Распоряжение Правительства Республики Башкортостан
от 29 декабря 2007 г. N 1551-р
Во исполнение постановления Правительства Республики Башкортостан от 8 июня 2007 года N 152 "Об утверждении Плана мероприятий по реализации в Республике Башкортостан Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 года",# и в целях улучшения качества информационно-библиотечного обслуживания населения Республики Башкортостан:
1. Утвердить прилагаемые Базовые нормы ресурсного обеспечения деятельности муниципальных библиотек Республики Башкортостан.
2. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов, муниципальных поселений Республики Башкортостан при формировании бюджетов муниципальных образований Республики Башкортостан предусматривать финансовые средства на деятельность муниципальных библиотек в соответствии с Базовыми нормами ресурсного обеспечения деятельности муниципальных библиотек Республики Башкортостан.
3. Министерству культуры и национальной политики Республики Башкортостан ежегодно проводить мониторинг ресурсной обеспеченности муниципальных библиотек республики.
4. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - министра культуры и национальной политики Республики Башкортостан Илишева И.Г.
Премьер-министр Правительства |
Р.И.Байдавлетов |
Базовые нормы
ресурсного обеспечения деятельности муниципальных библиотек Республики
Башкортостан
(утв. распоряжением Правительства Республики Башкортостан
от 29 декабря 2007 г. N 1551-р)
1. Основные положения
1.1. Базовые нормы ресурсного обеспечения деятельности муниципальных библиотек Республики Башкортостан (далее - норматив) устанавливают требования и минимально необходимые параметры, обеспечивающие функционирование библиотек муниципальных образований Республики Башкортостан.
1.2. Норматив обеспечивает:
гарантии реализации конституционных прав граждан на свободный доступ к информации и культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры;
организацию процессов производства и предоставления библиотечно-информационных услуг на основе использования современных технологий, обеспечивающих взаимоиспользование ресурсов и информационного потенциала различных библиотек;
соблюдение прав пользователей на получение качественных библиотечно-информационных услуг.
1.3. Вся совокупность требований и характеристик, выраженных в тех или иных показателях, рассчитана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области библиотечного дела.
1.4. Органы местного самоуправления вправе разрабатывать и принимать собственные нормативы, отражающие потребности в библиотечно-информационном обслуживании, не ухудшающие положения библиотек по сравнению с настоящим нормативом.
1.5. Библиотека муниципального образования Республики Башкортостан (далее - библиотека) должна отвечать требованию открытого и равного доступа к библиотечным фондам и информации для всех граждан.
1.6. Библиотека должна регулярно информировать общественность о своих целях и задачах, ресурсах, возможностях, предоставляемых услугах, текущей и перспективной деятельности. Ежегодно библиотека представляет отчет о проделанной работе, источниках и размерах полученных финансовых средств и их расходовании.
1.7. Деятельность библиотеки обеспечивается гарантированным финансированием из бюджета муниципального образования и финансированием в рамках участия в реализации федеральных, республиканских программ.
2. Организационная структура библиотечно-информационного обслуживания населения
2.1. В библиотеке создаются условия для обеспечения прав особых групп пользователей: детей, юношества, престарелых, людей с ограничениями в жизнедеятельности, с ограниченной дееспособностью или находящихся в особых условиях (больницы, приюты, детские дома и т.д.).
2.2. Библиотечно-информационное обслуживание населения Республики Башкортостан организуют:
библиотека сельского поселения - библиотека, учреждаемая и финансируемая органом местного самоуправления сельского поселения и осуществляющая библиотечно-информационное обслуживание населения сельского поселения. Библиотека сельского поселения может быть учреждением или являться структурным подразделением муниципальной (централизованной) библиотечной системы или межпоселенческой (районной) библиотеки;
библиотека городского поселения - библиотека, учреждаемая и финансируемая органом местного самоуправления городского поселения и осуществляющая библиотечно-информационное обслуживание населения городского поселения. Библиотека городского поселения может быть учреждением или являться структурным подразделением муниципальной (централизованной) библиотечной системы;
библиотека городского округа - библиотека, учреждаемая и финансируемая органом местного самоуправления городского округа и осуществляющая библиотечно-информационное обслуживание населения городского округа. Библиотека городского округа может быть учреждением или являться структурным подразделением муниципальной (централизованной) библиотечной системы городского округа;
детская библиотека - библиотека сельского, городского поселения, городского округа, осуществляющая библиотечно-информационное обслуживание детей, подростков и специалистов детского чтения. Детская библиотека может быть учреждением или являться структурным подразделением межпоселенческой (районной) библиотеки или муниципальной (централизованной) библиотечной системы;
юношеская библиотека - библиотека сельского, городского поселения, городского округа, осуществляющая библиотечно-информационное обслуживание жителей юношеского возраста, специалистов по работе с юношеством. Юношеская библиотека может быть учреждением или являться структурным подразделением межпоселенческой библиотеки, центральной библиотеки, муниципальной (централизованной) библиотечной системы.
