В целях обеспечения эффективной социальной поддержки семей, детей, инвалидов и пожилых граждан, совершенствования мер социального обслуживания, повышения качества предоставляемых услуг населению и дальнейшего развития системы социальных служб в Республике Башкортостан в рамках реализации Программы повышения уровня жизни населения Республики Башкортостан на 2007-2010 годы, одобренной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 июля 2007 года N 202, Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию развития и реформирования системы социального обслуживания населения в Республике Башкортостан на 2007-2011 годы и на период до 2015 года;
План мероприятий по реализации Концепции развития и реформирования системы социального обслуживания населения в Республике Башкортостан на 2007-2011 годы и на период до 2015 года.
2. Установить, что выполнение Плана мероприятий по реализации Концепции развития и реформирования системы социального обслуживания населения в Республике Башкортостан на 2007-2011 годы и на период до 2015 года осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Республики Башкортостан на соответствующий финансовый год на содержание государственных учреждений социального обслуживания населения и реализацию республиканских целевых программ.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - министра труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Ямалтдинова Ф.А.
Премьер-министр Правительства |
Р.И.Байдавлетов |
Концепция
развития и реформирования системы социального обслуживания населения
в Республике Башкортостан на 2007-2011 годы и на период до 2015 года
(утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан
от 22 октября 2007 г. N 296)
1. Общие положения
Формирование эффективной системы предоставления социальных услуг, создающей благоприятные условия для развития человеческого капитала и повышения качества жизни населения, является одним из приоритетных направлений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 года N 38-р. Реализация положений названной Программы должна найти свое воплощение в развитии и оптимизации инфраструктуры учреждений системы социальной защиты населения.
Концепция развития и реформирования системы социального обслуживания населения в Республике Башкортостан на 2007-2011 годы и на период до 2015 года (далее - Концепция) представляет собой комплекс задач по формированию эффективной системы социального обслуживания населения республики и путей их решения.
Концепция предусматривает внедрение адресного подхода к реализации прав граждан на социальное обслуживание и повышение эффективности бюджетных расходов, направляемых на указанные цели.
Концепция разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.
2. Современное состояние системы социального обслуживания населения
Республики Башкортостан
Развитие системы социального обслуживания населения определяется, в первую очередь, потребностями граждан в социальных услугах и мерах социальной поддержки, особенностями региональной социальной политики, а также внутренним состоянием самой системы.
Среди внешних условий, не оказывающих прямого влияния на систему социального обслуживания населения республики, но определяющих ее целевую направленность на перспективу, наибольшее значение имеют следующие:
неблагополучная демографическая ситуация, в том числе изменения возрастной структуры населения;
низкий уровень жизни определенной части населения;
увеличение численности инвалидов;
рост семейного неблагополучия;
недостаточный уровень финансовой обеспеченности сферы социальной защиты населения.
Анализ демографического и социально-экономического развития Республики Башкортостан показывает, что влияние внешних условий приводит к значительной дифференциации потребностей различных возрастных и социальных групп в услугах, предоставляемых учреждениями социального обслуживания населения республики.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан численность постоянного населения республики на начало 2007 года составила 4050,99 тыс. человек. Население республики стареет: количество детей составляет все меньшую часть в структуре населения, в то время как количество лиц пенсионного возраста растет опережающими темпами. На начало 2006 года удельный вес населения в возрасте 60 лет и старше составил 16,0 процентов. В структуре населения в возрасте 60 лет и старше доля пожилых (60-64 лет) составила 15,9 процента, старых людей (65-69 лет) - 30,9 процента, престарелых (70 лет и старше) - 53,2 процента.
Динамика основных демографических показателей имеет отрицательную тенденцию: с 1990 года рождаемость на 1000 человек населения снизилась с 16,2 промилле до 11,1 промилле в 2006 году, за аналогичный период времени смертность на 1000 человек выросла с 9,7 до 13,6 промилле. Продолжает сокращаться численность детского и подросткового населения (0-19 лет), которая на начало 2006 года составила 1075,1 тыс. человек. Средняя продолжительность предстоящей жизни населения составляет 66,54 года, в том числе у мужчин - 60,31 года, у женщин - 73,26 года.
Государственные пенсии остаются основной формой обеспечения граждан в старости.
Инвалидность является интегральным показателем здоровья населения, условий жизни, труда и состояния окружающей среды. В Республике Башкортостан по состоянию на 1 января 2007 года численность инвалидов всех категорий составляла 352,5 тыс. человек (8,7 процента от общей численности населения Республики Башкортостан), в том числе 13792 ребенка.
Отмечается рост численности инвалидов за счет инвалидов от общего заболевания пенсионного возраста.
Нестабильной остается ситуация в семейно-брачных отношениях. Так, в 2006 году общий коэффициент брачности составил 7,6 на 1000 человек населения. Молодые пары все чаще отказываются от регистрации брачных отношений: в 2006 году в незарегистрированном браке родились 11,9 тыс. детей (26,5 процента от общего числа родившихся детей).
Главная причина детской беспризорности и безнадзорности - семейное неблагополучие, в частности, продолжающийся рост числа родителей, не исполняющих должным образом свои обязанности по содержанию и воспитанию детей. Ежегодно в республике выявляется около 5,4 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей.
Для долгосрочной стратегии планирования предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, детям и подросткам с ограниченными возможностями существенным является обстоятельство их зависимости от общества. Сохраняют свою значимость сниженный статус здоровья, неустойчивость материального положения, одиночество пожилых людей. В определенной степени это обусловлено факторами социально-экономического характера.
В республике в системе социального обслуживания населения действуют 86 государственных учреждений: 21 стационарное учреждение социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов с общим коечным фондом 5717 койко-мест, 61 комплексный центр социального обслуживания населения, Республиканский реабилитационный центр инвалидов, Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями г. Кумертау, Республиканский социальный приют для детей и подростков, Республиканский комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства, а также 11 муниципальных учреждений социального обслуживания населения г.Уфы.
В Республике Башкортостан социальное обслуживание населения предоставляется на дому, в нестационарных, полустационарных и стационарных условиях.
Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется 240 отделениями надомного обслуживания.
В среднем по республике на 10 тыс. граждан старше трудоспособного возраста приходится 342 гражданина, обслуживаемого на дому.
В 2006 году всеми учреждениями социального обслуживания населения было предоставлено услуг 258,8 тыс. человек.
Несмотря на развитую сеть действующих учреждений социального обслуживания, увеличение объема предоставляемых социальных услуг и численности их получателей, потребность в таких услугах возрастает опережающими темпами.
Остаются нерешенными вопросы качества, эффективности и доступности социальных услуг. Это связано со значительной численностью потенциальных потребителей социальных услуг, монополизацией сферы социального обслуживания государственными поставщиками социальных услуг, различиями в результатах деятельности отдельных учреждений, вызванных разницей располагаемых ресурсов (финансовых, материально-технических, кадровых).
Основной показатель влияния негативных факторов на доступность и качество социальных услуг - наличие неудовлетворенного спроса на них. Так, на 1 января 2007 года очередность на социальное обслуживание на дому составила 3709 человек, которая по сравнению с аналогичным периодом 2006 года возросла на 44 процента. В очереди на стационарное социальное обслуживание в условиях психоневрологических учреждений в начале 2007 года состояли 230 человек.
На объем и качество предоставляемых социальных услуг также влияют различия в структуре комплексных центров социального обслуживания населения. Количество структурных подразделений, различающихся по видам предоставляемых социальных услуг, в комплексных центрах социального обслуживания населения в муниципальных районах и городских округах Республики Башкортостан варьирует от 1 до 9.
В этой связи особую актуальность приобретают вопросы оптимизации и совершенствования инфраструктуры социального обслуживания населения, а также повышения качества и доступности социальных услуг, эффективности работы учреждений социального обслуживания. Необходимо внедрение в практику современных технологий по социальному обслуживанию населения, более широкое привлечение к ресурсному обеспечению деятельности социальных служб внебюджетных источников.
