Распоряжение Правительства Республики Башкортостан
от 3 мая 2007 г. N 457-р
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25 января 2008 г. N 11 настоящее распоряжение признано утратившим силу
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" и во исполнение пункта 3 постановления Правительства Республики Башкортостан от 12 марта 2007 года N 57 "Об организации использования электронной цифровой подписи в электронных документах, хранимых, обрабатываемых и передаваемых в автоматизированных информационных и телекоммуникационных сетях и системах органов государственной власти Республики Башкортостан":
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке организации выдачи и отзыва сертификатов ключей электронных цифровых подписей уполномоченных лиц органов государственной власти Республики Башкортостан.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления руководствоваться данным Положением.
Премьер-министр Правительства
Республики Башкортостан |
Р.И.Байдавлетов |
Положение
о порядке организации выдачи и отзыва сертификатов ключей электронных
цифровых подписей уполномоченных лиц органов государственной власти
Республики Башкортостан
(утв. распоряжением Правительства Республики Башкортостан
от 3 мая 2007 г. N 457-р)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о порядке организации выдачи и отзыва сертификатов ключей электронных цифровых подписей уполномоченных лиц органов государственной власти Республики Башкортостан (далее - Положение) определяет:
1.1.1. Задачи и функции республиканского органа исполнительной власти, уполномоченного в области использования электронной цифровой подписи.
1.1.2. Порядок взаимодействия уполномоченных лиц органов государственной власти Республики Башкортостан и организаций в сфере обращения с сертификатами ключей электронных цифровых подписей (далее - сертификат).
1.1.3. Порядок выдачи и отзыва сертификатов уполномоченных лиц органов государственной власти Республики Башкортостан, использующих электронную цифровую подпись (далее - ЭЦП).
1.1.4. Состав и порядок ведения Реестра уполномоченных лиц органов государственной власти Республики Башкортостан.
1.2. Действие настоящего Положения распространяется на органы государственной власти Республики Башкортостан и уполномоченных лиц, определенных законами и другими нормативными правовыми актами Республики Башкортостан, а также на организации, предприятия и учреждения, чье участие в документообороте с указанными органами регламентировано нормативными правовыми актами.
1.3. В Положении используются термины и определения в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".
2. Задачи и функции республиканского органа исполнительной власти,
уполномоченного в области использования ЭЦП
2.1. Республиканский орган исполнительной власти, уполномоченный в области использования ЭЦП (далее Уполномоченный орган) осуществляет регулирование использования ЭЦП в информационных системах органов государственной власти Республики Башкортостан. Уполномоченный орган организует свою деятельность в целях обеспечения перехода к безбумажной форме документооборота с использованием ЭЦП в информационных системах органов государственной власти Республики Башкортостан.
2.2. Задачами Уполномоченного органа являются:
2.2.1. Обеспечение регулирования и организации выдачи и отзыва сертификатов уполномоченных лиц органов государственной власти (далее - уполномоченные лица).
2.2.2. Организация взаимодействия заинтересованных сторон по выдаче и отзыву сертификатов уполномоченных лиц.
2.2.3. Координация действий уполномоченных лиц и контроль за своевременным выполнением обязанностей, возложенных на уполномоченные лица.
2.2.4. Координация и контроль деятельности Уполномоченного удостоверяющего центра (далее - Удостоверяющий центр) по правильному и своевременному изготовлению, выдаче в установленном порядке открытых и закрытых ключей ЭЦП (далее - ключи ЭЦП) и сертификатов уполномоченных лиц.
2.2.5. Осуществление контрольных мероприятий и иных полномочий по защите информации и обеспечению информационной безопасности в области использования ЭЦП в информационных системах органов государственной власти Республики Башкортостан.
2.2.6. Разработка регламентов и/или порядка действий для реализации норм настоящего Положения.
2.3. Уполномоченный орган осуществляет следующие функции:
2.3.1. Ведение Реестра уполномоченных лиц органов государственной власти Республики Башкортостан.
2.3.2. Обеспечение безопасности и бесперебойности в работе информационных систем органов государственной власти Республики Башкортостан при проведении мероприятий по оснащению электронного документооборота средствами ЭЦП и криптозащиты информации (далее - СКЗИ) информационных систем органов государственной власти Республики Башкортостан.
2.3.3. Формирование поручений Удостоверяющему центру на изготовление и выдачу ключей ЭЦП и сертификатов уполномоченным лицам, проверку их подлинности и отзыв.
2.3.4. Организация своевременного прохождения заявительных документов от органов государственной власти до Удостоверяющего центра.