2.3. Поселение, в состав которого входит несколько населенных пунктов, может иметь филиалы и внестационарные отделы обслуживания поселенческой библиотеки в населенных пунктах, входящих в состав поселения.
2.4. Орган местного самоуправления городского округа может присваивать ведущей универсальной библиотеке городского округа статус центральной городской библиотеки.
Центральная городская библиотека организует межбиблиотечное взаимодействие на территории городского округа, выполняет функции координационного и методического центра для библиотек городского округа.
2.5. Межпоселенческая (районная) библиотека - библиотека, учреждаемая и финансируемая органом местного самоуправления муниципального района и организующая межбиблиотечное взаимодействие на территории муниципального района, выполняющая функции координационного и методического центра для библиотек поселений.
Орган местного самоуправления муниципального района может присваивать ведущей универсальной библиотеке района статус центральной районной библиотеки.
2.6. Муниципальная (централизованная) библиотечная система -целостное учреждение, функционирующее на основе общего управления, единого штата, фонда, организационного и технологического единства, учреждаемое и финансируемое органом местного самоуправления. В состав муниципальной (централизованной) библиотечной системы входят библиотеки, находящиеся на территории муниципального образования.
3. Нормативы размещения библиотек
3.1. В целях создания условий для доступа к ресурсам библиотеки каждого жителя, независимо от места проживания, библиотеки размещаются в соответствии с нормативами обеспеченности населения Республики Башкортостан объектами социальной сферы, одобренными постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 14 декабря 2000 года N 347 и социальными нормативами и нормами, одобренными распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 года N 1063-р. Доступность услуг библиотеки обеспечивается стационарными и внестационарными формами библиотечно-информационного обслуживания.
3.2. Для обслуживания населения организуются:
в сельском (городском) поселении, являющемся административным центром муниципального района, - 1 межпоселенческая (районная) библиотека с филиалом в данном населенном пункте на каждые 5-7 тыс.человек;
в населенном пункте с населением до 500 человек, являющемся административным центром сельского поселения, - 1 библиотека сельского поселения;
в сельском поселении с населением от 500 человек до 3000 человек - 1 библиотека сельского поселения;
в сельском поселении с населением свыше 3000 человек -1 библиотека сельского поселения на 3-5 тыс.человек;
в городском поселении, не являющемся административным центром муниципального района, - 1 библиотека на 10-12 тыс.человек;
в городском округе с населением до 50 тыс.человек - 1 библиотека городского округа на 10 тыс.населения;
в городском округе с населением от 50 тыс.человек до 250 тыс.человек - 1 библиотека городского округа на 10-12 тыс.населения;
в городском округе с населением свыше 250 тыс.человек - 1 библиотека городского округа на 20 тыс.населения.
3.3. Для обслуживания детей и юношества организуются:
в административном центре муниципального района - 1 центральная детская библиотека, 1 юношеская библиотека;
в сельском (городском) поселении с населением до 50 тыс.жителей - 1 детская библиотека;
в городском округе с населением 50 тыс.жителей и более - 1 детская библиотека на 4-7 тыс.учащихся и дошкольников, 1 юношеская библиотека на 17 тыс.населения. В зависимости от местных особенностей может создаваться объединенная детско-юношеская библиотека. В городском округе, имеющем районное деление, детская и юношеская библиотека создается в каждом административном районе, либо создается объединенная библиотека для детей и юношества.
3.4. При организации библиотечно-информационного обслуживания учитывается численность и плотность населения, а также отдаленность и степень доступности населенных пунктов.
Расчет количества библиотек для территории с малонаселенными пунктами производится с учетом принципа библиотечного районирования, когда в зону обслуживания библиотеки могут быть включены несколько малонаселенных пунктов, каждый из которых в отдельности не обязательно соответствует указанной норме, но в совокупности отвечает ей.