Важную роль в развитии социальных услуг играет реализация федеральных и республиканских целевых программ. В республике реализуются федеральные целевые программы "Дети России" на 2007-2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года N 172, и "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 года N 832, а также 4 республиканские программы: Программа социальной поддержки населения Республики Башкортостан на 2007 год, одобренная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12 марта 2007 года N 55, "Социальная поддержка инвалидов в Республике Башкортостан" на 2007-2010 годы, одобренная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 4 декабря 2006 года N 340, целевая программа "Дети-инвалиды" Президентской программы "Дети Республики Башкортостан" на 2006-2010 годы, утвержденная Указом Президента Республики Башкортостан от 23 декабря 2005 года N УП-638, и Республиканская целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на 2006-2010 годы, одобренная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 мая 2006 года N 135.
Программно-целевой механизм финансирования учреждений социального обслуживания позволит укрепить их материально-техническую базу, обеспечить условия для внедрения современных социальных технологий.
Оснащение учреждений социального обслуживания современным технологическим оборудованием и предметами длительного пользования, проведение реконструкции и капитального ремонта основных фондов с приведением их в соответствие с нормативными требованиями, создание безопасных условий деятельности учреждений существенно повлияют на повышение качества предоставляемых ими социальных услуг.
Повышение качества и доступности государственных социальных услуг требует создания новых моделей управления социальной инфраструктурой системы социальных служб. Для решения этой задачи предполагается проводить работу по формированию рынка социальных услуг с равными возможностями для их поставщиков, по созданию новых организационно-правовых форм учреждений социального обслуживания населения.
В условиях реформирования системы финансирования учреждений социального обслуживания населения и перехода к среднесрочному бюджетированию, ориентированному на результат, требуется создание системы оценки потребности в предоставляемых социальных услугах и учета ее результатов при формировании расходов на социальное обслуживание населения на очередной финансовый год.
3. Основная цель и задачи Концепции
Основной целью Концепции является обеспечение гарантий социальной защищенности граждан Республики Башкортостан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, не обладающих возможностями самостоятельного решения социальных проблем и объективно нуждающихся в государственной поддержке.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере социального обслуживания населения республики;
оптимизация системы оказания социальных услуг учреждениями социального обслуживания населения;
повышение качества, увеличение объема и обеспечение доступности предоставляемых социальных услуг;
развитие новых организационно-правовых форм учреждений социального обслуживания населения;
совершенствование взаимодействия субъектов правоотношений в системе социального обслуживания населения.
Учитывая, что в составе населения Республики Башкортостан находятся целевые группы потребителей социальных услуг из числа названной категории граждан, которые без профессиональной помощи специалистов социальных служб не смогут преодолеть трудную жизненную ситуацию, отдельными направлениями реализации Концепции следует считать принятие мер, направленных на:
совершенствование социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
социальную реабилитацию инвалидов, в том числе детей и подростков с ограниченными возможностями;
социальную реабилитацию семьи, женщин и детей, находящихся в трудной или социально опасной ситуации.
4. Основные направления развития и реформирования системы
социального обслуживания населения республики
4.1. Совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере
социального обслуживания населения Республики Башкортостан
В современных условиях социальные услуги должны оцениваться такими показателями, как стоимость услуги, критерии качества, показатели эффективности и доступности. Каждая социальная услуга должна быть ориентирована на конкретного потребителя, его предпочтения (возможность выбора) и финансовые возможности.
В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере социального обслуживания населения необходимо:
внедрение системы учета и оценки потребности в предоставлении социальных услуг, оценки и контроля качества предоставляемых социальных услуг и эффективности деятельности учреждений социального обслуживания населения;
внедрение механизма государственного заказа в сферу социального обслуживания населения;
формирование рынка социальных услуг через привлечение негосударственных учреждений к социальному обслуживанию населения;
осуществление перехода от сметного финансирования содержания учреждений социального обслуживания к программно-целевому бюджетированию системы социального обслуживания населения.
4.2. Совершенствование социального обслуживания граждан пожилого
возраста и инвалидов
В целях повышения качества жизни и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов необходимо принять меры, направленные на:
увеличение охвата социальным обслуживанием нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов;
развитие системы социального обслуживания на дому, включая социально-медицинскую помощь;
внедрение и развитие современных технологий социального обслуживания населения в целях обеспечения всеобщей доступности, качества социальных услуг и разумного ресурсосбережения;
обеспечение управления качеством социальных услуг;
разработку и внедрение методики индивидуальной оценки нуждаемости граждан пожилого возраста и инвалидов в конкретных видах социальных услуг;
обеспечение равного доступа к получению услуг гражданами пожилого возраста и инвалидами, проживающими в городской и сельской местности;
развитие социального патронажа для своевременного выявления граждан, оказавшихся в социально уязвимой ситуации, и предоставления им адекватных социальных услуг;
совершенствование взаимодействия органов государственной власти и общественных объединений в решении социальных проблем пожилого поколения республики, в развитии гражданских инициатив;
разработку системы взаимопомощи граждан пожилого возраста путем создания банка данных граждан пожилого возраста, способных помочь другим престарелым, и банка потребностей в соответствующих услугах;
привлечение молодежи в качестве волонтеров к оказанию посильной помощи и психологической поддержки пожилым гражданам и инвалидам;
развитие на качественно новом уровне дополнительных платных социальных услуг с учетом потребностей в них граждан пожилого возраста и инвалидов;
поддержку семейного ухода и расширение возможностей вовлечения лиц трудоспособного возраста, занятых семейным уходом, в сферу экономики;
укрепление семейных связей и связей между поколениями.
Для совершенствования системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов будет создана система учета и оценки индивидуальной нуждаемости граждан в конкретных видах социальных услуг с учетом состояния здоровья граждан и социальных показаний. Это позволит обеспечить адресный подход к оказанию гарантированных государством социальных услуг.
Обеспечение равного доступа к получению социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в городской и сельской местности, предусмотрено путем организации в учреждениях социального обслуживания населения выездных бригад по оказанию социально-бытовых услуг.
В целях развития в системе социального обслуживания населения республики платных услуг предполагается расширение перечня дополнительных социальных услуг, не входящих в перечень гарантированных государством социальных услуг, оказываемых в государственных учреждениях социального обслуживания населения.
Планируется внедрение методики оценки соответствия качества предоставляемых учреждениями социального обслуживания населения социальных услуг государственным стандартам.
Будет продолжена работа по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, в частности, по оснащению технологическим оборудованием и предметами длительного пользования, проведению реконструкции и капитального ремонта основных фондов в соответствии с установленными нормативами.
4.3. Социальная реабилитация инвалидов, в том числе детей
и подростков с ограниченными возможностями
В целях повышения уровня и качества жизни инвалидов, в том числе детей и подростков с ограниченными возможностями, необходимо принять меры по:
формированию рынка реабилитационных услуг для обеспечения качества и доступности реабилитационных услуг (медико-социальных, социально-психологических, психолого-педагогических, профессиональных, социально-бытовых, социально-культурных);
обеспечению безбарьерного доступа инвалидов к информационным ресурсам, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
созданию единой информационной системы всех реабилитационных учреждений, организаций реабилитационной индустрии, занимающихся проблемами инвалидов.
Формирование рынка реабилитационных услуг будет осуществлено через систему государственного заказа и привлечение негосударственных организаций к оказанию реабилитационных услуг.
Реализация межрайонного принципа функционирования учреждений социального обслуживания населения, предоставляющих реабилитационные услуги, позволит максимально обеспечить инвалидов, в том числе детей и подростков с ограниченными возможностями, реабилитационными услугами.
Программно-целевой механизм финансирования деятельности учреждений социального обслуживания населения позволит улучшить их материально-техническую базу, повысить эффективность реабилитационных мероприятий.
В целях обеспечения инвалидов, в том числе детей и подростков с ограниченными возможностями, качественными реабилитационными услугами планируется создание и внедрение во всех учреждениях социального обслуживания населения единой системы реабилитационных технологий.
Повышение качества реабилитационных услуг осуществляется через разработку и внедрение системы контроля и оценки эффективности проводимых реабилитационных мероприятий, в том числе в рамках реализации республиканских целевых программ: "Дети-инвалиды" Президентской программы "Дети Республики Башкортостан" на 2006-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Башкортостан от 23 декабря 2005 года N УП-638, "Социальная поддержка инвалидов в Республике Башкортостан" на 2007-2010 годы, одобренная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 4 декабря 2006 года N 340.
Внедрение в практику работы учреждений социального обслуживания населения, оказывающих реабилитационные услуги, договорной системы взаимодействия с общественными объединениями, предприятиями и учреждениями различной ведомственной подчиненности, научными организациями позволит исключить дублирование функций учреждений здравоохранения, образования и др.
