В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25 августа 2009 года N 326 "Об итогах работы промышленности, агропромышленного комплекса, строительства, транспорта, связи и социальной сферы Республики Башкортостан за первое полугодие и задачах на второе полугодие 2009 года" и в целях обеспечения устойчивого функционирования муниципальных образований с монопрофильной структурой экономики Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития монопрофильных муниципальных образований Республики Башкортостан (далее - Концепция).
2. Республиканским органам исполнительной власти принять меры по реализации Концепции в части вопросов, относящихся к их компетенции.
3. Рекомендовать администрациям монопрофильных муниципальных образований Республики Башкортостан использовать основные положения Концепции при разработке комплексных программ социально-экономического развития, включая мероприятия, направленные на смягчение последствий монопрофильности и обеспечение устойчивого функционирования экономики.
Премьер-министр Правительства |
Р.С.Сарбаев |
Концепция
развития монопрофильных муниципальных образований Республики
Башкортостан
(утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан
от 21 октября 2009 г. N 384)
Введение
Актуальность вопроса социально-экономического развития муниципальных образований с монопрофильной структурой экономики обусловлена остротой и масштабностью проблем данных территорий.
Очевидно, что наиболее чувствительными к негативным последствиям финансово-экономического кризиса являются монопрофильные муниципальные образования с одним градообразующим предприятием, максимально формирующим городской бюджет. В монопрофильных муниципальных образованиях, оказавшихся в сложной ситуации из-за проблем на градообразующем предприятии, складывается тяжелая финансовая ситуация, проявляющаяся в недостаточном финансировании основных социальных статей.
Градообразующие предприятия являются полноценными участниками социальной политики муниципальных образований и крупнейшими налогоплательщиками в местный и региональный бюджет, обеспечивают занятость значительной доли населения монопрофильных территорий. Любое реформирование предприятий ведет к сокращению их кадрового состава. Однако низкая мобильность трудовых ресурсов на монопрофильных территориях создает огромные проблемы, специфичные именно для данного типа населенных пунктов. Неразвитость инфраструктуры, удаленность от рынков труда и монопрофильность, моноспециализация трудового персонала не позволяют рассредоточить высвобождаемый персонал, обеспечить сохранение уровня занятости.
Учитывая, что социально-экономическая ситуация в монопрофильных муниципальных образованиях существенно отличается от ситуации в целом по Республике Башкортостан, возникла необходимость разработки Концепции развития монопрофильных муниципальных образований Республики Башкортостан.
Основная задача, которую необходимо решить, заключается в создании механизма изменения ситуации в монопрофильных территориях, адекватного изменяющимся экономическим условиям и потому обеспечивающего возможность саморазвития этих населенных пунктов и их адаптации к изменениям окружающей среды без постоянного обращения к ресурсам государства. При этом необходимо учитывать, что у каждой монопрофильной территории существуют различные причины трудностей в функционировании и развитии, и, соответственно, для каждого типа таких населенных пунктов должна разрабатываться своя система мер государственной поддержки и регулирования процессов реформирования.
1. Социально-экономическое развитие монопрофильных муниципальных
образований Республики Башкортостан в условиях мирового
финансово-экономического кризиса
Монопрофильные (или моноотраслевые) муниципальные образования - это города и районы, имеющие одно направление специализации и, как следствие, одно или несколько градообразующих предприятий в данной сфере.
В настоящее время не существует четкого определения термина и критериев отнесения муниципальных образований к монопрофильным. Действующая нормативная правовая база содержит различные положения, закрепляющие понятие градообразующих предприятий.
Согласно решению Межведомственной рабочей группы по вопросам снижения негативного воздействия финансового кризиса на социально-экономическое развитие монопрофильных городов в субъектах Российской Федерации от 28 июля 2009 года основными критериями, которым должны соответствовать характеристики населенных пунктов, относимых к монопрофильным территориальным образованиям, являются:
наличие предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, на которых занято на основной работе более 25% экономически активного населения;
наличие в населенном пункте предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, на долю которых приходится более 50% объема промышленного производства.
В Республике Башкортостан для определения муниципальных образований и включения их в перечень монопрофильных территорий выделены следующие критерии:
более 25% экономически активного населения территории работают на одном предприятии или заняты на предприятиях, связанных единым производственным циклом;
доля выпускаемой на градообразующем предприятии продукции составляет более 50% от общего объема выпускаемой промышленной продукции;
высокая степень зависимости муниципального бюджета от налоговых поступлений с градообразующего предприятия;
большое количество объектов социальной инфраструктуры города, находящихся на балансе предприятия;
особый статус территории.
В Республике Башкортостан названным критериям, всем или некоторым из них, соответствуют следующие территории (таблица 1):
городские поселения города Баймак, Белебей, Белорецк, Благовещенск, Учалы;
городские округа города Кумертау, Нефтекамск, Салават;
сельские поселения с.Раевский, пгт.Чишмы;
города Агидель и Межгорье с учетом особого статуса их территорий.
Таким образом, в республике отнесены к монопрофильным 12 территорий. В целом с учетом административно-территориальных делений на данных территориях проживает 651,6 тыс. чел., что составляет 16% общей численности населения республики.
К градообразующим предприятиям на этих территориях отнесены открытые акционерные общества "Белебеевский завод "Автонормаль", "Белорецкий металлургический комбинат", "Салаватнефтеоргсинтез", "Нефтекамский автозавод", "Учалинский горно-обогатительный комбинат", "Баймакский литейно-механический завод", "Полиэф", "КумАПП", "Чишминский сахарный завод", общество с ограниченной ответственностью "Раевсахар".
На этих предприятиях занято 5,5% экономически активного населения г.Баймака, 20,9% г.Белорецка, 22,2% г.Белебея и 27,3% г.Учалы.
Итоги социально-экономического развития в январе-июле 2009 года свидетельствуют, что мировой финансово-экономический кризис существенно скорректировал параметры развития экономики монопрофильных муниципальных образований республики.
Наибольший индекс промышленного производства сложился в муниципальном районе Учалинский район - 101,5%. В то же время наблюдается значительное снижение индекса промышленного производства в муниципальных районах Чишминский район (административный центр - пгт.Чишмы) - 22,3%, Белебеевский район (административный центр - г.Белебей) - 65,5%, Баймакский район (административный центр - г.Баймак) - 71,0% и Белорецкий район (административный центр - г.Белорецк) - 74,0%; городских округах г.Агидель - 42,8%, г.Нефтекамск - 53,9% и г.Салават - 80,4%.
Рост объемов отгрузки товаров собственного производства наблюдался только в муниципальных районах Благовещенский район - на 30,1% к соответствующему периоду прошлого года (в действующих ценах), Баймакский район - 15,8%. Наибольшее снижение показателя отмечено в муниципальном районе Белорецкий район - на 38,7%, городских округах г.Салават - в 2 раза (на 49,9%), г.Нефтекамск - почти на треть (на 31,7%).
Обеспеченность расходов муниципальных образований по собственным полномочиям налоговыми и неналоговыми доходами в январе-июле 2009 года по территориям составила в муниципальных районах Белебеевский район - 78,8%, Белорецкий район - 65,5%, Учалинский район - 64,0%, Чишминский район - 56,2%, Благовещенский район - 52,3%, Альшеевский район (административный центр - с.Раевский) - 40,8%, Баймакский район - 35,5%, в городских округах г.Агидель - 83,2%, г.Салават - 71,4%, г.Кумертау - 67,1%, г.Нефтекамск - 59,0%, г.Межгорье - 13,7%.
Доля финансовой помощи местным бюджетам в общем объеме их доходов по отчету за 2008 год по территориям составила в муниципальных районах Баймакский район - 76,7%, Альшеевский район - 65,9%, Чишминский район - 64,4%, Белорецкий район - 63,1%, Учалинский район - 55,8%, Благовещенский район - 52,9%, Белебеевский район - 50,1%, в городских округах г.Межгорье - 87,9%, г.Кумертау - 66,9%, г.Агидель - 56,7%, г.Нефтекамск - 41,0%, г.Салават - 35,7%.
В трех муниципальных образованиях, отнесенных к монопрофильным территориям (Альшеевском районе, Баймакском районе, г.Межгорье), в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет доля межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Башкортостан (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в общем объеме собственных доходов превышала 70%.
В соответствии с бюджетным законодательством с указанными муниципальными образованиями Министерством финансов Республики Башкортостан на 2009 год заключены соглашения по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов, а также по осуществлению контроля за их исполнением. Эти соглашения включают конкретные меры по повышению эффективности управления процессами экономического и социального развития муниципальных образований. Кроме того, проводится ежеквартальный анализ выполнения заключенных соглашений.
Наибольший показатель доли отгрузки продукции градообразующего предприятия в общей отгрузке промышленной продукции на территории сложился в г.Учалы - 72,5%, г.Белорецке - 84,2%, г.Салавате - 85,8%.
Снижение объемов производства вызвало изменения на рынке труда, выразившиеся в сокращении рабочих мест, переходе в режим "ожидания" и на неполный рабочий день.
На 1 августа 2009 года наименьший уровень регистрируемой безработицы отмечался в г.Нефтекамске - 1,31%, наибольший - в г.Агидели - 8,6%. Коэффициент напряженности на рынке труда на данных территориях составляет от 0,9 в г.Баймаке до 289 в г.Агидели. В структуре безработных граждан лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников организации, составляют от 13% до 40%.
В г.Салавате уровень безработицы на 1 августа 2009 года составил 1,67%, коэффициент напряженности на рынке труда - 1. За семь месяцев 2009 года трудоустроено 2486 чел., что в 1,1 раза больше, чем за тот же период прошлого года. Направлено на профобучение 226 чел. (в 2,1 раза больше, чем в прошлом году).
На градообразующем предприятии ОАО "Салаватнефтеоргсинтез" 332 работника побывали в отпусках по инициативе администрации предприятия, уволенных по сокращению не было.
В г. Белебее уровень безработицы на 1 августа 2009 года составил 1,8%, коэффициент напряженности на рынке труда - 5,7. За семь месяцев 2009 года трудоустроено 967 чел., или 90% к уровню прошлого года. Направлено на профобучение 230 чел. (в 3,3 раза больше, чем в прошлом году).
Работники градообразующего предприятия ОАО "Белебеевский завод "Автонормаль" (5600 чел.) переведены в режим неполного рабочего времени. С октября 2008 года уволен по причине сокращения численности или штата 81 чел., из них встало на учет в качестве безработных 55 чел. На данном предприятии организованы общественные работы для 3347 чел. (уборка, очистка, ремонт, сортировка).
В г.Нефтекамске уровень безработицы на 1 августа 2009 года составил 1,31%, коэффициент напряженности на рынке труда - 2. За семь месяцев 2009 года трудоустроено 1917 чел., или 83% от уровня прошлого года. Направлено на профобучение 309 чел. (в 3,8 раза больше, чем в прошлом году).
На градообразующем предприятии ОАО "Нефтекамский автозавод" уволенных по причине сокращения численности или штата, а также работников, находящихся в простое или работающих в режиме неполного рабочего времени, не наблюдалось. В августе-октябре 2009 года планируется сокращение 103 чел.
В г.Благовещенске уровень безработицы на 1 августа 2009 года составил 1,4%, коэффициент напряженности на рынке труда - 2,7. За семь месяцев 2009 года трудоустроено 337 чел., или 64% от уровня прошлого года. Направлено на профобучение 38 чел. (в 1,3 раза больше, чем в прошлом году).
На градообразующем предприятии ОАО "Полиэф" уволено по причине сокращения штатов 98 чел., из них признан безработным 71 чел.
В г.Баймаке уровень безработицы на 1 августа 2009 года составил 1,75%, коэффициент напряженности на рынке труда - 0,9. За семь месяцев 2009 года трудоустроено 969 чел. (в 1,3 раза больше аналогичного периода прошлого года). Направлено на профобучение 124 чел. (в 1,9 раза больше, чем в прошлом году).
На градообразующем предприятии ОАО "Баймакский литейно-механический завод" уволено по причине сокращения штатов 19 чел., из них признано безработными 13 чел., переведено в режим неполного рабочего времени 510 чел.
В г.Белорецке уровень безработицы на 1 августа 2009 года составил 1,93%, коэффициент напряженности на рынке труда - 2,7. За семь месяцев 2009 года трудоустроено 2112 чел., или 79% к уровню прошлого года. На профобучение направлено 295 чел. (в 1,9 раза больше аналогичного периода прошлого года). Общественные работы (содержание и реконструкция жилого фонда, благоустройство территории) в целом по городу организованы для 1019 чел. (по плану - для 719 чел.). На опережающее обучение направлено 115 чел.
На градообразующем предприятии ОАО "Белорецкий металлургический комбинат" уволено по причине сокращения штатов 190 чел., из них признано безработными 49 чел., переведены в режим неполного рабочего времени 1865 чел., находятся в простое 317 чел. На данном предприятии принимают участие в общественных работах 455 чел., организовано опережающее профессиональное обучение для 62 чел.
В г.Учалы уровень безработицы на 1 августа 2009 года составил 2,17%, коэффициент напряженности на рынке труда - 3,2. За семь месяцев 2009 года трудоустроено 1095 чел. (в 1,2 раза больше аналогичного периода прошлого года). Направлено на профобучение 127 чел. (в 3 раза больше, чем в прошлом году). Для участия в общественных работах заключены договоры с 624 работниками (строительство, благоустройство территории).
На градообразующем предприятии ОАО "Учалинский горно-обогатительный комбинат" ситуация стабильная. В текущем году уволено по причине сокращения численности 15 чел., которые признаны безработными. Простоев на производстве и неполной занятости нет.
В Альшеевском районе уровень безработицы на 1 августа 2009 года составил 2,17%, коэффициент напряженности на рынке труда - 9,6. За семь месяцев 2009 года трудоустроено 382 чел., или 99% от уровня прошлого года. Направлено на профобучение 40 чел. (в 1,7 раза больше, чем в прошлом году). Общественные работы организованы для 231 чел. (по плану - 147 чел.).
На градообразующем предприятии ООО "Раевсахар" 73 чел. находятся в простое и 70 чел. - в отпусках без сохранения заработной платы. С ООО "Раевсахар" заключены договоры о совместной деятельности по организации общественных работ для 130 работников, находящихся под риском увольнения.
В г.Кумертау уровень безработицы на 1 августа 2009 года составил 2,82%, коэффициент напряженности на рынке труда - 5. За семь месяцев 2009 года трудоустроено 1926 чел., или 99% от уровня прошлого года. Направлено на профобучение 206 чел. (в 2,8 раза больше, чем в прошлом году). Общественные работы организованы для 545 чел. (по плану - 743 чел.).
На градообразующем предприятии ОАО "КумАПП" уволено по причине сокращения штатов 80 чел., из них признаны безработными 31 чел. На предприятии организованы общественные работы для 15 чел. (благоустройство территории ОАО "КумАПП").
В Чишминском районе уровень безработицы на 1 августа 2009 года составил 2,51%, коэффициент напряженности на рынке труда - 1,6. За семь месяцев 2009 года трудоустроено 787 чел. (в 1,2 раза больше аналогичного периода прошлого года). Направлено на профобучение 119 чел. (в 2,3 раза больше, чем в прошлом году).
На градообразующем предприятии ОАО "Чишминский сахарный завод" уволено по причине сокращения штата 26 чел., из них признано безработными 22 чел. На предприятии организованы общественные работы для 37 чел.
В г.Агидели уровень безработицы на 1 августа 2009 года составил 8,6%, коэффициент напряженности на рынке труда - 288,7. За семь месяцев 2009 года трудоустроено 556 чел. (в 1,5 раза больше аналогичного периода прошлого года). Направлено на профобучение 172 чел. (в 1,5 раза больше, чем в прошлом году). Общественные работы организованы для 430 чел. (по плану - 422 чел.).
В г.Межгорье уровень безработицы на 1 августа 2009 года составил 3,5%, коэффициент напряженности на рынке труда - 7,8. За семь месяцев 2009 года трудоустроено 520 чел. (в 1,4 раза больше аналогичного периода прошлого года). Направлено на профобучение 90 чел. (в 2,2 раза больше, чем в прошлом году). Общественные работы организованы для 254 чел. (по плану - 331 чел.).
Отрицательный сальдированный финансовый результат деятельности предприятий и организаций монопрофильных территорий за январь-июнь 2009 года составил:
г.Салават - 3,6 млрд. рублей убытка (по ОАО "СНОС");
Благовещенский район - 940,2 млн. рублей убытка (из них 821,5 млн. рублей - ОАО "Полиэф");
Белорецкий район - 305,3 млн. рублей убытка (по ОАО "БМК");
Белебеевский район - 264,4 млн. рублей убытка (из них 280,7 млн. рублей - ОАО "БелЗан");
г.Кумертау - 206,4 млн. рублей убытка (из них 175,3 млн. рублей -ОАО "КумАПП");
г.Нефтекамск - 108,9 млн. рублей убытка (убыток ОАО "НефАЗ" -148,3 млн. рублей).
Таким образом, половина монопрофильных муниципальных образований Республики Башкортостан имеют отрицательный финансовый результат.
Таблица 1.
Перечень
муниципальных образований Республики Башкортостан, отнесенных
к монопрофильным территориям
|
|
|
(по итогам 2008 года) |
||||
N п/п |
Наименование территории |
Наименование градообразующего предприятия |
Наименование критерия |
||||
более 25% экономически активного населения работают на одном предприятии |
доля выпускаемой на градообразующем предприятии продукции - более 50% |
высокая степень зависимости муниципального бюджета от налоговых поступлений с градообразующего предприятия |
большое количество объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе предприятия |
особый статус территории |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
г.Белебей |
ОАО "Белебеевский завод "Автонормаль" |
22,2% |
61,6% |
27,3% |
Спортивно-оздоровительный комплекс (общая площадь - 4700 кв. м, пропускная способность - 1233 чел. в день); котельная (обслуживает 30% населения города, 6 микрорайонов); биологические очистные сооружения (обслуживают 61% жилищного фонда г.Белебея) |
|
2. |
г.Белорецк |
ОАО "Белорецкий металлургический комбинат" |
20,9% |
84,2% |
29,8% |
Горнолыжная база "Мраткино" |
|
3. |
г.Салават |
ОАО "Салаватнефтеоргсинтез" |
16% |
85,8% |
39,7% |
ООО "Медсервис" (медсанчасть); база отдыха ООО "Агидель-Спутник" |
|
4. |
г.Нефтекамск |
ОАО "Нефтекамский автозавод" |
16,6% |
58,2% |
17% |
Спортивно-оздоровительный комплекс "У Лукоморья" |
|
5. |
г.Учалы |
ОАО "Учалинский горно-обогатительный комбинат" |
27,3% |
72,5% |
37,4% |
Профилакторий ОАО "УГОК"; общежитие N 2; гостиница "Яшма"; филиал гостиницы "Яшма"; пионерский лагерь имени В.Терешковой; дом-офис |
|
6. |
г.Баймак |
ОАО "Баймакский литейно-механический завод" |
5,5% |
76,9% |
4% |
Теплоснабжение средней школы N 1 и здания городского отдела образования |
|
7. |
г.Благовещенск |
ОАО "Полиэф" |
11,6% |
53,1% |
13,1% |
нет |
|
8. |
г.Кумертау |
ОАО "КумАПП" |
12,2% |
53,4% |
54% |
Профилакторий на 100 мест; детский оздоровительный лагерь "Березка" на 160 мест; база отдыха "Нугуш" на 105 мест; детский клуб "Орленок" на 100 детей; детский клуб технического творчества имени А.С.Палатникова на 100 мест; авиационный технический спортивный клуб по подготовке парашютистов на 100 чел.; турбаза в с.Ира на 100 мест |
|
9. |
г.Агидель |
Башкирская АЭС (ГК "Росатом") |
|
|
|
нет |
ГК "Росатом" |
10. |
г.Межгорье |
Закрытое административно- территориальное образование |
|
|
|
|
ЗАТО |
11. |
с.Раевский |
ООО "Раевсахар" |
3,4% |
43,8% |
4% |
нет |
|
12. |
пгт.Чишмы |
ОАО "Чишминский сахарный завод" |
1,5% |
43,1% |
3,1% |
Дом культуры (незавершенный объект) |
|
|
|
ОАО "Чишминское" |
1,2% |
19,6% |
4,1% |
нет |
|
|
|
Итого |
2,7% |
62,7% |
7,2% |
|
|
2. Группировка и сценарии развития монопрофильных муниципальных
образований Республики Башкортостан
При проведении комплексного анализа монопрофильных муниципальных образований Республики Башкортостан использовались методы сравнительной оценки параметров социально-экономического развития и инструмент стратегического анализа и планирования - матрица Бостонской консультативной группы (матрица БКГ).