2.3.5. Согласование графика работ с органами государственной власти Республики Башкортостан по установке средств ЭЦП и СКЗИ на рабочих местах уполномоченных лиц.
2.3.6. Согласование сроков окончания действия ключей ЭЦП и сертификатов уполномоченных лиц и обеспечение своевременной замены на новые.
2.3.7. Участие в организации плановой смены ключей ЭЦП и сертификатов уполномоченных лиц.
2.3.8. Подготовка предложений по созданию экспертной комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций, связанных с подтверждением авторства и/или подлинности электронных документов, заверенных ЭЦП уполномоченного лица.
2.4. Уполномоченный орган устанавливает своими распоряжениями:
2.4.1. Виды работ по регулированию использования ЭЦП и сертификатов уполномоченных лиц в информационных системах органов государственной власти Республики Башкортостан.
2.4.2. Требования к составу, содержанию и срокам подачи заявок на включение мероприятий в ежегодный план, а также дополнительных документов, представляемых с заявками.
2.4.3. Регламент, связанный с обращением с ключами ЭЦП и сертификатами уполномоченных лиц.
3. Состав и порядок ведения Реестра уполномоченных лиц органов
государственной власти Республики Башкортостан
3.1. Реестр уполномоченных лиц органов государственной власти Республики Башкортостан - список уполномоченных лиц органов государственной власти Республики Башкортостан, которым выданы сертификаты и присвоены ключи ЭЦП (далее - Реестр).
3.2. В состав Реестра входит совокупность реестровых дел уполномоченных лиц.
3.3. В реестровых делах учитываются и хранятся:
копии распорядительных документов о назначении на должность и увольнении уполномоченных лиц;
заявки на регистрацию, проведение проверки подлинности и отзыв ключей ЭЦП;
уведомления о регистрации уполномоченных лиц;
уведомления об отказе в регистрации уполномоченных лиц;
копии приказов Уполномоченного органа об утверждении реестрового дела.
3.4. Форма Реестра определяется Уполномоченным органом.
3.5. Для регистрации уполномоченных лиц в Реестре заинтересованный орган государственной власти Республики Башкортостан представляет в Уполномоченный орган заявку, содержащую информацию об уполномоченных лицах данного органа государственной власти Республики Башкортостан.
3.6. Уполномоченный орган в течение 5 дней с момента получения заявки осуществляет рассмотрение и информирование заявителя о регистрации уполномоченных лиц в Реестре.
3.7. Уполномоченный орган имеет право отказать в регистрации уполномоченных лиц в случаях несоответствия заявки требованиям настоящего Положения и/или недостоверности представленной информации, о чем заявителю направляется уведомление в письменной форме в срок, установленный для регистрации в Реестре.
3.8. Для исключения уполномоченного лица из Реестра Уполномоченный орган вносит необходимые изменения на основании официальных сведений:
об увольнении с работы уполномоченного лица;
о смене занимаемой должности.
3.9. После принятия решения о внесении изменений Уполномоченный орган направляет в течение двух рабочих дней заверенную копию выписки из Реестра в соответствующий орган государственной власти Республики Башкортостан.
4. Организация выдачи сертификатов уполномоченным лицам
4.1. Уполномоченный орган на основании данных Реестра в течение двух рабочих дней формирует и направляет в Удостоверяющий центр поручение:
на создание ключей ЭЦП, проверку их подлинности, отзыв;
на изготовление сертификатов;
на проведение работ по установке средств ЭЦП и СКЗИ.
4.2. Удостоверяющий центр - это организация, которая должна иметь необходимые лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности для вида работ, указанных в пункте 4.1 данного Положения, а также реализации следующих функций:
применение электронной цифровой подписи;
контроль за целостностью информации, представленной в электронном виде, передаваемой в процессе взаимодействия участников информационных систем;
аутентификация участников информационных систем в процессе взаимодействия;
соблюдение конфиденциальности информации, представленной в электронном виде, передаваемой в процессе взаимодействия участников информационных систем.
4.3. Удостоверяющий центр согласовывает с Уполномоченным органом график работ по установке средств ЭЦП и СКЗИ, изготовлению ключей ЭЦП и сертификатов уполномоченных лиц.
4.4. Удостоверяющий центр на основании заявления Уполномоченного органа изготавливает ключи ЭЦП и сертификаты уполномоченных лиц в электронном виде и в двух экземплярах в форме документа на бумажном носителе. Сертификат в форме документа на бумажном носителе оформляется на бланке Удостоверяющего центра, заверяется собственноручной подписью ответственного лица Удостоверяющего центра и печатью Удостоверяющего центра. Все экземпляры сертификата собственноручно подписываются владельцем сертификата (уполномоченным лицом). Один экземпляр сертификата в форме документа на бумажном носителе выдается уполномоченному лицу. Второй экземпляр сертификата в форме документа на бумажном носителе хранится в Удостоверяющем центре.
4.5. Получение ключей ЭЦП и сертификата осуществляется уполномоченным лицом - владельцем сертификата лично с предъявлением паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. Владелец сертификата расписывается в соответствующем журнале о получении:
электронного носителя с ключами ЭЦП;
сертификата в форме документа на бумажном носителе.
Владельцу сертификата назначается ключевое слово (пароль), которым необходимо воспользоваться в случае компрометации закрытого ключа ЭЦП.
4.6. Удостоверяющий центр в согласованный с Уполномоченным органом срок производит все необходимые работы согласно его поручению.
4.7. Удостоверяющий центр сообщает в Уполномоченный орган о выполненных работах. Выполненные работы закрываются актом.
4.8. В Удостоверяющем центре все операции, связанные с обращением с ключами ЭЦП и сертификатами уполномоченных лиц, осуществляются в соответствии с регламентом Удостоверяющего центра.
4.9. Срок действия ключей ЭЦП и сертификатов уполномоченных лиц составляет один год. Замена ключей ЭЦП и сертификатов уполномоченных лиц с истекшим сроком действия производится в порядке, определяемым Регламентом. В течение срока действия ключей ЭЦП и сертификатов Уполномоченный орган имеет право отзывать сертификаты уполномоченных лиц с письменным уведомлением последних.
5. Отзыв сертификатов уполномоченных лиц
5.1. При исключении уполномоченного лица из Реестра Уполномоченный орган в течение одного рабочего дня направляет заявку на отзыв сертификата данного уполномоченного лица в Удостоверяющий центр. Удостоверяющий центр после получения заявки от Уполномоченного органа немедленно помещает сертификат данного уполномоченного лица в список аннулированных сертификатов.
5.2. В случае компрометации закрытого ключа ЭЦП (компрометация закрытого ключа - утрата доверия к тому, что используемый закрытый ключ обеспечивает подлинность, защищенность и безопасность информации) владелец сертификата (уполномоченное лицо) немедленно извещает Удостоверяющий центр о возникшей ситуации. Удостоверяющий центр после получения извещения немедленно приостанавливает действие сертификата. Владелец сертификата в течение одного рабочего дня направляет заявление об отзыве сертификата в Удостоверяющий центр.
К событиям, связанным с компрометацией ключей, относятся следующие ситуации:
утрата ключевых дискет или иных носителей ключа;
утрата ключевых дискет или иных носителей ключа с последующим обнаружением;
увольнение сотрудников, имевших доступ к ключевой информации;
возникновение подозрений на утечку информации или ее искажение в системе конфиденциальной связи;
нарушение целостности печатей на сейфах с носителями ключевой информации (если используется процедура опечатывания сейфов);
утрата ключей от сейфов в момент нахождения в них носителей ключевой информации;
утрата ключей от сейфов в момент нахождения в них носителей ключевой информации с последующим обнаружением;
доступ посторонних лиц к ключевой информации.
5.3. Удостоверяющий центр после получения заявления немедленно помещает сертификат данного уполномоченного лица в список аннулированных сертификатов. Удостоверяющий центр в течение одного рабочего дня уведомляет об этом Уполномоченный орган.
5.4. Выведенные из действия закрытые ключи ЭЦП уничтожаются в порядке, установленным Регламентом, с составлением акта уничтожения закрытых ключей ЭЦП.
6. Обязанности уполномоченных лиц
6.1. Уполномоченное лицо обязано:
не использовать для электронной цифровой подписи открытые и закрытые ключи ЭЦП, если ему известно, что эти ключи используются или использовались ранее;
хранить в тайне закрытый ключ ЭЦП;
немедленно требовать от Удостоверяющего центра отзыва сертификата, если тайна закрытого ключа ЭЦП нарушена.
6.2. Уполномоченное лицо участвует в плановой смене ключей подписи и сертификатов, организуемой по инициативе Уполномоченного органа.
6.3. Уполномоченное лицо принимает участие в работе экспертной комиссии при рассмотрении спорных вопросов и конфликтных ситуаций, его касающихся (конфликтная ситуация - это ситуация, при которой у пользователя сертификата ключа электронной цифровой подписи возникает необходимость разрешения вопросов о признании или непризнании авторства и/или подлинности электронных документов, обработанных с помощью средств ЭЦП).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 3 мая 2007 г. N 457-р
Текст распоряжения официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25 января 2008 г. N 11 настоящее распоряжение признано утратившим силу