Библиотечно-информационное обслуживание в населенном пункте с числом жителей менее 500 человек может быть организовано как посредством стационарной библиотеки, так и с использованием внестационарных форм обслуживания населения.
3.5. Организация внестационарного библиотечно-информационного обслуживания населения осуществляется руководством библиотеки и администрацией муниципального образования.
Библиотека сельского (городского) поселения, городского округа, межпоселенческая (районная) библиотека организует внестационарное обслуживание жителей, живущих в населенных пунктах, где нет стационарных библиотек, или расстояние до ближайшей стационарной библиотеки более 5 км, посредством библиотечных пунктов, передвижных библиотек и других форм.
Библиотечные пункты работают в зависимости от местных условий и количества пользователей по определенному расписанию в определенные дни и часы не реже 1 раза в неделю.
При расчете потребностей во внестационарных формах библиотечно-информационного обслуживания учитывается необходимость обслуживания жителей каждого населенного пункта, не имеющего стационарной библиотеки.
4. Библиотечно-информационные ресурсы
4.1. Объем фонда межпоселенческой (районной) библиотеки, центральной городской библиотеки для обслуживания жителей территории муниципального района (городского округа) определяется из расчета 2,5-3 документа на одного жителя муниципального района (городского округа).
Межпоселенческая (районная) библиотека, центральная городская библиотека является получателем обязательного местного экземпляра документов, издаваемых на территории муниципального района (городского округа).
Объем фонда библиотеки сельского поселения определяется из расчета 4-7 книг и других документов на одного жителя.
Объем фонда библиотеки городского поселения определяется из расчета 2-4 книг и других документов на одного жителя.
4.2. Базовая обеспеченность межпоселенческой (районной) библиотеки, центральной библиотеки городского округа периодическими изданиями должна составлять не менее 150 названий изданий.
Объем фонда периодических изданий библиотеки сельского (городского) поселения определяется из расчета:
в населенном пункте с числом жителей до 1000 человек - не менее 20 названий изданий;
в населенном пункте с числом жителей свыше 1000 человек - не менее 50 названий изданий.
4.3. Объем ежегодного пополнения фонда библиотеки определяется из расчета на 1000 жителей и составляет:
в муниципальном образовании с числом населения до 25 тыс. человек - не менее 250 печатных, аудио-, видео-, электронных изданий;
в муниципальном образовании с числом населения от 25 тыс. человек до 50 тыс.человек - не менее 220 печатных, аудио-, видео-, электронных изданий;
в муниципальном образовании с числом населения свыше 50 тыс. человек - не менее 200 печатных, аудио-, видео-, электронных изданий.
4.4. Объем пополнения фондов детской и юношеской библиотек определяется из расчета 250 печатных, аудио-, видео-, электронных изданий на число населения детского и юношеского возраста.
4.5. При открытии новой библиотеки объем книжного фонда определяется из расчета:
в муниципальном образовании с числом населения до 1 тыс.человек -не менее 4 книг на 1 человека;
в муниципальном образовании с числом населения более 1 тыс.человек - не менее 5 книг на 1 человека;
в муниципальном образовании с числом населения от 25 тыс.человек до 50 тыс.человек - 225 книг на 1000 человек;
в муниципальном образовании с числом населения более 50 тыс.человек - 200 книг на 1000 человек.
Для межпоселенческой (районной) библиотеки объем пополнения книжного фонда и объем книжного фонда при открытии библиотеки рассчитывается исходя из количества населения в муниципальном районе.
4.6. Структура фонда каждой библиотеки должна соответствовать следующим требованиям:
не менее 10% фонда должны составлять справочные издания;
не менее 30% фонда - документы для жителей в возрасте до 15 лет. Фонд документов библиотеки для обслуживания детей должен включать обучающие и развивающие игры, программы и т.д.
4.7. В межпоселенческой (районной) библиотеке, центральной городской библиотеке, осуществляющих информационно-библиотечное обслуживания этнических групп населения, компактно проживающих на территории муниципального образования, не менее 10 процентов фонда должно быть представлено документами на национальных языках этнических групп.
Ежегодное поступление документов в фонды библиотек на национальных языках этнических групп определяется из расчета:
в муниципальном образовании с числом населения этнических групп до 2000 человек - 1 книга на 25 человек;
в муниципальном образовании с числом населения этнических групп свыше 2000 человек - 1 книга на 50 человек.
