город Уфа
Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе Председателя И.А.Адигамова, судей Л.Ш.Гумеровой, Ф.Р.Муратшина, Е.Л.Слепнева, рассмотрев проект Регламента Конституционного Суда Республики Башкортостан и руководствуясь статьей 29 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", решил:
1. Утвердить Регламент Конституционного Суда Республики Башкортостан (прилагается).
2. Признать утратившим силу Решение Конституционного Суда Республики Башкортостан от 26 февраля 1997 года.
3. Настоящее Решение вступает в силу со дня его подписания.
Председатель |
И.Адигамов |
Судья-секретарь |
Е.Слепнев |
N 6-Р
Регламент
Конституционного Суда Республики Башкортостан
(утв. решением Конституционного Суда Республики Башкортостан
от 4 июня 2004 г. N 6-Р)
Раздел I
Организация деятельности Конституционного Суда Республики Башкортостан
Глава 1
О полномочиях Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан
§ 1. О полномочиях Председателя Конституционного Суда Республики
Башкортостан
Помимо полномочий, указанных в Законе Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" (далее - Закон о Конституционном Суде), Председатель Конституционного Суда:
1. Представляет на утверждение Конституционного Суда Республики Башкортостан (далее - Конституционный Суд, Суд) план проведения заседаний и совещаний судей, созывает плановые, а также по собственной инициативе или по требованию одного или более судей Конституционного Суда - внеплановые заседания Суда или рабочие совещания судей, председательствует на них.
2. Представляет на рассмотрение и утверждение Конституционного Суда проект сметы расходов на очередной календарный год и отчет об исполнении сметы расходов.
3. Осуществляет прием на работу и увольнение с работы работников Секретариата Конституционного Суда; применяет к работникам Секретариата Конституционного Суда меры поощрения и меры дисциплинарного взыскания; организует работу по повышению квалификации работников Секретариата Конституционного Суда.
4. Дает согласие на служебные командировки судей Конституционного Суда или, с их согласия, направляет их в такие командировки. Направление судей в командировки продолжительностью свыше 30 суток осуществляется с согласия Конституционного Суда.
5. В конце каждого года представляет Конституционному Суду доклад о деятельности Суда, а также регулярно информирует судей на заседании о своей деятельности.
§ 2. О заявлениях Председателя Конституционного Суда от имени Суда
1. Решение о выступлении Председателя Конституционного Суда с заявлением от имени Суда принимается по инициативе любого из судей на заседании Суда в виде отдельного документа, содержащего текст заявления.
2. Председатель Конституционного Суда не вправе уклониться от выступления с заявлением, с которым поручено ему выступить. Судьи, оставшиеся в меньшинстве при принятии решения о заявлении от имени Суда, не вправе публично заявлять о несогласии с ним.
Глава 2
О полномочиях судьи-секретаря Конституционного Суда.
Порядок избрания судьи-секретаря Конституционного Суда
§ 3. Избрание судьи-секретаря Конституционного Суда
1. Избрание судьи-секретаря Конституционного Суда проводится на закрытом заседании Конституционного Суда, не позднее одного месяца со дня назначения на должность не менее трех судей Суда или когда соответствующая должность стала вакантной.
2. Судья-секретарь Конституционного Суда избирается Судом из своего состава открытым голосованием на заседании Суда большинством голосов от общего числа судей из своего состава сроком на три года.
3. Судья-секретарь Конституционного Суда по истечении срока полномочий может быть избран на новый срок в таком же порядке.
4. Кандидат на должность судьи-секретаря вправе заявить самоотвод.
5. Избрание судьи-секретаря Конституционного Суда оформляется протоколом, который подписывается Председателем Конституционного Суда и членами Суда, за исключением избранного судьи-секретаря. Протокол содержит следующие данные:
- дату, время и место проведения голосования;
- указание должности, по которой проводятся выборы;
- число голосов "за" и "против";
- результат голосования;
- заявленные возражения судей и принятые по ним решения.
6. Суд в зависимости от итогов голосования принимает одно из следующих решений:
- объявляет избранным на соответствующую должность судью, получившего необходимое большинство голосов;
- объявляет новое голосование по выборам судьи-секретаря в связи с тем, что кандидаты не набрали большинство или набрали равное количество голосов.
§ 4. О полномочиях судьи-секретаря Конституционного Суда
Помимо перечисленных в Законе о Конституционном Суде, судья-секретарь осуществляет также следующие полномочия:
1. Организует работу Секретариата по подготовке материалов к заседаниям Конституционного Суда по обращениям и запросам, принятым к рассмотрению, и выступлениям Конституционного Суда с законодательной инициативой.
2. Организует работу Секретариата Конституционного Суда по подготовке аналитических и информационных материалов об исполнении решений Конституционного Суда. Обобщенные данные этой работы по мере необходимости, а также по итогам календарного года направляет судьям Конституционного Суда.
3. Организует информационное обеспечение судей Конституционного Суда по вопросам, связанным с осуществлением конституционного судопроизводства.
4. Организует работу комиссии по присвоению классных чинов, определению стажа работы и выслуги лет работников Секретариата Конституционного Суда.
Раздел II
Предварительное рассмотрение и изучение обращений, поступивших
в Конституционный Суд
Глава 3
Общие правила предварительного рассмотрения и изучения обращений,
поступивших в Конституционный Суд
§ 5. Рассмотрение обращений Секретариатом Конституционного Суда
и направление их для предварительного изучения
1. Рассмотрение обращений после их регистрации в установленном порядке осуществляется специалистами Секретариата Конституционного Суда. Указанные обращения с соответствующими предложениями передаются Руководителю Секретариата Конституционного Суда.
2. В случае, если обращение явно не подведомственно Конституционному Суду, по предложению Секретариата Суда Председатель Конституционного Суда может направить его в государственные органы, органы местного самоуправления, должностным лицам или в организации, компетентные решать поставленные в нем вопросы.
3. Обращения, кроме указанных в части второй настоящего параграфа, Руководителем Секретариата передаются Председателю Конституционного Суда либо его заместителю для направления их судьям.
4. В случаях повторного обращения заявителя в Конституционный Суд по вопросу, по которому ранее было вынесено Постановление Конституционного Суда либо состоялось решение Конституционного Суда об отказе в принятии обращения к рассмотрению или о прекращении производства по основаниям, предусмотренным статьями 46 и 71 Закона о Конституционном Суде, заявителю вторично высылается копия соответствующего решения Конституционного Суда с одновременным уведомлением заявителя о том, что в дальнейшем переписка с ним по данному вопросу прекращается. Такое уведомление подписывается Председателем Конституционного Суда либо его заместителем.
Дальнейшие заявления одних и тех же лиц по одному и тому же вопросу оставляются без ответа и передаются в Секретариат Конституционного Суда на хранение.
§ 6. Предварительное изучение обращений судьями
1. Распределение обращений между судьями для предварительного их изучения производится Председателем Конституционного Суда. Передача обращений в процессе предварительного изучения от одного судьи другому осуществляется Председателем Конституционного Суда и регистрируется Секретариатом Конституционного Суда.
2. Судья, осуществляющий предварительное изучение обращения, может дать поручение одному или нескольким работникам Секретариата.
3. Судья организует работу по исполнению его поручений и соблюдению установленных сроков предварительного изучения обращений, находящихся у него в производстве.
§ 7. Обращения Конституционного Суда
1. Обращения, предусмотренные частью 2 статьи 52 и статьей 53 Закона о Конституционном Суде, направляются судьей-докладчиком и Конституционным Судом.
2. С ходатайством о направлении обращения Конституционного Суда в период подготовки дела к слушанию сторона вправе обратиться к судье-докладчику или Конституционному Суду, а в период слушания дела - к Конституционному Суду. Обращение Конституционного Суда подписывается соответственно судьей-докладчиком либо председательствующим в заседании.
§ 8. Поручение о проведении экспертизы
1. В случае, когда поручение о проведении экспертизы дается в процессе подготовки дела к слушанию, то оно формулируется в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 66 Закона о Конституционном Суде. Правила данной статьи Закона распространяются также на стадию подготовки дела к слушанию.
2. Заключение эксперта должно содержать: данные о лице, производившем экспертизу, с указанием его специальности, ученой степени, ученого звания и почетных званий, названия дела, в связи с рассмотрением которого проводится экспертиза; ответы на вопросы, поставленные перед экспертом в поручении Конституционного Суда; подпись эксперта под текстом заключения, заверенную в установленном порядке.
3. В случае, если проведение экспертизы было поручено группе экспертов, согласованное заключение подписывается всеми экспертами. В случае разногласия между экспертами каждый из них составляет самостоятельное заключение.
§ 9. Предложение Конституционного Суда о приостановлении действия
оспариваемого акта
В соответствии с частью 4 статьи 45 Закона о Конституционном Суде в случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный Суд может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта до завершения рассмотрения дела Конституционным Судом.
Предложение о приостановлении действия оспариваемого акта до завершения рассмотрения дела Конституционным Судом оформляется мотивированным определением Суда, излагаемым в виде отдельного документа.
Глава 4
Принятие обращений к рассмотрению, подготовка и назначение дела
к слушанию
§ 10. Принятие обращений к рассмотрению
1. Обращения, по которым завершено предварительное изучение, рассылаются всем судьям и вносятся на заседание Конституционного Суда для рассмотрения вопроса о принятии их к рассмотрению.
2. Заявитель, а также органы или должностные лица, издавшие оспариваемый акт, могут быть заблаговременно уведомлены о времени и месте заседания Конституционного Суда по вопросу о принятии обращения к рассмотрению.
3. Определение Суда о принятии обращений к рассмотрению формулируется по каждому обращению отдельно, как правило, в протокольной форме.
4. Определение об отказе в принятии обращения к рассмотрению либо о прекращении производства в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 46 Закона о Конституционном Суде, формулируется в виде отдельного документа. Определение об отказе в принятии обращения к рассмотрению должно быть мотивированным.
5. Если предложение судьи, осуществлявшего предварительное изучение обращения, о принятии его к рассмотрению не получило поддержки, то он на основе состоявшегося обсуждения готовит проект определения об отказе в принятии обращения к рассмотрению. При этом если судье-докладчику не ясны мотивы отказа принятия обращения к рассмотрению, то, по его просьбе, судьи, голосовавшие за отказ в принятии обращения к рассмотрению, излагают свои аргументы в письменной форме и передают их докладчику.
§ 11. Назначение судьи-докладчика
В соответствии с установленной Конституционным Судом очередностью рассмотрения дел в заседаниях, а также с учетом загруженности судей делами, переданными им ранее для подготовки к рассмотрению, сложности и объема этих дел, Суд назначает по каждому делу судью-докладчика (судей-докладчиков).
§ 12. Замена судьи-докладчика
1. В случае, если в силу сложившихся обстоятельств (болезнь, командировка, отпуск) судья-докладчик не может в течение длительного времени исполнять свои обязанности, он передает обращение Председателю Конституционного Суда для назначения другого судьи-докладчика. Председатель Конституционного Суда ставит вопрос о замене судьи-докладчика в заседании Конституционного Суда.
2. В случаях отстранения судьи, являющегося докладчиком по делу, от участия в рассмотрении дела, приостановления или прекращения его полномочий вместо него также назначается другой судья-докладчик.
§ 13. Рассылка материалов по обращению, принятому к рассмотрению
1. После принятия Конституционным Судом обращения к рассмотрению Секретариатом Суда направляется сторонам уведомление о принятом решении, а стороне, не являющейся заявителем, наряду с уведомлением высылается также копия обращения и приложенные к нему материалы.
2. После завершения подготовки дела к слушанию судья-докладчик рассылает всем судьям, а при необходимости - сторонам документы, дополнительно полученные в процессе подготовки дела к слушанию.
3. О принятом к рассмотрению запросе о толковании Конституции Республики Башкортостан могут быть уведомлены также государственные органы и должностные лица, не являющиеся участниками процесса.
§ 14. О проекте решения
Судья-докладчик составляет проект итогового решения Конституционного Суда, а в зависимости от характера и сложности дела - также перечень вопросов, подлежащих, по его мнению, обсуждению и разрешению в процессе совещания судей при вынесении итогового решения. При этом судьей-докладчиком могут быть предложены мотивированные ответы на эти вопросы.
§ 15. Оформление материалов дела
Оригинал обращения, все приложенные к нему документы, отзывы на обращение, копии направленных судьей-докладчиком обращений и запросов, ответы на них, заключения экспертов, а также материалы, дополнительно полученные в процессе подготовки дела к слушанию, до начала слушания дела оформляются в судебное дело судьей-докладчиком.
§ 16. Назначение дел к слушанию
1. Конституционный Суд, устанавливая очередность слушания дел, исходит из последовательности поступления обращений. В случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный Суд может уточнить очередность рассмотрения дел.
2. Конституционный Суд может отложить рассмотрение вопроса о назначении дела к слушанию либо перенести дату рассмотрения назначенного дела до окончания производства по аналогичному или связанному с ним вопросу в Конституционном Суде Российской Федерации.
3. Конституционный Суд может также отложить рассмотрение дела, если по связанному с ним вопросу начато производство в суде общей юрисдикции или арбитражном суде либо ином государственном органе, в компетенцию которых входит установление фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
4. Очередность слушания дел может быть изменена в силу следующих причин: различная длительность предварительного изучения обращений судьями, замена судьи-докладчика и тому подобные обстоятельства.
§ 17. Определение времени начала слушания дела
Дата и время начала слушания дела, подлежащего рассмотрению в заседании, назначается Конституционным Судом.
§ 18. Уведомление о заседании Конституционного Суда и рассылка
материалов
1. Уведомления о заседании Конституционного Суда и соответствующие материалы направляются участникам процесса в порядке, установленном статьей 54 Закона о Конституционном Суде.
2. Уведомления о заседании Конституционного Суда по рассмотрению дела о толковании Конституции Республики Башкортостан могут направляться, наряду с указанными в статье 54 Закона о Конституционном Суде, также иным государственным органам и должностным лицам. Представители этих государственных органов, должностные лица или их представители могут быть заслушаны в заседании Конституционного Суда.
§ 19. Оповещение об обращениях, принятых к рассмотрению, и о делах,
назначенных к слушанию
1. Реестр обращений, принятых Конституционным Судом к рассмотрению, и дел, назначенных к слушанию, не реже одного раза в месяц рассылается всем судьям.
2. Секретариат Конституционного Суда информирует средства массовой информации о назначении дел к слушанию, а также о дате и времени начала их слушания.
Раздел III
Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда
Глава 5
Общие положения
§ 20. Возможность отдельных отступлений
Положения данного раздела не лишают Конституционный Суд возможности сделать отступление от них в целях рассмотрения конкретного дела, проведя, в соответствующих случаях, консультации со сторонами.
§ 21. Исчисление сроков
1. Течение сроков, с которыми связывается наступление определенных юридических последствий, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено его начало в Законе о Конституционном Суде или в решении Конституционного Суда.
2. Сроки, исчисляемые сутками, истекают в двенадцать часов ночи последних суток. Сроки, исчисляемые годами или месяцами, истекают в соответствующее число последнего года или месяца установленного срока. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
§ 22. Распорядок заседания
1. В назначенное время председательствующий, удостоверившись в наличии кворума, открывает заседание Конституционного Суда и сообщает, какое дело подлежит рассмотрению.
2. Председательствующий удостоверяется в явке участников процесса, проверяет полномочия представителей сторон. В случае неявки кого-либо из участников процесса или отсутствия у представителя стороны надлежащим образом оформленных полномочий председательствующий ставит вопрос о возможности рассмотрения дела. В случае, если Конституционный Суд признает невозможность рассмотрения дела, оно откладывается.
3. Председательствующий разъясняет сторонам и их представителям их права и обязанности, а другим участникам процесса - их права, обязанности и ответственность.
§ 23. Председательствующий на заседании
1. На заседании председательствует Председатель Конституционного Суда или в его отсутствие либо по его поручению заместитель Председателя Конституционного Суда, а при их отсутствии - судья, избранный для данного случая Конституционным Судом. Судья-докладчик не может председательствовать по делу, которое докладывает.
2. Председательствующий на заседании Конституционного Суда руководит заседанием, принимая необходимые меры к обеспечению установленного порядка разбирательства, его полноты и всесторонности, фиксации его хода и результатов; устраняет из разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу; предоставляет слово судьям и участникам процесса; прерывает выступления участников процесса, если они касаются вопросов, не имеющих отношения к разбирательству, лишает их слова при самовольном нарушении ими последовательности выступлений, двукратном неисполнении требований председательствующего, использовании грубых или оскорбительных выражений, провозглашении преследуемых по закону утверждений и призывов.
3. Возражения кого-либо из участников процесса против распоряжений и действий председательствующего заносятся в протокол заседания. Распоряжения и действия председательствующего могут быть по предложению стороны или любого из судей пересмотрены Конституционным Судом на том же заседании.
§ 24. Порядок исследования вопросов
1. Исследование по существу рассматриваемого на заседании Конституционного Суда дела начинается с сообщения судьи-докладчика о поводах и основаниях к его рассмотрению, существе вопроса, содержании имеющихся материалов и мерах, предпринятых по подготовке дела к рассмотрению. Судье-докладчику могут быть заданы вопросы другими судьями Конституционного Суда.
2. По окончании выступления судьи-докладчика Конституционный Суд заслушивает предложения сторон и принимает решение о порядке исследования вопросов дела.
3. Установленный решением Конституционного Суда порядок может быть изменен только самим Судом. Заявленные в ходе рассмотрения дела предложения судей Конституционного Суда по порядку исследования вопросов рассматриваются Судом безотлагательно.
§ 25. Отложение заседания
Рассмотрение дела может быть отложено в случае, если Конституционный Суд найдет вопрос недостаточно подготовленным, нуждающимся в дополнительном изучении, которое невозможно произвести на том же заседании вследствие неявки стороны, свидетеля или эксперта, явка которых была признана обязательной, непредставления необходимых материалов, а также по ходатайству стороны (сторон). Заседание по делу, рассмотрение которого было отложено, начинается сначала или с момента, на котором оно было отложено.
§ 26. Присяга эксперта
1. Перед выступлением эксперта председательствующий устанавливает данные о лице, вызванном в качестве эксперта (фамилия, имя, отчество, место работы, ученая степень, ученое звание, почетные звания), разъясняет эксперту его права и обязанности, перечисленные в статье 66 Закона о Конституционном Суде, и предупреждает его об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания, после чего эксперт приводится к присяге.
2. Эксперт зачитывает текст присяги следующего содержания:
"Я, (фамилия, имя, отчество), обязуюсь дать Конституционному Суду Республики Башкортостан объективное заключение по вопросам, касающимся рассматриваемого дела, основываясь на своих профессиональных знаниях и руководствуясь своим собственным убеждением".
3. Текст присяги после его прочтения и подписания экспертом приобщается к материалам дела.
§ 27. Присяга свидетеля
1. Перед заслушиванием показаний свидетеля председательствующий в судебном заседании устанавливает данные о его личности, разъясняет обязанности и права свидетеля, приводит его к присяге и предупреждает об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
2. Свидетель зачитывает текст присяги следующего содержания:
"Я, (фамилия, имя, отчество), обязуюсь дать Конституционному Суду Республики Башкортостан правдивые и полные показания об известных мне лично сведениях и материалах, касающихся рассматриваемого дела".
3. Текст присяги после его прочтения и подписания свидетелем приобщается к материалам дела.
§ 28. Переводчик
1. На основании статьи 35 Закона о Конституционном Суде участникам процесса, не владеющим русским или башкирским языком, Суд по ходатайству сторон или их представителей либо по собственной инициативе обеспечивает участие переводчика в конституционном судопроизводстве.
2. В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающие знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода в процессе осуществления судопроизводства.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2. Лица, участвующие в деле, вправе предложить Конституционному Суду кандидатуры переводчика.
Иные участники процесса не вправе принимать на себя обязанности переводчика, хотя бы они и владели необходимыми для перевода языками.
3. О привлечении переводчика к участию в процессе Суд выносит определение.
4. Переводчик обязан по вызову Конституционного Суда явиться в Суд и полно, правильно, своевременно осуществлять перевод.
5. Переводчик вправе задавать присутствующим при переводе лицам вопросы для уточнения перевода, знакомиться с протоколом судебного заседания или отдельного процессуального действия и делать замечания по поводу правильности записи перевода.
6. До начала участия переводчика в конституционном судопроизводстве председательствующий устанавливает данные о лице, вызванном в качестве переводчика (фамилия, имя, отчество, место работы, образование, место жительства), разъясняет его права и обязанности.
7. За заведомо неправильный перевод переводчик несет ответственность# о чем он предупреждается Конституционным Судом и дает подписку.
§ 29. Порядок отстранения судьи от участия в рассмотрении дела
1. Ходатайство стороны или ее представителя об отводе судьи, предложение других судей об отстранении судьи от участия в деле или самоотвод судьи могут быть заявлены на любой стадии рассмотрения дела при наличии обстоятельств, указанных в части 1 статьи 59 Закона о Конституционном Суде. Вопрос об отстранении судьи, поставленный до судебного заседания по рассмотрению дела, должен быть в письменном виде направлен Председателю Конституционного Суда.
2. В случаях самоотвода судьи либо заявления судье отвода сторонами или другими судьями председательствующий ставит на разрешение судей вопрос об отстранении этого судьи от участия в рассмотрении дела.
3. Решение по вопросу об отстранении судьи от участия в рассмотрении дела принимается открытым голосованием.
4. Отстранение судьи Конституционного Суда от участия в деле производится мотивированным решением Суда.
5. В случае отстранения от участия в рассмотрении дела судьи, являющегося докладчиком по рассматриваемому делу, Конституционный Суд одновременно принимает решение о назначении нового судьи-докладчика.
6. Повторное рассмотрение вопроса об отстранении судьи от участия в деле по одному и тому же основанию при наличии одних и тех же обстоятельств не допускается.
§ 30. Порядок допуска в зал лиц, желающих присутствовать на открытых
заседаниях Конституционного Суда, и представителей средств
массовой информации
1. Лица, желающие присутствовать на открытых заседаниях Конституционного Суда, допускаются в зал до начала слушания дела или во время перерыва с учетом свободных мест.
2. Представители средств массовой информации проходят в зал судебных заседаний по списку, представленному Секретариатом Конституционного Суда.
3. Председательствующий может распорядиться в целях обеспечения безопасности присутствующих на заседании о проведении проверки лиц, желающих присутствовать на заседании, включая проверку документов, удостоверяющих личность, а также о досмотре проносимых в зал вещей.
§ 31. Секретарь судебного заседания
1. Секретарь судебного заседания в заседании Конституционного Суда подчиняется председательствующему и оказывает содействие ему в поддержании установленного порядка в зале заседаний Конституционного Суда.
2. В целях обеспечения нормальных условий для работы Конституционного Суда при рассмотрении дела секретарь судебного заседания вправе делать замечания лицам, присутствующим в заседании Конституционного Суда, требовать от них соблюдения установленного порядка и принимать соответствующие меры к устранению его нарушений. Требования секретаря судебного заседания по поддержанию установленного порядка в зале заседаний Конституционного Суда обязательны для присутствующих лиц.
3. Секретарь судебного заседания перед началом заседания Конституционного Суда и во время перерывов в заседании информирует службу, осуществляющую пропуск граждан в здание Конституционного Суда, о наличии свободных мест в зале заседаний.
4. При входе Суда в зал судебных заседаний и при выходе его из зала секретарь судебного заседания предлагает всем присутствующим встать.
§ 32. Протокол судебного заседания
1. Протоколирование в заседании Конституционного Суда осуществляется работниками Секретариата Конституционного Суда.
2. Протокол заседания Суда должен содержать:
указание на место, дату заседания и время его начала и окончания;
фамилию председательствующего;
фамилии присутствующих и отсутствующих судей с указанием известных Суду причин отсутствия каждого из них;
данные об участниках процесса;
формулировку рассматриваемых вопросов;
запись о всех действиях Суда в том порядке, в каком они имели место;
отметки о приведении свидетелей, экспертов к присяге и предупреждении переводчика об ответственности;
решения, принятые Судом, и результаты голосования по ним, которые объявляются в каждом случае председательствующим;
изложение фактов, которые участники процесса просили удостоверить в протоколе.
3. Для обеспечения полноты и точности протокола в каждом заседании Суда ведется звукозапись.
§ 33. Протокол закрытого совещания судей
1. Протоколирование закрытого совещания судей осуществляется работниками Секретариата Конституционного Суда. Если Судом принято решение провести совещание без участия работников Секретариата, обеспечивающих протоколирование, то протокол совещания ведет один из судей по поручению Конституционного Суда.
2. Протокол закрытого совещания должен содержать: дату совещания и время его начала и окончания; фамилию председательствующего; фамилии присутствующих и отсутствующих судей с указанием известных Суду причин отсутствия каждого из них; вопросы, поставленные на голосование, и оглашаемые председательствующим результаты голосования по ним.
3. С протоколом закрытого совещания судей вправе знакомиться только судьи Конституционного Суда. Судья вправе принести свои замечания на протокол, которые рассматриваются тем же составом Суда.
§ 34. Некоторые правила процедуры и этикета в заседании
Конституционного Суда
1. Заседания Конституционного Суда проводятся в торжественной обстановке. При входе судей Конституционного Суда в зал заседаний, а также при их выходе из зала заседаний присутствующие встают.
2. Стороны и иные участники процесса выступают, дают объяснения, отвечают на вопросы и задают вопросы другим участникам процесса стоя и лишь после предоставления им слова председательствующим. При необходимости, с разрешения председательствующего, участнику процесса может быть предоставлена возможность выступать, давать объяснения, отвечать на вопросы сидя.
3. Формами официального обращения к Конституционному Суду и судьям являются соответственно: "Высокий Суд" или "Уважаемый Суд", "Ваша честь" или "Уважаемый председательствующий", "Уважаемый судья".
4. При обращении к сторонам и другим участникам процесса, а равно при упоминании их в выступлениях используются словосочетания: "Уважаемая сторона", "Уважаемый представитель стороны", "Уважаемый свидетель", "Уважаемый эксперт". При необходимости уточнения адресата обращения указывается также фамилия, имя, отчество соответствующего участника процесса.
5. В ходе заседания председательствующий не вправе ограничивать судей в возможности задавать вопросы участникам процесса; снимать вопросы, поставленные судьями перед участниками процесса; комментировать высказывания и вопросы судей. Судьи Конституционного Суда в процессе заседания не должны прерывать своими комментариями и репликами объяснения сторон и показания экспертов и свидетелей, задаваемые другими судьями вопросы, указания и распоряжения председательствующего.
6. Присутствующие в зале участники процесса, представители средств массовой информации, иные граждане обязаны вести себя уважительно по отношению к Конституционному Суду, сторонам, другим участникам процесса и друг к другу; подчиняться распоряжениям председательствующего и указаниям секретаря судебного заседания о соблюдении установленного порядка в зале судебного заседания; не допускать во время заседания хождения по залу, разговоров, реплик; не создавать каких-либо помех нормальному ходу заседания.
§ 35. Неизменность состава Конституционного Суда
1. Конституционный Суд рассматривает дело в одном и том же составе судей. После окончания слушания дела другие судьи не вправе участвовать в заседании Конституционного Суда.
2. Невозможность продолжения участия в заседании Конституционного Суда кого-либо из судей, если при этом не нарушается установленный кворум заседания, не препятствует дальнейшему рассмотрению дела.
3. В случае, когда временное, не более 10 дней, отсутствие в заседании Конституционного Суда кого-либо из судей повлекло за собой нарушение установленного кворума заседания, в слушании дела объявляется перерыв.
4. Если судья выбыл из заседания Конституционного Суда в связи с длительным заболеванием или по другим причинам, препятствующим его участию в заседании в течение более 10 дней, а равно в связи с самоотводом судьи, который удовлетворен Конституционным Судом, и его отсутствие повлекло за собой нарушение кворума заседания, слушание дела откладывается.
5. Судья по уважительным причинам, с согласия Конституционного Суда, и при обеспечении кворума заседания может отсутствовать в заседании и вновь принять участие в нем, если его отсутствие продолжалось не более одного дня.
§ 36. Непосредственность и устность слушания дела
1. При рассмотрении дела в заседании Конституционный Суд непосредственно заслушивает объяснения сторон и их представителей, заключения экспертов, выступления и заявления других участников заседания, оглашает необходимые документы.
Документы, имеющиеся у всех судей Конституционного Суда и у сторон конституционного судопроизводства, могут не оглашаться, если их содержание излагается устно в ходе слушания дела. Если кто-либо из судей Конституционного Суда настаивает на полном или частичном оглашении документов, такое оглашение может производиться по решению Суда.
2. Слушание дела в заседании Конституционного Суда происходит непрерывно, кроме времени, отведенного для отдыха или предоставленного участникам заседания для ознакомления с дополнительными материалами либо для подготовки заключительных выступлений сторон. Перерыв в заседании Суда может быть сделан также при возникновении обстоятельств, препятствующих нормальному рассмотрению дела.
После перерыва в заседании Конституционного Суда слушание дела продолжается с момента, на котором оно было прервано.
Глава 6
Порядок проведения заседания Суда
§ 37. Открытие заседания Конституционного Суда
1. В назначенное время судьи входят в зал заседания, секретарь судебного заседания отдает распоряжение: "Встать! Суд идет!", после которого все лица, присутствующие в зале, встают, судьи занимают свои места и председательствующий дает присутствующим разрешение сесть.
2. Председательствующий удостоверяется в наличии кворума, объявляет заседание Конституционного Суда открытым и сообщает, какое дело и в каком составе судей подлежит рассмотрению, называет судью-докладчика по рассматриваемому делу.
3. Далее председательствующий сообщает о присутствии лиц, которые в соответствии с частью 2 статьи 56 Закона о Конституционном Суде могут участвовать в заседании Суда по должности, о присутствии сторон и их представителей, экспертов, переводчика, свидетелей, а также проверяет полномочия должностных лиц и представителей сторон.
Одновременно председательствующий сообщает, кто из лиц, вызванных по рассматриваемому делу в заседание Конституционного Суда, не явился, вручены ли своевременно уведомления не явившимся лицам, и какие имеются сведения о причинах их неявки.
§ 38. Решение вопросов в связи с неявкой в заседание Суда кого-либо
из его участников
1. В случае неявки в заседание Конституционного Суда стороны (сторон) или ее представителя Суд выносит решение о продолжении слушания дела или о его отложении.
2. В случае отсутствия у представителя (представителей) стороны надлежащим образом оформленных полномочий, а само должностное лицо стороны или гражданин, являющийся стороной в деле, не явились в заседание Конституционного Суда, председательствующий ставит на рассмотрение Суда вопрос о возможности слушания дела в отсутствие стороны и без ее представителя.
3. При неявке в заседание Конституционного Суда эксперта (экспертов), свидетеля (свидетелей) Суд выслушивает мнение судьи-докладчика по делу, а также сторон и их представителей о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившегося эксперта (экспертов), свидетеля (свидетелей) и выносит решение о продолжении слушания дела или об объявлении перерыва в заседании либо о его отложении.
§ 39. Разрешение заявлений и ходатайств лиц, участвующих в заседании
В случае поступления заявлений или ходатайств сторон и (или) их представителей в письменном виде они оглашаются в заседании председательствующим и подлежат приобщению к материалам рассматриваемого дела.
Устные заявления или ходатайства подлежат занесению в протокол заседания Конституционного Суда.
Ходатайства об истребовании дополнительных материалов, о вызове новых экспертов, свидетелей и допуске их к слушанию дела подлежат разрешению Конституционным Судом в данном заседании.
§ 40. Выступление судьи-докладчика
1. В соответствии с частью 1 статьи 63 Закона о Конституционном Суде судья-докладчик сообщает в заседании Конституционного Суда о доводах и основаниях рассмотрения дела, существе вопроса, содержании имеющихся материалов и мерах, предпринятых по подготовке дела к рассмотрению.
2. Судья-докладчик в своем выступлении не вправе анализировать доводы, изложенные в обращении, и давать им свою оценку.
3. Судье-докладчику могут быть заданы вопросы другими судьями Конституционного Суда.
§ 41. Объяснения сторон и их представителей
1. Председательствующий предлагает сторонам и их представителям дать пояснения по существу рассматриваемого дела после выступления судьи-докладчика.
2. Первой выступает сторона, направившая обращение в Конституционный Суд, или ее представитель (представители). После чего председательствующий предоставляет возможность выступить другой стороне или ее представителю (представителям).
Это правило распространяется и на порядок произнесения заключительных выступлений.
3. Сторона, направившая обращение в Конституционный Суд, и (или) ее представитель (представители) в своем выступлении излагает существо вопроса, внесенного на рассмотрение Суда, приводит правовые аргументы в обоснование своей позиции.
Другая сторона и (или) ее представитель (представители) излагают свои доводы по рассматриваемому обращению, а также приводит правовые аргументы в обоснование своей позиции.
4. Стороны или их представители не вправе использовать свое выступление в заседании Конституционного Суда для каких-либо политических заявлений и деклараций. Их выступления не должны содержать оскорбительные и иные некорректные высказывания, сравнения, реплики в адрес другой стороны и ее представителя (представителей), иных участников заседания.
5. После выступления каждой из сторон или их представителей председательствующий предоставляет возможность судьям задавать им вопросы, после чего право задавать вопросы выступившей стороне или ее представителю (представителям) предоставляется другой стороне или ее представителю (представителям).
6. Сторонам или их представителям (представителю), с разрешения Конституционного Суда, могут быть заданы вопросы экспертами в той части, в какой это необходимо для уточнения экспертного заключения, а также лицами, участвующим в заседании Суда.
7. Судьи Конституционного Суда, стороны или их представитель (представители) могут задавать только вопросы по обстоятельствам рассматриваемого дела, уточняющие или конкретизирующие позицию стороны и ею приведенные доводы. При этом не могут задаваться явно наводящие вопросы, а также вопросы, касающиеся последующих стадий конституционного судопроизводства.
§ 42. Порядок выступления эксперта
В соответствии со статьей 66 Закона о Конституционном Суде эксперт, участвующий в заседании Суда, оглашает представленное им заключение и отвечает на дополнительные вопросы судей Конституционного Суда, а затем сторон и (или) их представителей (представителя).
§ 43. Показания свидетелей
1. При необходимости исследования фактических обстоятельств, установление которых отнесено к ведению Конституционного Суда, на заседание могут быть вызваны в качестве свидетелей лица, располагающие сведениями или материалами о таких обстоятельствах.
2. Свидетель обязан сообщить Конституционному Суду обстоятельства, касающиеся существа рассматриваемого дела, которые известны ему лично, и ответить на дополнительные вопросы судей Конституционного Суда и сторон и (или) их представителей. При необходимости он может пользоваться письменными заметками, а также документами и другими материалами.
§ 44. Право председательствующего снять вопрос
1. Председательствующий вправе снять вопрос, поставленный одной стороной и (или) ее представителем (представителями) перед другой стороной, экспертом и свидетелем# признав его наводящим, некорректным по форме или по содержанию либо не относящимся к существу рассматриваемого дела.
2. Вопросы, поставленные судьей Конституционного Суда сторонам, их представителям, экспертам, свидетелям не могут быть сняты председательствующим.
Председательствующий вправе лишь обратить внимание судьи, поставившего вопрос, на несоответствие формулировки вопроса целям конституционного судопроизводства.
§ 45. Исследование документов
1. На заседании Конституционного Суда по инициативе судей или ходатайству сторон могут быть оглашены документы.
2. Документы, исследованные Конституционным Судом, подлежат по решению Суда приобщению к материалам дела в подлинниках или в заверенных копиях.
§ 46. Заключительные выступления сторон
1. По окончании судебного исследования заслушиваются заключительные выступления сторон. Конституционный Суд может предоставить сторонам по их просьбе время для подготовки к заключительным выступлениям.
2. Стороны в своих заключительных выступлениях не вправе ссылаться на документы и обстоятельства, не исследовавшиеся Конституционным Судом.
§ 47. Дополнительное исследование материалов дела
1. Если Конституционный Суд признает необходимым после заслушивания заключительных выступлений сторон выяснить новые обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела, или исследовать новые доказательства, он выносит решение о проведении дополнительного исследования материалов дела и при этом может объявить перерыв в заседании или отложить рассмотрение вопроса.
2. По окончании дополнительного исследования материалов дела стороны имеют право на новое заключительное выступление, но лишь по поводу результатов дополнительного исследования и их значения для разрешения дела.
Глава 7
Итоговое решение Конституционного Суда
§ 48. Подготовка и принятие итогового решения
1. Составленный судьей-докладчиком (судьями-докладчиками) проект итогового решения, а также материалы к проекту итогового решения после завершения подготовки дела к слушанию и до начала рассмотрения дела в судебном заседании вручаются судьям, принимающим участие в рассмотрении дела.
2. После окончания слушания дела судья-докладчик (судьи-докладчики) представляет проект итогового решения, основывающийся на материалах, исследованных Конституционным Судом.
3. В случае разногласий между судьями-докладчиками по всему проекту итогового решения или по его части каждый из них составляет собственный проект итогового решения.
4. Любой судья, участвующий в рассмотрении дела, вправе представить собственный проект итогового решения.
5. В случае представления нескольких проектов итогового решения, Конституционный Суд принимает один их них за основу для дальнейшей работы. Принятым за основу считается проект, получивший наибольшее количество голосов судей, участвовавших в голосовании.
6. Любой судья вправе предлагать поправки к проекту итогового решения, принятому за основу, вплоть до момента постановки на голосование соответствующей части проекта итогового решения.
7. По требованию любого из судей проект итогового решения или поправка к нему может обсуждаться и голосоваться по частям.
8. По решению Конституционного Суда представленный судьей-докладчиком (судьями-докладчиками) проект итогового решения может быть возвращен ему (им) для доработки. При этом судьи обязаны определить вопросы, которые должны получить разрешение в доработанном проекте итогового решения.
9. После того,# как председательствующий объявил о начале голосования по поправке или по части проекта решения, никто из присутствующих на совещании судей не может прерывать голосование, за исключением случаев выступления судьи по порядку ведения совещания в связи с ходом данного голосования.
10. Поправка к проекту итогового решения по любому делу считается принятой, если за нее проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей. В случае, если голоса разделились поровну, поправка считается отклоненной. Части проекта решения с принятыми поправками ставятся на голосование в целом.
11. После голосования по частям проекта решения проводится голосование по проекту в целом с учетом принятых поправок.
12. Итоговое решение Конституционного Суда принимается в целом открытым голосованием путем поименного опроса судей. При голосовании по поправкам поименный опрос судей производится лишь в том случае, если этого требует любой из судей, участвующий в совещании. Во всех случаях председательствующий голосует последним.
§ 49. Срок представления судьей особого мнения
Текст особого мнения судьи по делу, рассмотренному Конституционным Судом, должен быть представлен не позднее десяти дней со дня провозглашения итогового решения.
§ 50. Исправление неточностей в решении
1. Исправление допущенных в решении Конституционного Суда неточностей в наименованиях и обозначениях, описок, явных редакционных и технических погрешностей производится по инициативе любого из судей Конституционного Суда. В случае обращения в Конституционный Суд сторон, их представителей, должностных и других лиц, которым направлялось решение Конституционного Суда, с заявлением по поводу обнаруженных в нем неточностей, описок, редакционных и технических погрешностей Конституционный Суд обязан рассмотреть такое заявление.
2. Исправление неточностей, допущенных в решении, принятом Конституционным Судом, производится в заседании.
3. Об исправлении неточностей, допущенных в решении, выносится определение. Копия такого определения направляется органам и лицам, которым рассылалось решение, а при необходимости - и в печатные издания, в которых оно было опубликовано.
§ 51. Разъяснение решения
1. Решение Конституционного Суда может быть официально разъяснено только самим Судом на своем заседании по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд, а также других органов и лиц, которым оно направлено.
2. Для подготовки к рассмотрению вопроса Председатель Конституционного Суда поручает судье-докладчику или иному судье изучить ходатайство и доложить о нем в заседании Конституционного Суда.
3. Вопрос о разъяснении решения Конституционного Суда рассматривается на заседании с участием ходатайствующего органа или лица. На заседание приглашаются также органы и лица, выступавшие в качестве сторон по рассмотренному делу.
4. Определение по вопросу о разъяснении решения принимается судьями в совещательной комнате в порядке, установленном для принятия итогового решения.
5. Копия определения о разъяснении решения направляется органам и лицам, заявившим соответствующее ходатайство, органам и должностным лицам, перечисленным в статье 80 Закона о Конституционном Суде, а также в те печатные издания, в которых было опубликовано данное решение Конституционного Суда.
§ 52. Пересмотр решения Конституционного Суда
1. Решение может быть пересмотрено Конституционным Судом по собственной инициативе в случаях, если:
изменилась конституционная норма, на основании которой было принято решение;
открылись новые существенные обстоятельства, не известные Конституционному Суду в момент принятия решения.
2. Каждая сторона в случае вновь открывшихся обстоятельств, которые в силу своего характера могли бы иметь решающее значение и не были известны Суду при вынесении решения, а также обоснованно не могли быть известны этой стороне, вправе обратиться к Суду с прошением о пересмотре решения.
В прошении должно быть указано решение, о пересмотре которого идет речь, и должна содержаться информация, доказывающая соблюдение условий, изложенных в абзаце первом настоящего пункта. К нему должен прилагаться комплект всех подтверждающих документов.
3. Определение о разъяснении решения Конституционного Суда может быть пересмотрено также и в том случае, если разъяснение правовой позиции Конституционного Суда было дано не в соответствии с действительным содержанием итогового решения.
4. Подготовка и назначение дела о пересмотре итогового решения или определения Конституционного Суда, а также рассмотрение соответствующего дела в заседании Конституционного Суда осуществляется в порядке, установленном Временным Регламентом, утверждаемым Конституционным Судом.
§ 53. Направление решения для опубликования
Копии решения Конституционного Суда, соответствие которых оригиналу заверяется в сопроводительном письме, подписываемом Председателем Конституционного Суда, направляются для опубликования в официальных и иных (по решению Суда) изданиях. Подписи судей в копиях не воспроизводятся. Текст копии решения завершается формулой: "Конституционный Суд Республики Башкортостан".
§ 54. Принятие Конституционным Судом решений, не являющихся итоговыми
решениями по делу
1. При принятии любого (кроме итогового) решения Конституционный Суд определяет, подлежит оно оформлению в виде отдельного документа либо заносится в протокол заседания Суда.
2. Проект решения, подлежащего занесению в протокол заседания Конституционного Суда, представляется в письменном виде, если того требует хотя бы один судья.
3. Обсуждение и принятие решения производится в закрытом совещании по требованию не менее двух судей, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом.
4. Порядок голосования по принятию решения, оформленного в виде отдельного документа, и поправок к нему определяется правилами, предусмотренными настоящим Регламентом для принятия итогового решения по делу и поправок к нему, если иное не установлено Законом о Конституционном Суде.
5. Оформленное в виде отдельного документа решение Конституционного Суда подписывается председательствующим и судьей-секретарем.
§ 55. Обобщение практики исполнения решений Конституционного Суда
1. Конституционный Суд систематически анализирует состояние дел по исполнению решений Конституционного Суда, причины неисполнения или ненадлежащего исполнения этих решений.
2. При установлении факта неисполнения или ненадлежащего исполнения решения Конституционного Суда судья-секретарь вносит на рассмотрение заседания Конституционного Суда предложения о мерах, которые могли бы способствовать обеспечению исполнения решения Конституционного Суда.
§ 56. Законодательная инициатива Конституционного Суда
1. Предложение о выступлении с законодательной инициативой по вопросу, относящемуся к ведению Конституционного Суда, может быть внесено любым судьей Конституционного Суда. При этом судья может представить текст законопроекта либо текст поправки к законопроекту, либо текст законодательного предложения о разработке и принятии нового закона.
2. Решение о выступлении с законодательной инициативой принимается Конституционным Судом по докладу судьи, внесшего соответствующее предложение.
3. Для работы над законопроектом или законодательным предложением Конституционный Суд может образовать из числа судей и работников Секретариата Конституционного Суда подготовительную комиссию. Для составления текста законопроекта или законодательного предложения и подготовки необходимых материалов может быть образована рабочая группа под председательством судьи Конституционного Суда.
4. Конституционный Суд поручает Председателю Конституционного Суда либо одному из судей Конституционного Суда, либо Руководителю Секретариата Конституционного Суда принять участие в заседаниях Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан и его постоянных комитетов в связи с прохождением внесенного Конституционным Судом законопроекта либо законодательного предложения.
Раздел IV
Организация деятельности Конституционного Суда по другим вопросам
Глава 8
Иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда
§ 57. Рабочее совещание судей
1. Для рассмотрения и решения организационных, финансовых, кадровых и иных вопросов внутренней деятельности Конституционного Суда, за исключением вопросов, решаемых в соответствии с Законом о Конституционном Суде в заседаниях Суда, проводятся рабочие совещания судей.
2. Рабочие совещания созываются Председателем Конституционного Суда либо по его поручению - его заместителем или судьей-секретарем. Совещание может быть созвано по требованию любого из судей.
3. На рабочие совещания могут приглашаться работники Секретариата Конституционного Суда и иные лица.
4. Рабочее совещание судей правомочно принимать решения при наличии большинства от общего числа судей Конституционного Суда.
5. На рабочие совещания судей не распространяются положения, содержащиеся в части 4 статьи 76, абзаце 2 части 2 статьи 91 Закона о Конституционном Суде.
6. Решения на рабочих совещаниях судей принимаются большинством голосов от числа присутствующих судей.
7. На рабочих совещаниях судей может вестись протокол или стенограмма.
8. Решения рабочего совещания судей имеют обязательный характер для судей Конституционного Суда и работников Секретариата.
§ 58. Комиссии, создаваемые Конституционным Судом
Для подготовки вопросов об изменении и дополнении Регламента Конституционного Суда, кадровых, бюджетных, информационных вопросов, обобщения практики Конституционного Суда и для других целей Конституционный Суд может создавать как временные, так и постоянные комиссии из числа судей Конституционного Суда. В состав комиссий могут включаться работники Секретариата Конституционного Суда.
§ 59. Научно-консультативный совет при Конституционном Суде
1. При Конституционном Суде может создаваться Научно-консультативный совет из числа ученых и специалистов в области права.
2. Состав и порядок деятельности Научно-консультативного совета определяются Положением, утвержденным Конституционным Судом.
§ 60. О режиме работы судей и работников Секретариата
Конституционного Суда
1. Конституционный Суд в своем заседании утверждает примерный график рассмотрения дел на квартал, определяет дни недели, в которые проводятся заседания.
2. Ежегодный отпуск предоставляется судье Конституционного Суда по его личному письменному заявлению в соответствии с графиком, утвержденным решением Конституционного Суда.
3. Требования к работникам Секретариата Конституционного Суда устанавливаются их должностными инструкциями и Положением о Секретариате Конституционного Суда. Режим работы работников Секретариата Конституционного Суда определяется Правилами внутреннего трудового распорядка.
Глава 9
Заключительные положения
§ 61. Взаимоотношения Конституционного Суда с Конституционным Судом
Российской Федерации и конституционными (уставными) судами других
субъектов Российской Федерации
Конституционный Суд взаимодействует с Конституционным Судом Российской Федерации и с конституционными (уставными) судами других субъектов Российской Федерации в целях обмена опытом и информацией, оказания взаимной методической помощи, стажировки судей и работников Секретариата Конституционного Суда, обмена решениями и иной информацией, организации совместных научных мероприятий.
§ 62. Внесение изменений и дополнений в Регламент
Конституционного Суда
1. Предложения об изменении и дополнении настоящего Регламента могут быть внесены любым судьей Конституционного Суда, а также Секретариатом Конституционного Суда с соответствующими обоснованиями. Рассмотрение предложений о внесении изменений и дополнений в Регламент Конституционного Суда производится в заседании Конституционного Суда.
2. По каждому предложению о внесении изменений и дополнений в Регламент Конституционный Суд принимает отдельное решение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Конституционного Суда Республики Башкортостан от 4 июня 2004 г. N 6-Р "Об утверждении Регламента Конституционного Суда Республики Башкортостан"
Настоящее решение вступает в силу со дня его подписания
Текст решения опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", N 12 (186), июнь (II) 2004 г., ст. 738