В целях защиты прав потребителей, совершенствования системы управления качеством и безопасностью товаров и услуг, повышения конкурентоспособности продукции республиканских производителей и расширения рынков ее сбыта Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую программу "Качество и безопасность товаров и услуг в Республике Башкортостан" на 2009-2011 годы (далее - Программа).
2. Республиканским органам исполнительной власти принять меры по реализации Программы.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на Министерство промышленности и внешнеэкономических связей Республики Башкортостан.
Премьер-министр Правительства |
Р. Сарбаев |
Республиканская программа
"Качество и безопасность товаров и услуг в Республике Башкортостан"
на 2009-2011 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан
от 30 марта 2009 г. N 117)
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Республиканская программа "Качество и безопасность товаров и услуг в Республике Башкортостан" на 2009-2011 годы |
Основание для разработки Программы |
Послание Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан "К благополучию и благосостоянию каждой семьи, всех жителей Башкортостана (О положении в республике и основных направлениях ее развития в 2008 году)" |
Государственный заказчик Программы |
Правительство Республики Башкортостан |
Основные разработчики Программы |
Министерство промышленности и внешнеэкономических связей Республики Башкортостан; федеральное государственное учреждение Центр стандартизации, метрологии и сертификации Республики Башкортостан |
Цели и задачи Программы |
Цели: содействие дальнейшему повышению конкурентоспособности, инновационной активности и устойчивому развитию организаций республики на основе реализации государственной политики Республики Башкортостан в области качества; внедрение во все сферы жизнедеятельности Республики Башкортостан новых технологий управления, международных и национальных стандартов по менеджменту качества, охране окружающей среды, промышленной безопасности; создание условий для постоянного стремления к повышению качества продукции (товаров, услуг) |
|
Задачи: совершенствование экономических, организационных и социальных условий, способствующих повышению качества и конкурентоспособности продукции (товаров, услуг) на внешнем и внутреннем рынках; повышение экспортного потенциала товаропроизводителей Республики Башкортостан; содействие повышению гарантий качества и формированию положительного имиджа организаций путем внедрения в организациях республики систем менеджмента качества и их независимого подтверждения российскими и зарубежными сертификационными органами; улучшение состояния окружающей среды и промышленной безопасности путем внедрения систем экологического менеджмента и менеджмента промышленной безопасности и здоровья в соответствии с требованиями международных стандартов; подготовка и повышение квалификации специалистов, действующих в области качества, экологии и промышленной безопасности; информационно-методическая поддержка организаций республики в решении проблем качества и делового совершенствования |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
Увеличение числа организаций, участвующих в конкурсах качества на региональном и федеральном уровне, на 19,7%; увеличение числа организаций, сертифицировавших систему менеджмента качества на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ISO 9001:2000), на 23%; увеличение числа организаций республики, внедривших и сертифицировавших интегрированные системы менеджмента (организации, сертифицировавшие две и более системы по стандартам ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001), на 46%; увеличение числа организаций пищевой отрасли, внедривших и сертифицировавших системы управления качеством пищевых продуктов, на 140%; увеличение числа аккредитованных испытательных лабораторий на 15%, метрологических служб организаций - на 3,4%; проведение мониторинга реализации программных мероприятий; создание условий для руководителей и персонала организаций для обучения по вопросам внедрения систем менеджмента |
Сроки реализации Программы |
2009-2011 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Программа будет реализовываться за счет собственных средств организаций |
1. Введение
Программа "Качество и безопасность товаров и услуг в Республике Башкортостан" на 2009-2011 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан "К благополучию и благосостоянию каждой семьи, всех жителей Башкортостана (О положении в республике и основных направлениях ее развития в 2008 году)".
Программа является логическим продолжением республиканских программ "Качество и безопасность потребительских товаров и услуг" на 2002-2005 годы, "Качество и безопасность товаров и услуг в Республике Башкортостан" на 2006-2008 годы.
В Программе используются следующие основные понятия:
ISO 9000 - серия международных стандартов по системам менеджмента качества;
ISO 14000 - серия международных стандартов по системам экологического менеджмента;
OHSAS 18001 - стандарт "Системы управления охраной здоровья и безопасностью персонала. Требования" и руководство Международной организации труда ILO - OSH 2001;
интегрированная система менеджмента, соответствующая требованиям международных стандартов ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001, - система менеджмента для руководства и управления применительно к качеству, окружающей среде, охране здоровья и безопасности персонала в рамках единой интегрированной системы менеджмента организаций;
система менеджмента качества - система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству;
система экологического менеджмента - часть системы менеджмента организации, используемая для разработки и внедрения экологической политики и управления ее экологическими аспектами;
ХАССП (НАССР - Hazard Analysis Critical Control Points) - система определения рисков, опасных факторов, установления критических контрольных точек по всей цепочке изготовления, допустимых пределов и контроль в целях исключения или снижения рисков (предупредительный метод, используемый в пищевой промышленности в качестве гарантии безопасности производимых продуктов питания).
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
В современном мире во многих странах государственная политика и государственные программы качества направлены на повышение эффективности производства, улучшение качества продукции, рост благосостояния народа.
Европейская практика свидетельствует, что высокой конкурентоспособности продукции на мировом рынке можно достичь только совместными усилиями органов государственной власти, общественных организаций, заинтересованных компаний всех форм собственности с учетом мнения потребителя о качестве продукции (товаров, работ, услуг).
Система бездефектного изготовления продукции, система бездефектного труда, комплексная система управления качеством продукции, система менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ISO серии 9000 - важнейшие этапы в решении проблемы качества, пройденные Российской Федерацией за последние полвека.
