Постановление Правительства Республики Башкортостан
от 29 декабря 2008 г. N 469
"О республиканской целевой программе "Развитие воздушного транспорта
на территории Республики Башкортостан на 2009-2020 годы"
16 октября 2009 г., 14 мая 2012 г.
Во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании развития авиации", Соглашения между Федеральным агентством воздушного транспорта и исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - Республики Башкортостан о передаче в государственную собственность Республики Башкортостан Международного аэропорта "Уфа" от 11 июля 2008 года и на основании Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Одобрить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие воздушного транспорта на территории Республики Башкортостан на 2009-2020 годы" (далее - Программа).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14 мая 2012 г. N 140 в пункт 2 настоящего постановления внесены изменения
2. Определить государственным заказчиком Программы Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14 мая 2012 г. N 140 в пункт 3 настоящего постановления внесены изменения
3. Государственному комитету Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству:
ежегодно при разработке проекта бюджета Республики Башкортостан на очередной финансовый год подавать заявки в установленном порядке на финансирование Программы за счет средств бюджета Республики Башкортостан;
согласовать с Федеральным агентством воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации объемы ассигнований из федерального бюджета на финансирование Программы;
в установленном порядке представлять в Правительство Республики Башкортостан информацию о реализации Программы.
4. Министерству экономического развития Республики Башкортостан при формировании республиканской адресной инвестиционной программы предусматривать средства на развитие воздушного транспорта в соответствии с Программой в пределах объемов капитальных вложений, предусмотренных по отрасли "Транспорт".
5. Мероприятия и объемы финансирования Программы подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета Республики Башкортостан.
6. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан предусмотреть средства в местном бюджете на реализацию мероприятий Программы.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14 мая 2012 г. N 140 в пункт 7 настоящего постановления внесены изменения
7. Контроль за выполнением Программы возложить на Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству.
Премьер-министр Правительства |
Р.С.Сарбаев |
Республиканская целевая программа
"Развитие воздушного транспорта на территории Республики Башкортостан
на 2009-2020 годы"
(одобрена постановлением Правительства Республики Башкортостан
от 29 декабря 2008 г. N 469)
16 октября 2009 г., 14 мая 2012 г.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14 мая 2012 г. N 140 в Паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Республиканская целевая Программа "Развитие воздушного транспорта на территории Республики Башкортостан на 2009-2020 годы" |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон "О государственном регулировании развития авиации"; Соглашение между Федеральным агентством воздушного транспорта и исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - Республики Башкортостан о передаче в государственную собственность Республики Башкортостан Международного аэропорта "Уфа" от 11 июля 2008 года; Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 5 сентября 2008 года N 1098-р |
Государственный заказчик Программы |
Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству |
Основные разработчики Программы |
Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству; открытое акционерное общество "Международный аэропорт "Уфа"" |
Цель и задачи Программы |
Цель: дальнейшее развитие и повышение конкурентоспособности перевозок воздушным транспортом на территории Республики Башкортостан в соответствии с международными требованиями путем увеличения транзитного потенциала и создания внутрирегиональных связей, эффективного и качественного удовлетворения спроса населения и хозяйствующих субъектов на авиационные услуги и работы |
|
Задачи: совершенствование системы государственного регулирования рынка авиационных услуг и работ; обеспечение безопасности полетов и авиационной безопасности; развитие и расширение рынка авиаперевозок, в том числе внутрирегиональных воздушных сообщений; осуществление модернизации и развития объектов наземной инфраструктуры аэропортов (реконструкция взлетно-посадочной полосы, аэровокзальных комплексов, оснащение современной спецтехникой); совершенствование нормативного правового обеспечения отрасли гражданской авиации, в том числе путем поэтапного внедрения европейских авиационных правил; совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
Целевыми индикаторами и показателями Программы являются результаты деятельности гражданского сектора авиации Республике Башкортостан в 2020 году: объем обслуженных пассажиров - 3 млн.человек; объем обслуженных взлет-посадок воздушных судов - 26200 единиц; объем обработанного груза - 19000 тонн; объем пассажирооборота - 3230 млн.пкм; объем оказанных услуг - 9200 млн.рублей |
Сроки реализации Программы |
2009-2020 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Объем финансирования Программы составляет 28172 млн.рублей, в том числе за счет средств: федерального бюджета - 3485 млн.рублей; бюджета Республики Башкортостан и внебюджетных источников - 24687 млн.рублей. Объемы финансирования Программы подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета Республики Башкортостан |
Ожидаемые конечные результаты Программы и показатели ее социально-экономической эффективности |
Повышение уровня безопасности полетов и авиационной безопасности; обеспечение устойчивого ежегодного роста пассажиропотока - не менее 3-5%, грузопотока - не менее 4-6%; увеличение к 2020 году общего объема пассажиропотока - не менее 2,5-3,0 млн.человек, объема грузовых и почтовых перевозок - до 19 тыс. тонн; расширение маршрутной сети полетов; развитие региональных перевозок; подготовка высококвалифицированных кадров в сфере оказания услуг воздушного транспорта; социально-экономический эффект составит: а) на макроуровне: увеличение вклада воздушного транспорта в прирост валового внутреннего продукта за счет опережающего роста производства и увеличения объемов оказываемых услуг отрасли по отношению к динамике роста экономики Республики Башкортостан; б) на микроуровне: формирование в гражданской авиации эффективных рыночно ориентированных, обладающих потенциалом саморазвития, бизнес-структур нового поколения; повышение инновационной активности и уровня обновляемости фондов организаций воздушного транспорта; в) в социально-экономической сфере: сохранение рабочих мест и создание новых; повышение спроса на квалифицированные кадры; повышение производительности труда; г) в бюджетной сфере: обеспечение дополнительных налоговых поступлений |
1. Характеристика проблемы
1.1. Введение
Республиканская целевая программа "Развитие воздушного транспорта на территории Республики Башкортостан на 2009-2020 годы" (далее - Программа) разработана в рамках положений ежегодных посланий Президента Республики Башкортостан народу и Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан с учетом результатов федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2007 года", положений Программы деятельности Правительства Республики Башкортостан на срок своих полномочий (2007-2011 годы), Стратегии развития Республики Башкортостан на период до 2020 года.
