предупреждения, к нему предъявляется иск в народный суд об изъятии предмета проката, а при его отсутствии - о взыскании стоимости предмета проката с учетом износа и возмещения убытков, понесенных исполнителей.
Кроме того, взыскивается штраф в размере 2-х кратной стоимости утраченного предмета проката с учетом износа по ценам, действующим на момент предъявления иска.
25. В случае утери, повреждения, разукомплектования, приведения в полную негодность предмета проката составляется акт установленной формы, один экземпляр которого вручается потребителю.
26. Риск утраты предмета проката вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях, обстоятельствах, лежит на исполнителе.
В случае утраты (повреждения) предмета проката по другим причинам (пожар, хищение и др.) ответственность возлагается на потребителя, если он не докажет, что утрата произошла не по его вине. Доказательством отсутствия вины являются официальные документы соответствующих органов.
27. Взыскание задолженности по оплате за пользование предоставленными исполнителей предметами проката, производится в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи государственных нотариальных органов.
Если о взыскании ущерба возбуждается дело в суде, то исполнитель вправе вместе с предъявлением ко взысканию задолженности по оплате за пользование предметом проката в нотариальном порядке приобщить эту задолженность к общеисковой сумме в судебном порядке.
28. Форма оплаты (наличным или в безналичном порядке) оказанной услуги определяется по соглашению между потребителем и исполнителем.
IV. Обязанности сторон
29. Потребитель обязан пользоваться предметом проката в соответствии с его назначением, соблюдая установленные правила эксплуатации и ухода за предметом.
Потребитель не должен производить разборку предмета проката, нарушать установленные пломбы, а также передавать его в пользование другим лицам.
30. По истечении срока проката потребитель обязан вернуть предмет в том состоянии, в котором он его получил с учетом нормального износа.
Проверка исправности возвращаемого предмета проката производится в присутствии потребителя. О возврате предмета проката делается отметка в обязательстве-квитанции, скрепленная подписями потребителя и приемщика предприятия-исполнителя.
31. Доставка предметов проката на дом к потребителю и обратно к исполнителю производится потребителем. При наличии у исполнителя транспортных средств доставка предметов проката производится по желанию потребителя транспортом исполнителя за дополнительную плату по установленным тарифам.
32. В случае выхода из строя предмета проката в период пользования не по вине потребителя, исполнитель обязан в 5-ти дневный срок, со дня заявления об этом потребителем, устранить повреждение на месте или при возможности заменить вышедший из строя предмет однородным исправным предметом.
Доставка крупногабаритных товаров и товаров весом более 5 кг в этом случае осуществляется безвозмездно силами предприятия или самим потребителем с возмещением ему транспортных расходов по установленным тарифам или предоставлении документов, подтверждающих эти расходы.
Если повреждение явилось следствием нарушения потребителем правил эксплуатации предмета проката, потребитель обязан отремонтировать его за свой счет или возместить исполнителю все расходы по ремонту и доставке предмета проката, о чем потребитель предупреждается исполнителем во время заключения договора.
За время - со дня поступления заявления потребителя о выходе предмета проката из строя до дня его ремонта на дому или доставки исправного предмета - прокатная плата не взимается за исключением случаев, когда повреждение явилось следствием нарушения потребителем правил эксплуатации предмета проката.
33. Настройку и чистку пианино и роялей исполнитель производит за свой счет один раз в год.
Неисполнение исполнителем указанных обязанностей дает право потребителю производить эти работы за свой счет с последующим возмещением понесенных расходов при предъявлении документов, подтверждающих эти расходы.
Управляющий Делами
Кабинета Министров
Республики Башкортостан |
Н.З.Гафаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 14 сентября 1995 г. N 342 "Об утверждении Правил предоставления гражданам во временное пользование предметов проката в Республике Башкортостан"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 апреля 2003 г. N 96 настоящее постановление признано утратившим силу