В целях обеспечения условий для улучшения демографической ситуации, повышения жизненного уровня населения республики, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию демографической политики Республики Башкортостан на период до 2025 года.
2. Правительству Республики Башкортостан в 3-месячный срок:
разработать проект республиканской программы по улучшению демографической ситуации;
привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Указом.
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент |
М. Рахимов |
Уфа, Дом Республики
14 июля 2008 года
N УП-333
Концепция
демографической политики Республики Башкортостан на период до 2025 года
(утв. Указом Президента Республики Башкортостан
от 14 июля 2008 г. N УП-333)
1. Общие положения
Концепция демографической политики Республики Башкортостан на период до 2025 года (далее - Концепция) разработана в соответствие# с Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" и Посланием Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан "К благополучию и благосостоянию каждой семьи, всех жителей Башкортостана (О положении в республике и основных направлениях ее развития в 2008 году)", основана на общепризнанных принципах международного права, нормах международных договоров Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан и иных нормативных правовых актах Республики Башкортостан.
В Концепции определены цель, принципы, задачи и основные направления демографической политики Республики Башкортостан на период до 2025 года.
Настоящая Концепция опирается на:
основные методические принципы, принятые при разработке Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года;
опыт разработки Концепции долгосрочной демографической политики Республики Башкортостан на период до 2015 года;
мероприятия, проводимые в рамках национальных проектов и программ в области социального развития Республики Башкортостан.
Такой подход соответствует, с одной стороны, принципу осуществления республикой самостоятельной экономической и социальной политики, с другой стороны, - принципу функционирования Республики Башкортостан в едином правовом поле Российской Федерации.
2. Современная демографическая ситуация в Республике Башкортостан
и тенденции ее развития
В Российской Федерации Республика Башкортостан выделяется не только мощным природно-ресурсным и экономическим, но и развитым многонациональный демографическим потенциалом. Среди субъектов Российской Федерации по численности населения Республика Башкортостан занимает седьмое место после Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Ростовской, Свердловской областей и Краснодарского края.
Современная демографическая ситуация в Республике Башкортостан сформировалась под влиянием политических, социально-экономических процессов в Российской Федерации, а также демографических процессов, происходивших в предыдущие десятилетия.
В отличие от многих регионов России более обоснованная экономическая и социальная политика, проводимая в Республике Башкортостан, в значительной мере способствовала сдерживанию развития демографического кризиса.
Руководство республики уделяет большое внимание демографическим проблемам. Президентом Республики Башкортостан подписан ряд указов, в соответствии с которыми реализуются мероприятия, направленные на социальную поддержку молодых и многодетных семей. Правительство Республики Башкортостан систематически рассматривает вопросы, связанные с улучшением естественного движения и миграции населения.
В республике сложилось тесное взаимодействие государственных органов с общественными организациями и научными учреждениями в области регулирования демографических процессов. Меры, разработанные в соответствии с предыдущей Концепцией долгосрочной демографической политики Республики Башкортостан до 2015 года, поэтапно выполняются.
Вместе с тем демографическая ситуация в республике недостаточно благополучная. Сложившийся уровень рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения, высок уровень смертности, особенно у мужчин в трудоспособном возрасте. За 2004-2006 годы существенно изменились миграционные процессы: сальдо миграции приняло отрицательное значение.
Начиная с 2000 года численность населения республики имеет тенденцию к сокращению. С 2009 года в трудоспособный возраст начнет вступать малочисленное поколение родившихся в 1990-х годах, а выходить из него - многочисленное поколение родившихся в 1950-60-х годах, в результате чего произойдет существенное сокращение численности населения в трудоспособном возрасте и рост численности населения старше трудоспособного возраста.
Абсолютное сокращение численности населения республики началось намного позже и происходило более медленными темпами, чем в среднем по России. Если в Российской Федерации численность населения начала сокращаться с 1993 года, то в Республике Башкортостан - только с 2000 года. Численность населения республики к началу 2007 года составила 4051 тыс. человек.
