23 февраля 1999 г., 13 апреля 2001 г.
Принят
постановлением Верховного Совета
Республики Башкортостан
от 12 октября 1994 г.
N 25/12
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан устанавливает общие принципы организации и функционирования местного государственного управления в Республике Башкортостан.
I. Общие положения
Законом Республики Башкортостан от 13 апреля 2001 г. N 211-з действие статьи 1 настоящего Закона в части решения органами местного государственного управления вопросов местного значения приостановлено с 15 апреля 2001 г.
Статья 1. Местное государственное управление в Республике Башкортостан
1. Местное государственное управление, являясь разновидностью местной власти, составляет одну из основ конституционного строя Республики Башкортостан и призвано обеспечить самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан и законодательством Республики Башкортостан, правовыми актами органов государственной власти республики.
2. Система местного государственного управления действует в районах, городах и районах в городе Республики Башкортостан (далее районах# и городах Республики Башкортостан).
Статья 2. Основные принципы местного государственного управления в Республике Башкортостан
Местное государственное управление в Республике Башкортостан осуществляется на принципах:
а) народовластия;
б) самостоятельности местного государственного управления в пределах своих полномочий при решении вопросов местного значения;
в) взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в осуществлении общих задач и функций;
г) разделения функций представительной, исполнительной и судебной властей;
д) выборности представительных органов, их подконтрольности, подотчетности и ответственности перед населением;
е) ответственности за законность и обоснованность принимаемых решений;
ж) экономической и финансовой самостоятельности территорий,# (самостоятельного управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета);
з) сочетания общегосударственных и местных интересов, участия органов местного государственного управления и органов местного самоуправления в решении вышестоящими органами вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующей территории;
и) признания за местными сообществами их полномочий;
к) многообразия форм организации местного самоуправления и самостоятельного определения населением структуры органов местного самоуправления;
л) государственной гарантии местного самоуправления;
м) гласности и учета общественного мнения, постоянного участия населения в принимаемых решениях по важнейшим вопросам и информирования о результатах их выполнения.
Статья 3. Право гражданина на участие в местном государственном управлении
1. Граждане, проживающие на соответствующей территории, имеют право на участие в местном государственном управлении без каких-либо ограничений.
2. Участие в местном государственном управлении гарантируется:
а) правом участвовать в непосредственном решении вопросов местного значения и иных вопросов, отнесенных к ведению местного государственного управления;
б) правом избирать и быть избранными в органы местного государственного управления;
в) правом доступа к муниципальной службе;
г) правом на получение информации о деятельности органов местного государственного управления;
д) правом обратиться с иском в суд о восстановлении нарушенного права на участие в местном государственном управлении.
Статья 4. Правовые основы местного государственного управления
1. Правовую основу местного государственного управления в Республике Башкортостан составляют Конституция Республики Башкортостан, настоящий Закон, законы и иные правовые акты органов государственной власти Республики Башкортостан.
2. В пределах, установленных законодательством, соответствующие органы местного государственного управления могут разрабатывать и утверждать Положения (Уставы) об органах территориального общественного самоуправления населения (комитеты и советы микрорайонов, жилых комплексов, домовые, уличные, квартальные, участковые, поселковые, сельские комитеты и другие органы).
3. Настоящий Закон действует на всей территории Республики Башкортостан. Правовые акты, изданные органами государственной власти Республики Башкортостан, а также органами местного государственного управления, не могут противоречить настоящему Закону.
Статья 5. Вопросы местного значения
1. К вопросам местного значения относятся обеспечение жизнедеятельности населения данной территории, оказание им услуг, отнесенных законодательством к предметам ведения местного государственного управления.
2. Основными вопросами местного значения, составляющими предметы ведения местного государственного управления, являются:
а) комплексное социально-экономическое развитие территории района, города и пригородной зоны;
б) планирование и бюджет, финансы и учет;
в) коммунально-бытовое и торговое обслуживание;
г) промышленность, строительство, связь, транспортные перевозки местного значения;
д) муниципальное здравоохранение;
е) муниципальное дошкольное, школьное и профессиональное образование в соответствии с государственными стандартами;
ж) социально-культурное обслуживание населения;
з) социальная защита населения;
и) обеспечение законности, правопорядка, охраны прав и свобод человека и гражданина;
к) использование и распоряжение природными ресурсами, охрана окружающей среды;
л) физкультурно-спортивное развитие.
II. Органы местного государственного управления
Законом Республики Башкортостан от 23 февраля 1999 г. N 220-з в статью 6 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
Статья 6. Местное государственное управление в районах, городах
Местное государственное управление в районах, городах действует в лице представительного органа местной власти и местной администрации. Их правовое положение определяется настоящим Законом.
Решение об объединении местных администраций и назначении одного главы администрации принимается Президентом Республики Башкортостан.
Решение об объединении представительных органов районов, городов принимается соответствующими представительными органами местного государственного управления и утверждается Государственным Собранием Республики Башкортостан.
Статья 7. Представительный орган местного государственного управления
Представительный орган местного государственного управления именуется районным, городским Советом.
Статья 8. Порядок формирования районных, городских Советов
1. Районные, городские Советы избираются гражданами Республики Башкортостан, проживающими на территории соответствующей административно-территориальной единицы, на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Районный, городской Совет состоит из 20-60 депутатов.
Количество депутатских мандатов устанавливается соответствующим Советом. Срок полномочий депутатов - 4 года.
Порядок выборов депутатов устанавливается Законом Республики Башкортостан "О выборах депутатов районных, городских, районных в городе Советов Республики Башкортостан".
3. Депутатом районного, городского Совета может быть избран гражданин Республики Башкортостан, достигший 21 года, имеющий право участвовать в выборах, постоянно проживающий или работающий на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
Депутат городского, районного Совета не может быть одновременно депутатом более двух представительных органов власти.
Статья 9. Депутат районного, городского Совета
Права, обязанности и гарантии деятельности депутатов районного, городского Совета устанавливаются Законом Республики Башкортостан "О статусе депутата районного, городского, районного в городе Совета".
Депутат районного, городского Совета на территории соответствующей административно-территориальной единицы обладает депутатской неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий.
Вопрос о лишении депутатской неприкосновенности решается по представлению органов прокуратуры соответствующим Советом на основании заключения его комиссии, специально образуемой для данного случая. Если же этот орган не принял решения о лишении депутатской неприкосновенности, вопрос может быть рассмотрен вышестоящим органом представительной власти в соответствии с действующем законодательством.
Депутат не может быть привлечен к юридической ответственности за высказанное мнение, за позицию при голосовании и другие действия, соответствующие статусу депутата. За оскорбление личности или клевету он может привлекаться к ответственности в установленном законом порядке.
Статья 10. Сессия районного, городского Совета
Основной формой работы районного, городского Совета является сессия. Порядок созыва и проведения сессии Совета определяется его регламентом.
Первая сессия вновь избранного Совета созывается председателем Совета предыдущего созыва не позднее, чем в двухнедельный срок после избрания в Совет не менее двух третей от числа депутатов, установленного для данного Совета.
Очередные сессии Совета созываются его председателем по мере необходимости, но не реже трех раз в год.
Внеочередные сессии созываются по требованию не менее одной трети от числа депутатов, установленного для данного Совета, главы местной администрации или постоянной комиссии не позднее, чем в двухнедельный срок. Требование созыва сессии должно содержать предлагаемые для обсуждения вопросы.
Сессия правомочна, если на ней присутствуют не менее двух третий от числа депутатов, установленного для данного Совета. Если на сессии присутствует менее двух третий от числа депутатов, то по распоряжению председателя Совета, она переносится на другое время. В этом случае в письменном извещении каждому депутату, кроме места и времени проведения сессии, сообщается, что, если вновь зарегистрируется менее двух третей депутатов или если после регистрации часть депутатов откажется от участия в ее работе, сессия считается правомочной при наличии большинства от числа депутатов, установленного для данного Совета.
Статья 11. Формирование повестки дня сессии Совета
1. Повестка дня сессии утверждается Советом по представлению председателя Совета на основе поступивших предложений депутатов, постоянных и иных комиссий Совета, главы местной администрации, органов местного самоуправления, территориальных органов общественного самоуправления и с учетом предложений собраний (сходов) граждан.
2. Подлежат обязательному включению в повестку дня сессии Совета предложения главы местной администрации, касающиеся разработки и утверждения планов и программ развития территории, изменения статуса объектов собственности административно-территориальных образований, получения и использования финансовых ресурсов, укрепления общественного порядка, охраны прав и свобод граждан, а также предложения органов прокуратуры и представляемая ими информация о незаконных действиях органов местного государственного управления, органов местного самоуправления.
Статья 12. Порядок проведения сессии Совета
1. Первую сессию Совета открывает и ведет председатель районной, городской избирательной комиссии до избрания нового председателя Совета. Из числа депутатов избирается также секретарь сессии.
На первой сессии Совет избирает из числа депутатов постоянную мандатную комиссию; избирает председателя Совета, его заместителя, постоянные комиссии Совета, утверждает председателей постоянных комиссий.
2. Сессия Совета проводится в форме пленарных заседаний, а также заседаний постоянных и иных комиссий, объединенных общей повесткой дня. В работе сессии по решению Совета может быть сделан перерыв на срок, устанавливаемый самим Советом.
Продолжительность сессии определяется самим Советом. Сессии Совета проводятся гласно и носят открытый характер.
Совет вправе принять решение о проведении закрытого заседания.
3. Глава местной администрации вправе присутствовать на любых, в том числе закрытых, заседаниях Совета и его органов.
4. Порядок посещения и участия в работе сессии устанавливается Советом.
Население извещается о работе сессии и принятых решениях через местные средства массовой информации и другими способами.
Статья 13. Полномочия районного, городского Совета
Полномочия районного, городского Совета:
а) утверждение бюджета, планов и программ социально-экономического развития района, города, изменений и дополнений к ним; определение направления капитальных вложений и осуществление контроля за их использованием;
б) образование внебюджетных и валютных фондов, определение их статуса и целевого назначения, учреждение фондов для кредитования, в том числе фондов социальной защиты и дотационных фондов, осуществление контроля за их использованием;
в) принятие решений о выделении дотаций и субвенций бюджетам местных сообществ, а также ссуд и займов из средств районного, городского бюджета;
г) установление в соответствии с законодательством местных налогов, сборов, цен и тарифов на товары и услуги, производимые и оказываемые муниципальными предприятиями, принятие решений о выпуске и размещении лотерей, займов;
д) согласование в порядке, установленном законодательством о приватизации, планов приватизации предприятий;
е) определение условий и порядка разгосударствления и приватизации объектов муниципальной собственности;
ж) определение в соответствии с законодательством льгот и преимуществ, в том числе налоговых, предприятиям, организациям в целях стимулирования деловой активности и создания дополнительных рабочих мест;
з) определение в соответствии с законодательством правил пользования природными ресурсами, принятие решений о приостановлении строительства или эксплуатации объектов в пределах района, города в случаях нарушения экологических, санитарных, строительных и иных норм;
и) установление границ земель, передаваемых в ведение поселков, сел, деревень, колхозов, совхозов, фермерских хозяйств, других землевладельцев и землепользователей в соответствии с земельным законодательством;
к) решение в соответствии с законодательством вопросов административно-территориального устройства, утверждение схем и проектов районной, городской планировки;
л) запрещение на основании заключения компетентных органов проведения на территории района, города мероприятий, которые могут вызвать неблагоприятные экологические изменения, изменения демографической ситуации или другие негативные последствия;
м) обращение в случаях, предусмотренных законодательством, в суд с заявлением о признании недействительными актов органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций;
н) определение за счет собственных средств дополнительных льгот и преимуществ для граждан, проживающих на территории района, города;
о) заслушивание докладов главы администрации о положении дел в районе, городе не реже одного раза в год и принятие по ним решений;
п) утверждение структуры местной администрации по представлению главы местной администрации;
р) приостановление в установленном законом порядке постановлений и распоряжений местной администрации в случае их несоответствия законодательству;
с) обеспечение взаимодействия и координации деятельности органов местного самоуправления, органов общественного территориального самоуправления (советов микрорайонов, уличных, домовых комитетов, сходов граждан и т.д.);
т) решение вопроса о доверии главе или иным должностным лицам администрации района, города, а также руководителям и иным должностным лицам учреждений, организаций и предприятий, расположенных на территории района, города. Решение о недоверии направляется в соответствующий орган или должностному лицу и подлежит рассмотрению в месячный срок;
у) принятие решений о проведении местных референдумов на территории района, города;
ф) организация и проведение выборов в соответствии с законодательством;
х) установление в соответствии с законодательством порядка и условий создания или преобразования муниципальных предприятий или иных объектов рыночной инфраструктуры, размещения их на соответствующей территории района, города; установление квоты на разработку находящихся в его ведении месторождений полезных ископаемых и платы за их использование;
ц) объявление природных и иных объектов местного значения, представляющих собой экологическую, историческую или научную ценность, памятниками природы, истории и культуры, определение правил их охраны и использования;
ч) рассмотрение иных вопросов, отнесенных законодательством к ведению Совета.
Статья 14. Решения районного, городского Совета
1. По вопросам, вносимым на сессию, Совет принимает решения.
2. Решение Совета должно содержать указание на финансовые, материально-технические, организационные средства для обеспечения выполнения этого решения, а также на срок вступления его в силу.
3. Решения Совета принимаются открытым или тайным голосованием. Возможно и поименное голосование, если за его проведение проголосуют не менее 1/3 от числа депутатов, установленного для данного Совета.
4. Решение Совета считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа присутствующих депутатов, кроме следующих случаев:
а) решение о включении вопроса в повестку дня сессии Совета считается принятым, если за него проголосовало не менее одной трети от числа депутатов, установленного для данного Совета;
б) решения об избрании и освобождении от должности председателя Совета и его заместителя, об образовании органов Совета, об утверждении председателей постоянных и других комиссий Совета, об утверждении местного бюджета, планов и программ развития территории, об их изменении и исполнения, о принятии (изменении) регламента Совета, о лишении депутатской неприкосновенности, а также об отмене ранее принятых Советом решений и отклонении протеста главы местной администрации на решение Совета считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от числа депутатов, установленного для данного Совета.
5. Решение Совета о выражении недоверия главе местной администрации считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от числа депутатов, установленного для данного Совета.
6. Решения Совета вступают в силу с момента их принятия, если не установлен другой срок введения этих решений в действие.
7. Решение Совета направляется соответствующим предприятиям (объединениям), организациям и учреждениям, должностным лицам и доводится до сведения граждан не позднее чем в семидневный срок после его принятия.
8. Решение Совета, предусматривающее административную ответственность, вступает в силу через две недели после его опубликования в печати и действует в течение срока, указанного в решении.
9. Решение Совета, принятое в пределах его компетенции, обязательно для исполнения всеми расположенными на его территории государственными органами и общественными организациями, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами.
10. Граждане, организации, учреждения, предприятия всех форм собственности, их должностные лица, органы управления и местного самоуправления возмещают в установленном порядке ущерб, причиненный окружающей среде города, района, населению.
11. Невыполнение решения Совета должностным лицом влечет штраф в размере до пятидесятикратной минимальной оплаты труда, установленной законодательством.
12. Решения Совета, не соответствующие законодательству, могут быть отменены вышестоящим представительным органом власти.
Статья 15. Органы районного, городского Совета
Районный, городской Совет из числа депутатов образует президиум, постоянные или временные комиссии. Районный, городской Совет принимает регламент, издает распоряжения по вопросам организации и процедуры своей деятельности.