Результаты проведенного анализа позволяют сгруппировать монопрофильные муниципальные образования в зависимости от уровня их текущего социально-экономического положения в условиях мирового финансово-экономического кризиса и перспектив социально-экономического развития.
Выделяются четыре группы монопрофильных муниципальных образований Республики Башкортостан:
первая группа - г.Белорецк, г.Благовещенск, г.Салават, г.Учалы;
вторая группа - г.Белебей, г.Нефтекамск;
третья группа - г.Баймак, г.Кумертау, с.Раевский, пгт.Чишмы;
четвертая группа - г.Агидель, г.Межгорье.
Для каждой из групп монопрофильных муниципальных образований Республики Башкортостан предлагается перспективный сценарий развития и в зависимости от степени обострения существующих проблем социально-экономического развития рекомендуется определенный механизм действий.
Первой группе монопрофильных муниципальных образований (г.Белорецк, г.Благовещенск, г.Салават, г.Учалы) рекомендуются:
проведение ежемесячного мониторинга финансово-экономического состояния градообразующих предприятий и организаций для принятия оперативных мер по стабилизации их состояния, сохранения численности персонала и профиля деятельности;
проведение ежемесячного мониторинга социально-экономического положения монопрофильных муниципальных образований, анализ и прогнозирование его изменения, особенно в вопросах необоснованного увольнения работников предприятий и организаций, сроков выплат заработной платы и т.д.;
проведение финансово-хозяйственного анализа эффективности использования муниципальной собственности, выявление и использование резервов роста экономической базы муниципального сектора экономики;
проведение совещаний с участием представителей органов местного самоуправления, руководителей градообразующих предприятий, бюджетных учреждений, малого бизнеса по вопросам финансово-экономического состояния предприятий, погашения задолженности в бюджет и внебюджетные фонды, своевременной выплаты заработной платы;
оказание органами местного самоуправления поддержки предприятиям и организациям монопрофильных муниципальных образований;
поддержка малого и среднего предпринимательства в рамках реализации республиканской и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Второй группе монопрофильных муниципальных образований (г.Белебей, г.Нефтекамск) в качестве основных направлений деятельности рекомендуются (по степени приоритетности):
оказание государственной поддержки градообразующим предприятиям и организациям монопрофильных муниципальных образований с помощью механизма государственного гарантийного обеспечения с использованием государственных имущественных активов, получения государственного и муниципального заказов на производимую продукцию, сохранения и расширения рынков сбыта;
работа с федеральными органами исполнительной власти по вопросам получения предприятиями монопрофильных муниципальных образований Республики Башкортостан, вошедшими в сформированный Министерством регионального развития Российской Федерации перечень предприятий регионального значения, государственных гарантий по кредитам, субсидирования процентных ставок, налоговых льгот в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами;
оказание поддержки в проведении модернизации и реструктуризации градообразующих предприятий и организаций монопрофильных муниципальных образований в целях повышения их рентабельности, увеличения добавленной стоимости продукции и конкурентоспособности;
направления деятельности, предлагаемые для первой группы монопрофильных муниципальных образований Республики Башкортостан.
Для третьей группы монопрофильных муниципальных образований (г.Баймак, г.Кумертау, с.Раевский, пгт.Чишмы) основными направлениями деятельности являются (по степени приоритетности):
развитие альтернативных производств и сопутствующих (смежных) видов экономической деятельности;
диверсификация экономики монопрофильных муниципальных образований в целях смягчения последствий монопрофильности;
направления деятельности, рекомендованные для первой группы монопрофильных муниципальных образований Республики Башкортостан.
На градообразующих предприятиях ООО "Раевсахар" и ОАО "Чишминский сахарный завод" необходимо осуществить мероприятия по обеспечению дальнейшего роста производства белого сахара из сахарной свеклы до уровня максимального самообеспечения сахаром потребностей рынка республики за счет сокращения зависимости от импортного сахара-сырца, а также создать условия для повышения эффективности функционирования свеклосахарного комплекса и поддержания доходности производителей сахара и свекловичного сырья.
Четвертой группе монопрофильных муниципальных образований (г.Агидель, г.Межгорье) в качестве основных направлений деятельности рекомендуются (по степени приоритетности):
повышение уровня взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти в решении проблем монопрофильных муниципальных образований с учетом особого статуса их территорий;
направления деятельности, предлагаемые для первой группы монопрофильных муниципальных образований Республики Башкортостан.
Так, для г.Агидели рекомендуются:
1) взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти по вопросу возобновления строительства Башкирской АЭС;
2) строительство грузового речного порта "Агидель" грузооборотом 3,64 млн. тонн;
3) развитие альтернативных производств и сопутствующих (смежных) видов экономической деятельности, в том числе в ходе реализации инвестиционных проектов за счет создания новых производств:
древесностружечных# плит, облицованных термореактивными полимерами (ООО "Агидель-М");
ячеистого бетона на базе завода силикатного кирпича (ООО "Джут-СТ");
4) разработка программы занятости населения г.Агидели на 2010 год.
Для г.Межгорье в качестве основных направлений деятельности рекомендуются:
1) взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти в получении федерального заказа для градообразующего предприятия ФГУП УС-30;
2) обеспечение взаимодействия с органами исполнительной власти Республики Башкортостан по вопросу участия градообразующего предприятия ФГУП УС-30 в строительстве автодорожного тоннеля в створе мостового перехода через р.Уфу;
3) разработка программы занятости населения г.Межгорье на 2010 год;
4) для создания дополнительных рабочих мест в сфере услуг гостиничного обслуживания и общественного питания, а также дополнительных поступлений финансовых средств в местный бюджет рассмотреть возможность строительства лыжероллерной трассы для проведения сборов спортивных команд и соревнований республиканского и федерального уровня.
Каждому монопрофильному муниципальному образованию Республики Башкортостан необходимо организовать проведение комплексного анализа социально-экономического положения территорий с точки зрения монопрофильности структуры экономики, с помощью которого представляется целесообразным определение нескольких наиболее перспективных направлений развития каждой территории, что, в свою очередь, должно найти отражение в программах социально-экономического развития монопрофильных муниципальных образований.
При этом важно оценить тенденции развития в сферах деятельности, которые являются наиболее значимыми для экономики монопрофильных муниципальных образований. Заблаговременная оценка негативных тенденций также позволит своевременно принять меры и предупредить нежелательные последствия.
В то же время каждому монопрофильному муниципальному образованию предлагается выделить наиболее важные факторы риска и определить степень их влияния на социально-экономическое положение территории в целях оценки возможностей и выработки соответствующих мер по управлению такими факторами.
Анализ рисков и необходимых мер позволит определить направления совместной деятельности органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления и профильных организаций, функционирующих на территориях муниципальных образований. Так, совместно могут быть рассмотрены возможности изменения монопрофильности муниципального образования и развития альтернативных производств, а также сопутствующих видов деятельности.
В решение проблем реструктуризации монопрофильных муниципальных образований и градообразующих предприятий должны быть вовлечены, наряду с федеральными и региональными органами государственной власти, еще такие субъекты действия, как органы местного самоуправления, население территории, собственники и руководители градообразующих предприятий.
3. Взаимодействие органов исполнительной власти Республики Башкортостан
и администраций монопрофильных муниципальных образований по реализации
мер, направленных на стабилизацию социально-экономического положения
В рамках реализации Комплексной программы антикризисных мер Правительства Республики Башкортостан на 2009-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 июля 2009 года N 306, предусмотрены мероприятия, направленные на взаимодействие Правительства Республики Башкортостан и администраций муниципальных районов и городских округов по реализации антикризисных мер, при этом особое внимание уделяется поддержке городов с моноструктурной экономикой и оздоровлению градообразующих предприятий для предотвращения социальной напряженности.
Постановлениями администраций муниципальных образований Республики Башкортостан (далее - МО РБ) созданы и работают комиссии по мониторингу развития ситуации в финансовом секторе и экономике МО РБ, утверждены и реализуются планы мероприятий, направленных на поддержку и стабилизацию финансовой системы МО РБ.
В МО РБ регулярно проводятся заседания с участием представителей органов местного самоуправления, руководителей предприятий, бюджетных учреждений, малого бизнеса по вопросам погашения задолженности в бюджет и внебюджетные фонды, выплаты заработной платы, финансового состояния организаций.
Еженедельно осуществляется мониторинг развития ситуации на предприятиях и в организациях, а также мониторинг цен на социально значимые товары.
Промышленным предприятиям оказывается экспертная помощь в разработке антикризисных программ, в том числе планов действий по сокращению издержек производства, экономии потребления ресурсов, а также содействие в вопросах получения республиканского и муниципального заказов на производимую продукцию, продвижения продукции на внешние рынки.
В целях оказания государственной поддержки предприятиям и организациям путем предоставления государственных гарантий в Республике Башкортостан разработан механизм государственного гарантийного обеспечения с использованием государственных имущественных активов. Приняты постановление Правительства Республики Башкортостан от 1 июня 2006 года N 149 "О залоговом фонде реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", в соответствии с которым создан залоговый фонд, сформированный из государственного имущества Республики Башкортостан в сумме 900 млн. рублей для оказания государственной поддержки при реализации данного проекта, и распоряжение Президента Республики Башкортостан от 24 августа 2007 года N РП-78 (с последующими изменениями) о предоставлении ОАО "Региональный фонд" в качестве залогового обеспечения акций ОАО "Газпром", находящихся в составе активов общества, в количестве 34969096 штук для получения банковских кредитов организациями - участниками реализации республиканской программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, в том числе приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса".
В целях предотвращения социальной напряженности в муниципальных образованиях с монопрофильной структурой экономики первоочередное внимание уделяется финансовому оздоровлению предприятий.
Так, при участии Правительства Республики Башкортостан:
ОАО "Белебеевский завод "Автонормаль" получило кредит Сбербанка России в сумме 80 млн. рублей и кредит ОАО "Уралсиб" в размере 250 млн. рублей;
ОАО "Агрофирма Байрамгул" (г.Учалы) на завершение строительства молочно-товарной фермы Сбербанком России предоставлен кредит в сумме 90 млн. рублей, при этом общий объем вложений банка составил более 1 млрд. рублей;
ОАО "Баймакский литейно-механический завод" получило заем у ОАО "Региональный фонд" в сумме 20 млн. рублей, была пролонгирована имеющаяся задолженность предприятия перед кредитными организациями, а также оказано содействие в реструктуризации задолженности по платежам в бюджетную систему республики.
Осуществляется взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти по вопросам получения государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым предприятиями регионального значения и градообразующими предприятиями.
В результате обращения Правительства Республики Башкортостан в адрес заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Сечина ОАО "Кумертауское авиационное производственное предприятие" предоставлены государственные гарантии по кредиту на пополнение оборотных средств в размере 200 млн. долларов США, полученному в Сбербанке России на выполнение контракта на поставку вертолетов в Китай.
ОАО "Нефтекамский автозавод" в рамках Программы обновления парка автотранспортных средств и коммунальной техники для нужд республики отгружено 69 автобусов на сумму 235 млн. рублей. Принято распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 14 июля 2009 года N 729-р об организации на базе ОАО "Нефтекамский автозавод" производства зерноуборочных комбайнов "Челленджер-647" с последующей локализацией изготовления агрегатов и узлов на промышленных предприятиях республики. В соответствии с данным распоряжением из бюджета Республики Башкортостан запланировано выделение 221,4 млн. рублей на приобретение для нужд республики 20 зерноуборочных комбайнов, упрощенная сборка которых будет осуществлена ОАО "Нефтекамский автозавод".
Органами местного самоуправления приняты решения по реализации Послания Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан "Наша цель - благосостояние людей, приумножение созидательного потенциала Башкортостана (О положении в республике и основных направлениях ее развития в 2009 году)".
Муниципальными предприятиями и учреждениями разработаны планы антикризисных мероприятий.
Органами местного самоуправления приняты муниципальные программы развития малого и среднего предпринимательства.
Совместно с территориальными службами занятости администрации МО РБ проводят мониторинг состояния занятости на предприятиях и в организациях. В рамках Республиканской программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Республики Башкортостан в 2009 году, утвержденной Указом Президента Республики Башкортостан от 10 февраля 2009 года N УП-43, осуществляется работа по организации опережающего профессионального обучения находящихся под риском увольнения в 2009 году работников, оплачиваемых общественных работ (определены перечни предприятий, объемы и виды общественных работ) и ярмарок вакансий, по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
Для увеличения заинтересованности органов местного самоуправления республики в развитии малого бизнеса и обеспечения занятости населения принят Закон Республики Башкортостан "Об установлении единых нормативов отчислений от отдельных налогов в бюджеты муниципальных районов, городских округов Республики Башкортостан и о внесении изменения в статью 3 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций", предусматривающий установление единых нормативов отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов от налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по нормативу 90 процентов.