Республика Башкортостан выделяется высокой плотностью населения: на один квадратный километр территории приходится 28,3 человека против 8,3 человек в среднем по Российской Федерации.
Рождаемость населения за последние пять лет не только стабилизировалась, но и несколько возросла. Однако сложившийся уровень репродуктивности не обеспечивает простого воспроизводства населения. Причинами низкой рождаемости населения, помимо перехода семей на малодетность, стали материально-бытовые трудности, жилищные проблемы, низкий уровень жизни части населения, невысокий уровень оплаты труда, недостаточное качество оказания медицинской помощи, ухудшение репродуктивного здоровья населения, утрата семейных ценностей, рост числа разводов, большое количество преждевременного прерывания беременности и другие. Реализация приоритетов Концепции будет способствовать повышению уровня рождаемости в республике.
Динамика смертности населения за последние годы также стабилизировалась. Позитивные изменения наблюдаются в динамике смертности детей в возрасте до одного года. В последнее десятилетие младенческая смертность неуклонно снижалась: в 1994 году в расчете на 1000 родившихся приходилось 18,6 умерших детей в возрасте до одного года, в 2006 году - 10,9 умерших в этом же возрасте.
Уровень возрастной смертности в трудоспособном возрасте по-прежнему остается высоким. В 2006 году удельный вес населения, умершего в трудоспособном возрасте, составил 30,1 процента, среди них 80 процентов мужчин. Так, мужская смертность превышает женскую: в возрасте 25-29 лет - в 4,1 раза, в возрасте 30-34 лет - в 4 раза, что нарушает пропорциональное соотношение полов, отрицательно сказывается на уровне брачности населения, трудовом потенциале, благосостоянии семей. Таким образом, в 2006 году из всего числа умерших мужчин 44,7 процента находилось в трудоспособном возрасте, женщин - 13,0 процента.
Распределение основных причин смертности всего населения в 2006 году выглядело следующим образом: первое место занимают болезни систем кровообращения (58,2 процента), второе место - несчастные случаи, отравления и травмы (12,8 процента), третье место - новообразования (10,9 процента). Удельный вес смертности от несчастных случаев, отравлений и травм за последние годы имеет тенденцию к снижению.
Высокая смертность в трудоспособном возрасте во многом зависит от внешних причин и обусловлена ухудшением качества жизни большинства населения относительно периода 1970-80-х годов, некачественным питанием, снижением доступности медицинской помощи, связанной с коммерциализацией услуг здравоохранения, высокой стоимостью лекарств, неблагополучной экологической ситуацией. Перечисленные факторы ухудшают здоровье населения, что приводит к преждевременной смерти. Немаловажной предпосылкой высокой смертности является и нездоровый образ жизни значительной части населения. Алкоголизация, наркомания, табакокурение повышают вероятность преждевременной смерти населения.
Изменения в естественном движении населения за период с 2001 по 2006 год можно проследить по данным таблицы N 1.
Таблица N 1
Динамика естественного движения населения Республики Башкортостан
(человек) | ||||||
Наименовани# показателя |
Годы |
|||||
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
|
Родившихся |
42793 |
45481 |
45583 |
45733 |
44094 |
45055 |
Умерших - всего, |
55001 |
57836 |
58237 |
57726 |
57787 |
55319 |
в том числе детей до 1 года |
523 |
573 |
571 |
485 |
531 |
490 |
Естестввенный# прирост (-убыль) населения |
-12208 |
-12355 |
-12654 |
- 11993 |
-13693 |
- 10264 |
Браки |
27980 |
28958 |
30503 |
27157 |
30458 |
30915 |
Разводы |
19396 |
25247 |
23501 |
15398 |
14180 |
15431 |
В расчете на 1000 человек населения: | ||||||
Родившихся |
10,4 |
11,1 |
11,1 |
11,2 |
10,8 |
11,1 |
Умерших - всего, |
13,4 |
14,1 |
14,2 |
14,1 |
14,2 |
13,6 |
в том числе детей до 1 года |
12,3 |
12,7 |
12,5 |
10,6 |
12,0 |
10,9 |
Естестввенный# прирост |
-3,0 |
-3,0 |
-3,1 |
-2,9 |
-3,4 |
-2,5 |
Браки |
6,8 |
7,1 |
7,4 |
6,6 |
7,5 |
7,6 |
Разводы |
4,7 |
6,2 |
5,7 |
3,8 |
3,5 |
3,8 |
__________________
* Показатель рассчитан на 1000 родившихся.