Мероприятия Программы направлены на:
реализацию государственной политики в области воздушного транспорта, ориентированной на развитие высококонкурентного предприятия - открытого акционерного общества "Международный аэропорт "Уфа"" (далее - ОАО "МАУ");
разработку и реализацию комплекса задач, связанных с деятельностью воздушного транспорта;
повышение уровня безопасности полетов, авиационной безопасности;
повышение социально-экономических показателей региона, связанных с деятельностью воздушного транспорта.
1.2. Анализ современного состояния и проблем воздушного транспорта
Социально-экономическое положение Республики Башкортостан характеризуется динамичным развитием экономики как самой Республики Башкортостан, так и всей Российской Федерации.
Цель экономической политики Республики Башкортостан, как и Российской Федерации, - повышение уровня жизни населения, сопровождающееся улучшением качества оказываемых населению услуг, в том числе услуг, предоставляемых воздушным транспортом. Эффективное функционирование и устойчивое развитие гражданской авиации в современных условиях научно-технического прогресса и динамичного развития производства являются необходимыми потребностями общества.
Именно поэтому одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Башкортостан стало расширение и модернизация транспортной инфраструктуры страны.
В рамках стратегии развития гражданской авиации Правительством Российской Федерации предполагается направить в авиационную отрасль 546,5 млрд.рублей.
Современное развитие экономики направлено на максимальный переход на рыночные отношения и развитие конкурентной среды, в том числе и в транспортной системе, что создаст реальные предпосылки дальнейшего экономического прогресса в области гражданской авиации.
В Башкортостане в последние годы формируется соответствующий росту экономики рынок авиационных транспортных услуг. Однако существующий потенциал, в том числе и возможности международного транзита через территорию Башкортостана, используются не в полной мере. Все это приводит к необходимости разработки комплекса мероприятий в сфере гражданской авиации.
На текущий момент деятельность ОАО "МАУ" в целом удовлетворяет потребности населения и экономики республики в авиационных перевозках.
Однако в последние годы наметился рост объемов перевозок пассажиров и увеличение пассажирооборота. За период с 2000 по 2008 год ОАО "МАУ" обслужил 8281 тыс.человек: в 2000 году - 671 тыс.человек, в 2008 году - 1350 тыс.человек.
Число пассажиров в 2008 году по отношению к 2000 году выросло в 2 раза.
Кроме того, увеличился и объем грузопотока: за период с 2000 по 2008 год аэропорт обработал 32,081 тыс.тонн груза, при этом в 2000 году - 3262 тонны, в 2008 году - 3400 тонн груза, что на 5% больше объемов 2000 года.
В связи с введением Европейским союзом более жестких ограничений по оснащению воздушных судов бортовым оборудованием наблюдается тенденция перехода выполнения полетов авиакомпаний с дальнемагистральных рейсов на маршруты с меньшей дальностью.
Ежегодный рост потребности в грузовых и пассажирских авиаперевозках, интеграция республики в международное экономическое пространство и повышение уровня доходов населения Башкортостана требуют развития существующих и расширения номенклатуры качественных и безопасных услуг гражданской авиации.
Ретроспективный анализ исторического развития авиации с 1980 по 2007 год показывает, что общемировой тенденцией в гражданской авиации является устойчивый рост предоставляемых услуг: средний ежегодный рост в пассажирских перевозках составлял приблизительно 6,0%.
средний ежегодный рост в пассажирских перевозках составлял приблизительно 6,0%.
Согласно прогнозам Международной организации гражданской авиации (далее - ИКАО) и ряда крупнейших производителей авиатехники (Boeing и Airbus), в кратко- и среднесрочной перспективе ожидается стабильный рост авиаперевозок до 2020 года на уровне 5%.
1.3. Оценка рынка авиационных услуг Республики Башкортостан
ОАО "МАУ" занимает одну из ключевых позиций в транспортной инфраструктуре республики. После снижения грузо- и пассажиропотока в начале 90-х годов обратный процесс восстановления и роста объема авиаперевозок начался приблизительно 4 года назад.
Регион обслуживания ОАО "МАУ" охватывает как значительную территорию Российской Федерации, так и международные направления, такие, как Германия, страны СНГ, Турция, Греция, ОАЭ и страны Юго-Восточной Азии.
1.4. Открытое акционерное общество "Международный аэропорт "Уфа""
ОАО "МАУ" занимает одну из ключевых позиций в транспортной инфраструктуре Республики Башкортостан.
Факторами, способствующими выполнению Программы и развитию аэропорта, являются:
удобное географическое местоположение на пути пассажиро- и грузопотока из Европы в Юго-Восточную Азию и направления юг-север;
бесперебойное снабжение авиационным топливом, осуществляемое напрямую с нефтеперерабатывающего завода;
современное радиотехническое и светотехническое оборудование, обеспечивающее взлет и посадку по II категории ИКАО;
наличие двух взлетно-посадочных полос (далее - ВПП), способных принимать воздушные суда всех типов без ограничения посадочного веса;
устойчивые благоприятные погодные условия;
наличие удобных транспортных коммуникаций - в аэропорт проложена четырехполосная автодорога с качественным покрытием, по которой можно доставлять грузы до станций железной дороги, портов и причалов судоходной реки Белой;
допуск к выполнению международных рейсов.
Основные показатели деятельности ОАО "МАУ" с 2000 по 2008 год
Наименование показателя |
Единица измерения |
Годы |
||||||||
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
||
Обслужено пассажиров |
млн. чел. |
0,67 |
0,79 |
0,75 |
0,77 |
0,84 |
0,87 |
0,99 |
1,17 |
1,35 |
Обслужено рейсов |
тыс. ед. |
5,9 |
6,7 |
6,2 |
6,4 |
7,2 |
7,4 |
7,8 |
9,9 |
11,0 |
Суммарный доход за 2008 год от аэропортовых услуг составил 2,18 млрд.рублей, что на 71% больше, чем в 2007 году.
Общий финансовый результат (прибыль) от работы аэропорта за 2008 год - 30 млн.рублей.
В 2003 году проведено обновление специальной аэродромной техники за счет средств бюджета Республики Башкортостан в размере 35 млн.рублей, в 2004 году - 35,6 млн.рублей.
В 2005-2007 годах в ОАО "МАУ" проведены работы по модернизации базового склада горюче-смазочных материалов и реконструкции расходного склада горюче-смазочных материалов на общую сумму 110,6 млн.рублей.
Одновременно проведена реконструкция комплекса зданий аэровокзала с увеличением пропускной способности до 800 пассажиров в час, благоустроена привокзальная территория и подъездные автодороги на общую сумму 1387 млн.рублей.
Таким образом, общая сумма инвестированных средств с 2003 по 2007 год составила 1568,2 млн.рублей.
Принимаются меры по постоянному обновлению специальной аэродромной техники на более современную, отвечающую международным требованиям.
1.5. Аэропорты - конкуренты Международного аэропорта "Уфа"
Положение и развитие любого участника рынка находятся под влиянием не только существующего спроса на его услуги, но и под непосредственным воздействием других участников-конкурентов в данном регионе. Основные конкуренты ОАО "МАУ" - аэропорты городов Самары, Екатеринбурга и Казани, которые имеют подобную сеть маршрутов полетов как внутренних, так и международных направлений.
Основным конкурентом является аэропорт Кольцово - самый большой в рассматриваемом регионе.
Согласно фактическому расписанию движения самолетов ОАО "МАУ" имеет прямые связи со своими главными конкурентами - Екатеринбургом, Самарой и Казанью.
1.6. Авиакомпании, обслуживаемые в Международном аэропорту "Уфа"
"Lufthansa" - единственная западноевропейская авиакомпания, которая выполняет регулярные рейсы в Международный аэропорт "Уфа". Вторым международным авиаперевозчиком, выполняющим полеты в Уфу, является узбекская авиакомпания "Узбекистон Хаво Юллари" из Ташкента.
"Вьетнамские Авиалинии" выполняют полеты через Уфу в целях оформления таможенных формальностей по перевозимым грузам и следования в аэропорты назначения в Российской Федерации, главным образом в Москву.
Кроме того, на воздушном рынке республики представлены следующие авиакомпании:
ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии";
ФГУП "ГТК "Россия"";
ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр"";
ООО "Авиакомпания "ЮТэйр-экспресс"";
ООО "Авиакомпания "Сибирь"";
ОАО "Новосибирское авиапредприятие";
ООО "Авиакомпания "ВИМ-Авиа"";
ОАО "Авиакомпания "КД авиа"";
ОАО "Авиационные линии Кубани";
ОАО "Авиакомпания "Владивосток Авиа"";
ООО "Авиакомпания "ГазпромАвиа"";
ОАО "Авиакомпания "ДальАвиа"";
ОАО "Авиакомпания "КомиИнтерАвиа"";
ФГУП "КавМинводыАвиа";
ОАО "Авиационная компания "Атлант-Союз"";
ОАО "Красноярские Авиалинии";
ООО "Авиакомпания "КогалымАвиа"";
ОАО "Пулковские Авиалинии";
ОАО "СибАвиаТранс";
ОАО "Уральские авиалинии";
ОАО "Авиакомпания "Самара"";
ООО "Авиакомпания "Татарстан"";
ФГУП "Оренбургские авиалинии";
ОАО "Авиакомпания "Ижевские авиалинии"";
АТК "Ямал";
ОАО "Авиакомпания "Якутия"";
ОАО "Авиакомпания "Полет"";
ОАО "Авиалинии Дагестана";
ОАО "Рязанское авиатранспортное предприятие";
ООО "Авиакомпания "Башкортостан"" и другие.
Развитие деятельности ОАО "МАУ" для привлечения ведущих российских и международных авиакомпаний как существующих, так и вновь создаваемых авиатранспортных альянсов, низкозатратных авиакомпаний, чартерных авиакомпаний предполагает:
оптимизацию системы управления грузо- и пассажиропотоками для более быстрого и эффективного прохождения контрольно-пропускных пунктов (регистрации, досмотра, таможни, границы и др.);
сокращение времени нахождения пассажиров в накопителях;
разработку системы стимулирования для привлечения или создания новых авиационных перевозчиков, открытия новых внутрироссийских и международных направлений обслуживания;
разработку конкурентоспособной по сравнению с аэропортами городов Самары, Казани и Екатеринбурга ценовой политики;
разработку расширенных и гибких стыковочных связей авиационных маршрутов;
повышение качества существующих и расширение номенклатуры услуг для авиакомпаний;
выработку мер по снижению себестоимости услуг;
разработку высококонкурентных авиационных тарифов;
применение привлекательных цен на авиационное топливо;
непрерывное совершенствование нормативно-правовых взаимоотношений с авиакомпаниями;
развитие партнерства государства и частного бизнеса;
создание базовой авиакомпании;
поддержку со стороны соответствующих государственных органов и кооперацию с общественными организациями, представителями деловых кругов (туроператорами, министерствами, Торгово-промышленной палатой Республики Башкортостан и т.д.).