Направление развития современного общества таково, что административные методы обеспечения качества продукции и услуг должны быть полностью заменены рыночными механизмами.
В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" государство намерено прекратить всесторонний контроль за качеством продукции и услуг, оставив за собой только надзор за обязательными, законодательно установленными требованиями к безопасности.
Рыночная конкуренция обуславливает необходимость постоянно убеждать потребителя, клиента, заказчика, что качество выпускаемой продукции или оказываемой услуги полностью отвечает их запросам и ожиданиям. Доказательством этого в последние годы становится ссылка на наличие сертифицированной системы менеджмента качества, соответствующей стандартам ISO серии 9000.
Международная сертификация субъектов рынка и их персонала является неотъемлемой составляющей современных инновационных процессов и повышения текущей и перспективной конкурентоспособности организаций и экономики страны в целом.
Руководство большинства российских организаций уже осознало, что добиться серьезных экономических успехов на внутреннем и особенно внешнем рынках в условиях жесткой конкуренции можно только путем постоянного улучшения качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Цель международных стандартов - обеспечение необходимого уровня качества продукции (товаров, услуг) благодаря использованию современных методов расчета рисков, повышению организованности, ответственности персонала и руководства организаций. Применение международных стандартов повышает конкурентоспособность, снижает издержки и риски не только отдельных организаций, но и отраслей и регионов.
Наличие сертифицированной системы менеджмента качества дает ощутимые преимущества, облегчая доступ к потребителю и инвестору, к партнерству с международными брендами, выгодным госзаказам.
Внедрение систем менеджмента качества позволит каждой организации самостоятельно решать многие проблемы качества, окажет положительное воздействие на смежные организации и общество в целом. Широкое применение и совершенствование таких систем обеспечит достижение стратегических целей в области качества и устойчивого социально-экономического развития Республики Башкортостан, формирования нового качества жизни ее граждан.
Проблемы качества тесно связаны с другими сферами деятельности и требуют комплексного подхода к их решению с участием общественных институтов и государственных органов при координирующей роли последних. Если для крупных организаций важна заинтересованность республиканских органов власти к их работе в данном направлении, мотивация и общественное признание, то для малого и среднего бизнеса, кроме этого, важна еще и реальная государственная поддержка, в том числе методическая, информационная, организационная и финансовая.
3. Цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
содействие дальнейшему повышению конкурентоспособности, инновационной активности и устойчивому развитию организаций республики на основе государственной политики Республики Башкортостан в области качества;
внедрение во все сферы жизнедеятельности Республики Башкортостан новых технологий управления, международных и национальных стандартов по менеджменту качества, охране окружающей среды, промышленной безопасности;
совершенствование условий для постоянного стремления к повышению качества продукции (товаров, услуг).
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
совершенствование экономических, организационных и социальных условий, способствующих повышению качества и конкурентоспособности продукции (товаров, услуг) на внешнем и внутреннем рынках;
повышение экспортного потенциала товаропроизводителей Республики Башкортостан;
содействие повышению гарантий качества и формированию положительного имиджа организаций путем внедрения в организациях республики систем менеджмента качества и их независимого подтверждения российскими и зарубежными сертификационными органами;
улучшение состояния окружающей среды и промышленной безопасности путем внедрения систем экологического менеджмента и менеджмента промышленной безопасности и здоровья в соответствии с требованиями международных стандартов;
подготовка и повышение квалификации специалистов, действующих в области качества, экологии и промышленной безопасности;
информационно-методическая поддержка организаций республики в решении проблем качества и делового совершенствования.
4. Направления реализации Программы
4.1. Мотивация повышения качества продукции (товаров, услуг)
Данное направление реализации Программы предполагает выполнение следующих мероприятий:
техническое совершенствование производства за счет использования передового отечественного и зарубежного опыта и внедрения в него инновационных технологий;
выпуск высококачественной продукции;
дальнейшее развитие потребительских рынков;
организация и проведение республиканских конкурсов и смотров в области качества;
участие организаций республики в конкурсах и выставках, проводимых на федеральном и международном уровне.
Главная цель конкурсов - привлечение широкого круга республиканских организаций к движению за высокое качество и конкурентоспособность продукции на основе использования современных методов управления качеством. Организации - участники конкурса имеют возможность сравнивать себя с конкурентами, использовать внешнюю оценку и консультации квалифицированных экспертов относительно повышения уровня качества продукции.
Постоянное участие организаций Республики Башкортостан в выставках, конкурсах, посвященных вопросам качества, способствует инновационному развитию республики, ее вхождению в международное экономическое пространство, защите прав потребителей, повышению качества и эффективности популяризации отечественной продукции и укреплению экономических позиций республики.
4.2. Менеджмент качества, экологический менеджмент и менеджмент
промышленной безопасности и здоровья
Данное направление реализации Программы предполагает выполнение следующих мероприятий:
оказание методической, организационной и консалтинговой помощи организациям республики в вопросах разработки, внедрения и сертификации систем менеджмента качества, экологического менеджмента и менеджмента промышленной безопасности и здоровья в соответствии с требованиями международных стандартов ISO 9000, ISO 14000 и OHSAS 18001;
внедрение и сертификация систем менеджмента качества, экологического менеджмента и менеджмента промышленной безопасности и здоровья в промышленности, энергетике, строительной отрасли, агропромышленном комплексе, в организациях здравоохранения, образования, культуры, туризма и спорта, социальной сферы и др.
4.3. Совершенствование и инновации как факторы повышения качества
и конкурентоспособности продукции и услуг
В современной глобальной экономике, где доминирует свободное перемещение товаров, капиталов и финансовых активов, использование научно-технических достижений как уникального по своей природе ресурса становится важнейшим фактором конкурентоспособности. Повышаются темпы разработки и скорость распространения новых технологий для формирования новых отраслей и модернизации традиционных секторов промышленности и услуг.
По результатам опроса, проведенного среди специалистов разных сфер деятельности и из разных регионов России, было установлено, что сегодня главной проблемой роста конкурентоспособности промышленности и страны в целом является низкий уровень культуры производства.
Воспитание культуры качества является одной из ключевых задач в деле обеспечения динамичного социально-экономического развития республики, в решении которой должны участвовать органы государственной власти, органы местного самоуправления Республики Башкортостан, общественные объединения, организации, средства массовой информации республики.
Данное направление реализации Программы предполагает выполнение следующих мероприятий:
вовлечение населения, особенно молодежи, образовательных учреждений, органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Башкортостан в активную работу по повышению качества;
целевая подготовка специалистов по качеству и соответствующих научно-педагогических кадров;
обучение руководителей и специалистов организаций современным формам и методам управления качеством выпускаемой продукции, проведение их соответствующей профессиональной переподготовки, оказание помощи в изучении международных стандартов качества, эффективном использовании их в практической работе.
В этой связи предусматриваются:
организация и проведение семинаров, конференций по проблемам качества для специалистов и руководителей различного уровня, учебно-практических семинаров по вопросам внедрения систем менеджмента качества, экологического менеджмента и менеджмента промышленной безопасности и здоровья в соответствии с международными стандартами;
обеспечение прохождения практики студентами, обучающимися по специальностям "Стандартизация", "Метрология", "Сертификация", "Менеджмент качества";
осуществление подготовки аудиторов и специалистов в области качества с привлечением аккредитованных в этой области обучающих организаций;
развитие системы обучения персонала организаций по вопросам менеджмента качества.
4.4. Ориентация на потребителя
Потребности мировой экономики стали причиной значительного роста качества продукции и услуг по всему миру. Экономические, человеческие и технологические изменения - движущая сила этого роста. Современное определение качества требует, чтобы вся деятельность организации - проектирование и разработка, производство, сбыт и обслуживание продукции и услуг - была построена в соответствии с конкретными ценностными запросами потребителей. Процессы, происходящие внутри организации, должны управляться и поддерживаться таким образом, чтобы достичь успеха в создании ценности для потребителя.
Именно поэтому в условиях современного рынка все поставщики продукции (товаров, услуг) ориентируются на требования потенциальных потребителей, стараясь, чтобы продукция в максимальной степени соответствовала этим требованиям.
В этой связи предусматривается реализация следующих мероприятий:
создание и обеспечение функционирования систем управления качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе принципов ХАССП;
создание и развитие системы мониторинга качества и безопасности продукции (товаров, услуг);
развитие современной инфраструктуры торговли;
продолжение внедрения приборного учета тепла, газа, воды, электроэнергии в жилищном секторе в целях более экономичного использования ресурсов.
При формировании механизма защиты республиканского рынка от недоброкачественной и фальсифицированной продукции необходимо руководствоваться принципом неотвратимости ответственности изготовителя за выпуск такой продукции. Четкое следование данному принципу будет способствовать установлению устойчивых связей производителя с надежными поставщиками.
С этой целью необходимо совершенствовать систему государственного и общественного контроля и надзора, которая позволяет своевременно выявлять недоброкачественную и фальсифицированную продукцию и пресекать ее реализацию, делать достоянием широкой общественности результаты контроля и надзора.
4.5. Добровольное подтверждение соответствия продукции (услуг)
требованиям нормативных документов
Все большее развитие получает добровольная сертификация как форма подтверждения соответствия продукции и услуг требованиям нормативных документов. Потенциальная роль добровольной сертификации осознана всеми участниками рынка.
Реализация Программы предусматривает использование наиболее распространенных в мировой практике систем добровольной сертификации продукции и услуг, в том числе сертификации персонала и услуг в жилищно-коммунальном комплексе. В этой связи необходимо осуществить системный мониторинг качества продукции (товаров, услуг), реализуемой на рынках республики, путем добровольной сертификации и декларирования изготовителем соответствия этой продукции заявленному качеству. Это особенно важно для продукции, дефекты которой могут обнаружиться только в процессе эксплуатации.
Развитие добровольной сертификации создает предпосылки для повышения конкурентоспособности продукции (товаров, услуг) республиканских производителей, укрепления производственного и технологического потенциалов, внедрения в производство передовых технологий и мирового опыта хозяйствования в рыночных условиях.
Развитие систем добровольной сертификации является одним из механизмов адаптации организаций, действующих в сфере предоставления услуг, к работе в условиях возрастающей импортной конкуренции.
4.6. Развитие партнерства
В данном направлении предполагается реализация следующих мероприятий:
организация рассмотрения проектов технических регламентов заинтересованными организациями республики;
содействие участию организаций республики в разработке проектов технических регламентов и национальных стандартов.
5. Информационное обеспечение реализации Программы
Увеличение количества средств массовой информации в республике, широкое развитие рынка информационно-рекламных услуг еще не гарантируют объективности и полноты информации в области качества. Не всегда представляемая информация полна и достоверна, а иногда носит заказной, рекламный характер.
В связи с этим при выпуске соответствующих печатных изданий, в том числе каталогов продукции (товаров, услуг), необходима скоординированная совместная работа организаций, обладающих полной и объективной информацией в области качества. Это позволит обеспечить достоверность предоставляемой потребителям информации, более широко освещать достижения победителей различных конкурсов, наиболее престижным из которых сегодня является конкурс на соискание Премий Президента Республики Башкортостан в области качества продукции (товаров, услуг).
