Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан
от 7 сентября 2009 г. N А07-12962/2009
Именем Российской Федерации
г.Уфа
Резолютивная часть решения оглашена 25 августа 2009г.
Полный текст решения изготовлен 07.09. 2009г.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Чернышовой С. Л.,
при ведении протокола судебного заседания судей Чернышовой С. Л.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Государственного унитарного предприятия "Стерлитамакский машиностроительный завод"
к ИФНС России по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан
о признании недействительными решений Инспекции N 54390, N 81757 от 16.06.2009г.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель не явился, поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
от Инспекции: Салимова В.М. - главный госналогинспектор юр.отдела по доверенности от 17.02.09г.
Ответчиком представлен отзыв, согласно которого с требованиями заявителя не согласен, просит в удовлетворении требований отказать.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя Инспекции, суд установил.
Согласно решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.02.2005г. по делу NА07-6160/97-А-РСА/ФЛЕ ГУП "Стерлитамакский машиностроительный завод" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
ИФНС России по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан в адрес ГУП "Стерлитамакский машиностроительный завод" было направлено требование N 245310 от 27.05.2009г. об уплате налога сроком исполнения до 15.06.2009г.
В связи с неисполнением ГУП "Стерлитамакский машиностроительный завод" требования об уплате налога Инспекцией было принято решение о взыскании задолженности за счет денежных средств Предприятия на счетах в банках N 54390 от 16.06.2009г. и в обеспечение исполнения указанного решения в порядке ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке N 81757 от 16.06.2009г.
Предприятие, не согласившись с принятыми решениями, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев требования заявителя, оценив представленные документы, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего:
Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 Кодекса. Названными статьями определяются правила принудительного взыскания налога налоговым органом во внесудебном порядке.
В силу статьи 1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" 127-ФЗ от 26.10.2002г. данный закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
Статьей 5 Закона о банкротстве определено, что под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Согласно пункту 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается исполнение по исполнительным документам; все требования кредиторов об уплате обязательных платежей, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 Закона о банкротстве, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Аналогичная позиция изложена в п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006г. N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" - текущие требования налоговых органов по обязательным платежам, возникшим после признания должника банкротом могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Статья 134 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" определяет очередность удовлетворения требований в рамках конкурсного производства.
Однако в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона N 127-ФЗ требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. Расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном указанной статьей.
Данная норма является специальной относительно положений статьи 134 Закона N 127-ФЗ и определяет порядок погашения обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства. В силу прямого указания данной нормы закона вопрос о взыскании налогов должен решаться не налоговым органом в безакцептном порядке, а самим конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.
Кроме того, пунктом 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006г. N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" установлено, что требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с п. 4 ст. 142 Закона о несостоятельности (банкротстве) после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности.
Аналогичная позиция изложена в пункте 47 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.12.2004г. N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Согласно требования N 245310 от 27.05.2009г. Предприятию предложено уплатить налог на добавленную стоимость, срок уплаты установлен до 15.06.2009г.
Из анализа представленных Инспекцией документов следует, что задолженность по налогам является текущей задолженностью в процедуре конкурсного производства.
С учетом изложенных обстоятельств и с учетом положений законодательства о банкротстве решение ИФНС России по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан по взысканию налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств ГУП "Стерлитамакский машиностроительный завод" на счетах в банке является незаконным.
Согласно п. 1 ст. 76 Кодекса приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о принудительном взыскании налога или сбора и означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, за исключением платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.
Вместе с тем в п. 3 ст. 65 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что основания признания судом юридического лица банкротом, порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливаются Законом о несостоятельности.
В силу п. 1 ст. 126 Закона о несостоятельности с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается.
Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу (п. 1 ст. 131 Закона о несостоятельности); денежные средства относятся к движимому имуществу должника (п. 2 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В п. 1 ст. 133 Закона о несостоятельности предусмотрено, что конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника).
Таким образом, на основном счете аккумулируются денежные средства должника, с которого осуществляются выплаты кредиторам в порядке очередности, а также текущие платежи.
Учитывая, что решением арбитражного суда предприятие признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство, что в силу указанных выше положений Закона о несостоятельности является основанием для снятия арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника, принятое налоговым органом в порядке ст. 76 Кодекса решение подлежит признанию незаконным.
Довод инспекции о наличии у нее права на принятие оспариваемых решений со ссылкой на то, что Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" из ст. 142 Закона о банкротстве исключены положения о том, что требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления, удовлетворяются за счет средств оставшегося после удовлетворения реестровых требований кредиторов имущества должника, судом отклоняется в связи с тем, что Закон о банкротстве (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ) не подлежит применению к спорным правоотношениям.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ Закон о банкротстве (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ) применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ.
К делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения) и введенной до дня вступления в силу названного Федерального закона, применяются положения Закона о банкротстве без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ госпошлина подлежит взысканию с ответчика, но поскольку в силу п/п 1.1 п.1 ст. 333.37 НК РФ Инспекция освобождена от уплаты госпошлины , таковая взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Требования Государственного унитарного предприятия "Стерлитамакский машиностроительный завод" к ИФНС России по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан - удовлетворить.
Признать недействительными решения ИФНС России по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан N 54390 от 16.06.2009г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, решение N 81757 от 16.06.2009г. о приостановлении операций по счетам ГУП "Стерлитамакский машиностроительный завод" в банке.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья |
С.Л. Чернышова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 7 сентября 2009 г. N А07-12962/2009
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника