Уфа 2007 г.
Введение
Республика Башкортостан по масштабам индустриального развития уступает лишь Центральному региону России. Здесь создан крупный народно-хозяйственный комплекс, включающий многоотраслевую промышленность и сельское хозяйство, разветвленную сеть железных и автомобильных дорог, трубопроводов. Однако развитый промышленный потенциал привносит и негативные моменты. В частности, на основе проведенной МЧС России комплексной оценки риска для населения и территорий Российской Федерации Республика Башкортостан занимает 19-е место по степени опасности среди 89 субъектов Российской Федерации и отнесена к группе "высокая степень опасности".
Наибольшую техногенную опасность представляют аварии на химически опасных объектах, использующих и перерабатывающих большое количество токсических, химически опасных веществ и связанные с выбросом (выливом) аварийно химически опасных веществ (хлор, аммиак и т.д.).
Большую угрозу представляют также объекты топливно-энергетического комплекса республики. Риск возникновения крупных аварий здесь, как правило, обусловлен высокой степенью изношенности технологического оборудования, а также так называемым "человеческим фактором". Износ оборудования в этих отраслях составляет более 50%, а по отдельным видам достигает 80%.
Серьезную озабоченность продолжает вызывать пожарная обстановка в республике. Ежегодно более 20 чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) обусловлено пожарами на объектах жилого, социально-бытового и культурного назначения. Остается высоким количество погибших в результате ДТП (более 750 человек в год). Более 300 человек ежегодно тонет на водоемах республики.
На основе статистики ЧС за период с 1999г. по первое полугодие 2007г. на территории Республики Башкортостан можно констатировать, что в техногенной сфере первое место занимают пожары на объектах жилого, социально-бытового и культурного назначения, второе место - ДТП, третье - аварии на трубопроводах.
По-прежнему высокой остается аварийность на объектах жилищно-коммунального хозяйства. Негативность последствий аварий на системах жилищно-коммунального хозяйства в немалой степени обусловлена значительной социальной напряженностью в обществе, которую они обычно вызывают. Степень износа основных производственных фондов здесь составляет от 46 % до 75 %.
Территория республики характеризуется большим разнообразием рельефа, климата, растительности, водоемов, почвообразующих пород и т.д. Соответственно здесь высока вероятность возникновения ЧС природного характера, обусловленных опасными гидрометеорологическими явлениями, которых насчитывается более 20 видов. Наиболее опасными из них являются сильные ветры, снежные заносы, засухи, ливневые дожди, град и наводнения, лесные пожары.
Из стихийных гидрометеорологических явлений к наиболее неблагоприятным можно отнести заморозки и засуху. На территории Республики Башкортостан наиболее заморозкоопасными являются северо-восточная лесостепь, горные и предгорные районы, а также районы степного Зауралья. Особенно опасны поздние весенние и ранние осенние заморозки.
Наибольший вред сельскому хозяйству наносят засухи, которые отмечаются поздней весной и ранним летом, так как именно в этот период проходят основные фазы развития сельскохозяйственных культур. Засушливые явления чаще отмечают метеостанции южной и юго-западной лесостепной зоны, а также центральной лесостепи.
Засухи, как правило, сопровождаются лесными пожарами. На леса высокой и средней горимости приходится 57,2% от общей площади лесов республики. Практически во всех районах республики имеются лесные участки и массивы, где существует высокая пожарная опасность.
Из числа всех отмечаемых опасных природных явлений весенний паводок относится к самому масштабному и может нанести наибольший ущерб. Паводкоопасными являются 205 рек, в поймах которых расположены 1323 населенных пункта, что составляет 26% всех населенных пунктов республики.
Территория республики в целом характеризуется относительно слабой сейсмической активностью. Однако геолого-структурная ситуация достаточно благоприятна для сейсмоопасных явлений. Широкое распространение в Башкортостане легкорастворимых в воде пород является одним из основных условий развития карстового процесса, а различие в физико-географической и гидрогеологической обстановке отдельных частей республики обусловили многообразие форм его проявления.
В республике продолжается оставаться напряженной обстановка по инфекционным заболеваниям людей. По имеющимся статистическим данным тем или иным инфекционным заболеванием в среднем заболевает каждый четвертый житель республики.
Территория Республики Башкортостан также является крупнейшим в Российской Федерации природным очагом геморрагической лихорадки с почечным синдромом (ГЛПС). Около половины всех случаев этого заболевания в Российской Федерации регистрируется в республике.
Таким образом, вопросы обеспечения безопасности населения и территорий Республики Башкортостан от ЧС природного, техногенного и биолого-социального характера являются важными и актуальными, соответственно, особые требования предъявляются к работе органов государственной власти всех уровней в этой области.
Одним из наиболее важных и перспективных направлений работы в области защиты населения и территорий республики от ЧС природного и техногенного характера является мониторинг и прогнозирование ЧС.
Данные мониторинга, а также информация о процессах и явлениях служат основой для анализа риска и прогнозирования ЧС на территории республики. Целью прогнозирования ЧС является выявление времени и места ее возникновения, а также масштаба и возможных последствий для населения и окружающей среды.