6. Ресурсное обеспечение Программы
Источником финансирования Программы являются собственные средства организаций республики.
7. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
Механизм реализации Программы заключается в привлечении к выполнению мероприятий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Республики Башкортостан, общественных объединений и организаций республики.
Координацию деятельности участников Программы по реализации ее мероприятий и общий контроль за выполнением Программы осуществляет Министерство промышленности и внешнеэкономических связей Республики Башкортостан и федеральное государственное учреждение Центр стандартизации, метрологии и сертификации Республики Башкортостан.
Оценка результативности действия Программы будет проводиться ежегодно по результатам отчетов, представляемых исполнителями Программы в федеральное государственное учреждение Центр стандартизации, метрологии и сертификации Республики Башкортостан"# к 1 декабря отчетного года.
8. Показатели социально-экономической эффективности Программы
N п/п |
Наименование показателя |
Уровень показателей за 2008 г. |
Уровень показателей на конец года |
Рост показателей к уровню 2008 г. в % |
||
2009 |
2010 |
2011 |
||||
1. |
Количество организаций, участвующих в конкурсах качества: |
|
|
|
|
|
|
на федеральном уровне |
71 |
75 |
80 |
85 |
19,7 |
|
на региональном уровне |
121 |
125 |
130 |
140 |
16,7 |
2. |
Увеличение числа организаций, внедривших и сертифицировавших системы менеджмента качества |
280 |
300 |
321 |
345 |
23 |
3. |
Увеличение числа организаций, внедривших и сертифицировавших интегрированные системы менеджмента (организации, сертифицировавшие две и более системы по стандартам ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001) |
13 |
15 |
17 |
19 |
46 |
4. |
Увеличение числа организаций пищевой отрасли, внедривших и сертифицировавших системы управления качеством пищевых продуктов |
5 |
7 |
9 |
12 |
140 |
5. |
Аккредитация и переаккредитация: |
|
|
|
|
|
|
испытательных лабораторий |
40 |
42 |
44 |
46 |
15 |
|
метрологических служб |
58 |
58 |
59 |
60 |
3,4 |
9. Система программных мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятия |
Исполнитель |
Срок, годы |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Мотивация повышения качества продукции (товаров, услуг) | |||
1.1 |
Участие организаций республики в конкурсе на соискание Премий Правительства Российской Федерации в области качества |
республиканские органы исполнительной власти; ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); организации республики |
2009-2011 |
1.2 |
Участие организаций республики в конкурсе на соискание Премий Президента Республики Башкортостан в области качества продукции (товаров, услуг) |
республиканские органы исполнительной власти; ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); организации республики |
2009-2011 |
1.3 |
Организация и проведение республиканского конкурса "Лучшие товары Башкортостана" |
республиканские органы исполнительной власти; ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); Башкирское региональное отделение МОО АПК; Отдел (инспекция) в РБ ПМТУ Ростехрегулирования (по согласованию); ООО "Башкирский центр сертификации и экспертизы"; АНО РЦС "Башстройсертификация"; ТПП РБ (по согласованию); Региональное отделение ВОК в РБ; Управление Роспотребнадзора по РБ (по согласованию); организации республики; общественные объединения республики |
2009-2011 |
1.4 |
Проведение в рамках конкурса "Лучшие товары Башкортостана" конкурса по номинациям "Лучшая система менеджмента качества" и "Лучший менеджер по качеству" |
ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); ТПП РБ (по согласованию); ООО "Башкирский центр сертификации и экспертизы"; АНО РЦС "Башстройсертификация" |
2009-2011 |
1.5 |
Проведение конкурса "Лучшая метрологическая служба Республики Башкортостан" |
ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); Отдел (инспекция) в РБ ПМТУ Ростехрегулирования (по согласованию); организации республики |
2009-2011 |
1.6 |
Участие организаций республики во Всероссийском конкурсе "100 лучших товаров России" |
организации республики; республиканские органы исполнительной власти; ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); ООО "Башкирский центр сертификации и экспертизы"; АНО РЦС "Башстройсертификация" |
2009-# |
1.7 |
Участие организаций республики в Международной выставке-конкурсе "Всероссийская марка (III тысячелетие). Знак качества XXI" |
организации республики; республиканские органы исполнительной власти; ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); ТПП РБ (по согласованию); Региональное отделение ВОК в РБ; ООО "Башкирский центр сертификации и экспертизы" |
2009-2011 |
1.8 |
Проведение конкурса среди журналистов республики на лучшее освещение вопросов качества в средствах массовой информации |
республиканские органы исполнительной власти; Управление печати РБ; ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); Союз журналистов РБ; СМИ РБ |
2009-2011 |
1.9 |
Проведение республиканского смотра-конкурса "Лучшее предприятие розничной торговли по реализации продукции товаропроизводителей Республики Башкортостан" |
Государственный комитет РБ по предпринимательству и торговле; Министерство промышленности и внешнеэкономических связей РБ; Минсельхоз РБ |
2009-2011 |
1.10 |
Организация и проведение конкурсов профессионального мастерства в сфере бытового обслуживания населения в целях повышения уровня качества услуг и обслуживания |
администрации муниципальных районов и городских округов РБ (по согласованию); Государственный комитет РБ по предпринимательству и торговле; общественные объединения республики |
2009-2011 |
1.11 |
Проведение республиканского конкурса на лучшую студенческую работу по стандартизации, метрологии и сертификации |
ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); Министерство молодежной политики, спорта и туризма РБ; Башкирское региональное отделение МОО АПК; ООО "Башкирский центр сертификации и экспертизы"; АНО РЦС "Башстройсертификация"; Региональное отделение ВОК в РБ; учреждения среднего и высшего профессионального образования (по согласованию) |
