Республиканское соглашение
между Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан на 2008-2010 годы
от 6 декабря 2007 г. N 8
14 апреля, 11 июля, 2 октября, 31 декабря 2008 г., 2 апреля, 7 июля, 7 августа, 5 октября, 28 декабря 2009 г., 1 апреля, 1 июля, 1 октября 2010 г., 13 января 2011 г.
Настоящее Республиканское соглашение фактически прекратило действие с 1 января 2011 г.
См. Республиканское соглашение между Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан на 2011-2013 годы от 28 июня 2010 г. N 11
Федерация профсоюзов Республики Башкортостан (далее - Федерация профсоюзов), объединения работодателей Республики Башкортостан (далее - объединения работодателей), Правительство Республики Башкортостан (далее - Правительство) заключили настоящее Республиканское соглашение между Федерацией профсоюзов, объединениями работодателей, Правительством на 2008-2010 годы (далее - Республиканское соглашение), устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, а также совместные действия Сторон по их реализации.
Приоритетными целями Республиканского соглашения являются проведение социально-экономической политики, направленной на обеспечение прав граждан на достойный труд, повышение уровня жизни работников и членов их семей на основе устойчивого развития экономики, роста производительности труда, стабильной занятости, безопасности рабочих мест, расширения возможностей профессионального роста.
Обязательства и гарантии настоящего Республиканского соглашения являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения трудовых прав и гарантий работников.
Обязательства работодателей принимают на себя также две другие стороны Республиканского соглашения в той мере, в которой они осуществляют эти функции.
1. Сфера действия Республиканского соглашения
1.1. Республиканское соглашение распространяется на работников организаций, профсоюзные организации которых входят в Федерацию профсоюзов, а также на членов объединений работодателей Республики Башкортостан, принимавших участие в разработке и заключении Республиканского соглашения.
Другие профсоюзные объединения и объединения работодателей могут присоединиться к настоящему Республиканскому соглашению путем письменного уведомления Сторон Республиканского соглашения.
1.2. В соответствии с порядком, утвержденным Республиканской трехсторонней комиссией, орган исполнительной власти Республики Башкортостан, осуществляющий единую государственную политику в области труда, имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении настоящего Республиканского соглашения, присоединиться к нему.
Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к Республиканскому соглашению не представили в республиканский орган исполнительной власти, осуществляющий единую государственную политику в области труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
1.3. Условия настоящего Республиканского соглашения являются обязательными для органов исполнительной власти, местного самоуправления, организаций и предпринимателей Республики Башкортостан в пределах обязательств, взятых ими в рамках своей компетенции и законодательства.
2. Общие положения
2.1. Изменения и дополнения Республиканского соглашения производятся по соглашению Сторон.
2.2. Для обеспечения реализации Республиканского соглашения Стороны на основе взаимных консультаций в рамках Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Республиканская трехсторонняя комиссия) разрабатывают документы, принимают необходимые решения, формируют предложения в адрес органов государственной власти Республики Башкортостан и добиваются их реализации.
2.3. Текст Республиканского соглашения направляется:
Правительством - администрациям муниципальных районов и городских округов, министерствам, ведомствам и редакциям газет для опубликования;
Объединениями работодателей, которые принимали участие в разработке и заключении Республиканского соглашения, - работодателям, входящим в данные объединения работодателей;
Федерацией профсоюзов - организациям - членам Федерации профсоюзов.
3. Социально-экономическое развитие
Стороны Республиканского соглашения
3.1. Реализуют социально-ориентированную экономическую политику, осуществляют меры, направленные на динамичное развитие всех секторов экономики, развитие инновационной деятельности, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, рациональное расходование средств бюджета Республики Башкортостан и обеспечение на этой основе повышения благосостояния, качества и уровня жизни населения Республики Башкортостан.
3.2. Проводят консультации по основным показателям прогноза социально-экономического развития и проекта бюджета Республики Башкортостан в соответствии с согласованным Сторонами перечнем (приложение N 1 к настоящему Республиканскому соглашению).
3.3. В рамках своей компетенции обязуются содействовать достижению показателей, установленных согласованным Сторонами перечнем (приложение N 2 к настоящему Республиканскому соглашению).
3.4. Осуществляют меры по реализации концепции Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года.
3.5. В целях обеспечения финансово-экономической стабильности проводят консультации и своевременно обмениваются информацией по вопросам, касающимся противодействия "недружественным" поглощениям и "рейдерской" деятельности в отношении организаций, осуществляющих деятельность на территории республики.
3.6. Способствуют развитию практики подготовки организациями социальной (нефинансовой) отчетности.
3.7. Ежегодно проводят конкурс "За высокую социальную эффективность и развитие социального партнерства".
3.8. Осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, за выполнением условий коллективных договоров и соглашений работодателями (физическими и юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), осуществляющими деятельность на территории республики.
3.9. Принимают меры, направленные на укрепление трудовой дисциплины, экономию материальных ресурсов, повышение качества производимой продукции и рациональное использование рабочего времени.
3.10. Осуществляют содействие и стимулирование развития изобретательского и рационализаторского творчества.
3.11. Принимают меры по привлечению в республику и закреплению высококвалифицированных специалистов, по снижению объемов трудовой миграции из республики.
