Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 февраля 1999 г. N 44 "О Программе развития высшего и среднего профессионального образования в Республике Башкортостан на 1999-2003 годы"

2. Государственному комитету Республики Башкортостан по науке, высшему и среднему профессиональному образованию, заинтересованным госкомитетам, министерствам и ведомствам, администрациям городов и районов республики, Академии наук Республики Башкортостан, высшим и средним профессиональным учебным заведениям принять меры по реализации Программы.

3. Контроль за выполнением данного постановления возложить на социально-гуманитарный отдел Управления Делами Кабинета Министров Республики Башкортостан.

Премьер-министр

Р.И.Байдавлетов

 

Управляющий Делами

И.У.Забиров

 

Программа
развития высшего и среднего профессионального образования
в Республике Башкортостан на 1999-2003 гг.

С изменениями и дополнениями от:

6 февраля 2003 г.

 

Развитие Республики Башкортостан в новых экономических условиях во многом будет определяться уровнем обеспеченности ее экономики, промышленности, науки, социальной сферы высококвалифицированными кадрами с новым видением перспектив развития. С особой остротой встает проблема подготовки конкурентоспособных специалистов, которые могли бы профессионально, с учетом современных тенденций мирового развития осуществить переход всех сфер жизнедеятельности республики в новое качественное состояние.

Законами Российской Федерации и Республики Башкортостан "Об образовании", а также Договором "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан" предусмотрена в рамках единого образовательного пространства необходимость осуществления Программы развития высшего и среднего профессионального образования в Республике Башкортостан на 1999-2003 годы (далее - Программа).

Главной целью Программы является сохранение, развитие и совершенствование сложившейся системы высшего и среднего профессионального образования, повышение качества подготовки специалистов на основе внедрения в учебный процесс новых государственных образовательных стандартов с развитой национально-республиканской составляющей, доведение численности студентов вузов до среднего уровня по Российской Федерации.

Программа базируется на изучении состояния всей образовательной системы республики, содержит анализ имеющейся системы подготовки специалистов и включает перспективные вопросы ее развития на основе формирующегося регионального рынка труда.

По мере выполнения программы отдельные мероприятия могут быть в установленном порядке дополнены или исключены, если их выполнение признано нецелесообразным в соответствии с изменившимися условиями.

В ближайшее время ограниченность бюджетных ассигнований на образование потребует поиска внебюджетных источников финансирования, привлечения ресурсов крупных промышленных предприятий, финансово-кредитных учреждений, компаний и акционерных обществ.

Финансирование мероприятий программы предполагается осуществлять также за счет бюджетных средств республики, выделяемых дополнительно на профессиональное образование.

1. Мировые тенденции развития высшей и средней
профессиональной школы

 

Интеллектуальная и нравственная солидарность человечества, провозглашенная в Уставе ЮНЕСКО в целях обеспечения социального мира и социально-экономического прогресса, в первую очередь должна быть присуща системе образования. ЮНЕСКО провозгласила главный принцип любой развивающейся системы - ее открытость. Без обмена с внешней средой научными знаниями, достижениями в новых образовательных технологиях, организации стажировок преподавателей, студентов, научных работников, развития системы дистанционного обучения невозможен прогресс в системе образования и воспитания нового поколения специалистов. Эти постулаты не являются только лозунгами или декларациями о намерениях. Анализ мировых тенденций показывает, что страны с развивающейся и развитой рыночной экономикой выделяют названные задачи развития национальных систем образования в качестве приоритетных в своей государственной политике.

Республика Башкортостан в Законе "Об образовании" первым пунктом статьи 2 также провозгласила область образования приоритетной. Республике сегодня, как никогда, нужно новое поколение специалистов, способных обеспечить ее процветание, выход на передовые рубежи в мировой цивилизации по приоритетным направлениям научно-технического, социально-экономического прогресса, развития культуры, здравоохранения, спорта. Для подготовки этой будущей смены необходимо обеспечить количественные и качественные соответствия системы высшего и среднего профессионального образования в республике мировому уровню.

Ежегодные доклады ЮНЕСКО о положении дел в области образования в мире показывают, что в конце текущего столетия четко определились группы стран по соотношению количества студентов на 10000 чел. и валовому национальному продукту на душу населения. В лидирующей группе находятся страны Европы и Северной Америки, в замыкающей, как ее называют в ЮНЕСКО, "тупиковой группе", и примыкающей к ней области находятся большинство стран Африки к югу от Сахары и ряд государств Южной Америки.

Россия по этим показателям занимает промежуточное положение. Вместе с тем в последние годы в Российской Федерации наметились тенденции свертывания государственной системы высшего профессионального образования: от 197 студентов вузов на 10 000 чел. в 1980 году, к 186,7 - в 1990 году и к 170 - во второй половине девяностых годов. В Республике Башкортостан эти показатели еще ниже, хотя имеется тенденция роста. В 1995 году, по статистическим данным, в республике насчитывалось 123 студента вузов на 10 000 чел., в 1997 году - 147.

До конца текущего столетия необходимо осуществить выход на средние общероссийские показатели по количеству студентов вузов, с тем, чтобы войти в третье тысячелетие на уровне развитых стран и субъектов Российской Федерации.

2. Состояние высшего и среднего профессионального
образования

 

За последние пять лет система высшего и среднего профессионального образования Республики Башкортостан развивалась динамично и успешно выполняла свои функции по подготовке специалистов и научно-педагогических кадров для различных отраслей народнохозяйственного# комплекса республики.

Заметно повысился интерес молодежи к получению профессионального образования, значительно увеличился контингент студентов вузов и ссузов, обучающихся по дневной форме обучения, улучшился состав преподавателей и научно-педагогических кадров учреждений профессионального образования, активизировалась работа по повышению качества подготовки специалистов.

В 1997/98 учебном году заметно сократился разрыв между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан по численности студентов вузов на 10 тыс.чел. В последние годы значительно повысилась роль аспирантуры и докторантуры в подготовке высококвалифицированных научно-педагогических кадров.

В соответствии с мировыми стандартами осуществлялся переход профессионального образования на многоуровневую систему подготовки, проводилась работа по развитию системы непрерывного образования по цепочке: школа - профессиональное образование - повышение квалификации специалистов. Активно внедрялись в учебный процесс новые образовательные, в том числе информационные, технологии, инновационные подходы, развивалась целевая контрактная подготовка специалистов.

В последние годы активно развивалась система негосударственного профессионального образования, существенно дополняющая государственное образование и участвующая в решении проблем занятости молодежи и повышения ее образовательного уровня.

 

2.1. Среднее профессиональное образование

 

В настоящее время в Республике Башкортостан подготовку специалистов среднего звена осуществляют 75 средних специальных учебных заведений (ссузов) по 117 специальностям.

В составе средних специальных учебных заведений 28 колледжей, 26 техникумов и 21 училище.

По отраслевому признаку ссузы республики распределены в следующих соотношениях:

     промышленность и строительство       - 34%
     транспорт и связь                    -  5%
     сельское хозяйство                   - 10%
     экономика и право                    -  6%
     здравоохранение, физкультура и спорт - 17%
     просвещение                          - 18%
     культура и искусство                 - 10%.

Учреждения среднего профессионального образования размещены по регионам республики неравномерно: наибольшее количество - в центральном (30 ссузов), южном (18 ссузов), западном (13 ссузов) и зауральском (9 ссузов) регионах, недостаточно их в северо-западном (3 ссуза) и северо-восточном (2 ссуза) регионах.

Анализ контингента студентов ссузов за последние пять лет по сравнению с 1992/93 учебным годом показывает, что общая численность студентов за указанный период увеличилась на 6,8 тыс.чел. и составила 71,8 тыс.чел. Увеличился также контингент студентов, обучающихся по дневной и очно-заочной формам обучения, соответственно на 4,1 тыс. и 870 чел., а количество студентов-заочников уменьшилось на 280 человек.

Численность студентов ссузов на 10 тыс. человек в Республике Башкортостан также увеличилась и в 1998 г. составила 168 чел., что несколько превышает аналогичные показатели в Российской Федерации.

Прием студентов в средние профессиональные учебные заведения составил 24 тыс.чел., в том числе по дневной форме обучения - 18,1 тыс.чел., по очно-заочной - 726 чел., по заочной - 5 тыс. и по экстернатной - 70 чел.

В последние годы в ссузах наблюдалось некоторое уменьшение конкурса по сравнению с предыдущими годами.

Учебные заведения, учитывая спрос общества на образовательные услуги, открывают новые специальности в области менеджмента, экономики, социальной педагогики, права и т.д.

Выпуск специалистов в 1998 году составил 18,5 тыс.чел., в том числе по дневной форме обучения - 13,3 тыс.чел., очно-заочной - 644 чел., заочной - 4 тыс.чел. и экстернатной - 177 чел.

За последние годы увеличился выпуск специалистов здравоохранения, экономики и права, сократился выпуск специалистов в области промышленности, строительства и просвещения, выпуск специалистов в области транспорта и сельского хозяйства, искусства сохранился на том же уровне.

Анализ сведений о трудоустройстве молодых специалистов, окончивших средние специальные учебные заведения республики, показывает, что удельный вес выпускников ссузов, получивших направления на работу, составляет 48%, не получили направления на работу 27%, самостоятельно трудоустроились 9%, примерно столько же призваны в ряды Вооруженных Сил и продолжили обучение на следующем уровне.

Повышается образовательный уровень преподавательских кадров средних специальных учебных заведений. Среди 3,7 тыс. преподавателей большинство (92,1%) имеют высшее образование, 17 человек - степень кандидата наук.

С 1994 года численность преподавательских кадров в ссузах увеличилась на 50 человек, вместе с тем сохраняется тенденция увеличения среднего возраста преподавателей, который на сегодня составляет 51 год.

В целом средняя профессиональная школа сумела сохранить накопленный потенциал, перестроить учебный процесс в соответствии с требованиями экономики переходного периода. Подготовка специалистов в настоящее время осуществляется на основе новых государственных образовательных стандартов, активно внедряется компьютеризация учебного процесса, совершенствуется учебно-методическая работа, используются новые методы оценки качества подготовки специалистов. Больше внимания уделяется вопросам повышения квалификации преподавателей, а также организации воспитательной работы среди студентов.

 

2.2. Высшее профессиональное образование

 

В республике подготовку специалистов с высшим образованием осуществляют 10 государственных вузов и 12 подразделений российских вузов.

Подготовка специалистов с высшим образованием осуществляется по 193 направлениям и специальностям. Только в 1998 году открыто 10 новых специальностей в области педагогики и психологии, экономики, новых технологий, сервиса и связи.

Башкирский государственный университет, Уфимский государственный авиационный технический университет, Уфимский государственный нефтяной технический университет продолжили подготовку специалистов по многоуровневой системе.

Общий контингент студентов вузов по сравнению с 1992/93 учебным годом увеличился на 10 тыс. человек и составил 72 тыс. чел., из них на дневном отделении обучается 43 тыс.чел. (60,1%), на заочном - 25 тыс.чел. (34,8%), на очно-заочном - 3,6 тыс.чел. (5,0%).

В условиях нестабильности бюджетного финансирования расширяется практика обучения студентов в группах с возмещением затрат по договорам с юридическими и физическими лицами. На конец 1998 года этот контингент студентов в вузах по всем формам обучения составил 12,1 тыс. человек. По внедряемой системе целевой контрактной подготовки специалистов обучается 3,3 тыс. студентов.

Удельная численность студентов вузов республики увеличилась по сравнению с 1994/95 учебным годом на 40 чел. и составила 162 чел. на 10 тыс. населения.

Прием студентов в государственные высшие учебные заведения республики по сравнению с 1993 годом увеличился на 4,4 тыс. человек и в 1998 году составил 17,9 тыс. человек, из них по дневной форме обучения - 10 тыс.чел., по очно-заочной - 802 чел. и заочной - 6 тыс.чел. В последние годы наблюдается рост конкурса в вузах, так, в 1995 г. на 100 мест подали заявления 255 чел., в 1996 г. - 284 чел., в 1997 г. - 312 чел. В 1998 г. конкурс уменьшился и составил 255 чел.

В последние годы получает развитие целевой прием студентов из сельской местности, который составляет 10 процентов общего плана приема.

В целях совершенствования системы отбора абитуриентов в высшие и средние профессиональные учебные заведения активно внедряется практика централизованного тестирования абитуриентов, которым было охвачено в 1998 году 18 тыс. выпускников общеобразовательных школ республики, что на 7 тыс. человек больше, чем в 1997 году.

Структура направлений обучения характеризуется преобладанием специальностей технического, медицинского, педагогического и сельскохозяйственного профиля. В последние годы увеличился выпуск специалистов для промышленности, здравоохранения, экономики и уменьшился для промышленности, сельского хозяйства и искусства.

Выпуск специалистов ежегодно увеличивается, и в 1998 году составил 10 тыс.чел. При этом из общего выпуска 70,2% окончили дневные отделения, 3,5% - вечерние, 26,3% - заочные отделения высших учебных заведений. Имеет место тенденция увеличения подготовки по дневной форме обучения. В вузах республики выпуск специалистов по дневной форме подготовки по сравнению с предыдущим годом увеличился на 2,7%, по очно-заочной и заочной формам уменьшился на 1,9% и 0,8% соответственно. Дипломы магистров получили 27 чел., бакалавров - 590 чел.

Одним из основных факторов, определяющих эффективность высшего профессионального образования, является квалификация профессорско-преподавательского состава.

Контингент преподавателей в 1997/98 учебном году составил 4880 чел., из них докторов наук - 514 чел., кандидатов наук - 2375 чел.

В целом по вузам доля преподавателей с учеными степенями составляет более 50 процентов. Наибольшее число преподавателей с учеными степенями и званиями - в Уфимском государственном авиационном техническом университете, Башкирском государственном медицинском университете, Башкирском государственном университете и Уфимском государственном нефтяном техническом университете. В 1997/98 учебном году на одного доктора наук в среднем приходилось около 100 студентов. Среди профессорско-преподавательского состава низка доля молодых докторов наук. Средний возраст профессоров превышает 55 лет.

В последние годы получили развитие контакты ведущих вузов республики с зарубежными образовательными учреждениями США, Франции, Австрии, Великобритании, Польши, Египта, Турции, Китая. В настоящее время в университетах США, Германии, Румынии, Венгрии, Турции и Египта обучаются свыше 150 чел. Более 250 иностранных граждан получают образование в вузах республики.

Сотрудничество с зарубежными странами в области образования в 1997/98 учебном году осуществлялось по следующим направлениям:

- обучение иностранных студентов в вузах Башкортостана;

- осуществление программ включенного образования в зарубежных университетах;

- стажировка преподавателей и студентов за рубежом;

- обучение в зарубежных университетах по программам магистратуры и аспирантуры.

 

Послевузовское профессиональное образование.

Подготовка научно-педагогических кадров в республике осуществляется в аспирантурах БГУ, УГАТУ, УГНТУ, БГАУ, БГМУ, БГПИ, Бирском ГПИ, Стерлитамакском ГПИ по 169 специальностям, из них 15 открыты в 1997/98 учебном году. Численность аспирантов по состоянию на 1 января 1998 г. составила 1364 чел., из них 923 чел. проходят подготовку с отрывом от производства. Контингент аспирантов по сравнению с предыдущим годом увеличился на 25,4%, при этом доля аспирантов дневных отделений возросла с 64,5% до 67,7%. В 1998 году в аспирантуру зачислено 457 чел., что на 129 чел. больше уровня предыдущего года.

В докторантурах БГУ, УГАТУ, УГНТУ, БГПИ проходят подготовку 70 чел., что на 78% больше, чем в 1996 г. Подготовка ведется по 30 специальностям, из них 6 открыты в 1997/98 учебном году.

В республике функционируют 39 диссертационных советов, в том числе 19 - по защите докторских диссертаций. В 1997-98 учебном году защищено 103 диссертации, из которых 7 - на соискание степени доктора и 96 - кандидата наук.

Таким образом, за последние годы наблюдается увеличение объемов подготовки высококвалифицированных научно-педагогических кадров в аспирантурах и докторантурах вузов.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов. В республике динамично развивается сеть учреждений дополнительного профессионального образования (ДПО). За последние годы общее количество учреждений ДПО и соответствующих подразделений вузов и ссузов возросло с 34 в 1993 г. до 88 в 1998 г. За последние пять лет прошли профессиональную переподготовку и повышение квалификации около 150 тыс. специалистов республики, в том числе профессиональную переподготовку - более 6 тыс.чел., повышение квалификации - 141,5 тыс.чел.

Однако, начиная с 1996 г., наблюдается некоторое снижение объемов переподготовки работников образования.

На сегодняшний день профессиональную переподготовку специалистов для народного хозяйства республики осуществляют в основном самостоятельные учреждения ДПО, в то время как подразделения ДПО государственных вузов и ссузов существенно отстают от них. В 15 самостоятельных учреждениях ДПО в 1998 г. повысили квалификацию около 12000 специалистов, в 12 подразделениях вузов - 4000 специалистов, а в 43 подразделениях ссузов - около 2000 слушателей.

Периодичность повышения квалификации преподавателей в вузах составляет 1 раз в 7,4 года, в ссузах - 1 раз в 10,2 года, что не соответствует нормативам. Вместе с тем отмечается тенденция увеличения численности преподавателей вузов, прошедших профессиональную переподготовку и стажировку. В 1997/98 учебном году прошли профессиональную переподготовку 15% преподавателей вузов, стажировку - 39%.

Невысокие объемы переподготовки преподавателей и низкая ее периодичность связаны, в первую очередь, с постоянным ростом затрат на переподготовку, основную долю которых составляют командировочные расходы.

 

2.3. Негосударственный сектор высшего и среднего
профессионального образования

 

За последние пять лет в республике получает развитие негосударственный внебюджетный сектор профессионального образования. На сегодняшний день действуют 11 негосударственных вузов и филиалов вузов, а также 10 негосударственных ссузов, которые осуществляют подготовку специалистов по 26 направлениям и специальностям высшего и 11 специальностям среднего профессионального образования.

С целью обеспечения развития принципов непрерывности и преемственности образования некоторые негосударственные учреждения создают учебные комплексы "школа-колледж-вуз", "школа-вуз", "колледж-вуз".

Негосударственные образовательные учреждения республики осуществляют свою деятельность на собственных (16,7%) и арендованных площадях.

За последние пять лет общая численность студентов в негосударственных вузах увеличилась на 4477 чел., в ссузах - на 3794 чел. и составила в 1998 г. 9854 чел. в вузах и 4128 чел. - в ссузах.

Прием студентов в негосударственные вузы и ссузы в 1998 году составил соответственно 3 тыс.чел. и 2 тыс.чел. В 1998 г. осуществлен выпуск 2,5 тыс. специалистов, из них с высшим образованием - 1,8 тыс.чел.; со средним профессиональным - 664 чел. В 1999 году ожидается выпуск 1200 специалистов с высшим профессиональным образованием, в том числе с дипломами государственного образца - свыше 1100 чел., а также около 650 специалистов со средним профессиональным образованием, в том числе с дипломами государственного образца - 350 чел.

Средняя стоимость обучения составляла в негосударственных вузах республики 4,9 млн.руб. в год и увеличилась по сравнению с 1997 годом на 11%. Средняя стоимость обучения в негосударственных ссузах составляет 3,8 млн.руб. (увеличилась в 1,3 раза).

Учебный процесс в негосударственных вузах ведут 908 профессоров и преподавателей, из них на условиях штатного совместительства работают 634 чел. (69,8%). Преподаватели с учеными степенями и званиями составляют 58,5%.

В негосударственных ссузах работают 345 педагогов, из них на условиях штатного совместительства - 255 чел. (73,9%), доля преподавателей с учеными степенями и званиями составляет 7,5%.

В целом учреждения высшего и среднего профессионального образования успешно ведут подготовку специалистов для народного хозяйства. Вместе с тем существует ряд нерешенных проблем.

Требует улучшения качество подготовки специалистов.

В связи с переходом на новые государственные образовательные стандарты необходимы разработка и введение национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов в вузах и ссузах республики, обеспечение образовательного процесса республиканским комплектом учебной и учебно-методической литературы.

Требует дальнейшего совершенствования система отбора талантливой молодежи в вузы и ссузы республики.

Необходимо совершенствование системы трудоустройства молодых специалистов.

Следует существенно повысить роль вузов и ссузов как ведущих центров дополнительного профессионального образования в области повышения квалификации и переподготовки специалистов.

Требует усиления контроль за качеством подготовки специалистов в учреждениях негосударственного профессионального образования.

Необходимы меры по укреплению здоровья студентов.

Основной проблемой является сокращение бюджетного финансирования высшей и средней профессиональной школы.

 

2.4. Цели, приоритеты и принципы развития высшего
и среднего профессионального образования в Республике
Башкортостан

 

Учреждения высшего и среднего профессионального образования республики обладают достаточным потенциалом, чтобы с учетом формирующегося рынка труда в условиях новых экономических отношений удовлетворить потребности народного хозяйства в соответствующих специалистах. Однако происходящие в обществе процессы требуют реформирования системы профессионального образования не только на федеральном, но и на региональном уровне. Прежде всего, это касается повышения роли и заинтересованности республики и ее регионов в подготовке и дальнейшей востребованности специалистов, увеличения доли финансирования профессионального образования в части эксплуатационных расходов за счет средств республиканского и местных бюджетов.

В своей деятельности вузам необходимо переходить к подготовке специалистов широкого профиля. Это позволит выпускникам легче адаптироваться к меняющимся условиям современного рынка и формировать свое видение профессиональной перспективы. Выпускники профессиональных учебных заведений, наряду с полученной специальностью, должны владеть основами менеджмента, быть образованными в области экономики и права, знать иностранные языки.

При организации подготовки специалистов необходимо вести систематическую работу с органами службы занятости населения по определению спроса на образовательные услуги и формированию регионального рынка труда. Необходимо создание межотраслевой проблемной лаборатории по разработке методики определения потребности в специалистах.

В условиях рыночной экономики требует активного внедрения система целевой контрактной подготовки специалистов.

Совершенствование системы приема в вузы и ссузы диктует дальнейшее развитие практики централизованного тестирования и организации учебно-профориентационных центров по отбору и подготовке школьников для поступления в высшие и средние профессиональные учебные заведения.

Новый импульс к повышению качества подготовки специалистов должны дать государственные образовательные стандарты с развитой республиканской (национально-региональной) составляющей, усиление гуманитарного компонента в профессиональном образовании, развитие информатизации учебного процесса. Необходимо активизировать работу по созданию республиканского комплекта учебников профессионального образования.

При формировании структуры профессионального образования целесообразно создать комплексы: начальное профессиональное образование - среднее профессиональное образование; колледж - вуз, а также научно-образовательно-производственные комплексы, развивать республиканскую межотраслевую систему повышения квалификации и переподготовки специалистов, систему негосударственного образования и инновационных образовательных учреждений.

Необходимо дальнейшее развитие международных связей университетов и колледжей, формирование системы отбора талантливой молодежи для учебы и стажировки за рубежом.

В целях развития национальной системы оценки качества образования в области общего, начального, среднего и дополнительного профессионального образования необходимо развивать деятельность по лицензированию и аттестации учебных заведений в рамках своей компетенции.

Политику в области профессионального образования следует проводить исходя из критериев его доступности для способной молодежи, соответствия потребностям отраслей народного хозяйства республики, обеспечения качества образования на уровне мировых стандартов.

В связи с реформированием высшей и средней профессиональной школы, предусматривающим сохранение единого образовательного пространства в условиях регионализации профессионального образования, деятельность вузов и ссузов должна быть обеспечена соответствующим республиканским законодательством.

Цели Программы

 

Программа по развитию высшего и среднего профессионального образования в Республике Башкортостан имеет следующие главные цели:

- создание и поддержание условий для реализации равноправного доступа к высшему и среднему профессиональному образованию, удовлетворение потребности личности в углублении и расширении образования;

- доведение удельной численности студентов в Республике Башкортостан до средних значений данного показателя в целом по Российской Федерации;

- увеличение удельного веса направлений подготовки специалистов по экономике, праву и гуманитарным наукам в связи с переходом народного хозяйства Республики Башкортостан к рыночным отношениям;

- обеспечение эффективного использования республиканских компонентов государственных образовательных стандартов профессионального образования для подготовки специалистов, способных обеспечить динамичное социально-экономическое развитие Республики Башкортостан;

- создание организационных, методических и содержательных основ проведения в жизнь государственной политики в области профессионального образования;

- сохранение единого образовательного пространства с Российской Федерацией;

- обеспечение доступа студентов всех образовательных учреждений к российским и международным компьютерным базам знаний по сетям "Интернет".

Названные цели республиканской программы будут достигаться посредством:

- совершенствования сети и структуры учреждений профессионального образования;

- открытия новых направлений и специальностей подготовки специалистов, в том числе бакалавров и магистров наук;

- усиления фундаментальности и целевой профессиональной ориентации учебного процесса, научных исследований, учебно-воспитательной работы;

- развития сотрудничества с лучшими отечественными и зарубежными вузами, академиями, научными и проектными организациями, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта;

- улучшения ресурсного обеспечения высшей и средней профессиональной школы Республики Башкортостан;

- повышения уровня качества и социально-экономической эффективности высшего и среднего профессионального образования;

- прогнозирования и изучения состояния рынка труда и подготовки специалистов в республике;

- развития республиканской системы повышения квалификации и переподготовки специалистов;

- интеграции высшей и средней профессиональной школы Республики Башкортостан с российской и мировой образовательными системами;

- обеспечения социальной поддержки студентов, аспирантов и преподавателей.

Основой повышения уровня качества и социально-экономической эффективности профессионального образования необходимо считать развитие научных исследований по приоритетным для Республики Башкортостан направлениям.

Средствами достижения целей и решения задач служат:

комплексные и целевые программы развития высшего и среднего профессионального образования, интеграция вузовской и академической науки, целевые проекты и локальные государственные научно-технические программы развития, разделы кадрового и научного сопровождения других программ социально-экономического развития Республики Башкортостан.

Принципы и приоритеты Программы

 

Новая политика в области образования направлена на:

- удовлетворение потребностей личности и общества в образовательных услугах, основанных на новейших достижениях науки, мирового опыта и дидактики системы высшего и среднего профессионального образования;

- сохранение доступности и бесплатности высшего и среднего профессионального образования;

- развитие системы дополнительных образовательных услуг на платной основе;

- внедрение современных инновационных образовательных технологий;

- достижение в ближайшие годы среднего общероссийского уровня образования населения;

- разработку компонентов профессионального образования и обеспечение учебного процесса новой учебной и учебно-методической литературой;

- удовлетворение потребности республики в высококвалифицированных специалистах;

- укрепление взаимодействия образования и науки;

- комплексное решение социальных проблем студентов и работников системы профессионального образования;

- интеграцию республики в общероссийское и международное образовательное и научное пространство.

Структурная реорганизация системы высшего и среднего профессионального образования определяется следующими главными условиями:

- увеличением удельного веса специальностей гуманитарных направлений, в т.ч. подготовки по экономическим и правовым направлениям высшего образования;

- относительной стабилизацией числа студентов инженерно-технических специальностей;

- стабилизацией числа обучаемых студентов по коммерческому приему в государственных высших и средних учебных заведениях;

- стабилизацией численности студентов и повышением качества обучения в негосударственных учреждениях высшего и среднего профессионального образования.

Повышение удельного веса подготовки специалистов экономического и правового профиля диктуется не только задачами перехода к рыночной экономике, но также тем, что структура подготовки кадров высшей квалификации в нашей стране долгое время не соответствовала мировым тенденциям. В странах с наиболее развитой рыночной экономикой удельный вес подготовки специалистов экономического и правового профиля в 3-4 раза превышал аналогичные статистические данные по нашей стране, где преобладали инженерно-технические специальности высшего профессионального образования.

Повышение удельного веса экономического и правового образования в высшей школе не должно сопровождаться снижением качества профессиональной подготовки в этой сфере.

Однако рост численности обучающихся студентов по названным профессиям в настоящее время в республике сопровождается опережающим развитием негосударственных форм обучения, очно-заочным и дополнительным экономическим образованием, что сказывается на качестве образования. Необходимо ориентировать учебный процесс преимущественно на решение задач макроэкономического плана, а не только конкретных вопросов подготовки предпринимателей, способных организовать эффективное производство продукции. Повышение качества высшего профессионального образования по экономическим и правовым направлениям подготовки специалистов - это задача, решение которой во многом определит экономическое развитие Башкортостана в следующем столетии.

Высшая техническая школа Республики Башкортостан, отличающаяся высоким уровнем подготовки специалистов, в рамках данной концепции при общей стабилизации численности подготовки специалистов инженерных специальностей и направлений подготовки должна определить свои подпрограммы развития, ориентированные, в первую очередь, на повышение качественного уровня профессионального образования. Они должны предусматривать обновление номенклатуры специальностей и направлений подготовки специалистов с учетом государственного заказа и требований маркетинга образовательных услуг.

Новые специальности и специализации подготовки специалистов, бакалавров и магистров наук в университетах, кроме усиления фундаментальной научной подготовки, должны предусматривать разработку образовательных программ сквозной математической, экономической, экологической и правовой подготовки, широкое применение эффективных методов подготовки специалистов, в том числе:

- компьютеризацию учебного процесса, дистанционное обучение и обмен через компьютерные сети данными между вузами внутри страны, а также с зарубежными университетами и научными учреждениями;

- расширение международного сотрудничества в области высшего образования;

- сквозное, комплексное и модульное выполнение студентами наукоемких и сложных курсовых и дипломных проектов, в том числе по заказам предприятий;

- ориентацию специализаций студентов на решение актуальных проблем развития производства.

Структурная перестройка названных направлений высшего и среднего профессионального образования должна сопровождаться усилением роли фундаментальной научной подготовки специалистов. Эта стратегически важная проблема будет решаться путем:

- интеграции производственной, академической и вузовской науки;

- открытия новых научных учреждений при университетах (научно-исследовательских институтов, отделений, совместных научно-исследовательских лабораторий и других структурных подразделений Академии наук РБ при вузах);

- выполнения программ инновационных научных исследований и разработок в интересах развития как производственного потенциала региона, так и обеспечения высокого научно-технического уровня высшего профессионального образования;

- создания благоприятных условий и реальных возможностей для перехода от политики сохранения научного потенциала к его развитию в интересах социально-экономического развития Башкортостана.

Важнейшим приоритетом развития системы высшего и среднего профессионального образования должно стать развитие системы дополнительного образования и переподготовки специалистов. Это повлечет сокращение безработицы среди лиц с высшим и средним профессиональным образованием, адаптацию специалистов и всей системы подготовки и переподготовки специалистов к маркетинговой стратегии управления рынком труда.

Законами Российской Федерации и Республики Башкортостан "Об образовании" в качестве средства, которое позволяет системе высших и средних профессиональных учебных заведений гибко реагировать на быстро изменяющиеся требования рынка образовательных услуг, предусмотрено широкое использование возможностей стандартизации образовательного процесса и повышения его качества на основе внедрения региональных компонентов профессионального образования. Они позволят адаптировать образовательные программы учебных заведений высшего и среднего профессионального образования к требованиям развития народного хозяйства республики.

В системе управления профессиональным образованием Республики Башкортостан получат приоритетное развитие экономические функции управления деятельностью вузов и ссузов. Еще далеко не полностью используются возможности Закона "Об образовании" в части формирования эффективной экономики системы образования:

- не используются возможности по созданию системы налоговых льгот предприятиям, учреждениям, организациям и отдельным гражданам, направляющим свои средства, на развитие системы образования;

- плохо используются рычаги по льготному налогообложению недвижимости собственников, сдающих свое оборудование в аренду образовательным учреждениям;

- не развивается практика консолидации и комплексного использования добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц на цели развития системы высшего и среднего профессионального образования, а также других резервов привлечения дополнительных финансовых средств.

3. Государственная политика Республики Башкортостан
в области профессионального образования

 

3.1. Нормативно-правовое обеспечение

 

Разработку нормативно-правовых документов по проблемам развития высшего и среднего профессионального образования в Республике Башкортостан необходимо ориентировать на развитие существующего законодательства в области образования. Целесообразно разработать Закон РБ "О среднем, высшем и послевузовском профессиональном образовании".

В этом Законе должны получить дальнейшее развитие:

- концепция расширения автономии университетов, прав и свобод граждан в области профессионального образования;

- основы государственной политики Республики Башкортостан по учреждению государственных и негосударственных организаций высшего и среднего профессионального образования и управлению государственной собственностью учреждений высшего и среднего профессионального образования в республике;

- требования к разработке государственных программ развития высшего и среднего профессионального образования, а также республиканских компонентов образовательных стандартов, выполнение которых финансируется из бюджета Республики Башкортостан;

- основные требования к развитию негосударственных учреждений высшего и среднего профессионального образования в РБ;

- научная доктрина государства по интеграции вузовской и академической науки, развитию других видов научных исследований в вузах;

- принципы организации предпринимательской деятельности учреждений высшего и среднего профессионального образования в РБ;

- нормативные положения по социальной поддержке студентов, аспирантов, докторантов и преподавателей.

В ходе выполнения данной программы необходимо в связи с истечением срока действия пересмотреть действующее и заключить новое Соглашение о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий в области высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации и Республики Башкортостан.

Основные условия пересмотра этого Соглашения должны определяться требованиями нового законодательства РФ и РБ по науке, высшему и среднему профессиональному образованию и Договором Российской Федерации и Республики Башкортостан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан" от 3 августа 1994 года.

Необходимо наполнить конкретным содержанием требование статьи 4 вышеупомянутого Договора. Согласно этой статье в совместном ведении Российской Федерации и Республики Башкортостан находятся:

- координация бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики;

- заключение межправительственных бюджетных соглашений;

- создание общих фондов для финансирования совместных программ и образование фондов регионального развития. В связи с этим необходимо более полно использовать возможности этой статьи Договора:

- для заключения межправительственного бюджетного соглашения о налоговых льготах, о финансировании вузов и ссузов, находящихся в федеральной собственности;

- для создания общего инновационного регионального фонда развития науки, высшего и среднего профессионального образования;

- для разработки совместных целевых программ и проектов развития науки и профессионального образования.

3.2. Государственная стандартизация требований к высшему
и среднему профессиональному образованию

 

В соответствии с государственной политикой по развитию высшего и среднего профессионального образования в Республике Башкортостан все большее значение приобретает выполнение федерального компонента государственного образовательного стандарта (ГОС), а также разработка и внедрение национально-региональных компонентов профессионального образования. В условиях рыночной экономики ГОС должны обеспечить целевую профессиональную подготовку специалистов в республике с учетом требований маркетинга образовательных услуг региона и национальных традиций.

Для осуществления политики в области профессионального образования в республике необходимо разработать республиканские компоненты государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования.

Республиканские национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов профессионального образования предназначены для обеспечения:

- конструктивного единства образовательного пространства Российской Федерации в сочетании с региональными особенностями Республики Башкортостан на основе расширения и углубления федеральных компонентов ГОС за счет региональных составляющих;

- расширенного воспроизводства и развития кадрового потенциала в республике;

- целевой подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, способных обеспечить социально-экономическое и научно-техническое развитие Республики Башкортостан;

- непрерывного повышения качества профессионального образования;

- объективной оценки деятельности образовательных учреждений профессионального образования;

- изучения языка, истории, культуры, литературы, искусства и традиций народов Республики Башкортостан.

Главным в республиканских и других национально-региональных компонентах государственных образовательных стандартов является то, что они обеспечивают на республиканском уровне получение обучающимися профессии и соответствующей квалификации, необходимых для развития экономики республики.

Республиканские национально-региональные компоненты профессионального образования дополняют федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, они определяют профессиональные особенности подготовки специалистов по соответствующим направлениям и специальностям в регионе, а также обеспечивают изучение национально-культурной самобытности народов республики, сохраняют сложившиеся научные школы и традиции в подготовке специалистов.

Политика Правительства РБ в области разработки республиканских компонентов государственных образовательных стандартов предполагает конкурсный характер подготовки проектов стандартов, которые пересматриваются каждые пять лет.

Структура республиканской составляющей государственных образовательных стандартов профессионального образования предусматривает три направления работ по стандартизации: регионально-вузовское, республиканское и национально-вузовское.

Проведение унификации разработок по стандартизации профессионального образования на региональном уровне будет осуществляться в следующих направлениях.

1. Организация разработки республиканских государственных образовательных стандартов.

В этом направлении будут рассмотрены требования:

- к общим положениям стандартизации национально-региональных компонентов;

- к стандартизации регионально-вузовских и республиканских компонентов социально-экономического и научно-технического развития, к национально-вузовским компонентам развития культуры;

- к перечням направлений (специальностей) профессионального образования, которые имеют специализации целевой подготовки специалистов по национально-региональным компонентам.

2. Содержание республиканских компонентов государственных образовательных стандартов.

По этому направлению будет осуществлена ориентация профессионального образования на подготовку специалистов для промышленности, сельского и лесного хозяйства, транспорта и связи, строительства, торговли, общественного питания, материально-технического снабжения, заготовок и сбыта, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, здравоохранения. Перед профессиональным образованием в ходе стандартизации будут поставлены конкретные задачи по подготовке специалистов социального обеспечения и физической культуры, образования, культуры и искусства, науки, научного и информационно-технического обслуживания, системы финансов, кредита, страхования, пенсионного обеспечения, подготовки высококвалифицированных специалистов для государственного и муниципального управления в Республике Башкортостан.

Будет уделено внимание и специальным вопросам содержания республиканских компонентов ГОС высшего профессионального образования, в частности:

- подготовке специалистов по сокращенным программам на базе среднего профессионального образования;

- межвузовской подготовке специалистов;

- проблемам включенного и дополнительного высшего профессионального образования.

3. Специальные требования к содержанию образовательных программ по национально-вузовским компонентам.

К объектам стандартизации образования данного направления отнесены образовательные программы:

- по изучению права, экономики, экологии региона;

- по изучению языков народов Республики Башкортостан;

- по изучению традиций национальной культуры, истории, литературы, искусства, архитектуры, физической культуры и спорта;

- дистанционного обучения и экстерната по национально-вузовским компонентам профессионального образования.

4. Государственный контроль за качеством профессионального образования осуществляется путем контроля за реализацией требований республиканских компонентов государственных образовательных стандартов.

К компетенции республиканских органов управления образованием в этой области относится:

- согласование и внесение на рассмотрение в Кабинет Министров Республики Башкортостан программ национально-региональных компонентов республиканских составляющих государственных образовательных стандартов;

- разработка системы управления качеством высшего профессионального образования и утверждение положений об итоговой государственной аттестации студентов на основании республиканских составляющих государственных образовательных стандартов;

- разработка ограничительных стандартов на применение очно-заочной формы обучения по отдельным направлениям и специальностям профессионального образования и экстерната с учетом требований национально-региональных ГОС;

- разработка на основании республиканских составляющих государственных образовательных стандартов государственного заказа по стратегически важным для социально-экономического развития Республики Башкортостан направлениям и специальностям профессионального образования, определение контрольных цифр приема в учебные заведения по этим направлениям и специальностям;

- организация кадрового сопровождения долгосрочных и среднесрочных государственных программ социально-экономического развития в Республике Башкортостан на основе разработки и утверждения специальных учебных планов и образовательных программ профессионального образования в рамках республиканских компонентов государственных образовательных стандартов и других национально-региональных компонентов профессионального образования;

- организация разработки образовательных программ по национально-региональному компоненту ГОС;

- содействие развитию и реализации новых эффективных технологий обучения в рамках и на основе разработки республиканских составляющих государственных образовательных стандартов профессионального образования;

- организация изучения потребности рынка труда в специалистах, разработка предложений по объемам бюджетного финансирования и капитального строительства учебных заведений на основе изучения специалистами отраслей содержания национально-региональных компонентов профессионального образования и формирование предложений по заключению договоров и республиканского государственного заказа на подготовку специалистов в Республике Башкортостан.

Порядок разработки, утверждения и введения в действие регионально-вузовских компонентов государственных образовательных стандартов должен определяться учебными заведениями исходя из требований ГОС и маркетинга образовательных услуг региона.

Регионально-вузовские компоненты государственных образовательных стандартов профессионального образования должны содержать конкретные требования к уровню знаний, умений и навыков выпускников.

В регионально-вузовских компонентах должны быть указаны перечни и объемы дисциплин, курсовых проектов и работ, данные о всех видах практик, типовые и оригинальные темы дипломных проектов (работ) и другие данные, которые могут послужить основой заключения договоров юридическими и физическими лицами с вузами и студентами на получение образования и последующее трудоустройство.

Правительственный орган, утверждающий регионально-вузовские компоненты государственных образовательных стандартов, обобщает, анализирует и тиражирует их для передачи в соответствующие министерства и ведомства, на предприятия и в другие организации в целях определения потребности в кадрах специалистов для отраслей народного хозяйства республики и контрольных цифр приема в учебные заведения.

Заказчиком целевой подготовки специалистов по кадровому сопровождению государственных программ социально-экономического развития на основе разработки республиканской составляющей национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов выступают головные учреждения, ответственные за выполнение таких программ.

3.3. Государственный контроль и управление качеством высшего
и среднего профессионального образования

 

Разработка республиканских составляющих государственных образовательных стандартов профессионального образования не рассматривается как самоцель. На основе стандартов будет проводиться работа по повышению качества образования в учреждениях профессионального образования.

Сертификация качества высшего и среднего профессионального образования на основе выполнения требований республиканских и других национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов профессионального образования должна служить профилактике отклонений от составляющих государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Комплекс средств государственного контроля за качеством высшего профессионального образования по республиканским составляющим государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, содержащим республиканские и другие национально-региональные компоненты, предполагает:

- самоконтроль высших учебных заведений;

- выборочные и инспекционные проверки выполнения требований республиканских составляющих государственных образовательных стандартов республиканской аттестационной службой;

- организацию лицензирования и аттестации высших и средних профессиональных учебных заведений, сертификацию качества высшего профессионального образования на основании требований республиканских составляющих государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования;

- направление вузами и ссузами, имеющими государственную аккредитацию, рекламаций на качество высшего профессионального образования и указаний на несоответствие образования требованиям республиканских составляющих государственных образовательных стандартов.

4. Основные программные преобразования

 

Важнейшей частью Программы являются мероприятия, комплексные и целевые программы, проекты развития высшего и среднего профессионального образования.

Комплексные программы развития учреждений профессионального образования предусматривают совершенствование образовательной деятельности; развитие научно-исследовательской деятельности и подготовки кадров высшей квалификации; развитие производственно-хозяйственной деятельности; совершенствование организационной и финансово-экономической деятельности.

Программно-целевой метод развития всей системы высшего и среднего профессионального образования в Республике Башкортостан в ближайшей перспективе должен стать основным.

 

4.1. В системе высшего профессионального образования

 

Структурное развитие вузов

 

N
п/п
Наименование проектов и мероприятий Сроки
выполне-
ния
Ответственные
исполнители
1 2 3 4
1. Осуществлять дальнейшее совершенствова-
ние территориального размещения высших и
средних профессиональных учебных заведе-
ний
1999-2003 Госкомнауки,
Минэкономики
2. Разработать проекты:
повышения статуса БГПИ, УГИИ, организа-
ции финансово-экономического института в
составе БГУ, создания архитектурно-стро-
ительного института в составе УГНТУ,
создания самостоятельного Сибайского ин-
ститута
1999-2003
1999-2000
1999-2001
2001
1999-2003
Госкомнауки,
БГПИ,
УГИИ,
БГУ,
УГНТУ,
Госкомнауки,
3. Организовать университетские филиалы и
колледжи в городах Республики Башкорто-
стан:
г.Уфа
г. Стерлитамак
г. Салават
г. Октябрьский
г. Ишимбай
г. Кумертау
г. Сибай
г. Белорецк
г. Мелеуз
г. Нефтекамск
г. Бирск
г. Белебей
г. Благовещенск
2000-2003 Госкомнауки,
Администрации
городов,
университеты
4. Сформировать региональную, межотраслевую
систему повышения квалификации и пере-
подготовки специалистов:
   
- разработать структуру факультетов,
консультационных пунктов и отделений
переподготовки специалистов на базе
вузов и ссузов
1999-2003 Госкомнауки,
Минтруд,
вузы, ссузы
- преобразовать региональный межотрасле-
вой центр повышения квалификации
(РМЦПК) в Республиканский межотрасле-
вой институт повышения квалификации и
переподготовки кадров
2001 Госкомнауки,
УГАТУ,
РМЦПК,
5. Создать межвузовское промышленное пред-
приятие "ВУЗ-прибор" с учетом программы
конверсии военно-промышленного производ-
ства в Республике Башкортостан
2000-2001 Госкомнауки,
УГАТУ,
УГНТУ,
6. Создать межвузовский центр по изучению
языков и культурного наследия народов
Башкортостана
1999 БГУ
7. Сформировать республиканскую систему
учебно-консультационных пунктов на базе
школ, гимназий и лицеев по целевой под-
готовке абитуриентов
2000 Госкомнауки,
Минобразования

 

Целевая подготовка специалистов

 

N
п/п
Наименование проектов и мероприятий Сроки
выполне-
ния
Ответственные
исполнители
1 2 3 4
1. Разработать проект социально-экономичес-
кого маркетинга образовательных услуг
1999-2000 Госкомнауки,
УГАТУ, УГНТУ
2. Разработать проект госзаказа на целевую
контрактную подготовку специалистов с
высшим и средним профессиональным обра-
зованием:
- разработать проект госзаказа на подго-
товку специалистов для Республики Баш-
кортостан в вузах Российской Федерации
- разработать проект госзаказа на подго-
товку специалистов для регионов РФ в
вузах РБ;
- обеспечить выполнение контрольных цифр
целевого приема и выпуска специалистов
в вузах и ссузах Республики Башкорто-
стан
ежегодно
с 1999 г.
Госкомнауки,
Совет ректоров
вузов,
Совет директо-
ров ссузов
3. Разработать перечень и открыть новые на-
правления подготовки специалистов в ву-
зах РБ, в том числе:
по госзаказам РФ и РБ, по заказам муни-
ципалитетов и предприятий региона
1999-2003 Госкомнауки,
Совет ректоров
вузов
4. Разработать подпрограмму целевой пере-
подготовки специалистов для отраслей на-
родного хозяйства республики
1999-1999 Госкомнауки,
Минтруд
5. Открыть новые специальности послевузов-
ской подготовки специалистов в аспиран-
туре и докторантуре
1999-2003 Госкомнауки,
вузы
6. Разработать программу подготовки и пере-
подготовки специалистов в зарубежных об-
разовательных учреждениях
1999-2001 Госкомнауки
7. Разработать проекты сквозной правовой,
экономической, экологической, психолого-
педагогической подготовки специалистов
технических направлений
1999-2000 Госкомнауки,
Минобразования

 

Научные исследования, научно-методическое обеспечение
и разработки

 

N
п/п
Наименование проектов и мероприятий Сроки
выполне-
ния
Ответственные
исполнители
1 2 3 4
1. Обеспечить выполнение региональной про-
граммы "Научно-технические проблемы со-
циально-экономического развития Респуб-
лики Башкортостан"
1999-2003 Госкомнауки,
УГАТУ,
УГНТУ, БГУ
2. Разработать республиканскую целевую про-
грамму интеграции и информатизации науки
и высшего образования
1999-2000 Госкомнауки,
АН РБ, Совет
ректоров вузов
3. Принять участие в выполнении федеральных
научно-технических программ: "Информати-
зация высшей школы", "Конверсия и высо-
кие технологии", "Медицинская техника",
"Университеты России", "Интернет", "Ме-
дицина катастроф"
1999-2003 Госкомнауки,
вузы
4. Разработать и осуществить инновационную
программу развития технопарка Башкорто-
стан"
1999-2001 Госкомнауки,
УГАТУ
5. Учредить научное издательство "Професси-
ональная школа Башкортостана", обеспе-
чить выпуск научных монографий, учебни-
ков, книг, в том числе по культурному
наследию народов Башкортостана
1999 Госкомнауки,
Минпечати
6. Обеспечить участие ученых в разработке
региональных научно-технических программ
Республики Башкортостан
1999-2003 Госкомнауки
7. Разработать и осуществить инновационную
программу создания ресурсосберегающих и
энергосберегающих технологий
1999-2001 Госкомнауки,
УГНТУ, УГАТУ,
БГУ
8. Проводить конкурсы лучших студенческих
научно-исследовательских разработок и
смотры научно-технического творчества
студентов
1999-2003 Госкомнауки

 

Социальная поддержка студентов, аспирантов, докторантов
и преподавателей

 

N
п/п
Наименование проектов и мероприятий Сроки
выполне-
ния
Ответственные
исполнители
1 2 3 4
1. Внести предложения по созданию рабочих
мест на предприятиях для привлечения
труда студентов, выпускников вузов и
ссузов.
Разработать подпрограмму "Формирование
системы постоянного и временного трудо-
устройства студентов, выпускников вузов
и ссузов"
1999-2003 Госкомнауки,
Минтруд,
Минэкономики
2. Разработать подпрограмму "Охрана здо-
ровья и социальная защита обучающихся и
работников учреждений высшего и среднего
профессионального образования"
1999-2000 Госкомнауки,
Минздрав,
Минтруд
3. Обеспечивать финансирование студенческих
клубов художественной самодеятельности,
спортклубов, спортивно-оздоровительных
лагерей и профилакториев
1999-2003 Минфин,
Госкомнауки,
Управление по
делам молодежи,
Госкомспортту-
ризм
4. Осуществлять социальную поддержку мало-
обеспеченных студентов и аспирантов
1999-2003 Госкомнауки,
Минэкономики,
Минтруд

 

Интеграция высшей и средней профессиональной школы
Башкортостана с российской и мировой образовательными
системами

 

N
п/п
Наименование проектов и мероприятий Сроки
выполне-
ния
Ответственные
исполнители
1 2 3 4
1. Принять участие в совместных международ-
ных программах университетов и колледжей
1999-2003 Госкомнауки,
вузы, ссузы
2. Разработать подпрограмму "Включение ву-
зов и ссузов Республики Башкортостан в
международные образовательные и иссле-
довательские программы, в т.ч. по под-
готовке кадров"
1999-2000 Госкомнауки,
вузы, ссузы
3. Разработать:
- комплекс целевых проектов международ-
ного обмена студентами, преподавателями
и научными сотрудниками вузов и ссузов
Республики Башкортостан с зарубежными
образовательными учреждениями;
- образовательные подпрограммы обучения
и стажировок в зарубежных образователь-
ных учреждениях.
2001-2003 Госкомнауки,
вузы, ссузы
4. Принять участие в программе компьютерной
поддержки учебных дисциплин для универ-
ситетов в рамках международного проекта
"Компьютеризация образования"
1999-2003 БГУ, УГАТУ,
УГНТУ, БГАУ,
БГМУ, УТИС,
БГПИ, Стерлита-
макский пединс-
титут, Бирский
пединститут
5. Принять участие в программе создания и
корректировки национальной информацион-
ной базы по университетам России, инте-
грированной с международным проектом
"ЮНИКОМ", обеспечить подключение вузов и
ведущих ссузов к системе "Интернет"
1999-2003 Госкомнауки,
УГАТУ, БГУ
6. Продолжить работу республиканского цент-
ра языковой подготовки и тестирования
для обучения в зарубежных образователь-
ных учреждениях
1998-2003 Госкомнауки,
БГУ, БГПИ

 

Разработка правовых и нормативных документов

 

N
п/п
Наименование проектов и мероприятий Сроки
выполне-
ния
Ответственные
исполнители
1 2 3 4
1. Разработать систему планирования, прог-
нозирования и анализа подготовки специа-
листов
1999-2003 Госкомнауки
2. Разработать прогноз и годовые планы раз-
вития высшего образования по его уровням
и направлениям
1999-2003 Госкомнауки,
Совет ректоров
вузов
3. Разработать Положение о формировании
республиканского государственного заказа
на подготовку специалистов
1999-2001 Госкомнауки,
Минэкономики,
Минтруд, Совет
ректоров вузов
4. Разработать положение о конкурсах на со-
здание образовательных программ, учебных
курсов, учебников и учебных пособий, на-
ционально-региональных составляющих гос-
стандартов образования
1999 Госкомнауки,
Уфимский филиал
НИИ националь-
ных проблем об-
разования
5. Разработать национально-региональные
требования к государственным образова-
тельным стандартам
1999-2001 Госкомнауки,
Совет ректоров
вузов, Совет
директоров ссу-
зов
6. Подготовить проект Положения об аттеста-
ции высших и средних профессиональных
образовательных учреждений государствен-
ного и негосударственного секторов сис-
темы образования в Республике Башкорто-
стан по национально-региональным компо-
нентам госстандартов образования
2000 Госкомнауки,
Совет ректоров
вузов, Совет
директоров ссу-
зов
7. Разработать единый механизм и приоритеты
финансирования, поддержки и развития
фундаментальных и поисковых исследований
2000 Госкомнауки,
Минэкономики,
АН РБ, Совет
ректоров вузов
8. Подготовить проект по приоритетному фи-
нансированию и льготному налогообложению
государственных и негосударственных ин-
новационных структур, внедряющих резуль-
таты научных исследований вузов в прак-
тику
2001 Госкомнауки,
Совет ректоров,
АН РБ, Техно-
парк "Башкор-
тостан"
9. Разработать Положение о государственной
поддержке научных школ в вузах республи-
ки по приоритетным направлениям развития
науки и техники
1999-2000 Госкомнауки,
АН РБ, Совет
ректоров вузов
10. Разработать Положение о приоритетном
бюджетном финансировании инновационных
образовательных программ в Республике
Башкортостан
2002 Госкомнауки,
АН РБ, Совет
ректоров вузов,
Совет директо-
ров ссузов
11. Создать методическую и нормативную базу
данных для определения:
- нормативов бюджетного финансирования
вузов и ссузов в Республике Башкорто-
стан;
- востребованности специалистов
1999-2001 Госкомнауки,
Минфин,
Минэкономики,
Госкомстат,
Минтруд
12. Разработать Положение о личных государ-
ственных образовательных кредитах, дру-
гих льготных кредитах на образовательные
цели в Республике Башкортостан
2003 Госкомнауки,
Минфин,
Национальный
банк
13. Разработать Положение о системе повыше-
ния квалификации и переподготовки специ-
алистов
2000-2001 Госкомнауки,
Минтруд, БГУ,
БАГСУ, РМЦПК
14. Разработать проекты законов:
- о среднем, высшем и послевузовском
профессиональном образовании;
- о льготном налогообложении учреждений
профессионального образования
2000-2002 Госкомнауки,
Совет ректоров
вузов, Совет
директоров ссу-
зов
15. Разработать Положение о молодых специа-
листах в Республике Башкортостан
2000 Госкомнауки,
Управление по
делам молодежи

 

Региональные подпрограммы федеральной программы
развития высшего профессионального образования

 

N
п/п
Наименование проектов и мероприятий Сроки
выполне-
ния
Ответственные
исполнители
1 2 3 4
1. Разработать программу формирования сис-
темы поиска, отбора и поддержки талант-
ливой молодежи
2002 Госкомнауки,
Совет ректоров
вузов, Совет
директоров
ссузов
2. Проводить среди школьников и студентов
региональные конкурсы, олимпиады по раз-
личным направлениям экономики, науки,
искусства, техники
1999-2003 Госкомнауки,
Минобразования,
вузы
3. Разработать региональную подпрограмму
гуманитаризации образования.
Провести конкурсы по созданию нового по-
коления учебной, учебно-методической и
справочно-информационной литературы по
гуманитарным дисциплинам
1999-2001 БГУ,
Совет ректоров
вузов, Совет
директоров
ссузов
4. Организовать работу учебно-научного ме-
тодического центра Госкомнауки РБ
1999-2003 Госкомнауки,
Совет ректоров
вузов, Совет
директоров
ссузов
5. Разработать программы и комплект учебни-
ков по региональному компоненту государ-
ственных стандартов высшего и среднего
профессионального образования
1999-2002 Госкомнауки,
Совет ректоров
вузов, Совет
директоров
ссузов

 

Целевые проекты и подпрограммы повышения
материально-технического уровня высшего профессионального образования

 

N
п/п
Наименование проектов и мероприятий Сроки
выполне-
ния
Ответственные
исполнители
1 2 3 4
1. Создать университетскую образовательную
программу телевидения Республики Башкор-
тостан
1999-2001 Госкомнауки,
Совет ректоров
вузов, Совет
директоров
ссузов
2. Разработать комплексную программу по ос-
нащению вузов и ссузов Республики Баш-
кортостан учебным и лабораторным обору-
дованием
2003 Госкомнауки,
вузы, ссузы
3. Разработать комплексную программу по ос-
нащению вузов дорогостоящим и сложным
оборудованием для научных исследований
2003 Госкомнауки,
вузы, АН РБ
4. Разработать региональную программу фор-
мирования и развития научно-учебных ком-
плексов, объединяющих высшие и средние
профессиональные учебные заведения и на-
учные учреждения
2000-2001 Госкомнауки,
АН РБ, вузы,
ссузы
5. Разработать программу оснащения вузов и
ссузов современными средствами вычисли-
тельной и информационной техники
2001 Госкомнауки,
УГАТУ, УГНТУ,
БГУ, вузы,
ссузы
6. Создать региональную компьютерную сеть с
включением ее в федеральную и междуна-
родные сети в целях развития дистанцион-
ного обучения
1999-2002 Госкомнауки,
вузы

4.2. В системе среднего профессионального образования

 

N
п/п
Наименование проектов и мероприятий Сроки
выполне-
ния
Ответственные
исполнители
1 2 3 4
1. Разработать программы структурной пере-
стройки и качественного обновления сред-
него профессионального образования:
"Новые образовательные технологии";
"Жилище";
"Здоровье";
"Студенческий быт";
"Охрана труда"
1999-2001 Госкомнауки,
Минкультуры,
Минздрав,
Минобразова-
ния, Совет
директоров
ссузов
2. Разработать комплекс целевых проектов
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации высвобождаемого и незаня-
того населения на базе средних специаль-
ных учебных заведений.
Создать сеть опорных учебных центров по
переподготовке и подготовке высвобождае-
мых работников и незанятого населения
2001 Госкомнауки,
Минтруд, Совет
директоров
ссузов
3. Разработать целевую программу подготовки
научно-педагогических кадров и развития
кадрового потенциала среднего профессио-
нального образования
2000 Госкомнауки,
Совет ректоров
вузов, Совет
директоров
ссузов
4. Сформировать единую с Российской Федера-
цией нормативно-правовую базу среднего
профессионального образования; подгото-
вить пакет нормативно-правовых актов,
регламентирующих деятельность средних
профессиональных учебных заведений рес-
публики:
- проект закона о среднем, высшем и
послевузовском профессиональном образо-
вании в РБ;
- положение об аттестации педагогических
и руководящих работников республиканских
ссузов;
- положение об итоговой аттестации вы-
пускников в рамках национально-региона-
льного компонента;
- нормативы финансового, жилищно-бытово-
го, медико-санитарного обеспечения сту-
дентов
1999-2001 Госкомнауки,
БГУ, Совет ди-
ректоров
ссузов
5. Разработать комплекс целевых проектов
международного сотрудничества учреждений
среднего профессионального образования
2000 Госкомнауки,
Совет дирек-
торов ссузов
6. Разработать Положение о прикреплении
ссузов к базовым предприятиям в рамках
целевой контрактной подготовки специа-
листов
1999-2003 Госкомнауки,
Совет дирек-
торов ссузов
7. Разработать долгосрочную программу под-
готовки специалистов среднего профессио-
нального образования до 2003 года
1999-2003 Госкомнауки,
Совет дирек-
торов ссузов
8. Разработать программу развития системы
дополнительного образования, в том числе
повышения квалификации педагогических
кадров
1999-2000 Госкомнауки,
Совет дирек-
торов ссузов
9. Разработать целевую программу внедрения
многоканального финансирования ссузов
1999-2000 Госкомнауки,
Минфин, Совет
директоров
ссузов
10. Разработать Положение о системе непре-
рывного образования "Школа-ссуз-вуз"
1999-2001 Госкомнауки,
Совет ректоров
вузов, Совет
директоров
ссузов
11. Разработать целевые программы социальной
защиты педагогических работников средне-
го профессионального образования
2001 Госкомнауки,
Минтруд,
Минфин

5. Основные направления интеграции науки, высшего
и среднего профессионального образования

 

Отток кадров из сферы науки и научного обслуживания, который наметился в республике за годы кризиса, повлиял на сокращение доли прикладных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ. По сравнению с фундаментальными исследованиями их удельный вес сократился. В то же время снизилась рентабельность научно-технических работ, особенно в научно-исследовательских и конструкторских подразделениях на промышленных предприятиях. Резко сократилось количество хоздоговорных тем, выполняемых вузами.

Главным из опыта непрерывного реформирования системы образования и науки является признание того, что государственная политика в названных сферах общественной деятельности должна быть долгосрочной и основываться на предвидении будущих проблем и потребностей развития государства.

Одним из направлений научно-технической политики в Республике Башкортостан является последовательное преобразование классических и технических университетов высшего профессионального образования в научно-исследовательские университеты - центры проведения фундаментальных НИР и инновационной политики государства. Таким образом, университеты должны стать местом, где исчезают ведомственные барьеры между фундаментальной (академической), отраслевой и вузовской наукой. Кроме того, университет, в отличие от многих учебных институтов, уже по своему статусу должен осуществлять образовательный процесс подготовки специалистов, базируясь на новейших достижениях науки.

Приоритетными направлениями в вузовской науке Республики Башкортостан целесообразно считать научные разработки, соответствующие российскому и мировому уровню:

в области нефте-газовой отрасли, гражданского (в частности нефтяного) и оборонного машиностроения - безопасные технологии для ремонта и ликвидации аварий на трубопроводном транспорте; новые изоляционные покрытия;

в области химии и нефтехимии, нефтепереработки - технологии производства лекарственных препаратов, органического синтеза, средств защиты растений, ветеринарных препаратов;

в геологии - разведка и добыча нефти, газа, золота, алмазов и хромитовых руд, технологии утилизации горных пород из отвалов;

в области технических наук - технологии создания новых материалов, безотходные технологии переработки бурого угля, методы волновых воздействий на углеводородные системы, технологии лазерного контроля, использование высоких технологий двойного назначения в производстве гражданской продукции, исследования в области технического перевооружения и реконструкции производства, создания конструкционных материалов с использованием "волоконной технологии"; разработка технологий ионного осаждения покрытий; технологий упрочения и модификации поверхности металлов; методов структурной оптимизации технологических процессов для разработки проектов реконструкции, технического перевооружения и конверсии оборонных производств;

разработки средств геоинформационной системы и ее применение в обработке аэро- и космических снимков, при анализе состояния почв и посевов, разведке полезных ископаемых;

ресурсосберегающие технологии; технологии поиска рудных и нерудных полезных ископаемых, в том числе нефти и газа;

утилизации промышленных и бытовых отходов;

в сфере социальных и гуманитарных наук - изучение состояния и перспектив социально-экономического развития Республики Башкортостан, городов и районов, проведение историко-этнологических, этносоциологических изысканий;

в области аграрных наук - научное обеспечение процессов продовольственной безопасности республики, расширенного воспроизводства в АПК и решения социальных проблем села;

в области экологии, медицины и здравоохранения - исследования, направленные на улучшение экологической обстановки в различных регионах РБ и защиту здоровья населения: выявление медико-биологических аспектов техногенного воздействия на здоровье человека, животный и растительный мир.

Эффективность научного комплекса будет определяться формированием механизма трансформации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в наукоемкие технологии, способные стать основой технического перевооружения широкого круга отраслей и производств на качественно новом уровне, в целях организации производства конкурентоспособной продукции.

6. Финансирование учреждений высшего и среднего
профессионального образования

 

Существующий порядок государственного финансирования профессионального образования не обеспечивает поддержку информационной и материально-технической базы образовательных учреждений. Фактически вне его рамок остаются эксплуатационные и многие другие расходы высших и средних профессиональных учебных заведений. В части упорядочения финансового обеспечения профессионального образования необходимо в ближайшие годы:

- перейти к бюджетному финансированию сферы профессионального образования по нормативам затрат на обучение одного студента (в краткосрочном периоде - по минимальным нормативам, в среднесрочном периоде - по объективно обоснованным нормативам);

- в перечень защищенных статей сметы расходов вузов и ссузов включить затраты на:

- проведение учебно-производственной практики студентов;

- повышение квалификации профессорско-преподавательского состава;

- обновление библиотечных фондов;

- предусматривать в республиканском бюджете отдельной строкой средства на финансирование разработки и внедрения республиканского компонента государственных стандартов профессионального образования в вузах и ссузах федерального ведения;

- выделять из республиканского бюджета средства на подготовку специалистов в ведущих вузах Российской Федерации и дальнего зарубежья в размере не менее 3 процентов общих бюджетных ассигнований на высшее образование;

- установить законодательно порядок предоставления гражданам и погашения ими личного государственного образовательного кредита;

- законодательно освободить прибыль вузов и ссузов, полученную в результате хозрасчетной деятельности и направленную на содержание студенческих общежитий, столовых и прочих социальных объектов, от налогообложения в части, подлежащей внесению в республиканский и местные бюджеты.

Образовательные учреждения независимо от организационно-правовых форм могут привлекать дополнительные финансовые средства за счет:

- подготовки и переподготовки специалистов по договорам с юридическими или физическими лицами;

- предоставления дополнительных образовательных услуг;

- индивидуальной трудовой педагогической деятельности;

- предпринимательской деятельности образовательного учреждения;

- целевых взносов физических и юридических лиц;

- осуществления иной, предусмотренной уставом образовательного учреждения, деятельности.

Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств на выполнение республиканских и других национально-региональных компонентов высшего профессионального образования не должно снижать нормативов и размеров бюджетного финансирования.

 

7. Прогнозные оценки и ожидаемые результаты

 

Данная программа обеспечивает решение главной задачи по доведению удельной численности студентов в Республике Башкортостан до среднего значения данного показателя по Российской Федерации. Одновременно с этим программа обеспечивает структурные изменения контингента обучающихся в вузах и ссузах в направлении повышения удельного веса специалистов по экономике, праву и гуманитарным специальностям высшего образования.

Наряду с достижением количественных показателей данная программа способствует:

- обеспечению устойчивости развития высшей школы;

- формированию нового поколения специалистов, способных обеспечить дальнейшее социально-экономическое развитие Республики Башкортостан;

- увеличению вклада высшей и средней профессиональной школы в развитие и распространение научных знаний, повышение культурно-образовательного и морально-этического уровня населения;

- усилению интеграции с российской высшей школой и мировой образовательной системой;

- уменьшению социальной напряженности в молодежной среде в период безработицы;

- повышению социального статуса интеллектуального труда в общественно-политической и экономической жизни Республики Башкортостан;

- переходу на новые государственные образовательные стандарты;

- гуманитаризации высшего образования;

- структурной перестройке системы высшего образования в соответствии со стратегией экономической реформы;

- оптимальному развитию сети вузов и ссузов республики;

- повышению качества высшего образования, внедрению новых информационных технологий;

- интеграции вузов в региональный народнохозяйственный# комплекс Республики Башкортостан;

- конверсии научно-технического и кадрового потенциала высшей школы;

- формированию механизма устойчивой моральной и финансово-материальной поддержки высшего образования на республиканском уровне;

- развитию альтернативной негосударственной системы профессионального образования;

- удовлетворению спроса населения на профессиональное образование;

- удовлетворению спроса (потребности) экономики на специалистов с высшим профессиональным образованием.

Кроме этого, в области среднего профессионального образования будут обеспечены:

- доступность государственного профессионального образования на уровне предшествующих лет;

- гуманизация и демократизация образовательного процесса;

- формирование научно обоснованной системы профессиональной ориентации, профотбора и профессиональной адаптации;

- расширение перечня образовательных услуг;

- развитие многоуровневой системы среднего профессионального образования как звена непрерывного профессионального образования;

- разработка и внедрение региональных составляющих новых государственных образовательных стандартов, учебных планов и образовательных программ, новых учебников, учебных пособий, справочной и учебно-методической литературы;

- создание материально-технических, научно-методических, организационно-экономических предпосылок инновационной деятельности, интеграции ее с высшим профессиональным образованием;

- компьютеризация образовательного процесса;

- механизмы прогнозирования и государственного регулирования пропорций подготовки специалистов с учетом потребностей общества и экономики.

 

Список использованных источников

 

1. Федеральный Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" М.: 1996.

2. Закон Республики Башкортостан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан "Об образовании" -Уфа.: 1997.

3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий в области высшего и среднего профессионального образования. Москва - Уфа, 1994 г.

4. Развитие образования России. Федеральная программа. Раздел "Высшее образование ", -М.: Госкомвуз РФ,1993 г.,- 100 с.

5. Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан" от 3 августа 1994 года.

6. Развитие вуза и совершенствование содержания образования в новых социально-экономических условиях. Методические рекомендации. -М.: Росвузаттестация. 1996.

7. Послание Президента США "О положении страны" ИТАР-ТАСС "Международная экспресс-информация" 7.02.97.

8. Послание Президента Республики Башкортостан Государственному собранию. -Уфа.: 1998.

9. Доклад о положении дел в области образования в мире за 1993 год. /Издан Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры./ UNESKO Publishing, 1993.

10. Постановление Правительства РФ от 23 мая 1995 года N 498 "О развитии системы высшего и среднего профессионального образования в Российской Федерации" -М.: 1995.

11. Материалы по государственной политике в области высшего и среднего профессионального образования. ГК Республики Саха (Якутия) по высшей школе, науке и технической политике. - Якутск, 1996.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 февраля 1999 г. N 44 "О Программе развития высшего и среднего профессионального образования в Республике Башкортостан на 1999-2003 годы"


Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан", N 11 (95), июль-август 1999 г., ст. 749


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 6 февраля 2003 г. N 44