2009-2011 |
1.12 |
Организация и проведение республиканских конференций, посвященных Всемирному дню качества и Европейской неделе качества |
ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); ТПП РБ (по согласованию); Региональное отделение ВОК в РБ; Управление Роспотребнадзора по РБ (по согласованию) |
2009-2011 |
1.13 |
Проведение дней качества и смотров-конкурсов продукции (товаров, услуг), конкурсов "Отличник качества предприятия", "Лучший по профессии" |
организации республики; республиканские органы исполнительной власти; ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); ООО "Башкирский центр сертификации и экспертизы"; АНО РЦС "Башстройсертификация"; ТПП РБ (по согласованию) |
2009-2011 |
2. Менеджмент качества, экологический менеджмент и менеджмент промышленной безопасности и здоровья | |||
2.1 |
Инициирование через представителей государства, участвующих в управлении обществ, включение в бизнес-планы развития предприятий мероприятий по внедрению и совершенствованию систем менеджмента качества |
Минземимущество РБ; республиканские органы исполнительной власти; организации республики |
2009-2011 |
2.2 |
Разработка мер государственной поддержки малых и средних предприятий, внедряющих системы менеджмента качества и проводящих добровольную сертификацию инновационной продукции |
Министерство промышленности и внешнеэкономических связей РБ; Государственный комитет РБ по предпринимательству и торговле; республиканские органы исполнительной власти; ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию) |
2010-2011 |
2.3 |
Внедрение и сертификация систем менеджмента качества в организациях: |
|
|
2.3.1 |
промышленности |
Министерство промышленности и внешнеэкономических связей РБ; организации республики; ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); ТПП РБ (по согласованию); ООО "Башкирский центр сертификации и экспертизы" |
2009-2011 |
2.3.2 |
здравоохранения |
Минздрав РБ; организации республики; ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию) |
2009-2011 |
2.3.3 |
строительной отрасли |
Минстройтранс РБ; организации республики; ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); ТПП РБ (по согласованию); АНО РЦС "Башстройсертификация"; ООО "Башкирский центр сертификации и экспертизы" |
2009-2011 |
2.3.4 |
образования |
Минобразования РБ; организации республики; ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); ТПП РБ (по согласованию); ООО "Башкирский центр сертификации и экспертизы"; АНО РЦС "Башстройсертификация" |
2009-2011 |
2.3.5 |
агропромышленного комплекса |
Минсельхоз РБ; организации республики; ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); ТПП РБ (по согласованию); ООО "Башкирский центр сертификации и экспертизы" |
2009-2011 |
2.3.6 |
сферы туризма и спорта |
Министерство молодежной политики, спорта и туризма РБ; организации республики; ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); ТПП РБ (по согласованию); ООО "Башкирский центр сертификации и экспертизы" |
2009-2011 |
2.3.7 |
социальной сферы |
Минтруд РБ; организации республики; ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); ТПП РБ (по согласованию); ООО "Башкирский центр сертификации и экспертизы" |
2009-2011 |
2.3.8 |
сферы культуры |
МКНП РБ; организации республики; ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); ТПП РБ (по согласованию); ООО "Башкирский центр сертификации и экспертизы" |
2009-2011 |
2.4 |
Оказание методической, организационной и консалтинговой помощи организациям республики в вопросах разработки, внедрения и сертификации систем менеджмента качества, экологического менеджмента и менеджмента промышленной безопасности и здоровья в соответствии с требованиями международных стандартов ISO 9000, 14000ИOHSAS 18001 |
ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); ТПП РБ (по согласованию); ООО "Башкирский центр сертификации и экспертизы"; ООО "ЦКС "БаСК"; АНО РЦС "Башстройсертификация"; республиканские органы исполнительной власти |
2009-2011 |
2.5 |
Оказание методической помощи по внедрению ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий" в организациях республики |
ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); организации республики |
2009-2011 |
3. Совершенствование и инновации как факторы повышения качества и конкурентоспособности продукции и услуг | |||
3.1 |
Организация обучения по вопросам внедрения систем менеджмента качества в организациях здравоохранения республики |
Минздрав РБ; ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); Башкирский филиал АСМС |
2009-2011 |
3.2 |
Организация в рамках проводимых в республике выставочных мероприятий, "круглых столов" по вопросам повышения качества продукции, метрологического обеспечения производства, контроля качества продукции, внедрения технических регламентов, систем менеджмента качества, экологического менеджмента и менеджмента промышленной безопасности и здоровья |
ТПП РБ (по согласованию); ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); ООО "Башкирский центр сертификации и экспертизы"; АНО РЦС "Башстройсертификация"; организации республики; республиканские органы исполнительной власти |
2009-2011 |
3.3 |
Подготовка аудиторов и специалистов в области качества с привлечением аккредитованных обучающих организаций |
ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); Башкирский филиал АСМС; ТПП РБ (по согласованию); ООО "Башкирский центр сертификации и экспертизы"; ООО "ЦКС "БаСК"; АНО РЦС "Башстройсертификация"; образовательные учреждения республики (по согласованию) |
2009-2011 |
3.4 |
Проведение семинаров по разъяснению основных положений Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" |
ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); организации республики |
2009-2010 |
3.5 |
