Правительство Республики Башкортостан отмечает, что работа, проводимая республиканскими органами исполнительной власти, администрациями муниципальных районов и городских округов, предприятиями и организациями республики в первом полугодии 2009 года, была сконцентрирована на реализации задач, поставленных в Послании Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан "Наша цель - благосостояние людей, приумножение созидательного потенциала Башкортостана (О положении в республике и основных направлениях ее развития в 2009 году)", и антикризисных мер, направленных на стабилизацию финансовой системы и поддержку ключевых отраслей реального сектора в условиях воздействия мирового финансово-экономического кризиса.
Под влиянием кризиса впервые за последнее десятилетие в экономике Республики Башкортостан отмечалось снижение или замедление темпов в ряде основных видов экономической деятельности.
Индекс промышленного производства за январь-июнь текущего года составил в республике 92,5%, в том числе в добыче полезных ископаемых - 104,2%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 90,2%. Наибольшее снижение отмечалось в обрабатывающих производствах, где индекс промышленного производства составил 89,6%. Существенное влияние на общую динамику развития обрабатывающих производств оказало ухудшение производственных и финансовых показателей в открытом акционерном обществе "Салаватнефтеоргсинтез".
В связи с сокращением платежеспособного спроса в ряде предприятий отмечался рост запасов готовой продукции с начала года в 1,3 раза.
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", за первое полугодие составил 74,6% к соответствующему периоду предыдущего года, ввод в действие жилых домов - 96,2%.
Грузооборот всех видов транспорта в январе-июне текущего года снизился на 13,8%, пассажирооборот транспорта общего пользования - на 17,8%.
Объем доходов, полученных всеми предприятиями связи, действующими на территории республики, за первое полугодие 2009 года вырос в действующих ценах на 4,2% против 9,3% за соответствующий период предыдущего года.
Оборот розничной торговли за шесть месяцев текущего года составил 98,6% к соответствующему периоду предыдущего года, объем платных услуг населению - 100,8%.
Экспорт товаров сократился в январе-мае по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года более чем в два раза, импорт товаров за этот период уменьшился на 32,1%.
Сальдированный финансовый результат уменьшился по отношению к соответствующему периоду прошлого года на 66,6% и составил за январь-май 2009 года 16,6 млрд. рублей. Доля убыточных крупных и средних предприятий и организаций составила 23,4% против 16,8% в январе-мае 2008 года.
Консолидированный бюджет Республики Башкортостан на 1 июля текущего года исполнен по доходам в сумме 61040,9 млн. рублей, по расходам - 51915,4 млн. рублей.
На фоне влияния кризисных явлений на развитие реального сектора экономики наметилось снижение динамики социальных параметров. Темп изменения реальных располагаемых доходов населения в январе-мае 2009 года составил 105,0% против 118,6% за соответствующий период предыдущего года, реальной заработной платы - 98,7% против 111,6%.
Численность официально зарегистрированных безработных с начала года увеличилась на 32,9% и составила на 1 июля текущего года 40,4 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы за этот период увеличился с 1,5% до 2,0% экономически активного населения.
Вместе с тем принятые оперативные меры по минимизации последствий кризиса в значительной степени смягчили влияние кризисных явлений на экономику и социальную сферу республики. По основным макроэкономическим показателям республика имеет лучшие значения, чем в среднем по России и Приволжскому федеральному округу. В сельскохозяйственном производстве за весь период с начала года сохранялась положительная динамика. В последние месяцы текущего года удалось улучшить динамику показателей в строительстве, по вводу в действие жилых домов, на рынке труда. Принимаемые республиканскими органами государственной власти, органами местного самоуправления, правоохранительными органами меры позволили поддерживать в республике стабильный правопорядок и общественную безопасность.
В целях обеспечения стабилизации в экономике и социальной сфере республики Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Заместителям Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан, руководителям республиканских органов исполнительной власти обеспечить:
своевременную подготовку документов по вопросам государственной экономической и финансовой политики на 2010-2012 годы;
эффективное взаимодействие с государственными заказчиками федеральных целевых программ и активное участие предприятий и организаций в реализации мероприятий федеральных целевых программ на территории Республики Башкортостан;
повышение результативности деятельности по государственному и муниципальному управлению и усиление ее ориентации на достижение социально значимых для республики целей и задач.
2. Республиканским органам исполнительной власти государственным заказчикам республиканских целевых программ и непрограммных мероприятий инвестиционного характера продолжить работу по:
обеспечению эффективной реализации мероприятий, целевого использования средств, привлекаемых за счет всех источников финансирования, а также мониторинга их реализации;
включению мероприятий Республики Башкортостан в федеральные целевые программы на 2010 год и плановый период;
принятию дополнительных мер по привлечению внебюджетных источников к финансированию программных и непрограммных мероприятий.
3. Республиканским органам исполнительной власти - главным распорядителям и распорядителям бюджетных средств обеспечить:
исполнение бюджета на 2009 год с учетом необходимости соблюдения режима жесткой экономии бюджетных средств и выполнения Комплексной программы антикризисных мер Правительства Республики Башкортостан на 2009-2010 годы;
эффективное исполнение действующих расходных обязательств Республики Башкортостан и жесткую взаимосвязь обязательств с реальными возможностями бюджета и конечными целями социально-экономической политики Республики Башкортостан, безусловное соблюдение финансовой дисциплины;
усиление предварительного контроля на стадии рассмотрения и утверждения смет расходов главных распорядителей бюджетных средств на очередной финансовый год и плановый период, ежедневного контроля при расходовании средств в целях предупреждения неэффективного и нецелевого использования бюджетных средств;
совершенствование системы управления общественными финансами на основе применения механизмов бюджетирования, ориентированного на результат;
совершенствование практики формирования государственного задания, устанавливающего требования к составу, качеству, объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг;
своевременную выплату заработной платы работникам бюджетной сферы;
расширение практики учета результативности работы органов местного самоуправления при принятии решений о предоставлении финансовой помощи из бюджета Республики Башкортостан;
активное участие в реализации и совершенствовании отраслевых программ энергосбережения с учетом необходимости снижения потребления энергоресурсов бюджетными учреждениями;
продолжение работ по реализации мероприятий по переходу подведомственных учреждений на новые системы оплаты труда;
активизацию работ по переводу бюджетных учреждений в форму автономных учреждений согласно утвержденным планам реструктуризации бюджетной сети.
4. Республиканским органам исполнительной власти обеспечить:
проведение оперативного мониторинга происходящих и ожидаемых изменений показателей социально-экономического развития Республики Башкортостан, а также анализа влияния их изменения в сложившихся экономических условиях на поступления доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан;
содействие товаропроизводителям Башкортостана в продвижении продукции на внешние рынки, более широкое использование механизма государственных заказов;
оперативное реагирование на возникающие проблемные ситуации на предприятиях и в организациях и принятие действенных мер по их решению;
осуществление анализа показателей эффективности деятельности республиканских органов исполнительной власти в целях обеспечения правильности отражения значений этих показателей и своевременного принятия мер для улучшения их значения;
проведение анализа административно-управленческих процессов с целью передачи их на конкурсной основе на аутсорсинг.
5. Министерству экономического развития Республики Башкортостан:
обеспечить с учетом изменения условий функционирования экономики прогнозирование основных направлений социально-экономического развития Республики Башкортостан на 2010 год и на период до 2012 года;
осуществлять постоянный мониторинг социально-экономических процессов в Республике Башкортостан с учетом влияния негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса, своевременно вносить предложения по обеспечению макроэкономической стабильности;
совместно с государственными заказчиками при формировании республиканской адресной инвестиционной программы на 2010 год определяющим критерием считать участие в реализации федеральных и республиканских целевых программ (подпрограмм);
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечить ежемесячный мониторинг финансово-экономического состояния предприятий регионального значения;
разработать в течение III квартала 2009 года концепцию (программу) развития муниципальных образований Республики Башкортостан, имеющих монопрофильную структуру экономики (далее - монопрофильные муниципальные образования);
до 1 октября 2009 года внести предложения по внедрению принципов и технологий аутсорсинга административно-управленческих процессов, осуществляемых республиканскими органами исполнительной власти.
6. Министерству промышленности и внешнеэкономических связей Республики Башкортостан:
обеспечить особый контроль за текущей социально-экономической ситуацией и перспективами развития монопрофильных муниципальных образований и градообразующих предприятий республики;
обеспечить выполнение распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 14 июля 2009 года N 729-р в части организации производства комбайнов "Челленджер 647" в открытом акционерном обществе "Нефтекамский автозавод";
продолжить проведение конкурсов среди субъектов инновационной деятельности для субсидирования процентных ставок по кредитам, в том числе за счет перераспределения средств на реализацию мероприятий Республиканской целевой инновационной программы Республики Башкортостан на 2008-2010 годы;
продолжить работу по привлечению инвесторов и реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов и углубления переработки древесины в целях получения продукции с высокой добавленной стоимостью;
содействовать росту экспорта продукции обрабатывающих отраслей промышленности, прежде всего машин и оборудования, высокотехнологичных и наукоемких изделий, а также услуг;
активизировать размещение информации о Республике Башкортостан, ее экспортных возможностях и республиканских товаропроизводителях в российских и зарубежных изданиях;
в целях обеспечения повышения энергоэффективности экономики республики создать рабочую группу с участием предприятий и научных организаций, разработать соответствующие предложения и в августе 2009 года направить на рассмотрение в Правительство Российской Федерации;
в течение двух месяцев внести в Правительство Республики Башкортостан предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты в области поддержки инвестиционной и инновационной деятельности Республики Башкортостан с целью повышения инвестиционной привлекательности и развития инновационного потенциала республики, в том числе монопрофильных муниципальных образований;
заключать соглашения о социальной ответственности с собственниками хозяйствующих субъектов, создающих экономическую и социальную напряженность в городских округах и муниципальных районах республики;
до 15 августа 2009 года подготовить предложения по организации работы с федеральными органами власти, в том числе с Министерством внутренних дел по Республике Башкортостан, Прокуратурой Республики Башкортостан, Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по вопросам частичной смены руководства нерентабельных предприятий и организаций.
7. Министерству финансов Республики Башкортостан обеспечить:
сохранение сбалансированности бюджетной системы Республики Башкортостан;
координацию мер республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и администраторов доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан, направленных на укрепление и развитие доходной базы республики, урегулирование задолженности в консолидированный бюджет Республики Башкортостан, совершенствование процесса прогнозирования и администрирования доходов, обеспечение мониторинга и анализа состояния расчетов хозяйствующих субъектов с бюджетами всех уровней, предоставляемых налоговых и неналоговых льгот;
проведение инвентаризации обоснованности включения в реестр расходных обязательств бюджета Республики Башкортостан при формировании проектировок бюджета Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период;
своевременную и качественную подготовку проекта бюджета Республики Башкортостан на 2010 год и среднесрочного финансового плана на период до 2012 года, а также иных материалов, вносимых на рассмотрение в Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан;
в качестве дополнительных мер по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства финансирование грантов для приобретения оборудования предпринимателям, занимающимся производством.
8. Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан обеспечить:
выполнение мероприятий республиканской программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, федеральных целевых программ "Социальное развитие села до 2010 года" и "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года";
усиление контроля за подготовкой к проведению уборочной кампании и принятие мер по недопущению потерь урожая;
целевое эффективное расходование средств бюджета Республики Башкортостан на проведение уборочных работ;
организацию совместно с администрациями муниципальных районов Республики Башкортостан бесперебойной схемы закупа излишков молока от населения;
создание условий для активизации инвестиционной деятельности и инновационного развития в агропромышленном комплексе;
проведение анализа реализации Указа Президента Республики Башкортостан от 25 мая 2009 года N УП-263 "О мерах государственной поддержки кадрового потенциала агропромышленного комплекса Республики Башкортостан" и постановления Правительства Республики Башкортостан от 31 июля 2009 года N 305 "О Порядке предоставления государственной поддержки кадрового потенциала агропромышленного комплекса Республики Башкортостан".
9. Министерству строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан обеспечить:
завершение работ по внесению изменений в действующую Схему территориального планирования Республики Башкортостан до 2020 года;
совместно с администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан выполнение схем территориального планирования муниципальных районов и корректировки генеральных планов населенных пунктов в соответствии с республиканской адресной инвестиционной программой на 2009 год;
совместно с заказчиками-застройщиками и администрациями муниципальных образований Республики Башкортостан реализацию Программы строительства и ввода в эксплуатацию жилья в Республике Башкортостан на 2009 год в объеме 2,4 млн. кв. м;
совместно с государственными заказчиками и заказчиками-застройщиками ввод в эксплуатацию объектов социально-культурного и производственного назначения, запланированных на второе полугодие 2009 года в рамках республиканской адресной инвестиционной программы, а также выполнение целевых, показателей транспортных услуг и дорожных работ в объемах, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Республики Башкортостан на 2009 год и территориальным заказом по содержанию, ремонту, строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан на 2009 год;
совместно с государственным унитарным предприятием Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан и администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан реализацию мероприятий республиканской программы "Развитие малоэтажного жилищного строительства в Республике Башкортостан "Свой дом" на 2007-2010 годы" с учетом развития инженерной инфраструктуры в местах массовой застройки индивидуальных жилых домов;
совместно с Национальным банком Республики Башкортостан и кредитными организациями республики проработку вопроса о субсидировании процентных ставок по ипотечному кредитованию;
экономию бюджетных средств, направляемых на строительство объектов, и снижение сметной стоимости строительства.
10. Министерству образования Республики Башкортостан:
совместно с администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан обеспечить выполнение соглашений о порядке нормативного финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений;
принять меры по доведению до нормативного уровня в течение 2009-2010 годов наполняемости классов общеобразовательных учреждений, количества учащихся, приходящихся на одного учителя, соотношения доли учителей к доле прочего персонала.
11. Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан:
проводить работу по созданию системы эффективного управления государственными активами, установлению действенного контроля за использованием объектов недвижимости, находящихся в собственности Республики Башкортостан;
совместно с Государственным комитетом Республики Башкортостан по предпринимательству и торговле и администрациями муниципальных районов и городских округов составить перечень нежилых помещений в монопрофильных муниципальных образованиях республиканской и муниципальной формы собственности, не востребованных для аренды в течение последних двух лет, и определить схему возможной передачи этих помещений на безвозмездной основе сроком на 2 года представителям малого и среднего бизнеса;
совместно с Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан и Государственным комитетом Республики Башкортостан по предпринимательству и торговле проработать в месячный срок вопрос о восстановлении системы потребительской кооперации.
12. Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан обеспечить целевое и эффективное использование, средств государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств бюджета Республики Башкортостан, выделяемых на капитальный ремонт многоквартирных домов.
13. Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан:
совместно с главами администраций муниципальных районов и городских округов отработать схему взаимодействия по вопросам реализации Республиканской программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Республики Башкортостан в 2009 году;
совместно с главами администраций монопрофильных муниципальных образований разработать и представить до 1 сентября 2009 года в Правительство Республики Башкортостан программы содействия занятости населения муниципальных районов и городских округов.
14. Министерству здравоохранения Республики Башкортостан:
совместно с Башкирским государственным медицинским университетом увеличить подготовку узких специалистов и с главами администраций муниципальных образований принять меры по закреплению их на местах;
обратить внимание на укрепление материально-технической базы Республиканской клинической больницы имени Г.Г.Куватова, Республиканской детской клинической больницы и Республиканского клинического онкологического диспансера.
15. Государственному комитету Республики Башкортостан по предпринимательству и торговле:
совместно с администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан принять меры по сохранению имеющихся торговых площадей под реализацию продовольственных товаров и обеспечению максимальной представленности продукции республиканского агропродовольственного комплекса в предприятиях розничной торговли;
обеспечить эффективное освоение средств федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан, направленных на реализацию мероприятий Республиканской программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2009 год, с учетом внедрения новых форм финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Башкортостан;
разработать порядок предоставления грантов для приобретения оборудования предпринимателям, занимающимся производством;
совместно с Министерством промышленности и внешнеэкономических связей Республики Башкортостан разработать планы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в монопрофильных муниципальных образованиях.
16. Комиссии Республики Башкортостан по тарифам усилить контроль в сфере государственного регулирования цен и тарифов в пределах предоставленных полномочий.
17. Предложить правоохранительным и контролирующим органам Республики Башкортостан совместно с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти принять дополнительные меры по профилактике правонарушений, выявлению и пресечению коррупционных правонарушений, обеспечению общественной и экономической безопасности, недопущению нарушений трудовых и социальных прав граждан в условиях кризиса.
18. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан:
обеспечить выполнение соглашений органов местного самоуправления о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов;
совершенствовать практику формирования муниципального задания, устанавливающего требования к составу, качеству, объему, условиям, порядку и результатам оказания муниципальных услуг;
проводить работу по созданию системы эффективного управления муниципальными активами, установлению действенного контроля за использованием объектов недвижимости, находящихся в ведении муниципальных организаций;
активно участвовать в реализации и совершенствовании муниципальных программ энергосбережения с учетом необходимости снижения потребления энергоресурсов;
обеспечить проведение мероприятий по оптимизации сети, штатов и расходов муниципальных учреждений, в том числе изменение организационно-правовой формы муниципальных учреждений;
принять меры по сохранению достигнутого уровня социально-экономического развития муниципальных образований;
уделять первоочередное внимание поддержке строительства жилья, обеспечить запланированный объем ввода жилых домов в 2009 году;
обеспечить своевременную выплату заработной платы в бюджетных учреждениях, финансируемых из местных бюджетов;
продолжить работу по реализации мероприятий по переходу подведомственных учреждений на новые системы оплаты труда;
активизировать работу по переводу бюджетных учреждений в форму автономных учреждений согласно утвержденным планам реструктуризации бюджетной сети;
обеспечить ежеквартальный мониторинг показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и разработку комплекса мер, направленных на улучшение ситуации;
активизировать работу по благоустройству жилья ветеранов Великой Отечественной войны, оказанию адресной помощи;
совместно с органами службы занятости проработать с предприятиями и организациями вопрос об участии в реализации Республиканской программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Республики Башкортостан в 2009 году и обеспечить в полном объеме освоение выделенных средств;
до 15 сентября 2009 года совместно с руководителями энергоснабжающих организаций и предприятий жилищно-коммунального хозяйства обеспечить завершение подготовки объектов энергетического хозяйства, жилищно-коммунального и социального назначения к работе в осенне-зимний период 2009-2010 годов.
19. Предложить руководителям организаций:
продолжить работу по освоению новой продукции в целях расширения рынков сбыта в условиях кризиса, в том числе импортозамещающей продукции;
принять необходимые меры по сохранению кадрового потенциала предприятий, использовать ресурсы Республиканской программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в 2009 году;
обеспечить своевременную выплату заработной платы работникам предприятий (организаций).
20. Принимая во внимание, что открытое акционерное общество "Салаватнефтеоргсинтез" является градообразующим предприятием городского округа город Салават Республики Башкортостан и одним из крупнейших налогоплательщиков республики, предложить совету директоров ОАО "Салаватнефтеоргсинтез" признать работу генерального директора предприятия Шавалеева Д. А. неудовлетворительной, рассмотреть вопрос о его соответствии занимаемой должности и о проведении комплексной проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
21. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителей Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан в соответствии с распределением обязанностей.
Премьер-министр Правительства |
Р.С.Сарбаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 25 августа 2009 г. N 326 "Об итогах работы промышленности, агропромышленного комплекса, строительства, транспорта, связи и социальной сферы Республики Башкортостан за первое полугодие и задачах на второе полугодие 2009 года"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", N 19 (313) от 6 октября 2009 г., ст. 1277