Высокая смертность населения удерживает показатель средней предстоящей продолжительности жизни населения на низком уровне. В 2006 году данный показатель в республике составил 67,47 года, в том числе мужчин - 61,32 года, женщин - 73,96 года. За последние несколько лет показатель ожидаемой продолжительности жизни вырос, тем не менее он ниже, чем в начале 90-х годов.
Таким образом, низкая рождаемость в сочетании с высокой смертностью привели к естественной убыли населения, которая начиная 1993 года не прерывалась. Такое положение замедлило рост численности населения, а с 2000 года стало сокращать ее абсолютно.
В воспроизводстве населения в современных условиях особую значимость приобретает миграция. За последние годы в миграционных процессах произошли существенные изменения. До середины 90-х годов миграция развивалась нарастающими темпами. Причем приток мигрантов в Республику Башкортостан заметно превышал отток. В указанные годы миграционный прирост сыграл значительную роль в сохранении численности населения от уменьшения. В 1994 году положительное сальдо миграции достигло максимального значения - 31,8 тыс. человек.
В последующие годы приток населения в республику стал постепенно сокращаться, и с 2004 года сальдо миграции приняло отрицательное значение. Хотя размеры отрицательного сальдо не велики, тем не менее оно оказывает влияние на сокращение численности населения. Отрицательное сальдо миграции сложилось в основном за счет межрегиональной миграции населения. Современная миграционная ситуация представлена в таблице N 2.
Таблица N 2
Динамика миграция# населения Республики Башкортостан
(человек) | |||||||
Наименование показателя |
Годы |
||||||
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
|
Пребывшие# | |||||||
Всего, |
85142 |
78058 |
72263 |
72278 |
68450 |
72921 |
73816 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
внутри республики |
56299 |
53344 |
49239 |
49734 |
49396 |
53583 |
53755 |
между регионами |
21048 |
18777 |
17463 |
17474 |
16864 |
18191 |
18342 |
с зарубежными странами |
7795 |
5917 |
5561 |
5070 |
2190 |
1147 |
1719 |
Выбывшие | |||||||
Всего, |
81152 |
76948 |
70318 |
71341 |
70757 |
74626 |
76128 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
внутри республики |
56299 |
53344 |
49239 |
49734 |
49396 |
53583 |
53755 |
между регионами |
23075 |
22291 |
19868 |
20298 |
20280 |
20335 |
21742 |
с зарубежными странами |
1778 |
1313 |
1211 |
1309 |
1082 |
708 |
631 |
Сальдо миграции | |||||||
Всего, |
3990 |
1110 |
1945 |
937 |
-2307 |
-1705 |
-2312 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
внутри республики |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
между регионами |
-2027 |
-3514 |
-2405 |
-2824 |
-3416 |
-2144 |
-3400 |
с зарубежными странами |
6017 |
4624 |
4350 |
3761 |
1109 |
439 |
1088 |
Различия территории Республики Башкортостан по природным условиям, социально-экономическому развитию, урбанизации и другим показателям оказывают значительное влияние на внутриреспубликанские миграционные процессы. Наибольшая доля внутриреспубликанского потока в общей совокупности миграции приходится на города Уфу, Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский. Ослабли миграционные процессы между городом и сельской местностью.
Своеобразная динамика сложилась в межрегиональной миграции населения: республика в течение длительного времени перераспределяла свое население в другие регионы страны, преимущественно на восток. Наиболее устойчивые потоки миграции сформировались в направлении Западной и Восточной Сибири, а также Дальнего Востока.