В рамках деятельности Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительства Республики Башкортостан (далее - БТП РСЧС) с 2003 года функционирует система мониторинга и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера на территории Республики Башкортостан (далее - СМП ЧС РБ). Ее положение утверждено постановлением Правительства Республики Башкортостан от 03.04.2003 г. N 91. В целях совершенствования нормативной правовой базы в этой области, а также, учитывая опыт работы последних лет, постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14.02.2007 г. N 37 внесены необходимые изменения и дополнения в Положение о СМП ЧС РБ.
СМП ЧС РБ предназначена для организации и проведения работ по заблаговременному выявлению источников ЧС природного, техногенного, биолого-социального характера и осуществления контроля их состояния; прогнозирования ЧС и их последствий; выработки и своевременного доведения до республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Республики Башкортостан и организаций рекомендаций для принятия управленческих решений по предупреждению, предотвращению, локализации ЧС и минимизации их ущербов.
СМП ЧС РБ осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям: мониторинг ЧС техногенного характера, в том числе опасных производственных объектов, систем жизнеобеспечения, проектируемых и строящихся объектов и населенных пунктов; мониторинг ЧС природного характера, в том числе опасных гидрологических, метеорологических и геологических явлений, природных пожаров; мониторинг ЧС биолого-социального характера, в том числе эпидемий, эпизоотий, эпифитотий, чрезвычайных ситуаций социально-экономического характера.
Субъектами СМП ЧС РБ являются республиканские органы исполнительной власти, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и организации, осуществляющие мониторинг по направлениям своей деятельности на территории Республики Башкортостан. Их перечень приведен в Положении о СМП ЧС РБ.
Функционирование СМП ЧС РБ осуществляется на региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Координационными органами СМП ЧС РБ являются:
на региональном уровне (в пределах территории Республики Башкортостан) - Правительственная комиссия Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности;
на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организации.
Мониторинг по направлениям видов деятельности СМП ЧС РБ на муниципальном уровне осуществляется соответствующими территориальными подразделениями субъектов СМП ЧС РБ.
На объектовом уровне мониторинг ЧС осуществляется техническими службами организаций, отвечающими за безопасность их функционирования.
Методическое сопровождение деятельности СМП ЧС РБ осуществляет Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан (далее - ГУ МЧС России по РБ). Подготовка прогнозов ЧС осуществляется территориальным центром мониторинга и прогнозирования Управления по ЧС при Правительстве Республики Башкортостан (далее - Управление по ЧС при Правительстве РБ).
1. Общие положения
Настоящие методические рекомендации разработаны в целях организации исполнения соответствующих требований постановлений Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2005 года N 294 "О Башкирской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (с изменениями и дополнениями), от 03.04.2003 года N 91 "Об утверждении положения о системе мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Республики Башкортостан" (в ред. Постановления Правительства РБ от 14.02.2007 г. N 37).
Методические рекомендации содержат основные положения, которыми должны руководствоваться должностные лица органов местного самоуправления Республики Башкортостан при организации и проведении работ по мониторингу и прогнозированию ЧС на подконтрольной территории.
Методические рекомендации определяют порядок взаимодействия между Управлением по ЧС при Правительстве РБ, ГУ МЧС России по РБ и администрациями органов местного самоуправления республики при подготовке прогнозов ЧС всех уровней в целях разработки и принятия управленческих решений по предупреждению ЧС, минимизации ущербов в случае их возникновения.
Предметом взаимодействия являются данные в области мониторинга, прогнозирования ЧС по всем видам заблаговременности прогнозов ЧС.
Взаимодействие предусматривает обмен мониторинговой информацией о состоянии возможных источников ЧС, а также представление прогнозов ЧС в согласованные сроки.
Информационную основу организации функционирования СМП ЧС РБ муниципального уровня составляют сведения территориальных органов субъектов СМП ЧС РБ, а также предприятий и организаций, расположенных на подконтрольной территории.
2. Термины и их определения
Чрезвычайная ситуация - состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде (ГОСТ Р 22.0.02-94).
Источник чрезвычайной ситуации - опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть ЧС (ГОСТ Р22.0.02-94).
Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде (ГОСТ Р22.0.05-94).
Защита населения в чрезвычайных ситуациях - совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение или максимально возможное снижение потерь населения, угрозы жизни и здоровью людей от негативных факторов источников чрезвычайных ситуаций (ГОСТ Р22.0.02-94).
Прогнозирование чрезвычайных ситуаций - опережающее отражение возможности возникновения, развития и последствий чрезвычайных ситуаций на основе анализа возможных причин их возникновения, их источников в прошлом и настоящем (ГОСТ Р22.1.02-95).
Опасность территории - ее свойство, состоящее в наличии источников природной и техногенной опасностей, которые при определенных условиях могут причинять вред населению, объектам техносферы и природной среде (ГОСТ Р22.1.02-95).