Статья 16. Полномочия президиума районного, городского Совета
1. По поручению Совета его президиум в период между сессиями вправе осуществлять полномочия Совета, кроме вопросов, отнесенных к исключительной компетенции Совета.
Президиум районного, городского Совета:
а) созывает сессии Совета, сообщает народным депутатам и доводит до сведения населения время и место проведения сессии, а также вопросы, вносимые на рассмотрение Совета, и принятые по ним решения;
б) осуществляет руководство подготовкой сессий Совета и вносимых на их рассмотрение вопросов;
в) представляет Совет в отношениях с местной администрацией, с государственными организациями и органами местного самоуправления;
г) вносит на рассмотрение Совета предложения о создании временных комиссий Совета, координирует их деятельность;
д) докладывает Совету о положении дел на территории района, города, других важных вопросах, информирует Совет о своей деятельности;
е) оказывает содействие депутатам в осуществлении ими своих полномочий и обеспечивает их необходимой информацией;
ж) оказывает помощь депутатам в проведении приема граждан, в подготовке отчетов перед избирателями;
з) вносит на сессии Совета предложения по вопросам, связанным с реализацией прав и обязанностей депутатов, в том числе об освобождении депутатов от выполнения ими служебных или производственных обязанностей на время работы в Совете, в его органах и избирательных округах;
и) организует взаимодействие Совета не территории района, города с общественными организациями, трудовыми коллективами, органами местного самоуправления, органами территориального общественного самоуправления;
к) обеспечивает гласность работы Совета;
л) организует подготовку и проведение в соответствии с решениями Совета местных референдумов, обсуждение гражданами проектов решений Совета, других важнейших вопросов местного, республиканского и федерального значения, обеспечивает широкое участие граждан в выработке, принятии и реализации решений по вопросам местного значения;
м) обеспечивает рассмотрение жалоб, заявлений, замечаний и обращений граждан, адресованных Совету;
н) рассматривает вопросы о наградах и поощрениях в пределах компетенции Совета;
о) решает возложенные на него задачи по организации выборов депутатов. В случаях, предусмотренных Законом, вносит на рассмотрение Совета вопросы о досрочном прекращении полномочий депутатов;
п) поручает депутатам осуществление проверок работы государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории района, города, по вопросам, относящимся к ведению Совета. По результатам проверки вносит предложения в соответствующие органы об устранении выявленных недостатков, отмене незаконных решений, привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении государственной дисциплины и законности;
р) принимает к рассмотрению адресованные ему запросы и дает на них ответы в порядке и в сроки, установленные законом;
с) направляет на заключение соответствующих постоянных комиссий проекты решений Совета;
т) вносит на рассмотрение сессии Совета предложения по заявлениям и жалобам на решения и действия местной администрации;
у) приостанавливает решения представительных органов местного самоуправления в случае их противоречия законодательству Республики Башкортостан.
2. Президиум районного, городского Совета не вправе вмешиваться в оперативно-распорядительную деятельность местной администрации и подменять ее.
3. Основной формой деятельности президиума районного, городского Совета является заседание.
Заседание президиума Совета созывает и ведет председатель Совета, а в его отсутствие - заместитель председателя Совета. Решения президиума принимаются большинством голосов его состава. Заседание президиума правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей его состава.
Статья 17. Председатель районного, городского Совета
Работу районного, городского Совета организует его председатель, работающий по решению Совета на постоянной или непостоянной основе. Председатель считается избранным, если за него проголосовало более половины от числа депутатов, установленного для данного Совета.
В своей деятельности председатель подотчетен только Совету и может быть освобожден от должности лишь им или вышестоящим органом представительной власти.
Полномочия председателя устанавливаются настоящим Законом и регламентом районного, городского Совета.
Вопрос об освобождении председателя может быть внесен на рассмотрение Совета по требованию не менее одной трети числа депутатов, установленного для данного Совета.
Статья 18. Полномочия председателя районного, городского Совета
Председатель районного, городского Совета:
а) представляет Совет в отношениях с государственными и общественными органами, органами местного самоуправления, населением, трудовыми коллективами, предприятиями, учреждениями и организациями;
б) осуществляет руководство подготовкой сессий Совета и вопросов, вносимых на его рассмотрение;
в) ведет заседание Совета, ведает внутренним распорядком в соответствии с регламентом Совета;
г) подписывает решения Совета, его президиума, протоколы сессий, другие документы Совета;
д) докладывает Совету о положении дел на подведомственной территории и о других важных вопросах, вносит предложения на сессии о передаче Советом отдельных его полномочий местной администрации и органам местного самоуправления, регулярно информирует Совет о своей деятельности;
е) руководит работой аппарата Совета; от имени Совета подписывает исковые заявления, направляемые в суд в случаях, предусмотренных законодательством;
ж) координирует деятельность постоянных и иных комиссий Совета;
з) дает поручения постоянным и иным комиссиям Совета;
и) принимает меры по обеспечению гласности и учета общественного мнения в работе Совета, его президиума;
к) обеспечивает в соответствии с решениями Совета организацию местных референдумов, обсуждение гражданами проектов важнейших решений Совета, а также вопросов местного, республиканского, федерального значения;
л) рассматривает и решает в соответствии с законодательством вопросы организации выборов;
м) представляет Совету кандидатуру для избрания заместителя председателя Совета, председателей постоянных и других комиссий Совета;
н) решает иные вопросы, которые могут быть поручены Советом или возложены законодательством.
Статья 19. Заместитель председателя районного, городского Совета
1. Советы в районах и городах вправе избрать заместителя председателя, работающего на постоянной основе.
2. Заместитель председателя Совета избирается из числа депутатов по представлению председателя Совета на срок полномочий Совета путем тайного или открытого голосования и исполняет свои обязанности до избрания заместителя председателя Совета нового созыва.
Заместитель председателя Совета считается избранным, если за него проголосовало более половины от общего числа избранных народных депутатов Совета.
Полномочия заместителя председателя Совета устанавливаются соответствующим Советом.
Заместитель председателя Совета может быть освобожден от должности только Советом. Вопрос о его освобождении может быть внесен на рассмотрение Совета по требованию не менее одной трети от общего числа избранных депутатов Совета, а также председателем Совета.
Статья 20. Полномочия постоянных комиссий
1. Постоянные комиссии районных, городских Советов:
а) участвуют в разработке проектов планов и программ экономического и социального развития, бюджета и рассматривают отчеты об их выполнении; участвуют в подготовке проектов решений Совета, вносят по ним свои замечания и предложения;
б) изучают и подготавливают по поручению Совета или по собственной инициативе вопросы о состоянии и развитии соответствующих отраслей государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, вносимые на рассмотрение Совета, разрабатывают проекты решений Совета и заключения по этим вопросам, выступают на сессиях с докладами и содокладами;
в) проверяют выполнение решений Совета, контролируют в пределах полномочий Совета соблюдение действующего республиканского законодательства;
г) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан;
д) проводят публичные слушания по вопросам, представляющим общественный интерес;
е) выполняют поручения Совета и председателя Совета;
ж) по поручению Совета, его председателя или по собственной инициативе проводят депутатское расследование в пределах компетенции Совета;
з) обращаются с предложениями в Совет или к его председателю о внесении на предварительное обсуждение населением наиболее важных вопросов местной жизни;
и) осуществляют иные полномочия по поручению в соответствии с действующим законодательством.
2. Совет вправе поручить комиссии решение отдельного вопроса, входящего в компетенцию Совета, или уполномочить на определенный срок решать некоторые вопросы, входящие в компетенцию Совета, кроме тех, которые Совет по действующему законодательству решает только на сессиях.
3. В пределах компетенции Совета по требованию постоянной комиссии государственный органы, общественные организации, предприятия, учреждения, организации независимо от подчиненности,# и форм собственности, должностные лица обязаны безотлагательно предоставлять комиссии необходимые документы, письменные заключения, иные материалы.