4.8. Срок хранения документов в фонде зависит от востребованности, экземплярности, степени износа, устарелости содержания документа.
Документы, имеющие непреходящее значение для данной местности, должны храниться постоянно. В целях сохранности таких документов пользователям предоставляются их копии.
Хранение и использование документов, зарегистрированных в реестре книжных памятников Республики Башкортостан, осуществляется в соответствии с Законом Республики Башкортостан "О библиотечном деле".
4.9. Списание документов из фондов библиотеки проводится ежегодно по причинам ветхости, устарелости по содержанию, передачи в другие библиотеки, организации и учреждения.
4.10. В библиотеке должны соблюдаться все необходимые условия для обеспечения сохранности фонда в соответствии с установленными нормами размещения, освещения, состояния воздуха, температурного режима, пожарной сигнализации и др.
4.11. В библиотеке для обеспечения доступа населения к правовой информации должны быть установлены информационно-правовые системы.
5. Здания и помещения
5.1. Библиотека может размещаться в специальном, отдельно стоящем здании или в пристрое к жилому или общественному зданию, а также в специально приспособленном помещении жилого или общественного здания с соблюдением архитектурно-планировочных и строительных норм. По размерам и состоянию помещения библиотека должна отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН, нормам охраны труда и техники безопасности.
5.2. При размещении библиотеки на первом этаже жилого многоэтажного здания обеспечивается удобный и свободный подход для посетителей и подъезд для производственных целей самой библиотеки. При размещении в одном здании с другим учреждением библиотека должна иметь автономный вход для свободного доступа посетителей. При размещении библиотеки в социально-культурном центре должны предусматриваться специальные библиотечные помещения, обеспечивающие комфортную обстановку для пользователей.
5.3. Размер площадей для обслуживания пользователей определяется:
для библиотеки сельского (городского) поселения - из расчета 40-60 кв.м на 1000 жителей;
для межпоселенческой (районной) библиотеки и центральной городской библиотеки - устанавливается на основе Инструкции по проектированию библиотек СН 548-82 (м.1983) с учетом различной группы помещений.
5.4. Библиотека должна быть приспособлена и оборудована для обслуживания инвалидов: иметь пандусы при входе-выходе; при уровневых переходах; специальные держатели, ограждения, лифты, специальные кресла для работы в библиотеке и т.д.
6. Средства технического оснащения и дистанционного доступа к источникам информации
6.1. Для размещения ресурсов и организации производственных процессов библиотека должна располагать современными предметами библиотечной мебели (стеллажи, витрины, кафедры, столы, стулья, каталожные ящики и т.д.) и средствами технического оснащения. Детская библиотека должна быть оборудована специальной мебелью для обслуживания детей.
В библиотеке должны быть оборудованы места для работы пользователей с документами на различных носителях, автоматизированные рабочие места для пользователей, рабочие места персонала.
6.2. Библиотека сельского, городского поселения в расчете на каждые 500 пользователей обеспечивается:
1 компьютером;
1 принтером;
1 точкой доступа в Интернету.
6.3. Межпоселенческая (районная) библиотека, центральная городская библиотека должна иметь не менее 10 компьютеров, объединенных в локальную сеть, 2 принтера, 1 сканер, 1 модем для подключения к Интернет.
Основное программное обеспечение персонального компьютера должно включать:
операционную систему;
офисный пакет MS Office, включающий текстовый процессор, электронные таблицы, при необходимости системы управления базами данных (СУБД), и средства создания презентаций, средства для работы с Интернетом (как минимум, браузер и программа для работы с почтой), антивирусный пакет, программы архивации, просмотра изображений и др.;
автоматизированную библиотечно-информационную систему.
7. Кадровый ресурс
7.1. Штатная численность персонала библиотеки определяется из расчета:
в библиотеке сельского (городского) поселения - 1 библиотечный работник на 750-1000 жителей поселений в зоне обслуживания населения;
в библиотеке городского округа - 1 библиотечный работник на 2000 жителей муниципального образования. Базовая норма численности персонала библиотек фактически устанавливается по мере увеличения объемов обслуживания и необходимости выполнения основных библиотечных процессов.
