Введение
Уважаемые башкортостанцы!
Уважаемые депутаты Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан!
В XXI веке перед нашей республикой и страной в целом открываются новые широкие перспективы развития, но встают и серьезные проблемы.
Выстроить верный путь движения общества в современной ситуации можно только на основе осмысления достигнутого и глубокого анализа вопросов, требующих решения, дальнейшей консолидации и конструктивного сотрудничества всех слоев и групп населения, политических сил и общественности, проведения продуманной и ответственной государственной политики, согласованной с общими тенденциями исторического развития всей России и выражающей волю и интересы многонационального народа Башкортостана.
Уже более десятилетия в стране идут масштабные процессы обновления, коренные экономические и социально-политические преобразования. За последние пять лет возникли новые тенденции, оказавшие большое влияние на всю общественную жизнь.
Ставший серьезным испытанием на прочность для экономики России и всех ее регионов август 1998 года показал правильность проводимой в Башкортостане государственной политики сохранения промышленного и сельскохозяйственного потенциала, стратегии постепенного реформирования, создания собственных финансово-кредитных структур, отказа от ориентации только на импортные товары первой необходимости. Поэтому, в отличие от многих субъектов федерации, мы не только пережили этот кризис с минимальными издержками, но и смогли использовать появившиеся возможности для развития отечественного производства.
Взятый Президентом Российской Федерации В.В.Путиным курс на всестороннее укрепление государственности, законности и порядка в стране, консолидацию общества, повышение авторитета России и ее влияния на международной арене, во многом созвучен с той стратегией развития, которой мы придерживались с самого начала российских преобразований.
В новых условиях бюджетных отношений центра и регионов Республика Башкортостан осталась одним из немногих регионов-доноров, определила совместно с федеральными органами государственной власти механизмы обеспечения дальнейшего экономического и социального прогресса через Федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2006 года".
Большое значение для страны в современной сложной обстановке в мире имеет сохранение мощнейшего промышленного комплекса республики, включающего предприятия оборонного профиля.
Все более пристальное внимание привлекает наш опыт консолидации общества, упрочения межнационального и межконфессионального сотрудничества, гражданского и военно-патриотического воспитания молодежи.
Со всей определенностью можно сказать, что Башкортостан вошел в новый век как высокоразвитый индустриальный и аграрный регион, крупный научный и культурный центр. Республика имеет свою государственность в составе Российской Федерации, отличается политической и социальной стабильностью и вносит значительный вклад в прогресс нашего Отечества.
Нами проведены конституционная реформа, согласование республиканского и федерального законодательства.
Мы верны великим ценностям свободы и демократии, дружбы и сотрудничества народов, патриотизма и гражданственности, труда и созидания, нравственности и духовности, органичного сочетания исторического наследия и творческого поиска.
Наша цель остается неизменной - поступательное развитие республики вместе со всей страной по пути к прогрессу и процветанию, к сильному демократическому и социальному государству на основе дальнейшего подъема экономики, широкого развития духовной культуры и благотворных традиций народа.
Базовыми принципами на этом пути являются:
- всесторонняя согласованность преобразований в Башкортостане с общероссийскими процессами;
- всемерное содействие укреплению единства и управляемости страны, реализации демократических основ и федеративной природы российской государственности;
- эффективная работа органов государственной власти и органов местного самоуправления, поддержка всех институтов гражданского общества;
- опора на многоотраслевую и высокотехнологичную промышленность, ориентированную на производство конкурентоспособной продукции;
- успешное реформирование агропромышленного комплекса, обеспечение социального развития села;
- охрана окружающей среды, создание благоприятной экологической обстановки;
- совершенствование условий для трудовой деятельности активной части населения и адресная социальная помощь нуждающимся;
- развитие здравоохранения, массовой физической культуры, спорта и туризма, приобщение людей к здоровому образу жизни;
- приоритетное внимание к сферам образования, науки и культуры;
- решительная борьба с преступностью, незаконным оборотом наркотиков;
- укрепление гражданского мира, межнационального и межконфессионального согласия, создание условий для сохранения и развития языков и культур всех народов Башкортостана;
- опора на исторические традиции и духовные ценности, воспитание молодежи в духе патриотизма и любви к родному краю и всей Отчизне.
Успешное претворение в жизнь этих принципов требует выработки общих ориентиров и конкретных планов дальнейших действий.
В соответствии со статьей 87 Конституции Республики Башкортостан обращаюсь к народу и к Государственному Собранию - Курултаю - Республики Башкортостан с Посланием о положении в республике и основных направлениях ее развития в 2003 году.
Государственное строительство и защита прав граждан
Современный этап государственного строительства начался с провозглашения в 1990 году Декларации о государственном суверенитете Башкортостана. Тогда был заложен фундамент нашей подлинной государственности в составе обновленной демократической федеративной России. Создана развитая система законодательства, позволяющая осуществлять собственное правовое регулирование с учетом местных условий.
Начиная с 2000 года во многом изменились направления и характер развития федерального законодательства, приняты новые и пересмотрены действующие законы. Возникла необходимость согласования республиканского законодательства с федеральным, обновления концепции дальнейшего развития нашей правовой системы. В целом проделана большая по объему и сложности работа по внесению изменений и дополнений во многие республиканские законы. Одновременно с этим они были развиты в соответствии с сегодняшними реалиями.
Серьезные перемены в социально-экономическом и общественно-политическом развитии обусловили дальнейшее совершенствование положений Конституции Республики Башкортостан. Последовательно в 2000 и 2002 годах в Основной закон республики вносились востребованные жизнью коррективы. Фактически в два этапа осуществлена масштабная конституционная реформа, имеющая важное значение для будущего Башкортостана.
В нашей качественно обновленной Конституции обеспечена преемственность основополагающих идей. Как и прежде, республика обладает всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения. Закреплен приоритет прав и свобод человека. Конституционные положения выверены с федеральным законодательством, общепризнанными принципами и нормами международного права. Все это гарантирует стабильность и эффективность Конституции Республики Башкортостан и республиканской законодательной системы.
С учетом исторической и практической значимости Договора с Российской Федерацией о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий в Конституцию включена норма о его действии в части, не противоречащей конституциям России и Башкортостана. Этим подтверждается и закрепляется наша приверженность к строительству взаимоотношений с Российской Федерацией на сложившейся веками надежной договорной основе.
Обновленная редакция нашего Основного закона станет важной вехой в дальнейшем развитии федерализма, позволит республике гармонично развиваться в составе Российской Федерации, будет и впредь служить интересам многонационального народа Башкортостана и всей страны.
В республике за последнее десятилетие создана эффективно действующая система органов государственной власти. В разные периоды Верховный Совет, Государственное Собрание сформировали действенное республиканское законодательство. Важной составляющей государственного устройства стал институт президентства, обеспечивающий единство и целостность государственной политики. Текущее управление социально-экономическим развитием осуществлялось Кабинетом Министров республики.
В соответствии с обновленной редакцией Конституции проводится дальнейшая оптимизация системы государственной власти. Ряд конституционных новшеств уже реализован. Приступило к работе Государственное Собрание - Курултай - Республики Башкортостан, сформированное по новой модели. Скорректированы задачи и полномочия Правительства республики и местных органов государственной власти. Повсеместно избраны органы местного самоуправления. Но многое еще предстоит сделать.
Задачи, стоящие перед новым составом Государственного Собрания, обширны и значимы. Однопалатная структура высшего законодательного органа позволит более оперативно и с наименьшими затратами осуществлять законотворческий процесс, повысит ответственность депутатов за качество принимаемых ими решений.
Предстоит провести экспертизу ранее принятых законов с точки зрения их соответствия обновленной Конституции республики, разработать меры по совершенствованию законодательства. Главное, чтобы законы принимались для улучшения жизни людей, решения реальных проблем.
Ключевыми направлениями законотворчества в текущем году становятся государственное строительство, организация местного самоуправления и социально-экономическое развитие.
Предстоит активизировать работу по взаимодействию Государственного Собрания Республики Башкортостан с Федеральным Собранием Российской Федерации, шире использовать свое конституционное право законодательной инициативы.
Происходящий в России процесс усиления властной вертикали, создание органов местного самоуправления в городах республики потребуют корректировки функций и задач республиканских органов исполнительной власти. Министерства, государственные комитеты и ведомства должны стать активными центрами реализации экономической и социальной политики.
Совершенствование структуры и деятельности исполнительной власти будет направлено, прежде всего, на обеспечение экономического подъема и решение на этой основе социальных вопросов. Надо иметь в виду, что общероссийский процесс реформирования жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, железнодорожного транспорта неизбежно коснется и каждого жителя Башкортостана. Перед органами власти встанет задача минимизировать издержки и социальную напряженность, неизбежно вызываемые этими изменениями.