После распада СССР внутригосударственная миграция претерпела значительные изменения. Во-первых, резко сократились размеры миграционного обмена за счет уменьшения объемов оттока и притока населения. Во-вторых, существенно изменилось соотношение притока и оттока населения. Если в прежние годы межрегиональная миграция характеризовалась положительным сальдо, то начиная с 2000 года сальдо приняло отрицательное значение. В-третьих, изменилось направление основного потока, приняв западный вектор. В настоящее время основными городами, принимающими мигрантов из республики, являются Москва, Санкт-Петербург и Московская область.
Особенно большие изменения произошли в межгосударственной миграции населения. Если в годы Советской власти межгосударственный миграционный обмен населением был развит слабо, то в новых условиях такая миграция в корне изменилась. Можно выделить два направления миграционных потоков: первое - со странами СНГ и Балтии, второе - с другими зарубежными странами.
Первое направление представлено бывшими союзными республиками, куда в советское время из Башкортостана в больших объемах происходил отток населения. Среди них выделяются среднеазиатские республики - Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Казахстан, с которыми у Башкортостана сложились тесные миграционные связи. В этих странах проживает значительная доля наших соотечественников и их потомков.
Из указанных стран, прежде всего из Узбекистана и Таджикистана, возник обратный поток миграции в Башкортостан. Данное направление с точки зрения притока населения в республику представляет большой интерес. Миграционные связи со странами Балтии и дальнего зарубежья слабые и не являются перспективными. В связи с необходимостью притока мигрантов из стран СНГ актуализируется проблема их интеграции в условия Республики Башкортостан.
Таким образом, анализ современной демографической ситуации и тенденций ее развития свидетельствует о том, что в Республике Башкортостан происходит сокращение абсолютной численности населения. В дальнейшем это приведет к снижению численности трудоспособного населения. Концепция предполагает разработку системы социально-экономических мер, направленных на уменьшение отрицательных последствий сокращения трудовых ресурсов, значительных демографических, экономических и социальных потерь.
3. Цель, задачи и принципы Концепции
Целью Концепции является определение приоритетов, обеспечивающих достижение ключевых показателей воспроизводства населения, которые не только сделают стабильной численность, но и в дальнейшем приведут к ее росту. В соответствии с данной целью предполагается к концу первого этапа (2008-2010 годы) стабилизировать численность населения Республики Башкортостан на уровне 4051-4055 тыс. человек. На втором этапе (2010-2015 годы) увеличить ее до 4100 тыс. человек и довести ожидаемую среднюю продолжительность жизни населения до 70 лет. На третьем этапе (2015-2025 годы) предполагается довести численность населения до 4150 тыс. человек, увеличить среднюю продолжительность жизни до 75 лет.
Достижение поставленной цели зависит от решения широкого круга задач социально-экономического развития республики, включая обеспечение стабильного экономического роста и повышение благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации доходов населения, значительное повышение эффективности и доступности для всех слоев населения системы здравоохранения, образования, культуры, наличие гибкого рынка труда, обеспечение социальной защиты, доступного жилья, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки и др.
Исходя из цели Концепции ставятся следующие задачи демографической политики:
а) в области охраны здоровья и увеличения продолжительности жизни:
увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни населения в 1,1 раза;
сокращение уровня смертности населения более чем в 1,5 раза, прежде всего за счет снижения смертности в трудоспособном возрасте;
сокращение материнской и младенческой смертности не менее чем в 1,2 раза;
укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми болезнями;
формирование у населения мотивации для ведения здорового образа жизни, сокращение масштабов алкоголизма, табакокурения и наркомании;
создание условий для активных занятий физкультурой и спортом для всех слоев населения;
увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности населения;
б) в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:
повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя в 1,5 раза) путем постепенного перехода к среднедетному типу репродуктивности за счет рождения второго ребенка и последующих детей;
расширение сети дошкольных образовательных учреждений, обеспечение государственных гарантий доступности получения дошкольного образования и повышение его качества;
усиление государственной поддержки семей, имеющих детей;
всестороннее укрепление института семьи, возрождение и сохранение ее духовно-нравственных традиций;
усиление социальной защиты молодых семей;
повышение доступности и качества оказания психологической помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
поддержка неполных и многодетных семей;
в) в области миграции и расселения:
регулирование миграционных потоков с учетом восстановления возможного дефицита трудовых ресурсов;
создание системы адаптации мигрантов к условиям жизни республики и их интеграция;
определение стран и регионов Российской Федерации, являющихся наиболее перспективными с точки зрения притока мигрантов в республику;
г) в области труда и занятости населения:
обеспечение условий для безопасного труда;
совершенствование структуры подготовки специалистов и квалифицированных кадров;
совершенствование мер, направленных на мотивацию эффективной занятости.
В основу разработки Концепции положены следующие принципы:
комплексность решения демографических задач, охват всех основных направлений демографического развития (смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи;
выбор наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения по каждому направлению демографического развития;
учет особенностей демографического развития Республики Башкортостан;
взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества;
координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на региональном и муниципальном уровнях.
4. Приоритеты и основные направления демографической политики в области
охраны здоровья и увеличения продолжительности жизни населения
В области охраны здоровья и увеличения продолжительности жизни населения определены следующие приоритеты:
усиление внимания органов государственной власти и местного самоуправления Республики Башкортостан к совершенствованию организации и развитию качества медицинской помощи населению, реализации федеральных и республиканских программ;
сохранение здоровья и жизни населения в трудоспособном возрасте, снижение смертности от внешних причин;
создание и обеспечение доступности комплексных оздоровительных и реабилитационных программ по сокращению сроков восстановления здоровья после перенесенных заболеваний и травм.
Указанные приоритеты будут реализованы путем:
усиления роли первичной медико-санитарной помощи, преобразования амбулаторно-поликлинического звена, рационального и эффективного использования коечного фонда;
дальнейшего развития консультативно-диагностических служб, восстановления работы выездных бригад поликлиник в целях обеспечения доступности медицинской помощи сельским жителям, развития сети реабилитационных, восстановительных отделений центральных районных больниц, а также сети больниц и отделений медико-санитарной помощи в сельской местности;
развития мер, направленных на профилактику, раннее выявление заболеваний; разработки и внедрения современных технологий в лечебно-диагностические процессы;
внедрения программ по профилактике и раннему выявлению сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний в целях снижения осложнений и смертности;
обеспечения доступности медицинской помощи больным с тяжелыми заболеваниями, нуждающимся в обследовании и лечении с применением дорогостоящих технологий;
разработки мер по профилактике самоубийств, включая развитие сети "телефонов доверия", совершенствования деятельности врачей-психиатров, психотерапевтов, педагогов и социальных работников;
сокращения уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий за счет улучшения подготовки водительского состава, качества дорог, организации дорожного движения, оперативности оказания медицинской помощи пострадавшим;
существенного снижения заболеваемости социально значимыми заболеваниями, создания условий и формирования мотивации для ведения здорового образа жизни;
сокращения уровня смертности от ВИЧ/СПИД, наркомании и туберкулеза за счет совершенствования программ профилактики и лечения этих заболеваний с применением новых технологий;
развития геронтологической помощи;
формирования ювенальной политики;
координации действий органов исполнительной власти всех уровней с общественными, благотворительными и религиозными организациями;
развития услуг, предоставляемых санитарно-курортными организациями и оздоровительными учреждениями;
активизации работы по организации и проведению профилактики инфекционных заболеваний, пропаганды здорового образа жизни; принятия мер информационного воздействия, направленных на снижение наркомании, курения, потребления алкоголя; возрождение массового санитарно-гигиенического просвещения и обучения граждан; развития физической культуры;
создания в амбулаторно-поликлинических учреждениях отделений (кабинетов) медико-социальной помощи подросткам по лечению и профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании.
5. Приоритеты и основные направления демографической политики в области
стимулирования рождаемости и укрепления семьи
В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи определены следующие приоритеты:
повышение материального благосостояния семей с детьми;
улучшение жилищных условий молодых семей и семей, имеющих детей;
формирование в обществе нравственных ценностей, установки на создание полной, состоящей в законном браке семьи с несколькими детьми;
обеспечение работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;
обеспечение воспитания и содержания детей из неполных, многодетных и малообеспеченных семьей, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-инвалидов;
обеспечение социальной комфортности семьям с детьми для проведения совместного семейного отдыха и досуга;
улучшение и укрепление репродуктивного здоровья населения.
Указанные приоритеты будут реализованы путем:
осуществления комплекса мер, направленных на повышение уровня и улучшение качества жизни населения, укрепление материального потенциала семьи, в том числе молодой семьи;
совершенствования системы материальной поддержки семей с детьми, в том числе адресной социальной помощи малоимущим семьям с детьми, включая регулярный пересмотр и индексацию размеров социальных выплат;
стимулирования молодежи к вступлению в зарегистрированный брак и рождению первого ребенка на начальной стадии формирования уклада жизни семьи;
повышения доступности жилья для нуждающихся слоев населения, в том числе проживающих в условиях, несоответствующих стандартам качества и безопасности, за счет выделения безвозмездных субсидий в случае рождения ребенка, использования льготного кредитования, выделения безвозмездных субсидий на первоначальный взнос для приобретения жилья по механизму ипотечного кредитования;
разработки и внедрения программ, способствующих адаптации выпускников детских домов и интернатов к самостоятельной жизни;
пропаганды в средствах массовой информации, в том числе электронных, в образовательных программах необходимости укрепления семейных устоев и сохранения семейных ценностей;
поощрения продукции средств массовой информации, предназначенной для детей и направленной на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка;
формирования у подрастающего поколения представления о ценности стабильной семьи с несколькими детьми;
создания системы семейных социально-психологических консультаций для оказания психологической помощи молодым семьям и лицам, решившим создать семью;
проведения активной семейной политики;
создания женщинам, в особенности имеющим малолетних детей, условий для совмещения семейных обязанностей и работы;
сокращения безработицы среди граждан, на попечении которых находятся несовершеннолетние дети;
совершенствования механизма оказания дополнительной поддержки неполных семей с детьми, семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей, имеющих детей-инвалидов;
создания социально-психологических служб для родителей детей-инвалидов, приемных родителей и семей с опекаемыми детьми;
создания в городах и сельской местности среды обитания, благоприятной для семей с детьми, включая установление соответствующих требований к градостроительным решениям, а также социальной и транспортной инфраструктуре;
организации совместного отдыха семей с детьми;
развития и совершенствования систем дополнительного образования (кружков, секций и т. д.), досуговых учреждений для детей, подростков и молодежи;
развития сети различных дошкольных образовательных учреждений всех форм собственности, повышение их качества, доступности и оптимизации оплаты;
развития центров и служб планирования семьи и репродукции, деятельность которых направлена на воспитание ответственного родительства и сохранения репродуктивного здоровья населения, в особенности подростков;
сокращения числа преждевременного прерывания беременности в целях сохранения репродуктивного здоровья, обеспечивающего возможность иметь желаемое количество детей;
разработки и внедрения прогрессивных организационных и перинатальных технологий, способствующих повышению качества медицинской помощи беременным и новорожденным; внедрения в практику эффективных технологий диагностики, лечения и реабилитации нарушений репродуктивных функций; проведения мероприятий по профилактике инфекций, передаваемых половым путем;
компенсации расходов на лечение бесплодия;
раннего выявления и профилактики осложнений здоровья женщины-матери и ее новорожденного ребенка.
6. Приоритеты и основные направления демографической политики в области
миграции и расселения
В области миграции и расселения определены следующие приоритеты:
сокращение оттока населения за пределы Республики Башкортостан;
привлечение мигрантов в республику из других регионов Российской Федерации;
привлечение иммигрантов, в первую очередь бывших соотечественников из государств СНГ;
обеспечение адаптации и интеграции мигрантов в условиях республики;
снижение численности незаконных мигрантов.
Реализация приоритетов в области миграции и расселения предполагается путем:
создания социально-экономических условий, способствующих сокращению оттока населения за пределы республики и сохранению научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала республики;
стимулирования притока мигрантов, обладающих профессиями и квалификациями, востребованными на республиканском рынке труда, и создания необходимых условий для их трудовой деятельности;
разработки социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности Республики Башкортостан;
стимулирования возвращения в республику выпускников учебных введений# - уроженцев Республики Башкортостан, получивших образование в других регионах Российской Федерации и за рубежом;
обеспечение# рационального расселения мигрантов на территории республики;
содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, прежде всего в странах СНГ;
создания условий для адаптации и интеграции иммигрантов в Республике Башкортостан, а также обеспечения толерантности местного населения переселенцам;
обеспечения финансирования комплекса мер, направленных на стимулирование притока мигрантов (жилищное обустройство, занятость и др.);
совершенствования механизмов профилактики, выявления и пресечения незаконной иммиграции.
7. Приоритеты и основные направления демографической политики в области
труда и занятости населения
В области труда и занятости населения определены следующие приоритеты:
подготовка специалистов и квалифицированных кадров с учетом потребностей экономики;
рациональное размещение производительных сил;
повышение эффективной занятости населения;
защита интересов наемного работника и повышение его адаптации на рынке труда;
снижение негативного влияния на здоровье работающих вредных и опасных производственных факторов.
Реализация приоритетов в области труда и занятости населения предполагается путем:
сокращения уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, интеграции в федеральную систему управления профессиональными рисками;
мониторинга специалистов и квалифицированных кадров, наиболее востребованных в экономике республики;
разработки мер по улучшению состояния здоровья населения в трудоспособном возрасте в рамках усиления профилактических мероприятий по охране здоровья;
совершенствования системы профессионального консультирования граждан в целях их адаптации к рынку труда;
активизации работы по профориентации в общеобразовательных учреждениях;
разработки мероприятий по трудоустройству добровольных переселенцев из числа соотечественников, проживающих за рубежом;
регулирования внутриреспубликанских потоков миграции с учетом обеспеченности рабочей силой;
оптимизации миграции трудоспособного населения между городом и сельской местностью;
активизации урбанизационных процессов.
8. Механизмы реализации Концепции
Реализацию Концепции предполагается осуществить путем:
объединения усилий государственных и общественных организаций, направленных на формирование единых подходов в реализации разработанных направлений демографической политики;
дальнейшего совершенствования законодательства Республики Башкортостан в сферах стимулирования рождаемости, укрепления семьи, социально-трудовых отношений, миграционных процессов и других сферах, затрагивающих демографическое развитие республики;
включения задач и мероприятий, призванных улучшить демографическую ситуацию, в республиканские программы социально-экономического развития;
координации действий законодательных и исполнительных органов на республиканском и муниципальном уровнях, направленных на регулирование демографических процессов;
концентрации финансовых и материальных ресурсов на реализации приоритетных направлений Концепции с использованием бюджетных средств, внебюджетных поступлений;
постоянного мониторинга и анализа демографических процессов;
развития научных исследований в области народонаселения.
9. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация Концепции будет осуществляться в три этапа.
На первом этапе (2008-2010 годы) предполагается преодоление сложившихся в воспроизводстве населения негативных тенденций. Будут реализованы мероприятия по снижению смертности в результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечно-сосудистых заболеваний, улучшению качества оказания помощи женщинам в период беременности и родов, развитию перинатальных технологий, оказанию государственной адресной поддержки семьям, имеющим детей, подготовке к приему в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
На данном этапе мероприятия по улучшению демографической обстановки будут согласованы с государственными программами и проектами в области образования, здравоохранения, жилищной политики и сельского хозяйства.
На втором этапе (2011-2015 годы) продолжится реализация мер по стабилизации демографической ситуации в республике. Основной акцент будет направлен на внедрение программы здорового образа жизни. Большое внимание будет уделено реализации мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, сокращению рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда.