Федерация профсоюзов
3.12. Разрабатывает и предлагает меры поощрения высокопроизводительного труда, способствует соблюдению работниками организаций правил внутреннего трудового распорядка, созданию и сохранению благоприятного климата в трудовых коллективах.
3.13. Осуществляет контроль за соблюдением законодательных актов и иных нормативных правовых актов, обеспечивающих защиту интересов работников при приватизации, реструктуризации, перепрофилировании, ликвидации или банкротстве предприятия.
Объединения работодателей, работодатели
3.14. Участвуют в решении социально значимых для республики проблем и осуществляют предпринимательскую деятельность на принципах социальной ответственности.
3.15. Не реже двух раз в год отчитываются перед работниками, их представителями о выполнении коллективных договоров, соглашений, о результатах финансово-экономической деятельности организации, представляют Сторонам информацию о предстоящей реорганизации, реформировании, перепрофилировании или ликвидации организации.
3.16. Разрабатывают и реализуют комплекс мероприятий, направленных на обеспечение стабильности и повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности организации.
3.17. Предусматривают в коллективных договорах мероприятия, направленные на обновление основных производственных фондов, обеспечивают разработку и реализацию планов по освоению новых технологий и инновационной продукции, повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Правительство
3.18. Разрабатывает и представляет Сторонам Комплексную программу по реализации основных положений Послания Президента Республики Башкортостан народу и Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан на соответствующий год.
3.19. Обеспечивает в установленном порядке погашение санкционированной кредиторской задолженности бюджета Республики Башкортостан за выполненные плановые работы и услуги в пределах расходов, предусмотренных на эти цели бюджетом Республики Башкортостан на очередной финансовый год.
3.20. В установленном порядке в пределах средств, предусмотренных бюджетом Республики Башкортостан, выделяет бюджетные кредиты, своевременно формирует и утверждает республиканскую адресную инвестиционную программу, в том числе перечень строек и объектов для республиканских государственных нужд на 2008-2010 годы, обеспечивает их финансирование.
3.21. По согласованию привлекает представителей профсоюзов для работы в составе постоянно действующих комиссий по организации конкурсов на размещение заказов для государственных нужд.
3.22. Стимулирует работу организаций, обеспечивающих рост объемов производства продукции (работ, услуг), расширение ассортимента и качества выпускаемой продукции, привлечение инвестиций в основной капитал предприятий, создание новых рабочих мест, содержащих объекты социальной сферы.
Организует проведение соревнования между организациями основных видов экономической деятельности Республики Башкортостан.
3.23. В целях повышения экономической устойчивости организаций создает условия для углубления внутрирегионального взаимодействия и сотрудничества.
3.24. Проводит республиканский конкурс инновационных проектов и обеспечивает мероприятия по государственной поддержке наиболее эффективных и значимых инновационных проектов в пределах средств, предусматриваемых бюджетом Республики Башкортостан на эти цели.
3.25. Обеспечивает реализацию мероприятий Республиканской программы государственной поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан на 2008-2010 годы в пределах средств, предусмотренных бюджетом Республики Башкортостан.
3.26. Поручает органу исполнительной власти Республики Башкортостан, осуществляющему единую государственную политику в области труда, при регистрации коллективного договора, соглашения выявлять условия, ухудшающие положение работников по сравнению с Трудовым кодексом Российской Федерации, законами, иными нормативными правовыми актами, и сообщать об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в Государственную инспекцию труда в Республике Башкортостан.
3.27. При представлении к государственным наградам руководителей организаций учитывает предложения отраслевых организаций профсоюзов и объединений работодателей.
4. Социальная защита трудящихся и населения
Стороны Республиканского соглашения
4.1. Проводят согласованные мероприятия по реализации национальных проектов "Здоровье", "Образование", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", "Развитие агропромышленного комплекса" в Республике Башкортостан.
4.2. Осуществляют контроль за рациональным использованием средств Республиканского фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан.
4.3. Принимают экономические и правовые меры, направленные на сохранение и укрепление материальной базы объектов культуры, физкультуры, спорта, туризма, детского и семейного отдыха и оздоровления, на сохранение бесплатных (льготных) форм работы с детьми во всех организациях социально-культурной сферы.
4.4. Организуют санаторно-курортное лечение и оздоровление работников организаций и членов их семей, отдых и оздоровление детей, учащихся и студентов в государственных и иных оздоровительных учреждениях с привлечением средств бюджета Республики Башкортостан, в том числе на оздоровление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бюджетов муниципальных районов и городских округов, социальных фондов и иных источников.
4.5. Способствуют повышению уровня пенсионного обеспечения граждан, развитию дополнительного пенсионного страхования и обеспечения, в том числе через повышение доходов работающих граждан, развитие негосударственных пенсионных фондов, формирование профессиональных (отраслевых, региональных) пенсионных систем, осуществляют контроль за соблюдением работодателями пенсионного законодательства.
4.6. Содействуют повышению стабилизации финансово-экономического положения организаций республиканских обществ инвалидов.
Федерация профсоюзов, объединения работодателей, работодатели
4.7. Обеспечивают сохранность, хозяйственное содержание, коммунальное обслуживание и использование по назначению детских оздоровительных лагерей, детских дошкольных учреждений, объектов культуры и спорта, жилищного фонда, находящихся на балансе организаций.
4.8. Предусматривают в коллективных договорах при наличии прибыли:
выделение средств для приобретения путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, проведение оздоровительной, культурно-массовой и физкультурной работы;
дополнительные по сравнению с установленным законодательством компенсационные выплаты работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет.
4.9. Обеспечивают создание во всех организациях комиссий по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
4.10. Организуют на долевых началах новогодние театрализованные представления, детские утренники в дни зимних школьных каникул в учреждениях культуры и спорта, обеспечивают детей работников в возрасте до 14 лет новогодними подарками.
Федерация профсоюзов
4.11. Вносит предложения в органы государственной власти по предоставлению налоговых льгот в соответствии с законодательством детским оздоровительно-воспитательным, студенческим спортивно-оздоровительным организациям, учреждениям образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма, независимо от ведомственной принадлежности.
4.12. Оказывает организационно-методическую помощь культурно-просветительным учреждениям, детским оздоровительно-воспитательным организациям.
4.13. Организует работу комиссий по пенсионным вопросам, проводит в организациях разъяснительную работу по вопросам пенсионной реформы с привлечением специалистов Пенсионного фонда Российской Федерации.
4.14. Осуществляет контроль за обеспечением сохранности архивных документов организаций по личному составу.
Объединения работодателей, работодатели
4.15. Осуществляют качественную и своевременную подготовку сведений о стаже и заработке работников для государственного пенсионного обеспечения, включая льготное, а также полное и своевременное перечисление страховых взносов в Пенсионный фонд, ежемесячно информируют застрахованных лиц, работающих у них, о перечисленных страховых взносах на страховую и накопительную части трудовой пенсии. Обеспечивают сохранность архивных документов организации, в том числе по личному составу.
4.16. Предусматривают в коллективных договорах (соглашениях):
выделение средств на содержание социальной сферы;
отчисление денежных средств первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу.
4.17. Учитывают мнение коллектива работников или, по его поручению, выборного профсоюзного органа при принятии решения об изменении подчиненности объектов социально-культурного назначения, при передаче в аренду зданий, помещений, сооружений, оборудования.
4.18. Обеспечивают при наличии средств в организации медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям с частичной компенсацией его стоимости вышедшим на пенсию ветеранам организаций.
4.19. Содействуют улучшению жилищных условий работников организаций. В этих целях предоставляют работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, финансовую помощь в виде безвозмездных субсидий или беспроцентного кредита (займа) на уплату первоначального взноса или оплату части стоимости приобретаемого жилого помещения.
Ведут учет работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и осуществляют распределение жилья, построенного или приобретенного за счет средств работодателя, с учетом времени постановки нуждающихся на учет и в соответствии с положением, утверждаемым работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом.
4.20. Обеспечивают (с учетом производственных условий) для беременных женщин и лиц, воспитывающих детей, возможность работы по гибкому (индивидуальному) графику.
Правительство
4.21. Разрабатывает и обеспечивает реализацию Программы социальной поддержки населения Республики Башкортостан. По итогам года информирует Стороны о выполнении программы.
4.22. Обеспечивает дополнительные социальные выплаты: доплаты к пенсиям, стипендии, в соответствии с законодательством.
4.23. Обеспечивает государственное регулирование цен на лекарственные средства, медикаменты, изделия медицинского назначения, а также тарифов на городской пассажирский транспорт общего пользования и пригородный железнодорожный транспорт, коммунальных (газоснабжение и электроснабжение для населения) услуг.
Устанавливает предельные индексы максимально возможного изменения тарифов платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги не чаще одного раза в год.
4.24. При формировании проекта бюджета Республики Башкортостан предусматривает, а администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан рекомендует предусматривать при разработке проектов местных бюджетов выделение средств на оздоровление детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учащейся молодежи, развитие культуры, образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, туризма, на питание и содержание детей в детских дошкольных учреждениях и учебных заведениях, в том числе в первоочередном порядке - детей, нуждающихся в особой государственной поддержке: детей-сирот, детей с ограниченными возможностями, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из многодетных и неполных семей и других категорий детей из малообеспеченных семей в соответствии с расходными обязательствами, установленными нормативными актами Российской Федерации и Республики Башкортостан.
4.25. Обеспечивает условия для развития жилищного строительства и рынка жилья в Республике Башкортостан.
Устанавливает механизмы государственной поддержки малоимущих граждан в форме предоставления безвозмездных субсидий на оплату первоначального взноса, на частичную компенсацию процентной ставки при оформлении ипотечного кредита (займа) на строительство или приобретение жилья, а также предоставления ипотечного жилищного займа на строительство (приобретение) жилья.
Оказывает меры государственной поддержки в области социального жилищного ипотечного кредитования в пределах средств, предусмотренных республиканской адресной инвестиционной программой на 2008-2010 годы.
Осуществляет мониторинг обеспечения жильем работников бюджетной сферы за счет средств бюджетов всех уровней.
4.26. Обеспечивает выполнение мероприятий по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья в соответствии с законодательством.
Дополнительным соглашением между Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан от 7 августа 2009 г. в раздел 5 настоящего Республиканского соглашения внесены изменения
5. Обеспечение занятости и развитие рынка труда
Стороны Республиканского соглашения
5.1. Реализуют меры, направленные на повышение эффективности использования трудового потенциала республики путем обеспечения рациональной занятости населения, создания условий для профессионального роста и повышения квалификации работников, регулирования трудовой миграции.
5.1.1. Обеспечивают создание новых рабочих мест в 2009 году не менее 5300, в 2010 году - не менее 5400.
5.2. В случае угрозы массовой безработицы разрабатывают на основе взаимных консультаций программу экстренных мероприятий, направленных на содействие занятости населения, поддержку высвобождаемых работников, определяют источники ее финансирования.
5.2.1. Разрабатывают и реализуют меры по обеспечению трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования;
5.2.2. Осуществляют своевременное и объективное информирование сторон социального партнерства, населения о ситуации в сфере занятости, мерах, принимаемых по снижению напряженности на рынке труда.
Федерация профсоюзов, объединения работодателей
5.3. Принимают меры по включению в соглашения, коллективные договоры обязательств работодателей:
по созданию необходимых условий для подготовки, переподготовки и повышения квалификации, переобучения новым профессиям работников, в том числе для высвобождаемых работников - до наступления срока расторжения трудового договора;
по сохранению за работниками, уволенными в связи с ликвидацией организации или сокращением численности и (или) штата, льгот и гарантий, предусмотренных для работников;
по предоставлению дополнительных льгот и гарантий высвобождаемым работникам.
5.3.1. Способствуют выполнению Республиканской программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Республики Башкортостан в 2009 году, эффективному расходованию средств, выделенных на ее реализацию.
5.4. Принимают участие в работе координационных комитетов содействия занятости населения через своих представителей.
Объединения работодателей, работодатели
5.5. Своевременно и в полном объеме информируют учреждения государственной службы занятости населения о наличии вакантных рабочих мест, введении режимов неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, временной приостановке работы.
5.6. Обеспечивают выполнение установленных квот рабочих мест для трудоустройства инвалидов, молодежи в возрасте от 16 до 29 лет, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, граждан, уволенных с военной службы, и других категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
5.7. Обеспечивают преимущественное право трудоустройства работников, увольняемых из организаций-банкротов, в организации, создаваемые на базе их имущества.
5.8. Привлечение иностранной рабочей силы осуществляют с учетом принципа приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест.
5.9. Обеспечивают постепенное замещение рабочих мест, занятых иностранными гражданами, местными трудовыми ресурсами.
5.10. В случае угрозы массового увольнения информируют профсоюзы, органы государственной службы занятости населения не менее чем за три месяца и совместно разрабатывают меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению (приостановка найма, перевод на режим неполного рабочего времени и др.).
Критериями массового увольнения считать показатели численности увольняемых работников за определенный период времени:
увольнение работников в связи с ликвидацией организации любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;
сокращение численности или штата работников организации в количестве:
50 и более человек в течение 30 календарных дней;
200 и более человек в течение 60 календарных дней;
500 и более человек в течение 90 календарных дней.
5.10.1. Принимают меры по повышению занятости работников за счет выполнения собственными силами работ, ранее выполнявшихся подрядными организациями;
5.10.2. Не допускают массового увольнения работников до принятия мер по организации их участия в общественных работах, профессиональной переподготовке;
5.10.3. Предоставляют органам государственной службы занятости информацию о возможности предоставления рабочих мест в целях организации общественных работ для работников, находящихся под риском увольнения (в том числе иных организаций), безработных граждан, а также для организации стажировки выпускников учреждений профессионального образования.
Правительство
5.11. Реализует республиканскую целевую программу "Содействие занятости населения Республики Башкортостан" на 2007-2009 годы, публикует ее в средствах массовой информации.
Обеспечивает взаимодействие муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, государственных учреждений службы занятости населения республики, работодателей в целях содействия занятости населения и социальной защиты безработных граждан.
Рекомендует органам местного самоуправления при разработке проектов бюджетов предусматривать выделение целевых средств на осуществление мер содействия занятости населения в соответствии с законодательством.
5.11.1. Обеспечивает реализацию Республиканской программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Республики Башкортостан в 2009 году.
5.12. Представляет Сторонам ежемесячно текущую и ежеквартально аналитическую информацию о состоянии рынка труда, перечне профессий, пользующихся наибольшим спросом на рынке труда, составе безработных граждан, равновесной ставке заработной платы по отдельным отраслям, выполнении программы "Содействие занятости населения Республики Башкортостан" на 2007-2009 годы.
5.13. Осуществляет меры по регулированию объемов и структуры подготовки кадров в учреждениях профессионального образования с учетом мониторинга текущих и перспективных потребностей в квалифицированных рабочих и специалистах.
5.14. Осуществляет оценку эффективности использования иностранной рабочей силы, учитывает мнение Сторон при определении потребности экономики и подготовке предложений об объемах привлечения иностранной рабочей силы.
5.15. Создает режим наибольшего благоприятствования работодателям, принимающим на работу безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
6. В области доходов и уровня жизни населения
Стороны Республиканского соглашения
6.1. Принимают меры по поэтапному приближению уровня минимальной заработной платы работников организаций при полном рабочем дне до величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
6.2. Принимают меры по повышению доходов малообеспеченного населения до уровня не ниже прожиточного минимума.
6.3. Устанавливают рекомендуемые Республиканской трехсторонней комиссией межотраслевые соотношения и размеры тарифных ставок 1 разряда (окладов) рабочих основных профессий по видам экономической деятельности (приложение N 3 к настоящему Республиканскому соглашению).
Размеры тарифных ставок (окладов) ежеквартально индексируются темпами, опережающими рост потребительских цен на товары и услуги, в порядке, устанавливаемом Республиканской трехсторонней комиссией.
6.4. Осуществляют контроль за своевременной выплатой заработной платы, не допускают необоснованного снижения ее уровня. Принимают меры легализации заработной платы и по ликвидации задолженности по заработной плате.
6.5. Способствуют созданию эффективных рабочих мест с достойной заработной платой (не ниже величины прожиточного минимума) и безопасными условиями труда, улучшению качественной структуры рабочих мест.
6.6. Осуществляют анализ уровней заработной платы мужчин и женщин при выполнении одинаковых трудовых функций и при одинаковых условиях труда.
Объединения работодателей, работодатели
6.7. Обеспечивают месячную заработную плату работникам, отработавшим за этот период норму рабочего времени и выполнившим нормы труда (трудовые обязанности), в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
6.8. Применяют рекомендуемые Республиканской трехсторонней комиссией межотраслевые соотношения и размеры тарифных ставок 1 разряда (окладов) рабочих основных профессий по видам экономической деятельности.
6.9. Обеспечивают в порядке, установленном коллективным договором (соглашением, локальным нормативным актом), индексацию заработной платы, в том числе задержанной, в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
6.10. Обеспечивают долю тарифной части в составе заработной платы работников не менее 50 процентов.
6.11. Поэтапно повышают долю заработной платы в себестоимости продукции.
6.12. Обеспечивают своевременную выплату заработной платы и постепенное погашение сложившейся просроченной задолженности по заработной плате в соответствии с графиками, согласованными с профсоюзными комитетами.
6.13. Время приостановки работником работы ввиду задержки работодателем выплаты ему заработной платы на срок более 15 дней, если работник известил работодателя о начале простоя в письменной форме, оплачивают в соответствии с коллективным договором как простой по вине работодателя в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.
6.14. В случае задержки выплаты заработной платы при отсутствии средств на текущем счете организации, но при наличии валютных средств в обязательном порядке используют эти средства целевым назначением на погашение задолженности по заработной плате.
6.15. Выплачивают заработную плату в денежной форме. В исключительных случаях, установленных коллективными договорами, часть заработной платы, но не более 20 процентов, по письменному заявлению работника могут выплачивать товарами, продуктами и услугами, предназначенными для личного пользования работником и членами его семьи в соответствии с их интересами, по ценам не выше рыночных.
6.16. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливают коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Принимают локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, с учетом мнения профсоюзного комитета (представительного органа работников).
6.17. Обеспечивают установление в коллективном договоре соотношения в уровнях оплаты труда 10 процентов работников с наиболее низкой заработной платой и 10 процентов с самой высокой не более чем 1:6.
6.18. Устанавливают в коллективном договоре размер выплачиваемой работнику денежной компенсации при нарушении установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки и обеспечивают ее выплату одновременно с выплатой задержанной заработной платы.
Федерация профсоюзов
6.19. Осуществляет контроль за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, локальных нормативных актов силами правовых и технических инспекций труда профсоюзов, в том числе внештатных, уполномоченных доверенных лиц профсоюзных комитетов.
6.20. Оказывает бесплатную юридическую помощь членам профсоюзов по социально-трудовым и иным вопросам, связанным с трудом.
6.21. Принимает меры по соблюдению работодателями установленных размеров минимальной заработной платы.
Правительство
6.22. Обеспечивает своевременную выплату заработной платы работникам государственных учреждений Республики Башкортостан.
6.23. Осуществляет контроль за обеспечением государственных гарантий по оплате труда всеми работодателями, своевременной выплатой пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат, а также за целевым использованием бюджетных средств, направляемых на эти цели.
6.24. в трудовых договорах с руководителями государственных предприятий предусматривает их ответственность за нарушения трудового законодательства.
6.25. Разрабатывает и реализует мероприятия по повышению эффективности государственного регулирования в области заработной платы и обеспечения роста уровня жизни населения.
6.26. В целях повышения уровня заработной платы работников государственных учреждений Республики Башкортостан принимает нормативные правовые акты по системам оплаты труда с учетом государственных гарантий по оплате труда и рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Обеспечивает заработную плату работников государственных учреждений Республики Башкортостан не ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп работников.
Рекомендует администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан принять аналогичное решение и обеспечить своевременное повышение базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы работников муниципальных учреждений.
6.27. Устанавливает повышение на 25 процентов тарифных ставок (окладов) специалистам, работающим в государственных учреждениях Республики Башкортостан, расположенных в сельских населенных пунктах или рабочих поселках, по сравнению с тарифными ставками (окладами) специалистов, осуществляющих те же виды деятельности в городской местности, по перечню должностей, утверждаемых Правительством Республики Башкортостан.
Осуществляет совместно с администрациями муниципальных образований Республики Башкортостан реализацию законодательства, регулирующего вопросы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг специалистам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах и рабочих поселках по перечню, утверждаемому Правительством Республики Башкортостан.
7. Охрана труда и экологическая безопасность
Стороны Республиканского соглашения
7.1. Осуществляют скоординированную контрольно-профилактическую работу республиканских органов исполнительной власти, органов социального страхования, государственного надзора, технической инспекции труда Федерации профсоюзов Республики Башкортостан в области улучшения условий, охраны труда и оздоровления окружающей среды.
7.2. Ежегодно организуют и проводят республиканские и иные смотры, конкурсы, тематические выставки по прогрессивной организации работ по охране труда и экологии в организациях и определяют победителей среди организаций республики.
7.3. Обеспечивают права женщин на охрану труда, сохранение здоровья с учетом материнских функций.
7.4. Участвуют в реализации мероприятий Республиканской целевой программы "Экология и природные ресурсы Республики Башкортостан (2004-2010 годы)", комплексных экологических программ и планов мероприятий по достижению установленных нормативов воздействия на окружающую среду, по охране, воспроизводству и рациональному использованию природных ресурсов, обеспечивают контроль за их выполнением.
Федерация профсоюзов
7.5. Осуществляет общественный контроль за реализацией республиканских целевых программ улучшения условий и охраны труда, а также иных федеральных и республиканских социальных программ, направленных на обеспечение безопасных условий труда и сохранение здоровья работающих.
7.6. Способствует совершенствованию общественного контроля за выполнением мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, соблюдением норм и правил по охране труда и экологии на предприятиях путем обучения профсоюзного актива.
7.7. Участвует в нормотворчестве в области охраны труда работающих и окружающей среды, в работе Межведомственной комиссии по охране труда Республики Башкортостан и Совета инспекций при Межведомственной комиссии по охране труда Республики Башкортостан.
7.8. Проводит ежегодно конкурс на звание "Лучший уполномоченный по охране труда Федерации профсоюзов Республики Башкортостан" и совместно с органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда, организует проведение ежегодного конкурса между предприятиями (организациями) основных отраслей экономики Республики Башкортостан в номинации "Лучшая организация условий и охраны труда".
Объединения работодателей, работодатели
7.9. Выделяют средства на мероприятия по охране труда в размерах, предусмотренных законодательством, а также коллективными договорами и соглашениями.
7.10. Создают службы охраны труда или вводят должность специалиста по охране труда с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
7.11. Реализуют в организациях мероприятия по модернизации оборудования, направленные на улучшение условий, замену тяжелого физического труда.
7.12. Организуют санитарно-бытовое обеспечение и медицинское обслуживание работающих, профилактическую санитарно-просветительскую работу, проведение предварительных и периодических медицинских осмотров, в том числе направленных на выявление наркозависимых лиц, работающих на предприятиях, связанных с опасным производством и обеспечением жизнедеятельности населения.
Организуют условия труда и быта женщин с учетом их физиологических особенностей.
7.13. Организуют на производстве горячее и лечебно-профилактическое питание работников организаций, в том числе льготное и бесплатное, в объемах, предусмотренных нормами и коллективным договором.
7.14. Разрабатывают и осуществляют систему мер по переводу женщин с работ с тяжелыми и вредными условиями труда на рабочие места с нормальными условиями труда, сокращению занятости женщин в ночное время.
7.15. Осуществляют управление охраной труда совместно с профсоюзной организацией.
Предоставляют уполномоченным профкомов по охране труда свободное от работы время не менее 2 часов в неделю для выполнения возложенных на них обязанностей с сохранением среднего заработка, проводят совместно с профсоюзным комитетом их обучение и проверку знаний по охране труда с выдачей соответствующего удостоверения, предусматривают в коллективном договоре меры материального стимулирования их работы по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве.
7.16. Проводят аттестацию рабочих мест по условиям труда, мероприятия по улучшению условий труда и сертификацию организации работ по охране труда.
7.17. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях повышенные по сравнению с установленными законодательством компенсации на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Правительство
7.18. Осуществляет координацию работы органов исполнительной власти, государственного надзора, органов местного самоуправления по улучшению условий и охране труда в организациях республики.
7.19. Обеспечивает реализацию республиканских целевых программ, направленных на обеспечение безопасных условий труда и сохранение здоровья работающих.
7.20. Рекомендует администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан обеспечивать принятие и реализацию территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда, рекомендует организовывать деятельность территориальных координационных советов (межведомственных комиссий) по улучшению условий и охране труда.
8. Условия труда и социальные гарантии молодежи
Стороны Республиканского соглашения
8.1. В работе с молодежью считают приоритетными задачами защиту социально-экономических прав работающей и учащейся молодежи, создание условий для активизации ее участия в жизни республики, обеспечение всесторонней социальной поддержки на этапе получения образования и трудовой деятельности.
8.2. Осуществляют эффективное взаимодействие в области реализации молодежной политики и совместного контроля за обеспечением правовых и социальных гарантий молодежи.
8.3. Обеспечивают участие представителей молодежи в комиссиях по ведению переговоров по заключению соглашений всех уровней и коллективных договоров.
8.4. Содействуют привлечению и закреплению молодежи в организациях. Реализуют совместные мероприятия по взаимодействию с работающей молодежью республики.
8.5. Проводят мероприятия по предупреждению негативных явлений среди работников и работающей молодежи организаций, способствуют укреплению нравственного и физического здоровья молодежи.
8.6. Разрабатывают и реализуют мероприятия по строительству жилья для молодых семей с использованием средств организаций, бюджета Республики Башкортостан и внебюджетных источников, в том числе с предоставлением жилья в рассрочку на льготных условиях и привлечением молодежи к строительству и приобретению собственного жилья.
8.7. Обеспечивают регулярное освещение в "Молодежной газете" о реализации мероприятий настоящего раздела Республиканского соглашения.
Федерация профсоюзов, объединения работодателей, работодатели
8.8. Предусматривают в коллективных договорах, отраслевых и территориальных соглашениях разделы по работе с молодежью с предоставлением ей следующих гарантий и льгот:
финансирование программ работы с молодежью в организациях;
развитие института наставничества (установление доплаты к окладу наставника не менее 15 процентов);
предоставление возможности повышения квалификации и получения специальности, профессионального роста, принятие мер по снижению стоимости платного обучения в государственных учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
учреждение стипендий организации для работников, студентов, обучающихся в учреждениях профессионального образования;
оказание помощи в оплате первоначального взноса в приобретении жилья, предоставлении беспроцентных или низкопроцентных ссуд, строительство ведомственного жилья с последующей продажей его в рассрочку;
предоставление краткосрочного оплачиваемого отпуска отцу при выписке новорожденного из роддома, оказание материальной помощи при рождении ребенка;
частичная компенсация стоимости содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях;
предоставление председателю совета молодых специалистов (молодежного совета, молодежной комиссии) первичной профсоюзной организации свободного от работы времени с сохранением среднего заработка на условиях и в порядке, устанавливаемом коллективным договором, соглашением, для выполнения общественных обязанностей в интересах молодежи.
8.9. Проводят конкурсы профессионального мастерства "Лучший молодой рабочий" и "Лучший молодой специалист", предусматривают меры поощрения победителей.
8.10. Способствуют созданию в организациях всех форм собственности советов молодых специалистов, молодежных комиссий профсоюзных организаций и т.д.
Федерация профсоюзов
8.11. Создает в отраслевых республиканских и первичных профсоюзных организациях молодежные советы и комиссии, иные молодежные структуры.
8.12. Принимает участие в разработке и реализации республиканских молодежных программ.
8.13. Вводит различные формы поощрения молодых работников, добившихся высоких трудовых показателей и активно участвующих в деятельности профсоюзных организаций.
8.14. Учреждает стипендии для обучающихся и студентов учреждений профессионального образования очной формы обучения, имеющих отличную успеваемость и активно участвующих в деятельности профсоюзных организаций.
8.15. Организует обучение председателей молодежных советов, комиссий, молодых профсоюзных активистов.
8.16. Способствует адаптации молодых специалистов на производстве, организации рабочих мест и производственного быта, созданию необходимых условий для проживающих в общежитиях.
Объединения работодателей, работодатели
8.17. Заключают договоры о сотрудничестве с учреждениями профессионального образования в целях подготовки молодых рабочих и специалистов, а также договоры о развитии материально-технической базы этих учреждений, проведении производственной практики и стажировки преподавателей.
8.18. Предусматривают в коллективных договорах меры поощрения педагогических работников, мастеров производственного обучения, обучающихся и студентов учреждений профессионального образования.
8.19. Организуют шефскую работу с учащимися в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования.
Обеспечивают детям и молодежи на бесплатной основе доступность занятий спортом, самодеятельным художественным и техническим творчеством.
8.20. Привлекают студенческие трудовые отряды к выполнению работ в летний период.
Правительство
8.21. Оказывает меры социальной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе проживающим в сельской местности, в форме субсидирования и ипотечного жилищного кредитования в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в бюджете Республики Башкортостан.
9. Социальное партнерство
Стороны исходят из того, что трудовые отношения регулируются законодательством, а также настоящим Республиканским соглашением, отраслевыми, территориальными соглашениями, коллективными договорами и локальными актами организаций.
Стороны Республиканского соглашения
9.1. Добиваются выполнения Республиканского соглашения и коллективных договоров, законодательства в организациях республики.
9.2. Обеспечивают обязательное включение работодателями положений пунктов 3.15, 4.15-4.19, 5.7, 6.7-6.18, 7.9, 7.12, 7.13, 7.15, 8.8 настоящего Республиканского соглашения в коллективные договоры.
9.3. Способствуют предупреждению коллективных трудовых споров и принимают все зависящие от них меры по их урегулированию в порядке, установленном законодательством.
Рекомендуют оплату посредников и трудовых арбитров, привлекаемых для рассмотрения коллективного трудового спора, производить работодателями и представителями работников (профсоюзными организациями) в равных долях в целях обеспечения объективности и независимости при разрешении коллективного трудового спора.
9.4. Обеспечивают взаимное участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов, включенных в Республиканское соглашение, и по требованию любой из Сторон вводить ее представителя в состав рабочих групп Республиканской трехсторонней комиссии.
9.5. Регулярно освещают работу, проводимую по реализации Республиканского соглашения, в средствах массовой информации.
9.6. Обязуются способствовать заключению отраслевых и территориальных соглашений, коллективных договоров в организациях и созданию Отраслевых и территориальных объединений работодателей и территориальных объединений профсоюзов.
9.7. Определяют сроки проведения единой переговорной кампании в Республике Башкортостан, осуществляют контроль за ходом ее проведения.
9.8. Используют и предоставляют друг другу бесплатно официальные статистические данные и другую требуемую информацию, в том числе по деятельности министерств, ведомств, внебюджетных фондов, организаций, по вопросам, включенным в Республиканское соглашение.