Формирование современной системы социальной поддержки инвалидов требует при обеспечении гарантий социальной защиты создания условий для удовлетворения потребностей в получении образования, профессиональной подготовке, содействии в трудоустройстве. Это будет достигнуто внедрением системы профессиональной реабилитации инвалидов, обеспечивающей их конкурентоспособность и занятость на рынке труда.
В целях обеспечения безбарьерного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры осуществляются реконструкция и переоборудование объектов социального назначения (сооружение пандусов, перил, поручней, звуковых светофоров, оснащение общественного транспорта специальными знаками).
Предусматривается поэтапное внедрение в учреждениях социального обслуживания населения компьютерной техники, информационных систем, позволяющих обеспечить более высокий уровень обслуживания инвалидов.
Обмен в электронном виде информацией между учреждениями, организациями и предприятиями, обеспечивающими реализацию прав инвалидов на меры социальной поддержки, позволит оперативно и качественно решать вопросы организации реабилитационных мероприятий.
4.4. Социальная реабилитация семьи, женщин и детей, оказавшихся
в трудной или социально опасной ситуации
В области развития социального обслуживания семьи, женщин и детей необходимо принять меры по:
усилению профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, в том числе злоупотребляющими спиртными напитками и имеющими несовершеннолетних детей, внедрению механизмов их комплексной реабилитации;
созданию банка данных о несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
обеспечению приоритета различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
расширению спектра предоставляемых социальных услуг, внедрению новых социальных технологий;
обеспечению межведомственного и многоуровневого подходов к решению вопросов защиты прав детей, профилактики детской беспризорности и безнадзорности, а также социальной реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении.
В настоящее время сеть учреждений социального обслуживания населения позволяет оказывать экстренную помощь всем несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в первую очередь, беспризорным и безнадзорным. Совершенствование системы социального обслуживания семьи и детей будет осуществляться путем развития семейных форм жизнеустройства детей: приемных и патронатных семей, института опекунства и усыновления, семейно-воспитательных групп.
В рамках усиления профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, и их комплексной реабилитации необходимо решение следующих задач:
выявление семей, имеющих несовершеннолетних детей и находящихся в социально опасном положении (злоупотребление алкоголем обоих или одного из родителей, безработица, жестокое обращение с детьми и др.);
содействие в лечении от алкогольной зависимости родителей, имеющих несовершеннолетних детей;
оказание помощи в обеспечении занятости родителей, имеющих несовершеннолетних детей и испытывающих трудности в поиске работы.
В целях комплексной реабилитации неблагополучных семей, имеющих детей и злоупотребляющих спиртными напитками, предусматривается поэтапное внедрение механизмов межведомственного взаимодействия в работе с этими семьями по месту их жительства, привлечение учреждений здравоохранения, администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, предприятий и организаций различных форм собственности и ведомственной принадлежности.
Необходимо дальнейшее открытие в учреждениях социального обслуживания семейно-воспитательных групп как гибкой и экономичной формы социального обслуживания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, для последующей передачи их на усыновление или под опеку.
Планируется привлечение общественных объединений и религиозных организаций, средств массовой информации, а также непосредственно самих граждан к решению вопросов охраны семьи, женщин и детей, профилактики детской безнадзорности и беспризорности, что во много раз повысит эффективность и темпы реализации мероприятий, предусмотренных Концепцией.
5. Законодательная и нормативно-правовая основа системы социального
обслуживания
В настоящее время социальное обслуживание населения регламентируется следующими нормативными правовыми актами:
Федеральным законом "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";
Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";
Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
Законом Республики Башкортостан "О социальном обслуживании населения в Республике Башкортостан";
Законом Республики Башкортостан "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав в Республике Башкортостан";
постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10 февраля 2006 года N 32 "Об утверждении Положения о государственном учреждении Комплексный центр социального обслуживания населения";
постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 июля 2006 года N 214 "О порядке и условиях социального обслуживания населения в Республике Башкортостан";
постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15 января 2007 года N 5 "О государственных стандартах социального обслуживания населения в Республике Башкортостан";
постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25 июля 2007 года N 203 "О мерах по формированию системы управления социальными услугами в Республике Башкортостан".