Проведение выездных семинаров специалистами Управления РБ по защите прав потребителей и контролю за оборотом и качеством алкогольной продукции и Управления Роспотребнадзора по РБ для руководителей и работников торговых предприятий сельских районов по вопросам защиты прав потребителей |
администрации муниципальных районов и городских округов РБ (по согласованию); Управление РБ по защите прав потребителей и контролю за оборотом и качеством алкогольной продукции; Управление Роспотребнадзора по РБ (по согласованию) |
2009-2011 |
3.6 |
Проведение совещаний для застройщиков-заказчиков и подрядных организаций в целях ознакомления с новыми требованиями нормативных правовых актов в области строительства и координации совместной работы |
Инспекция Госстройнадзора РБ; УТЭН Ростехнадзора по РБ (по согласованию) |
2009-2011 |
3.7 |
Содействие организации и прохождению практики студентами, обучающимися по специальностям "Стандартизация", "Метрология", "Сертификация", "Менеджмент качества" |
Минобразования РБ; Министерство молодежной политики, спорта и туризма РБ; ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); Управление Роспотребнадзора по РБ (по согласованию); ООО "Башкирский центр сертификации и экспертизы"; АНО РЦС "Башстройсертификация"; образовательные учреждения республики (по согласованию) |
2009-2011 |
3.8 |
Внедрение перспективных инновационных проектов с использованием новейших технологий и современного оборудования, позволяющих осуществлять глубокую переработку сырья и вторичных ресурсов в пищевой отрасли промышленности |
Минсельхоз РБ; Министерство промышленности и внешнеэкономических связей РБ; Минэкономразвития РБ |
2009-2011 |
4. Ориентация на потребителя | |||
4.1 |
Создание и обеспечение функционирования систем управления качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе принципов ХАССП (НАССР), способствующих повышению безопасности продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции, расширению экспортных возможностей организаций пищевой промышленности |
Минсельхоз РБ; ООО "Башкирский центр сертификации и экспертизы"; ТПП РБ (по согласованию); организации республики |
2009-2011 |
4.2 |
Развитие системы мониторинга качества и безопасности продукции (товаров, услуг) |
Управление Роспотребнадзора по РБ (по согласованию) |
2009-2011 |
4.3 |
Подготовка проекта постановления Правительства Республики Башкортостан по организации контроля токсичности выхлопных газов после ремонта агрегатов, систем и узлов, влияющих на содержание оксида углерода и углеводородов в выхлопных газах |
Минэкологии РБ |
2009 |
4.4 |
Осуществление обязательного документального подтверждения легальности ввоза товаров для всех участников внешнеэкономической деятельности |
Башкортостанская таможня (по согласованию); органы по сертификации продукции (товаров, услуг); организации республики |
2009-2011 |
4.5 |
Усиление контроля со стороны контролирующих и надзорных органов за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований технических регламентов, национальных стандартов, метрологических правил и норм, наличия сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, свидетельств о допуске к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, выдаваемых саморегулируемой организацией в случаях, предусмотренных законодательством |
Отдел (инспекция) в РБ ПМТУ Ростехрегулирования (по согласованию); Управление Роспотребнадзора по РБ (по согласованию); Управление Россельхознадзора по РБ (по согласованию); МВД по РБ (по согласованию); Управление РБ по защите прав потребителей и контролю за оборотом и качеством алкогольной продукции; Инспекция Госстройнадзора РБ; органы по сертификации продукции (товаров, услуг); организации республики |
2009-2011 |
4.6 |
Усиление контроля в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта за наличием у организаций и индивидуальных предпринимателей сертификатов соответствия и деклараций соответствия на применяемые строительные материалы, изделия и конструкции |
Инспекция Госстройнадзора РБ |
2009-2011 |
4.7 |
Развитие современной инфраструктуры торговли Республики Башкортостан |
Государственный комитет РБ по предпринимательству и торговле |
2009-2011 |
4.8 |
Аккредитация организаций и лабораторий, осуществляющих деятельность по оценке соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности |
ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); организации республики |
2009-2011 |
4.9 |
Аккредитация на техническую компетентность клинико-диагностических лабораторий лечебно-профилактических учреждений республики |
Минздрав РБ; Управление Росздравнадзора по РБ (по согласованию); ГУП "Медтехника"; ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию) |
2009-2011 |
4.10 |
Формирование перечня продукции, производимой в республике с использованием генетически модифицированных источников |
Управление Роспотребнадзора по РБ (по согласованию); ООО "Башкирский центр сертификации и экспертизы"; организации республики |
2009-2011 |
4.11 |
Обеспечение контроля за информированием потребителей о наличии сырья и компонентов из генетически модифицированных источников при маркировке пищевой продукции |
Управление Роспотребнадзора по РБ (по согласованию); Управление Россельхознадзора по РБ (по согласованию); Управление РБ по защите прав потребителей и контролю за оборотом и качеством алкогольной продукции; органы по сертификации продукции (товаров, услуг) |
2009-2011 |
4.12 |
Усиление контроля за качеством товаров при их поступлении в торговую сеть; проведение независимых экспертиз при поступлении товаров на предприятия розничной торговли и оптовые базы |
Управление Роспотребнадзора по РБ (по согласованию); Управление РБ по защите прав потребителей и контролю за оборотом и качеством алкогольной продукции; Государственный комитет РБ по предпринимательству и торговле; ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); ТПП РБ (по согласованию) |
2009-2011 |
4.13 |
Усиление контроля за качеством лекарственных средств, поступающих в аптечную сеть |
Управление Росздравнадзора по РБ (по согласованию); ГУП "Башфармация"; ГУЗ Республиканский центр контроля качества и сертификации лекарственных средств |
2009-2011 |
4.14 |
Усиление контроля за соблюдением предусмотренного законодательством порядка осуществления строительных работ |
Инспекция Госстройнадзора РБ |
2009-2011 |
4.15 |
Усиление контроля за качеством поступающей и производимой продукции при организации питания в образовательных учреждениях |
Минобразования РБ; Государственный комитет РБ по предпринимательству и торговле; Управление Роспотребнадзора по РБ (по согласованию); Управление РБ по защите прав потребителей и контролю за оборотом и качеством алкогольной продукции; ООО "Башкирский центр сертификации и экспертизы" |
2009-2011 |
4.16 |
Продолжение работ по внедрению приборного учета тепла, газа, воды и электроэнергии в жилищном секторе |
Минжилкомхоз РБ; Минстройтранс РБ; энергоснабжающие организации республики; ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию) |
2009-2011 |
4.17 |
Информирование общественности республики через средства массовой информации о производителях и продавцах некачественной и опасной продукции и услуг, выявленных в ходе государственного контроля и надзора |
Управление РБ по защите прав потребителей и контролю за оборотом и качеством алкогольной продукции; Управление Роспотребнадзора по РБ (по согласованию); Отдел (инспекция) в РБ ПМТУ Ростехрегулирования (по согласованию); Управление Россельхознадзора по РБ (по согласованию); Управление печати РБ |
2009-2011 |
4.18 |
Создание и ведение в сети Интернет доступной базы данных о товаропроизводителях, предприятиях торговли и по оказанию услуг, проверка деятельности которых контрольно- надзорными органами дала отрицательные результаты |
Управление РБ по защите прав потребителей и контролю за оборотом и качеством алкогольной продукции; Управление Роспотребнадзора по РБ (по согласованию); Отдел (инспекция) в РБ ПМТУ Ростехрегулирования (по согласованию) |
2009-2011 |
4.19 |
Осуществление анализа показателей контаминации продовольственного сырья и пищевых продуктов, позволяющего определять приоритетные загрязнения на территории республики; выделение группы продуктов, которые по уровню загрязнения подлежат первоочередному контролю |
Управление Роспотребнадзора по РБ (по согласованию) |
2009-2011 |
4.20 |
Разработка механизма утилизации (уничтожения) продукции, признанной в установленном порядке некачественной |
Управление Роспотребнадзора по РБ (по согласованию) |
2009-2011 |
4.21 |
Организация проведения государственной экологической экспертизы нормативно-технических документов - технологических регламентов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду |
Минэкологии РБ |
2009-2011 |
4.22 |
Разработка программы по замене изношенного газового оборудования в жилых домах республики на современное, отвечающее требованиям безопасности |
Минжилкомхоз РБ; администрации муниципальных районов и городских округов РБ (по согласованию); УТЭН Ростехнадзора по РБ (по согласованию) |
2009-2011 |
4.23 |
Разработка программы по замене устаревших пассажирских лифтов в жилых домах |
Минжилкомхоз РБ; администрации муниципальных районов и городских округов РБ (по согласованию); управляющие организации; собственники жилья |
2009-2011 |
4.24 |
Разработка программы по замене электрических и тепловых сетей жилых домов |
Минжилкомхоз РБ; администрации муниципальных районов и городских округов РБ (по согласованию); управляющие организации; собственники жилья |
2009-2011 |
4.25 |
Развитие региональной системы оценки качества образования |
Минобразования РБ |
2009-2011 |
4.26 |
Использование информационно-коммуникационных технологий по привлечению родительской общественности к решению вопросов качества предоставляемых образовательных услуг |
Минобразования РБ |
2009-2011 |
5. Добровольное подтверждение соответствия продукции (услуг) требованиям нормативных документов | |||
5.1 |
Ведение работ по добровольной сертификации продукции (товаров, услуг) |
организации республики; республиканские органы исполнительной власти; ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); ООО "Башкирский центр сертификации и экспертизы"; АНО РЦС "Башстройсертификация"; ТПП РБ (по согласованию); органы по сертификации продукции (товаров, услуг) |
2009-2011 |
5.2 |
Ведение работ по добровольной сертификации автосервисных услуг в Системе сертификации ДС AT Минтранса РФ |
ООО "Башкирский центр сертификации и экспертизы"; организации республики; общественные объединения республики |
2009-2011 |
5.3 |
Аттестация организаций, осуществляющих деятельность в сфере розничной торговли и бытового обслуживания, на подтверждение типа (разряда) |
организации республики; администрации муниципальных районов и городских округов РБ (по согласованию); ООО "Башкирский центр сертификации и экспертизы"; ТПП РБ (по согласованию); ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); Государственный комитет РБ по предпринимательству и торговле |
2009-2011 |
5.4 |
Ведение работ в Системе добровольной сертификации количества фасованных товаров при их производстве, расфасовке, продаже и импорте |
администрации муниципальных районов и городских округов РБ (по согласованию); Управление Роспотребнадзора по РБ (по согласованию); Управление РБ по защите прав потребителей и контролю за оборотом и качеством алкогольной продукции; ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); организации республики |
2009-2011 |
5.5 |
Развитие на территории республики Системы добровольной сертификации персонала и услуг в жилищно-коммунальной сфере "Росжилкоммунсертификация" |
администрации муниципальных районов и городских округов РБ (по согласованию); организации республики; Минжилкомхоз РБ |
2009-2011 |
5.6 |
Развитие на территории республики Системы добровольной сертификации в строительстве "Расстрой сертификация" |
администрации муниципальных районов и городских округов РБ (по согласованию); Минстройтранс РБ; организации республики; АНО РЦС "Башстройсертификация" |
2009-2011 |
6. Развитие партнерства | |||
6.1 |
Организация рассмотрения проектов технических регламентов заинтересованными организациями республики |
Межведомственный совет по рассмотрению проектов технических регламентов и внедрению технических регламентов в организациях Республики Башкортостан |
2009-2011 |
6.2 |
Обеспечение проведения обязательной экспертизы технических условий (ТУ), стандартов организаций (СТО) и учетной регистрации их в ФГУ ЦСМ РБ |
организации республики; ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию) |
2009-2011 |
7. Информационное обеспечение реализации программных мероприятий | |||
7.1 |
Проведение мониторинга выполнения Программы |
ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию) |
2009-2011 |
7.2 |
Информационное сопровождение мероприятий, направленных на реализацию государственной политики в области качества |
Управление печати РБ; ГУП ТРК "Башкортостан" РБ; ОАО "ИА "Башинформ" |
2009-2011 |
7.3 |
Выпуск журнала, освещающего проблемы качества |
ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); ООО "Башкирский центр сертификации и экспертизы" |
2009-2011 |
7.4 |
Выпуск каталогов продукции (товаров, услуг) организаций -победителей республиканских конкурсов в области качества, а также изданий о реализации государственной политики в области качества |
ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); ТПП РБ (по согласованию); ООО "Башкирский центр сертификации и экспертизы" |
2009-2011 |
7.5 |
Создание в средствах массовой информации передач и рубрик на темы "Уголок потребителя", "Осторожно, некачественный товар" и др., обучающих граждан республики основам потребительской грамотности |
Управление печати РБ; Управление РБ по защите прав потребителей и контролю за оборотом и качеством алкогольной продукции; Управление Роспотребнадзора по РБ (по согласованию); Отдел (инспекция) в РБ ПМТУ Ростехрегулирования (по согласованию) |
2009-2011 |
Список использованных сокращений
АНО РЦС "Башстройсертификация" |
- |
Автономная некоммерческая организация Региональный центр сертификации "Башстройсертификация" |
Башкирский филиал АСМС |
- |
Башкирский филиал Академии стандартизации, метрологии и сертификации (учебная) |
Башкирское региональное отделение МОО "АПК" |
- |
Башкирское региональное отделение Межрегиональная общественная организация "Академия проблем качества" |
ГУП ТРК "Башкортостан" РБ |
- |
государственное унитарное предприятие Телерадиовещательная компания "Башкортостан" Республики Башкортостан |
Инспекция Госстройнадзора РБ |
- |
Инспекция государственного строительного надзора Республики Башкортостан |
МВД по РБ |
- |
Министерство внутренних дел по Республике Башкортостан |
Минземимущество РБ |
- |
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан |
Минжилкомхоз РБ |
- |
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан |
Минздрав РБ |
- |
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан |
Минобразования РБ |
- |
Министерство образования Республики Башкортостан |
Минсельхоз РБ |
- |
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан |
Минстройтранс РБ |
- |
Министерство строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан |
Минтруд РБ |
- |
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан |
МКНП РБ |
- |
Министерство культуры и национальной политики Республики Башкортостан |
Минэкологии РБ |
- |
Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан |
Минэкономразвития РБ |
- |
Министерство экономического развития Республики Башкортостан |
ОАО "ИА "Башинформ" |
- |
открытое акционерное общество "Информационное агентство "Башинформ" |
ООО "ЦКС "БаСК" |
- |
общество с ограниченной ответственностью "Центр качества и сертификации "БаСК" |
Отдел (инспекция) в РБ ПМТУ Ростехрегулирования |
- |
Отдел (инспекция) в Республике Башкортостан Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии |
Региональное отделение ВОК в РБ |
- |
Региональное отделение Всероссийской организации качества в Республике Башкортостан |
Управление Россельхознадзора по РБ |
- |
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Башкортостан |
ТПП РБ |
- |
Торгово-промышленная палата Республики Башкортостан |
Управление печати РБ |
- |
Управление по делам печати, издательства и полиграфии при Правительстве Республики Башкортостан |
Управление Росздравнадзора по РБ |
- |
Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Башкортостан |
Управление Роспотребнадзора по РБ |
- |
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан |
УТЭН Ростехнадзора по РБ |
- |
Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору по Республике Башкортостан |
ФГУ ЦСМ РБ |
- |
федеральное государственное учреждение Центр стандартизации, метрологии и сертификации Республики Башкортостан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целью Программы является: содействие дальнейшему повышению конкурентоспособности, инновационной активности и устойчивому развитию организаций республики на основе реализации государственной политики в области качества; внедрение во все сферы жизнедеятельности новых технологий управления, международных и национальных стандартов по менеджменту качества, охране окружающей среды, промышленной безопасности; создание условий для постоянного стремления к повышению качества продукции (товаров, услуг).
Сроки реализации Программы - 2009-2011 годы.
Программа предполагает выполнение следующих мероприятий: техническое совершенствование производства за счет использования передового отечественного и зарубежного опыта и внедрения в него инновационных технологий; выпуск высококачественной продукции; дальнейшее развитие потребительских рынков; организация и проведение республиканских конкурсов и смотров в области качества; участие организаций республики в конкурсах и выставках, проводимых на федеральном и международном уровне.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 30 марта 2009 г. N 117 "О республиканской программе "Качество и безопасность товаров и услуг в Республике Башкортостан" на 2009-2011 годы"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", N 10 (304) от 20 мая 2009 г., ст. 668 (без приложения)