В целях сокращения бюджетных расходов продолжается работа по оптимизации сети и штатов бюджетных учреждений, созданию автономных учреждений.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2008 года N 1313-р принято распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 21 января 2009 года N 52-р (с последующими изменениями) об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Республики Башкортостан.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Реквизиты распоряжения Правительства Российской Федерации следует читать: "от 11 сентября 2008 года N 1313-р"
В настоящее время для стабилизации социально-экономического положения монопрофильных муниципальных образований Республики Башкортостан и смягчения влияния негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса необходимо комплексное решение следующих задач:
1) содействие занятости населения и стабилизация рынка труда:
проведение мониторинга рынка труда, состояния занятости на предприятиях, в том числе градообразующих;
активизация работы координационных комитетов содействия занятости населения;
разработка специальных мер во избежание случаев массового высвобождения работников;
разработка территориальных программ содействия занятости населения;
оказание социальной поддержки безработным гражданам;
повышение профессионально-квалификационного уровня рабочей силы и совершенствование системы профессиональной ориентации населения;
определение профессионально-квалификационной структуры потребности работодателей в рабочей силе;
анализ объема и профессионально-квалификационной структуры предложения рабочей силы;
проведение работы по профессиональной ориентации молодежи для формирования структуры спроса населения на услуги учреждений профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда;
организация информационно-пропагандистской работы по повышению престижа рабочих профессий;
достижение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда;
распределение средств на реализацию программ содействия занятости населения с учетом приоритетности территорий с монопрофильной структурой экономики;
увеличение охвата безработных граждан услугами по психологической поддержке и социальной адаптации;
увеличение охвата безработных граждан услугами по профессиональному обучению, а также работников, находящихся под риском увольнения, - опережающим обучением и общественными работами в период действия соответствующих программ;
содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан;
2) повышение конкурентоспособности реального сектора экономики:
проведение ежемесячного мониторинга финансово-экономического состояния градообразующих предприятий и организаций для принятия оперативных мер по стабилизации их состояния, сохранения численности персонала и профиля деятельности;
оказание государственной поддержки градообразующим предприятиям и организациям монопрофильных муниципальных образований с помощью механизма государственного гарантийного обеспечения с использованием государственных имущественных активов, получения государственного и муниципального заказов на производимую продукцию, сохранения и расширения рынков сбыта;
работа с федеральными органами исполнительной власти по вопросам получения предприятиями монопрофильных муниципальных образований Республики Башкортостан, вошедшими в сформированный Министерством регионального развития Российской Федерации перечень предприятий регионального значения, государственных гарантий по кредитам, субсидирования процентных ставок, налоговых льгот в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами;
развитие альтернативных производств и сопутствующих (смежных) видов экономической деятельности;
диверсификация экономики монопрофильных муниципальных образований в целях смягчения последствий монопрофильности;
3) развитие малого и среднего предпринимательства:
разработка ежегодных территориальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
поддержка развития субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере, сфере розничной торговли и предоставления платных услуг населению, а также крестьянских фермерских хозяйств;
инициирование разработки и принятия проектов нормативных правовых актов органами местного самоуправления, направленных на сокращение давления на бизнес за счет упорядочения государственного и муниципального контроля, обеспечение возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия;
введение процедуры предварительного согласования с предпринимательскими объединениями проектов нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы ведения предпринимательской деятельности, через систему координационных и совещательных органов при органах местного самоуправления;
формирование и ведение информационного банка данных о наличии свободных площадей объектов муниципального имущества Республики Башкортостан, свободных от прав третьих лиц, в целях предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства;
оказание профориентационных, консалтинговых и информационно-консультационных услуг безработным гражданам, изъявившим желание заняться предпринимательской деятельностью;
4) развитие инновационного потенциала, инвестиционной деятельности и энергосбережения.
Одним из приоритетных направлений развития монопрофильных муниципальных образований является повышение качества проводимой инвестиционной политики, без которой невозможно развитие экономики любой монотерритории. В настоящее время основная доля инвестиций в монопрофильные муниципальные образования - это инвестиции в градообразующее предприятие. Для диверсификации экономики монотерритории необходимо осуществление комплекса мер по улучшению инвестиционного климата и привлечению инвесторов в другие сектора экономики.
Для совершенствования инвестиционной политики необходима комплексная программа по разработке инвестиционной стратегии монопрофильного муниципального образования, включающая в себя:
определение приоритетных направлений инвестирования, перечня возможных инвестиционных площадок;
определение института (органа), который будет осуществлять инвестиционную политику МО РБ. Эффективным институтом может стать инвестиционная инфраструктура, обеспечивающая взаимодействие с потенциальными и реальными инвесторами, осуществляющая общие меры по развитию инвестиционного климата;
механизмы повышения доступности информации о возможностях и условиях инвестиционной деятельности на территории МО РБ;
механизмы содействия потенциальным и реальным инвесторам, включая консультации и методологическое содействие, помощь в подборе площадей, подводе инфраструктуры и пр.;
предоставление льгот инвесторам в соответствии с законодательством, в том числе предоставление инвестиционных налоговых кредитов; освобождение субъектов инвестиционной деятельности на период реализации инвестиционных проектов от уплаты платежей за пользование объектами недвижимости (арендная плата за землю, арендная плата за муниципальное недвижимое имущество) и др.
Органам местного самоуправления необходима четкая стратегия работы с инвесторами, базирующаяся на прозрачных принципах взаимовыгодного сотрудничества. Задача муниципалитета в рамках инвестиционной политики - создание на монопрофильной территории благоприятного инвестиционного климата, то есть среды, совокупности условий, определяющих степень привлекательности муниципальной экономики для инвесторов и создающих благоприятные предпосылки для ее развития.
Одним из необходимых условий привлечения инвестиций является создание правовой базы поддержки инвестиционной деятельности путем совершенствования инвестиционного законодательства в части:
разработки положения о частно-государственном партнерстве, определяющего форму и условия участия Республики Башкортостан в частно-государственных партнерствах;
принятия программы развития индустриальных парков Республики Башкортостан и концепции кластерной политики Республики Башкортостан с учетом решения проблем монотерриторий;
унификации и упрощения процедуры принятия решений о предоставлении мер государственной поддержки и контроля по всем типам инвестиционных проектов с участием иностранных инвесторов (инвестиционный проект, приоритетный инвестиционный проект и инвестиционный проект, по которому Правительством Республики Башкортостан заключается инвестиционное соглашение), без участия иностранного инвестора;
уравнивания льгот и прав российских и зарубежных инвесторов за счет:
внесения изменений в Закон Республики Башкортостан "О регулировании инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан" путем включения понятий "приоритетный инвестиционный проект", "инвестиционное соглашение, заключаемое Правительством Республики Башкортостан";
внесения изменений в Закон Республики Башкортостан "Об иностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан" в части отдельных критериев отбора инвестиционных проектов (в настоящее время суммарный объем иностранных инвестиций должен составлять не менее 350 млн. рублей);
внесения изменений в постановление Правительства Республики Башкортостан от 26 июля 2005 года N 154 "Об утверждении Порядка признания инвестиционного проекта приоритетным" (с последующими изменениями).
