город Уфа
Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе Председателя И.А.Адигамова, судей Л.Ш.Гумеровой, Е.Л.Слепнева, А.Г.Хабибулина,
с участием стороны, обратившейся с жалобой в Конституционный Суд Республики Башкортостан, гражданина З.А.Хакимова, и стороны, издавшей акт, постоянного представителя Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан в Конституционном Суде Республики Башкортостан Н.Ф.Зиганшина, полномочного представителя Правительства Республики Башкортостан в Конституционном Суде Республики Башкортостан Л.И.Рахматуллиной, заместителя начальника государственно-правового управления Администрации Президента Республики Башкортостан Х.А.Тимершина, Министра юстиции Республики Башкортостан В.И.Спеле, заместителя начальника Главного управления министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан Р.С.Раяновой, заместителя Прокурора Республики Башкортостан Р.К.Искужина, федерального инспектора по Республике Башкортостан аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе И.А.Огнева, помощника Уполномоченного Республики Башкортостан по правам человека И.В.Яковлевой,
руководствуясь пунктом 1 части первой статьи 106 Конституции Республики Башкортостан, пунктом 2 статьи 3, статьями 103, 104 и 106 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан",
рассмотрел в открытом заседании дело о конституционности пунктов 1 и 9 статьи 44 и подпунктов "е" и "ж" пункта 9 статьи 46 Кодекса Республики Башкортостан о выборах по жалобе гражданина З.А.Хакимова на нарушение его конституционных прав.
Основанием для рассмотрения данного дела явилась неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Республики Башкортостан оспариваемых положений Кодекса Республики Башкортостан о выборах.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Е.Л.Слепнева, объяснения сторон, заключение эксперта Н.Ф.Алтыновой, выступления приглашенных, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Башкортостан установил:
1. Гражданин З.А.Хакимов просит Конституционный Суд Республики Башкортостан проверить конституционность положений пунктов 1 и 9 статьи 44 и подпунктов "е" и "ж" пункта 9 статьи 46 Кодекса Республики Башкортостан о выборах, на основании которых решениями территориальной избирательной комиссии Советского района города Уфы от 7 марта 2003 года ему было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Государственного Собрания Республики Башкортостан по "Утреннему избирательному округу N 29" и кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления муниципального образования "Советский район города Уфы" по избирательному округу N 15.
2. Высшим непосредственным выражением власти народа являются демократические, свободные выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Согласно общепризнанным принципам и нормам международного права право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления принадлежит к правам и свободам человека и гражданина и в качестве такового признается и гарантируется в Российской Федерации (статьи 17 и 32 Конституции Российской Федерации, статьи 17 и 33 Конституции Республики Башкортостан).
Гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах закреплены Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Субъект Российской Федерации вправе устанавливать в форме закона дополнительные гарантии избирательных прав и наделен полномочиями по определению количества подписей избирателей, необходимого для регистрации кандидата, по урегулированию порядка сбора подписей избирателей, процедуры проверки соблюдения порядка сбора подписей и оформления подписных листов, а также определению достоверности сведений о кандидатах, об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах (пункт 3 статьи 1, пункт 17 статьи 2, пункт 1 статьи 37 и пункт 3 статьи 38 Федерального закона).
На основании и во исполнение Федерального закона принят Кодекс Республики Башкортостан о выборах в редакции Закона Республики Башкортостан от 6 декабря 2002 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Башкортостан о выборах".
3. Кандидат может быть зарегистрирован на основании собранных подписей избирателей или внесения избирательного залога (пункт 1 статьи 38 Федерального закона).
В случае, если регистрация кандидата производится на основании подписей избирателей, одним из ее условий является наличие необходимого количества действительных подписей.
По мнению заявителя, увеличение в Кодексе Республики Башкортостан о выборах количества подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты представительных органов местного самоуправления с 1 до 2 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, ведет к умалению его избирательного права.
Количество подписей избирателей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов устанавливается Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации и не может превышать 2 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа (пункт 1 статьи 37 Федерального закона).
Как следует из Федерального закона, при проведении выборов в органы государственной власти Республики Башкортостан и органы местного самоуправления законодательный орган государственной власти Республики Башкортостан с учетом уровня выборов, особенностей административно-территориального устройства, численности избирателей и других критериев вправе самостоятельно определить необходимое количество подписей, собираемых в поддержку выдвижения кандидатов.
Пункт 1 статьи 44 Кодекса Республики Башкортостан о выборах предусматривает, что в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в количестве 2 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа.
Таким образом, законодатель Республики Башкортостан не превысил установленный Федеральным законом максимальный процент требуемых для регистрации кандидата подписей избирателей.
Проверка целесообразности установления Государственным Собранием Республики Башкортостан того или иного количества подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата не входит в компетенцию Конституционного Суда Республики Башкортостан, который решает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов (пункт 8 статьи 3 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан").
4. Пунктом 9 статьи 44 Кодекса Республики Башкортостан о выборах установлено, что при сборе подписей в поддержку кандидата, выдвинутого по избирательному округу, подписной лист заверяется лицом, осуществляющим сбор подписей, который собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, серию, номер и дату выдачи паспорта или заменяющего его документа с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства, ставит свою подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения. Лицо, собирающее подписи в поддержку кандидата, может вносить в подписной лист по просьбе избирателя данные об избирателе, за исключением его подписи и даты ее внесения (пункт 8 статьи 44 Кодекса Республики Башкортостан о выборах).
