В целях совершенствования и дальнейшего развития системы отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в Республике Башкортостан, обеспечения координации действий органов исполнительной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления и организаций в этой сфере постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития системы отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в Республике Башкортостан на 2008-2012 годы.
2. Правительству Республики Башкортостан в 3-х месячный срок:
разработать план мероприятий по реализации основных направлений Концепции развития системы отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в Республике Башкортостан на 2008-2012 годы;
привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Указом.
3. Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент |
М.Рахимов |
Уфа, Дом Республики
25 декабря 2008 года
N УП-745
Концепция
развития системы отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков
и молодежи в Республике Башкортостан на 2008-2012 годы
(утв. Указом Президента Республики Башкортостан
от 25 декабря 2008 г. N УП-745)
1. Общие положения
Вопрос организации детского отдыха и оздоровления стоит в одном ряду с проблемами образования и воспитания подрастающего поколения и является в республике приоритетным направлением государственной политики. Он приобретает первостепенное значение в условиях, когда состояние здоровья молодого поколения вызывает серьезные опасения. За последние 3 года уровень выявляемой заболеваемости детей до 14 лет вырос на 9%, а среди подростков - на 11%, на 50% увеличилось число детей, имеющих хронические заболевания.
Система организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи Республики Башкортостан является одной из крупных социальных систем и охватывает ежегодно наибольшую часть детей школьного возраста - свыше 400 тыс. детей. Сегодня она достаточно скоординирована, обладает широкой и многообразной инфраструктурой, уникальными возможностями укрепления здоровья и развития детей, подростков и молодежи, значительным кадровым потенциалом.
Вопросы организации отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи в республике регламентируют Конвенция о правах ребенка. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Башкортостан, законы Российской Федерации и Республики Башкортостан об образовании, об основных гарантиях прав ребенка, о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о языках, о государственной молодежной политике, о поддержке деятельности детских, подростковых, молодежных клубов и центров, Концепция формирования гражданина Республики Башкортостан, Концепция развития духовно-нравственной культуры и гражданской активности детей, подростков и молодежи "Молодежь - стратегический ресурс Республики Башкортостан", Президентские программы "Дети Республики Башкортостан" на 2006-2010 годы и "Молодежь Башкортостана" на 2007-2010 годы.
В то же время федеральная нормативно-правовая база не учитывает изменения в сфере организации летнего отдыха, произошедшие в последние годы.
Узковедомственный подход, инертность ведомств, наличие устаревших документов мешают работать и тормозят развитие системы отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи.
К примеру, в постановлении Правительства Российской Федерации по вопросу обеспечения отдыха, оздоровления и занятости детей четко ограничиваются рамки формирования ценовой политики. При этом не учитывается специфика учреждения, его материально-техническая база, уровень оказания оздоровительных услуг, рост тарифов и т.д. Это побуждает регионы искусственно ограничивать стоимость путевки, а детские оздоровительные учреждения - работать в убыток.
Последние изменения в нормативные правовые акты, связанные с вопросами обеспечения безопасности (СанПиНы, инструкции, методики), были внесены в 2000 году. Вместе с тем необходимо, чтобы подобные документы соответствовали реалиям времени, уровню развития материально-технической базы детских оздоровительных учреждений и запросам граждан.
В последнее время в республике произошло значительное сокращение ведомственных, профсоюзных подростковых клубов, учреждений культуры, внешкольных детских учреждений. Это привело к значительному уменьшению возможностей для проведения оздоровления и досуга детей, подростков и молодежи. Особую остроту приобрела проблема организованного отдыха детей в период летних каникул.
Развитие системы организации отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи сдерживают также слабая материальная база оздоровительных учреждений, недостаточность финансовых средств на проведение ежегодной оздоровительной кампании детей, подростков и молодежи.
В связи с этим необходимо на государственном уровне усилить внимание к вопросам отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи, обеспечить межведомственную координацию действий органов государственного управления, а также органов местного самоуправления, организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности в этой сфере.
Сегодня в сфере организации детского отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи необходимо решить следующие задачи:
обеспечение единства процессов сохранения и укрепления здоровья детей, подростков и молодежи, их развития и образования;
осуществление поддержки системы организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи со стороны органов исполнительной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, общественных объединений и бизнес-сообществ;
реорганизация структуры системы отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи, стимулирование развития новых, эффективных ее форм, разработка и внедрение современных технологий и методов оздоровительной работы;
совершенствование ресурсного обеспечения организаций отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи, укрепление и обновление их материальной базы, улучшение кадрового потенциала, повышение качества услуг.