Решения постоянной комиссии Совета подлежат обязательному рассмотрению государственными органами и общественными организациями, предприятиями, учреждениями, организациями, относительно которых данные решения приняты. О принятых мерах должно быть сообщено комиссии не позднее, чем в месячный срок либо в иной срок, установленный комиссией.
Статья 21. Досрочное прекращение полномочий районного, городского Совета
1. Досрочное прекращение полномочий районного, городского Совета осуществляется в случаях:
а) неоднократного нарушения Конституции Республики Башкортостан или законов Республики Башкортостан;
б) если его первое заседание не созывалось из-за неизбрания в этот орган необходимого числа депутатов в течение 45 дней после выборов;
в) если в течение месяца не избран его председатель;
г) если его последующие заседания не созывались более четырех месяцев из-за отсутствия установленного кворума для принятия решений;
д) самороспуска.
Постановление о прекращении полномочий районного, городского Совета принимается Государственным Собранием Республики Башкортостан. Решение о самороспуске принимается районным, городским Советом, если проголосовало за него не менее двух третей от числа депутатов, а также в результате местного референдума, если более половины избирателей проголосует за досрочное прекращение его полномочий.
2. Досрочное прекращение полномочий районного, городского Совета влечет прекращение полномочий депутатов. Дата проведения выборов депутатов нового созыва назначается Государственным Собранием Республики Башкортостан не позднее двух месяцев со дня принятия решения о досрочном прекращении полномочий Совета.
Статья 22. Социальные гарантии руководителей Совета и местной администрации
1. Должностные оклады председателю Совета и его заместителям, главе местной администрации, его заместителям, руководителям структурных подразделений и служб местной администрации устанавливаются соответствующим Советом в соответствии со схемой должностных окладов указанных категорий работников, утверждаемой Государственным Собранием Республики Башкортостан.
2. Председатель Совета, его заместители, глава местной администрации, его заместители продолжают получать установленную им Советом заработную плату до устройства на новое место работы в течение трех месяцев после освобождения их от должности в случае упразднения должностей в связи с изменением административно-территориального деления, ликвидации Совета или местной администрации, их реорганизации. Руководители Совета продолжают получать указанную заработную плату и в случае окончания срока полномочий и при неизбрании на должность на новый срок полномочий.
3. Если на новом месте работы указанные должностные лица получают заработную плату ниже размеров прежней, производится доплата до уровня прежней заработной платы, но не более трех месяцев со дня ухода с должности. Оплата производится из местного бюджета.
4. Положение, изложенное в пункте 2 настоящей статьи, не действует в случаях:
а) отзыва руководителей Совета с занимаемой должности;
б) освобождения от занимаемых должностей указанных должностных лиц местной администрации;
в) вступления в законную силу приговора суда в отношении указанных должностных лиц.
Статья 23. Социальные гарантии депутата районного, городского Совета
Депутату районного, городского Совета, работающему в Совете на постоянной основе, по истечении срока полномочий гарантируется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) на том же или, с его согласия, на другом предприятии, учреждении, организации.
III. Местная администрация
Статья 24. Исполнительный и распорядительный орган местного государственного управления
Исполнительным и распорядительным органом местного государственного управления в районах, городах является местная администрация.
Местная администрация в районе, городе осуществляет исполнительно-распорядительные функции в целях организации выполнения законов, иных нормативных актов государственных органов, решений Советов, обеспечивая законные права и интересы органов местного самоуправления и граждан.
Статья 25. Глава администрации
Работу местной администрации организует ее глава.
Законом Республики Башкортостан от 13 апреля 2001 г. N 211-з действие части второй статьи 25 настоящего Закона приостановлено с 15 апреля 2001 г.
Глава местной администрации района, города назначается на должность и освобождается от нее Президентом Республики Башкортостан.
Глава местной администрации района, города осуществляет свои полномочия на принципах единоначалия.
Глава местной администрации ответственен за осуществление компетенции, установленной данным Законом для местной администрации, и не вправе решать вопросы, отнесенные к ведению Совета.
Законом Республики Башкортостан от 13 апреля 2001 г. N 211-з действие части пятой статьи 25 настоящего Закона приостановлено с 15 апреля 2001 г.
Глава местной администрации входит в единую систему исполнительной власти Республики Башкортостан, возглавляемую Президентом Республики Башкортостан.
Статья 26. Полномочия главы местной администрации
Глава местной администрации:
а) разрабатывает схему управления отраслями местного хозяйства, социальной сферой, а также организации охраны общественного порядка и прав граждан;
б) разрабатывает и вносит на утверждение Совета структуру местной администрации;
в) осуществляет в пределах своей компетенции общее руководство структурными подразделениями местной администрации и учреждениями, состоящими на местном бюджете, а также полномочия по управлению предприятиями, находящимися в муниципальной собственности;
г) вправе отменять приказы руководителей органов и структурных подразделений местной администрации;
д) организует и контролирует в пределах своей компетенции выполнение решений Совета, собственных решений всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися на соответствующей территории;
е) заключает договоры и соглашения с государственными органами и общественными объединениями, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе с зарубежными;
ж) представляет соответствующему Совету ежегодный доклад о деятельности местной администрации;
з) назначает на должность и освобождает от нее руководителей структурных подразделений и иных должностных лиц местной администрации. Утверждает по представлению Министра внутренних дел Республики Башкортостан кандидатуру начальника отдела (управления) внутренних дел, утверждает в должности и освобождает от нее начальника милиции общественной безопасности;
и) организует прием граждан, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан, принятие по ним решений;
к) рассматривает и учитывает в своей деятельности предложения органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления, сообщает им результаты рассмотрения предложений;
л) определяет штаты, организует работу с кадрами местной администрации, их аттестацию, принимает меры по повышению квалификации работников;
м) представляет интересы местной администрации, принимает меры по обеспечению и защите интересов территории, местного хозяйства в суде, а также в соответствующих органах власти и управления;
н) оказывает содействие соответствующим комиссиям Совета в осуществлении ими своих полномочий по подготовке и проведению выборов депутатов, референдума;
о) вносит в соответствии с законодательством в Совет предложения об образовании и составе административной, наблюдательной,# комиссии по борьбе с пьянством, по делам несовершеннолетних, по охране памятников истории и культуры, иных комиссий в сфере местного управления, осуществляет общее руководство их работой, определяет полномочия комиссий в случае, если они не установлены законодательством;
п) открывает и закрывает счета в банковских учреждениях, распоряжается средствами местной администрации, подписывает финансовые документы;
р) вправе внести на рассмотрение президиума или сессии Совета вопросы, отнесенные к их полномочиям;
с) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.
Статья 27. Отделы и структурные подразделения местной администрации
1. Отделы и иные структурные подразделения местной администрации подчиняются главе местной администрации по всем вопросам своей деятельности.
2. Отделы и структурные подразделения местной администрации состоят на бюджете или хозяйственном расчете.
Статья 28. Ограничения для должностных лиц Советов и местной администрации
1. Должностные лица местной администрации, кроме главы администрации, не могут являться депутатами соответствующего Совета.
2. Председатель Совета и его заместитель (освобожденные), руководитель местной администрации и руководители ее отделов и структурных подразделений не имеют права:
а) совмещать свои должности с оплачиваемыми должностями в государственных органах и общественных организациях, предприятиях, учреждениях и организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью;
б) состоять в руководящих органах зарегистрированных политических партий, движений, клубов или групп;
в) состоять в правлениях или в других органах управления предприятий, учреждений, организаций, получающих из местного бюджета средства для осуществления своей деятельности;
г) получать любые доходы, единовременные или регулярные вознаграждения от предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности или действующих на территории данного района, города или связанных с бюджетом данного района, города, получением из него средств для своей деятельности, налоговых либо иных финансовых льгот.
3. Нарушение указанными должностными лицами требований настоящей статьи, если в их действиях не содержатся признаки административного правонарушения или уголовно наказуемого деяния, влечет дисциплинарную ответственность вплоть до освобождения от должности или постановки вопроса об отзыве в отношении лиц, занимающих выборные должности.
Статья 29. Досрочное прекращение полномочий главы местной администрации
Полномочия главы местной администрации прекращаются досрочно в случаях:
а) утраты им гражданства Республики Башкортостан;
б) выезда главы местной администрации на постоянное жительство и работу за пределы территории района, города (за пределы населенного пункта, в границах которого находится территория района, города);
в) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении главы местной администрации;
г) личного заявления о сложении полномочий;
д) освобождения от занимаемой должности Президентом Республики Башкортостан.
Статья 30. Акты местной администрации
1. Глава местной администрации в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения. Руководители органов и структурных подразделений местной администрации издают приказы.
2. Акты местной администрации, принятые в пределах компетенции, вступают в силу с момента их подписания, если иное не определено самим актом.
3. Постановления главы местной администрации, затрагивающие права граждан, должны быть доведены до сведения населения.
4. Акты местной администрации, противоречащие законодательству, решениям Совета, принятым в пределах его компетенции, могут быть отменены вышестоящим исполнительным или распорядительным органом или судом в соответствии с законодательством.
Решения вышестоящего исполнительно-распорядительного органа об отмене акта местной администрации могут быть обжалованы главой местной администрации в суд в десятидневный срок.
5. Глава местной администрации вправе отменять приказы руководителей отделов и структурных подразделений местной администрации.
6. Акты главы местной администрации, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
7. Акты главы местной администрации в обязательном порядке направляются в соответствующий Совет не позднее, чем в десятидневный срок с момента их принятия.
Статья 31. Право опротестования решения Совета
1. Глава местной администрации вправе опротестовать решение соответствующего Совета, адресованное местной администрации, если решение противоречит законодательству или другим решениям данного Совета либо недостаточно обеспечено финансовыми, материально-техническими и организационными средствами.
2. Протест с необходимым обоснованием вносится в письменной форме в соответствующий Совет не позднее пяти дней со дня принятия Советом решения.
3. Действие опротестованного решения приостанавливается с момента вручения протеста председателю Совета главой местной администрации.
4. Совет отклоняет протест главы местной администрации, если за опротестованное решение проголосует более половины от числа депутатов, установленного для данного Совета. В этом случае решение Совета вступает в силу в срок, указанный Советом, и не может быть опротестовано повторно главой местной администрации.
Если решение Совета опротестовано по мотивам его противоречия действующему законодательству, глава местной администрации после отклонения его протеста Советом вправе обжаловать решение Совета в суд или в Государственное Собрание Республики Башкортостан.
5. Если в течение месяца протест главы местной администрации не будет отклонен, опротестованное решение Совета считается отмененным.
Законом Республики Башкортостан от 13 апреля 2001 г. N 211-з действие статьи 32 настоящего Закона в части решения органами местного государственного управления вопросов местного значения приостановлено с 15 апреля 2001 г.
Статья 32. Полномочия районной, городской администрации в области планирования, бюджета, финансов и учета
Районная, городская администрация:
а) разрабатывает и представляет на учреждение Совета проекты планов и программ социально-экономического развития района, города, бюджета, организует их исполнение;
б) получает от предприятий, организаций, колхозов, совхозов, кооперативов, расположенных на территории района, города необходимые сведения о проектах их планов и мероприятий, которые могут иметь экологические, демографические и иные последствия, затрагивающие интересы населения района, города, осуществляет обязательное для таких планов и мероприятий согласование;
в) разрабатывает проекты планов социально-экономического развития района, города, вносит предложения по проектам планов и программ социально-экономического развития территории вышестоящим государственным органам, а также по проектам планов предприятий, организаций, расположенных на территории района, города, по вопросам, связанным с удовлетворением потребностей населения, экономическим и социальным развитием территории;
г) обеспечивает составление балансов: финансового, денежных доходов населения, трудовых ресурсов, земельных и других, необходимых для управления экономическим и социальным развитием района, города;
д) рассматривает планы размещения, развития и специализации предприятий и организаций различных форм собственности, дает по ним заключения и в необходимых случаях вносит свои предложения в соответствующие органы управления;
е) осуществляет в соответствии с законодательством контроль за состоянием учета и отчетности расположенных на территории района, города предприятий и организаций, оказывает содействие органам государственной статистики, предоставляет им и получает от них необходимые статистические данные.
Законом Республики Башкортостан от 13 апреля 2001 г. N 211-з действие статьи 33 настоящего Закона в части решения органами местного государственного управления вопросов местного значения приостановлено с 15 апреля 2001 г.
Статья 33. Полномочия районной, городской администрации в области управления собственностью административного образования, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями, организациями на территории района, города, органами местного самоуправления
Районная, городская администрация:
а) управляет собственностью района, города, решает вопросы создания, приобретения, использования, аренды объектов собственности района, города, вносит предложения в Совет об отчуждении объектов муниципальной собственности;
б) создает за счет имеющихся средств предприятия смешанной формы собственности, регистрирует их уставы, участвует на долевых началах в создании и эксплуатации совместных предприятий;
в) назначает и освобождает руководителей предприятий, находящихся в муниципальной собственности;
г) подготавливает предложения районному, городскому Совету о разгосударствлении и приватизации имущества района, города, публикует в местной печати списки предприятий и организаций и условия их разгосударствления и приватизации; направляет не менее пятидесяти процентов сумм, вырученных от реализации имущества района, города, в бюджет района, города;
д) содействует созданию на территории района, города предприятий различных форм собственности, занятых обслуживанием населения, созданию крестьянских (фермерских) хозяйств, регулирует в соответствии с законодательством предприятия;
е) представляет в соответствии с законодательством и решениями Совета льготы и преимущества, в том числе налоговые, в целях стимулирования отдельных видов предпринимательской деятельности;
ж) заключает с предприятиями, организациями, не находящимися в собственности района, города, договоры о сотрудничестве в экономическом и социальном развитии района, города на производство товаров народного потребления и иной продукции, оказание услуг;
з) размещает в порядке, установленном Советом, предприятия, учреждения, организации на территории района, города;
и) приостанавливает по согласованию с Советом строительство или эксплуатацию объектов в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм на территории района, города; ограничивает или запрещает использование питьевой воды в промышленных целях.
Статья 34. Полномочия районной, городской администрации в области ценообразования
Районная, городская администрация:
а) обеспечивает в соответствии с законодательством проведение единой политики цен в районе, городе, организует и осуществляет контроль за правильностью установления цен, тарифов, наценок и скидок;
б) вносит на рассмотрение Совета предложения по дополнительной компетенции населению за счет средств районного бюджета расходов, связанных с приобретением некоторых видов товаров, а также оплатой оказываемых услуг.
Статья 35. Полномочия районной, городской администрации в области материально-технического обеспечения, социально-экономического развития района, города
Районная, городская администрация:
а) осуществляет материально-техническое обеспечение мероприятий и программ, предусмотренных планом экономического и социального развития района, города;
б) создает коммерческие территориальные и межтерриториальные организации снабжения и сбыта; заключает хозяйственные договоры с предприятиями, учреждениями, организациями любых форм собственности, в том числе с зарубежными партнерами, для привлечения их продукции, товаров и услуг на местный рынок;
в) вправе производить по взаимному соглашению с предприятиями замену до двадцати пяти процентов налога с прибыли (дохода), поступающего в районный, городской бюджет, натуральным покрытием продукцией или услугами предприятия по государственным ценам и сверх того до двадцати пяти процентов - по договорным ценам;
г) вправе выдавать (с передачей соответствующих материальных ресурсов) предприятиям и организациям местный заказ в размере до пяти процентов объема производимой продукции (товаров) и оказываемых услуг.
Законом Республики Башкортостан от 13 апреля 2001 г. N 211-з действие статьи 36 настоящего Закона в части решения органами местного государственного управления вопросов местного значения приостановлено с 15 апреля 2001 г.
Статья 36. Полномочия районной, городской администрации в области сельского хозяйства, использования земли, охраны природы
Районная, городская администрация:
а) представляет в соответствии с земельным законодательством и в установленном районным, городским Советом порядке в пожизненное наследуемое владение, постоянное и временное пользование и сдает в аренду, изымает земельные участки из всех земель в границах района, города, кроме случаев, предусмотренных законодательством;
б) регистрирует права землевладения, землепользования, договоры на временное пользование земельными участками и договоры их аренды;
в) организует ведение земельного кадастра;
г) планирует использование земель, находящихся в ведении районного, городского Совета;
д) организует разработку и осуществление планов земельно-хозяйственного устройства населенных пунктов на территории района, города;
е) взимает плату за землю;
ж) осуществляет государственный контроль за использованием и охраной земель;
з) защищает права землевладельцев, землепользователей и арендаторов;
и) разрешает в пределах своей компетенции земельные споры;
к) контролирует на территории района выполнение всеми землепользователями обстоятельств по повышению плодородия почв, борьбе с эрозией, рекультивации нарушенных земель, посадке полезащитных лесополос;
л) организует проведение работ по землеустройству;
м) определяет условия проведения изыскательских работ на территории района;
н) осуществляет в соответствии с законодательством управление и контроль в области использования и охраны вод, лесов и недр, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, других природных ресурсов на территории района, города;
о) предоставляет в пользование в установленном порядке водные ресурсы районного, городского значения, разрешает в пределах своей компетенции споры о водопользовании, контролирует строительство и эксплуатацию сооружений водоснабжения, ирригационных и мелиоративных сооружений;
п) представляет в установленном порядке горные отводы для разработки месторождений полезных ископаемых, находящихся в ведении района, города, разрешает в пределах своей компетенции споры по вопросам пользования недрами;
р) обеспечивает проведение на территории района, города мероприятий по охране окружающей среды и соблюдение правил охоты, рыбной ловли, сбора дикорастущих растений, плодов, ягод;
с) организует проведение на территории района, города гигиенических и санитарно-эпидемиологических мероприятий, а также обеспечивает соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов;
т) организует проведение экологической экспертизы проектов и строящихся объектов, а также предприятий и хозяйственных организаций, загрязняющих воздушный и водный бассейны и не обеспечивающих функционирование очистных сооружений;
у) информирует население об экологической обстановке, принимает в случае стихийных бедствий и аварий меры по обеспечению безопасности населения; сообщает в соответствующие органы о действиях предприятий, учреждений, организаций, представляющих угрозу окружающей среде, нарушающих законодательство о природопользовании;
ф) принимает в соответствии с законодательством решения о наложении штрафов за ущерб, причиненный природной среде.
Законом Республики Башкортостан от 13 апреля 2001 г. N 211-з действие статьи 37 настоящего Закона в части решения органами местного государственного управления вопросов местного значения приостановлено с 15 апреля 2001 г.
Статья 37. Полномочия районной, городской администрации в области строительства, транспорта и связи
Районная, городская администрация:
а) разрабатывает и вносит на утверждение Совета схемы и проекты районной, городской планировки; утверждает проекты и титульные списки строек, осуществляемых за счет средств местного бюджета, и контролирует их соблюдение;
б) организует разработку и осуществление генеральных планов, проектов планировки и застройки населенных пунктов на территории района, города и пригородной зоны;
в) выступает заказчиком на строительство и ремонт объектов социальной и производственной инфраструктуры, создаваемых за счет собственных средств или на основе долевого участия;
г) выдает разрешение на строительство на подведомственной территории объектов производственного назначения; приостанавливает строительство, осуществляемое с нарушением утвержденных проектов, планов и правил застройки;
д) назначает государственные приемочные комиссии, утверждает акты о приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищно-гражданского назначения, а также принимает участие в приемке в эксплуатацию других законченных объектов, расположенных на территории района, города;
е) руководит транспортными предприятиями и организациями, находящимися в собственности района, города, осуществляет контроль за работой иных транспортных предприятий и организаций, действующих на территории района, города, утверждает маршруты и графики движения местного транспорта, привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории района, города, обеспечивает учет автомобилей и других видов механических транспортных средств в районе, городе, организует и контролирует обслуживание пассажиров на вокзалах, пристанях и в аэропортах;
ж) организует работу, обеспечивает развитие предприятий связи, радио- и телевещания.
Законом Республики Башкортостан от 13 апреля 2001 г. N 211-з действие статьи 38 настоящего Закона в части решения органами местного государственного управления вопросов местного значения приостановлено с 15 апреля 2001 г.
Статья 38. Полномочия районной, городской администрации в области жилищного хозяйства, коммунально-бытового и торгового обслуживания населения
Районная, городская администрация:
а) организует эксплуатацию жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, входящих в состав собственности района, города;
б) распределяет в установленном порядке жилищный фонд, ведет учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставляет им жилые помещения в домах районного, городского жилищного фонда, решает вопросы продажи домов и квартир, использование нежилых помещений, аренды зданий и сооружений, находящихся в собственности района, города, а также выдает ордер на заселение жилой площади, за исключением домов, принадлежащих гражданам;
в) выполняет за счет собственных средств или на хозрасчетных договорных началах заказы сельских населенных пунктов, поселков и городов по развитию электрофикации, газоснабжения, водоснабжения населенных пунктов; дает заключения по планам строительства электрических, водопроводных, канализационных, тепловых и газовых сетей и сооружений предприятиями и организациями на территории района, города;
г) осуществляет контроль за эксплуатацией жилищного фонда, всех объектов коммунального хозяйства, обеспечивает бесперебойное коммунальное обслуживание населения, устойчивую работу объектов водо-, газо-, тепло-, энергоснабжения; принимает меры по обеспечению населения топливом;
д) организует благоустройство населенных пунктов, привлекает на договорной основе к этой работе предприятия, учреждения, организации, а также население; контролирует благоустройство производственных территорий, осуществляет озеленение, охрану зеленых насаждений и водоемов, создает места отдыха граждан;
е) координирует работу организаций торговли в районе, городе, организует рынки и ярмарки; устанавливает правила торговли, контролирует соблюдение цен и правил торговли, санитарное состояние мест торговли; организует закупку и хранение, переработку и продажу сельскохозяйственных продуктов;
ж) ведает кладбищами, обеспечивает содержание в надлежащем состоянии иных мест погребения.
Законом Республики Башкортостан от 13 апреля 2001 г. N 211-з действие статьи 39 настоящего Закона в части решения органами местного государственного управления вопросов местного значения приостановлено с 15 апреля 2001 г.
Статья 39. Полномочия районной, городской администрации в области социально-культурного обслуживания населения
Районная, городская администрация:
а) осуществляет управление находящимися в ведении района, города учреждениями народного образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, физкультурно-спортивными учреждениями, обеспечивает их материально-техническое снабжение; назначает и освобождает от должности руководителей соответствующих учреждений;
б) планирует развитие на территории района, города сети учреждений народного образования; организует оказание школам методической помощи; создает районный, городской фонд всеобуча за счет собственных и привлеченных средств; содействует организации трудового обучения и профориентации школьников;
в) организует на территории района, города, района работу культурно-просветительных учреждений с учетом национально-культурных традиций населения;
г) осуществляет охрану и организует использование переданных в ведение района, города памятников природы, культуры, истории;
д) создает объекты социально-культурного, физкультурно-спортивного назначения, руководит кино- и видеообслуживанием населения;
е) разрабатывает комплексные программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний населения, оздоровления среды обитания человека и условий его жизнедеятельности;
ж) организует проведение общерайонных, городских мероприятий в области образования, здравоохранения, культуры и спорта.
Законом Республики Башкортостан от 13 апреля 2001 г. N 211-з действие статьи 40 настоящего Закона в части решения органами местного государственного управления вопросов местного значения приостановлено с 15 апреля 2001 г.
Статья 40. Полномочия районной, городской администрации в области социальной защиты населения
Районная, городская администрация:
а) назначает и выплачивает пенсии и пособия; контролирует работу органов врачебно-трудовой экспертизы; назначает и выплачивает из собственных и привлеченных средств доплаты к пенсиям и пособиям;
б) по согласованию с Советом организует учет лиц, помощь которым осуществляется за счет средств местного бюджета, распоряжается средствами фонда социальной защиты населения и принимает меры к его пополнению, назначает за счет собственных и привлеченных средств пособия, а также доплаты к пенсиям;
в) организует по согласованию с Советом учет лиц, помощь которым оказывается за счет средств Совета;
г) принимает меры по улучшению жилищных и материально-бытовых условий семей, потерявших кормильца, инвалидов и престарелых граждан, нуждающихся в уходе на дому, а также меры по устройству нуждающихся граждан в учреждения социального обеспечения;
д) содействует созданию необходимых жилищных условий для уволенных в запас военнослужащих и их семей;
е) предоставляет в пределах своих полномочий льготы и преимущества, связанные с охраной материнства, отцовства и детства, улучшением условий жизни многодетных семей; обеспечивает устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернаты при школах и на воспитание в семьи граждан; решает вопросы усыновления (удочерения);
ж) руководит опекой и попечительством в районе, городе;
з) разрабатывает и реализует программы повышения уровня занятости населения;
и) организует с целью обеспечения занятости населения общественные оплачиваемые работы по благоустройству, строительству и ремонту дорог, зданий, сооружений и других объектов за счет средств местного бюджета, внебюджетных фондов и привлеченных средств;
к) получает от расположенных на территории района, города предприятий, учреждений, организаций сведения о высвобождении работающих; заслушивает руководителей предприятий, учреждений, организаций по этим вопросам;
л) принимает решения в соответствии с законодательством об установлении для учреждений, организаций и предприятий всех форм собственности, расположенных на территории, квоты на работу лиц, нуждающихся в социальной защите.
Законом Республики Башкортостан от 13 апреля 2001 г. N 211-з действие статьи 41 настоящего Закона в части решения органами местного государственного управления вопросов местного значения приостановлено с 15 апреля 2001 г.
Статья 41. Полномочия районной, городской администрации в области обеспечения законности, правопорядка, охраны прав и свобод граждан
Районная, городская администрация:
а) обеспечивает на территории района, города выполнение законов, актов органов государственной власти и управления учреждениями, организациями и гражданами, охрану прав и свобод человека и гражданина;
б) предъявляет в суд требования о признании недействительными актов органов государственного управления, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на территории района, города;
в) осуществляет в случае стихийных бедствий, экологических катастроф, эпидемий, эпизоотий, пожаров, массовых нарушений общественного порядка предусмотренные законом меры, связанные со спасением и охраной жизни людей, защитой их здоровья и прав, сохранением материальных ценностей, поддержанием порядка, обеспечением деятельности предприятий, учреждений, организаций; организует проведение противопожарных мероприятий;
г) налагает в пределах своей компетенции административные взыскания на должностных лиц и граждан за совершенные ими административные правонарушения;
д) принимает предусмотренные законодательством меры, связанные с проведением собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, организацией спортивных, зрелищных и других массовых общественных мероприятий;
е) регистрирует в соответствии с законодательством Уставы местных сообществ, объединений населения, действующих на территории Совета;
ж) руководит районными, городскими органами внутренних дел; создает за счет собственных и привлеченных средств дополнительные подразделения милиции общественной безопасности; наблюдает за работой исправительно-трудовых учреждений, расположенных на территории района, города;
з) руководит районными, городскими органами записи актов гражданского состояния, районным, городским государственным архивом;
и) содействует органам суда, прокуратуры, адвокатуры, нотариата, юстиции в их работе;
к) организует прием населения, а также рассмотрение жалоб, заявлений и предложений граждан, принимает по ним необходимые меры в пределах своей компетенции;
л) обеспечивает выполнение законодательства о всеобщей воинской обязанности;
м) руководит гражданской обороной в районе, городе;
н) рассматривает ходатайства и вносит представления в соответствующие органы о награждении государственными наградами и присвоении почетных званий.
IV. Экономическая основа местного государственного управления
Статья 42. Экономическая основа местного государственного управления
Экономическую основу местного государственного управления составляют природные ресурсы (земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир), объекты собственности района, города и иных форм собственности, используемые для удовлетворения потребностей населения соответствующей территории, а также выполнения других задач в соответствии с настоящим Законом.
Статья 43. Права районного, городского Совета по распоряжению природными ресурсами
1. Районному, городскому Совету принадлежит право распоряжаться землей и другими природными ресурсами на своей территории в соответствии с законодательством.
2. Право распоряжаться землей и другими природными ресурсами Советы осуществляют путем предоставления их в установленном порядке во владение, пользование и аренду предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам. Субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность, вносят плату в местный бюджет за использование природных ресурсов, а также возмещают причиненный в результате своей деятельности ущерб окружающей среде в соответствии с действующим законодательством.
Статья 44. Местное хозяйство и его состав
1. Местное хозяйство обеспечивает непосредственное удовлетворение потребностей и функционирование системы местного государственного управления.
2. Местное хозяйство состоит из предприятий (объединений), организаций, учреждений, объектов производственной и социальной инфраструктуры, являющихся собственностью района, города.
3. В состав местного хозяйства могут включаться с согласия собственника не находящиеся в собственности района, города предприятия (объединения), организации, учреждения, деятельность которых связана преимущественно с обслуживанием населения.
4. С согласия населения и органов местного самоуправления в состав местного хозяйства могут быть также включены объекты, созданные в результате трудового участия граждан или приобретенные на их добровольные взносы.
5. Советы, местная администрация имеют право создавать за счет имеющихся у них средств предприятия, организации и социально-культурные учреждения.
6. Состав и структура объектов местного хозяйства могут изменяться по мере развития рыночных отношений, свободного предпринимательства, приватизации собственности.
7. Местная администрация координирует деятельность предприятий, организаций и учреждений местного хозяйства, обеспечивает комплексное социальное и экономическое развитие территории, содействует созданию концернов, консорциумов, межотраслевых объединений, ассоциаций, совместных предприятий, развитию кооперативных, арендных и других прогрессивных форм хозяйствования.
8. Местная администрация в пределах своей компетенции может предоставлять предприятиям, организациям и учреждениям, входящим в местное хозяйство, имущественное право пользования землей и иными природными ресурсами, способствовать обеспечению их хозяйственной деятельности материально-техническим ресурсами из местных фондов.
Законом Республики Башкортостан от 13 апреля 2001 г. N 211-з действие статьи 45 настоящего Закона в части решения органами местного государственного управления вопросов местного значения приостановлено с 15 апреля 2001 г.
Статья 45. Собственность района, города
В собственности района, города находятся имущество органов государственной власти и государственного управления, средства местного бюджета, жилищный фонд и жилищно-коммунальное хозяйство, а также могут находиться предприятия сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, транспорта, промышленные и другие предприятия и комплексы, учреждения народного образования, культуры, здравоохранения и иное переданное в ведение в установленном порядке имущество, необходимое для экономического, социального развития и выполнения других задач.
Законом Республики Башкортостан от 13 апреля 2001 г. N 211-з действие статьи 46 настоящего Закона в части решения органами местного государственного управления вопросов местного значения приостановлено с 15 апреля 2001 г.
Статья 46. Распоряжение и управление объектами муниципальной собственности
1. Распоряжение и управление объектами муниципальной собственности осуществляют Советы и местная администрация в соответствии с разграничением компетенции, установленным настоящим Законом.