Реализация государственных мер по поддержке семей будет осуществляться путем расширения строительства доступного жилья.
В результате реализации мер, намеченных на втором этапе, предполагается к 2016 году увеличить численность населения до 4100 тыс. человек, ожидаемую среднюю продолжительность жизни довести до 70 лет. К этому году прогнозируется увеличить суммарный коэффициент рождаемости по сравнению с 2006 годом в 1,3 раза и сократить смертность населения в 1,4 раза, уменьшить отток населения из республики и одновременно увеличить приток наших соотечественников не менее 1,5-2,0 тыс. человек в год.
На третьем этапе (2016-2025 годы) с учетом изменяющейся демографической ситуации предполагается корректировка мероприятий. В связи с предстоящим сокращением численности репродуктивного контингента женщин предусмотрены дополнительные меры, направленные на стимулирование рождения в семьях второго и третьего ребенка. Предполагается активизировать приток иммигрантов на постоянное место жительства в республику.
Реализация мер третьего этапа обеспечит увеличение численности населения до 4150 тыс. человек, увеличит ожидаемую среднюю продолжительность жизни населения до 75 лет, повысит суммарный коэффициент рождаемости по сравнению с 2006 годом в 1,5 раза, снизит смертность в 1,6 раза, обеспечит миграционный прирост на уровне 1,0-1,5 тыс. человек ежегодно.
10. Источники финансирования мероприятий Концепции
Решение задач, поставленных в Концепции, предусматривается осуществить путем стабильного увеличения расходов на их реализацию.
Источниками финансирования расходов на государственную поддержку семей с детьми, охрану здоровья населения и другие меры, предусмотренные данной Концепцией, являются средства бюджета Российской Федерации, бюджета Республики Башкортостан, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных фондов, коммерческих и общественных организаций, благотворительных фондов и иные внебюджетные средства.
11. Информационное и научное обеспечение реализации Концепции
Информационное обеспечение Концепции предполагает:
использование достоверной информации о состоянии и развитии демографических процессов в республике по итогам переписей населения, данным государственной статистики, результатам социологических и научных исследований;
осуществление мониторинга развития демографических процессов;
формирование единой информационной системы, раскрывающей тенденции в воспроизводстве населения путем создания специальных телевизионных и радиопрограмм, рубрик в газетах, журналах, разработки учебных программ;
расширение информационно-просветительной работы среди населения, направленной на раскрытие ценностей материнства и отцовства, повышение общественного престижа семьи, статуса родительства;
создание роликов (теле-, радиопередач), направленных на пропаганду здорового образа жизни и обеспечение безопасности жизни;
повышение информированности населения о сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и других заболеваниях и их последствиях;
развитие научных исследований в подразделениях государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан, государственного научного учреждения Академия наук Республики Башкортостан;
развитие демографического образования путем внедрения факультативного обучения в общеобразовательных учреждениях, в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, а также в системе повышения квалификации работников государственной службы и управления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В Концепции определены цель, принципы, задачи и основные направления демографической политики Республики Башкортостан на период до 2025 года. Целью Концепции является определение приоритетов, обеспечивающих достижение ключевых показателей воспроизводства населения, которые не только сделают стабильной численность, но и в дальнейшем приведут к ее росту. Реализация Концепции будет осуществляться в три этапа. На первом этапе (2008-2010 годы) предполагается преодоление сложившихся в воспроизводстве населения негативных тенденций. На втором этапе (2011-2015 годы) продолжится реализация мер по стабилизации демографической ситуации в республике. На третьем этапе (2016-2025 годы) с учетом изменяющейся демографической ситуации предполагается корректировка мероприятий.
Указ вступает в силу со дня его подписания.
Указ Президента Республики Башкортостан от 14 июля 2008 г. N УП-333 "Об утверждении Концепции демографической политики Республики Башкортостан на период до 2025 года"
Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания
Текст Указа опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", N 15 (285) от 8 августа 2008 г., ст. 900