Заявитель считает, что требование правоприменительной практики об обязательном наличии действительного документа, удостоверяющего личность лица, осуществляющего сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата, не согласуется с положениями статьи 44 Кодекса Республики Башкортостан о выборах и не может служить основанием для признания подписей недействительными в порядке, предусмотренном его статьей 46.
Порядок сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата предусматривает внесение в подписной лист сведений о кандидате, избирателе и лице, осуществлявшем сбор подписей (пункты 7, 8, 9 статьи 44 Кодекса Республики Башкортостан о выборах), в том числе данных паспорта или заменяющего его документа. Государственное Собрание Республики Башкортостан, введя это положение в Кодекс Республики Башкортостан о выборах, конкретизирует нормы пункта 8 статьи 37 Федерального закона о форме подписного листа.
Законодательство Российской Федерации о выборах предписывает обязательную проверку соблюдения кандидатом порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Избирательная комиссия также вправе проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, избирателем.
По результатам проверки данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной. Недействительной является подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа (пункт 35 статьи 2, пункты 1 и 5 статьи 46 Кодекса Республики Башкортостан о выборах).
В оспариваемых заявителем подпунктах "е" и "ж" пункта 9 статьи 46 Кодекса Республики Башкортостан о выборах прямо не предусматривается признание всех подписей избирателей в подписном листе недействительными, если они заверены лицом, осуществляющим сбор подписей и не имеющим при этом действительного документа, удостоверяющего его личность.
Право сбора подписей избирателей принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет (пункт 7 статьи 37 Федерального закона, пункт 5 статьи 44 Кодекса Республики Башкортостан о выборах). Данному праву корреспондирует обязанность соблюдать правила о порядке сбора подписей и оформления подписных листов, поскольку иное связано с возникновением реальной угрозы нарушения права гражданина участвовать в выдвижении кандидатов и пассивного избирательного права. Кроме того, отсутствие действительного документа, удостоверяющего личность гражданина, лишает избирательную комиссию возможности идентифицировать личность осуществлявшего сбор подписей лица и обеспечить соблюдение требований, предъявляемых к нему законом.
В Федеральном законе и Кодексе Республики Башкортостан о выборах заложена презумпция действительности паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего.
Таким образом, в силу положений пунктов 14 и 35 статьи 2, пунктов 8 и 9 статьи 44 Кодекса Республики Башкортостан о выборах во взаимосвязи с подпунктами "е" и "ж" пункта 9 статьи 46 сбор и заверение подписей лицом, не имевшим на это право, нарушают установленный порядок сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа, и, соответственно, является основанием для признания всех подписей в подписном листе недействительными. В Кодексе Республики Башкортостан о выборах Государственное Собрание Республики Башкортостан не выходит за пределы перечня требований, предъявляемых Федеральным законом к осуществляющему сбор подписей лицу, и действовало в рамках предоставленных ему полномочий.
5. Заявитель считает, что подпункт "е" пункта 9 статьи 46 Кодекса Республики Башкортостан о выборах позволяет признать недействительной любую подпись, даже если в ней имеются простые помарки.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 9 статьи 46 Кодекса Республики Башкортостан о выборах недействительными признаются подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы.
По смыслу подпункта "е" пункта 9 статьи 46 Кодекса Республики Башкортостан о выборах, рассматриваемого в системном единстве с ее пунктом 11, в случае исправлений и помарок в сведениях об избирателях и при отсутствии об этом специальной оговорки в подписном листе подпись избирателя может быть признана недействительной.
Законодательством Российской Федерации о выборах предусмотрено, что все данные об избирателе вносятся в подписной лист от руки, а подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Данные о лице, осуществляющем сбор подписей, также вносятся в подписной лист собственноручно.
Следовательно, исправления и помарки в подписном листе могут производиться также только от руки. При этом возможность исправления в подписном листе указанных сведений допускается только при наличии специальной отметки (оговорки).
Под помаркой понимается "исправленное от руки место в написанном тексте" (Ожегов С.И. Словарь русского языка, Екатеринбург, 1994 г., С. 482). Это означает, что законодательством Российской Федерации о выборах придается один и тот же смысл терминам "исправление" и "помарка" как внесение изменений и дополнений в совершенную от руки запись.
Подобное понимание терминов "исправление" и "помарка" совпадает с позицией федерального законодателя, который установил аналогичные последствия в случае нарушения порядка сбора подписей и оформления подписных листов в Федеральных законах "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "О выборах Президента Российской Федерации".
На основании изложенного и руководствуясь частями первой и второй статьи 72, статьями 73, 74, 75 и 90 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан постановил:
1. Признать пункты 1 и 9 статьи 44, подпункты "е" и "ж" пункта 9 статьи 46 Кодекса Республики Башкортостан о выборах соответствующими части второй статьи 1, статье 3, частям второй и третьей статьи 14, частям второй и третьей статьи 20, статье 33, пунктам 2, 14, 15, 32 и 33 части первой статьи 71 Конституции Республики Башкортостан.
2. Настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан".
Конституционный Суд Республики Башкортостан
N 23-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Башкортостан от 7 июля 2003 г. N 23-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 9 статьи 44 и подпунктов "е" и "ж" пункта 9 статьи 46 Кодекса Республики Башкортостан о выборах в связи с жалобой гражданина Хакимова Загира Ахсановича"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", N 13 (169), сентябрь 2003 г., ст. 867