Указ Президента Республики Башкортостан
от 30 декабря 2006 г. N УП-658
"Об утверждении Президентской программы "Молодежь Башкортостана"
на 2007-2010 годы"
28 декабря 2007 г., 3 апреля 2009 г., 17 ноября 2010 г.
В целях дальнейшего совершенствования молодежной политики в Республике Башкортостан и решения комплексных задач в сфере воспитания и социального становления молодых граждан постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Президентскую программу "Молодежь Башкортостана" на 2007-2010 годы (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы Государственный комитет Республики Башкортостан по молодежной политике.
3. Правительству Республики Башкортостан обеспечить финансирование мероприятий Программы исходя из возможностей бюджета Республики Башкортостан.
4. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан принять участие в реализации мероприятий Программы, предусмотрев разработку аналогичных муниципальных программ, финансируемых за счет средств местных бюджетов.
5. Государственному комитету Республики Башкортостан по молодежной политике ежегодно согласовывать с Министерством образования и науки Российской Федерации объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета.
6. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Башкортостан.
7. Указ вступает в силу со дня подписания.
Президент |
М.Рахимов |
Уфа, Дом Республики
30 декабря 2006 года
N УП-658
Президентская программа
"Молодежь Башкортостана" на 2007-2010 годы
(утв. Указом Президента Республики Башкортостан
от 30 декабря 2006 г. N УП-658)
28 декабря 2007 г., 3 апреля 2009 г., 17 ноября 2010 г.
Указом Президента Республики Башкортостан от 17 ноября 2010 г. N УП-658 срок реализации настоящей Программы продлен на 2011 год
Указом Президента Республики Башкортостан от 3 апреля 2009 г. N УП-204 в Паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Президентская Программа "Молодежь Башкортостана" на 2007-2010 годы |
Основание для разработки Программы |
Послание Президента Республики Башкортостан народу и Государственному Собранию - Курултаю - Республики Башкортостан "К новому качеству жизни людей (О положении в республике и основных направлениях ее развития в 2006 году)"; Закон Республики Башкортостан "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О государственной поддержке молодежи в Республике Башкортостан"; Закон Республики Башкортостан "О государственной поддержке молодых семей в Республике Башкортостан"; Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года N422; постановление Правительства Республики Башкортостан от 25 марта 2003 года N 80 "О Республиканской программе государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2003-2010 годы"; план мероприятий по реализации Концепции долгосрочной демографической политики Республики Башкортостан на период до 2015 года, утвержденный распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 21 декабря 2005 года N 1246-р |
Государственный заказчик Программы |
Государственный комитет Республики Башкортостан по молодежной политике |
Разработчик Программы |
Государственный комитет Республики Башкортостан по молодежной политике |
|
Цель: создание условий для интеллектуального и физического развития, формирования нравственной устойчивости, социальной активности, самостоятельности и экономической самодостаточности молодого поколения Башкортостана как стратегического ресурса социально-экономического развития республики и гражданского общества |
Задачи: обеспечение межведомственной координации в решении проблем молодежи; интеграция молодежи в социально-экономические, общественно-политические и социокультурные отношения; совершенствование нормативно-правовой базы молодежной политики на уровне органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Башкортостан; совершенствование структуры государственного и муниципального управления молодежной политикой; развитие инфраструктуры и укрепление материально-технической базы учреждений молодежной политики; научно-методическое и информационное обеспечение государственной молодежной политики; создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, действующих в сфере молодежной политики; патриотическое воспитание, повышение гражданского самосознания, социальной и инновационной активности молодых людей; формирование здорового образа жизни молодежи; обеспечение трудоустройства молодежи, занятости детей, подростков и молодежи в социально значимых сферах деятельности; адресная помощь молодым семьям в решении жилищных проблем, укрепление института молодой семьи; развитие системы учреждений оказания социально-психологической помощи семье, детям, молодежи, социально-психологической реабилитации отдельных категорий молодежи; совершенствование деятельности подростково-молодежных учреждений по месту жительства; организация работы с сельской и трудящейся молодежью; стимулирование различных форм самоорганизации молодежи; формирование позитивной направленности молодежной субкультуры | |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
Количественный охват физической культурой, спортом и туризмом молодых людей, в том числе с ограниченными возможностями; снижение доли лиц в возрасте от 14 до 30 лет, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, состоящих на учете в наркодиспансерах; снижение доли лиц в возрасте от 14 до 30 лет, совершивших преступления, в общей численности населения данного возраста; снижение уровня безработицы среди молодежи в возрасте от 16 до 30 лет; рост количества молодежи, вовлеченной в деятельность общественных объединений; увеличение числа молодых людей, воспользовавшихся услугами учреждений социально-психологической помощи семье, детям, молодежи, социально-психологической реабилитации отдельных категорий молодежи; увеличение числа детей, подростков и молодежи, занимающихся на постоянной основе в детских и подростковых клубах, молодежных центрах, дворцах молодежи и принимающих участие в соответствующих мероприятиях; рост количества действующих детских и подростковых клубов, молодежных центров, дворцов молодежи; увеличение охвата детей, подростков и молодежи различными формами летнего и круглогодичного оздоровительного отдыха; увеличение охвата студентов учреждений высшего и среднего профессионального образования республики деятельностью спортивных и творческих клубов, действующих на базе указанных учреждений |
Сроки реализации Программы |
2007-2010 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Прогнозируемый объем финансирования Программы составляет 1791,098 млн. рублей, в том числе: за счет средств бюджета Республики Башкортостан, включая средства республиканской адресной инвестиционной программы, - 995,655 млн. рублей; за счет средств бюджета Российской Федерации по федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы - 473,0 млн. рублей; текущее финансирование Программы по сметам соответствующих исполнителей - 21,643 млн. рублей; за счет средств бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан - 300,0 млн. рублей; за счет привлеченных внебюджетных средств - 0,8 млн. рублей. Мероприятия и объемы финансирования Программы подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета Республики Башкортостан |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности |
Формирование гражданско-патриотического мировоззрения молодежи, повышение ее социальной и творческой активности; укрепление физического и психического здоровья молодежи; повышение охвата физической культурой, спортом и туризмом молодых людей, в том числе с ограниченными возможностями, с 646584 человек в 2007 году до 648500 человек в 2010 году; снижение общего уровня социальных девиаций в подростково-молодежной среде, повышение мотивации подрастающего поколения вести здоровый образ жизни; снижение доли лиц в возрасте от 14 до 30 лет, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, состоящих на учете в наркодиспансерах, с 31567 человек в 2007 году до 31500 человек в 2010 году; снижение доли лиц в возрасте от 14 до 30 лет, совершивших преступления, в общей численности населения данного возраста с 142,9 чел. на 1000 человек указанного возраста до 136 человек на 1000 человек указанного возраста; улучшение материальной обеспеченности и социально-бытовых условий жизни молодых семей; снижение уровня безработицы среди молодежи в возрасте от 16 до 30 лет с 37,2% в - 2007 году до 36,8% в 2010 году; увеличение доли молодежи, вовлеченной в деятельность общественных объединений, с 231500 человек в 2007 году до 233500 человек в 2010 году; привлечение молодежи к участию в общественных и социально-экономических преобразованиях; улучшение демографической ситуации в республике; повышение уровня рождаемости и снижение количества разводов в молодых семьях; повышение качества услуг, оказываемых учреждениями социально-психологической помощи семье, детям, молодежи, увеличение числа молодых людей, воспользовавшихся данными услугами, с 90000 человек в 2007 году до 98000 человек в 2010 году; увеличение числа детей, подростков и молодежи, занимающихся на постоянной основе в детских и подростковых клубах, молодежных центрах, дворцах молодежи и принимающих участие в соответствующих мероприятиях, с 300000 человек в 2007 году до 330000 человек в 2010 году; увеличение количества действующих детских и подростковых клубов, молодежных центров, дворцов молодежи с 96 организаций в 2007 году до 104 организаций в 2010 году; увеличение охвата детей, подростков и молодежи различными формами летнего и круглогодичного оздоровительного отдыха, организованного органами по молодежной политике, с 39000 человек в 2007 году до 48000 человек в 2010 году; увеличение охвата студентов учреждений высшего и среднего профессионального образования деятельностью спортивных и творческих клубов, действующих на базе указанных учреждений, с 60000 человек в 2007 году до 62000 человек в 2010 году |
Введение
Государственная молодежная политика как составляющая социальной политики - с момента своего возникновения в 1991 году становится все более самостоятельным направлением деятельности государства по обеспечению правовых, социально-экономических условий воспитания, социального становления, развития и самореализации молодежи, защиты ее прав и законных интересов.
Анализ социальной политики, проводимой в Республике Башкортостан последние 15 лет, показывает, что в обществе, с одной стороны, создаются и улучшаются условия для развития молодого поколения, его адаптации к рыночным отношениям, с другой стороны, молодежь пока слабо включается в процессы реформирования отношений в обществе, в частности его духовно-нравственное возрождение.
Закон Башкирской ССР "О государственной молодежной политике в Башкирской ССР", принятый в 1991 году, определил основные направления государственной поддержки молодежи. В его исполнение Указом Президента Республики Башкортостан от 31 мая 2004 года N УП-302 была утверждена Президентская программа "Молодежь Башкортостана" на 2004-2006 годы (далее - Программа на 2004-2006 годы).
В ходе ее реализации были достигнуты определенные результаты. Совершенствовалось нормативно-правовое регулирование в сфере государственной молодежной политики: были внесены изменения и дополнения в законы Республики Башкортостан "О государственной поддержке молодежи в Республике Башкортостан", "О государственной поддержке молодых семей в Республике Башкортостан", "О государственной поддержке детских, подростковых, молодежных клубов и центров по месту жительства".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Слова "О государственной поддержке детских, подростковых, молодежных клубов и центров по месту жительства" следует читать: "О государственной поддержке деятельности детских, подростковых, молодежных клубов и центров"
В результате выполнения Программы на 2004-2006 годы увеличилось количество печатных изданий и объем средств массовой информации, в том числе электронных, освещающих проблемы молодежи, проводились соответствующие социологические исследования и мониторинг.
В 2003-2005 годах государственная поддержка молодых семей осуществлялась в рамках Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2003-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25 марта 2003 года N 80. За время реализации указанной программы более 5000 молодых семей улучшили жилищные условия.
В рамках Программы на 2004-2006 годы решались вопросы трудовой занятости молодежи в республике. Ежегодно в ГУ Республиканский центр содействия трудовой занятости молодежи обращается более 30 тыс. молодых граждан. По сравнению с 2004 годом доля молодежи в возрасте от 16 до 29 лет среди зарегистрированных центрами занятости граждан, ищущих работу, сократилась с 42 до 41%, а по состоянию на 1 января 2006 года среди зарегистрированных безработных граждан доля молодежи снизилась с 34 до 28%. Количество выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, состоящих на учете в центрах занятости населения районов и городов республики в качестве безработных граждан, уменьшилось в 1,6 раза.
Продолжалась работа по развитию массового детско-юношеского и молодежного спорта, физической культуры и туризма. За годы реализации Программы на 2004-2006 годы на одну треть увеличилось количество военно-патриотических и военно-спортивных клубов и объединений; показательно, что более 40 из них находятся в ведении органов по молодежной политике.
Была активизирована пропаганда здорового образа жизни среди подрастающего поколения. В Республиканском молодежном добровольческом движении пропагандистов здорового образа жизни "Вместе" в настоящее время насчитывается 6500 членов из 62 районов и городов республики. Работа, проводимая органами по молодежной политике и подведомственными им учреждениями, позволила привлечь внимание широкой общественности к проблемам распространения и употребления наркотических средств и психоактивных веществ в подростково-молодежной среде, совершенствовать систему соответствующей профилактики.
В рамках реализации городских и районных программ "Молодежь", направленных на формирование духовно-нравственного, интеллектуального и творческого потенциала юношей и девушек, организована работа по созданию условий для саморазвития и полноценного досуга молодых граждан, в частности, проводятся молодежные культурно-массовые мероприятия, которые способствуют духовному развитию подрастающего поколения.
Увеличилось количество клубов и центров, оказывающих комплексные услуги по организации досуга, социально-психологической помощи семье, детям, молодежи по месту жительства. Если в 1993 году в ведении органов по делам молодежи находились 126 подростковых клубов по месту жительства, в 1997 году - 186, то в настоящее время действуют 206 таких учреждений, где занимаются на постоянной основе и привлекаются к мероприятиям по месту жительства более 42000 подростков и молодежи (3% от общего числа). Всего учреждения дополнительного образования посещают 331200 детей и подростков (23% от общего числа).
В ведении органов по молодежной политике действуют 27 учреждений и 15 отделов, созданных на базе подростковых клубов, молодежных центров и дворцов молодежи в целях оказания социально-психологической помощи семье, детям, молодежи, 1 филиал по оказанию социально-психологической помощи семье, детям, молодежи и 9 филиалов по оказанию социально-психологической помощи участникам боевых действий ГУ Республиканский центр социально-психологической помощи семье, детям, молодежи. На базе данных учреждений работают 22 службы "Телефон доверия".
Президентская программа "Молодежь Башкортостана" на 2007-2010 годы (далее - Программа) является продолжением Программы на 2004-2006 годы.
Программа направлена на создание условий для интеллектуального и физического развития, формирования нравственной устойчивости, социальной активности, самостоятельности и экономической самодостаточности молодого поколения Башкортостана как стратегического ресурса социально-экономического развития республики и гражданского общества.
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными
методами
Положение молодежи в обществе является одним из важных показателей уровня его развития, так как во многом от этого зависит будущая действительность. Молодежь, составляющая более трети населения республики, - это большая социальная группа, требующая активной поддержки со стороны государства.
Социально-демографическая ситуация в современном российском обществе характеризуется сокращением рождаемости, преобладанием смертности над рождаемостью, высокой младенческой смертностью, возрастанием числа разводов и т.д. Многие проблемы социально-демографического развития российского общества характерны и для нашей республики.
По данным переписи 2002 года в структуре населения Республики Башкортостан примерно одинаковое количество составляют люди старше 50 лет и молодежь в возрасте 14-30 лет - 26,6% (1092,6 тыс. человек). Молодежь в возрасте 17-30 лет составляет 20,5% от общей численности трудоспособного населения.
Поистине национальной угрозой становится проблема низкой рождаемости. Она обусловлена не только сокращением численности молодого поколения в общей структуре населения, но и преобладанием однодетной модели семьи, тогда как простое воспроизводство населения начинается при двух детях в семье. Согласно опросу, 51,0% молодых людей в возрасте от 17 до 30 лет планируют иметь двоих детей, 18,0% -одного ребенка, и только 11,2% - троих детей, 6,5% вообще не хотят иметь детей. Между планами городской и сельской молодежи выявлен ряд различий. Намерение завести только одного ребенка преобладает среди городской молодежи - 19,7% (против 14,0% сельской). В то время как 14,4% сельской молодежи настроено на семью с тремя детьми (против 9,9% городской). Это вполне объяснимо, т.к. многодетность - черта в основном сельской семьи. Показательно, что и сельская, и городская молодежь называет одни и те же причины нежелания иметь более одного ребенка: материальные затруднения, необходимость завершить учебу, жилищные проблемы. Несмотря на реализацию Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2003-2010 годы, острыми остаются проблемы доступности жилья и оформления ипотечных кредитов для молодых семей.
В результате исследований выяснилось, что для молодежи в возрасте от 14 до 22 лет жизненными приоритетами являются любовь, дружба, высокие доходы, а в системе ценностей 23-30-летних доминируют дети, семья и брак, любовь. Однако декларирование значимости семьи, брака и детей не всегда находит отражение в реальном поведении молодых. Неполные семьи, незарегистрированные браки, внебрачная рождаемость становятся сегодня социальной нормой. Так, согласно статистическим данным, ежегодно происходит увеличение числа разводов при небольшом росте количества заключаемых браков. Число браков в расчете на 1000 человек населения с 2000 года по 2003 год возросло на 1,3%, число разводов за этот же период - на 1,8%. Среди состоящих в браке только две трети ведут самостоятельное хозяйство отдельно от родителей.
По данным статистики, наибольшие показатели выбытия характерны для 17-29-летних жителей республики. Тенденции последних лет показывают, что сельская молодежь едет в города республики: 48,1% молодых сельских жителей связывают перспективы своей жизни с городом; городская же молодежь переезжает в другие регионы России. Частично это обусловлено проблемами трудоустройства, частично -отсутствием жилья.
В нынешних условиях молодежь ориентирована на материальные ценности, и поэтому главный мотив ее устройства на работу - необходимость удовлетворения материальных потребностей. Это свидетельствует о падении социальной значимости труда. Согласно исследованиям, 41,0% молодежи работает по найму на постоянной основе, 33,0% учатся, численность молодых предпринимателей составляет около 2,0%, не имеют постоянной работы и не учатся около 24% молодежи. Социологические исследования показывают, что получение образования является важным для 53,0% опрошенных молодых людей, отчасти важно для 32,1%, повышение квалификации в значительной степени важно для 41,2%, а отчасти значимо для 38,8% юношей и девушек. В 100 учреждениях среднего профессионального образования и в 17 учреждениях высшего профессионального образования учатся соответственно 105759 и 156065 студентов.
При этом современная социально-экономическая ситуация такова, что система профессионального образования не гарантирует получения желаемой работы по профессии. Неуверенность части молодых людей в том, что они смогут устроиться на высокооплачиваемую работу, соответствующую их уровню образования, приводит к различным социальным патологиям в молодежной среде. По данным социологических опросов, около 30,0% молодых людей ощущают подобную неуверенность.
Сравнение структуры занятости молодежи 17-30 лет в городе и на селе показало, что доля учащейся молодежи в городе составляет 37,3% против 35,2% на селе, работают по найму на постоянной основе 39,0% сельской молодежи и 50,2% городской, не имеют работы 8,3% молодых сельских жителей против 5,9% городских. Сельская молодежь менее уверена в том, что сможет сделать карьеру там, где работает, но более удовлетворена своей работой, чем молодые горожане.
Потенциальная возможность потерять работу уменьшается с получением более высокого уровня образования. Молодые люди осознают это. Так, из числа тех, кто имеет начальное профессиональное образование, боятся потерять работу 51,2%, со средним специальных образованием - 46,9%, лица с высшим образованием - 33,6%. Однако предпринимательство как вид деятельности, приносящей дополнительные доходы, для 59,7% молодежи не представляет интереса в связи с отсутствием должных условий для занятия им.
Особую тревогу вызывает утрата молодежью такой ценности, как профессионализм. По результатам исследований, 61,4% молодежи после обучения вообще не работали по специальности, 30,3% работали по специальности, но в настоящее время оставили эту работу, и только 8,2% молодых людей в настоящее время продолжают трудиться по специальности.
Серьезное внимание государство уделяет здоровью молодежи. При уменьшении численности детей и подростков на 4,0% с 2000 по 2004 год заболеваемость детей до 14 лет увеличилась на 3,1%, соответственно заболеваемость подростков 15-17 лет уменьшилась на 0,2%. Заболеваемость детей до 14 лет с впервые в жизни установленным диагнозом увеличилась на 0,8%, а подростков 15-17 лет - на 5,8%. В этой связи особенно актуальна поддержка деятельности спортивных клубов, федераций по видам спорта, Ассоциации любителей бильярдного спорта Республики Башкортостан, Детского клуба традиционного каратэ "Цунами" со стороны Государственного комитета Республики Башкортостан по молодежной политике, Министерства по физической культуре, спорту и туризму Республики Башкортостан, администраций муниципальных образований Республики Башкортостан.
Благодаря межведомственному взаимодействию, налаженному в сфере физического воспитания молодежи, Республика Башкортостан по представительству в сборной олимпийской команде Российской Федерации входит в первую пятерку, уступая лишь Москве, Московской области, Санкт-Петербургу и Красноярскому краю. Так, на XX зимних Олимпийских играх в Турине Алексей Селиверстов, член сборной команды Республики Башкортостан по бобслею, стал серебряным призером.
Спортивные секции остаются наиболее популярными в подростковых клубах и центрах. Но их слабая материально-техническая база, отсутствие в ряде из них современного оборудования не позволяют привлечь для занятий большое количество молодых людей.
Анализ ситуации, сложившейся в молодежной среде, свидетельствует о том, что ослабление внимания общества к проблеме организации свободного времени подростков и молодежи ведет к негативным последствиям: 66,8% молодежи всем видам активного организованного досуга предпочитают общение с друзьями, прослушивание музыки, просмотр телевизора, компьютерные игры.
В целях привлечения подростков и молодых людей к активным видам досуга в настоящее время важно сохранить динамику развития учреждений органов по молодежной политике: детских, подростковых, молодежных клубов и центров, центров социально-психологической помощи семье, детям, молодежи, обеспечив укрепление их материально-технической базы. Ведь не соответствующая современным стандартам оснащенность таких учреждений, частое обновление их кадрового состава не позволяют привлечь в них большее количество подростков и молодежи, в том числе представителей группы социального риска.
Это, а также частая безнаказанность преступлений, совершенных несовершеннолетними, косвенная популяризация в средствах массовой информации незаконных способов обогащения ведут к уничтожению традиционных духовно-нравственных ценностей, способствуют росту преступности, наркомании, алкоголизма, проституции и других асоциальных явлений в подростково-молодежной среде.
Употребление алкогольных напитков достаточно широко распространено среди студентов учреждений высшего и среднего профессионального образования. Лишь 6,0% респондентов во время социологического опроса ответили, что никогда в жизни не пробовали спиртных напитков. Настораживает тот факт, что более 14,4% молодых людей употребляют спиртные напитки без всякого на то повода.
В последнее десятилетие параллельно с алкоголем в молодежную среду внедрились наркотики, употребление которых становится все более значимой частью молодежной контркультуры. Это обусловлено несколькими объективными и субъективными факторами: доступность наркотиков, важность для молодежи следовать моде, особенности психики молодого человека, отсутствие зачастую полной семьи, стремление быстро получить необычное удовольствие и т.д. Препараты каннабиса (марихуана, гашиш) наиболее распространены среди начинающих потребителей наркотических средств и психотропных веществ. Установлено, что более 17,3% молодых людей уже пробовали хотя бы один из этих наркотиков, а 4,3% эпизодически употребляют каннабиоиды (1-2 раза в течение месяца). Более 36,0% молодых людей пробовали гашиш, а 4,0% опрошенных употребляют его систематически. Приобретение наркотиков чаще всего (в 5,6% случаев) происходит в местах развлечений (в барах, на дискотеках); целенаправленно покупают наркотики дома у торговцев 4,7% опрошенных, около 5,0% - в других местах. В то же время 1,6% молодых людей указывают, что наркотики они приобрели в образовательных учреждениях.
Значительную роль в профилактике негативных явлений среди подростков и молодежи играет организация их отдыха и оздоровления в период летних каникул.
Государственный комитет Республики Башкортостан по молодежной политике является одним из организаторов летнего и круглогодичного отдыха учащихся и студентов. Ежегодный охват оздоровительными профильными мероприятиями, организованными указанным комитетом, составляет около 10000 человек, из которых приблизительно 70,0% - дети и подростки, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, молодые люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, и безнадзорные дети.
В течение ряда лет национально-культурными, республиканскими детскими и молодежными общественными объединениями проводились профильные летние оздоровительные мероприятия за счет средств бюджета Республики Башкортостан с ежегодным охватом более 2000 детей и подростков. Согласно федеральным законам "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", вступившим в силу с 1 января 2006 года, в текущем году основное финансирование указанных мероприятий осуществлялось из бюджетов органов местного самоуправления Республики Башкортостан, а также произошло сокращение финансирования расходов Государственного комитета Республики Башкортостан по молодежной политике на организацию летнего отдыха детей и подростков с 4,0 млн. рублей до 0,5 млн. рублей. Это не позволило организовать профильные лагеря национально-культурных, республиканских детских и молодежных общественных объединений.
В Республике Башкортостан в настоящее время зарегистрировано 53 детских и молодежных общественных объединения, реализующих программы своей деятельности. Государственный комитет Республики Башкортостан по молодежной политике ежегодно проводит конкурс таких программ. Государственная поддержка оказывается в реализации тех, которые признаны наиболее значимыми для решения проблем подростков и молодежи республики.
Важное внимание должно быть уделено и самоорганизации молодежи в целях защиты ее интересов по месту учебы и работы. Эти функции могут выполнять как общественные объединения, так и органы самоуправления и первичные студенческие профсоюзные организации.
Развитая инфраструктура Министерства образования Республики Башкортостан насчитывает 3125 общеобразовательных учреждений, 120 учреждений начального профессионального образования, 293 учреждения дополнительного образования детей, 106 спортивных школ и клубов. Существующие многочисленные общественные детские и молодежные объединения своим вниманием охватывают лишь учащихся общеобразовательных учреждений. Сегодня в республике действуют 61 негосударственное учреждение среднего профессионального образования и 36 негосударственных учреждений высшего профессионального образования (включая филиалы), студенты которых не охвачены влиянием органов студенческого самоуправления, т.к. оно в большинстве этих учреждений отсутствует.
Знание истинного положения сегодняшней молодежи, ее наиболее актуальных социально-экономических проблем, поиск оптимальных путей их решения, оказание молодым помощи в выборе жизненного пути и обретении уверенности в завтрашнем дне - в целях решения этих и иных вопросов необходимо осуществлять координацию деятельности образовательных учреждений, организаций, республиканских органов государственной власти, органов местного самоуправления Республики Башкортостан.
Применение программно-целевого метода в решении проблем, характерных для молодежно-подростковой среды, позволит добиться следующих результатов:
обеспечить адресность и контроль за инвестированием бюджетных средств в молодежную политику;
выявить круг приоритетных объектов и субъектов целевого финансирования;
разработать и внедрить технологии решения актуальных проблем молодежи с участием ее самой;
обеспечить устойчивое развитие инфраструктуры, созданной в ходе выполнения Программы.
Республика Башкортостан, реализуя Программу и выступая в роли инвестора, осуществит целенаправленное вложение средств в повышение социальной активности, компетентности и профессионализма молодежи, рассчитывая получить в качестве дивидендов увеличение вклада молодежи в социально-экономическое развитие страны.
Реализация Программы предусматривает создание и использование централизованных механизмов осуществления молодежной политики при активном участии самой молодежи, их координацию и распространение на республиканском и муниципальном уровнях, а также формирование системы соответствующих целевых индикаторов и показателей.
2. Основные цель и задачи Программы
Основной целью Программы является создание условий для интеллектуального и физического развития, формирования нравственной устойчивости, социальной активности, самостоятельности и экономической самодостаточности молодого поколения Башкортостана как стратегического ресурса социально-экономического развития республики и гражданского общества.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
обеспечение межведомственной координации в решении проблем молодежи;
интеграция молодежи в социально-экономические, общественно-политические и социокультурные отношения;
совершенствование нормативно-правовой базы молодежной политики на уровне органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Башкортостан;
совершенствование структуры государственного и муниципального управления молодежной политикой;
развитие инфраструктуры и укрепление материально-технической базы учреждений молодежной политики;
научно-методическое и информационное обеспечение государственной молодежной политики;
создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, действующих в сфере молодежной политики;
патриотическое воспитание, повышение гражданского самосознания, социальной и инновационной активности молодых людей;
формирование здорового образа жизни молодежи;
обеспечение трудоустройства молодежи, занятости детей, подростков и молодежи в социально значимых сферах деятельности;
адресная помощь молодым семьям в решении жилищных проблем, укрепление института молодой семьи;
развитие системы учреждений оказания социально-психологической помощи семье, детям, молодежи, социально-психологической реабилитации отдельных категорий молодежи;
совершенствование деятельности подростково-молодежных учреждений по месту жительства;
организация работы с сельской и трудящейся молодежью;
стимулирование различных форм самоорганизации молодежи;
формирование позитивной направленности молодежной субкультуры.
3. Направления реализации Программы
Молодежь составляет в обществе особую группу, для которой еще не завершена первичная социализация, в то же время молодое поколение является стратегическим ресурсом страны. Этим и определяется необходимость государственной поддержки молодежи, решения ее социально-экономических проблем по месту учебы, работы и жительства. Роль органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Башкортостан состоит в создании механизмов, снижающих влияние негативных факторов на социализацию молодежи и укрепляющих воздействие на нее позитивных тенденций. Государственная поддержка молодежи должна быть ориентирована как на привлечение дополнительных источников финансирования, так и на адресное распределение и эффективное использование средств, выделенных на указанные цели из бюджета Республики Башкортостан и местных бюджетов. Необходимо подготовить молодежь к широкомасштабному участию в общественной жизни, мобилизовать ее энергию и потенциал на созидательное участие в жизни республики.
В связи с изложенным Программа реализуется в следующих направлениях:
развитие гражданской позиции, духовно-нравственной культуры и патриотизма в молодежной среде;
социальная защита молодых граждан, укрепление института молодой семьи и повышение ее статуса, содействие в решении жизненных проблем и проблем трудовой занятости молодежи;
правовое воспитание, повышение экономической культуры, конкурентоспособности и стимулирование предпринимательской инициативы молодых граждан;
организация культурно-досуговой деятельности и развитие творческого потенциала молодого поколения;
укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни;
решение проблем студенчества;
поддержка детских, подростковых и молодежных общественных объединений и соответствующих инициатив;
научно-методическое, информационное и кадровое обеспечение реализации молодежной политики;
поддержка сельской молодежи;
международное и межрегиональное сотрудничество в сфере молодежной политики.
4. Оценка социально-экономической эффективности и ожидаемые
конечные результаты реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы будет осуществляться ежегодно, общие итоги будут подведены по окончании срока ее реализации по следующим показателям:
повышение процента охвата физической культурой, спортом и туризмом молодых людей с ограниченными возможностями;
снижение численности лиц в возрасте от 14 до 30 лет, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией и состоящих на учете в наркодиспансерах;
снижение численности лиц в возрасте от 14 до 30 лет, совершивших преступления, в общей численности населения данного возраста;
снижение уровня безработицы среди молодежи в возрасте от 16 до 30 лет;
увеличение количества молодых предпринимателей и руководителей предприятий и учреждений в возрасте до 30 лет;
увеличение численности молодежи, вовлеченной в деятельность общественных объединений;
повышение уровня рождаемости и снижение количества разводов и молодых семьях;
увеличение числа молодых людей, воспользовавшихся услугами учреждений социально-психологической помощи семье, детям, молодежи;
рост числа детей, подростков и молодежи, занимающихся на постоянной основе в детских и подростковых клубах, молодежных центрах, дворцах молодежи и принимающих участие в соответствующих мероприятиях;
увеличение количества детских и подростковых клубов, молодежных центров, дворцов молодежи;
увеличение охвата детей, подростков и молодежи различными формами летнего и круглогодичного оздоровительного отдыха;
охват студентов учреждений высшего и среднего профессионального образования деятельностью спортивных и творческих клубов, действующих на базе указанных учреждений.
Основными ожидаемыми конечными результатами реализации Программы являются следующие:
формирование гражданско-патриотического мировоззрения молодежи, повышение ее социальной и творческой активности;
укрепление физического и психического здоровья молодежи;
укрепление материально-технической базы учреждений органов по молодежной политике;
снижение общего уровня социальных девиаций в подростково-молодежной среде, повышение мотивации подрастающего поколения к здоровому образу жизни;
улучшение материального положения и социально-бытовых условий жизни молодых семей;
улучшение демографической ситуации в республике;
повышение качества услуг, предоставляемых учреждениями социально-психологической помощи семье, детям, молодежи, социально-психологической реабилитации отдельных категорий молодежи.
5. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
Контроль за выполнением Программы осуществляет Правительство Республики Башкортостан, соответствующие республиканские органы исполнительной власти, органы местного самоуправления Республики Башкортостан в пределах своей компетенции. Ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным, все исполнители мероприятий Программы, указанные первыми в графе "Исполнители" раздела "Система программных мероприятий" Программы, представляют в Правительство Республики Башкортостан информацию о ее выполнении, отчеты об использовании финансовых средств, а также планы реализации программных мероприятий на текущий год. Остальные исполнители Программы к указанным срокам представляют информацию о ее выполнении исполнителям Программы, указанным первыми в графе "Исполнители".
По истечении календарного года Правительство Республики Башкортостан рассматривает итоги реализации Программы и представляет соответствующую информацию в Администрацию Президента Республики Башкортостан.
Указом Президента Республики Башкортостан от 3 апреля 2009 г. N УП-204 раздел 6 настоящей Программы изложен в новой редакции
6. Система программных мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятия |
Исполнитель |
Срок, годы |
Источник финансирования |
Прогнозируемый объем финансирования, млн. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
||||
всего |
в том числе по годам |
|||||||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
6.1. Гражданская культура и самоорганизация молодежи | ||||||||||
6.1.1. |
Организация и проведение цикла семинаров по вопросам гражданско- патриотического воспитания молодежи |
Госкоммолодежи РБ; Минобразования РБ |
2007-2010 |
смета исполнителей |
0,221 |
0,12 |
- |
0,011 |
0,09 |
Изучение и распространение эффективных форм гражданско- патриотического воспитания |
6.1.2. |
Проведение Всероссийского месячника оборонно- массовой работы, посвященного Дню защитника Отечества |
Госкоммолодежи РБ; Военный комиссариат РБ (по согласованию); администрации МР и ГО РБ (по согласованию); РОСТО (ДОСААФ) Башкортостана (по согласованию) |
2007-2010 |
смета исполнителей |
0,226 |
0,021 |
0,022 |
0,153 |
0,03 |
Гражданское и патриотическое воспитание молодежи |
6.1.3. |
Организация и проведение республиканской молодежной акции "Молодежь Башкортостана - воинам-землякам" |
Госкоммолодежи РБ; администрации МР и ГО РБ (по согласованию) |
2007-2010 |
средства, собранные в ходе акции |
0,8 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
Оказание шефской помощи военнослужащим, призванным из РБ |
6.1.4. |
Организация и проведение республиканских, районных и городских военно- патриотических, оборонно- спортивных игр, спартакиад, фестивалей, мероприятий, приуроченных к памятным и календарным датам истории России |
Госкоммолодежи РБ; Минспорт РБ; Минобразования РБ; МКНП РБ; Военный комиссариат РБ (по согласованию); администрации МР и ГО РБ (по согласованию) |
2007-2010 |
бюджет РБ; бюджеты МР и ГО РБ# смета исполнителей |
0,681 |
0,275 |
0,17 |
0,103 |
0,133 |
Гражданское и патриотическое воспитание молодежи, выявление лучших военно- патриотических клубов |
6.2. Государственная поддержка молодой семьи | ||||||||||
6.2.1 |
Совершенствование деятельности кабинетов планирования семьи на базе учреждений органов по молодежной политике, оснащение их компьютерными программами и методиками |
Госкоммолодежи РБ; Минздрав РБ |
2007-2010 |
бюджет РБ |
0,053 |
0,03 |
- |
0,023 |
- |
Повышение эффективности работы кабинетов планирования семьи по психологической подготовке женщин к родам, сознательному материнству |
6.2.2. |
Развитие материально- технической базы ГУ РЦСППСДМ, обеспечение современными компьютерными программами и методиками |
Госкоммолодежи РБ |
2007-2010 |
бюджет РБ |
0,395 |
0,15 |
0,13 |
0,058 |
0,057 |
Повышение качества услуг, научно- методического обеспечения работы ГУ РЦСППСДМ |
6.2.3. |
Организация деятельности клубов "Молодая семья" в учреждениях органов по молодежной политике |
Администрации МР и ГО РБ (по согласованию); ГУ РЦСППСДМ |
2007-2010 |
бюджеты МР и ГО РБ |
- |
- |
- |
- |
- |
Повышение престижа семейной жизни; привлечение молодых супружеских пар к участию в социально значимых мероприятиях |
6.2.4. |
Проведение Всероссийской научно- практической конференции "Система защиты прав несовершеннолетних и молодежи" |
Госкоммолодежи РБ; ГУ РЦСППСДМ |
2008 |
бюджет РБ |
0,28 |
- |
0,28 |
- |
- |
Обобщение и распространение опыта работы по защите прав несовершеннолетних и молодежи в Республике Башкортостан и субъектах Российской Федерации |
6.2.5. |
Анализ инновационных технологий и профилактических программ по основным направлениям деятельности служб социально- психологической помощи семье, детям и молодежи, формирование соответствующей базы данных |
Госкоммолодежи РБ; ГУ РЦСППСДМ; Минтруд РБ |
2007-2010 |
смета исполнителей |
- |
- |
- |
- |
- |
Распространение эффективных форм и методов работы по основным направлениям деятельности служб социально- психологической помощи семье, детям и молодежи |
6.2.6. |
Проведение республиканских конкурсов на лучшее учреждение органов по молодежной политике, профессионального мастерства среди педагогов детских, подростковых, молодежных клубов и центров |
Госкоммолодежи РБ; ГУ РЦСППСДМ; администрации МР и ГО РБ (по согласованию) |
2007-2010 |
смета исполнителей |
0,468 |
0,108 |
0,12 |
0,12 |
0,12 |
Совершенствование работы учреждений органов по молодежной политике; повышение уровня профессионального мастерства педагогов детских, подростковых, молодежных клубов и центров |
6.2.7. |
Проведение республиканского конкурса среди подростковых клубов и молодежных центров на лучшую организацию спортивно-массовой работы с подростками и молодежью по месту жительства |
Госкоммолодежи РБ; Минспорт РБ; администрации МР и ГО РБ (по согласованию) |
2007-2010 |
бюджет РБ |
0,4 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Развитие системы спортивно-массовой работы по месту жительства подростков и молодежи |
6.2.8. |
Проведение конкурсов социально- культурных проектов среди учреждений органов по молодежной политике с выделением грантов на реализацию социально значимых программ деятельности детских, подростковых, молодежных клубов и центров |
Госкоммолодежи РБ; администрации МР и ГО РБ (по согласованию) |
2007-2010 |
бюджет РБ |
1,3 |
0,24 |
0,24 |
0,41 |
0,41 |
Поддержка молодежных инициатив, способствующих развитию детских, подростковых, молодежных клубов и центров |
6.2.9. |
Проведение республиканского культурно- спортивного фестиваля детских, подростковых и молодежных клубов и центров |
Госкоммолодежи РБ |
2007-2010 |
бюджет РБ |
0,4 |
- |
0,2 |
- |
0,2 |
Обмен опытом организации работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства |
6.2.10. |
Создание на базе ГУ РЦСППСДМ методического центра по развитию учреждений органов по молодежной политике |
Госкоммолодежи РБ; ГУ РЦСППСДМ |
2007-2010 |
смета исполнителей |
- |
- |
- |
- |
- |
Совершенствование методического обеспечения детских и подростковых клубов, молодежных центров |
6.2.11. |
Государственная поддержка молодых семей в решении жилищного вопроса, в том числе предоставление субсидий при рождении детей, субсидий (социальных выплат) на приобретение жилья |
Госкоммолодежи РБ; Минстройтранс РБ; ГУП "ФЖС РБ"; администрации МР и ГО РБ (по согласованию); Минтруд РБ |
2007-2010 |
всего, |
1753,0 |
405,0 |
573,0 |
395,0 |
380,0 |
Оказание государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|||||
федеральный бюджет |
473,0 |
80,0 |
273,0 |
60,0* |
60,0* |
|||||
бюджет РБ |
980,0 |
260,0 |
225,0 |
260,0 |
235,0 |
|||||
бюджеты МР и ГО РБ |
300,0 |
65,0 |
75,0 |
75,0 |
85,0 |
|||||
6.3. Формирование экономической самостоятельности и конкурентоспособности молодежи | ||||||||||
6.3.1. |
Проведение мониторинга проблем студенчества |
Госкоммолодежи РБ; Минобразования РБ |
2007 |
смета исполнителей |
0,05 |
0,05 |
- |
- |
- |
Получение достоверной информации о наиболее актуальных проблемах студенческой молодежи |
6.3.2. |
Формирование предпринимательской инициативы в молодежной среде |
Госкоммолодежи РБ; Минэкономразвития РБ; Республиканский центр поддержки молодежного предпринимательства (по согласованию) |
2007-2010 |
бюджет РБ |
0,3 |
- |
- |
0,15 |
0,15 |
Содействие экономической самостоятельности молодежи |
смета исполнителей |
0,716 |
0,16 |
0,171 |
0,185 |
0,2 |
|||||
6.3.3. |
Ежемесячное проведение республиканских акций "Работу - молодым!", ярмарок вакансий для молодежи |
Госкоммолодежи РБ; УГСЗН при Минтруде РБ; ГУ РЦСТЗМ |
2007-2010 |
смета исполнителей |
0,4 |
0,09 |
0,096 |
0,104 |
0,11 |
Трудоустройство 2 тысяч молодых граждан |
6.3.4. |
Проведение Межрегиональной конференции "Трудовая занятость подростков и молодежи" |
Госкоммолодежи РБ; УГСЗН при Минтруде РБ; Минобразования РБ; ГУ РЦСТЗМ; РМОО ШСТОБ (по согласованию) |
2007, 2010 |
смета исполнителей |
0,309 |
0,159 |
- |
- |
0,15 |
Обмен опытом в области трудовой занятости молодежи между органами по молодежной политике Приволжского федерального округа |
6.3.5. |
Профориентационное информирование и консультирование, психологическая поддержка молодых граждан |
ГУ РЦСТЗМ; УГСЗН при Минтруде РБ; Госкоммолодежи РБ |
2007-2010 |
бюджет РБ |
0,12 |
0,05 |
0,02 |
0,05 |
- |
Оказание профориентацонной# поддержки 15 тысячам молодых граждан |
6.3.6. |
Развитие движения студенческих трудовых отрядов |
Госкоммолодежи РБ; Минобразования РБ; ГУ РЦСТЗМ, вузы и ссузы РБ (по согласованию); РМОО ШСТОБ (по согласованию) |
2007-2010 |
бюджет РБ |
0,79 |
0,25 |
0,13 |
0,205 |
0,205 |
Обеспечение участия 2 тысяч молодых людей в движении студенческих трудовых отрядов |
6.3.7. |
Проведение республиканского слета молодежных трудовых формирований "Энергию и труд молодых - Башкортостану" |
Госкоммолодежи РБ; ГУ РЦСТЗМ; вузы и ссузы РБ (по согласованию); РМОО ШСТОБ (по согласованию) |
2007-2010 |
смета исполнителей |
0,6 |
0,158 |
0,169 |
0,133 |
0,14 |
Подведение итогов организации временной занятости молодежи |
6.3.8. |
Материально- техническое оснащение ГУ РЦСТЗМ |
Госкоммолодежи РБ; ГУ РЦСТЗМ |
2007-2010 |
бюджет РБ |
0,31 |
0,1 |
0,12 |
- |
- |
Повышение качества услуг по трудоустройству молодежи |
6.4. Развитие культурно-досуговой деятельности и творческого потенциала детей и молодежи | ||||||||||
6.4.1. |
Поддержка одаренной молодежи, в том числе обеспечение участия молодых талантов в международных, всероссийских и республиканских конкурсах, выставках, фестивалях, олимпиадах |
Госкоммолодежи РБ; МКНП РБ; Минобразования РБ; молодежные и детские общественные объединения РБ (по согласованию); администрации МР и ГО РБ (по согласованию) |
2007-2010 |
смета исполнителей |
2,292 |
0,628 |
0,635 |
0,939 |
0,09 |
Поддержка талантливой молодежи, создание условий для ее творческого роста |
6.4.2. |
Поддержка молодежных социально значимых инициатив; организация и проведение мероприятий, направленных на развитие национально- культурных традиций народов Башкортостана |
Госкоммолодежи РБ; Минобразования РБ; МКНП РБ |
2007-2010 |
бюджет РБ |
0,448 |
0,448 |
- |
- |
- |
Организация досуга и активного отдыха детей, подростков и молодежи; пропаганда культуры народов Башкортостана |
смета исполнителей |
2,199 |
0,603 |
0,66 |
0,336 |
0,6 |
|||||
6.5. Укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни, профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в молодежной среде | ||||||||||
6.5.1. |
Поддержка деятельности Республиканского молодежного добровольческого движения "Вместе"; организация деятельности Координационного центра волонтерского движения по пропаганде здорового образа жизни |
Госкоммолодежи РБ |
2007-2009 |
бюджет РБ |
0,26 |
0,13 |
0,05 |
0,08 |
- |
Формирование установки на здоровый образ жизни среди подростков и молодежи |
6.5.2. |
Активизация деятельности отделений республиканских молодежных и детских общественных объединений по пропаганде здорового образа жизни в учреждениях образования и молодежной политики |
Госкоммолодежи РБ Минобразования РБ; Минздрав РБ; администрации МР и ГО РБ (по согласованию) |
2007-2010 |
смета исполнителей |
0,231 |
0,093 |
- |
0,068 |
0,07 |
Формирование установки на здоровый образ жизни среди подростков и молодежи |
6.5.3. |
Проведение обучающих семинаров, фестивалей, конференций, профильных лагерей для кураторов и актива общественных объединений, пропагандистов здорового образа жизни |
Госкоммолодежи РБ; Минобразования РБ; Минздрав РБ; ГУ РЦСППСДМ |
2007-2010 |
бюджет РБ |
0,38 |
0,14 |
0,07 |
0,1 |
0,07 |
Увеличение количества и совершенствование уровня подготовки кураторов и активистов объединений пропагандистов здорового образа жизни |
6.5.4. |
Проведение научных исследований и конференций, конкурсов по вопросам формирования здорового образа жизни среди молодежи |
Госкоммолодежи РБ; Минобразования РБ; Минздрав РБ; ГУ РЦСППСДМ |
2007-2009 |
бюджет РБ |
0,12 |
0,12 |
- |
- |
- |
Изучение, обобщение и распространение эффективных форм и методов работы по пропаганде здорового образа жизни среди молодежи; оценка эффективности соответствующей работы |
смета исполнителей |
0,4 |
|
0,2 |
0,2 |
|
|||||
6.5.5. |
Формирование здорового образа жизни, культивирование физической культуры, спорта и туризма в подростково- молодежной среде; популяризация национальных видов спорта |
Госкоммолодежи РБ# Минобразования РБ; Минспорт РБ; администрации МР и ГО РБ (по согласованию) |
2007-2010 |
смета исполнителей |
2,168 |
0,634 |
0,679 |
0,555 |
0,6 |
Реализация программ физического воспитания молодежи; формирование здорового образа жизни в подростково- молодежной среде |
6.5.6. |
Издание научно- методической литературы по вопросам организации летнего и круглогодичного оздоровительного отдыха детей, подростков и молодежи |
Госкоммолодежи РБ; Минобразования РБ; РОО "Ассоциация организаторов отдыха детей, подростков и молодежи РБ" (по согласованию) |
2007-2010 |
смета исполнителей |
0,091 |
0,024 |
0,024 |
0,018 |
0,025 |
Использование инновационных методов в организации оздоровительных профильных мероприятий; повышение их уровня |
6.5.7. |
Организация работы профильных лагерей муниципальных учреждений органов по молодежной политике |
Администрации МР и ГО РБ (по согласованию) |
2007-2010 |
бюджеты МР и ГО РБ |
- |
- |
- |
- |
- |
Укрепление здоровья детей, подростков, молодежи |
6.5.8. |
Организация и проведение республиканского конкурса программ профильных лагерей учреждений органов по молодежной политике |
Госкоммолодежи РБ |
2007-2010 |
бюджет РБ |
2,32 |
0,45 |
0,62 |
0,73 |
0,52 |
Совершенствование организации летнего оздоровительного отдыха подростков и молодежи |
6.5.9. |
Развитие деятельности ГУП санаторно- оздоровительный лагерь круглогодичного действия "Башкирский Артек" Республики Башкортостан |
Госкоммолодежи РБ; Минземимущество РБ |
2007-2010 |
бюджет РБ |
- |
- |
- |
- |
- |
Создание центра для организации круглогодичного оздоровительного отдыха подростков и молодежи |
6.5.10. |
Организация органами по молодежной политике и подведомственными учреждениями летних профильных лагерей для подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации |
Администрации МР и ГО РБ (по согласованию) |
2007-2010 |
бюджеты МР и ГО РБ |
- |
- |
- |
- |
- |
Повышение охвата летним и круглогодичным оздоровительным отдыхом детей, подростков и молодежи |
6.5.11. |
Использование малозатратных форм летнего оздоровительного отдыха детей, подростков и молодежи |
Администрации МР и ГО РБ (по согласованию) |
2007-2010 |
бюджеты МР и ГО РБ |
- |
- |
- |
- |
- |
Повышение охвата летним оздоровительным отдыхом детей, подростков и молодежи |
6.5.12. |
Организация зональных культурно- лингвистических лагерей |
Госкоммолодежи РБ; Дом дружбы народов РБ; администрации МР и ГО РБ (по согласованию); национально- культурные общественные объединения (по согласованию) |
2007-2010 |
бюджет РБ# бюджеты МР и ГО РБ |
1,83 |
0,41 |
0,46 |
0,5 |
0,46 |
Отдых и оздоровление детей, подростков, молодежи; повышение в подростково- молодежной среде уровня знаний языка, культуры и истории родного народа |
6.5.13. |
Организация летнего оздоровительного отдыха студентов |
Госкоммолодежи РБ; вузы и ссузы РБ (по согласованию) |
2007-2010 |
средства бюджета РБ |
0,43 |
0,09 |
0,1 |
0,12 |
0,12 |
Повышение охвата студентов вузов и ссузов РБ оздоровительным отдыхом |
6.5.14. |
Организация выезда подростков и молодежи для отдыха и обмена опытом работы в зарубежные летние лагеря |
Госкоммолодежи РБ, национально- культурные общественные объединения (по согласованию) |
2007-2010 |
средства бюджета РБ |
0,15 |
- |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
Отдыхи оздоровление детей, подростков и молодежи; совершенствование системы организации летних лагерей |
6.5.15 |
Организация туристических маршрутов для детских, подростковых и молодежных групп |
Госкоммолодежи РБ; администрации МР и ГО РБ (по согласованию) |
2007-2010 |
смета исполнителей |
0,119 |
0,03 |
0,032 |
0,027 |
0,03 |
Отдыхи оздоровление детей, подростков, молодежи |
6.5.16. |
Организация и проведение Республиканского конкурса среди оздоровительно- воспитательных организаций на лучшую постановку воспитательной работы |
Госкоммолодежи РБ, Минобразования РБ; Федерация профсоюзов РБ (по согласованию); администрации МР и ГО РБ (по согласованию) |
2007-2010 |
бюджет РБ |
0,52 |
0,1 |
0,14 |
0,14 |
0,14 |
Улучшение материально- технической базы оздоровительно- воспитательных организаций |
6.5.17. |
Информационно- методическое обеспечение деятельности оздоровительно- воспитательных организаций различного профиля и ведомственной принадлежности |
Госкоммолодежи РБ |
2007-2010 |
смета исполнителей |
- |
- |
- |
- |
- |
Создание единого информационно- методического пространства в сфере организации летнего и круглогодичного оздоровительного отдыха детей, подростков и молодежи |
6.5.18. |
Организация и проведение курсов, семинаров для организаторов летнего отдыха детей, подростков и молодежи и педагогических работников детских оздоровительно- воспитательных организаций |
Госкоммолодежи БР#; Минобразования РБ; Федерация профсоюзов РБ (по согласованию) |
2007-2010 |
смета исполнителей |
0,403 |
0,029 |
0,036 |
0,168 |
0,17 |
Повышение уровня подготовки организаторов летнего отдыха детей, подростков, молодежи и педагогических работников детских оздоровительных организаций |
6.6. Поддержка студенчества в Республике Башкортостан | ||||||||||
6.6.1. |
Расширение деятельности творческих объединений и спортивных секций для старшеклассников и студентов в учреждениях дополнительного образования |
Администрации МР и ГО РБ (по согласованию) |
2007-2010 |
бюджеты МР и ГО РБ |
- |
- |
- |
- |
- |
Обеспечение внеучебной занятости молодежи, развитие ее творческих и физических способностей |
6.6.2. |
Финансирование программ, направленных на поддержку студенчества и развитие деятельности молодежных клубов и центров на базе учреждений среднего и высшего профессионального образования |
Госкоммолодежи РБ; вузы и ссузы РБ (по согласованию) |
2007-2010 |
смета исполнителей |
6,06 |
2,06 |
1,2 |
1,3 |
1,5 |
Создание условий для укрепления духовно- нравственного, интеллектуального и творческого потенциала учащейся молодежи |
6.6.3. |
Разработка новых форм поощрения одаренных представителей студенческой молодежи |
Госкоммолодежи РБ |
2007-2010 |
бюджет РБ |
0,4 |
- |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
Создание условий для укрепления духовно- нравственного, интеллектуального и творческого потенциала студенческой молодежи |
6.7 Детское и молодежное движение - стратегический партнер государства | ||||||||||
6.7.1. |
Оказание государственной поддержки молодежным и детским общественным объединениям РБ, содействие в реализации разработанных ими программ и проектов |
Госкоммолодежи РБ |
2007-2010 |
смета исполнителей |
2,729 |
1,271 |
1,458 |
- |
- |
Повышение эффективности реализации социально значимых программ деятельности детских и молодежных общественных объединений РБ |
6.7.2. |
Проведение обучающих семинаров для руководителей и актива молодежных и детских общественных объединений РБ |
Госкоммолодежи РБ |
2007-2010 |
бюджет РБ |
0,487 |
0,127 |
0,18 |
0,18 |
- |
Обмен передовым опытом работы среди общественных МДОО РБ |
6.7.3. |
Содействие в организации и проведении фестивалей, акций, форумов молодежных и детских общественных объединений в целях повышения общественной активности молодежи РБ |
Госкоммолодежи РБ |
2007-2010 |
смета исполнителей |
- |
- |
- |
- |
- |
Повышение общественной активности молодежи РБ |
6.8. Информационное обеспечение государственной молодежной политики | ||||||||||
6.8.1. |
Создание цикла телевизионных передач о жизни современной молодежи "Социальный вестник молодежи" |
Госкоммолодежи РБ; ГУП ТРК "Башкортостан" РБ; ГУ РМИЦ |
2008-2010 |
бюджет РБ |
0,075 |
- |
0,025 |
0,025 |
0,025 |
Освещение проблем молодежи на телевидении |
6.8.2. |
Создание цикла радиопрограмм "Мы - молодые" |
Госкоммолодежи РБ; ГУП ТРК "Башкортостан" РБ; ГУ РМИЦ |
2008-2010 |
бюджет РБ |
0,055 |
- |
0,015 |
0,015 |
0,025 |
Освещение проблем молодежи на радио |
6.8.3. |
Размещение в печатных и электронных СМИ социальной рекламы, издание методической литературы, информационных материалов и наглядной агитации по вопросам молодежной политики |
Госкоммолодежи РБ; ГУ РМИЦ |
2008-2010 |
бюджет РБ |
0,231 |
- |
0,05 |
0,081 |
0,1 |
Повышение информированности молодежи |
6.8.4. |
Разработка, издание и распространение информационно-методических сборников по вопросам организации деятельности детских, подростковых, молодежных клубов и центров |
Госкоммолодежи РБ; ГУ РЦСППСДМ |
2007-2010 |
смета исполнителей |
0,177 |
0,062 |
0,036 |
0,039 |
0,04 |
Обеспечение детских, подростковых, молодежных клубов и центров информационно- методическими материалами |
6.8.5. |
Проведение мониторинга вовлеченности учащихся и студентов образовательных учреждений в клубные формирования по интересам и их участия в мероприятиях по месту жительства |
Госкоммолодежи РБ; ГУ РЦСППСДМ |
2007-2010 |
смета исполнителей |
0,02 |
0,02 |
- |
- |
- |
Изучение и анализ образа жизни и мотивации учащихся и студентов; совершенствование работы детских, подростковых и молодежных клубов и центров по месту жительства |
6.8.6. |
Материально- техническое обеспечение ГУ РМИЦ |
Госкоммолодежи РБ; ГУ РМИЦ |
2007-2010 |
бюджет РБ |
0,465 |
0,30 |
0,045 |
0,045 |
0,075 |
Совершенствование информационного обеспечения молодежи |
6.8.7. |
Государственная поддержка молодежных СМИ |
Госкоммолодежи РБ |
2007-2010 |
бюджет РБ |
0,365 |
- |
0,09 |
0,135 |
0,14 |
Совершенствование информационного обеспечения молодежи |
6.9. Формирование инфраструктуры и кадровое обеспечение молодежной политики | ||||||||||
6.9.1. |
Организация и проведение республиканских молодежных форумов |
Госкоммолодежи РБ; администрации МР и ГО РБ (по согласованию) |
2009, 2010 |
смета исполнителей |
0,23 |
- |
0,05 |
0,08 |
0,1 |
Обмен опытом работы в области государственной молодежной политики |
6.9.2. |
Разработка и внедрение модели интернет- семинаров и совещаний по социально- психологической работе в системе государственной молодежной политики |
Госкоммолодежи РБ; ГУ РЦСППСДМ |
2008-2010 |
смета исполнителей |
- |
- |
- |
- |
- |
Повышение доступности получения информации и методической помощи специалистами учреждений органов по молодежной политике |
6.9.3. |
Проведение республиканских обучающих семинаров для руководителей и специалистов учреждений социально- психологической помощи семье, детям, молодежи |
Госкоммолодежи РБ, ГУ РЦСППСДМ |
2007-2010 |
смета исполнителей |
0,411 |
0,059 |
0,2 |
0,292 |
0,32 |
Повышение квалификации специалистов и качества обслуживания в учреждениях социально- психологической помощи семье, детям и молодежи |
6.9.4. |
Разработка, издание и распространение информационно-методической литературы для работников сферы государственной молодежной политики |
Госкоммолодежи РБ; ГУ РЦСППСДМ |
2007-2010 |
смета исполнителей |
0,439 |
0,1 |
0,106 |
0,113 |
0,12 |
Обобщение и распространение эффективных форм и методов работы с молодежью |
6.9.5. |
Организация курсов повышения квалификации для специалистов учреждений органов молодежной политики |
Госкоммолодежи РБ; ГУ РЦСППСДМ; СПЦ и СПС РБ |
2007-2010 |
бюджет РБ |
0,14 |
- |
0,045 |
0,045 |
0,05 |
Повышение квалификации специалистов и качества обслуживания в учреждениях социально- психологической помощи семье, детям, молодежи |
6.9.6. |
Подготовка кадров и осуществление на базе ГУ РЦСППСДМ стажировки специалистов СПЦ и СПС РБ |
Госкоммолодежи РБ; ГУ РЦСППСДМ |
2007-2010 |
смета исполнителей |
- |
- |
- |
- |
- |
Распространение эффективных форм и методов работы с молодежью, повышение качества обслуживания в учреждениях социально- психологической помощи семье, детям, молодежи |
6.9.7. |
Проведение республиканского этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы государственной молодежной политики |
Госкоммолодежи РБ |
2007-2010 |
бюджет РБ |
0,515 |
0,15 |
0,12 |
0,12 |
0,125 |
Выявление и обобщение передового опыта работы в сфере государственной молодежной политики, поощрение лучших специалистов |
6.10. Государственная поддержка сельской молодежи | ||||||||||
6.10.1. |
Организация выездных акций "Работу - молодым!" |
ГУ РЦСТЗМ; УГСЗН при Минтруде РБ; Госкоммолодежи РБ |
2007-2010 |
бюджет РБ |
0,33 |
0,15 |
0,06 |
0,06 |
0,06 |
Профориентация 5 тысяч молодых людей, проживающих в селах республики |
6.10.2. |
Издание и распространение молодежной газеты "Работа и учеба" |
Госкоммолодежи РБ; ГУ РМИЦ; администрации МР и ГО РБ (по согласованию) |
2008 |
бюджет РБ |
0,045 |
- |
0,045 |
- |
- |
Обеспечение доступности для сельской молодежи информации о вакансиях и учебе |
6.10.3. |
Организация и проведение конкурса социальных проектов "Большие дела - малой Родине"; выделение грантов на реализацию проектов - победителей конкурса |
Госкоммолодежи РБ; администрации МР и ГО РБ (по согласованию) |
2007-2010 |
бюджет РБ |
1,15 |
0,19 |
0,245 |
0,375 |
0,340 |
Поддержка инициатив молодежи; воспитание достойного и деятельного отношения к проблемам малой родины |
6.10.4. |
Проведение межрегиональной конференции по проблемам сельской молодежи |
Госкоммолодежи РБ |
2010 |
смета исполнителей |
0,2 |
- |
- |
- |
0,2 |
Обобщение опыта работы органов и учреждений молодежной политики по оказанию государственной поддержки сельской молодежи |
6.11. Международное и межрегиональное сотрудничество молодежи | ||||||||||
6.11.1 |
Разработка и реализация международных проектов в области социальной работы и работы с молодежью, в том числе с участием зарубежных и международных общественных объединений
|
Госкоммолодежи РБ
|
2007-2010 |
смета исполнителей |
1,216 |
0,16 |
0,16 |
0,446 |
0,45 |
Обмен передовым опытом работы в сфере государственной молодежной политики |
Итого, |
1791,098 |
415,582 |
582,838 |
404,228 |
388,45 |
|
||||
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
||||
бюджет РБ, |
995,655 |
264,0 |
229,0 |
264,0 |
238,655 |
|
||||
включая средства республиканской адресной инвестиционной программы |
980,0 |
260,0 |
225,0 |
260,0 |
235,0 |
|
||||
федеральный бюджет |
473,0 |
80,0 |
273,0 |
60,0* |
60,0* |
|
||||
смета исполнителей |
21,643 |
6,382 |
5,638 |
5,028 |
4,595 |
|
||||
бюджеты МР и ГО РБ |
300,0 |
65,0 |
75,0 |
75,0 |
85,0 |
|
||||
привлеченные средства |
0,8 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
|
* Окончательные цифры будут определены по итогам конкурса по реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Список использованных сокращений
Администрации МР и ГО РБ |
- |
администрации муниципальных образований и городских округов Республики Башкортостан |
Госкоммолодежи РБ |
- |
Государственный комитет Республики Башкортостан по молодежной политике |
ГУП ТРК "Башкортостан" РБ |
- |
государственное унитарное предприятие Телерадиовещательная компания "Башкортостан" Республики Башкортостан |
ГУП "ФЖС РБ" |
- |
государственное унитарное предприятие Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан |
ГУ РЦСППСДМ |
- |
государственное учреждение Республиканский центр социально-психологической помощи семье, детям, молодежи |
ГУ РЦСТЗМ РБ |
- |
государственное учреждение Республиканский центр содействия трудовой занятости молодежи Республики Башкортостан |
ДМОО РБ |
- |
детские и молодежные общественные объединения Республики Башкортостан |
Минздрав РБ |
- |
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан |
Минобразования РБ |
- |
Министерство образования Республики Башкортостан |
Минспорт РБ |
- |
Министерство по физической культуре, спорту и туризму Республики Башкортостан |
Минстройтранс РБ |
- |
Министерство строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан |
Минэкономразвития РБ |
- |
Министерство экономического развития Республики Башкортостан |
Минтруд РБ |
- |
Министерство труда, занятости и социальной защиты населения Республики Башкортостан |
МКНП РБ |
- |
Министерство культуры и национальной политики Республики Башкортостан |
РОО "Ассоциация организаторов отдыха детей, подростков и молодежи РБ" |
- |
республиканская общественная организация "Ассоциация организаторов отдыха детей, подростков и молодежи Республики Башкортостан" |
РОСТО (ДОСААФ) Башкортостана |
- |
Башкирская республиканская общественная организация Общероссийской общественной организации "Российская оборонная спортивно-техническая организация РОСТО (ДОСААФ)" |
РМОО ШСТОБ |
- |
Республиканская молодежная общественная организация Штаб студенческих трудовых отрядов Башкортостана |
Турсоюз РБ |
- |
Туристско-спортивный союз Республики Башкортостан |
УГСЗН при Минтруде РБ |
- |
Управление государственной службы занятости населения при Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан |
УФСКН РФ по РБ |
- |
Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Башкортостан". |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С целью формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи принята Президентская программа "Молодежь Башкортостана" на 2007-2010 годы.
Указ Президента Республики Башкортостан от 30 декабря 2006 г. N УП-658 "Об утверждении Президентской программы "Молодежь Башкортостана" на 2007-2010 годы"
Настоящий Указ вступает в силу со дня подписания
Текст Указа официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Президента Республики Башкортостан от 17 ноября 2010 г. N УП-658
Срок реализации Программы, утвержденной настоящим Указом, продлен на 2011 год
Указ Президента Республики Башкортостан от 3 апреля 2009 г. N УП-204
Указ Президента Республики Башкортостан от 28 декабря 2007 г. N УП-629