В связи с этим, при взаимодействии Правительства с законодательной властью необходимо, прежде всего, делать акцент на разработке жизненно необходимых правовых актов и проведении на их основе единой политики во всех сферах общества.
Важную роль в определении политического и социально-экономического курса играет Президентский Совет. В обновленной Конституции Башкортостана заложена норма о Совете Республики. Он призван стать реально работающим консультативным органом при Президенте Республики Башкортостан, где будут вырабатываться основные направления развития республики, обсуждаться актуальные проблемы современной жизни.
Неоспоримую ценность в Республике Башкортостан, как в правовом государстве, представляют права и свободы человека. Именно Башкортостан стал первым регионом России, где был введен институт Уполномоченного по правам человека. Принят также целый ряд деклараций и заявлений, соответствующих международным стандартам в области прав человека.
В республике многие годы действует отлаженная система управления в районах и городах. Мы не стали спешить с упразднением государственных структур на этом уровне, и время подтвердило нашу правоту. В Конституции Республики Башкортостан теперь есть отдельная глава о местных органах государственной власти. Задачи, стоящие перед ними, особенно сложны. Это обусловлено тем, что данные органы являются связующим звеном между государственной властью и местным самоуправлением. От качества их дальнейшей работы во многом будет зависеть эффективность деятельности муниципальных образований.
Одним из важнейших направлений совершенствования работы органов государственной власти являются правильный подбор и расстановка кадров. За последние годы в республике на всех уровнях власти сложился работоспособный состав высококвалифицированных специалистов. Предстоящий в конце года переход к выборам глав администраций районов и городов потребует от соответствующих служб существенного усиления кадровой работы.
В динамично изменяющихся условиях руководителям всех уровней важно не терять связи с наукой, систематически заниматься повышением квалификации. В этом деле, как и прежде, значительна роль Башкирской академии государственной службы и управления.
В текущем году предстоит начать реформу государственной службы. Уже сегодня это требует качественного обновления нормативной правовой базы, разработки организационных механизмов, позволяющих шире привлекать в органы государственной власти высококвалифицированных специалистов. Для обеспечения скоординированности в проведении этих мероприятий в ближайшее время нужно создать соответствующую правительственную комиссию во главе с Премьер-министром Правительства Республики Башкортостан.
Вызывает обеспокоенность чрезмерное увеличение в субъектах Российской Федерации территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти. Очень часто это ведет лишь к разрастанию бюрократического аппарата, подмене или дублированию функций региональных органов власти. Было бы целесообразным на федеральном уровне при создании подобных структур полнее учитывать позиции регионов.
В последнее время существенно обновилось федеральное законодательство, связанное с работой судов всех уровней, адвокатуры, нотариата. Важные изменения внесены в процессуальное законодательство. Все это требует дальнейшего совершенствования деятельности государственных органов и учреждений, в задачи которых входит защита прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с новыми требованиями в Республике Башкортостан созданы органы судейского сообщества, сформирована Адвокатская палата. Налажено конструктивное взаимодействие с Прокуратурой республики. От профессионализма и принципиальности каждого работника правоохранительных и правозащитных органов в конечном счете зависит эффективность правосудия и успешная защита прав и законных интересов наших граждан.
Важное место в системе судебной власти занимает Конституционный Суд Республики Башкортостан, стоящий на защите нашего Основного закона. В связи с принятием обновленной редакции Конституции возрастает роль этого органа судебной власти в части официального толкования ее положений.
Другой составляющей судебной власти Башкортостана являются мировые судьи. Сегодня, по прошествии двух лет, наглядно видны первые позитивные итоги деятельности этого института правосудия. Теперь рядовому гражданину добиться судебного решения гораздо проще и быстрее. В следующем году истекают полномочия большинства мировых судей. Следует заблаговременно организовать работу по подбору высокопрофессиональных специалистов, наиболее достойных этой должности.
В республике предприняты первые шаги по формированию состава присяжных заседателей. Претворение в жизнь этого демократического способа отправления правосудия потребует серьезной работы не только органов юстиции, но и всех других властных структур.
Эффективность деятельности судебной власти, включая и федеральные суды, во многом зависит от их материально-технического обеспечения. В последние годы усилиями органов государственной власти существенно улучшено положение в этой сфере. Судам выделены оборудованные всем необходимым помещения, планомерно решаются и другие вопросы по созданию надлежащих условий работы судейского корпуса.
Сегодня значительно возросла роль нотариата. Органам юстиции, администрациям районов и городов следует способствовать его дальнейшему развитию.
В Республике Башкортостан 2003 год насыщен избирательными кампаниями. Исключительно важное значение для дальнейшего развития республики имеют предстоящие выборы Президента Республики Башкортостан, депутатов Государственной Думы Российской Федерации и местных представительных органов государственной власти.
Наша задача - создать необходимые условия для организованного проведения демократических, равных и честных выборов. В республике для этого есть надлежащая правовая база. Главное, чтобы выборы объединили и сплотили всех людей, независимо от их политических взглядов, на основе общей заботы о родной республике и всей России.
В Башкортостане проводится целенаправленная и планомерная работа по развитию местного самоуправления. В целях обеспечения взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления создан Совет по местному самоуправлению при Президенте Республики Башкортостан.
Завершение формирования системы местного самоуправления, расширение полномочий муниципальных органов в области финансовых, имущественных, земельных отношений требуют организационной и методической поддержки Правительства и подведомственных ему структур. Принятый почти три года назад Закон "О муниципальной службе в Республике Башкортостан" до сих пор реально не заработал. Надо в корне исправлять ситуацию. Неотложной задачей остается подготовка кадров для муниципальной службы.
Современный этап развития России характеризуется дальнейшим упорядочением взаимоотношений между центром и регионами, укреплением вертикали исполнительной власти в стране. Значимой составляющей этих преобразований стала гармонизация федерального и регионального законодательства и достижение на этой основе единого правового пространства.
Важно, чтобы проводимые реформы не вошли в противоречие с главным принципом российской государственности - федерализмом. Отстаивать его - это значит защищать конституционные основы демократического политико-территориального устройства страны, предполагающего наличие федерального и регионального уровней государственной власти. Своими согласованными действиями они призваны, в конечном счете, обеспечить каждому россиянину достойную жизнь.
Башкортостан активно участвует в процессе обновления федеративного государственного устройства России. Наши позиции неизменны - республика всегда выступала и выступает за единство и целостность Российского государства на федеративных началах. Мы убеждены, что сила и величие России слагаются из крепких, развитых и самодостаточных регионов. Поэтому нельзя согласиться с нарастающим стремлением ряда федеральных структур и отдельных политических сил ослабить позиции регионов.
Не могут не вызвать обеспокоенность некоторые предложения и законодательные инициативы, направленные на пересмотр предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов. Они допускают вторжение в компетенцию регионов, что противоречит не только букве и духу Конституции России, но и самим основам государственного устройства страны. В этой связи важно, что Президент Российской Федерации В.В.Путин в своем Послании Федеральному Собранию особо подчеркнул необходимость более четкого разграничения полномочий между различными уровнями власти.
В выстраивании конструктивных взаимоотношений между федеральным центром и субъектами федерации возрастает значение Государственного Совета Российской Федерации. Он стал структурой, где на высоком уровне обсуждаются общероссийские и региональные проблемы, намечаются пути их решения.
Создание Государственного Совета позволяет по-иному подойти к оценке роли и функций федеральных округов. В принципе они могли бы стать связующим механизмом выполнения целей и задач, стоящих как перед федеральным центром, так и перед субъектами федерации. К сожалению, их участие в решении проблем регионов малозаметно.
Выдвигаются и неконституционные предложения преобразовать федеральные округа в укрупненные самостоятельные субъекты федерации. Надуманные территориально-административные реформы чреваты дестабилизацией внутриполитической обстановки, ухудшением экономической ситуации в стране.
Стабильность многонациональной России в значительной степени зависит от проводимой национальной политики, от того, насколько она находит отклик, понимание и поддержку в регионах, особенно в республиках. Можно с удовлетворением констатировать, что Башкортостан, несмотря на сложную политическую обстановку в стране, сохранил и укрепил межнациональный мир и согласие.
Этому способствовали такие крупные события, как Всемирный курултай башкир, Собор русских, съезд татар, съезд (канаш) чувашей, а также аналогичные форумы марийцев, мордвы, удмуртов, украинцев, белорусов, немцев, евреев, Ассамблея народов Республики Башкортостан. У нас сегодня действуют около 60 национальных общественных объединений и 23 национально-культурных центра.
Продолжается работа по созданию историко-культурных центров. В 2002 году в рамках мероприятий XII Международного Аксаковского праздника состоялось открытие Аксаковского историко-культурного центра "Село Надеждино" в Белебеевском районе.
Особое внимание обращается на сохранение и развитие языков народов Башкортостана. Преподавание в республике ведется на 15 языках. Подготовку учителей родных языков осуществляют 5 высших учебных заведений и 12 педагогических колледжей и училищ. В настоящее время около 70 процентов учащихся нерусской национальности приобщаются в школах к родному языку.
Приняты Государственная программа сохранения, изучения и развития языков народов Республики Башкортостан на 2000-2005 годы, Республиканская программа "Формирование гражданина нового Башкортостана на 2002-2010 годы", Программа по изучению, возрождению и развитию фольклора народов Республики Башкортостан, Государственная программа "Народы Башкортостана". Министерствам, государственным комитетам, ведомствам, администрациям районов и городов, муниципальным образованиям следует принять конкретные меры по реализации указанных программ.
Межнациональное согласие, достигнутое бережным отношением к традициям, культуре и языкам наших народов, - бесценное достояние не только Башкортостана, но и всей страны. Огромное значение для России имеет сохранение уникального сообщества народов, отметил в своем Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В.В.Путин.
Правительству республики необходимо наметить пути дальнейшего совершенствования национальной политики. Высшая ее цель - это воспитание чувства патриотизма, любви к Башкортостану и всей России.
Актуальной задачей остается дальнейшее развитие институтов гражданского общества.
Обновленная редакция федерального закона о политических партиях существенно изменит политическую жизнь и в субъектах федерации. В Башкортостане зарегистрировано более 30 региональных отделений общероссийских партий. К усилению роли ведущих из них должны быть готовы как общественность, так и органы государственной власти республики.
Предстоит наладить конструктивный диалог и сотрудничество с теми политическими партиями, которые наиболее полно выражают насущные интересы различных слоев населения. Органы государственной власти обязаны оказывать содействие организационному становлению региональных отделений таких политических партий.
Большой вклад в дело укрепления гражданского мира и согласия в республике вносит Общественное Совещание при Президенте Республики Башкортостан, которое объединяет руководитей# региональных отделений политических партий, национально-культурных объединений, женских, молодежных и ветеранских организаций.
Достигнутые результаты вселяют уверенность в то, что государство в лице его властных структур, органы местного самоуправления, все институты гражданского общества и дальше будут плодотворно решать общие задачи, совместными усилиями послужат дальнейшему прогрессу родного Башкортостана.
В республике созданы все необходимее условия для обеспечения свободы совести, реализации конституционного права исповедовать ту или иную религию. Только за последние годы при содействии государственных органов построено, отремонтировано и передано верующим более 600 культовых объектов.
В Башкортостане сложилась обстановка взаимоуважения верующих различных конфессий, сотрудничества между религиозными объединениями.
Мы исходим из того, что традиционные религиозные конфессии способны сделать очень многое для сохранения духовных и нравственных ценностей народов республики. Активную роль религиозные организации могут сыграть в нашей совместной работе по пропаганде здорового образа жизни, а также в противодействии таким негативным явлениям в обществе, как наркомания, алкоголизм и другие социальные пороки.
Республика Башкортостан устойчиво занимает лидирующие позиции в Российской Федерации по развитию средств массовой информации.
Уровень насыщенности печатными изданиями в 2003 году составляет 624 экземпляра на 1000 человек. Всего на текущий год выписано более 13 тысяч наименований СМИ, а разовый тираж газет и журналов достиг 2 млн. 80 тысяч экземпляров. В конце 2002 года начат выпуск республиканских газет в цветном исполнении.
У нас зарегистрировано свыше 500 печатных и электронных СМИ на семи языках, в числе которых 96 государственных газет и журналов. Расширяется выпуск изданий, отражающих позиции различных политических партий и общественных организаций. В 21 районе и городе республики действуют 35 теле- и 12 радиокомпаний и студий. В Башкортостане работают 16 корпунктов центральных СМИ, транслируются передачи 11 общероссийских каналов. Создана система спутникового телевидения.
Осуществлена реорганизация информационного агентства "Башинформ", начато издание Интернет-газеты "Башвесть".
Средства массовой информации Башкортостана всесторонне и объективно освещают социально-экономическое, культурно-духовное и общественно-политическое развитие республики, содействуя формированию общественного мнения. Мы и дальше будем делать все необходимое для реализации прав граждан на информацию и свободу слова.
В духовном, нравственном и патриотическом воспитании граждан нужно активнее использовать и возможности печатной художественной литературы. Книга есть первооснова культуры любого народа. В связи с этим Правительству республики следует принять дополнительные меры по улучшению книгоиздания, книжной торговли и пропаганды книжной продукции.
Важнейшая задача государства - защита личности и общества от противоправных посягательств. В Башкортостане приняты и реализуются долгосрочные программы борьбы с преступностью и по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту. Наращиваются усилия по выявлению и пресечению преступлений в сфере экономики и фактов коррупции. Правоохранительным органам выделяются дополнительные средства из республиканского бюджета.
Уровень преступности в республике остается одним из самых низких в стране. В 2002 и текущем годах наметилась и сохраняется тенденция дальнейшего его снижения, в том числе по тяжким и особо тяжким преступлениям - на 21 процент, с применением оружия - на 25 процентов, краж всех форм собственности -на 19 процентов. Сокращается также преступность на улицах и в общественных местах. В целом обеспечиваются законность и правопорядок, гарантируется личная безопасность людей, удерживается под контролем криминогенная ситуация. Однако преступность все еще представляет реальную угрозу обществу.
Для борьбы с криминалом, особенно с его организованными формами и терроризмом, нужен комплекс мер правового, организационного, научного и воспитательного характера, усиление координации деятельности всех правоохранительных органов и общественных формирований. Должна быть повышена роль межведомственного Совета общественной безопасности Республики Башкортостан. В целях профилактики правонарушений, преодоления юридического нигилизма требуется усилить работу по повышению правовой культуры населения.
Серьезной проблемой, требующей безотлагательного решения, остается нерегулируемая миграция. Важно обеспечить более строгий учет и контроль за миграционными процессами.
Наряду с улучшением материально-технического и финансового обеспечения правоохранительных органов предстоит добиться дальнейшего укрепления их кадрового состава, повышения ответственности за исполнение своего служебного долга, строгое соблюдение законности.
Мы должны проявить твердую волю, настойчивость и последовательность в защите прав, интересов и достоинства граждан.
Приоритеты устойчивого развития экономики
За годы преобразований Башкортостан сохранил ведущее положение в России благодаря правильно выбранной экономической стратегии, проведению взвешенных реформ и сохранению государственного регулирования в условиях рыночной экономики.
Проводимая в республике экономическая политика основывалась на программно-целевом подходе, реализации Концепции социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2005 года, среднесрочной программы структурной перестройки экономики и ряда других программ. В результате мы относительно безболезненно справились с последствиями кризиса 1998 года. Объем промышленного производства за этот период вырос на 25,8 процента. Удалось сбалансировать структуру экономики, исключив ее зависимость только от одной-двух отраслей.
Особенно значительные темпы роста показывают машиностроение и металлообработка. За последние пять лет отрасль увеличила выпуск продукции более чем в 2,5 раза. В цветной металлургии прирост составил 46,5 процента, в черной металлургии - 45,5, легкой промышленности - 43 процента. Достигнут значительный прогресс в аграрном секторе, где производство сельскохозяйственной продукции выросло на 29,1 процента.
Поддерживается высокая инвестиционная активность. Объем инвестиций в основной капитал увеличился на 74,5 процента. Повышение конкурентоспособности республиканских предприятий отразилось и на внешнеэкономической деятельности. За эти годы экспорт возрос на 69 процентов.
По объему валового регионального продукта и промышленного производства Башкортостан входит в первую десятку, а по объему продукции сельского хозяйства занимает второе место в стране. Республика имеет богатейшую минерально-сырьевую базу и крупнейший нефтеперерабатывающий комплекс, способный перерабатывать весь спектр углеводородного сырья.
Валовой региональный продукт по предварительным данным в 2002 году вырос на 3,1 процента, объем производства в промышленности - на 2,5, в сельском хозяйстве и на транспорте - на 8,6, в сфере услуг - на 4,1, торговле - на 13,1 процента.
Основные задачи социально-экономического развития республики на предстоящий год определяются с учетом положений Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2006 года". Они предполагают:
- расширение сферы хозяйственного освоения и доступа к новым источникам природных ресурсов;
- дальнейший рост значимости республики в экономике России за счет эффективной реализации потенциала уникальных высокотехнологичных комплексов в нефтепереработке, нефтехимии, химии и машиностроении;
- усиление роли в экономической интеграции между территориями Урала, Сибири и Поволжья.
Только производство конкурентоспособных товаров может обеспечить быстрый и устойчивый рост экономики, отмечается в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Развитие рыночных отношений предполагает создание условий для добросовестной конкуренции, вхождения новых хозяйствующих субъектов на рынки, устранение структурного доминирования, применение конкурсных процедур при распределении государственных ресурсов. Важно не допускать совмещения контрольно-надзорных функций с хозяйственной деятельностью.