6. Механизм реализации Концепции
Реализация Концепции осуществляется Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан совместно с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти, учреждениями социального обслуживания населения.
Решение задач, указанных в Концепции, обеспечивается в рамках реализации законодательных и иных нормативных правовых актов, а также целевых программ.
7. Социально-экономические результаты реализации Концепции
Реализация Концепции приведет к получению ряда важных социально-экономических результатов:
достижению правовой и организационной сбалансированности системы социального обслуживания населения;
обеспечению социальной защищенности тех групп населения и отдельных граждан, которые в силу объективных причин не в состоянии помочь себе самостоятельно;
предупреждению социального иждивенчества и стимулированию социальной самозащиты личности;
достижению эффективных в социальном и экономическом плане уровней перераспределения материальных, в том числе финансовых, ресурсов социального обслуживания населения, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан и внебюджетных источников;
обеспечению доступности и повышению качества социальных услуг, эффективности социального обслуживания населения;
снижению уровня социального сиротства детей и подростков, оставшихся без попечения родителей;
формированию рынка социальных услуг.
В результате совершенствования системы социального обслуживания населения в Республике Башкортостан в 2008 году будет обеспечено предоставление социальных услуг 96 процентам нуждающихся граждан, а в последующие годы обеспечение населения социальным обслуживанием достигнет от 98 до 100 процентов нуждающихся. Обеспеченность социальным обслуживанием на дому составит в 2008 году 85 процентов от числа всех нуждающихся (в 2006 году - 75 процентов), в дальнейшем прогнозируется ежегодное увеличение охвата обслуживаемых на дому нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов.
Удельный вес детей, находящихся в специализированных учреждениях (филиалах, отделениях) для несовершеннолетних, охваченных семейными формами жизнеустройства, увеличится с 0,7 процента в 2006 году до 8 процентов в 2008 году, а в последующие годы - до 10 процентов. К положительным результатам приведет и комплексное решение проблем детей-инвалидов, в том числе создание условий для их реабилитации и социальной интеграции. В частности, удельный вес детей-инвалидов, получивших услуги в специализированных учреждениях (отделениях, филиалах) для детей и подростков с ограниченными возможностями, возрастет с 85 процентов в 2006 году до 95 процентов в 2008 году и до 100 процентов к 2010 году. Кроме того, в 2008 году будет предоставлено инвалидам реабилитационных услуг на 550 тыс. единиц больше, чем в 2006 году, и достигнет 1,35 млн. единиц; в 2009 году ожидается увеличение количества этих услуг до 1,45 млн. единиц, а с 2010 года предполагается довести этот показатель до 1,5 млн. единиц.
Мероприятия по улучшению жизни и комфортности проживания граждан пожилого возраста и инвалидов позволят ежегодно увеличивать численность граждан, обслуживаемых в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания населения, более чем на 100 человек. При этом очередность на стационарное социальное обслуживание сократится с 857 человек в 2006 году до 572 человек в 2008 году и до 60 человек в среднесрочном периоде.
Реализация мероприятий, предусмотренных Концепцией, будет способствовать оптимизации сети учреждений социального обслуживания населения, приведению их деятельности в соответствие со стандартами. Спектр социальных услуг, оказываемых гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, качественно улучшится путем внедрения новых социальных технологий и использования творческого потенциала коллективов учреждений социального обслуживания населения. Доступность и качество социальных услуг как конечный результат реализации Концепции будет свидетельствовать, во-первых, об устойчивости системы социального обслуживания населения в части обеспечения интересов граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, во-вторых, о готовности учреждений социального обслуживания населения удовлетворять нуждаемость граждан в социальной поддержке и социальных услугах.
План мероприятий
по реализации Концепции развития и реформирования системы социального обслуживания населения в Республике Башкортостан на 2007-2011 годы и на период до 2015 года
(утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан
от 22 октября 2007 г. N 296)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 22 октября 2007 г. N 296 "Об утверждении Концепции развития и реформирования системы социального обслуживания населения в Республике Башкортостан на 2007-2011 годы и на период до 2015 года"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", N 22 (268) от 28 ноября 2007 г., ст. 1162 (без приложений)