2. Министерству экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан при разработке прогнозов социально-экономического развития Республики Башкортостан ежегодно предусматривать средства на реализацию Программы.
3. Министерству финансов Республики Башкортостан обеспечить финансирование Программы из республиканского бюджета.
4. Главам администраций районов и городов разработать районные (городские) планы мероприятий по реализации Программы, предусмотрев их финансирование за счет средств местных бюджетов.
5. Государственному комитету Республики Башкортостан по земельным ресурсам и землеустройству и Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан ежеквартально представлять в Кабинет Министров Республики Башкортостан, Министерство экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан информацию о ходе выполнения Программы.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления и Программы возложить на отдел агропромышленной политики и землеустройства Управления Делами Кабинета Министров Республики Башкортостан.
Премьер-министр |
Р.И.Байдавлетов |
Управляющий Делами |
И.У.Забиров |
Республиканская целевая программа
"Развитие земельной реформы в Республике Башкортостан
на 2001-2005 годы"
(одобрена постановлением Кабинета Министров Республики
Башкортостан от 25 сентября 2000 г. N 284)
Содержание
Паспорт
Республиканской целевой программы "Развитие земельной
реформы в Республике Башкортостан на 2001-2005 годы"
Наименование Программы |
Республиканская целевая программа "Развитие земельной реформы в Республике Башкортостан на 2001-2005 годы". |
Основание разработки Программы |
Указ Президента Республики Башкортостан от 4 февраля 2000 года N УП-102 "Об утверждении среднесрочной про- граммы структурной перестройки экономики Республики Башкортостан" (п. 5.4.7 мероприятий среднесрочной про- граммы структурной перестройки экономики Республики Башкортостан). |
Государственные заказчики Программы |
Государственный комитет Республики Башкортостан по зе- мельным ресурсам и землеустройству (координатор), Министерство сельского хозяйства и продовольствия Рес- публики Башкортостан. |
Основные разработчики Программы |
Государственный комитет Республики Башкортостан по зе- мельным ресурсам и землеустройству, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Рес- публики Башкортостан, Министерство экономики и антимонопольной политики Рес- публики Башкортостан, Государственный комитет Республики Башкортостан по уп- равлению государственной собственностью, Министерство строительства и жилищной политики Респуб- лики Башкортостан. |
Цели и задачи Программы |
Повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного, производительного потенциала земли и превращение ее в самостоятельный фактор экономического роста. |
Сроки и этапы реализации Программы |
2001-2005 годы: I этап - 2001-2002 годы, II этап - 2003-2005 годы. |
Перечень основ- ных мероприятий Программы |
Разработка и совершенствование на всех уровнях норма- тивно-правовой базы регулирования земельных отношений; создание механизма, реализующего права собственников земельных долей; создание механизма, обеспечивающего приватизацию го- родских земель при приватизации государственных и му- ниципальных предприятий и развитие оборота земель в населенных пунктах; разграничение земель, находящихся в республиканской собственности, собственности городов и районов и муни- ципальной собственности; создание инфраструктуры рынка земли; развитие механизма ипотечного кредитования; ведение государственного земельного кадастра; совершенствование системы земельных платежей; зонирование территорий; проведение массовой оценки земель; картографическое, геодезическое и землеустроительное обеспечение земельной реформы; ведение мониторинга земель; техническое оснащение службы государственного контроля за использованием и охраной земель, создание денежного фонда охраны земель; проведение информационно-разъяснительной работы среди населения; создание специализированных информационно-консультаци- онных центров; организация в высших и средних специальных учебных за- ведениях лабораторий современных геоинформационных технологий; подготовка и переподготовка кадров. |
(млн. рублей)
Объемы и источники финансирования |
2001-2005 годы | I этап (2001-2002 годы) |
2001 год |
Всего в том числе: |
323,4 | 130,9 | 66,0 |
- республиканский бюджет | 238,1 | 98,6 | 50,3 |
- местные бюджеты | 80,3 | 30,3 | 14,7 |
- прочие источники | 5,0 | 2,0 | 1,0 |
Ожидаемые ко- нечные резуль- таты реализации Программы |
Закрепление прав граждан свободно распоряжаться участ- ком земли и земельной долей; разграничение земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности; создание рынка земли и недвижимости как единого имуще- ственного комплекса; развитие ипотеки земли и создание благоприятных усло- вий для инвестиций и предпринимательской деятельности; эффективное и рациональное использование земельных ре- сурсов на всех уровнях управления ими; повышение поступлений от платежей за землю в доходную часть бюджета. |
Введение
Республика Башкортостан располагает огромными земельными ресурсами, но это богатство используется недостаточно эффективно. Начатая в 1991 году земельная реформа не доведена до логического завершения, не создана эффективная система земельного законодательства. Земельный рынок и его инфраструктура находятся в стадии становления. Существующие механизмы распоряжения, владения, пользования землей ограничивают доступ к земельным ресурсам и не позволяют осуществлять перераспределение земли и передачу ее эффективным землепользователям. Отсутствует система гарантий прав на земельные участки, что приводит к снижению интереса инвесторов. Размеры и механизм начисления земельных платежей несовершенны, а их доля в бюджетах всех уровней мала. Происходит деградация и снижение плодородия почв. Финансирование мероприятий в сфере землепользования осуществляется недостаточно и по остаточному принципу.
Выходом из такого сложного положения является определение основных направлений государственной земельной политики и разработка системы стратегических и тактических мероприятий по развитию земельной реформы в Республике Башкортостан.
Перед Правительством Республики Башкортостан стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания эффективной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее рациональное использование и социальную справедливость при распределении земли.
Республиканская целевая программа "Развитие земельной реформы в Республике Башкортостан на 2001-2005 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан от 4 февраля 2000 года N УП-102 "Об утверждении среднесрочной программы структурной перестройки экономики Республики Башкортостан" (п. 5.4.7 мероприятий среднесрочной программы структурной перестройки экономики Республики Башкортостан).
1. Основные положения Программы
1.1. Основные итоги земельных преобразований в Республике
Башкортостан в 1991-1999 годах
В республике земельная реформа началась в 1991 году с принятием Закона Башкирской ССР "О земельной реформе в Башкирской ССР", Земельного кодекса и Закона Башкирской ССР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В 1992 году в соответствии с Законом Республики Башкортостан "О плате за землю" в республике введено платное землепользование.
Созданная правовая база позволила провести значительные преобразования в области земельных отношений.
В 1991-1992 гг. 1,5 млн.га земель были переданы в ведение сельских Советов и 0,7 млн.га в фонд перераспределения районных Советов для последующего предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам.
Произошло реформирование части колхозов и совхозов, которые выбрали другие организационно-правовые формы хозяйствования. Всего за период реформы количество колхозов сократилось с 692 до 332, а площадь их землепользования с 5108,6 до 1844,2 тыс.га. Количество совхозов сократилось с 198 до 102, а их площадь с 2757,9 до 1088,4 тыс.га.
Но колхозы и совхозы по-прежнему остались основными пользователями земель сельскохозяйственного назначения, на их долю приходится 2932,6 тыс.га, или 43,9% площади этих земель.
На землях бывших колхозов и совхозов создано 486 ассоциаций крестьянских хозяйств (2932,5 тыс.га), 67 акционерных обществ и товариществ (247,1 тыс.га), 48 государственных и муниципальных предприятий (266,3 тыс.га). В настоящее время в республике действуют 3826 крестьянских (фермерских) хозяйств (124,1 тыс.га). В среднем на одно хозяйство приходится 32,4 га земли.
Надежды, возлагавшиеся на фермерство, не оправдались. Фермерские хозяйства пока, в основном, являются экспериментальной формой организации и ведения сельскохозяйственного производства и в большинстве своем не стали производителями товарной продукции.
В то же время значительно возросла роль личных подсобных хозяйств в аграрном секторе экономики, площадь которых увеличилась по сравнению с 1990 г. на 30 тыс.га.
Под коллективные сады выделено 17 тыс.га, для индивидуального жилищного строительства - 5 тыс.га.
За последние годы в основном решена задача перераспределения земель с целью обеспечения условий для равноправного развития всех форм хозяйствования.
Осуществлен легитимный переход к частной собственности на землю.
Вместе с тем земельные отношения в Республике Башкортостан требуют дальнейшего совершенствования.
Несмотря на ряд положительных моментов первого этапа земельной реформы, процессы реформирования в целом протекали крайне медленно.
На государственном уровне отсутствуют четкая и обоснованная концепция, программы и планы реализации земельной политики, четко не определены полномочия органов, ответственных за проведение земельной реформы.
Земельная реформа коснулась в основном земель сельскохозяйственного назначения, при этом не решен коренной вопрос повышения эффективности использования земель.
Принятые в 1992 году принципы налогообложения земли и взимания арендной платы явно устарели и требуют пересмотра. Средства, поступающие в форме платежей за землю, часто расходуются не по целевому назначению, что является нарушением требований законодательства. Например, за 1999 год по республике поступило за счет платы за землю 252,8 млн.руб., из них централизовано в республиканский бюджет 91,7 млн.руб. или 36%. Из оставшейся в местных бюджетах суммы в размере 161,1 млн.руб. на повышение плодородия и инвентаризацию земель израсходовано по 15%, на инженерно-социальное обустройство - 52%, остальные 18% использованы не по целевому назначению.
В аграрном секторе в связи с отсутствием на то время необходимой законодательной базы не произошло наделение работников сельхозпредприятий правами собственности на земельные доли; переход земель к эффективно хозяйствующим землепользователям осуществляется медленно; реорганизованные, сельскохозяйственные организации не смогли увеличить продуктивность сельскохозяйственных угодий; не создана система ипотечного кредитования.
Из-за отсутствия законодательной базы не проводилась приватизация земель в городах, что не позволяло привлекать достаточные объемы инвестиций и производить перераспределение городских земель на основе требований рынка и с учетом развития городов.
В связи с недостаточностью финансирования практически свернуты работы по землеустройству, почвенному обследованию, замедляется процесс создания автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра, проведение массовой оценки земель, экономического зонирования территорий и других работ.
Не проведено разграничение неприватизированных земель на республиканскую и муниципальную собственность.
Неудовлетворительно организована информационная и просветительская работа среди населения по вопросам земельных отношений.
1.2. Цели и задачи Программы. Сроки и этапы ее реализации
Целями Программы являются повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производительного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста.
Земельная реформа - важнейший элемент структурной перестройки экономики Республики Башкортостан, одно из основных направлений государственной политики, содержанием которого на нынешнем этапе являются:
- осуществление практического перехода к гарантированным Земельным кодексом Республики Башкортостан формам собственности на землю и гарантирование прав посредством проведения государственного кадастрового учета земельных участков и государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними;
- вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание в Республике Башкортостан регулируемого земельного рынка и его инфраструктуры;
- перераспределение земли и передача ее эффективно хозяйствующим землепользователям;
- повышение плодородия почв и охрана земель;
- приватизация гражданами и юридическими лицами земли в соответствии с законодательством;
- разграничение неприватизированных земель на находящиеся в республиканской и муниципальной собственности;
- создание системы государственного земельного кадастра и государственной регистрации прав на земельные участки и другое недвижимое имущество и сделок с ними, проведение массовой оценки земли.
Целью Программы является обеспечение разработки и реализации комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, научно-технических, землеустроительных и иных мер, позволяющих в 2005 году в основном завершить осуществление земельной реформы в Республике Башкортостан и создать эффективный механизм регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами.
Реализация Программы разделена на два этапа.
На I этапе (2001-2002 годы) в основном осуществляются мероприятия правового, организационно-управленческого, информационно-просветительского и технологического характера, которые должны привести к существенным (качественным) изменениям земельных отношений.
На II этапе (2003-2005 годы) проводятся ресурсоемкие мероприятия, направленные на проведение работ по рациональному использованию земель.
1.3. Взаимосвязь Программы с другими республиканскими
программами
Программа является составной частью системы программ социально-экономического развития Республики Башкортостан. Она конкретизирует и развивает положения Концепции социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2005 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 12 января 1998 года N 3 в целях реализации Закона Республики Башкортостан "О системе прогнозирования и программах социально-экономического развития Республики Башкортостан", касающиеся земельной реформы в республике, а также связанных с ней институциональных преобразований, затрагивает вопросы структурной, инвестиционной, жилищной и региональной политики.
В Программе определены направления реализации республиканской целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра Республики Башкортостан", одобренной постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 18 сентября 1997 года N 184, ориентированные на обеспечение взаимосвязи ведения государственного земельного кадастра с кадастровым учетом объектов недвижимости в целях создания и развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Программа развивает положения Программы развития крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов и их ассоциаций на 1996-2000 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 22 августа 1995 года N 304.
Создание условий для увеличения инвестиционного и производительного потенциала земли будет содействовать развитию предпринимательской деятельности, что обеспечит взаимосвязь с ежегодно принимаемой Программой государственной поддержки предпринимательства в Республике Башкортостан.
2. Система программных мероприятий
2.1. Стабилизация отношений собственности на землю
Государственная политика в области развития и стабилизации отношений собственности на землю состоит в реализации положений Земельного кодекса Республики Башкортостан о многообразии форм собственности, о равной защите всех форм собственности и осуществляется по следующим основным направлениям:
- передача государственных и муниципальных земель в собственность граждан и юридических лиц (за исключением земель, которые в соответствии с законодательством Республики Башкортостан изъяты из гражданского оборота);
- установление принципов, порядка, согласительных процедур и сроков разграничения земель на республиканскую, муниципальную и частную собственность;
- дальнейшая приватизация земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также при расширении и строительстве дополнительных объектов на этих предприятиях;
- инвентаризация, межевание и закрепление на местности границ земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц;
- установление порядка управления и распоряжения землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности;
- определение принципов и порядка изъятия и выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
2.2. Укрепление гарантий прав граждан на землю
Решение задачи укрепления гарантий прав граждан на землю предполагает:
- обеспечение всем гражданам Российской Федерации возможности получить земельный участок во владение, пользование, аренду, а постоянно проживающим на территории Республики Башкортостан - в собственность;
- обеспечение права граждан приватизировать в установленном законодательством Республики Башкортостан порядке законно используемую ими землю;
- обеспечение всем гражданам - собственникам земельных участков и земельных долей свободы в распоряжении этими участками и земельными долями (в той мере, в какой их оборот допускается законодательством Республики Башкортостан);
- активизацию информационно-разъяснительной работы среди населения о правах собственников земельных участков и земельных долей.
2.3. Развитие рынка земли и другой недвижимости
Становление и развитие рынка земли и другой недвижимости, отвечающего требованиям структурных и институциональных преобразований в экономике республики, обеспечиваются реализацией ряда взаимосвязанных государственных мероприятий, направленных на преодоление ряда недостатков функционирования рынка недвижимости, неотъемлемой частью которого является рынок земли.
Основные направления государственной политики по развитию рынка земли включают в себя:
- развитие рыночного оборота земли, в том числе в комплексе со связанной с ней недвижимостью;
- создание инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости;
- информационное обеспечение земельного рынка.
Государственная политика по развитию оборота земли и другой недвижимости направлена на:
- установление категорий земель, которые могут быть приватизированы, с одновременным определением земель, ограниченных в обороте и исключенных из оборота;
- введение системы рассрочек платежей при приватизации земельных участков;
- стимулирование выкупа земельных участков, занятых приватизированными предприятиями, для включения их стоимости в уставный капитал этих предприятий и обеспечение реализации принципа "предприятие - имущественный комплекс";
- повышение эффективности управления земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности;
- переход в основном на аукционный и конкурсный принцип предоставления (продажи) свободных земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
- развитие ипотечного кредитования граждан, субъектов малого предпринимательства и других участников рынка, инвестирующих свои средства в приобретение либо воспроизводство недвижимости, повышение плодородия почв, обеспечение государственного контроля за рынком земельных закладных;
- расширение возможностей аренды земли, находящейся в государственной и муниципальной собственности;
- обеспечение взаимодействия рынка земли и рынка ценных бумаг;
- совершенствование процедур предоставления земли под производственное и непроизводственное строительство;
- законодательное установление принципа разрешенного использования земель в городах и поселениях.
Создание инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости будет осуществлено путем:
- создания механизма формирования земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, а также развития рынка землеустроительных услуг;
- создания системы ведения государственного земельного кадастра и на его основе - государственного кадастра недвижимости и государственного градостроительного кадастра;
- проведения рыночной оценки земли и другого недвижимого имущества в целях налогообложения;
- совершенствования системы ведения государственной регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ними;
- создания системы добровольного страхования различных рисков участников рынка земли и другой недвижимости;
- введения административной и уголовной ответственности за правонарушения на земельном рынке и совершенствования гражданско-правовых способов защиты прав и интересов участников рынка.
В рамках информационного обеспечения рынка земли и другой недвижимости осуществляются:
- создание баз данных государственной системы регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ними, а также государственного кадастра недвижимости, объединяющего данные о земле и другом недвижимом имуществе;
- внедрение и обязательное использование всеми участниками рынка земли и другой недвижимости и государственными органами единых стандартов и параметров программно-технических комплексов, форматов обмена данными, классификаторов, технологических процедур;
- расширение доступа граждан и юридических лиц к информации об объектах недвижимости и о правах на них;
- создание информационной базы о земельных участках и другой недвижимости с использованием современных технологий, а также организация защиты информации и баз данных.
2.4. Земельные преобразования в сельской местности.
Государственное регулирование оборота земель
сельскохозяйственного назначения
В условиях рынка земля в сельской местности перестала быть только средством производства, она все больше вовлекается в гражданский оборот. Однако при проведении земельной реформы практически не решались проблемы повышения эффективности использования и охраны земель, развития агропромышленного производства. Земельные преобразования проводились без кардинального изменения экономических и производственных отношений, без учета трудовых и материальных ресурсов, возможности кооперации в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции, инженерного и социального обустройства территории, без тщательного правового, экономического и экологического обоснования решений по перераспределению земель.
С целью совершенствования земельных преобразований при проведении аграрной реформы, создания механизма экономического стимулирования рационального и эффективного использования земель необходимо на I этапе реализации Программы:
- определить принципы и порядок наделения членов сельскохозяйственных организаций земельными долями;
- осуществить нормативно-методическое обеспечение процесса договорного оформления отношений между пользователями земельных участков (земельных долей) и их собственниками с последующей регистрацией договоров;
- уточнить число сельскохозяйственных организаций, находящихся в федеральной, республиканской и муниципальной собственности, приватизация которых запрещена;
- уточнить списки сельскохозяйственных организаций, в отношении которых установлены особые условия реорганизации;
- создать в результате рационального перераспределения земель сельскохозяйственного назначения условия для сокращения миграции сельских жителей;
- содействовать процессу концентрации земельных долей в руках эффективно хозяйствующих землепользователей, в том числе субъектов малого предпринимательства;
- принять меры по систематическому составлению и представлению списков лиц, не получивших документы на земельные доли и не распорядившихся своими земельными долями или не использующих их.
На II этапе реализации Программы осуществляется комплекс землеустроительных работ, связанных с правовым, экономическим и экологическим обоснованием перераспределения земель, консолидацией земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях обеспечения условий для их кооперирования, рационального использования и охраны земель, сохранения и повышения плодородия почв. При этом мероприятия по повышению плодородия почв и мелиорации земель осуществляются в рамках республиканской комплексной программы сохранения и повышения плодородия почв, одобренной постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 30 сентября 1997 года N 195.
2.5. Развитие ипотечного кредитования
Развитие системы ипотечного кредитования затруднено по нескольким причинам. Экономическая ситуация не способствует заключению долгосрочных кредитных договоров, обязательства по которым, как правило, обеспечиваются залогом недвижимости, в том числе земли. Система подтверждения права на заложенное имущество посредством его государственной регистрации недостаточно развита и не может на данном этапе обеспечить должного уровня гарантий для залогодержателя (кредитора). Для большинства граждан ипотечный кредит недоступен в связи с большими процентами по кредиту, отсутствием дохода, позволяющего вернуть заложенную землю. Сложен порядок обращения взыскания на заложенную землю. Процедура обращения взыскания и реализации имущества занимает значительный период времени.
В целях использования потенциала земельной ипотеки на I этапе реализации Программы обеспечивается:
- учет особенностей регистрационных действий при ипотечных отношениях, гарантирующих в итоге соблюдение интересов залогодержателя;
- разработка механизма, реально позволяющего залогодержателю при неисполнении обеспеченного ипотекой обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества и гарантирование рисков отсрочки возврата кредита;
- разработка мер по защите прав залогодателей;
- использование ипотеки в качестве обеспечения обязательств по договорам купли-продажи, аренды, подряда, иным договорам, налоговых обязательств.
Необходимо при этом учитывать специфику залога земель сельскохозяйственного назначения. В первую очередь необходимо решить этот вопрос законодательно. Целесообразно ограничить случаи залога земель сельскохозяйственного назначения предоставлением кредита, непосредственно связанного с сельскохозяйственным производством и развитием социальной инфраструктуры в сельской местности. Преимущественное право покупки на публичных торгах заложенных земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения при их реализации следует предоставлять гражданам и организациям, владеющим соседним участком и занимающимся производством сельскохозяйственной продукции. Реализация заложенных земельных участков допускается только на торгах, в том числе публичных.
Для развития ипотечных отношений целесообразно использовать возможности инструментов фондового рынка, в частности закладных ценных бумаг. На этапе становления рынка закладных предусматривается запрет на выпуск закладных, удостоверяющих право залога на уже заложенное по иному договору об ипотеке имущество.
2.6. Совершенствование системы земельных платежей
Действующая система земельных платежей в Республике Башкортостан регулируется Законом Республики Башкортостан "О плате за землю", по которому формами платежей за землю являются земельный налог и арендная плата. Существующая система несовершенна с точки зрения фискальной политики и рационального землепользования. Главным недостатком системы является ее недостаточная гибкость, наличие неоправданно большого количества льготников: земельный налог сегодня уплачивается только с 25 процентов всех земель, а в городах - с 15 процентов. От уплаты земельных платежей освобождены целые отрасли. Значительная разница между ставками земельного налога и арендной платой за использование государственных и муниципальных земель препятствует процессу приватизации земель.
При проведении реформы следует исходить из необходимости повышения роли земельных платежей в формировании доходной части бюджетов и совершенствования системы земельных платежей как инструмента рационализации землепользования.
Совершенствование земельных платежей в рамках реализации Программы предполагает:
- установление зависимости между размерами уплачиваемых земельных платежей и наложением на земельный участок ограничений в его использовании и обременении правами иных лиц;
- расчет ставок земельного налога и арендной платы в городах с учетом градостроительной ценности городских земель;
- выравнивание ставок земельного налога и арендной платы, взимаемой с пользователей государственных и муниципальных земель.
Наиболее полное использование налогового потенциала земли на I этапе реализации Программы предполагает:
- ужесточение контроля за сбором земельных платежей, их централизацией в республиканский бюджет и целевым использованием;
- завершение инвентаризации земель (в первую очередь - земель городов и других поселений), проведение их оценки, учета и государственной регистрации;
- существенное сокращение льгот по земельному налогу и арендной плате;
- осуществление мероприятий по массовой оценке земель.
На II этапе реализации Программы будет увеличиваться дифференциация максимальных ставок в зависимости от рыночной оценки земли.
2.7. Ведение государственного земельного кадастра
Государственный земельный кадастр ведется в целях планирования рационального использования и управления земельными ресурсами, оценки земель, установления всех видов платежей за землю и налогообложения земли и недвижимости, государственного контроля за использованием и охраной земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также поддержки гражданского оборота земли и недвижимости.
На I этапе реализации Программы к основным мероприятиям в этой области относятся:
- разработка отвечающей современным требованиям законодательной и нормативно-технической базы системы ведения государственного земельного кадастра;
- обеспечение единого порядка ведения государственного земельного кадастра во всех городах и районах республики;
- формирование в рамках государственного земельного кадастра информационной базы о землях государственной собственности, в том числе под федеральными объектами, и муниципальной собственности;
- обеспечение доступа граждан и юридических лиц к кадастровой информации;
- внедрение программно-технических комплексов, обеспечивающих автоматизацию ведения земельного кадастра;
- разработка и опытная эксплуатация системы передачи кадастровых данных на основе единых общероссийских стандартов, форматов обмена данными, классификаторов и технологических процедур;
- организация взаимодействия государственного земельного кадастра с отраслевыми кадастрами (градостроительным, лесным, водным и др.) на основе единых принципов, форм и процедур;
- разработка и организация системы защиты информации от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности баз кадастровых данных на основе обязательной сертификации используемого оборудования и программного обеспечения.
На II этапе реализации Программы предусматриваются следующие мероприятия:
- введение в городах и других поселениях единой системы идентификации земельных участков и иных объектов недвижимости;
- завершение создания системы передачи кадастровых данных и обеспечение на этой основе периодического уточнения данных государственного земельного кадастра;
- создание государственного кадастра недвижимости Республики Башкортостан на базе государственного земельного кадастра с использованием других отраслевых баз данных о недвижимости;
- создание информационной базы данных о землях государственной собственности, в том числе под федеральными объектами, муниципальной и частной собственности.
2.8. Оценка земель
Платное землепользование и реформирование принципов налогообложения земель, развитие земельного рынка в Республике Башкортостан, участниками которого являются государство, муниципальные образования, граждане и юридические лица, требуют создания современной системы оценки земель. Основной прием определения стоимости земли - раздельная оценка земельного участка и расположенных на нем или под ним иных объектов недвижимости.
Основными направлениями государственной политики в этой области на I этапе реализации Программы являются:
- установление единого для всех городов, районов, муниципальных образований республики порядка проведения территориального оценочного зонирования с целью последующего определения нормативной стоимости земель;
- определение порядка, оснований и методов проведения оценки рыночной стоимости земельных участков;
- апробация методик массовой оценки земель для целей налогообложения в первую очередь в городах и поселениях, районах развития минерально-сырьевой базы и добычи полезных ископаемых;
- государственная поддержка подготовки и деятельности частных земельных оценщиков для обслуживания формирующегося рынка земли, организация государственного регулирования их деятельности (лицензирование, сертификация и т.д.), законодательное определение их ответственности за достоверность результатов оценки.
Результаты оценки земель являются составной частью государственного земельного кадастра.
На II этапе реализации Программы организуется массовая оценка земли для целей налогообложения на всей территории Республики Башкортостан.
2.9. Земельные преобразования в городах и других
поселениях
Земельная реформа в городах и других поселениях в основном осуществлялась без учета социально-экономической значимости этих земель в формировании благоустроенной среды проживания. Не способствовала земельным преобразованиям в поселениях и медленная реформа в градостроительстве. Градостроительная документация до сих пор не учитывает в достаточной степени экономическую ценность земли, не дает необходимых вариантов определения градостроительных условий использования земельных участков. Отсутствие зонирования земель создает правовую неопределенность для инвесторов при приобретении и обустройстве земельных участков, лишая их возможности выбрать рациональный вид использования земли. Инвестиционная активность владельцев недвижимости снижается, органы местной власти теряют эффективный инструмент регулирования социально-экономического развития городов.
Земельные преобразования в городах и других поселениях в рамках Программы направлены на развитие регулируемого оборота земель и создание необходимых условий для реализации инвестиционного потенциала земель, активно влияющего на принятие социально-экономических и градостроительных решений. Реформу в градостроительстве (пересмотр концепции градостроительного планирования, разработку градостроительной документации, нормативов и т.д.) целесообразно проводить одновременно с земельными преобразованиями.
На I этапе реализации Программы проводятся следующие мероприятия:
- осуществление программ инвентаризации земель поселений;
- разработка в соответствии с утвержденной градостроительной документацией проектов и планов межевания застроенных и подлежащих застройке земель с выполнением работ по уточнению и вынесению на местность черты поселений, выявлению территориальных резервов с созданием резервных земельных фондов поселений;
- разработка методики формирования и межевания земельных участков как объектов недвижимости в городах и других поселениях;
- приватизация земель на территории поселений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, прежде всего под приватизированными и приватизируемыми предприятиями. Передаются (продаются) на конкурсной или аукционной основе земли, не предназначенные для обеспечения государственных или муниципальных функций, а также общественных нужд, и в первую очередь под индивидуальное жилищное строительство и для реализации инвестиционных проектов. При этом допускается снижение цены земли, по которой она, продается собственникам приватизированных объектов недвижимости, но не ниже нормативной цены. Продажа земли в поселениях осуществляется при соблюдении градостроительных требований, в том числе по функционированию инженерной и транспортной инфраструктуры;
- обеспечение возможности получения от органов местной власти информации о размерах однократных и периодических платежей, взимаемых в связи с занятием и освоением земельного участка;
- разработка классификатора публичных и частных обременений земельных участков (сервитутов) с учетом градостроительной документации.
II этап реализации Программы должен ознаменоваться переходом к системе зонального регулирования землепользования, что означает:
- разработку долгосрочных планов использования земель городов (как составных частей стратегических планов их развития) и на этой основе схем городского землепользования;
- разработку в увязке с градостроительной документацией правил землепользования в поселениях;
- обеспечение доступа граждан и юридических лиц к информации о земельных участках и их участия в принятии решений по зональному регулированию в городах.
Исходя из целей и задач II этапа реализации Программы уже в 2001-2002 годах намечено разработать концепцию законопроекта о землях городов и иных поселений.
2.10. Информационно-консультационное обеспечение
Программы
На I этапе реализации Программы в средствах массовой информации проводится систематическая работа по информированию населения о сущности, направлениях и ходе земельной реформы, законодательстве по вопросам земельных отношений, правах и обязанностях граждан и юридических лиц по использованию земли, механизмах защиты прав на землю.
В этих целях организуется издание популярных брошюр, систематическая публикация в периодических изданиях нормативных правовых актов по земельным вопросам, содержащих краткие комментарии специалистов, и статей по освещению опыта земельных преобразований в районах и городах республики и в других регионах, создание на радио и телевидении специальных передач.
2.11. Комплекс работ по землеустроительному обеспечению
Для осуществления земельных преобразований в рамках реализации Программы предусматривается:
- разработать землеустроительные проекты перераспределения земель, компактного размещения земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств с целью создания условий для их кооперирования в области производства, инженерного обустройства, передачи несельскохозяйственных угодий и участков под объектами недвижимости в собственность граждан и юридических лиц;
- провести землеустроительные мероприятия, направленные на выявление земель, не используемых сельскохозяйственными организациями, с целью обеспечения осуществления собственниками земельных долей прав по распоряжению ими;
- составить дежурные карты ограничений использования земель и обременений (сервитутов) земель;
- разработать программы (схемы) защиты земель от деградации и других негативных явлений, консервации деградированных земель и их восстановления и положение о порядке перевода малопродуктивных угодий в другие виды угодий;
- установить (восстановить) в натуре границы вновь предоставленных и перерегистрируемых земельных участков;
- уточнить и вынести в натуру черты городских и сельских поселений;
- установить границы территорий с особым правовым и природоохранным режимом использования земель.
Следует разработать комплекс мер по содействию созданию землеустроительных организаций, деятельность которых подлежит лицензированию.
Эти мероприятия предусмотрено проводить с использованием современных технологий выполнения землеустроительных работ (внедрением полевых портативных компьютеров, навигационных приборов и мобильных автоматизированных комплексов).
2.12. Мониторинг земель
Анализ состояния земельных ресурсов показывает, что уровень экологически допустимого воздействия на землю в ряде регионов республики превышен, существует реальная угроза полного истощения и загрязнения земель. Серьезную опасность представляют: эрозия почв (4,7 млн.га, или 64% сельхозугодий, 1,4 млн.га - эрозионно опасны), истощение плодородного слоя (ежегодно теряется около 0,6 тонны гумуса на 1 га, на черноземных почвах - до 0,9 тонны), повышенная кислотность почв (1446 тыс.га), заболачивание и переувлажнение земель (206 тыс.га земель сельскохозяйственного назначения), деградация пастбищ и сенокосов (около 50 процентов их площади), техногенное загрязнение земель.
В целях своевременного выявления изменений состояния земель, их оценки и прогноза, разработки мероприятий по предотвращению и устранению последствий негативных процессов на почвенном слое предусматривается на I этапе реализации Программы разработать правовые и нормативно-технические акты, регулирующие организацию и ведение государственного мониторинга земель.
Предусматривается обеспечить:
- своевременное выявление изменения состояния земель, оценку этих изменений;
- прогноз и выработку рекомендаций о предупреждении и устранении последствий негативных процессов;
- совершенствование и внедрение новых методов дистанционного зондирования, технических средств и технологий мониторинга земель.
2.13. Усиление контроля за использованием и охраной
земель
В процессе осуществления земельной реформы отмечены факты нарушения земельного законодательства. Сохраняется высокий уровень самовольного занятия земель, получили распространение случаи уклонения от оформления и переоформления прав на землю, несвоевременного внесения земельных платежей, нецелевого использования земельных участков или их неэффективного использования, приводящего к порче земель и уничтожению плодородного слоя почвы.
Это обусловлено несовершенством нормативно-правовой базы осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель.
Для реализации Программы намечается провести следующие мероприятия:
- разработать законодательные и иные нормативные правовые акты, предусматривающие уточнение порядка государственного контроля за использованием и охраной земель, усиление административной ответственности за нарушение земельного законодательства, введение экономического стимулирования охраны земель, направленного на повышение заинтересованности собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков в сохранении и повышении плодородия почв, защите земель от негативных последствий производственной деятельности, а также меры по усилению прав и государственной защите государственных инспекторов по использованию и охране земель и материальному стимулированию их деятельности;
- совершенствовать механизм определения ущерба, причиненного нарушениями земельного законодательства;
- улучшить профилактическую работу по предотвращению нарушений земельного законодательства;
- совершенствовать формы и методы привлечения широкой общественности к осуществлению контроля за использованием и охраной земель;
- обеспечить результативность государственного контроля за использованием и охраной земель, соблюдением земельного законодательства, в том числе улучшить техническое оснащение органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель;
- укрепить взаимодействие органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, и органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел путем проведения совместных комплексных целевых проверок по соблюдению земельного законодательства;
- развивать информационно-пропагандистскую деятельность по вопросам соблюдения требований земельного законодательства на основе сотрудничества со средствами массовой информации.
2.14. Совершенствование системы государственного
управления земельными ресурсами
Одним из основных условий осуществления программных мероприятий является наличие рациональной и эффективно функционирующей системы органов государственного управления, на которые возлагаются полномочия и ответственность за проведение в Республике Башкортостан земельной реформы.
Государственное управление земельными ресурсами Республики Башкортостан осуществляет Государственный комитет Республики Башкортостан по земельным ресурсам и землеустройству.
В целях усиления государственного регулирования земельных отношений при реализации Программы предусматривается осуществить следующие организационные меры:
- укрепить материально-техническую базу Государственного комитета Республики Башкортостан по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальных органов, сохранив за ними основные функции государственного управления: нормативно-методическую деятельность, организацию ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель, проведения землеустройства;
- усилить роль государственного контроля за охраной и использованием земель;
- создать при Государственном комитете Республики Башкортостан по земельным ресурсам и землеустройству Республиканский кадастровый центр с филиалами на местах и передать им часть функций по оказанию услуг при проведении землеустроительных и кадастровых работ, а также функции по оценке земель для государственных и иных нужд;
- финансирование Республиканского кадастрового центра и его филиалов осуществлять за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также средств, поступающих от юридических лиц и граждан за произведенные работы и оказанные услуги.
В системе государственного управления земельными ресурсами важное значение придается вопросам государственной политики в области рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, сохранения и воспроизводства плодородия почв. При этом будет повышена роль Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан в сфере осуществления государственной политики в области мелиорации земель, организации разработки, экспертизы и реализации республиканских программ проведения земельных преобразований в сельской местности, оказания помощи в организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения.
3. Правовое обеспечение Программы
Правовое обеспечение развития земельной реформы в Республике Башкортостан, формирование законодательной базы должны отражать комплексный подход к правовому регулированию земельных отношений по следующим основным направлениям:
- развитие законодательства, регулирующего отношения собственности на землю и другую недвижимость;
- создание правовых гарантий обеспечения конституционных прав граждан на землю;
- принятие законодательных актов, предусматривающих правовой механизм эффективного управления землей и другой недвижимостью;
- развитие законодательства, регулирующего рынок земли и другой недвижимости, создание рыночной инфраструктуры;
- дальнейшее развитие правовой базы обеспечения рационального использования и охраны земель как в сельскохозяйственной, так и несельскохозяйственных сферах.
На I этапе реализации Программы планируется подготовить и принять проекты следующих законов Республики Башкортостан:
"О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О плате за землю", в котором будет осуществлен новый подход к налогообложению земель исходя из кадастровой оценки;
"О государственном регулировании и особенностях ограниченного оборота сельскохозяйственных земель", который будет призван стимулировать собственников эффективно использовать землю, определит основания и порядок изъятия необрабатываемых и нерационально используемых земельных участков и т.д.
Необходимо разработать проекты законов Республики Башкортостан "О государственном контроле за использованием и охраной земель" в целях повышения эффективности работы контролирующих органов и "О залоге земель сельскохозяйственного назначения", что позволит повысить инвестиционный потенциал земель сельскохозяйственного назначения. Также необходимо доработать с учетом вносимых поправок проекты законов:
"О государственных и муниципальных землях", в котором будет не только определено, какие земельные участки относятся к собственности республики, города, района, других муниципальных образований, но и указаны органы государственной власти Республики Башкортостан и органы местной власти, уполномоченные распоряжаться землей;
"Об оценке земель", который установит методы государственной оценки земли, принципы оценочного зонирования и определения рыночной и кадастровой стоимости земельных участков, правовой статус оценщиков земель и механизм их взаимоотношения с государственными органами и заинтересованными лицами;
"О землеустройстве", в котором будут определены участники землеустроительных отношений, порядок проведения землеустройства в городах и других населенных пунктах, межевания земель и внутрихозяйственного землеустройства, взаимоотношения организаций, проводящих землеустройство, с заинтересованными лицами, формы государственного участия в проведении землеустроительных работ, порядок утверждения землеустроительных проектов.
4. Научное обеспечение Программы
Реализация мероприятий Программы базируется на оперативном внедрении в ходе земельных преобразований результатов фундаментальных и прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых специализированными организациями за счет федерального бюджета в целях реализации мероприятий федеральной целевой программы "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы".
5. Ресурсное обеспечение Программы
Ресурсное обеспечение мероприятий Программы осуществляется государственным заказчиком - координатором за счет различных источников финансирования.
Затраты на мероприятия, связанные непосредственно с земельной реформой, составляют 323,4 млн. рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета - 238,1 млн. рублей, или 73,6 процента, за счет средств местных бюджетов - 80,3 млн. рублей, или 24,9 процента, и за счет прочих источников - 5,0 млн. рублей, или 1,5 процента общего объема затрат.
Из республиканского бюджета направляются на капитальные вложения - 14,8 млн. рублей, или 4,6 процента, на прочие нужды - 223,3 млн. рублей, или 69 процентов общего объема средств республиканского бюджета.
Капитальные вложения в основном направляются на оснащение Госкомзема РБ, Республиканского кадастрового центра, Башкирского государственного аграрного университета, Уфимского лесхоз-техникума и Кушнаренковского сельхозтехникума, готовящих специалистов-землеустроителей, спутниковыми приборами, электронными тахеометрами и средствами вычислительной техники, а также на оснащение современными техническими средствами органов государственного контроля за использованием и охраной земель.
Средства на прочие нужды из республиканского бюджета направляются на финансирование следующих мероприятий:
картографическое, градостроительное и землеустроительное обеспечение учета и использования земель - 216,3 млн. рублей;
оценка земель и зонирование территорий - 12,5 млн. рублей,
контроль за использованием и мониторинг земель - 6,6 млн. рублей.
Средства местных бюджетов, в основном городов, в общей сумме 80,3 млн.руб. будут, главным образом, направлены на картографическое и землеустроительное обеспечение земельной реформы и оценку земель, а также на ведение мониторинга и контроля за использованием земель.
На финансирование мероприятий Программы, выполняемых за счет средств республиканского бюджета, на I этапе предусмотрено 98,6 млн. рублей.
Финансирование Программы будет осуществляться также за счет участников рынка земли и недвижимости.
Затраты на реализацию мероприятий Программы приведены в приложении 1.
Финансирование мероприятий, предусмотренных разделом 2.7 Программы, осуществляется в рамках республиканской целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра Республики Башкортостан", одобренной постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 18 сентября 1997 года N 184.
6. Организация управления и контроля за ходом реализации
Программы
Государственным заказчиком - координатором Программы является Государственный комитет Республики Башкортостан по земельным ресурсам и землеустройству, заказчиком по соответствующему направлению - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан.
Для организации выполнения намеченных Программой мероприятий на основе действующего земельного законодательства и вновь принимаемых законодательных актов будут разрабатываться необходимые нормативно-технические документы.
Мероприятия Программы реализуются:
государственными заказчиками путем организации работ и распределения ежегодно выделяемых средств республиканского бюджета и внебюджетных источников среди исполнителей, осуществления контроля за целевым их использованием и ходом работ по выполнению договоров (государственных контрактов);
органами местного государственного управления путем организации работ и распределения ежегодно выделяемых средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников и осуществления контроля за их целевым использованием.
План основных мероприятий по реализации Программы изложен в приложении 2.
Порядок размещения заказов на закупку продукции для государственных нужд путем проведения торгов (конкурсов) определяет государственный заказчик - координатор. При этом он руководствуется Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305.
Реализация Программы осуществляется на основе договоров (государственных контрактов) между государственными заказчиками и исполнителями мероприятий.
Отбор организаций, учреждений и предприятий для выполнения программных мероприятий определяется путем проведения открытых торгов (конкурсов).
Государственные заказчики при необходимости оказывают консультационную помощь исполнителям программных мероприятий в материально-техническом обеспечении государственных контрактных работ, в предоставлении коммерческой и другой информации.
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляются в соответствии с Законом Республики Башкортостан "О республиканских целевых программах Республики Башкортостан".
Государственный заказчик - координатор ежегодно направляет в Министерство экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан и Министерство финансов Республики Башкортостан согласованные предложения по объемам финансирования мероприятий, предусмотренных Программой. Согласованные объемы финансирования мероприятий включаются в проект республиканского бюджета.
Государственный заказчик - координатор анализирует ход реализации Программы и представляет:
ежеквартально в Министерство экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы;
ежегодно, до 1 февраля, в Министерство экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан и Министерство финансов Республики Башкортостан отчет о ходе работ по реализации Программы и об эффективности использования выделяемых финансовых средств.
При необходимости государственные заказчики вносят в Министерство экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан и Министерство финансов Республики Башкортостан предложения о продлении сроков реализации Программы и ее отдельных мероприятий или о нецелесообразности дальнейшей реализации Программы или отдельных мероприятий.
7. Социальная, экономическая и экологическая
эффективность реализации программных мероприятий
Преобразование земельных отношений направлено на закрепление конституционного права граждан и юридических лиц свободно распоряжаться приобретенным (предоставленным) участком земли и земельной долей в общей собственности сельскохозяйственной коммерческой организации в рамках системы государственного кадастрового учета земель и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Реализация Программы позволит создать условия для совершенствования ведения государственного земельного кадастра, будет способствовать становлению и развитию системы государственной регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ним.
Государственное регулирование рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения позволит:
- обеспечить целевое использование этих земель;
- решить в определенной мере вопросы социальной защиты граждан при реализации ими права собственности на земельные участки и земельные доли, а также защиты первоочередного права сельских товаропроизводителей и особенно права соседа в процессе купли-продажи земельных участков;
- создать экономический механизм передачи земель сельскохозяйственного назначения в руки эффективно хозяйствующих субъектов, обеспечивающих рациональное использование земель и материально-технических ресурсов, снижение на этой основе издержек, рост объемов продукции, товарности и эффективности производства.
Рост доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в крупных и средних товарных частных хозяйствах позволит обеспечивать в значительной мере за счет собственных доходов при определенной помощи со стороны государства поддержание и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Создание необходимых условий для введения ипотечного кредитования под залог земельных участков будет способствовать привлечению источников негосударственных инвестиционных ресурсов для вложения их в улучшение земли, мелиоративное и дорожное строительство, хозяйственное обустройство, приобретение активных средств производства и т.д.
Развитие рынка земли и другой недвижимости в городах и других поселениях будет способствовать наращиванию жилищного строительства, даст стимул развитию строительной индустрии и связанных с ней отраслей, созданию дополнительных рабочих мест.
Усовершенствование взаимоотношений с бюджетами всех уровней по платежам за землю будет способствовать более рачительному отношению собственников земельных участков и земельных долей к использованию земель. С другой стороны, это позволит обеспечить рост доли поступлений средств от земельных платежей в доходной части бюджетов.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит получить экономический эффект в размере более 1 млрд. рублей в основном за счет дальнейшей приватизации земель, находящихся в пользовании государственных и муниципальных предприятий; обеспечения гражданам и юридическим лицам права распоряжения своими земельными участками и долями; развития ипотеки земель сельскохозяйственного назначения; перехода на аукционный и конкурсный методы предоставления (продажи) земельных участков и прав их аренды; дифференциации ставок земельного налога в городах и других поселениях, проведения массовой кадастровой оценки земель и совершенствования системы платы за землю, сокращения льгот по земельному налогу в городских поселениях.
Приложение 1
Сводный финансовый расчет затрат
на реализацию республиканской целевой программы "Развитие
земельной реформы в Республике Башкортостан на 2001-2005 годы"
N п/п |
Разделы Программы, мероприятия |
Показатели | Всего | в т.ч. по годам: | |||||
сумма | % | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |||
1. | Оценка земель | Всего по Програм- ме |
13,8 |
4,3 |
6 |
3,9 |
3,9 |
- |
- |
Республиканский бюджет, в том числе: |
12,5 |
3,9 |
5,5 |
3,5 |
3,5 |
- |
- |
||
- капвложения | |||||||||
- прочие нужды | 12,5 | 3,9 | 5,5 | 3,5 | 3,5 | - | - | ||
Местные бюджеты | 1,3 | 0,4 | 0,5 | 0,4 | 0,4 | - | - | ||
2. | Мониторинг земель |
Всего по Програм- ме |
3,8 |
1,2 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,7 |
0,7 |
Республиканский бюджет, в том числе: |
3,3 |
1,0 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
||
- капвложения | 0,3 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | ||||
- прочие нужды | 3 | 0,9 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | ||
Местные бюджеты | 0,5 | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | ||
3. | Землеустрои- тельное обес- печение |
Всего по Програм- ме |
217 |
67,0 |
42 |
43 |
44 |
44 |
44 |
Республиканский бюджет, в том числе: |
156 |
48,2 |
31 |
31 |
32 |
31 |
31 |
||
- капвложения | 11 | 3,4 | 3 | 3 | 3 | 1 | 1 | ||
- прочие нужды | 145 | 44,8 | 28 | 28 | 29 | 30 | 30 | ||
Местные бюджеты | 56 | 17,3 | 10 | 11 | 11 | 12 | 12 | ||
Прочие источники | 5 | 1,5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
4. | Контроль за использовани- ем и охраной земель |
Всего по Програм- ме |
3,8 |
1,2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Республиканский бюджет, в том числе: |
3,3 |
1,0 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,3 |
0,3 |
||
- капвложения | 1,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | ||||
- прочие нужды | 1,8 | 0,5 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,3 | 0,3 | ||
Местные бюджеты | 0,5 | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | ||
5. | Картографи- ческое обес- печение |
Всего по Програм- ме |
82 |
25,4 |
15 |
15 |
16 |
18 |
18 |
Республиканский бюджет, в том числе: |
60 |
18,6 |
11 |
11 |
12 |
13 |
13 |
||
- капвложения | |||||||||
- прочие нужды | 60 | 18,6 | 11 | 11 | 12 | 13 | 13 | ||
Местные бюджеты | 22 | 6,8 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | ||
6. | Градострои- тельное обес- печение |
Всего по Програм- ме |
1 |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
Республиканский бюджет, в том числе: |
1 |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
||
- капвложения | |||||||||
- прочие нужды | 1 | 0,3 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | ||
Местные бюджеты | 22 | 6,8 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | ||
Итого по п.п. 1...7: |
Всего по Програм- ме |
323,4 |
100 |
66 |
64,9 |
65,9 |
63,3 |
63,3 |
|
Республиканский бюджет, в том числе: |
238,1 |
73,6 |
50,3 |
48,3 |
49,3 |
45,1 |
45,1 |
||
- капвложения | 14,8 | 4,6 | 4,6 | 4,6 | 3,6 | 1 | 1 | ||
- прочие нужды | 223,3 | 69,0 | 45,7 | 43,7 | 45,7 | 44,1 | 44,1 | ||
Местные бюджеты | 80,3 | 24,9 | 14,7 | 15,6 | 15,6 | 17,2 | 17,2 | ||
Прочие источники | 5 | 1,5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Приложение 2
План основных мероприятий
по реализации республиканской целевой программы "Развитие
земельной реформы в Республике Башкортостан на 2001-2005 годы"
Мероприятие | Исполнитель | Срок реализации мероприятия или представления документов в Кабинет Минист- ров РБ |
|
I. Нормативно-правовое обеспечение | |||
Проекты законов РБ: | |||
1. | "О государственном регулировании и особенностях ограниченного оборота земель сельскохозяйственного назна- чения" |
Госкомзем РБ, Минсельхозпрод РБ |
2001 год |
2. | "О внесении изменений в Закон Рес- публики Башкортостан "О плате за землю" |
Госкомзем РБ | 2001 год |
3. | "О государственном контроле за ис- пользованием и охраной земель" |
Госкомзем РБ | 2002 год |
4. | "О залоге земель сельскохозяйствен- ного назначения" |
Госкомзем РБ, Минсельхозпрод РБ |
2002 год |
Доработка проектов законов РБ: | |||
1. | "О внесении изменений в Земельный кодекс Республики Башкортостан" |
Госкомзем РБ | 2001 год |
2. | "О государственных и муниципальных землях" |
Госкомзем РБ | 2001 год |
3. | "О землеустройстве" | Госкомзем РБ | 2001 год |
4. | "Об оценке земель" | Госкомзем РБ | 2001 год |
Проекты постановлений Кабинета Ми- нистров РБ: |
|||
1. | "О порядке управления республиканс- кими землями" |
Госкомзем РБ, Госкомсобст- венность РБ |
После принятия Закона РБ "О государственных и муниципальных землях" |
2. | "О порядке изъятия земельных участ- ков для государственных и муници- пальных нужд" |
Госкомзем РБ | 2001 год |
3. | "О порядке оформления прав на зе- мельные доли" |
Госкомзем РБ, Минсельхозпрод РБ |
2001 год |
4. | "Об утверждении Положения о порядке перевода малопродуктивных земель в иные виды сельскохозяйственных и несельскохозяйственных угодий" |
Минсельхозпрод РБ, Госкомзем РБ |
2001 год |
5. | "Об установлении пригородных зон городов и порядке использования их земель" |
Госкомзем РБ, Минстрой РБ |
2001 год |
II. Организационное обеспечение | |||
1. | Разграничение земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности |
Госкомзем РБ | После принятия Закона РБ "О государственных и муниципальных землях" |
2. | Государственная кадастровая оценка земель |
Госкомзем РБ | 2001 год |
3. | Организация работ по картографичес- кому, геодезическому и землеустрои- тельному обеспечению земельных пре- образований |
Госкомзем РБ | 2001-2005 годы |
4. | Установление (восстановление) гра- ниц административно-территориальных образований |
Госкомзем РБ | 2001-2005 годы |
5. | Ведение мониторинга земель с выяв- лением негативных процессов, изме- нений и оценкой состояния земель |
Госкомзем РБ | 2001-2005 годы |
6. | Государственный контроль за исполь- зованием и охраной земель |
Госкомзем РБ | 2001-2005 годы |
7. | Отработка механизма выделения зе- мельных долей и их вовлечение в гражданский оборот |
Госкомзем РБ, Минсельхозпрод РБ |
2001 год |
8. | Организация в высших и средних спе- циальных учебных заведениях лабора- торий современных геоинформационных технологий |
Госкомнауки РБ, Госкомзем РБ |
2001-2002 годы |
9. | Подготовка и переподготовка кадров | Госкомзем РБ | Постоянно |
10. | Проведение информационно-разъясни- тельной работы |
Госкомзем РБ | Постоянно |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 25 сентября 2000 г. N 284 "О республиканской целевой программе "Развитие земельной реформы в Республике Башкортостан на 2001-2005 годы"
Текст постановления (без приложений) опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостана", N 17 (119), ноябрь-декабрь 2000 г., ст. 1300
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 25 сентября 2003 г. N 234
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 27 июня 2003 г. N 159