Следует продолжить укрепление внешнеэкономических позиций республики за счет целевой поддержки экспорто ориентированных производств топливно-энергетического, машиностроительного и лесопромышленного комплексов, химии и нефтехимии. Важно повысить эффективность внешнеторговой деятельности по закупкам современных видов машин и оборудования, технологий и инвестиционных товаров, а также поставке за рубеж высокотехнологичной и наукоемкой продукции республиканских товаропроизводителей.
Необходимо создать единую систему информационной поддержки внешнеэкономической деятельности с использованием банков данных организаций, занимающихся внешней торговлей, активнее участвовать в российских и международных выставках и ярмарках.
Необходимо повысить роль Торгово-промышленной палаты Республики Башкортостан в продвижении республиканских товаров на внешние рынки, в эффективном взаимодействии производителей товаров и услуг, торговых организаций и экспортеров, реализации потребностей малого и среднего бизнеса.
Важно ускорить реализацию Концепции промышленной политики. Ее основные направления - повышение конкурентоспособности промышленного комплекса, привлечение инвестиций, оказание государственной поддержки предприятиям социально значимых отраслей экономики, использование научно-технических разработок и новых результатов фундаментальных и прикладных исследований, развитие импортозамещающих производств.
Необходимо продолжить работу по совершенствованию управления на предприятиях, повышению эффективности маркетинга, внедрению современных систем менеджмента качества, соответствующих международным стандартам. Подготовка к вступлению России во Всемирную торговую организацию требует создания базы внешнеэкономического консультирования и подготовки высокопрофессиональных управленческих кадров, ориентированных на современные жесткие условия конкуренции.
Надо обеспечить более активное участие предприятий всех отраслей экономики в конкурсе на соискание премий Президента Республики Башкортостан в области качества продукции (товаров, услуг) 2003 года.
Дальнейшее развитие должны получить разработка и внедрение наукоемкой продукции. В Башкортостане накоплен определенный опыт организации инновационной деятельности. Промышленность республики должна перейти в производстве и поставках по межрегиональным договорам от отдельных видов комплектующих к законченным изделиям, цельным блокам, модулям с высоким уровнем добавленной стоимости.
Сохраняет свою актуальность проблема энергообеспечения. При возрастании общего спроса на топливо изменяется структура его потребления. Вопросы производства энергоресурсов предполагается решить за счет сдерживания темпов падения добычи нефти и газа, наращивания добычи бурых углей, ввода мощностей ветровых и гидроэлектростанций, а также повышения продуктивности энергоустановок.
Важно обеспечить достаточный уровень инвестиций в топливно-энергетический комплекс - основу нашей экономики. При этом они должны быть сформированы преимущественно за счет собственных ресурсов предприятий.
В машиностроении ключевое значение приобретают разработка и производство высокотехнологичного оборудования для перевооружения промышленности, современное станкостроение, изготовление автомобильной и сельскохозяйственной техники, газотурбинных энергоустановок, газоперекачивающих станций, установок малой и нетрадиционной энергетики.
В соответствии с решениями Правительства Российской Федерации об увеличении закупок вооружения следует обратить особое внимание на получение государственного заказа предприятиями оборонно-промышленного комплекса, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых образцов вооружения и военной техники, а также выполнение экспортных поставок.
Необходимо формирование стратегии развития лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, нацеленной на повышение глубины переработки сырья и обеспечение требуемого качества продукции. Мы имеем все возможности для создания самого современного и конкурентоспособного лесопромышленного и лесозаготовительного комплексов, производства строительных материалов в республике.
В легкой промышленности требуется продолжить работу по увеличению производства и расширению ассортимента продукции в соответствии с потребностями внутреннего рынка, внедрению новых технологий и современного оборудования. Важно обеспечить сохранение профиля деятельности предприятий данной сферы при их приватизации.
В силу географического положения и уровня экономического развития Республики Башкортостан большую роль играет транспортная система. Правительству республики необходимо принять действенные меры по обновлению и пополнению парка транспорта, укреплению ремонтной базы, а также финансовому оздоровлению предприятий отрасли.
В истекшем году в республике продолжалось активное развитие средств связи. Прирост основных телефонов составил 43,5 тысячи номеров, при этом количество квартирных телефонов увеличилось на 42,6 тысячи. Всего за последнее десятилетие число квартирных телефонов выросло в 2,5 раза, и теперь имеют телефон каждая вторая городская семья и каждая четвертая семья в сельской местности. Ведутся работы по созданию сети спутниковых телекоммуникаций.
Отрасль связи республики в 2003 году должна обеспечить дальнейшее увеличение общей телефонной плотности на местных сетях, охват республиканским телевизионным вещанием всех населенных пунктов, особенно сельских.
Все более заметное место в жизни республики занимает информатизация. Сделан ряд существенных шагов по формированию государственной информационной политики. В рамках Федеральной целевой программы "Создание и развитие информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти на 2001-2007 годы" разработана и принята Программа информатизации органов государственной власти Республики Башкортостан. Ее главной целью является повышение эффективности работы органов государственной власти за счет внедрения современных информационных технологий.
Правительственная комиссия Республики Башкортостан по информатизации призвана стать координирующим центром, обеспечивающим согласованную деятельность республиканских органов исполнительной власти, администраций районов и городов, органов местного самоуправления, предприятий и организаций в сфере информатизации.
В связи с важностью этих проблем и реализацией Федеральной целевой программы "Электронная Россия" предстоит рассмотреть вопрос о целесообразности создания в структуре республиканских органов исполнительной власти соответствующего специализированного подразделения.
Республика Башкортостан обладает значительным инвестиционным потенциалом и высоким уровнем региональной инвестиционной безопасности. Это подтверждают и рейтинги, определяемые крупными международными агентствами.
Необходимо и в дальнейшем улучшать инвестиционный климат, обеспечить разработку и реализацию бизнес-планов, прозрачность финансово-экономической информации, переход предприятий на международные стандарты финансовой отчетности. Следует принять меры по формированию рынка эффективных инвестиционных проектов.
Предстоит активнее вкладывать средства в реальный сектор экономики, в первую очередь, в объекты, предусмотренные Федеральной целевой программой "Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2006 года". В целях ее реализации Правительство должно эффективно взаимодействовать с федеральными органами исполнительной власти.
Важной задачей является стимулирование инвестиций посредством размещения ценных бумаг, что позволит привлечь значительный объем долгосрочных капиталов. Основными эмитентами облигаций могут стать крупные предприятия топливно-энергетического комплекса, машиностроения и металлообработки, легкой и стекольной промышленности.
Республиканским органам исполнительной власти необходимо усилить координацию действий с предприятиями и организациями реального сектора экономики по развитию межрегиональных связей через представительства Республики Башкортостан. Следует предусмотреть открытие на основе полного самофинансирования новых торгово-экономических представительств в регионах, расширение сети торговых домов.
Торговля призвана укреплять экономические позиции республиканских товаропроизводителей. Государственная политика должна быть направлена на формирование эффективной системы товародвижения, создание современного конкурентоспособного оптового звена, более полную реализацию полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по защите прав потребителей. Нужно обеспечить правовые и экономические условия для дальнейшего развития многофункциональных распределительных центров и продовольственных бирж.
Потребительская кооперация республики должна активизировать свою работу на селе, принять меры по мобилизации внутренних резервов для стабилизации финансовых показателей. При этом основной упор предстоит сделать на производственную и заготовительную деятельность.
В целях сдерживания роста цен на продовольственные группы товаров необходимо создать условия для безопасной реализации сельхозпродукции и сырья, в том числе личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
Дальнейшее развитие должна получить система закупок товаров, предоставляемых услуг для республиканских и муниципальных нужд. Здесь необходимы открытость, конкурсное размещение заказов, внедрение практики электронных торгов.
При реформировании отрасли бытового обслуживания населения предстоит выработать меры по стимулированию и развитию рынка бытовых услуг, созданию условий для повышения качества и культуры обслуживания, исключению случаев перепрофилирования и изъятия помещений и зданий, занимаемых предприятиями этой сферы.
В Башкортостане изначально была и остается социально ориентированной жилищная политика как одно из важнейших направлений повышения качества жизни населения. Главной ее целью сегодня является удешевление стоимости вводимого жилья и повышение его комфортности.
В республике ежегодно за счет всех источников финансирования вводится до полутора миллионов квадратных метров жилья, обеспеченность жилой площадью на одного человека превысила 18,0 квадратных метра. На протяжении последних лет Башкортостан по этим показателям стабильно входит в первую пятерку регионов России.
За пять лет введено в эксплуатацию жилья общей площадью более семи миллионов квадратных метров. Учитывая возрастающие потребности в жилье граждан со средними и низкими доходами, в республике, в числе первых по стране, создан Фонд жилищного строительства, внедряются механизмы ипотечного кредитования. Населению на платной основе в рассрочку на длительный период реализовано около 13 тысяч квартир.
Правительству и далее необходимо проводить работу по наращиванию объемов жилищного строительства, разработать меры, обеспечивающие доступность жилья для большинства башкортостанцев.
В строительстве не решены вопросы полной загрузки производственных мощностей, обновления основных фондов, эффективной организации труда. Вызывают много нареканий со стороны заказчиков и потребителей качество и цены выполняемых работ, ошибки и дороговизна проектных решений. Сложным остается финансово-экономическое положение многих предприятий строительной сферы.
Нужны действенные меры по сокращению объемов незавершенного строительства, обеспечению устойчивой работы предприятий промышленности строительных материалов за счет расширения рынков сбыта, энерго- и ресурсосбережения, освоению новых технологий и пользующейся спросом продукции.
Министерству строительства, архитектуры и транспорта республики необходимо проанализировать сложившуюся ситуацию и осуществить мероприятия по более оптимальной загрузке мощностей, финансовому оздоровлению предприятий, повышению их конкурентоспособности на подрядном рынке России. Правительству надо в ближайшее время завершить разработку Программы реформирования строительного комплекса.
Важнейшей задачей строительной отрасли является завершение сооружения первой очереди полиэфирного комплекса в г. Благовещенске и Юмагузинского водохранилища.
В области градостроительства и архитектуры необходимо выполнить работы по подготовке и корректировке генеральных планов городских и сельских поселений, использовать новейшие проекты зданий и сооружений.
За последние пять лет введено в эксплуатацию свыше 3,3 тысячи километров автомобильных дорог с твердым покрытием, общая протяженность которых сегодня составляет более 24 тысяч километров. Предстоит и дальше вести строительство современных дорог, асфальтирование в сельских населенных пунктах, усиливая внимание к их содержанию и ремонту.
Перед жилищно-коммунальным хозяйством стоят задачи продолжения реформирования, повышения надежности систем тепло- и водоснабжения, бесперебойного обеспечения потребителей услугами должного качества и снижения удельных затрат на их производство. Преобразования в этой сфере должны быть экономически обоснованными, а главное, понятными для людей. При этом государство обязано обеспечить защиту малоимущих слоев населения.
Правительству следует предпринимать более решительные действия по сдерживанию роста тарифов, созданию альтернативных форм управления ЖКХ, упрощению процедур их регистрации.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства, администрации районов и городов, органы местного самоуправления должны добиваться финансового оздоровления коммунальных предприятий, привлечения инвестиций в отрасль.
Необходимо оптимизировать структуру государственной и муниципальной собственности, повысить действенность управления государственным имуществом. Предстоит усилить работу республиканских органов исполнительной власти по анализу финансово-экономической деятельности подведомственных государственных предприятий. В связи с этим перед Министерством имущественных отношений республики стоит задача создания единого реестра показателей экономической эффективности деятельности государственных унитарных предприятий.
Пристального внимания требует институт банкротства. Наша позиция в этом вопросе - защита интересов республики, реальных товаропроизводителей. Процедура банкротства должна давать предприятиям возможность приобрести более эффективного собственника и не может быть ориентирована исключительно на ликвидацию производства.
Ключевыми задачами агропромышленного комплекса являются активное его реформирование, создание нормативной правовой базы, организационных и научно-технических предпосылок для устойчивого развития сельскохозяйственного производства. Главное - строгое соблюдение экономических интересов сельхозпроизводителей и повышение качества жизни сельчан.
Актуальной остается разработка мер по дальнейшему регулированию рынка зерна и продуктов его переработки, совершенствованию деятельности предприятий комбикормовой и мукомольно-крупяной промышленности.
Необходима защита аграрного сектора от монопольных структур в сферах производства, переработки, заготовки, торговли и обслуживания, для чего предстоит предусмотреть дополнительное стимулирование сельскохозяйственных товаропроизводителей, адаптированных к рыночным условиям.
Правительству следует развивать интегрированные объединения сельских товаропроизводителей, предприятий перерабатывающей промышленности и торговли, ликвидировать промежуточные звенья движения сельхозпродукции и сырья от производителя до потребителя. Требует решения вопрос восстановления платежеспособности производителей сельскохозяйственной продукции.
Земельная политика призвана тесно увязывать экономические интересы землепользователя, территорий и республики в целом. На основе развития автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра необходимо создать государственный учет объектов недвижимости.
В целях снижения негативного воздействия промышленности, сельского хозяйства, транспорта на окружающую среду важны дальнейшая реализация экологического законодательства, повышение эффективности действующих очистных сооружений, ввод в эксплуатацию прогрессивных технологий.
Более целенаправленной должна стать государственная политика в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций. Правительству, администрациям районов и городов следует организовать строгое выполнение принятых программ, направленных на обеспечение безопасности жизни и деятельности населения республики. Предстоит продолжить специальную подготовку руководящих кадров по управлению в кризисных ситуациях.
В укреплении экономического потенциала, решении социальных задач возрастает значение республиканского бюджета. По поступлениям в консолидированный бюджет Башкортостан находится на 8-м месте среди субъектов Российской Федерации. Объемы средств, зачисляемых в федеральный бюджет за последние четыре года выросли более чем в 6 раз. В первом квартале текущего года по поступлению в федеральный бюджет республика вышла на первое место в Приволжском федеральном округе. По объему средств, направляемых в федеральный бюджет, а это свыше 60 процентов, республика устойчиво занимает пятое место в стране.
Для сохранения уровня бюджетных поступлений необходимо провести мероприятия по обеспечению роста неналоговых доходов, в основном доходов от государственных предприятий, а также по повышению уровня собираемости налогов. В этих целях нужно усилить координацию работы всех финансовых и налоговых органов республики, независимо от их ведомственной подчиненности.
Будет продолжена политика, направленная на снижение налогового бремени, создание режима экономического благоприятствования хозяйствующим субъектам. Начинается реализация Программы реформирования государственных финансов Республики Башкортостан. Основная ее цель - дальнейшее повышение эффективности всех составляющих системы управления государственными финансами республики.
В текущем году следует добиваться, чтобы бюджетные кредиты предоставлялись на реализацию высокоэффективных инвестиционных проектов, значимых для нашей экономики. Предстоит усилить работу по обеспечению целевого и эффективного использования бюджетных средств и своевременного их возврата. Министерствам финансов и экономики необходимо внедрить методики оценки эффективности инвестиционных проектов, финансируемых за счет бюджетных средств, создать систему мониторинга целевого и эффективного использования ресурсов.
Приоритетами государственного инвестирования должны стать вводимые объекты и сооружения с высокой степенью готовности. Следует сохранить поддержку важных производственных объектов, являющихся бюджетообразующими и формирующими современную структуру экономики республики, а также социально значимых проектов.
Важным фактором социально-экономического развития республики является рынок страховых услуг. Концепция развития страхования, принятая Правительством Российской Федерации, должна стать базовым документом для разработки республиканской программы, призванной способствовать росту страхового сектора и укреплению региональной экономической безопасности.
В Республике Башкортостан сформирована конкурентоспособная банковская система, занимающая одно из ведущих мест в Российской Федерации. Пройдя через испытание финансовым кризисом 1998 года, банки в республике не только преодолели его негативные последствия, но и превысили показатели докризисного уровня. Успешно реализуется специальная Программа развития банковской системы.
Однако есть факторы, сдерживающие наиболее полное удовлетворение потребностей реального сектора экономики в качественных банковских услугах. Недостаточна инвестиционная направленность кредитных вложений, экономика по-прежнему ощущает острый дефицит в среднесрочных и долгосрочных кредитах. Сохраняется проблема удовлетворения спроса населения на услуги кредитных учреждений, прежде всего в сельской местности.
Доверие к банковским учреждениям будет повышаться через систему страхования вкладов в коммерческих банках, расширение собственной территориальной сети кредитных организаций в районах и городах республики.
Одним из источников формирования бюджетов муниципальных образований и повышения уровня занятости населения является развитие малого предпринимательства.
Условия для деятельности малых предприятий должны быть созданы путем упрощения процедур предоставления земли, помещений, финансовых, материальных ресурсов, а также коммунальных и транспортных услуг. Устранение административных барьеров и дальнейшее развитие системы поддержки предпринимательства следует считать важными направлениями деятельности Правительства.
В этом плане заслуживает внимания эксперимент, проводимый в зонах экономического благоприятствования, где за сравнительно короткое время улучшилось использование промышленного потенциала территорий и решение социальных проблем.
* * *
Продолжая взятый курс, мы полны решимости сделать процесс экономического роста необратимым. Главными направлениями государственной политики должны стать устойчивое сохранение позитивных тенденций в промышленном производстве, обновление основных производственных фондов и дальнейшие структурные преобразования, внедрение наукоемких технологий и повышение конкурентоспособности продукции, финансовое оздоровление недостаточно эффективно работающих предприятий, ускоренное реформирование агропромышленного комплекса и развитие потребительского рынка.
