город Уфа
Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе председательствующего Е.Л.Слепнева, судей Л.Ш.Гумеровой, Ф.Р.Муратшина,
с участием граждан В.А. Котиковой и Е.В. Хакимзяновой, обратившихся с жалобами в Конституционный Суд Республики Башкортостан, их представителя - адвоката Д.Г.Шагапова и Полномочного Представителя Президента Республики Башкортостан в Конституционном Суде Республики Башкортостан Х.А.Тимершина - от стороны, издавшей акт, а также приглашенных в заседание постоянного представителя Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан в Конституционном Суде Республики Башкортостан Н.Ф.Зиганшина, Полномочного представителя Правительства Республики Башкортостан в Конституционном Суде Республики Башкортостан Л.И.Рахматуллиной, Министра юстиции Республики Башкортостан В.И.Спеле, Главного советника Главного федерального инспектора по Республике Башкортостан аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе С.Н.Мережко, начальника Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан Р.Х.Кильмякова, начальника управления по надзору за соблюдением федерального законодательства Прокуратуры Республики Башкортостан Л.С.Ахметшиной, помощника Уполномоченного Республики Башкортостан по правам человека М.Р.Абубакирова, начальника юридического отдела Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Х.Ф. Закирова,
руководствуясь частью первой статьи 106 Конституции Республики Башкортостан, частью 1 статьи 3, статьями 4, 38, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 42 и пунктом "а" части 1 статьи 46 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности абзаца первого пункта 2 и абзаца первого пункта 3 Инструкции о порядке представления к награждению медалью "Материнская слава", утвержденной Указом Президента Республики Башкортостан от 16 апреля 1998 года N УП-204 "О медали "Материнская слава".
Поводом к рассмотрению дела явились жалобы граждан В.А.Котиковой и Е.В.Хакимзяновой на нарушение их конституционных прав сложившейся правоприменительной практикой награждения медалью "Материнская слава".
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Башкортостан оспариваемые в жалобах положения Инструкции о порядке представления к награждению медалью "Материнская слава".
Поскольку обе жалобы касаются одного и того же предмета, Конституционный Суд Республики Башкортостан, руководствуясь статьей 51 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", соединил дела по этим жалобам в одном производстве.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Ф.Р.Муратшина, объяснения сторон и их представителей, заключение эксперта - кандидата юридических наук Э.А.Кагировой, выступления приглашенных, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Башкортостан установил:
1. Граждане В.А.Котикова и Е.В.Хакимзянова в своих жалобах в Конституционный Суд Республики Башкортостан оспаривают конституционность положений Инструкции о порядке представления к награждению медалью "Материнская слава", утвержденной Указом Президента Республики Башкортостан от 16 апреля 1998 года N УП-204 "О медали "Материнская слава", предусматривающих, что данной медалью награждаются матери, родившие и воспитавшие пять и более детей (абзац первый пункта 2), а представление к награждению производится по достижении последним ребенком возраста одного года и при наличии в живых остальных детей этой матери (абзац первый пункта 3).
Заявители, каждая из которых имеет пятерых детей, рожденных до вступления в силу Указа Президента Республики Башкортостан "О медали "Материнская слава", неоднократно обращались в местные органы исполнительной власти Республики Башкортостан и органы местного самоуправления с просьбой возбудить ходатайство о награждении их данной медалью. Им в этом было отказано со ссылкой на то, что согласно названной Инструкции медалью "Материнская слава" награждаются только те матери, пятый и (или) последующий ребенок которых родился либо достиг возраста одного года после вступления в силу данного Указа. По мнению заявителей, смысл, придаваемый правоприменительной практикой оспариваемым положениям, ущемляет их конституционные права, противоречит статьям 18, 19 и 20 Конституции Республики Башкортостан.
Требования заявителей о предоставлении им, как многодетным матерям, права на досрочное назначение пенсии урегулировано статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 46 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" данный вопрос Конституционному Суду Республики Башкортостан неподведомственен.
В процессе подготовки дела к слушанию поступили дополнительные жалобы на то, что ввиду отказа во внесении в установленном порядке представления к награждению медалью "Материнская слава" заявители не были удостоены государственной награды и, вследствие этого, не имеют возможности пользоваться льготами, предусмотренными Законом Республики Башкортостан "О государственной поддержке многодетных семей в Республике Башкортостан". Однако рассмотрение этого требования выходит за пределы полномочий Конституционного Суда Республики Башкортостан, который решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов (часть 1 статьи 4 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан").
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Башкортостан по настоящему делу являются абзац первый пункта 2 и абзац первый пункта 3 Инструкции о порядке представления к награждению медалью "Материнская слава".
2. При оценке конституционности оспариваемых положений Инструкции о порядке представления к награждению медалью "Материнская слава" Конституционный Суд Республики Башкортостан учитывает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1, Конституции Российской Федерации, часть первая статьи 42 Конституции Республики Башкортостан).
В Российской Федерации государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства осуществляется на основе специальных Федеральных законов "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", норм других федеральных законов, Указа Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", а также законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов (статья 7, статья 72, пункт "ж" части 1, и статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации).
В Республике Башкортостан для реализации ее полномочий по защите семьи, материнства, отцовства и детства приняты Законы Республики Башкортостан "О государственной поддержке многодетных семей в Республике Башкортостан", "О государственной поддержке молодых семей в Республике Башкортостан", "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Башкортостан". "Об основных гарантиях прав ребенка в Республике Башкортостан", "Об адресной социальной помощи в Республике Башкортостан", другие законы и иные нормативные правовые акты.
Наряду с осуществлением мер социальной защиты многодетных семей Республика Башкортостан приняла на себя публично-правовое обязательство поощрять труд по воспитанию детей (часть пятая статьи 42 Конституции Республики Башкортостан). В частности, на основании пункта 17 статьи 3 Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан" для обеспечения общественного признания и высокого уважения к женщине-матери Законом Республики Башкортостан от 17 июля 1995 года "О государственных наградах Республики Башкортостан" учреждена медаль "Материнская слава", являющаяся высшей формой поощрения за выдающиеся заслуги перед Республикой Башкортостан и ее многонациональным народом в воспитании подрастающего поколения. Положение "О медали "Материнская слава" утверждено Постановлением Государственного Собрания Республики Башкортостан от 5 марта 1998 года, а ее описание и порядок представления к награждению - Указом Президента Республики Башкортостан от 16 апреля 1998 года.
3. Проверяя конституционность оспариваемых норм, Конституционный Суд Республики Башкортостан оценивает как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходит из его места в системе правовых актов (часть 2 статьи 77 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан").
Как показывает сравнительный анализ, в абзаце первом пункта 2 и абзаце первом пункта 3 указанной Инструкции текстуально воспроизведены соответствующие нормы Положения "О медали "Материнская слава", регулирующие основания и порядок представления к награждению данной медалью. В последующем эти требования вышеназванного Положения были закреплены в Законе Республики Башкортостан "О государственной поддержке многодетных семей в Республике Башкортостан" (статья 13). Из взаимосвязанных положений названных актов следует, что многодетная мать может быть награждена медалью "Материнская слава" при рождении ею пятерых и более детей (с учетом усыновленных детей), достижении последним ребенком возраста одного года и наличии в живых остальных детей (учитываются также дети погибшие и пропавшие без вести при защите Отечества или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо при выполнении долга гражданина по спасению человеческой жизни, по охране законности и правопорядка, а также умершие вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при указанных обстоятельствах, либо вследствие трудового увечья или профессионального заболевания). При этом, исходя из природы данной государственной награды Республики Башкортостан, являющейся высшей оценкой труда многодетной матери по воспитанию детей, награждение производится с учетом морального, нравственного облика матери, добросовестного исполнения ею возложенных конституционных обязанностей заботиться о детях, воспитывать и содержать их (часть третья статьи 42 Конституции Республики Башкортостан).
Таким образом, установленные в Инструкции о порядке представления к награждению медалью "Материнская слава" требования отвечают конституционному принципу равенства прав и возможностей граждан (статья 19 Конституции Республики Башкортостан).
4. Награждение государственной наградой Республики Башкортостан - медалью "Материнская слава" - производится Президентом Республики Башкортостан (пункт 26 части первой статьи 87 Конституции Республики Башкортостан). Оно носит индивидуальный характер, связано с вышеназванными критериями награждения данной медалью, осуществляется с соблюдением общих правил представления граждан к государственным наградам Республики Башкортостан. Такое поощрение труда многодетных матерей, основанное на оценке личных заслуг матери в воспитании детей, является одним из важнейших направлений демографической политики государства, сохранения исторически сложившихся традиций многодетной семьи и адресной социальной поддержки.
Принимая во внимание общественную значимость данной государственной награды Республики Башкортостан, Президент Республики Башкортостан в Инструкции о порядке представления к награждению медалью "Материнская слава" установил, что награждение производится по ходатайству администраций районов и городов Республики Башкортостан с учетом мнения сельских, поселковых администраций в сельской местности и отделов (управлений) социальной защиты населения в городах (пункт 5). Из этого следует, что инициатива награждения многодетных матерей данной медалью исходит, как правило, от уполномоченных на то органов государственной власти Республики Башкортостан. Однако это положение Инструкции не должно толковаться как отрицание права многодетной матери обращаться к Президенту Республики Башкортостан с соответствующей просьбой, а равно как и ограничение права Президента Республики Башкортостан награждать государственными наградами Республики Башкортостан по своему усмотрению. Иное понимание не согласуется со статьей 37, частью второй статьи 87, частями первой и четвертой статьи 97 Конституции Республики Башкортостан.
5. В связи с возникшими вопросами по применению на практике Инструкции о порядке представления к награждению медалью "Материнская слава" Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан было разъяснено, что представление к награждению многодетной матери "производится по достижению последним ребенком возраста одного года и при наличии в живых остальных детей (то есть с учетом рождения последнего ребенка - после 16 апреля 1997 года). На многодетных матерей, последние дети которых родились до названной даты, действие Указа Президента Республики Башкортостан N УП-204 не распространяется, так как документ обратной силы не имеет".
Сопоставив данное разъяснение с оспариваемыми положениями Инструкции о порядке представления к награждению медалью "Материнская слава", Суд пришел к выводу, что разъяснение выходит за пределы содержания пунктов 2 и 3 указанной Инструкции, поскольку в них не предусмотрено такое дополнительное условие награждения многодетной матери как дата рождения последнего ребенка.
Рассмотрев вопрос о действии данной Инструкции во времени, Конституционный Суд Республики Башкортостан отмечает, что при решении вопроса о награждении многодетных матерей медалью "Материнская слава" подлежит применению общее правило, согласно которому нормативный правовой акт Республики Башкортостан не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до вступления его в силу. В то же время названная Инструкция не относится к нормативным правовым актам, которым нельзя придавать обратную силу (часть первая статьи 59 и статья 62 Конституции Республики Башкортостан, статья 38 Закона Республики Башкортостан "О нормативных правовых актах Республики Башкортостан"). Поэтому Президент Республики Башкортостан в целях . реализации своих конституционных полномочий вправе самостоятельно решать вопрос о пределах ее действия во времени. При награждении может учитываться также и то обстоятельство, что до принятия Федерального закона от 24 августа 1995 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" на территории Российской Федерации применялся Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года, предусматривавший награждение многодетных матерей аналогичными государственными наградами - медалью "Медаль материнства" и орденом "Материнская слава".
Разъяснение Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан не является актом официального толкования, поскольку правом официального разъяснения положений нормативного правового акта Республики Башкортостан обладает только орган, его принявший, или иные органы, уполномоченные по законодательству Республики Башкортостан толковать тот или иной вид нормативных правовых актов Республики Башкортостан (статья 43 Закона Республики Башкортостан "О нормативных правовых актах Республики Башкортостан"). Названное Министерство не наделено правом официального толкования актов высшего должностного лица Республики Башкортостан и не было уполномочено Президентом Республики Башкортостан давать разъяснение изданной им Инструкции. Следовательно, указанное разъяснение не подлежит применению как принятое неправомочным органом и в ненадлежащей форме.
Выявленный в настоящем деле конституционно-правовой смысл оспариваемых положений Инструкции о порядке представления к награждению медалью "Материнская слава" не может быть истолкован иным образом.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 74, статьями 75, 76, 77, 78 и 82 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республике Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан постановил:
1. Признать абзац первый пункта 2 и абзац первый пункта 3 Инструкции о порядке представления к награждению медалью "Материнская слава", утвержденной Указом Президента Республики Башкортостан от 16 апреля 1998 года N УП-204 "О медали "Материнская слава", соответствующими Конституции Республики Башкортостан, ее статье 11, частям первой и пятой статьи 42, части четвертой статьи 97. Конституционно-правовой смысл указанных положений Инструкции, выявленный Конституционным Судом Республики Башкортостан в настоящем Постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное истолкование в правоприменительной практике.
2. Настоящее Постановление не может быть пересмотрено иным судом и вступает в силу после его провозглашения.
3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в газетах "Республика Башкортостан", "Башкортостан", "Кызыл Тан" и в "Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Правительства Республики Башкортостан".
Конституционный Суд Республики Башкортостан
N 25-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Башкортостан от 29 апреля 2004 г. N 25-П "По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 2 и абзаца первого пункта 3 Инструкции о порядке представления к награждению медалью "Материнская слава", утвержденной Указом Президента Республики Башкортостан от 16 апреля 1998 года N УП-204 "О медали "Материнская слава", в связи с жалобами граждан Котиковой Васимы Анасовны и Хакимзяновой Елены Викторовны"
Текст постановления опубликован в газете "Республика Башкортостан", N 84 (25567) от 30 апреля 2004 г.; в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", N 10 (184), май (II) 2004 г., ст. 596