Основой экономического роста и повышения благосостояния населения в современных условиях является повышение конкурентоспособности и прежде всего через инновации.
В связи с этим последовательная реализация мероприятий Республиканской целевой инновационной программы Республики Башкортостан на 2008-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Башкортостан от 30 декабря 2007 года N УП-636, является актуальной задачей для смягчения последствий монопрофильности МО РБ. В соответствии с данной программой в МО РБ разработаны территориальные инновационные программы.
В числе инструментов создания и внедрения нововведений, обеспечивающих неразрывность цепи "фундаментальная наука - прикладная наука - опытно-конструкторские разработки - технологии - производство", - существенное расширение перечня действующих механизмов поддержки инноваций, в том числе за счет внесения изменений в законодательство.
Важнейшим направлением деятельности по модернизации экономики является ресурсо- и энергосбережение.
В рамках реализации мероприятий Энергетической стратегии России на период до 2020 года постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26 декабря 2008 года N 464 одобрена Комплексная программа Республики Башкортостан "Энергосбережение на 2008-2012 годы", направленная на обеспечение устойчивого функционирования и развития экономики республики за счет эффективного использования энергетических ресурсов и ежегодного снижения энергоемкости валового регионального продукта на 3-4%.
Кроме того, министерствами и ведомствами, администрациями муниципальных образований Республики Башкортостан в соответствии с данной программой разработаны и утверждены территориальные программы энергосбережения, осуществляется их своевременная корректировка;
5) повышение устойчивости финансово-бюджетной системы:
проведение анализа выполнения плана поступления доходов в бюджеты монопрофильных муниципальных образований Республики Башкортостан для обеспечения поступления доходов в запланированных объемах;
определение особенностей формирования доходной части бюджета монопрофильного муниципального образования в условиях различного финансового состояния градообразующего предприятия;
организация мониторинга расчетов с бюджетом градообразующего предприятия;
принятие мер по обеспечению устойчивости функционирования хозяйственных организаций и бюджетных учреждений;
разработка механизма стимулирования территорий с монопрофильной структурой экономики по увеличению налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов;
разработка предложений по формированию нормативно-правовой основы для повышения финансово-экономической устойчивости монопрофильных муниципальных образований.
4. Перечень важнейших инвестиционных проектов монопрофильных
муниципальных образований Республики Башкортостан
N п/п |
Наименование проекта |
Участники инвестиционного проекта |
Описание инвестиционного проекта |
Объем инвестиций, млн. рублей |
Объем производства |
Количество рабочих мест |
Срок реализации проекта, годы |
Срок окупаемости, лет |
Степень проработки проекта |
Примечание |
г.Белорецк | ||||||||||
1. |
Модернизация термических мощностей по отжигу катанки и проволоки в цехе N 11 в ОАО "Белорецкий металлургический комбинат) |
ОАО "Белорецкий металлургический комбинат" |
1) замена существующих 2-тонных колпаковых электропечей отжига проволоки в среде ПСО-09 на современные 50-тонные газовые колпаковые печи с нагревом в атмосфере водорода; 2) замена существующих 9-тонных колпаковых печей и 10-тонных печей окислительного нагрева для отжига катанки на современные 50-тонные колпаковые газовые печи с нагревом в атмосфере чистого азота |
748,1 |
планируемая мощность - 63 тыс. т в год |
сохранение 16 имеющихся рабочих мест в цехе |
2009-2010 |
4,8 |
выполнен расчет экономического эффекта, ведется подготовка проектно-сметной документации |
проект приостановлен из-за отсутствия финансирования |
2. |
Организация нового производства большеобъемных бетоносмесителей |
ООО Производственная компания "СТИН" |
производство большеобъемных (от 230 до 400 литров) бетоносмесителей БС-250 на собственной производственно-технической и технологической базе |
181 |
45 тыс. бетоносмесителей в год |
увеличение численности персонала с 56 чел. до 162 чел. |
2009-2010 |
3 |
разработан бизнес-план, приобретено в лизинг оборудование общей стоимостью 24 млн. рублей |
проект приостановлен из-за отсутствия финансирования |
|
Итого |
|
|
929,1 |
|
122 |
|
|
|
|
г. Благовещенск | ||||||||||
3. |
Строительство и оснащение цеха по производству крупногабаритных задвижек клиновых литых Dy=500-700 мм и арматуры для теплоэнергостанций на ОАО "Благовещенский арматурный завод" |
ОАО "Благовещенский арматурный завод" |
завершение строительства цеха по производству крупногабаритной арматуры и арматуры для теплоэлектростанций |
439 |
планируемая мощность - 750 шт. в год |
368, в том числе 147 вновь созданных |
2009-2010 |
3,9 |
разработана проектно-сметная документация |
проект реализуется (освоено 64 млн. рублей) |
4. |
Вторая очередь промышленного производства упаковки из гофрокартона |
ООО ПКФ "ПерекрестокЪ" |
производство упаковки из гофрокартона |
360 |
планируемая мощность - 5 млн. кв. м упаковки из гофрокартона в месяц, включая ящики 4-клапанные, лотки, специальные самосборные конструкции с возможностью нанесения 3-4-цветной флексопечати |
260 |
2008-2010 |
5 |
разработана проектно-сметная документация |
проект реализуется по мере поступления кредитных ресурсов |
5. |
Создание высокотехнологичного (с полностью замкнутым циклом) производства по переработке древесины с получением современного конструкционного материала |
ООО "Лесопромышленная компания "Селена" |
заготовка леса, строительство завода глубокой переработки древесины |
2100 |
производство продукции: клееные деревянные конструкций# в объеме 40 тыс. куб. м в год; оцилиндрованное бревно для домостроения - 20 тыс. куб. м; погонажные изделия - 45 тыс. куб. м; поддоны - 30 тыс. куб. м |
300 |
2009-2011 |
7 |
утверждена концепция проекта |
планируется к реализации |
6. |
Создание технопарка на базе ОАО "Полиэф" |
ОАО "Полиэф"; УК ООО "Энерго-Ресурс" |