На решение вышеперечисленных задач направлена Концепция развития системы отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в Республике Башкортостан на 2008-2012 годы (далее - Концепция).
Концепция носит межведомственный характер, так как в ее реализации задействованы различные органы государственного управления, органы местного самоуправления, государственные, общественные и частные учреждения, что требует концептуального руководства и координации их деятельности.
Концепция будет способствовать оптимизации системы отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в Республике Башкортостан, стимулировать внедрение наиболее передовых и эффективных ее форм, способствуя укреплению здоровья детей, улучшению их физического и нравственного благополучия, развитию творческих способностей.
2. Анализ состояния организации отдыха, оздоровления и занятости детей,
подростков и молодежи в Республике Башкортостан
В последние годы в республике сложилась определенная система организации отдыха и оздоровления детей, подростков и учащейся молодежи. Оздоровление и отдых детей, подростков и молодежи осуществляется в различных типах лагерей: загородных, городских, трудовых, профильных, оздоровительных, лагерях с дневным пребыванием, лагерях детских общественных движений и объединений, клубах по месту жительства, детских санаториях и профилакториях с детскими заездами (таблица N 1).
Таблица N 1
Формы и виды организации отдыха, оздоровления и досуга детей, подростков
и молодежи
Формы и виды организации отдыха, оздоровления и досуга детей, подростков и молодежи |
Годы |
|||||
2005 |
2006 |
2007 |
||||
количество, ед. |
охват, тыс.чел. |
количество, ед. |
охват, тыс.чел. |
количество, ед. |
охват, тыс.чел. |
|
Центры с дневным пребыванием |
2000 |
97 |
1817 |
105 |
1779 |
105 |
Трудовые объединения, лагеря труда и отдыха |
1610 |
107 |
1392 |
60,9 |
1472 |
62 |
Загородные лагеря |
34 |
13 |
32 |
13 |
37 |
15 |
Республиканские профильные лагеря |
11 |
350 |
11 |
834 |
15 |
1131 |
Муниципальные профильные лагеря |
98 |
6 |
166 |
10,3 |
224 |
12 |
Республиканские мероприятия |
6 |
1,3 |
7 |
1,5 |
7 |
12 |
Всероссийские мероприятия |
6 |
100 |
6 |
100 |
4 |
100 |
Малозатратные формы - всего, из них: |
5000 |
107 |
5000 |
118 |
3000 |
121 |
категорийные и многодневные походы |
5000 |
67 |
2000 |
75 |
2000 |
76 |
палаточные и туристические лагеря |
42 |
3 |
592 |
34 |
571 |
23 |
Наблюдается положительная динамика увеличения объемов мероприятий летней оздоровительной кампании. Этого удалось добиться за счет увеличения финансирования летнего отдыха детей, подростков и молодежи, повышения уровня кадрового, организационно-методического обеспечения воспитательно-оздоровительных центров.
Показатели летней оздоровительной работы с детьми, подростками и молодежью приведены в таблицах N 2-4.