7.2. Штатная численность персонала межпоселенческой (районной) библиотеки и городской центральной библиотеки определяется в соответствии с необходимостью выполнения основных библиотечных процессов внутри библиотеки и централизованного производственно-технического обеспечения деятельности библиотек муниципального района и городского округа. Нормативная потребность в штатных библиотечных работниках для обеспечения основных библиотечных процессов устанавливается из расчета:
на комплектование и обработку документов - 0,7-1 человек на 1000 экз.изданий;
на организацию библиотечного фонда - 1-1,2 человека на 100000 экз.изданий;
на обслуживание пользователей библиотеки - 3-3,5 человека на 1000 жителей;
на информационную, библиографическую деятельность - 1-1,5 человека на 1000 жителей.
7.3. Не менее 40-50 процентов штатного персонала библиотеки должны являться дипломированными специалистами.
Администрация библиотеки и ее учредитель предусматривают наличие в штате библиотеки сотрудников, обладающих специальными знаниями, необходимыми для внедрения и использования информационных технологий, создания информационных продуктов и услуг, для обслуживания особых групп пользователей (детей, людей с ограничениями жизнедеятельности и т.д.).
7.4. Администрация библиотеки и ее учредитель обеспечивают:
социальную и профессиональную защиту сотрудников в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами;
повышение квалификации библиотечных специалистов.
7.5. Персонал библиотеки муниципального образования должен обновлять профессиональные знания не менее 1 раза в 5 лет на курсах повышения квалификации, не менее 1 раза в год - на профессиональных образовательных мероприятиях. В бюджете библиотеки предусматриваются ежегодно финансовые средства на обучение и повышение квалификации библиотечных работников.
8. Финансовый ресурс
8.1. Финансирование библиотеки осуществляется за счет бюджета муниципального образования, бюджета других уровней, согласно действующему законодательству, а также за счет средств государственных и местных внебюджетных фондов; целевых грантов; пожертвований, спонсорских средств со стороны организаций и частных лиц; дохода от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Обязательные, гарантированные законом, услуги библиотеки населению финансируются учредителем в объеме, необходимом для осуществления поставленных задач.
8.2. Финансирование библиотеки должно обеспечивать:
содержание персонала библиотеки (оплата труда с начислениями, выплата надбавок за квалификационную категорию по результатам аттестации и иных надбавок, ежегодные расходы на повышение квалификации кадров);
комплектование, организация и сохранность фондов (приобретение новых книг, подписка на периодику, приобретение изданий видео- и звукозаписей, документов на CD-ROM, обеспечение оборудованием и средствами сохранности и безопасности фондов);
внедрение информационных технологий, автоматизация библиотеки (приобретение, замена и обновление компьютерного и иного технического оборудования, модернизация компьютерной техники, расходы на сетевое сопровождение и программное обеспечение и др.);
содержание здания (коммунальные услуги, текущий и капитальный ремонт, аренда, техническое обслуживание зданий и оборудования и т.д.);
оснащение библиотеки необходимым оборудованием (приобретение мебели и технического оборудования, материалов, предметов дизайна и т.д.);
осуществление организационной, методической и управленческой деятельности (услуги связи, информационно-издательские и рекламные расходы, командировочные расходы, приобретение канцелярских и офисных принадлежностей и расходных материалов, др.);
проведение культурно-просветительских массовых мероприятий, организация выставок,# и других мероприятий.
8.3. Библиотека, осуществляющая дополнительные функции (социальные, образовательные, досуговые, рекреационные и т.д.) по согласованию с учредителем или его заказу, обеспечивается дополнительными материальными ресурсами, в том числе на основе муниципального заказа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Базовые нормы ресурсного обеспечения деятельности муниципальных библиотек Республики Башкортостан устанавливают требования и минимально необходимые параметры, обеспечивающие функционирование библиотек муниципальных образований Республики Башкортостан.
Структура фонда каждой библиотеки должна соответствовать следующим требованиям не менее 10% фонда должны составлять справочные издания и не менее 30% фонда - документы для жителей в возрасте до 15 лет. Фонд документов библиотеки для обслуживания детей должен включать обучающие и развивающие игры, программы и т.д. Объем ежегодного пополнения фонда библиотеки определяется из расчета на 1000 жителей. При организации библиотечно-информационного обслуживания учитывается численность и плотность населения, а также отдаленность и степень доступности населенных пунктов.
Финансирование библиотеки осуществляется за счет бюджета муниципального образования, бюджета других уровней, а также за счет средств государственных и местных внебюджетных фондов; целевых грантов; пожертвований, спонсорских средств со стороны организаций и частных лиц; дохода от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2007 г. N 1551-р
Текст распоряжения официально опубликован не был