1.7. Безопасность полетов и авиационная безопасность
Сравнительный анализ материалов состояния безопасности полетов с 2002 по 2008 год показывает тенденцию к снижению количества авиационных событий в ОАО "МАУ":
Сравнительный анализ авиационных событий в ОАО "МАУ" с 2002 по 2008 год
Годы |
Авиационные происшествия без человеческих жертв |
Катастрофы |
Инциденты |
Повреждения воздушных судов на земле |
Производственные происшествия |
Авиационные события |
2002 |
- |
- |
15 |
0 |
0 |
15 |
2003 |
- |
- |
9 |
0 |
0 |
9 |
2004 |
- |
- |
14 |
1 |
1 |
15 |
2005 |
- |
- |
14 |
1 |
1 |
15 |
2006 |
- |
- |
16 |
1 |
1 |
17 |
2007 |
- |
- |
13 |
2 |
2 |
15 |
2008 |
1 |
- |
16 |
- |
- |
17 |
Общее количество авиационных событий уменьшилось, а количество авиационных инцидентов и инцидентов, связанных с конструктивно-производственными дефектами, увеличилось на 7%.
Увеличение количества авиационных инцидентов и инцидентов, связанных с конструктивно-производственными недостатками воздушных судов, указывают на старение и износ авиационной техники.
В результате усиления инспекционного контроля за выполнением требований по защите аэропорта от актов незаконного вмешательства, укрепления материально-технического обеспечения систем безопасности аэропорта повысился уровень авиационной безопасности.
ОАО "МАУ" оборудовано современными техническими средствами досмотра, видеонаблюдения. Штат службы авиационной безопасности аэропорта укомплектован имеющими соответствующие сертификаты специалистами, прошедшими обучение в учебных заведениях гражданской авиации, Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан, которые обеспечены необходимым оружием и средствами связи.
Планируется модернизация периметрового ограждения аэропорта, установка инженерно-техническими средствами охраны, установка противотаранных устройств на пропускных пунктах аэропорта в соответствии с установленными нормативными требованиями.
Вместе с тем основной проблемой все еще остается необходимость совершенствования нормативной базы, детализирующей производственную деятельность службы авиационной безопасности аэропорта, а также проведения технического переоборудования аэропорта и т.д.
2. Цель, задачи и сроки реализации Программы
Целью Программы является дальнейшее развитие и повышение конкурентоспособности перевозок воздушным транспортом на территории Республики Башкортостан в соответствии с международными требованиями путем увеличения транзитного потенциала и создания внутрирегиональных связей, эффективного и качественного удовлетворения спроса населения и хозяйствующих субъектов на авиационные услуги и работы.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
совершенствование системы государственного регулирования рынка авиационных услуг и работ;
обеспечение безопасности полетов и авиационной безопасности;
развитие и расширение рынка авиаперевозок, в том числе внутрирегиональных воздушных сообщений;
осуществление модернизации и развития объектов наземной инфраструктуры аэропортов (реконструкция взлетно-посадочной полосы, аэровокзальных комплексов, оснащение современной спецтехникой);
совершенствование нормативного правового обеспечения отрасли гражданской авиации, в том числе путем поэтапного внедрения европейских авиационных правил;
совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров.
Реализацию Программы предполагается осуществить в течение 12 лет (2009-2020 годы).
Для выполнения мероприятий Программы необходимо:
резервирование Правительством Республики Башкортостан для развития ОАО "МАУ" земель площадью 352 га, в том числе:
20 га - для удлинения ИВПП-1;
8 га - для реконструкции очистных сооружений ливневого стока с ИВПП-2;
4 га - для расширения базового склада ГСМ;
100 га - для строительства сети соединительных рулежных дорожек между ИВПП-1 и ИВПП-2;
40 га - для расширения привокзальной площади у терминала N 3;
100 га - для строительства логистических центров;
20 га - для расширения привокзальной площади у терминалов N 1 и 2 со строительством многоуровневых автостоянок;
60 га - для создания защитной лесополосы вдоль ИВПП-2;
восстановление работы аэропортов Нефтекамска, Белорецка, Сибая и Стерлитамака;
модернизация и развитие объектов наземной инфраструктуры (реконструкция ВПП, аэровокзальных комплексов, оснащение современной спецтехникой) аэропортов городов Уфы, Нефтекамска, Белорецка, Сибая и Стерлитамака.
В последующие годы предполагается перейти к устойчивому развитию воздушного транспорта и ОАО "МАУ".
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14 мая 2012 г. N 140 в раздел 3 настоящей Программы внесены изменения
3. Перечень мероприятий Программы
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
4.1. Обеспечение безопасности полетов и авиационной безопасности
Необходимыми мероприятиями по повышению уровня безопасности полетов и авиационной безопасности являются:
обеспечение объективности расследования авиационных событий в целях выяснения истинных причин с привлечением к расследованию всех заинтересованных сторон и в первую очередь представителей заводов-изготовителей и разработчиков авиатехники;
проведение постоянного мониторинга в виде ежеквартальных анализов состояния безопасности полетов и авиационной безопасности с разработкой мероприятий по их предупреждению, а также издание информационных бюллетеней о состоянии безопасности на воздушном транспорте;
проведение аттестации руководителей служб авиационной безопасности и безопасности полетов;
разработка конкретных профилактических мероприятий по поддержанию технического состояния воздушных судов;
сертификация услуг организации гражданской авиации по авиационной безопасности на соответствие международным нормам ИКАО;
контроль за соблюдением законодательства, действующих норм и правил по обеспечению безопасности полетов;
контроль за соблюдением требований нормативных документов при проведении авиационных работ;
внедрение европейских авиационных стандартов в области безопасности полетов;
ежегодное проведение полномасштабных антитеррористических учений в Международном аэропорту "Уфа";
введение системы машиносчитываемых летных пропусков международного образца, выдаваемых уполномоченным органом;
разработка технических регламентов в сфере авиационной безопасности.
4.2. Развитие и расширение рынка авиаперевозок, в том числе
внутрирегиональных воздушных сообщений
Дальнейшее развитие внутреннего авиационного сообщения будет обеспечиваться за счет увеличения количества авиарейсов по существующим направлениям и открытия новых авиамаршрутов.
В целях развития местных воздушных сообщений необходимы восстановление (модернизация) существующих и строительство новых местных аэродромов (грунтовых ВПП и аэродромных площадок) для обслуживания отдаленных территорий, не имеющих альтернативного транспортного сообщения, и их содержания для круглогодичного приема-отправки соответствующих типов воздушных судов, а также субсидирование не обеспечивающих требуемый уровень доходности социально значимых регулярных авиационных перевозок на территории Республики Башкортостан.
На начальном этапе реализации Программы предусматривается развитие воздушных сообщений между городом Уфой и региональными центрами, имеющими санаторно-курортную инфраструктуру, в целях развития туризма, лечения и отдыха населения.
Для выполнения основных международных рейсов в Республике Башкортостан формируется узловой аэропорт города Уфы.
В целях максимального использования мощности аэропортового комплекса необходимо открытие авиарейсов различных авиакомпаний через аэропорт города Уфы между крупными городами России, из городов Европы в Юго-Восточную Азию, что даст возможность увеличить транзитный пассажирский и грузовой трафик, а также транзитные рейсы крупных иностранных авиакомпаний, осуществляющих полеты через воздушное пространство Башкортостана.
Кроме того, по мере становления города Уфы как регионального финансового центра планируется увеличение количества внутренних и международных авиарейсов. При этом ожидается ежегодный рост объема авиаперевозок через данные аэропорты не менее 5-7%.
Для восстановления утраченного потенциала воздушных перевозок и обеспечения возрастающей потребности населения в авиаперевозках целесообразно создать авиакомпанию, занимающуюся выполнением регулярных авиарейсов и ориентированную на:
развитие внутреннего авиасообщения между крупными городами Республики Башкортостан, включая авиаперевозки между региональными центрами, а также международного сообщения с сопредельными странами;
приобретение воздушных судов;
развитие конкуренции на рынке авиационных перевозок;
выполнение социальной задачи - обеспечение доступности авиаперевозок, в том числе на маршрутах, связывающих город Уфу с городами и районными центрами Башкортостана.
Прогнозный пассажиропоток по данной сети маршрутов оценивается в 1-1,5 млн.пассажиров в год с ежегодным ростом в 7%.
4.3. Модернизация и развитие объектов наземной инфраструктуры аэропортов
В целях дальнейшего развития воздушного транспорта предлагается:
на базе действующего ОАО "МАУ" максимально развить сеть транзитных аэропортов, в первую очередь городов Нефтекамска, Белорецка, Сибая, Стерлитамака, провести модернизацию инфраструктуры данных аэропортов для достижения уровня международных требований, приема и обслуживания воздушных судов первого класса, включить в число прочих мероприятий реконструкцию основных производственных мощностей, обновление средств наземного базирования воздушных судов;
провести в установленном законодательством порядке модернизацию и оптимизацию деятельности ОАО "МАУ" по обслуживанию воздушных судов и пассажиров в соответствии с требованиями международных стандартов;
ОАО "МАУ" разработать план мероприятий по реконструкции и обновлению основных производственных фондов (ВПП, аэровокзального комплекса, спецтехники) аэропортов городов Нефтекамска, Белорецка, Сибая;
разработать силами Башкирского центра организации воздушного движения филиала "Аэронавигация Центральной Волги" федерального государственного унитарного предприятия "Госкорпорация по организации воздушного движения" программу модернизации и обновления средств радиотехнического обеспечения полетов в районе аэродромов республики;
разработать систему стимулирования деятельности лизинговых компаний в части расширения номенклатуры лизинговых услуг по предоставлению спецтехники для наземного обслуживания воздушных судов, а также для обеспечения авиационной безопасности.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16 октября 2009 г. N 381 в пункт 4.4 настоящей Программы внесены изменения
4.4. Обновление парка воздушных судов
Основную часть парка пассажирских воздушных судов, выполняющих авиаперевозки по внутренним и международным направлениям, составляют суда отечественного производства, такие, как Ту-154, Ту-134, Ан-24 и Як-42. Многие из них морально устарели и исчерпали предусмотренный ресурс.
Для восполнения стареющего и выбывающего парка судов необходимо продолжить практику эксплуатации новых воздушных судов, приобретаемых в лизинг, при соблюдении следующих условий:
количество воздушных судов должно быть адекватно пропорционально росту спроса на авиационные перевозки;
должна быть максимально обеспечена однотипность в подборе новых воздушных судов (в целях снижения расходов по переподготовке летного и инженерно-технического состава, техническому обслуживанию, а также формирования минимально необходимого уровня запасных частей).
Для восполнения выбывающего парка воздушных судов авиакомпаний Республики Башкортостан, а также в связи с прогнозируемым ежегодным ростом пассажиропотока до 5% в период до 2020 года потребуется приобрести порядка 5-6 региональных или ближнемагистральных и 3-5 среднемагистральных воздушных судов.