Мониторинг окружающей среды - система наблюдений и контроля, проводимых регулярно, по определенной программе для оценки состояния окружающей среды, анализа происходящих в ней процессов и своевременного выявления тенденций ее изменения. (ГОСТ Р22.1.02-95).
Мониторинг опасных природных процессов и явлений - система регулярных наблюдений и явлений в окружающей природной среде, факторами, обуславливающими их формирование и развитие, проводимых по определенной программе, выполняемых с целью своевременной разработки и проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с опасными природными процессами и явлениями, или снижению наносимого их воздействием ущерба. (ГОСТ Р22.1.02-95)
Риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда. (Федеральный закон от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании")
Риск возникновения чрезвычайной ситуации - вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска (ГОСТ Р22.0.02-94).
Анализ риска - это исследования, направленные на выявление и количественное определение различных видов риска при осуществлении каких-либо видов деятельности и хозяйственных проектов. (ГОСТ Р22.0.02-94)
Ущерб от аварии, ожидаемый ущерб - потери (убытки) в производственной и непроизводственной сфере жизнедеятельности человека, вред окружающей природной среде, нанесенные в результате аварии на опасном производственном объекте и исчисляемые в денежном эквиваленте.
3. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций
Одним из приоритетных направлений деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Российской Федерации (далее - РСЧС) на современном этапе является разработка и проведение превентивных мероприятий, направленных на предупреждение ЧС. Эффективность этой работы во многом обеспечивается точностью в оценках существующих видов угроз, наличием своевременной и достоверной информации о возможных видах ЧС, их последствиях, а также обоснованных рекомендаций по предотвращению, локализации и ликвидации ЧС.
Для решения этих специфических и многоплановых задач в рамках деятельности РСЧС на федеральном и субъектовом уровнях функционируют подсистемы мониторинга и прогнозирования ЧС. Работа проводится на основе комплексного анализа опасности территорий, с учетом всей имеющейся мониторинговой информации, поступающей от ведомственных систем наблюдения и контроля в рамках соглашений и протоколов об информационном взаимодействии.
Мониторинг ЧС по своим целевым функциям, степени охвата контролируемой территории, техническим особенностям включает в себя мониторинг природных, техногенных, биолого-социальных ЧС.
В силу того, что природные ЧС легче спрогнозировать, чем предупредить, стратегия в области предупреждения ЧС должна объединять вопросы защиты населения и территории в единый системный организационный и нормативно-технологический блок. Суть такого подхода состоит в том, что существует прямо пропорциональная зависимость степени угроз человеку от уровня опасности территории, на которой он в данный момент находится. Таким образом, стратегическая цель в этой сфере состоит в выявлении и оценки всего спектра природных угроз на той или иной территории. Порой неправильная оценка природы и механизма возникновения того или иного источника природной ЧС может привести к серьезным просчетам в оценке этих угроз. При этом, делая выводы о причинах, механизме и параметрах того или иного стихийного бедствия или природной катастрофы, недопустимо выбрасывать за зону анализа ни одного факта из исторических сведений. Вопрос оценки источников природных угроз, стал актуален в силу того, что в последние десятилетия в связи с климатическим трендом увеличилась частота и глубина природных аномалий, что на фоне бесконтрольного освоения потенциально опасных территорий формирует целый спектр природных угроз с катастрофическими последствиями.
Определение степени опасности ЧС природного характера для населения и территорий должно являться неотъемлемой составной частью процедуры прогнозирования ЧС. При прогнозировании должны быть определены показатели риска для населения в связи с возможными опасными природными процессами (потенциальный риск, коллективный риск, индивидуальный риск, риск нанесения материального ущерба), вклад ЧС природного характера в общий (интегральный) риск ЧС.
Для определения показателей риска ЧС природного характера должны быть получены расчетные сценарии возможных стихийных бедствий (условия возникновения, последовательность событий, масштабы, интенсивность и продолжительность действия поражающих факторов), частоты или вероятности возникновения стихийных бедствий по каждому из выбранных расчетных сценариев, границы зон, в пределах которых могут действовать критические факторы ЧС, распределение людей на территории, в пределах которой могут действовать критические факторы ЧС с учетом суточной миграции.
Сведения по показателям риска ЧС содержатся в паспортах безопасности опасных объектов расположенных на подконтрольной территории, а также в паспорте безопасности территории муниципального образования. Эта работа в республике организована в исполнение приказов МЧС России от 4 ноября 2004 г. N 506 "Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта" (зарегистрирован в Минюсте РФ 22 декабря 2004 г. N 6218), от 25 октября 2004 г. N 484 "Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (зарегистрирован в Минюсте РФ 23 ноября 2004 г. N 6144) и распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 10 ноября 2005 года N 1054-р.
В отличие от природных, техногенные ЧС легче предупредить, чем спрогнозировать. От прогноза, основанного на статистических закономерностях, необходимо переходить к аналитическому выявлению признаков и предпосылок возникновения и развития ЧС в техногенной сфере.
Структура причин техногенных ЧС значительно сложнее, чем природных. Возникновения и развития техногенной ЧС являются следствием сложной комбинаторики ошибочных технических, технологических, конструктивных решений, изношенностью оборудования, ошибками операторов всех уровней, которые в свою очередь совершают эти ошибки в силу целого спектра побудительных причин и источников.
Прогнозирование ЧС техногенного характера производится организациями, эксплуатирующими потенциально опасные объекты. Для прогнозирования следует использовать материалы декларации безопасности действующих и проектируемых промышленных объектов, паспортов безопасности опасных объектов.
Главной стратегической целью мониторинга и прогнозирования ЧС в биолого-социальной сфере является выявление спектра вирусных и бактериальных угроз, способных привести к широкомасштабному распространению инфекций, например пандемии.
Наиболее информативной и представительной по числу и видам принимаемых во внимание объектов окружающей среды является система экологического мониторинга. Экологическим мониторингом предусматривается наблюдение, оценка и прогноз изменений уровней загрязнения природной среды вредными химическими, биологическими и радиоактивными веществами и ответной реакции экосистем на эти изменения. Составным элементом экологического мониторинга является мониторинг источников и факторов антропогенного воздействия.
Задачи мониторинга ЧС в Республике Башкортостан решаются территориальным центром мониторинга и прогнозирования ЧС Управления по ЧС при Правительстве РБ во взаимодействии с субъектами СМП ЧС РБ, перечисленными в положении о системе.
4. Основные задачи СМП ЧС муниципального уровня
Основными задачами функционирования СМП ЧС муниципального уровня являются:
сбор, обработка и анализ информации о потенциальных источниках ЧС природного, техногенного и биолого-социального характера на подконтрольной территории;
прогнозирование возможного возникновения ЧС природного и техногенного характера и их последствий;
разработка и представление предложений по обстановке в Управление по ЧС при Правительстве РБ, ГУ МЧС России по РБ.
Для решения этих задач органом местного самоуправления организуется выполнение следующих мероприятий:
внедрение методики прогнозирования ЧС в органе местного самоуправления;
организация информационного обмена оперативной и прогностической информацией о ЧС с территориальными подразделениями субъектов СМП ЧС РБ, а также предприятиями и организациями, расположенными на подконтрольной территории;
создание и ведение баз данных о ЧС природного, техногенного и биолого-социального характера;
контроль формирования и функционирования систем мониторинга и прогнозирования ЧС объектового уровня;
разработка вероятных сценариев развития ЧС;
ведение установленного информационного обмена с Управлением по ЧС при Правительстве РБ, ГУ МЧС России по РБ;
разработка предложений по предупреждению ЧС и снижению ущерба от ЧС при ее возникновении.
5. Виды прогнозов, формируемых СМП ЧС РБ муниципального уровня, сроки
их подготовки и представления
Разработка и представление прогнозов ЧС осуществляются по четырем периодам:
на год (долгосрочный прогноз ЧС);
на сезон (долгосрочный прогноз циклических ЧС);
на месяц (среднесрочный прогноз ЧС);
на период менее 24 часов (экстренное предупреждение).
Соответственно органы местного самоуправления организуют представление прогнозов ЧС в Управление по ЧС при Правительстве РБ не позднее следующих сроков:
до 1 декабря текущего года - для долгосрочного прогноза ЧС;
до 20 сентября - для долгосрочного прогноза циклических ЧС на осенне-зимний период;
до 1 марта - для долгосрочного прогноза циклических ЧС, обусловленных весенним снеготаянием;
до 20 марта - для долгосрочного прогноза циклических ЧС, обусловленных природными пожарами;
до 15 числа каждого месяца - для среднесрочного прогноза ЧС на месяц;
экстренное предупреждение - представляется немедленно после получения исходной информации и составления его текста.
Перечень сведений для формирования прогноза приведен в приложении N 1.
6. Порядок функционирования СМП ЧС РБ муниципального уровня
6.1. Порядок функционирования СМП ЧС РБ муниципального уровня определяется в рамках деятельности БТП РСЧС.
6.2. Функционирование СМП ЧС РБ муниципального уровня в зависимости от складывающейся обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС осуществляется в одном из трех режимов:
повседневной деятельности;
повышенной готовности;
чрезвычайной ситуации.
6.2.1. Режим повседневной деятельности характеризуется:
нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической,
гидрометеорологической обстановкой при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
отсутствием прогнозных данных о возникновении чрезвычайной ситуации.
6.2.2. Режим повышенной готовности характеризуется:
ухудшением производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки;
наличием прогнозных данных о возможности возникновения чрезвычайной ситуации.
6.2.3. Режим чрезвычайной ситуации характеризуется:
ухудшением производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки до уровня чрезвычайной ситуации.
6.3. Основными мероприятиями СМП ЧС РБ муниципального уровня являются следующие:
6.3.1. В режиме повседневной деятельности:
организация информационного взаимодействия с территориальными органами субъектов СМП ЧС РБ;
сбор, обработка и анализ информации о параметрах источников ЧС, о состоянии окружающей природной среды и объектов техносферы, поступающей от территориальных органов субъектов СМП ЧС РБ, а также объектов экономики, расположенных на подконтрольной территории;
создание и ведение баз данных о ЧС природного, техногенного и биолого-социального характера на подконтрольной территории;
разработка прогнозов ЧС по территории муниципального образования и доведение их установленным порядком до Управления по ЧС при Правительстве РБ, председателя КЧС соответствующего уровня(1);
разработка предложений по комплексу мер, направленных на снижение вероятности возникновения ЧС и смягчение ее последствий;
участие в разработке и выполнении соответствующих муниципальных целевых и научно-технических программ, мероприятий по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов в ЧС на подконтрольной территории.
6.3.2. В режиме повышенной готовности:
уточнение порядка взаимодействия субъектов СМП ЧС РБ муниципального уровня на подконтрольной территории;
учащенный сбор, обработка и анализ информации о параметрах источников ЧС, способных привести к возникновению ЧС на подконтрольной территории;
подготовка уточненного прогноза ЧС, выработка рекомендаций по предотвращению, локализации и смягчению последствий ЧС;
представление в Управление по ЧС при Правительстве РБ установленных форм донесений(2) об угрозе возникновения ЧС на подконтрольной территории (передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2-х часов с момента обнаружения признаков угрозы возникновения ЧС и далее с периодичностью не более 4-х часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи);
доведение уточненного прогноза ЧС до Управления по ЧС при Правительстве РБ, председателя КЧС соответствующего уровня;
обеспечение оперативного взаимодействия с Управлением по ЧС при Правительстве РБ;
разработка и представление в Управление по ЧС при Правительстве РБ, а также КЧС соответствующего уровня предложений и рекомендаций по предотвращению ЧС, минимизации возможных последствий;
6.3.3. В режиме чрезвычайной ситуации:
проведение мероприятий, определенных режимом повышенной готовности;
разработка и представление в Управление по ЧС при Правительстве РБ предложений по локализации и смягчению последствий ЧС;
подготовка оперативных прогнозов о развитии ЧС, выработка рекомендаций по локализации и смягчению последствий чрезвычайной ситуации;
доведение указанных прогнозов и рекомендаций до Управления по ЧС при Правительстве РБ, председателя КЧС соответствующего уровня, республиканских органов исполнительной власти для принятия соответствующих управленческих решений;
оперативный контроль применения сил и средств территориального звена БТП РСЧС на основе анализа информации об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации.
7. Методика подготовки и представления прогнозов ЧС в рамках деятельности
СМП ЧС РБ муниципального уровня
Подготовка и представление прогнозов ЧС осуществляется в целях обеспечения заблаговременной организации предупредительных мероприятий при угрозе возникновения ЧС, минимизации риска гибели людей и снижения ущерба от ЧС. Органы местного самоуправления организуют представление прогнозов ЧС в Управление по ЧС при Правительстве РБ в электронном виде по каналам электронной почты.
Прогноз ЧС формируется на основании статистической обработки базы данных о ЧС, имевших место на территории муниципального образования за период с 1999 г. по настоящее время.
База данных формируется по всем видам ЧС (природным, техногенным, биолого-социальным). Ее структура должна обеспечивать учет: места (населенный пункт, муниципальный район, объект и т.д.), даты, времени, типа (по классификации), уровня (масштаба) ЧС, последствий ЧС (пострадавшие, погибшие, эвакуированные и др.), затрат на ликвидацию, ущерба, привлеченных к ликвидации сил и средств, параметров природных явлений - первичных и вторичных источников ЧС (температура, осадки, скорость и направление ветра, явления, уровни воды и пр.).
Форма ведения баз данных в муниципальном образовании по видам ЧС представлена в приложении N 2.
7.1. Методика составления и представления долгосрочного годового прогноза
ЧС
Цели прогноза
Целями годового прогноза чрезвычайных ситуаций являются:
определение прогностических тенденций в формировании и параметрах основных природных, природно-техногенных, техногенных и биолого-социальных угроз чрезвычайных ситуаций на предстоящий год;
прогноз вероятности возникновения ЧС по всем видам источников;
прогноз параметров последствий ЧС;
оценка параметров затрат на предупреждение и ликвидацию последствий ЧС;
разработка рекомендаций по предупреждению и смягчению последствий ЧС, прогнозируемых на предстоящий год.
Параметры прогноза:(3)
Долгосрочный годовой прогноз составляется по следующим параметрам:
1. Прогноз количества природных ЧС.
2. Прогноз количества природных ЧС локального уровня.
3. Прогноз количества природных ЧС муниципального уровня.
4. Прогноз количества природных ЧС межмуниципального уровня.
5. Прогноз количества техногенных ЧС.
6. Прогноз количества техногенных ЧС локального уровня.
7. Прогноз количества техногенных ЧС муниципального уровня.
8. Прогноз количества техногенных ЧС межмуниципального уровня.
9. Прогнозируемый уровень уязвимости к природным источникам ЧС.
10. Прогнозируемый уровень уязвимости к природным источникам ЧС, обусловливающим возникновение ЧС муниципального уровня.
11. Прогнозируемый уровень уязвимости к техногенным источникам ЧС муниципального и выше уровней.
12. Прогноз величины ущербов от ЧС на год.
13. Прогноз количества биолого-социальных ЧС локального и муниципального уровней, обусловленных инфекционной заболеваемостью населения.
14. Прогноз демографических тенденций.
15. Прогноз территорий с повышенной вероятностью ЧС локального и муниципального уровней, обусловленных распространением энцефалита.
16. Прогноз территорий с повышенной вероятностью чрезвычайных ситуаций локального и муниципального уровней, обусловленных распространением геморрагической лихорадки.
17. Прогноз ЧС локального и муниципального уровней, обусловленных неблагоприятной эпизоотической обстановкой.
18. Прогноз территорий с повышенной вероятностью ЧС локального и муниципального уровней, обусловленных распространением классической чумы свиней, составляется по среднемноголетним данным по количеству вспышек (за 5-7 лет), с учетом складывающихся условий (проведение комплекса профилактических мероприятий и пр.) и оценок специалистов.
19. Прогноз территорий с повышенной вероятностью ЧС локального и муниципального уровней, обусловленных распространением туберкулеза крупного рогатого скота на территории муниципального образования.
20. Прогноз территорий с повышенной вероятностью ЧС локального и муниципального уровней, обусловленных распространением лейкоза крупного рогатого скота на территории муниципального образования.
21. Прогноз территорий с повышенной вероятностью ЧС локального и муниципального уровней, обусловленных распространением бруцеллеза крупного рогатого скота на территории муниципального образования.
22. Прогноз вероятности возникновения ЧС не выше муниципального уровня, обусловленных распространением лугового мотылька.
23. Прогноз вероятности возникновения ЧС не выше муниципального уровня, обусловленных распространением клопа- черепашки.
24. Прогноз вероятных уровней ЧС, обусловленных массовым распространением саранчовых.
25. Прогноз состояния готовности СНЛК РБ муниципального уровня.
Расчет параметров прогноза:
1. Прогнозируемое количество природных ЧС рассчитывается по формуле:
,
где N - количество природных чрезвычайных ситуаций за m лет, ед;
m- годы наблюдений, лет;
К - коэффициент, учитывающий динамику повторяемости ЧС (численное значение К рассчитывается для каждой территории отдельно. В случае затруднений расчета коэффициента для оценки количества ЧС используется среднегодовое значение).
2. Прогнозируемое количество природных ЧС локального уровня в муниципальном образовании рассчитывается по формуле:
,
где N -количество природных ЧС локального уровня за m лет, ед;
m- годы наблюдений, лет;
К - коэффициент, учитывающий динамику повторяемости природных чрезвычайных ситуаций локального уровня (численное значение К рассчитывается для каждой территории отдельно. В случае затруднений расчета коэффициента для оценки количества ЧС используется среднегодовое значение).
3. Прогнозируемое количество природных ЧС муниципального уровня рассчитывается по формуле:
,
где N -количество природных ЧС муниципального уровня за m лет, ед;
m - годы наблюдений, лет;
К - коэффициент, учитывающий динамику повторяемости природных чрезвычайных ситуаций муниципального уровня (численное значение К рассчитывается для каждой территории отдельно. В случае затруднений расчета коэффициента для оценки количества ЧС используется среднегодовое значение).
4. Прогнозируемое количество природных ЧС межмуниципального уровня рассчитывается по формуле:
,
где N -количество природных ЧС межмуниципального уровня за m лет, ед;
m - годы наблюдений, лет;
К -коэффициент, учитывающий динамику повторяемости природных ЧС межмуниципального уровня (численное значение К рассчитывается для каждой территории отдельно. В случае затруднений расчета коэффициента для оценки количества ЧС используется среднегодовое значение).
5. Прогнозируемое количество природных ЧС регионального и федерального уровня рассчитывается по формуле.
,
где N -количество природных ЧС регионального и федерального уровня за m лет, ед;
m - годы наблюдений, лет;
К - коэффициент, учитывающий динамику повторяемости природных ЧС регионального и федерального уровня (численное значение К рассчитывается для каждой территории отдельно. В случае затруднений расчета коэффициента для оценки количества ЧС используется среднегодовое значение).
6. Прогнозируемая вероятность возникновения природных ЧС межмуниципального уровня рассчитывается по формуле:
,
где Р - вероятность возникновения природных ЧС межмуниципального уровня (рассчитывается вероятностно-статистическими методами; может характеризоваться повторяемостью - средним числом событий за интервал времени);
К - коэффициент, учитывающий динамику повторяемости природных ЧС межмуниципального уровня (численное значение К рассчитывается для каждой территории отдельно. В случае затруднений расчета коэффициента для оценки количества ЧС используется среднегодовое значение).