Социальная сфера - главная забота государства
В Башкортостане за последние годы удалось добиться весомых результатов в социальной сфере. В начале 90-х годов существовала большая диспропорция между уровнями экономического и социального развития. Будучи одним из экономически сильных субъектов Российской Федерации, республика значительно отставала от большинства регионов в социальном развитии. По показателям уровня жизни и обеспеченности населения социально-культурными объектами она находилась в шестом-седьмом десятке. Социальное благополучие жителей республики не соответствовало их вкладу в экономику страны.
В период преобразований экономический потенциал Башкортостана был сориентирован на повышение благосостояния людей, тем самым заложен прочный фундамент для формирования социального государства.
Позитивные изменения произошли прежде всего в сфере доходов населения, увеличения его покупательной способности. Показателен скачок по размеру среднедушевых денежных доходов с 66-го места в 1990 году на 29-е место в России в 2002 году. В последние годы сохраняется устойчивый рост заработной платы и денежных доходов. В сравнении с 1998 годом реальные денежные доходы населения выросли на 41,4 процента.
Поступательное развитие социальной сферы Башкортостана продолжалось и в прошедшем году. Увеличение на 15 процентов реальных денежных доходов, на 14,5 процента реальной заработной платы, а также прирост сбережений населения в банковских вкладах и ценных бумагах - яркое тому подтверждение.
Особое значение придается всестороннему улучшению качества жизни. Благоустройство населенных пунктов, развитие социальной инфраструктуры, строительство жилья, дорог, коммуникаций стали важнейшими направлениями нашей работы. Так, только за последние пять лет проложено более 12800 км газовых сетей, газифицировано около 215 тысяч квартир. Общий уровень газификации в республике превысил 86 процентов. По многим показателям социального развития мы теперь входим в первую десятку регионов России.
Основой повышения уровня жизни населения и в последующие годы остается дальнейший рост реальной заработной платы. Для этого необходимо настойчиво повышать производительность труда, усилить зависимость заработной платы от конечных результатов трудовой деятельности, снизить ее дифференциацию между отраслями экономики, предприятиями и категориями работников. Переход на отраслевые системы оплаты труда и упорядочение надтарифных выплат должны быть нацелены на обеспечение реального повышения оплаты труда учителей, врачей и других работников бюджетной сферы. Этот вопрос нуждается в особом контроле Правительства.
Гарантией реализации прав работников является эффективная деятельность органов государственной власти и профсоюзов по соблюдению трудового законодательства в организациях всех форм собственности, в первую очередь в части погашения задолженности по оплате труда. В связи с этим следует обеспечить выполнение в полном объеме Генерального соглашения между Правительством, объединениями работодателей и Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан.
Благодаря целенаправленным мерам по охране труда количество несчастных случаев и пострадавших от них людей сократилось в республике за последние годы более чем в два раза. Предстоит продолжить работу по предотвращению производственного травматизма, снижению профессиональной заболеваемости, уменьшению количества дорожно-транспортных происшествий и пожаров. Особого внимания требует предупреждение аварий техногенного характера.
Важной составляющей государственной политики является реализация конституционного права граждан на труд. В республике ведется последовательная работа по регулированию рынка труда. За последние пять лет только через органы службы занятости трудоустроено более 331 тысячи человек, из них свыше 90 тысяч несовершеннолетних, более 4600 инвалидов и 3400 уволенных с военной службы, свыше 2000 лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
В целях организации обучения безработных создана широкая учебно-курсовая сеть образовательных учреждений, ведется подготовка по 150 профессиям и специальностям. Профориентационные услуги получили свыше 360 тысяч человек, переобучено около 40 тысяч специалистов. Принятые меры обеспечили стабильность рынка труда. На начало 2003 года уровень безработицы составил менее 1,8 процента.
За последние годы достигнут ощутимый прогресс в государственной поддержке социально уязвимых категорий граждан. После кризиса 1998 года республика одним из первых регионов в России погасила задолженность по выплате пенсий и детских пособий.
Существенно расширена сеть специальных учреждений, предоставляющих населению социальные услуги. В районах и городах открыто 75 учреждений социального профиля, в том числе 32 центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, 16 реабилитационных центров, 27 учреждений социального обслуживания детей и подростков. Введено в эксплуатацию новое современное отделение Республиканского реабилитационного центра для детей-инвалидов.
На реализацию Программы социальной поддержки населения за последние пять лет направлено 21,6 млрд. рублей. Для социально уязвимых категорий населения в республике введены дополнительные льготы, не предусмотренные федеральным законодательством. В соответствии с Законом Республики Башкортостан "О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил" расширена категория лиц, которым предоставляются льготы. Военнослужащие последнего военного призыва выделены в отдельную категорию участников Великой Отечественной войны, и им установлен ряд дополнительных льгот. К ветеранам войны также отнесены бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей.
Предоставляются в большем размере, чем по стране, льготы в оплате жилищно-коммунальных услуг. Так, инвалиды Великой Отечественной войны и боевых действий у нас полностью освобождены от оплаты жилья и коммунальных услуг в пределах установленных норм, в то время как федеральные льготы для них - 50 процентов. Кроме категорий ветеранов, установленных федеральным законом, в республике льготы в оплате жилищно-коммунальных услуг предоставляются и ветеранам боевых действий, военнослужащим последнего военного призыва, труженикам тыла. Инвалидам войны сохранены отмененные в целом по стране льготы по бесплатному текущему и капитальному ремонту жилых помещений. Пяти категориям ветеранов дополнительно предоставляются льготы в установке и оплате телефона. Ветеранам труда установлены льготы и в оплате лекарственных средств, а ветеранам, имеющим почетные звания СССР, РСФСР, Республики Башкортостан, установлены доплаты к пенсии. Все категории ветеранов на автобусах пригородного и междугородного сообщения в пределах республики пользуются правом бесплатного проезда. Реализуется ряд положений, предусматривающих более льготные условия обеспечения инвалидов спецавтотранспортом, чем определено федеральными нормативными актами.
За последние пять лет инвалидам выдано более 3600 автомобилей, 4890 кресел-колясок и 38250 санаторно-курортных путевок. Свыше 65 тысяч человек обеспечено протезно-ортопедическими изделиями. Объем предоставленных ветеранам и инвалидам льгот и компенсаций только в прошлом году превысил 1,6 млрд. рублей, что почти на одну треть больше уровня 2001 года.
Вместе с тем требует ускорения решение такой важной проблемы, как создание безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов, облегчающей их доступ в жилые, общественные и производственные здания, проезд на транспорте. Конкретные планы действий в этом направлении должны быть приняты в каждом районе и городе, муниципальном образовании. Следует также развивать реабилитационную индустрию, соответствующий рынок технических средств, обеспечить государственными заказами предприятия общественных организаций инвалидов.
Необходимо и в дальнейшем продолжать совершенствование механизмов по социальной защите старшего поколения, расширять сеть учреждений их социального обслуживания, в том числе стационарного типа, поддерживать стабильное функционирование пенсионной системы республики.
Одновременно следует усилить внимание органов власти к благотворительной деятельности. Действенное ее стимулирование и координация должны способствовать сохранению и укреплению социальной стабильности в обществе.
За последние годы активно осуществлялось формирование действенной системы социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства. Многое сделано в ходе проведения Года семьи, Года ребенка, Года молодежи, Года матери, Года здоровья. Приняты законы о государственной поддержке многодетных и молодых семей, успешно реализуются специальные программы.
На организацию летнего отдыха детей и подростков из различных источников только в 2002 году выделено свыше 416 миллионов рублей. При этом особое внимание обращается на отдых детей-инвалидов и детей из малообеспеченных семей.
Развивается деятельность организаций, оказывающих социально-психологическую помощь семье и детям, а также осуществляющих профилактику безнадзорности и беспризорности детей и подростков. Активно формируется сеть социальных приютов. Предстоит создать социальные учреждения и иного профиля - реабилитационные центры для несовершеннолетних, службы помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Более последовательной и целенаправленной должна стать работа по трудоустройству и обеспечению жильем детей-сирот.
Многое делается для возрождения культа семьи, семейных традиций. В соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан с этого года начнется официальное чествование супругов, проживших вместе 50, 60, 70 и 75 лет.
Особое внимание уделяется многодетным семьям, повышению общественного признания матери. В республике восстановлена добрая традиция по награждению многодетных матерей. Женщины, имеющие пятерых и более детей, удостаиваются медали Республики Башкортостан "Материнская слава" с выплатой единовременного материального вознаграждения. Эту высокую награду получили уже свыше 1700 многодетных матерей.
Первыми в стране мы ввели выплату ежемесячного пособия семьям, имеющим четырех детей - в размере 1000 рублей, пятерых и более - в размере 1500 рублей. В настоящее время его получают около десяти тысяч семей. За два последних года на эти цели направлено 265 миллионов рублей. Во всех родильных домах вручаются подарочные наборы для новорожденных.
Согласно Концепции долгосрочной демографической политики, эти мероприятия рассчитаны на длительную перспективу. Но уже сегодня наметилось некоторое улучшение демографической ситуации. В целом в течение последних трех лет растет рождаемость, при этом ее уровень выше среднероссийского. Кроме того, отмечается рост числа зарегистрированных браков. Все это является еще одним свидетельством растущей уверенности башкортостанцев в завтрашнем дне.
Одним из приоритетов нашей государственной политики является здоровье населения.
В республике организована многоуровневая система оказания медицинской помощи почти по 200 видам деятельности. Функционируют свыше 500 лечебно-профилактических учреждений, из них более половины расположены в сельской местности. Создана достаточно эффективная модель обязательного медицинского страхования.
За последние пять лет введено в эксплуатацию больничных учреждений более чем на две тысячи коек, поликлиник - на пять тысяч посещений в смену. Дальнейшее развитие получают республиканские, городские и межрайонные специализированные центры и отделения. В 2002 году открыт Диагностический центр Республиканской клинической больницы им. Г.Г.Куватова. Введены в эксплуатацию новые и реконструированы лечебные корпуса и помещения в целом ряде центральных районных и сельских участковых больниц, фельдшерско-акушерские пункты. Планомерно расширяется сеть детских санаторно-курортных учреждений. Только в истекшем году в строительство объектов здравоохранения было вложено около 800 миллионов рублей.
Финансовая обеспеченность здравоохранения республики за последние пять лет в целом возросла более чем в три раза. В 2000 году направлено 5 млрд. 100 млн. рублей, в 2001 - 5 млрд. 400 млн. рублей, в 2002 году - 7 млрд. рублей.
В результате за последние годы улучшились показатели здоровья населения. Удалось остановить рост младенческой смертности, значительно снизилась материнская смертность. В 2002 году заболеваемость ВИЧ-инфекцией сократилась более чем на треть. По большинству инфекций уровень заболеваемости в республике значительно ниже среднего по стране.
Ключевыми факторами дальнейшего развития системы здравоохранения должны стать оптимизация сети лечебных учреждений, устойчивое и эффективное их функционирование. На первый план выходят вопросы повышения качества, доступности и финансовой обеспеченности бесплатной медицинской помощи, гарантированной государством. С учетом современных условий следует решать проблемы социальной защиты работников отрасли, кадровые вопросы, особенно в сельской местности.
Серьезной проблемой остаются высокие цены на лекарственные средства. Эффективные механизмы их регулирования и контроля на федеральном уровне пока отсутствуют. Поэтому в Государственную Думу Российской Федерации следует внести наши законодательные предложения по совершенствованию порядка формирования цен на лекарства. Бездействие здесь недопустимо. Назрела необходимость принятия мер и для развития донорского движения.
Особое внимание следует уделять усилению профилактической направленности здравоохранения, что требует развития соответствующей инфраструктуры, просветительской деятельности.
Для оздоровления населения в полной мере должны использоваться возможности санаторно-курортной системы Башкортостана. Важными задачами здесь являются дальнейшее укрепление материально-технической базы, прежде всего, детских санаториев, повышение качества обслуживания.
2002 год прошел в республике как Год здоровья. Во всех районах и городах осуществлялся комплекс мероприятий по формированию у населения культуры здоровья. Укреплялась материально-техническая база учреждений здравоохранения, физической культуры и спорта. Принята долгосрочная межведомственная Программа по формированию здорового образа жизни у населения Республики Башкортостан.
За последние пять лет число занимающихся физической культурой, спортом и самодеятельным туризмом выросло на 107 тысяч и достигло около 1,1 миллиона человек, или более четверти населения. Количество спортивных сооружений увеличилось на 1078 и составляет 9495 единиц. По данным показателям Башкортостан занимает одно из первых мест в России.
В 2003 году, который объявлен в республике Годом спорта и здорового образа жизни, необходимо повсеместно создавать условия для круглогодичных занятий физической культурой, спортом и туризмом. Предстоит построить общедоступные и многофункциональные спортивные сооружения, создать спортивно-оздоровительные клубы, расширить сеть секций, проводить на их базе массовые мероприятия, активно проводить работу по месту жительства. Следует принять меры по развитию индустрии туризма, государственной поддержке технических видов спорта.
Физическая культура, спорт и туризм должны занять достойное место в жизни каждого человека, способствовать укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни, искоренению курения, алкоголизма и наркомании.
Одним из важнейших направлений деятельности государства является молодежная политика. Ее приоритеты были определены в Президентской программе "Молодежь Башкортостана", реализация которой позволила добиться заметных результатов. Принято более 30 законов и иных нормативных правовых актов, в районах и городах учреждены органы управления по делам молодежи. Более чем в два раза возросло число служб и центров социально-психологической помощи семье, детям и молодежи. Сформирована система содействия трудовой занятости молодежи, служб реабилитации участников локальных войн и боевых действий. Почти на 20 процентов увеличилось число подростковых клубов и молодежных центров. Более двенадцати тысяч молодых семей получили ссуды на строительство и приобретение жилья.
Основными задачами государственной молодежной политики являются приобщение молодых граждан к участию в общественных и социально-экономических преобразованиях, совершенствование системы трудового, нравственного и патриотического воспитания, усиление социальной защиты подрастающего поколения. Каждый молодой человек в нашей республике должен иметь достойные условия для самореализации, получения качественных знаний и востребованной профессии. С учетом всех этих требований Правительству республики следует разработать и представить на утверждение новую программу по молодежной политике.
В республике проводится целенаправленная работа по обеспечению права граждан на бесплатное качественное образование. Система образования Башкортостана признана одной из наиболее развитых в России, по индексу образования республика занимает четвертое место. Инвестиции в эту важную сферу являются приоритетными. В 2002 году они превысили 8,7 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 1998 годом почти в три раза.
Сохранены высокие темпы строительства образовательных учреждений. За пять лет построено школ более чем на 29 тысяч ученических мест, дошкольных образовательных учреждений - почти на 1,5 тысячи мест. Из них большая часть - на селе. Только в 2002 году за счет различных источников финансирования введены в эксплуатацию 24 новых здания образовательных учреждений. По строительству школ и детских садов Башкортостан стабильно занимает передовые позиции в стране.
В центре внимания органов государственной власти были и остаются вопросы социальной защиты учащихся и учителей. В образовательных учреждениях более 90 процентов учеников обеспечены горячим питанием. Школьникам из малообеспеченных многодетных семей бесплатно предоставляются горячее питание, школьная и спортивная форма, а первоклассникам из таких семей - и бесплатные наборы школьно-письменных принадлежностей. Для одаренных детей учреждены специальные стипендии Президента Республики Башкортостан.
На социальную защиту студентов ежегодно направляется более 15 миллионов рублей. В числе немногих субъектов Российской Федерации в республике сохранены и действуют студенческие профилактории и оздоровительные лагеря. Выплачиваются специальные пособия студенческим семьям, имеющим детей. Обеспечиваются диетическим питанием студенты, страдающие хроническими заболеваниями. Каждый год назначаются 335 стипендий Президента республики для студентов вузов и колледжей, аспирантов и докторантов, добившихся значительных успехов в учебной и научной деятельности.
Министерству образования следует уделять особое внимание совершенствованию учебно-воспитательной работы. Важную роль здесь должны сыграть эксперименты по введению единого государственного экзамена, модернизации структуры и содержания общего образования с учетом национально-регионального компонента.
В целях эффективного использования новых экономических механизмов финансирования отрасли министерствам экономики и финансов необходимо завершить в 2003 году формирование и утверждение соответствующих стандартов для образовательных учреждений на основе республиканского закона о минимальных социальных нормативах.
Продолжается масштабная компьютеризация школ. В соответствии с федеральной и республиканской программами они получили более 5000 современных компьютеров. В итоге их количество в общеобразовательных учреждениях только за последние два года увеличилось в 5,5 раза.
В основном сформирована экспериментальная модель республиканской образовательной информационной среды. Следующим важным шагом должно стать создание системы дистанционного обучения и единого образовательного портала Башкортостана.
Поступательно развивается система профессионального образования республики. Только в государственных высших учебных заведениях обучаются более 124 тысяч, а в государственных средних специальных учебных заведениях - почти 88 тысяч студентов, что соответственно в 1,9 и 1,2 раза больше, чем пять лет назад. В результате на 10 тысяч населения у нас приходится 303 студента высших и 214 - средних профессиональных учебных заведений. По этим показателям наши вузы практически достигли среднероссийского уровня, а средние профессиональные учебные заведения превысили его.
Сеть учебных заведений профессионального образования продолжает расширяться. За последние годы открыты филиалы и представительства вузов в городах Бирск, Ишимбай, Нефтекамск, Октябрьский, Салават, Сибай, Стерлитамак, Туймазы и Учалы, а ссузов - в поселках Акъяр, Бакалы, Зилаир, Кандры, Мраково, Приютово, Раевка. Система средних профессиональных учебных заведений в целом удовлетворяет потребности республики.
Несмотря на то, что профессиональные учебные заведения финансируются из федерального бюджета, республика осуществляет долевое финансирование строительства, капитального ремонта и реконструкции зданий и сооружений вузов и ссузов. В их ведение передаются помещения республиканской и муниципальной собственности.
Повысился статус ряда наших вузов. Ведущие университеты республики входят в число лучших российских вузов аналогичного профиля.
Особое значение в последнее время приобретают вопросы профессиональной ориентации и довузовской подготовки абитуриентов, в первую очередь из сельской местности. Здесь большую роль должны сыграть межвузовские центры, оказывающие помощь образовательным учреждениям в подготовке и проведении единого государственного экзамена, организации научных исследований и решении социальных вопросов.
В процессе обучения нужно усилить внимание к адаптации студентов к их будущей профессиональной деятельности. Важно разработать действенную систему трудоустройства молодых специалистов. Одной из задач Правительства является также организация мониторинга востребованности выпускников учебных заведений профессионального образования на рынке труда. Все эти меры должны стать основой прогнозирования и планирования подготовки квалифицированных кадров.
Сегодня необходимо обеспечить не только непрерывную подготовку, но и переподготовку специалистов. В этой связи Правительству следует принять меры по реализации федеральной программы дополнительного профессионального образования.
Большое внимание в республике уделяется развитию науки. В последние годы растет объем средств, выделяемых на финансирование фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу. По этому показателю Башкортостан также занимает одно из ведущих мест в России.
Девять наших научных школ признаны в качестве ведущих в стране и удостоены грантов Президента Российской Федерации. Ученые авиационного и нефтяного университетов стали лауреатами премии Правительства России.
Начиная с 1999 года в республике присуждаются Государственные премии в области науки и техники, аналогичные премии учреждены и для талантливых молодых ученых.
В целях развития сотрудничества с другими регионами и зарубежными странами в области науки и техники принята долгосрочная программа, направленная на выполнение совместных разработок и продвижение научной продукции на мировой рынок.
Однако до сих пор отдельные прикладные исследования, особенно в аграрной отрасли, слабо ориентированы на производство. Здесь возникают вопросы прежде всего к Башкирскому научному центру Российской академии сельскохозяйственных наук об ответственности за практическую реализацию принимаемых программ. Для повышения отдачи от исследований научным учреждениям нужно усиливать сотрудничество с соответствующими предприятиями и организациями.
Недостаточно решаются задачи комплексной оценки производственного и природного потенциала Башкортостана, научного обеспечения устойчивого социально-экономического развития. Это серьезные недоработки и Академии наук республики, и Уфимского научного центра Российской Академии наук. Их руководству нужно сделать соответствующие выводы, качественно обновить и улучшить работу научно-исследовательских институтов.
В республике сохраняется стабильное развитие культурно-духовной сферы. За относительно небольшой промежуток времени Башкортостан стал одним из признанных центров российской и мировой культуры.
За последнее десятилетие открыты Национальный молодежный театр, Уфимский государственный татарский театр "Нур", Туймазинский татарский государственный драматический театр, Стерлитамакский государственный башкирский драматический театр, Сибайская и Стерлитамакская филармонии, Нефтекамский и другие филиалы Башкирской государственной филармонии, Сибайский государственный детский театр "Сулпан". Образованы киностудия "Башкортостан", Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан и Национальный оркестр народных инструментов.
Традиционным стало проведение международных, всероссийских, региональных и республиканских конкурсов и фестивалей: тюркоязычных театров "Туганлык", оперного искусства "Шаляпинские вечера", балетного искусства имени Рудольфа Нуреева и других. Мастерство и профессионализм наших артистов получают высокую оценку в стране и за рубежом.
При поддержке органов государственной власти активно возрождается самодеятельное художественное творчество. С успехом проведены республиканские фестивали народного творчества "Салют, Победа!", "На рубеже тысячелетий", "Здравствуй, XXI век!", "Самоцветы Башкортостана". В этом году получает все большую популярность фестиваль художественной самодеятельности "Соцветие дружбы".
Вместе с тем Министерству культуры и национальной политики следует значительно усилить поддержку талантливой творческой интеллигенции. Достаточно острыми остаются вопросы подготовки руководящих кадров для учреждений культуры и искусства. Необходимы своевременные меры по подготовке кадрового резерва директоров, художественных руководителей, главных режиссеров и дирижеров театрально-концертных коллективов. Больше внимания надо уделять созданию здорового морально-психологического климата в учреждениях культуры и искусства.
Развитие культуры сегодня требует и более широкого привлечения внебюджетных средств. Надо создать действенные механизмы увеличения доходов этой сферы от коммерческих мероприятий, стимулирования меценатства.
Учитывая возрастающий интерес населения к кино, необходимо продолжить работу по расширению государственной сети кинотеатров, оборудованных по современным требованиям, шире использовать возможности отечественного кинематографа в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
* * *
Результаты нашей социальной политики - тысячи новых жилых домов, красивейшие театры, дворцы культуры и бракосочетания, школы и прекрасные санатории, реконструированные и возведенные вновь больницы и поликлиники, проведенные во все уголки республики газ и дороги. Реалии современного Башкортостана - активная социальная защита ветеранов и инвалидов, государственные награды и дополнительные льготы многодетным семьям, ощутимая поддержка молодежи, содействие развитию родных языков и всего многоцветия национальных культур. Высокие достижения в образовании, науке, здравоохранении, физической культуре и спорте - тоже зримые черты нашей республики.
Жизнь ставит перед нами новые задачи. Мы должны добиться дальнейшей активизации работы органов государственной власти и местного самоуправления в социально-духовной сфере. Необходимо обеспечить слаженную и эффективную работу всех министерств и ведомств социальной направленности, администраций районов и городов, муниципальных образований совместно с творческими союзами, профсоюзными, общественными и религиозными организациями. На объединение усилий всего общества в этом важном направлении нацелен республиканский смотр-конкурс "Башкортостан - за социальное благополучие".
Только неравнодушный и ответственный подход к социальным вопросам может быть основой дальнейшего повышения благосостояния людей, раскрытия их созидательного и творческого потенциала.
Интересы человека труда, забота о благополучии каждой семьи, процветание многонационального народа нашего родного края - вот приоритеты государственной политики Башкортостана.
Заключение
Избранный Башкортостаном стратегический курс развития позволил не только сохранить мощный производственный и духовный потенциал и смягчить воздействие кризисных ситуаций, но и обеспечить оптимальный режим реформирования экономики и социальной сферы, осуществить коренной поворот в использовании наших возможностей для значительного повышения защищенности населения и роста качества жизни людей.
Республика отличается стабильностью, отлаженными взаимоотношениями с федеральным центром, согласованной, конструктивной работой всех ветвей власти демократического правового социального государства. Сформирована развитая система законодательства. Ускоряются процессы становления и развития институтов гражданского общества. Упрочились межнациональное и межконфессиональное согласие и сотрудничество. Башкортостан активно и плодотворно участвует в укреплении Российского государства.
Республике удалось создать надежную финансовую базу своего развития. В экономической сфере продолжаются рост производства и повышение его эффективности. Устойчиво работают топливно-энергетический комплекс и нефтехимия, набирают высокие темпы машиностроение и металлообработка. Идет реформирование аграрного сектора.
Башкортостан преодолел накопившееся десятилетиями отставание по социальным показателям и вышел по многим из них на передовые места в России. Успешно работают в новых условиях учреждения образования, науки и культуры. Сохраняется и развивается духовное наследие наших народов.
За прошедшие непростые годы сделано многое. Мы сегодня имеем крепкую основу для дальнейшего движения по пути прогресса, повышения благосостояния граждан. Республика уверенно смотрит в будущее. Как никогда в истории России и Башкортостана, наши перспективы, судьбы всей страны и родного края сейчас зависят от нас самих, от нашей энергии и воли, настойчивости и трудолюбия, мудрости и ответственности.
Соединим же свои знания, труд и творческие порывы, не пожалеем сил для совместной созидательной работы по достижению благородной цели - процветания любимого Башкортостана и всей великой России.
Президент |
М.Рахимов |
Уфа,
17 мая 2003 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Послание Президента Республики Башкортостан народу и Государственному Собранию - Курултаю - Республики Башкортостан от 17 мая 2003 г. "Сильное социальное государство - в интересах человека и общества (О положении в республике и основных направлениях ее развития в 2003 году)"
Текст Послания опубликован в газете "Республика Башкортостан", N 99 (25331) от 22 мая 2003 г.