При этом необходимо ориентироваться на воздушные суда нового поколения, эффективность эксплуатации которых за счет скорости и дальности полета, а также пассажировместимости вдвое превышает эффективность эксплуатации воздушных судов типа Ту-154, Ту-134, Ан-24 и Як-42.
Примерными вариантами могут являться:
турбовинтовые - Ил-114, ATR-42, ATR-72, Dash-8, SAAB и другие;
турбореактивные - Ан-148, Ту-334, Ту-204(214), RRJ, Embraer, RJ, CRJ, Challenger-ЗОО и другие;
вертолеты - Agusta AW-319 или другие.
Приоритетной задачей обновления парка воздушных судов является приобретение воздушных судов для создаваемой авиакомпании Республики Башкортостан, которая, используя собственные и привлеченные средства, сможет обеспечить закупку требуемого количества воздушных судов.
В целях обновления парка воздушных судов необходимо рассмотреть возможность создания системы условий по экономическому стимулированию авиаперевозчиков Республики Башкортостан путем предоставления им льготного кредитования при приобретении современных воздушных судов.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14 мая 2012 г. N 140 в раздел 5 настоящей Программы внесены изменения
5. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы базируется на принципах партнерства федеральных органов исполнительной власти, республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Республики Башкортостан и предприятий воздушного транспорта, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех исполнителей Программы.
Решение задач по формированию и эффективному управлению реализацией Программы будет осуществляться путем обоснованного выбора соответствующих форм и методов.
Финансирование мероприятий предусмотрено за счет федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан и внебюджетных источников.
Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству.
6. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Реализация Программы позволит обеспечить развитие транспортного потенциала воздушного транспорта и ОАО "МАУ" до уровня, способного удовлетворить нарастающую потребность населения и экономики в качественных авиационных услугах, повысить безопасность полетов, провести работы по реконструкции и обновлению основных производственных фондов, создать систему подготовки и повышения квалификации авиационного персонала.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
повышение уровня безопасности полетов и авиационной безопасности;
обеспечение устойчивого ежегодного роста пассажиропотока - не менее 3-5%, а грузопотока - не менее 4-6%;
увеличение к 2020 году общего объема пассажиропотока - не менее 2,5-3,0 млн.человек, объема грузовых и почтовых перевозок до 19 тыс.тонн;
расширение маршрутной сети полетов;
развитие региональных перевозок;
подготовка высококвалифицированных кадров в сфере оказания услуг воздушного транспорта.
Социально-экономический эффект составит:
а) на макроуровне:
увеличение вклада воздушного транспорта в прирост валового внутреннего продукта за счет опережающего роста производства и увеличения объемов оказываемых услуг отрасли по отношению к динамике роста экономики Республики Башкортостан;
б) на микроуровне:
формирование в гражданской авиации эффективных рыночно ориентированных, обладающих потенциалом саморазвития бизнес-структур нового поколения;
повышение инновационной активности и уровня обновляемости фондов организаций воздушного транспорта;
в) в социально-экономической сфере:
сохранение рабочих мест и создание новых;
повышение спроса на квалифицированные кадры;
повышение производительности труда;
г) в бюджетной сфере:
обеспечение дополнительных налоговых поступлений.
6.1. Прогнозная оценка ожидаемой эффективности и результативности
Программы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Наименование показателя эффективности |
Распределенная эффективность |
Показатель эффективности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Модернизация сплошного периметрового ограждения Международного аэропорта "Уфа" и установка инженерно- технических средств охраны |
бюджетная эффективность |
федеральный бюджет |
6,2 млн.рублей |
бюджет Республики Башкортостан |
5,3 млн.рублей |
|||
местный бюджет |
5,3 млн.рублей |
|||
коммерческая эффективность |
прибыль |
1,2 млн.рулей |
||
срок окупаемости |
8 лет |
|||
социальная эффективность |
сохраненные рабочие места |
- |
||
новые рабочие места |
- |
|||
2. |
Проектирование и строительство центра технического обслуживания и ремонта воздушных судов |
бюджетная эффективность |
федеральный бюджет |
6,8 млн.рублей |
бюджет Республики Башкортостан |
8,3 млн.рублей |
|||
местный бюджет |
8,3 млн.рублей |
|||
коммерческая эффективность |
прибыль |
12 млн.рублей |
||
срок окупаемости |
4 года |
|||
социальная эффективность |
сохраненные рабочие места |
- |
||
новые рабочие места |
800 чел. |
|||
3. |
Проектирование и строительство грузового терминала |
бюджетная эффективность |
федеральный бюджет |
2,3 млн.рублей |
бюджет Республики Башкортостан |
8,8 млн.рублей |
|||
местный бюджет |
8,8 млн.рублей |
|||
коммерческая эффективность |
прибыль |
0,2 млн.рублей |
||
срок окупаемости |
7 лет |
|||
социальная эффективность |
сохраненные рабочие места |
- |
||
новые рабочие места |
68 чел. |
|||
4. |
Реконструкция инфраструктуры аэропорта (инженерных сетей, коммуникаций и т.д.) |
бюджетная эффективность |
федеральный бюджет |
2,4 млн.рублей |
бюджет Республики Башкортостан |
36 млн.рублей |
|||
местный бюджет |
36 млн.рублей |
|||
коммерческая эффективность |
прибыль |
0,2 млн.рублей |
||
срок окупаемости |
10 лет |
|||
социальная эффективность |
сохраненные рабочие места |
- |
||
новые рабочие места |
- |
|||
5. |
Строительство терминала N 3 для международных и внутренних авиалиний |
бюджетная эффективность |
федеральный бюджет |
210 млн.рублей |
бюджет Республики Башкортостан |
87 млн.рублей |
|||
местный бюджет |
87 млн.рублей |
|||
коммерческая эффективность |
прибыль |
28 млн.рублей |
||
срок окупаемости |
7 лет |
|||
социальная эффективность |
сохраненные рабочие места |
- |
||
новые рабочие места |
230 чел. |
|||
6. |
Реконструкция сети рулежных дорожек и расширение мест стоянок |
бюджетная эффективность |
федеральный бюджет |
30 млн.рублей |
бюджет Республики Башкортостан |
12,1 млн.рублей |
|||
местный бюджет |
12,1 млн.рублей |
|||
коммерческая эффективность |
прибыль |
0,2 млн.рублей |
||
срок окупаемости |
7 лет |
|||
социальная эффективность |
сохраненные рабочие места |
467 чел. |
||
новые рабочие места |
- |
|||
7. |
Вынос ТП-1 (ГСМ) из здания насосной (проектирование, монтаж, наладка) с заменой устаревшего оборудования РУ-6 кВ и РУ-0,4 кВ, кабельной линии ПС-92 "Аэропорт" - ТП-1 АСБ 3x70 кв.мм на ААБ 3x120 кв.мм |
бюджетная эффективность |
федеральный бюджет |
0,8 млн.рублей |
бюджет Республики Башкортостан |
0,4 млн.рублей |
|||
местный бюджет |
0,4 млн.рублей |
|||
коммерческая эффективность |
прибыль |
0,2 млн.рублей |
||
срок окупаемости |
8 лет |
|||
социальная эффективность |
сохраненные рабочие места |
- |
||
новые рабочие места |
- |
|||
8. |
Строительство 2-этажной вставки к административному зданию ЦРП-1 службы ЭСТОП |
бюджетная эффективность |
федеральный бюджет |
0,4 млн.рублей |
бюджет Республики Башкортостан |
0,3 млн.рублей |
|||
местный бюджет |
0,3 млн.рублей |
|||
коммерческая эффективность |
прибыль |
0,1 млн.рублей |
||
срок окупаемости |
8 лет |
|||
социальная эффективность |
сохраненные рабочие места |
- |
||
новые рабочие места |
24 чел. |
|||
9. |
Проектирование и строительство цеха бортпитания |
бюджетная эффективность |
федеральный бюджет |
43,2 млн.рублей |
бюджет Республики Башкортостан |
13,5 млн.рублей |
|||
местный бюджет |
13,5 млн.рублей |
|||
коммерческая эффективность |
прибыль |
2 млн.рублей |
||
срок окупаемости |
6 лет |
|||
социальная эффективность |
сохраненные рабочие места |
- |
||
новые рабочие места |
30 чел. |
|||
10. |
Установка курсо- глиссадной системы на ИВПП-2 Мк-320° с обеспечением III категории ИКАО |
бюджетная эффективность |
федеральный бюджет |
34 млн.рублей |
бюджет Республики Башкортостан |
17,7 млн.рублей |
|||
местный бюджет |
17,7 млн.рублей |
|||
коммерческая эффективность |
прибыль |
2 млн.рублей |
||
срок окупаемости |
7 лет |
|||
социальная эффективность |
сохраненные рабочие места |
467 чел. |
||
новые рабочие места |
- |
|||
11. |
Проектирование и строительство 4-ярусной парковки для автомашин площадью 10000 кв.м |
бюджетная эффективность |
федеральный бюджет |
7 млн.рублей |
бюджет Республики Башкортостан |
3,6 млн.рублей |
|||
местный бюджет |
3,6 млн.рублей |
|||
коммерческая эффективность |
прибыль |
4 млн.рублей |
||
срок окупаемости |
6 лет |
|||
социальная эффективность |
сохраненные рабочие места |
- |
||
новые рабочие места |
34 чел. |
|||
12. |
Создание базовой авиакомпании |
бюджетная эффективность |
федеральный бюджет |
260 млн.рублей |
бюджет Республики Башкортостан |
141 млн.рублей |
|||
местный бюджет |
141 млн.рублей |
|||
коммерческая эффективность |
прибыль |
220 млн.рублей |
||
срок окупаемости |
5 лет |
|||
социальная эффективность |
сохраненные рабочие места |
- |
||
новые рабочие места |
700 чел. |
|||
13. |
Строительство новой гостиницы на 200 мест |
бюджетная эффективность |
федеральный бюджет |
6 млн.рублей |
бюджет Республики Башкортостан |
1,7 млн.рублей |
|||
местный бюджет |
1,7 млн.рублей |
|||
коммерческая эффективность |
прибыль |
12 млн.рублей |
||
срок окупаемости |
6 лет |
|||
социальная эффективность |
сохраненные рабочие места |
- |
||
новые рабочие места |
80 чел. |
|||
14. |
Реконструкция очистных сооружений ливневого стока с искусственных покрытий |
бюджетная эффективность |
федеральный бюджет |
6 млн.рублей |
бюджет Республики Башкортостан |
3,0 млн.рублей |
|||
местный бюджет |
3,0 млн.рублей |
|||
коммерческая эффективность |
прибыль |
0,2 млн.рублей |
||
срок окупаемости |
6 лет |
|||
социальная эффективность |
сохраненные рабочие места |
- |
||
новые рабочие места |
8 чел. |
|||
15. |
Проектирование и строительство бизнес-центра |
бюджетная эффективность |
федеральный бюджет |
12 млн.рублей |
бюджет Республики Башкортостан |
1,7 млн.рублей |
|||
местный бюджет |
1,7 млн.рублей |
|||
коммерческая эффективность |
прибыль |
8 млн.рублей |
||
срок окупаемости |
5 лет |
|||
социальная эффективность |
сохраненные рабочие места |
- |
||
новые рабочие места |
90 чел. |
|||
16. |
Строительство теплой стоянки спецавтотранспорта на перроне |
бюджетная эффективность |
федеральный бюджет |
0,4 млн.рублей |
бюджет Республики Башкортостан |
0,3 млн.рублей |
|||
местный бюджет |
0,3 млн.рублей |
|||
коммерческая эффективность |
прибыль |
0,8 млн.рублей |
||
срок окупаемости |
12 лет |
|||
социальная эффективность |
сохраненные рабочие места |
- |
||
новые рабочие места |
9 чел. |
|||
17. |
Проектирование и монтаж единой газотурбинной установки по выработке тепла и электроэнергии мощностью 3,0 Мвт для обеспечения жизнедеятельности предприятия резервными источниками питания |
бюджетная эффективность |
федеральный бюджет |
0,6 млн.рублей |
бюджет Республики Башкортостан |
1,3 млн.рублей |
|||
местный бюджет |
1,3 млн.рублей |
|||
коммерческая эффективность |
прибыль |
0,8 млн.рублей |
||
срок окупаемости |
12 лет |
|||
социальная эффективность |
сохраненные рабочие места |
- |
||
новые рабочие места |
6 чел. |
|||
18. |
Реконструкция и обновление основных производственных фондов (ВПП, аэровокзального комплекса, спецтехники) аэропортов городов Нефтекамска, Белорецка, Сибая, Стерлитамака |
бюджетная эффективность |
федеральный бюджет |
62 млн.рублей |
бюджет Республики Башкортостан |
138 млн.рублей |
|||
местный бюджет |
138 млн.рублей |
|||
коммерческая эффективность |
прибыль |
98 млн.рублей |
||
срок окупаемости |
12 лет |
|||
социальная эффективность |
сохраненные рабочие места |
- |
||
новые рабочие места |
2000 чел. |
|||
19. |
Реконструкция двух ангаров с учетом оборудования моечного бокса |
бюджетная эффективность |
федеральный бюджет |
2,4 млн.рублей |
бюджет Республики Башкортостан |
1,8 млн.рублей |
|||
местный бюджет |
1,8 млн.рублей |
|||
коммерческая эффективность |
прибыль |
0,8 млн.рублей |
||
срок окупаемости |
8 лет |
|||
социальная эффективность |
сохраненные рабочие места |
- |
||
новые рабочие места |
26 чел. |
|||
20. |
Строительство терминала деловой авиации |
бюджетная эффективность |
федеральный бюджет |
37 млн.рублей |
бюджет Республики Башкортостан |
8,8 млн.рублей |
|||
местный бюджет |
8,8 млн.рублей |
|||
коммерческая эффективность |
прибыль |
27 млн.рублей |
||
срок окупаемости |
4 года |
|||
социальная эффективность |
сохраненные рабочие места |
- |
||
новые рабочие места |
254 чел. |
|||
21. |
Строительство централизованной заправочной системы |
бюджетная эффективность |
федеральный бюджет |
17 млн.рублей |
бюджет Республики Башкортостан |
3,7 млн.рублей |
|||
местный бюджет |
3,7 млн.рублей |
|||
коммерческая эффективность |
прибыль |
14 млн.рублей |
||
срок окупаемости |
7 лет |
|||
социальная эффективность |
сохраненные рабочие места |
- |
||
новые рабочие места |
34 чел. |
|||
22. |
Оборудование ИВПП-2 радиотехническими средствами для обеспечения III категории ИКАО с обоих курсов |
бюджетная эффективность |
федеральный бюджет |
17 млн.рублей |
бюджет Республики Башкортостан |
2,5 млн.рублей |
|||
местный бюджет |
2,5 млн.рублей |
|||
коммерческая эффективность |
прибыль |
18 млн.рублей |
||
срок окупаемости |
7 лет |
|||
социальная эффективность |
сохраненные рабочие места |
120 чел. |
||
новые рабочие места |
- |
|||
23. |
Замена светосигнального оборудования на ИВПП-2 с учетом III категории ИКАО с обоих курсов |
бюджетная эффективность |
федеральный бюджет |
3 млн.рублей |
бюджет Республики Башкортостан |
2,2 млн.рублей |
|||
местный бюджет |
2,2 млн.рублей |
|||
коммерческая эффективность |
прибыль |
1 млн.рублей |
||
срок окупаемости |
7 лет |
|||
социальная эффективность |
сохраненные рабочие места |
- |
||
новые рабочие места |
4 чел. |
|||
24. |
Проектирование и строительство 4-ярусной парковки для автомашин площадью 10000 кв.м |
бюджетная эффективность |
федеральный бюджет |
7 млн.рублей |
бюджет Республики Башкортостан |
2,2 млн.рублей |
|||
местный бюджет |
2,2 млн.рублей |
|||
коммерческая эффективность |
прибыль |
4 млн.рублей |
||
срок окупаемости |
6 лет |
|||
социальная эффективность |
сохраненные рабочие места |
- |
||
новые рабочие места |
34 чел. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основными целями Программы являются: дальнейшее развитие и повышение конкурентоспособности перевозок воздушным транспортом на территории Республики Башкортостан в соответствии с международными требованиями путем увеличения транзитного потенциала и создания внутрирегиональных связей, эффективного и качественного удовлетворения спроса населения и хозяйствующих субъектов на авиационные услуги и работы.
Программа реализуется в течение 2009-2020 годов, без деления на этапы. Государственным заказчиком Программы является Министерство строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2008 г. N 469 "О республиканской целевой программе "Развитие воздушного транспорта на территории Республики Башкортостан на 2009-2020 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 января 2018 г. N 41 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2018 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 14 мая 2012 г. N 140
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 16 октября 2009 г. N 381