7. Прогнозируемая вероятность возникновения природных ЧС регионального и федерального уровня рассчитывается по формуле:
,
где Р - вероятность возникновения природных ЧС регионального и федерального уровня (рассчитывается вероятностно-статистическими методами; может характеризоваться повторяемостью - средним числом событий за интервал времени);
К - коэффициент, учитывающий динамику повторяемости природных ЧС регионального и федерального уровня (численное значение К рассчитывается для каждой территории отдельно. В случае затруднений расчета коэффициента для оценки количества ЧС используется среднегодовое значение).
8. Прогнозируемое количество техногенных ЧС рассчитывается по формуле:
,
где N -количество техногенных чрезвычайных ситуаций за m лет, ед;
m - годы наблюдений, лет;
К - коэффициент, учитывающий динамику повторяемости техногенных ЧС (численное значение К рассчитывается для каждой территории отдельно. В случае затруднений расчета коэффициента для оценки количества ЧС используется среднегодовое значение).
9. Прогнозируемое количество техногенных ЧС локального уровня рассчитывается по формуле:
,
где N -количество техногенных чрезвычайных ситуаций локального уровня за m лет, ед;
m - годы наблюдений, лет;
К - коэффициент, учитывающий динамику повторяемости техногенных чрезвычайных ситуаций локального уровня (численное значение К рассчитывается для каждой территории отдельно. В случае затруднений расчета коэффициента для оценки количества ЧС используется среднегодовое значение).
10. Прогнозируемое количество техногенных чрезвычайных ситуаций муниципального уровня рассчитывается по формуле:
,
где N - количество техногенных чрезвычайных ситуаций муниципального уровня за m лет, ед;
m - годы наблюдений, лет;
К - коэффициент, учитывающий динамику повторяемости техногенных чрезвычайных ситуаций муниципального уровня (численное значение К рассчитывается для каждой территории отдельно. В случае затруднений расчета коэффициента для оценки количества ЧС используется среднегодовое значение).
11. Прогнозируемое количество техногенных чрезвычайных ситуаций межмуниципального уровня рассчитывается по формуле:
,
где N - количество техногенных чрезвычайных ситуаций межмуниципального уровня за m лет, ед;
m - годы наблюдений, лет;
К - коэффициент, учитывающий динамику повторяемости техногенных чрезвычайных ситуаций межмуниципального уровня (численное значение К рассчитывается для каждой территории отдельно. В случае затруднений расчета коэффициента для оценки количества ЧС используется среднегодовое значение).
12. Прогнозируемый уровень уязвимости к природным источникам чрезвычайных ситуаций рассчитывается по формуле:
,
где I- показатель уязвимости;
К - коэффициент, учитывающий динамику (положительную и отрицательную) изменения в инженерно-технической защищенности территории и объектов на прогнозируемый период (численное значение К рассчитывается для каждой территории отдельно. В случае затруднений расчета коэффициента, уязвимость можно оценивать по показателю уязвимости I).
Показатель уязвимости I рассчитывается по формуле:
,
где Nчс - количество ЧС, обусловленных природными источниками, за период наблюдений;
Nucm - общее количество природных источников ЧС за период наблюдений (опасные и неблагоприятные гидрометеорологические явления, опасные экзогенные процессы и пр.).
13. Прогнозируемый уровень уязвимости к природным источникам чрезвычайных ситуаций, обусловливающим возникновение чрезвычайных ситуаций межмуниципального уровня, рассчитывается по формуле:
,
где I- показатель уязвимости;
К - коэффициент, учитывающий динамику (положительную и отрицательную) изменения в инженерно-технической защищенности территории и объектов на прогнозируемый период (численное значение К рассчитывается для каждой территории отдельно. В случае затруднений расчета коэффициента, уязвимость можно оценивать по показателю уязвимости I).
Показатель уязвимости I рассчитывается по формуле:
,
где Nчс - количество ЧС межмуниципального уровня, обусловленных природными источниками, за период наблюдений;
Nucm - общее количество природных источников ЧС за период наблюдений (опасные и неблагоприятные гидрометеорологические явления, опасные экзогенные процессы и пр.).
14. Прогнозируемый уровень уязвимости к техногенным источникам чрезвычайных ситуаций межмуниципального и выше уровней, рассчитывается по формуле:
,
где I- показатель уязвимости;
К - коэффициент, учитывающий динамику (положительную и отрицательную) изменения в инженерно-технической защищенности территории и объектов на прогнозируемый период (численное значение К рассчитывается для каждой территории отдельно. В случае затруднений расчета коэффициента, уязвимость можно оценивать по показателю уязвимости I).
Показатель уязвимости I рассчитывается по формуле:
,
где Nчс - количество ЧС межмуниципального, регионального и федерального уровней, обусловленных техногенными источниками, за период наблюдений;
Nист - общее количество техногенных источников ЧС за период наблюдений (техногенные ЧС, аварийные ситуации и инциденты).
15. Прогноз величины ущербов от чрезвычайных ситуаций рассчитывается по формуле:
,
где U- среднегодовой ущерб от чрезвычайных ситуаций, руб. (долл.);
К - коэффициент, учитывающий динамику (положительную и отрицательную) изменения в инженерно-технической защищенности территории и объектов на прогнозируемый период (численное значение К рассчитывается для каждой территории отдельно. В случае затруднений расчета коэффициента, уязвимость можно оценивать по показателю уязвимости I).
16. Прогноз количества биолого-социальных чрезвычайных ситуаций локального и муниципального уровней, обусловленных инфекционной заболеваемостью населения рассчитывается по формуле:
,
где N - количество биолого-социальных чрезвычайных ситуаций локального и муниципального уровней (или вспышек), обусловленных инфекционной заболеваемостью населения, за m лет, ед;
m - годы наблюдений, лет;
К - коэффициент, учитывающий динамику повторяемости биолого-социальных чрезвычайных ситуаций локального и муниципального уровней (или вспышек), обусловленных инфекционной заболеваемостью населения (численное значение К рассчитывается для каждой территории отдельно. В случае затруднений расчета коэффициента для оценки количества ЧС используется среднегодовое значение).
17. Прогноз территорий с повышенной вероятностью чрезвычайных ситуаций локального и муниципального уровней, обусловленных распространением энцефалита, составляется по среднемноголетним данным по заболеваемости (за 5-7 лет), с учетом складывающейся обстановки (проведение комплекса противоэпидемических мероприятий, готовность лечебно - профилактических учреждений и центров санэпиднадзора и пр.), а также с учетом экспертных оценок специалистов.
18. Прогноз территорий с повышенной вероятностью чрезвычайных ситуаций локального и муниципального уровней, обусловленных распространением геморрагических лихорадок, составляется по среднемноголетним данным по заболеваемости (за 5-7 лет), с учетом складывающейся обстановки (проведение комплекса противоэпидемических мероприятий, готовность лечебно-профилактических учреждений и центров санэпиднадзора и пр.), а также с учетом экспертных оценок специалистов.
19. Прогноз чрезвычайных ситуаций локального и муниципального уровней, обусловленных неблагоприятной эпизоотической обстановкой, составляется по среднемноголетним данным по количеству вспышек (за 5-7 лет), с учетом складывающихся условий (проведение комплекса профилактических мероприятий и пр.) и оценок специалистов.
20. Прогноз территорий с повышенной вероятностью чрезвычайных ситуаций локального и муниципального уровней, обусловленных распространением классической чумы свиней, составляется по среднемноголетним данным по количеству вспышек (за 5-7 лет), с учетом складывающихся условий (проведение комплекса профилактических мероприятий и пр.) и оценок специалистов.
21. Прогноз территорий с повышенной вероятностью чрезвычайных ситуаций локального и муниципального уровней, обусловленных распространением туберкулеза крупного рогатого скота, составляется по среднемноголетним данным по количеству вспышек (за 5-7 лет), с учетом складывающихся условий (проведение комплекса профилактических мероприятий и пр.) и оценок специалистов.
22. Прогноз территорий с повышенной вероятностью чрезвычайных ситуаций локального и муниципального уровней, обусловленных распространением лейкоза крупного рогатого скота, составляется по среднемноголетним данным по количеству вспышек (за 5-7 лет), с учетом складывающихся условий (проведение комплекса профилактических мероприятий и пр.) и оценок специалистов.
23. Прогноз территорий с повышенной вероятностью чрезвычайных ситуаций локального и муниципального уровней, обусловленных распространением бруцеллеза крупного рогатого скота, составляется по среднемноголетним данным по количеству вспышек (за 5-7 лет), с учетом складывающихся условий (проведение комплекса профилактических мероприятий и пр.) и оценок специалистов.
24. Прогноз вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций не выше муниципального уровня, обусловленных распространением лугового мотылька, составляется с учетом мониторинговых данных и складывающихся условий по распространению вредителя (комплекс предупредительных мероприятий, погодные условия и пр.).
25. Прогноз вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций не выше муниципального уровня, обусловленных распространением клопа-вредная черепашка, составляется
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации определяют порядок взаимодействия между Управлением по ЧС при Правительстве РБ, ГУ МЧС России по РБ и администрациями органов местного самоуправления республики при подготовке прогнозов ЧС всех уровней в целях разработки и принятия управленческих решений по предупреждению ЧС, минимизации ущербов в случае их возникновения.
Предметом взаимодействия являются данные в области мониторинга, прогнозирования ЧС по всем видам заблаговременности прогнозов ЧС. Взаимодействие предусматривает обмен мониторинговой информацией о состоянии возможных источников ЧС, а также представление прогнозов ЧС в согласованные сроки.
Методические рекомендации содержат основные положения, которыми должны руководствоваться должностные лица органов местного самоуправления Республики Башкортостан при организации и проведении работ по мониторингу и прогнозированию ЧС на подконтрольной территории.
Методические рекомендации по организации органами местного самоуправления мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на подконтрольной территории (утв. начальником Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан 9 ноября 2007 г.)
Текст Методических рекомендаций официально опубликован не был