9.9. Проводят предварительное обсуждение в Республиканской трехсторонней комиссии проектов законов, иных нормативных правовых актов по вопросам социально-трудовых отношений, а также по проблемам, включенным в Республиканское соглашение, и рекомендуют осуществлять аналогичные меры на отраслевом и территориальном уровне, а также официально информируют друг друга о принимаемых решениях и правовых актах по вопросам, включенным в Республиканское соглашение.
9.10. Создают условия для уставной деятельности профсоюзов, содействуют организации безналичной уплаты профсоюзных взносов, а также перечислению на счета профсоюзов денежных средств с расчетных счетов организаций одновременно с выдачей банками средств на заработную плату в соответствии с платежными поручениями организаций.
9.11. Устанавливают договоренность, что в период действия Республиканского соглашения профсоюзы не организуют и не поддерживают забастовок, пикетирований и других акций протеста по социально-экономическим вопросам при условии выполнения Правительством Республики Башкортостан и работодателями обязательств, предусмотренных настоящим Республиканским соглашением.
9.12. Обеспечивают представителям Сторон возможность принимать участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов по проблемам, не включенным в Республиканское соглашение, но представляющим взаимный интерес.
Федерация профсоюзов, объединения работодателей, работодатели
9.13. Осуществляют заключение коллективных договоров с профсоюзными организациями как представителями работников в организациях после обсуждения на собрании (конференции) работников и обеспечивают реализацию данных договоров.
9.14. Обеспечивают регистрацию коллективных договоров в территориальных подразделениях органа исполнительной власти Республики Башкортостан, осуществляющего единую государственную политику в области труда, после предварительного согласования с вышестоящим профсоюзным органом.
Федерация профсоюзов
9.15. Проводит экспертизу проектов коллективных договоров на соответствие их положений законодательству и соглашениям.
10. Порядок реализации и контроля
10.1. Контроль за выполнением настоящего Республиканского соглашения осуществляется непосредственно Сторонами и Республиканской трехсторонней комиссией.
Решение вопросов, возникающих в ходе реализации Республиканского соглашения, осуществляет Республиканская трехсторонняя комиссия.
10.2. Стороны договорились о регулярном (не реже одного раза в полугодие) рассмотрении хода выполнения Республиканского соглашения на заседаниях Республиканской трехсторонней комиссии.
10.3. В случае изменения правового статуса Сторон, подписавших данное Республиканское соглашение, оно будет иметь силу весь срок его действия и ответственность за его выполнение будет возлагаться на правопреемников.
10.4. Республиканское соглашение вступает в силу с 1 января 2008 года.
10.5. Республиканское соглашение принимается на 2008-2010 годы. Решение о продлении срока его действия или о заключении нового Республиканского соглашения принимается Сторонами не позднее чем за 3 месяца до окончания срока действия настоящего Республиканского соглашения с учетом положений части 2 статьи 47 Трудового кодекса Российской Федерации.
10.6. Информация о ходе реализации настоящего Республиканского соглашения, отраслевых, территориальных соглашений и коллективных договоров, решениях Республиканской трехсторонней комиссии и принимаемых мерах по регулированию социально-трудовых отношений публикуется в газетах "Республика Башкортостан" и "Действие", на официальных сайтах Сторон, подписавших Республиканское соглашение.
10.7. Настоящее Республиканское соглашение составлено в трех экземплярах, имеющих одинаковую силу, по одному экземпляру для каждой Стороны.
Республиканское соглашение подписали:
от Федерации профсоюзов от объединений работодателей от Правительства
Республики Башкортостан Республики Башкортостан Республики Башкортостан
Председатель Председатель Торгово- Премьер-министр
Федерации Профсоюзов промышленной палаты Правительства
Республики Башкортостан Республики Башкортостан Республики Башкортостан
А.М.Самирханов Б.А.Бондаренко Р.И.Байдавлетов
Председатель
Союза работодателей
Республики Башкортостан
В.Ю.Шолом
6 декабря 2007 года
N 8
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Республиканское соглашение между Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан на 2008-2010 годы от 6 декабря 2007 г. N 8
Настоящее Республиканское соглашение вступает в силу с 1 января 2008 г.
Текст соглашения опубликован в газете "Республика Башкортостан", N 241 (26474) от 13 декабря 2007 г. (без приложения N 3)
Настоящее Республиканское соглашение фактически прекратило действие с 1 января 2011 г.
См. Республиканское соглашение между Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан на 2011-2013 годы от 28 июня 2010 г. N 11
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Письмо Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 13 января 2011 г. N 04-34-05
Установлены новые межотраслевые соотношения и размеры месячных тарифных ставок 1 разряда рабочих основных профессий на 1 октября 2010 г.
Установлены новые межотраслевые соотношения и размеры месячных тарифных ставок 1 разряда рабочих основных профессий на 1 июля 2010 г.
Установлены новые межотраслевые соотношения и размеры месячных тарифных ставок 1 разряда рабочих основных профессий на 1 апреля 2010 г.
Письмо Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 28 декабря 2009 г. N 04-35-45
Письмо Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 5 октября 2009 г. N 04-35-45
Дополнительное соглашение между Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан от 7 августа 2009 г.
Письмо Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 7 июля 2009 г. N 04-35-45
Письмо Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 2 апреля 2009 г. N 04-35-45
Письмо Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 31 декабря 2008 г. N 35-156/4
Письмо Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 2 октября 2008 г. N 35-101/4
Письмо Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 11 июля 2008 г. N 34-87/5
Письмо Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 14 апреля 2008 г. N 35-37/4