Таблица N 2
Показатели летней оздоровительной работы с детьми, подростками
и молодежью органов по молодежной политике Республики Башкортостан
Наименование показателей |
Годы |
|||||
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
|
Количество профильных лагерей, ед. |
128 |
139 |
146 |
179 |
156 |
180 |
Охват детей, подростков и молодежи, чел. |
7319 |
8306 |
7944 |
9329 |
8100 |
9177 |
Бюджетные средства, выделенные на организацию летнего отдыха, млн.руб. |
7,5 |
10,2 |
11,5 |
15,0 |
12,0 |
15,8 |
Таблица N 3
Показатели летнего отдыха студентов вузов в спортивно-оздоровительных лагерях
Годы | |||||
2005 |
2006 |
2007 |
|||
количество, ед. |
охват, тыс.чел. |
количество, ед. |
охват, тыс.чел. |
количество, ед. |
охват, тыс.чел. |
9 |
2660 |
9 |
2583 |
8 |
2417 |
Таблица N 4
Показатели деятельности ведомственных детских оздоровительных
учреждений, санаториев-профилакториев, находящихся на балансе
хозяйствующих субъектов(предприятий)
Наименование объектов детского отдыха |
Годы |
|||||
2005 |
2006 |
2007 |
||||
количество, ед. |
охват, тыс.чел# |
количество, ед. |
охват, тыс.чел# |
количество, ед. |
охват, тыс.чел# |
|
Ведомственные загородные детские оздоровительные учреждения предприятий и профсоюзных организаций |
58 |
47,033 |
56 |
29,160 |
49 |
27,700 |
Санатории-профилактории, где организованы детские смены, заезды "Мать и дитя" |
23 |
9,198 |
23 |
7,412 |
17 |
5,086 |
В последнее время в сфере организации детского отдыха проявились две разнонаправленные тенденции:
сокращение традиционных форм отдыха (числа загородных детских лагерей предприятий, профилакториев и здравниц), экскурсий и поездок учащихся по стране, уменьшение доли отдыхающих детей в здравницах всероссийского и международного значения);
расширение альтернативных возможностей отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи за счет появления новых видов услуг, учреждений отдыха нового типа, в первую очередь, малозатратных.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" расходные полномочия по организации отдыха детей в каникулярное время отнесены в ведение муниципальных районов и городских округов. В связи с этим значительно сократились возможности финансирования летнего отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи. Из-за недостатка у муниципалитетов финансовых средств произошло сокращение по сравнению с 2005 годом количества трудовых объединений, лагерей труда и отдыха и числа занятых в них старшеклассников. Вместе с тем эти лагеря играют важную роль в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, так как в них отдыхают 70% детей из социально незащищенных семей, которые не имеют возможности обеспечить своих детей другим летним отдыхом. Поэтому в перспективе необходимо сохранить эти лагеря, что позволит создать условия как для труда, так и для полноценного отдыха старшеклассников.
Наиболее предпочтительной формой отдыха детей и подростков в последнее время становится отдых в центрах с дневным пребыванием. Такие центры не требуют дополнительных финансовых вложений, так как создаются на базе образовательных учреждений.
Поскольку каникулы - это не только отдых детей, подростков и молодежи в воспитательно-оздоровительных центрах, но и их участие в различных мероприятиях: в работе республиканских профильных лагерей, слетах, эстафетах, соревнованиях, фестивалях, походах, экспедициях, - требуется дальнейшее развитие учреждений дополнительного образования детей, укрепление их материальной базы.
В целях организации познавательного досуга детей и обеспечения непрерывности образовательного процесса необходимо совершенствование материального обеспечения кружков, секций, объединений по интересам различной направленности: спортивной, эстетической, экологической, технической, этнографической.
Отличительной чертой современного этапа стал адресный подход к организации отдыха детей, нуждающихся в особой заботе государства. В республике ежегодно принимаются нормативные правовые акты о приоритетности оздоровления детей из малоимущих семей. На эти цели выделяются субсидии из федерального бюджета. В то же время пока отсутствует# центры отдыха и досуга для детей-сирот, обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Наличие нерешенных вопросов в организации массового детского летнего отдыха и оздоровления, необходимость укрепления материально-технической базы оздоровительно-воспитательных учреждений требуют разработки соответствующей концепции по развитию системы отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи.
3. Основные понятия, используемые в Концепции
Сфера отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи - совокупность мероприятий по развитию их творческого потенциала, охране и укреплению здоровья на основе организации занятий физической культурой, спортом и туризмом, формирования навыков здорового образа жизни, обеспечения соблюдения режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении нормативных санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований;
досуг - свободное время для восстановления сил, развлечений, приобщения к культурным ценностям, самообразования и творчества;
дополнительное образование детей - сфера, объективно объединяющая в единый процесс воспитание, обучение и развитие, предназначенная для полного развития потенциальных возможностей детей посредством различных обучающих и развивающих программ;
детская оздоровительно-воспитательная организация (учреждение) - организация, обеспечивающая отдых и оздоровление детей и подростков, функционирующая на основе образовательно-воспитательной программы как сезонно (на период каникул), так и круглогодично;
организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи (учреждения) - оздоровительные лагеря (загородные, с дневным пребыванием детей и другие), специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные, оборонно-спортивные, туристические, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические, технические, краеведческие и другие), оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи;
услуги оздоровительного характера - комплекс мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, подростков и молодежи, их медицинское и санитарно-гигиеническое обслуживание путем обеспечения отдыха в экологически благоприятной среде, организации закаливания организма, занятий физической культурой, спортом, туризмом;
услуги в области воспитания - комплекс мероприятий, направленных на нравственно-духовное, эстетическое развитие детей и подростков, реализацию дополнительных образовательных программ и услуг, обеспечивающих самоопределение и творческую их самореализацию в процессе отдыха и оздоровления, в том числе в кружковой, клубной, студийной работе детской оздоровительно-воспитательной организации.
Иные понятия, используемые в Концепции, применяются в значениях, определенных законодательством.
4. Типология организаций отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков
и молодежи
Стационарные загородные лагеря - специально создаваемые детские оздоровительно-воспитательные организации преимущественно за городом;
оздоровительные лагеря с дневным пребыванием - организации, создаваемые на базе образовательных учреждений (в школах, учреждениях дополнительного образования детей) для оздоровительной и образовательной деятельности в период каникул с пребыванием обучающихся в дневное время и обязательной организацией их питания;
профильные лагеря - организации с круглосуточным или дневным пребыванием для осуществления специальной образовательной и оздоровительной деятельности ("Юный спецназовец", экологический лагерь, краеведческий лагерь и др.) или организации образовательно-оздоровительного процесса для определенной категории детей, подростков и молодежи (творчески одаренные или социально активные);
лагеря труда и отдыха - создаваемые в период каникул организации с круглосуточным или дневным пребыванием для вовлечения детей, подростков и молодежи в трудовую и общественно-полезную деятельность, формирования у них навыков здорового образа жизни;
трудовые лагеря - объединения молодежи, создаваемые в целях развития трудовых умений и навыков, обучения ремеслу и оказания помощи в решении финансовых проблем;
базовые палаточные лагеря - детские оздоровительно-воспитательные организации (профильные или смешанного типа) с размещением в палатках на месте постоянной дислокации, предназначенные для организации активного отдыха и оздоровления детей и подростков в естественных природных условиях, укрепления их здоровья, вовлечения в занятия спортом, туризмом и для решения других задач;
лагеря детских общественных объединений - организации, основной целью которых является развитие детских и молодежных общественных объединений (скаутские лагеря и др.);
клубы по месту жительства - организации, максимально приближенные к месту жительства детей и подростков, создаваемые в целях получения дополнительного образования, обеспечения их социально значимого досуга, создания условий для самоопределения и самореализации, социальной адаптации к современным условиям жизни;
детские площадки, создаваемые на базе учреждений образования и молодежной политики для реализации профильной или комплексной программы по месту жительства;
спортивно-оздоровительные лагеря - организации для юных спортсменов, воспитанников детско-юношеских спортивных школ с рекреативно-оздоровительной сменой, где оздоровительно-образовательная деятельность является продолжением учебно-тренировочного процесса;
детско-юношеские туристические лагеря - организации, создаваемые в целях познания подрастающим поколением окружающего мира и самих себя в ходе туристско-краеведческой деятельности.
5. Цель, задачи и основные принципы Концепции
Цель Концепции - совершенствование системы отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в Республике Башкортостан.
Основные задачи:
повышение качества и доступности услуг отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи;
развитие разнообразных форм занятости подростков и молодежи;
привлечение инвестиций в сферу отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи;
сохранение и развитие инфраструктуры системы отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи, создание условий для повышения ее инвестиционной привлекательности;
определение критериев эффективности функционирования системы отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи;
совершенствование механизмов кадрового и методического обеспечения системы отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи;
обеспечение гарантий права детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, на отдых.
Концепция базируется на следующих основных принципах:
межведомственного взаимодействия - создание вертикали государственно-общественного управления системой отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи, обеспечение согласованности действий органов государственного управления, администраций муниципальных образований Республики Башкортостан, предприятий, общественных и некоммерческих организаций;
государственно-общественного подхода - обеспечение открытости системы отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи, участия общественных организаций и общества в целом в организации отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи, общественно-государственного контроля за соблюдением норм и правил безопасности их жизнедеятельности;
интеграции - обеспечение единства образовательной, социально-педагогической, оздоровительной, психологической, культурно-досуговой деятельности оздоровительно-образовательных организаций;
инвестиционного развития - обеспечение привлечения инвестиций со стороны государственных и негосударственных организаций, бизнес-сообщества;
развивающего досуга - создание условий для раскрытия индивидуального потенциала, социальных инициатив детей, подростков и молодежи;
учета природных факторов - обеспечение размещения детских оздоровительно-воспитательных организаций и проведения оздоровительных мероприятий в экологически благополучных районах Республики Башкортостан.
6. Стратегические направления Концепции
Стратегия развития системы отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи ориентирована на качественные преобразования ее центрального звена - оздоровительно-воспитательных организаций и механизмов управления данной системой.
Стратегические направления Концепции:
приведение системы отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в соответствие с современными требованиями;
целенаправленная ориентация на актуальные и перспективные потребности личности, общества, государства;
внедрение инноваций, обеспечение модернизации данной системы и сертификации услуг отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи;
совершенствование ресурсного обеспечения и менеджмента на всех уровнях системы.
Концепция предполагает решение следующих стратегических задач:
совершенствование нормативно-правовой базы развития системы отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи;
совершенствование структуры управления данной системой;
создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, занятых в сфере отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи;
укрепление материально-технической базы детских оздоровительно-воспитательных организаций;
улучшение научно-методического обеспечения деятельности детских оздоровительно-воспитательных организаций;
расширение объемов круглогодичного отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи, создание на базе существующих оздоровительно-воспитательных организаций круглогодичного детского оздоровительного центра Республики Башкортостан;
целенаправленное развитие семейного отдыха.
7. Механизмы реализации Концепции
Концепцию предполагается реализовать путем:
обеспечения координации действий законодательных и исполнительных органов на республиканском и муниципальном уровнях, направленных на улучшение системы отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи;
дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы в сфере отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи;
объединения усилий государственных и общественных организаций, частных структур, формирования единых подходов для совершенствования системы отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи;
решения задач и выполнения мероприятий по повышению эффективности функционирования системы организации системы отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи;
концентрации финансовых и материальных ресурсов на реализации приоритетных направлений Концепции, привлечения для этого внебюджетных средств;
постоянного мониторинга и анализа организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи.
8. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация Концепции позволит создать условия для полноценного отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в Республике Башкортостан, окажет позитивное влияние на повышение качества их жизни.
Кроме того, реализация Концепции обеспечит:
укрепление материально-технической базы, кадрового потенциала детских оздоровительно-воспитательных организаций, их научно-методического обеспечения;
расширение нормативно-правовой базы сферы оказания услуг по организации отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи;
привлечение инвестиций в сферу отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи;
повышение эффективности использования бюджетных средств, совершенствование механизма софинансирования детской оздоровительной кампании;
повышение качества и доступности услуг отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи;
увеличение охвата детей, подростков и молодежи организованными формами отдыха, оздоровления и занятости;
увеличение объемов круглогодичного отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи;
укрепление физического и нравственного здоровья детей, подростков и молодежи, улучшение их социального благополучия;
снижение уровня заболеваемости и травматизма среди детей, подростков и молодежи;
сокращение доли правонарушений, совершенных несовершеннолетними.
9. Источники финансирования мероприятий Концепции
Решение задач, поставленных в Концепции, предусматривается осуществить путем увеличения объемов финансирования системы отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи.
Источниками финансирования расходов на дальнейшее развитие и укрепление системы отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи являются бюджет Российской Федерации, бюджет Республики Башкортостан, бюджеты муниципальных образований республики, средства внебюджетных фондов, коммерческих и общественных организаций, благотворительных фондов и иные внебюджетные средства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена Концепция развития системы отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в Республике Башкортостан. Цель Концепции - совершенствование системы отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи. Так же определены основные задачи, принципы и стратегические направления Концепции.
Реализация Концепции позволит создать условия для полноценного отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в Республике Башкортостан, окажет позитивное влияние на повышение качества их жизни.
Решение задач, поставленных в Концепции, предусматривается осуществить путем увеличения объемов финансирования системы отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи. Источниками финансирования расходов на дальнейшее развитие и укрепление системы отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи являются бюджет Российской Федерации, бюджет Республики Башкортостан, бюджеты муниципальных образований республики, средства внебюджетных фондов, коммерческих и общественных организаций, благотворительных фондов и иные внебюджетные средства.
Указ Президента Республики Башкортостан от 25 декабря 2008 г. N УП-745 "Об утверждении Концепции развития системы отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в Республике Башкортостан на 2008-2012 годы"
Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания
Текст Указа официально опубликован не был