Постановление Совета Министров Башкирской ССР
от 18 ноября 1991 г. N 264
"О программе проведения земельной реформы в Башкирской ССР"
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 5 декабря 2003 г. N 299 настоящее постановление признано утратившим силу
Во исполнение постановления Верховного Совета Башкирской ССР "О введении в действие Закона "О земельной реформе в Башкирской ССР" Совет Министров Башкирской ССР постановляет:
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Название постановления следует читать: "О введении в действие Закона Башкирской ССР "О земельной реформе в Башкирской ССР"
1. Утвердить программу проведения земельной реформы на территории Башкирской ССР (прилагается).
Государственному комитету по земельной реформе и земельным ресурсам Башкирской ССР (т. Мухаметдинову), Госстрою Башкирской ССР (т. Амирову), Министерству сельского хозяйства и продовольствия Башкирской ССР (т. Габитову), Министерству лесного хозяйства Башкирской ССР (т. Габитову), Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов и арендаторов Башкортостана (т. Галлямову), другим заинтересованным ведомствам и министерствам обеспечить необходимую организаторскую работу по проведению земельной реформы.
2. В соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР и Совета Министров РСФСР от 15 марта 1991 года "О дополнительных мерах по ускорению проведения земельной реформы в РСФСР" установить, что временным документом на право владения и пользования земельными участками на период до выдачи государственных актов новой формы является решение Совета народных депутатов или исполнительного органа о предоставлении земель.
3. Проведение земельной реформы возложить на исполкомы районных и городских Советов народных депутатов, Государственный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам Башкирской ССР и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Башкирской ССР.
Председатель
Совета Министров
Башкирской ССР |
М.Миргазямов |
И.о. Управляющего Делами
Совета Министров
Башкирской ССР |
Н.Филиппов |
Программа
проведения земельной реформы на территории Башкирской ССР
(утв. постановлением Совета Министров Башкирской ССР
от 18 ноября 1991 г. N 264)
Программа проведения земельной реформы на территории Башкирской ССР разработана в соответствии с законами Башкирской ССР "О земельной реформе в Башкирской ССР", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Земельным кодексом Башкирской ССР, постановлениями Президиума Верховного Совета Башкирской ССР и Совета Министров Башкирской ССР, указаниями и рекомендациями Государственного комитета РСФСР по земельной реформе.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Название Закона следует читать "О крестьянском (фермерском) хозяйстве в Башкирской ССР
Основной задачей разработанной программы является обеспечение рационального и эффективного использования земельных ресурсов республики, поскольку ее экономическое развитие в значительной мере зависит от наличия и качества земельных ресурсов.
Башкирская ССР - многоотраслевая индустриально-аграрная республика, расположена на Южном Урале и прилегающих к нему равнинах Предуралья и Зауралья.
Общая площадь территории составляет 14,3 млн.га, из них 7,3 млн.га сельскохозяйственных угодий, в том числе 4,8 млн.га пашни. Развитие народного хозяйства, с одной стороны, и количественная и качественная ограниченность земельных ресурсов с другой стороны, выдвигают проблему их рационального использования.
Вместе с тем, в результате продолжающейся эрозии и внутренней деградации почвы, причиной которой является рост интенсивности использования земли без достаточного возврата в почву органики и минеральных питательных элементов, произошло существенное перераспределение внутри типов почв; почти не стало мощных черноземов, значительно выросли площади маломощных почв, в Зауралье растет засоленность и солончаковатость почв и т.д.
В республике более 3 млн.га сельскохозяйственных угодий (46%) подвержено эрозии. Еще 1,3 млн.га земель являются эрозионно опасными. Выявлено более 2300 действующих оврагов.
Развитие городов требует больших территорий для жилищного, культурно-бытового и промышленного строительства.
Рациональное, эффективное использование земель при застройке состоит в максимально бережном и экономном к ним отношении: отведение территорий в размерах, не превышающих действительных потребностей строительства; исключения дальнейших изъятий продуктивных земель при достижении предельных значений; учет интересов не только отдельных предприятий, но и всего народного хозяйства. Вместе с тем, ежегодно значительные площади, в том числе пахотных земель, изымаются под промышленное, дорожное и городское строительство. За последние десять лет площади пашни сократились более чем на 60 тыс.га за счет роста площади сенокосов и отвода земель под различные виды строительства.
В республике более 11 тыс.га карьерно-отвальных ландшафтов, в том числе 4,8 тыс.га карьеров и 6,5 тыс.га оврагов. Основные их площади распространены в Баймакском, Белорецком, Учалинском и Кумертауском районах, развита горно-добывающая промышленность.
Другим путем техногенной потери плодородия почв является загрязнение их при нефтяных разливах в районах добычи и транспортировки нефти, а также минерализованными пластовыми водами. Основные площади почв, загрязненных нефтью, распространены в Ишимбайском, Альшеевском, Дюртюлинском, Краснокамском районах.
В Башкирской ССР имеется 460,4 тыс.га заболоченных и переувлажненных земель, из них 33,7 тыс.га осушены. Однако, практика использования осушенных земель показала, что эффективность осушительной мелиорации в целом по республике низкая. За последние 10 лет средняя урожайность на осушенных землях была 20-25 ц к.е. Столь низкая продуктивность осушенных земель не соответствует ни затратам, ни реальным возможностям мелиорации в условиях республики.
Низкая отдача мелиорации в подавляющем большинстве хозяйств объясняется прежде всего низким уровнем проектирования, строительства и хозяйственного использования объектов мелиорации.
Такое положение с земельным фондом и почвами республики стало возможным из-за утери ответственности руководителями колхозов и совхозов, подсобных сельских хозяйств, объединений по агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства, исполкомов городских и районных Советов народных депутатов.
С целью создания экономической и правовой основ сохранения и повышения плодородия почвы, защиты и восстановления техногенно-нарушенных земель, экономически оправданного их перераспределения в программе предусмотрен комплекс мероприятий по рациональному использованию и охране земель. Намеченные перспективные решения изложены в соответствующих разделах программы.
I. Общие положения
Земельная реформа имеет целью перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель на территории Башкирской ССР.
Земельная реформа проводится поэтапно. На первом этапе осуществляется закрепление за местными Советами народных депутатов административных границ, выявление потребности в земле граждан, предприятий, учреждений и организаций, формирование специального фонда перераспределения земель, установление ставок земельного налога и цены за землю.
На втором этапе местными Советами народных депутатов и органами Госкомзема Башкирской ССР осуществляется передача и закрепление земель в пользование, в том числе в аренду, владение гражданам, предприятиям, организациям и учреждениям.
Содержание программы исходит из того, что земельная реформа предусматривает введение многообразия форм собственности в различных отраслях народного хозяйства и стимулирования развития новых форм хозяйствования на земле, а также справедливое, экономически оправданное обоснованное перераспределение земли для организации более рационального их использования, экологизацию землевладения и землепользования.
Осуществление программы создаст условия для равноправного развития коллективных, индивидуальных и других форм хозяйствования на земле, повышения эффективности сельскохозяйственного производства, защиты земель от негативного влияния антропогенной деятельности и вредных природных процессов.
Выполнение программы возлагается на Советы народных депутатов и их исполкомы, Госкомзем Башкирской ССР, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Башкирской ССР, Министерство лесного хозяйства Башкирской ССР, Госстрой Башкирской ССР, другие ведомства и министерства республики.
II. Организационное обеспечение земельной реформы
1. Госкомзему Башкирской ССР, исполкомам городских и районных Советов народных депутатов до 1 декабря 1991 года завершить создание городских и районных комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам, принять меры по укреплению их квалифицированными кадрами, выделению им служебных помещений, транспорта и оборудования.
2. Городским и районным комитетам по земельной реформе и земельным ресурсам принимать активное участие в работе депутатских земельных комиссий, в полной мере реализовать свои полномочия в проведении земельной реформы, обеспечить на местах выполнение земельного законодательства Башкирской ССР.
3. Госкомзему Башкирской ССР, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Башкирской ССР с участием Главного управления центрального банка РСФСР по Башкирской ССР и Ассоциацией крестьянских хозяйств Башкортостана внести предложение об организации в 1992 году земельного банка Башкирской ССР.
4. Госкомзему Башкирской ССР с участием Министерства сельского хозяйства и продовольствия Башкирской ССР, Ассоциации крестьянских хозяйств Башкортостана, исполкомам местных Советов народных депутатов провести в августе-октябре 1991 года зональные семинары по организации рационального использования, осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель, ведению земельно-кадастровой документации, эффективного обеспечения производства в крестьянских (фермерских) хозяйствах.
5. Госкомзему Башкирской ССР совместно с Ассоциацией крестьянских хозяйств Башкортостана в целях пропаганды земельной реформы организовать с редакциями республиканских газет, Государственным комитетом по телевидению и радиовещанию Башкирской ССР в 1991-1992 годы открытие постоянных рубрик и передач с обобщением опыта проведения земельной реформы и вскрытия ее недостатков.
6. Для рассмотрения и решения крупных вопросов, связанных с проведением земельной реформы, Госкомзему Башкирской ССР в срок до 1 января 1992 года внести в Совет Министров Башкирской ССР предложение о целесообразности создания республиканского Совета по земельной реформе.
7. Госкомзему Башкирской ССР, Ассоциации крестьянских хозяйств Башкортостана совместно с исполкомами городских и районных Советов народных депутатов при необходимости создавать при районных и городских комитетах по земельной реформе малые предприятия, хозрасчетные группы и другие формирования по выполнению работ, связанных с земельной реформой, а также районные ассоциации, союзы крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.
III. Правовое и инструктивно-методическое обеспечение
земельной реформы
1. Министерствам и ведомствам Башкирской ССР привести нормативные акты в соответствие с законами Башкирской ССР "О земельной реформе в Башкирской ССР", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Земельным кодексом Башкирской ССР.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Название Закона следует читать "О крестьянском (фермерском) хозяйстве в Башкирской ССР
2. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Башкирской ССР, Госкомзему Башкирской ССР с участием Ассоциации крестьянских хозяйств Башкортостана с привлечением Башкирского сельскохозяйственного института, научных учреждений разработать в 1991-1992 годах рекомендации по оптимальным размерам фермерских хозяйств различной специализации;
принять участие в разработке в I полугодии 1992 года положения о принципах платы за землю, порядке начисления земельного налога и арендной платы применительно к республике.
3. Госкомзему Башкирской ССР, Госкомприроде Башкирской ССР, министерству лесного хозяйства Башкирской ССР, Госстрою Башкирской ССР, Ассоциации крестьянских хозяйств Башкортостана разработать к 1 декабря 1991 года примерное положение о государственном контроле за использованием и охраной земель в республике.
В 1992 году разработать механизм возмещения ущерба, причиненного в результате порчи земель, их уничтожения и деградации почв.
В первом полугодии 1992 года разработать порядок выявления и консервации деградированных, а также загрязненных вредными веществами земель свыше допустимых концентраций.
IV. Землеустроительное обеспечение земельной реформы
1. Госкомзему Башкирской ССР и его местным органам, Башкирскому проектно-изыскательскому предприятию института "ВолгоНИИгипрозем" осуществить к 1 ноября 1991 года передачу земель в ведение местных Советов народных депутатов и продолжить инвентаризацию земель по всем категориям землевладений и землепользований;
составить с участием Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Башкортостана, Республиканского общества садоводов в 1991-1992 годах схемы землеустройства административных районов с целью создания специального фонда земель для наделения землей крестьянских и личных подсобных хозяйств, развития садоводства и огородничества.
2. Госстрою Башкирской ССР, Госкомзему Башкирской ССР, исполкомам городских Советов народных депутатов образовать рабочие комиссии для решения вопросов, связанных с выбором территорий для индивидуального жилищного строительства, развитием инфраструктуры, определением размеров участков усадебной застройки и подготовки исходных материалов для изменения городской и поселковой черты;
обеспечить к 1 февраля 1992 года разработку прогнозных схем землепользований городов с технико-экономическим обоснованием территорий, включаемых в черту населенного пункта и внести на утверждение в Президиум Верховного Совета Башкирской ССР.
3. Комитетам по земельной реформе и земельным ресурсам районов, Башкирскому проектно-изыскательскому предприятию института "ВолгоНИИгипрозем" с участием Ассоциации крестьянских хозяйств Башкортостана в 1991-1995 годах провести межхозяйственное и внутрихозяйственное землеустройство крестьянских хозяйств с комплексом топографических, почвенно-геоботанических, агрохимических и других изысканий, выполнить необходимые аэрофотогеодезические, изыскательские и обследовательские работы для обеспечения информацией землевладельцев, землепользователей и органов управления.
V. Информационное обеспечение земельной реформы, ведение
кадастра и мониторинга земель
1. Госкомзему Башкирской ССР, Башкирскому проектно-изыскательскому предприятию института "ВолгоНИИгипрозем" по мере накопления и разработки программ внедрить автоматизированную систему управления земельными ресурсами;
- в 1991-1995 годах обеспечить топографические съемки и обновление плановой основы масштаба 1:10000-1:25000 сельскохозяйственных предприятий и планов сельских населенных пунктов в масштабе 1:2000, 1:5000;
- провести комплексное обследование и картографирование земельных угодий, корректировку материалов почвенного и геоботанического обследований, создание базовой основы земельного кадастра, картографирование сельскохозяйственных угодий на содержание гумуса, макро- и микроэлементов, солей тяжелых металлов, остаточных количество пестицидов, нитратов, радионуклидов;
- внедрить автоматизированное рабочее место (АРМ) топографа, землеустроителя для оперативного выполнения работ по установлению и восстановлению границ землепользований, выдаче государственных актов, внесения изменений в земельный учет и кадастр;
- принять меры по обеспечению соответствующих служб комплексом стационарных и передвижных лабораторий для анализа почв, растительности и грунтовых вод.
VI. Научно-методическое обеспечение земельной реформы
1. Госкомзему Башкирской ССР, Башкирскому проектно-изыскательскому предприятию института "ВолгоНИИгипрозем" совместно с научными учреждениями и проектными институтами, Ассоциацией крестьянских хозяйств Башкортостана разработать с учетом региональных особенностей республики:
- методические указания по установлению границ земель сельских населенных пунктов и передачи земель в ведение сельских Советов народных депутатов;
- методические указания по составлению схем землеустройства административных районов;
- методические указания по проведению обследований и картографию сельскохозяйственных угодий на содержание гумуса, макро- и микроэлементов, солей тяжелых металлов, остаточных количеств пестицидов, нитратов, радионуклидов;
- методы землеустройства при переходе к новым формам землевладения и землепользования;
- методы и нормативы организации рационального использования и охраны земель;
- основы платного землевладения и землепользования и экономического стимулирования рационального использования земель;
- нормативы земельного налога и рентных платежей, арендной платы.
2. Башкирскому проектно-изыскательскому предприятию института "ВолгоНИИгипрозем", Госкомзему Башкирской ССР подготовить в 1991-1992 годах нормативы стоимости земли на базе оценки земель.
3. Госкомзему Башкирской ССР, Госкомприроде Башкирской ССР, Башкирскому проектно-изыскательскому предприятию института "ВолгоНИИгипрозем" совместно с Министерством лесного хозяйства Башкирской ССР в 1992 году подготовить рекомендации по совершенствованию и устройству территории сельскохозяйственных предприятий, контурно-мелиоративной организации сельскохозяйственных угодий с целью создания устойчивых саморегулируемых ландшафтов.
4. Госкомприроде Башкирской ССР, Госкомзему Башкирской ССР совместно с Министерством лесного хозяйства Башкирской ССР, исполкомам районных и городских Советов с целью совершенствования природопользования в республике изучить и обосновать выделение охраняемых природных территорий (заповедники, заказники, памятники природы, национальные парки и т.д.).
VII. Кадровое обеспечение земельной реформы
1. Госкомзему Башкирской ССР и его органам на местах, Башкирскому проектно-изыскательскому предприятию института "ВолгоНИИгипрозем" подбирать из числа окончивших средние школы, отслуживших в армии сельской молодежи, абитуриентов для учебы на землеустроительных факультетах институтов и в техникумах. Заключить с последними досрочные договора на подготовку специалистов.
При необходимости открыть при Башкирском проектно-изыскательском предприятии института "ВолгоНИИгипрозем" краткосрочные курсы для подготовки технических работников в районные комитеты по земельной реформе и сельским Советам по рекомендациям последних.
2. Госкомзему Башкирской ССР в 1991 году организовать учебу председателей депутатских земельных комиссий местных Советов народных депутатов по вопросам земельной реформы.
3. Госкомзему Башкирской ССР, исполкомам районных Советов народных депутатов в августе-сентябре 1991 г. провести зональные совещания-семинары с председателями сельских (поселковых) Советов народных депутатов по вопросам земельной реформы, в т.ч. передачи земель сельских населенных пунктов в ведение сельских Советов, другим вопросам регулирования земельных отношений, отнесенных законодательством к их компетенции.
VIII. Защита земель от деградации, антропогенного загрязнения
и охраны природы
Для рационального и эффективного использования земель необходимо:
1. Исполкомам городских и районных, поселковых и сельских Советов народных депутатов, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Башкирской ССР, проектно-строительно-эксплутационному# объединению "Башводмелиорация", Министерству лесного хозяйства Башкирской ССР, Башкирскому предприятию института "ВолгоНИИгипрозем", Ассоциации крестьянских хозяйств Башкортостана в соответствии с Основами законодательства Союза СССР и союзных республик о земле и Земельным кодексом Башкирской ССР в полной мере использовать предоставленные законом права в области рационального использования земель.
Повысить ответственность Госкомзема Башкирской ССР, его местных органов, Госкомприроды к защите земель от эрозии, от загрязнений их промышленными отходами, повышению их плодородия.
Установить строгий спрос с хозяйственных руководителей, крестьянских (фермерских) хозяйств, не обеспечивающих рациональное использование и своевременное, качественное осуществление мероприятий по защите земель и повышению их плодородия в соответствии с действующим законодательством.
2. Исполкомам городских, районных, поселковых и сельских Советов народных депутатов регулярно и комплексно рассматривать состояние выполнения законодательства об охране земель на заседаниях исполкомов, постоянных комиссий и депутатских групп.
3. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Башкирской ССР, Министерству лесного хозяйства Башкирской ССР, проектно-строительно-эксплуатационному объединению "Башводмелиорация" осуществить в 1991-1995 годах комплекс мер по охране земель от порчи, потопления, заболачивания и комплексное проведение работы по защите почв от эрозии и повышения их плодородия.
4. Госкомзему Башкирской ССР, Министерству сельского хозяйства и плодородия Башкирской ССР, Ассоциации крестьянских хозяйств Башкортостана, исполкомам местных Советов народных депутатов предусмотреть финансовые и материальные вложения на разработку эколого-экономического обоснования и осуществления всего комплекса мелиоративных мероприятий по улучшению земель на 1991-1995 годы.
5. Поручить Госкомзему Башкирской ССР совместно с Ассоциацией крестьянских хозяйств Башкортостана, с заинтересованными ведомствами, министерствами разработать в 1992 году комплексный план проведения научно-исследовательских работ, связанных с совершенствованием земельных отношений, охраной и рациональным использованием земельных ресурсов в республике.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Министров Башкирской ССР от 18 ноября 1991 г. N 264 "О программе проведения земельной реформы в Башкирской ССР"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 5 декабря 2003 г. N 299 настоящее постановление признано утратившим силу