2. Советы и местная администрация вправе:
а) передавать находящиеся в их собственности объекты во временное или постоянное владение и пользование, сдавать их в аренду, продавать, отчуждать в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, актами Советов и распоряжениями местных администраций, изданными в пределах их компетенции;
б) распоряжаться средствами местного бюджета, внебюджетными и валютными фондами;
в) устанавливать при отчуждении своих предприятий ограничения на определенный срок по перепрофилированию этих предприятий, а также по изменению ассортимента выпускаемой ими продукции;
г) требовать от соответствующих органов передачи или продажи в муниципальную собственность предприятий, их структурных подразделений, а также иного имущества, находящегося в государственной собственности, если они имеют особо важное значение для обеспечения коммунально-бытовых и социально-культурных нужд населения данной территории, функционирования ее хозяйственного комплекса;
д) получать полную компенсацию за причиненный ущерб в случае отчуждения в государственную собственность объектов муниципальной собственности;
е) передавать право распоряжения отдельными объектами муниципальной собственности органом местного самоуправления.
Советы обладают преимущественным по отношению к государственным органам правом на приобретение в установленном законом порядке находящихся на их территории зданий, сооружений и иных объектов, которые могут использоваться для местных нужд.
3. Местная администрация в пределах своей компетенции управляет объектами муниципальной собственности, а также распоряжается средствами соответствующего местного бюджета.
4. Имущество, являющееся муниципальной собственностью и закрепленное за его предприятием, принадлежит последнему на праве полного хозяйственного ведения.
5. Имущество, являющееся муниципальной собственностью и закрепленное за учреждением, состоящим на бюджете района, города, находится в оперативном управлении этого учреждения.
6. Перечень объектов муниципальной собственности, распоряжение которыми осуществляется с согласия Совета, а также размер вклада Совета в имущество предприятий из бюджетных средств устанавливается соответствующим Советом.
Статья 47. Взаимоотношения органов местного государственного управления с предприятиями и организациями, не входящими в муниципальную собственность
1. Советы и местная администрация содействуют развитию предпринимательской деятельности на подведомственной территории, обеспечивают субъектам независимо от подчиненности и форм собственности равное право доступа к природным, материальным, финансовым и информационным ресурсам и равные условия хозяйствования.
2. Советы и местная администрация не вправе устанавливать ограничения на ввоз и вывоз продукции и товаров за пределы соответствующей территории либо иные ограничения хозяйственной деятельности кроме случаев, предусмотренных законодательством.
3. Хозяйственные отношения Советов и местной администрации с предприятиями, учреждениями, организациями, не входящими в состав муниципальной собственности, строятся на договорной основе.
4. Советы и местная администрация вправе предоставлять налоговые и иные льготы и преимущества предприятиям с учетом значения их деятельности для населения соответствующей территории в пределах сумм налогов и иных платежей, зачисляемых в доход соответствующего местного бюджета.
5. Создание или преобразование предприятий, использование ими природных ресурсов на соответствующей территории осуществляются с согласия Совета или местной администрации в соответствии с их компетенцией.
6. Условия использования месторождений полезных ископаемых, находящихся на территории района, города, определяются решениями Совета или местной администрации в соответствии с законами Республики Башкортостан.
7. Местная администрация района, города определяет квоту на разработку месторождений полезных ископаемых, находящихся в муниципальной собственности, и устанавливает плату за их использование в соответствии с законодательством.
8. Совет и местная администрация вправе:
а) координировать участие предприятий и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории;
б) объединять на добровольной основе средства предприятий, организаций, граждан и местного бюджета для финансирования, строительства, ремонта и содержания объектов производственной и социальной инфраструктуры;
в) привлекать в установленном законодательством порядке предприятия и организации к строительству и содержанию местных дорог, объектов природоохранного и другого назначения.
Статья 48. Социально-экономическое развитие территории
1. Совет и местная администрация разрабатывают программу социально-экономического развития территории в пределах имеющихся полномочий, исходя из интересов населения, охраны окружающей среды, исторического наследия, с учетом имеющихся материально-финансовых и трудовых ресурсов, максимального использования местных возможностей и резервов производства.
2. Советы по взаимной договоренности с местной администрацией могут принимать совместные решения о развитии нескольких административно-территориальных единиц.
Предприятия и организации, независимо от подчиненности и форм собственности, при планировании и осуществлении хозяйственной деятельности в обязательном порядке согласовывают с соответствующими Советами и администрациями мероприятия, которые могут вызывать экологические, социальные, демографические и иные последствия, затрагивающие интересы населения и территории.
Статья 49. Участие Советов и местной администрации во внешнеэкономических связях
1. Советы и местная администрация организуют внешнеэкономическую деятельность и участвуют в ней в установленном порядке на принципах валютной самоокупаемости.
Советы и местная администрация способствуют расширению внешнеэкономических связей предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территории, развитию экспортной базы и увеличению производства продукции (работ, услуг).
2. Советы и местная администрация имеют право:
а) заключать договоры с зарубежными партнерами на реализацию и приобретение продукции за счет имеющихся валютных средств или на иной основе;
б) создавать совместные предприятия по выпуску продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и оказанию услуг населению; участвовать в создании совместных с зарубежными партнерами научных, культурных, туристических, физкультурно-оздоровительных центров, других организаций по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, связанных с обеспечением социальной и производственной сфер современным оборудованием, средствами механизации для жилищно-коммунального хозяйства, предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, развитием их материальной базы, проведением на коммерческой основе международных ярмарок, выставок и других мероприятий, а также развитием рекламной деятельности;
в) вносить в республиканские органы предложения о создании зон свободного предпринимательства.
3. Финансовая основа местного государственного управления определяется соответствующим Законом Республики Башкортостан.
V. Территориальное общественное самоуправление населения
Статья 50. Территориальное общественное самоуправление населения
1. Население района, города вправе создавать органы территориального общественного самоуправления в жилых массивах (советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов), а также органы самоуправления по месту жительства (советы или комитеты улиц, кварталов, домов).
2. Территория, на которой действуют органы территориального общественного самоуправления населения, устанавливается по предложению граждан соответствующим органом местного государственного управления.
3. Органы местного государственного управления способствуют организации территориального общественного самоуправления на своих территориях, могут передавать органам территориального общественного самоуправления (с их согласия) часть своих функций одновременно с передачей материальных и финансовых средств, необходимых для их выполнения.
4. Структура и компетенция органов территориального общественного самоуправления определяются их положениями (уставами) и не являются предметом регулирования настоящего Закона.
Статья 51. Местные референдумы
Наиболее важные вопросы местного значения, затрагивающие интересы населения, могут решаться путем референдумов. Участие в референдумах является свободным и основывается на демографических принципах избирательного права. Порядок их проведения определяется Законом Республики Башкортостан "О местном референдуме в Республике Башкортостан".
Президент
Республики Башкортостан |
М.Рахимов |
Уфа, Дом Республики
12 октября 1994 года
N ВС-25/11
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Республики Башкортостан от 12 октября 1994 г. N ВС-25/11 "О местном государственном управлении в Республике Башкортостан"
Настоящий Закон вводится в действие со дня его опубликования
Текст Закона опубликован в "Ведомостях Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан", N 1 (31), январь 1995 г., ст. 1
Законом Республики Башкортостан от 27 октября 2005 г. N 220-з настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2006 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Республики Башкортостан от 23 декабря 2003 г. N 55-з
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Башкортостан от 4 ноября 2003 г. N 33-з
Изменения вступают в силу через десять дней со дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Башкортостан от 3 января 2002 г. N 280-з
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Башкортостан от 13 апреля 2001 г. N 211-з
Действие статей 1, 32, 33, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 45, 46 в части решения органами местного государственного управления вопросов местного значения, частей второй, пятой статьи 25 настоящего Закона было приостановлено с 15 апреля 2001 г.
Закон Республики Башкортостан от 23 февраля 1999 г. N 220-з
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона