Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 44. Порядок подсчета голосов участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковыми комиссиями
1. Подсчет голосов участников референдума осуществляется открыто и гласно членами участковой комиссии с правом решающего голоса.
2. Подсчет голосов участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели.
3. После окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, лиц, указанных в пункте 1 статьи 19 настоящего Закона, подсчитывают, погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени (при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных под словами "да" и "нет"), затем оглашают и заносят число неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных участниками референдума при проведении голосования, в строку 3 протокола об итогах голосования и в увеличенную форму протокола об итогах голосования, находящуюся в помещении для голосования.
4. Перед непосредственным подсчетом голосов участников референдума члены участковой комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка участников референдума следующие суммарные данные по этой странице:
а) число участников референдума, внесенных в список;
б) число бюллетеней, выданных участникам референдума на участке референдума в день голосования (устанавливается по числу подписей участников референдума в списке участников референдума);
в) число бюллетеней, выданных участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке участников референдума);
г) число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией участникам референдума на участке референдума;
д) число участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям на участке референдума.
5. После внесения указанных в пункте 4 настоящей статьи данных каждая страница списка участников референдума подписывается членом комиссии референдума, который проставляет эти данные и затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. В последний лист списка участников референдума председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии вносит итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, заверяет их подписью и печатью участковой комиссии. После этого со списком участников референдума вправе ознакомиться лица, указанные в пункте 2 статьи 19 настоящего Закона.
6. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии уточняет, оглашает и заносит в строки 1 и 2 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму:
а) число участников референдума, внесенных в список;
б) число бюллетеней, полученных участковой комиссией.
7. В строки 11а, 11б, 11в, 11г протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму также заносятся следующие данные:
число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией;
число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией участникам референдума на участке референдума до дня голосования;
число участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям на участке референдума;
число погашенных на участке референдума открепительных удостоверений.
8. Затем в строки 4 и 5 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму заносятся следующие данные:
число бюллетеней, выданных участникам референдума на участке референдума в день голосования (устанавливается по числу подписей участников референдума в списке участников референдума);
число бюллетеней, выданных участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке участников референдума).
9. После этого председателем или секретарем участковой комиссии обеспечивается хранение списка участников референдума, исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов. Дальнейшая работа со списком участников референдума не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи.
10. Непосредственный подсчет голосов участников референдума осуществляется по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса.
11. При непосредственном подсчете голосов вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, перечисленные в пункте 1 статьи 19 настоящего Закона.
12. Непосредственный подсчет голосов участников референдума производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов участковой комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам участковой комиссии, за исключением председателя (заместителя председателя) и секретаря участковой комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой комиссии для всех присутствующих при подсчете.
13. При непосредственном подсчете голосов участковая комиссия отделяет бюллетени неустановленной формы. Бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются.
14. В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и заносится в строку 6 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму. В случае обнаружения в переносном ящике большего числа бюллетеней установленной формы, чем число заявлений участников референдума, содержащих отметку о количестве полученных бюллетеней, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии признаются недействительными, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием этого ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней вносится в строку 10 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.
15. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.
16. Члены участковой комиссии сортируют бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за позиции "да" и "нет", содержащиеся в бюллетене, одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в бюллетене отметки участника референдума и представляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим при непосредственном подсчете. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается.
17. Затем производится подсчет голосов участников референдума по бюллетеням установленной формы. Не менее чем два члена участковой комиссии подсчитывают бюллетени отдельно по позициям "да" и "нет". Полученные данные заносятся в строку 12 и последующие строки протокола об итогах голосования, а также в его увеличенную форму.
18. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление участника референдума. В случае возникновения сомнений при признании бюллетеня недействительным участковая комиссия решает вопрос голосованием, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой комиссии и заверяется печатью участковой комиссии. Количество недействительных бюллетеней заносится в строки 9 и 11 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.
19. Члены участковой комиссии подсчитывают и заносят в строку 8 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму число действительных бюллетеней.
20. Члены участковой комиссии подсчитывают, оглашают и заносят в строку 7 протокола об итогах голосования, а также в его увеличенную форму количество бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования.
21. После этого с рассортированными бюллетенями вправе визуально ознакомиться члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса.
22. После этого производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. В случае, если контрольные соотношения не совпали, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней.
23. Протокол об итогах голосования заполняется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса с проставлением даты и времени (часа, минуты) его подписания.
24. Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса.
25. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. При подписании протокола члены участковой комиссии с правом решающего голоса, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
26. По требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 1 статьи 19 настоящего Закона, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана выдать указанным лицам или предоставить возможность изготовить копию протокола об итогах голосования, а также заверить ее.
27. Первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса незамедлительно направляется в территориальную комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой комиссии с правом решающего голоса, поступившие в участковую комиссию жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона,
также принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой комиссии и составленные участковой комиссией акты. Заверенные копии указанных документов и решений участковой комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
28. Второй экземпляр протокола вместе с документацией, связанной с подготовкой и проведением референдума, включая бюллетени, а также печать участковой комиссии хранятся секретарем участковой комиссии в опечатанном виде в охраняемом помещении до окончания работы участковой комиссии.
29. Третий экземпляр протокола (его копия) вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией.
30. Данные протокола об итогах голосования передаются по техническим каналам связи в электронном виде (в рамках государственной автоматизированной информационной системы либо иной технической системы) в территориальную комиссию с обязательным последующим представлением первого экземпляра протокола об итогах голосования, а также всей документации референдума, включая бюллетени, в территориальную комиссию при наступлении первой возможности непосредственно либо иным способом, обеспечивающим сохранность документации референдума и доставку ее по назначению.
31. Порядок использования технической системы передачи информации о проведении референдума, порядок и сроки передачи, обработки и использования указанной информации, в том числе переданных по техническим каналам связи в электронном виде данных протокола об итогах голосования, утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.