создание технопарка в целях активизации деятельности субъектов малого предпринимательства по 20 направлениям инновационной и производственной деятельности |
440 |
1) мощность установки термического обезвреживания отходов - 4 тыс. т твердых отходов; 2) номенклатура планируемой к выпуску продукции: поддоны, картон, бигбэги, пиломатериалы, преформы, ПЭТФ-ленты |
500 |
2009-2010 |
|
подготовлен бизнес-план |
проект реализуется |
|
Итого |
|
|
3339 |
|
1428 |
|
|
|
|
г.Салават | ||||||||||
7. |
Строительство трамвайной линии |
Администрация городского округа город Салават РБ |
строительство трамвайной линии в восточной части города (улицы Ленинградская - Губкина - Калинина) |
721 |
протяженность трамвайной линии - 11,2 км |
62 |
2010-2012 |
|
разработана проектно-сметная документация, проведена государственная экспертиза |
проект приостановлен из-за отсутствия финансирования |
|
Итого |
|
|
721 |
|
62 |
|
|
|
|
г.Учалы | ||||||||||
8. |
Приобретение комплекта технологического оборудования для производства быстровозводимых малоэтажных энергосберегающих зданий |
ООО "Новострой" |
освоение нового вида строительных услуг и технологий - строительство быстровозводимых малоэтажных энергосберегающих зданий из панелей, произведенных на линии "РаПан" |
4,5 |
планируемая мощность - 1200 кв.м площади в год |
17 |
2008-2009 |
2 |
разработан бизнес-план |
проект реализуется (запущен раскроечный цех) |
9. |
Модернизация животноводческих помещений, освоение новой технологии содержания животных на ООО "Ташьяр" |
ООО "Ташьяр" |
приобретение основных средств, осуществление капитального ремонта животноводческих помещений, освоение новой технологии содержания животных |
10 |
производство продукции в год, т: озимые зерновые культуры - 317; яровые культуры - 782; зернобобовые культуры - 69; молоко - 1250; мясо - 177 |
130 |
2009-2010 |
2,5 |
разработан бизнес-план |
начало реализации проекта |
10. |
Строительство 2-х прудов и разведение рыбы на р.Куяш в д.Кубагушево Учалинского района |
КФХ Кавыев Радик Рашитович |
строительство 2-х прудов, разведение рыбы, а также строительство объектов для организации культурного досуга |
28 |
улов рыбы - 3 т в год; предоставление туристических услуг - 3 млн. рублей |
15 |
2009-2010 |
5 |
разработана проектно-сметная документация |
проект реализуется (освоено 9 млн. рублей) |
|
Итого |
|
|
42,5 |
|
162 |
|
|
|
|
г.Белебей | ||||||||||
11. |
Производство пружин подвески для легковых автомобилей на ОАО "БелЗАН" |
ОАО "БелЗАН"; фирма "CIMA" (Италия) |
производство пружин подвески для легковых автомобилей методом холодной навивки |
445,2 |
планируемая мощность - 2,5 млн. пружин в год |
43 |
2010-2011 |
4,3 |
разработан бизнес-план |
планируется к реализации |
12. |
Производство тормозных шлангов на ОАО "БелЗАН" |
ОАО "БелЗАН" |
изготовление (сборка) тормозных шлангов для легковых автомобилей с использованием наконечников собственного производства для поставки на сборочные конвейеры и рынок автозапчастей |
14,4 |
планируемая мощность - 1 млн. шт. шлангов в год |
15 |
2009-2010 |
3,1 |
разработан бизнес-план |
планируется к реализации |
13. |
Создание универсальных мощностей по нанесению сверхстойкого гальванического защитного покрытия на ОАО "БелЗАН" |
ОАО "БелЗАН" |
обеспечение соответствия гальванического покрытия, наносимого на крепежные изделия, требованиям российских и международных стандартов по антикоррозийной стойкости и экологической безопасности |
88,7 |
планируемая мощность - 5 тыс. т крепежа в год |
10 |
2009-2010 |
5 |
разработан бизнес-план |
проект приостановлен из-за отсутствия финансирования |
14. |
Комплексная реконструкция (модернизация) сыродельного производства на ОАО "Белебеевский ордена "Знак почета" молочный комбинат" |
ГК "Нерал" |
полная модернизация основного производства: 1) приемное отделение - приемка молочного сырья; 2) сыродельная линия - формирование сыров; 3) солильное отделение - посол сыров; 4) линия по упаковке - автоматическая упаковка сыров в термоусадочную пленку; 5) сырохранилище - созревание, упаковка и отгрузка сыров |
700 |
планируемая мощность - 550 т молочного сырья в сутки |
20 |
2008-2010 |
5 |
разработан и утвержден бизнес-план |
проект реализуется (освоено 600 млн. рублей); запущена автоматизированная линия по производству сыров, солильное отделение и упаковочная линия |
15. |
Производство каркасных изделий из труб, аксессуаров из проволоки для бытовых и хозяйственных нужд на ООО "Белебеевское предприятие "Автодеталь" |
ООО "Белебеевское предприятие "Автодеталь" |
производство мебели для бытовых и хозяйственных нужд |
7,0 |
объем выпуска продукции - 36 млн. рублей в год |
53, в том числе 30 вновь созданных |
2009-2010 |
3 |
разработана концепция проекта |
проект приостановлен из-за отсутствия финансирования |
16. |
Освоение производства запасных частей для сборочных предприятий иностранных автопроизводителей в России |
ООО "Белебеевский завод "Автокомплект" |
создание участка по производству заготовок (поковок) перспективных деталей для автомобилей "Фиат" и "Шевроле", а также поковок шаровых опор, рулевых наконечников |
63 |
планируемая мощность - 40 тыс. поковок шаровых опор для автомобилей отечественного производства и 35 тыс. шаровых опор для автомобилей зарубежного производства в месяц |
68, в том числе 18 вновь созданных |
2009-2010 |
4 |
разработаны этапы освоения новых видов шаровых опор и рулевых наконечников для иномарок, а также выхода на сборочные производства автомобилей "Фиат" и "Шевроле"; проходит сертификация производства французской фирмой "Ютак" |
проект реализуется (освоено 1,5 млн. рублей) |
17. |
Модернизация цеха для стального и чугунного литья по современным литейным технологиям на ЗАО "Белебеевский машиностроительный завод" |
ЗАО "Белебеевский машиностроительный завод" |
модернизация цеха для стального и чугунного литья методом вакуумно-пленочной формовки на существующих площадях |
32,7 |
планируемая мощность - 35 т в месяц |
20 |
2008-2010 |
3,3 |
разработана проектно-сметная документация |
проект реализуется (освоено 11,9 млн. рублей) |
|
Итого |
|
|
1351 |
|
229 |
|
|
|
|
г.Нефтекамск | ||||||||||
18. |
Проекты ОАО "НефАЗ": |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18.1. |
Модернизация и расширение производства автосамосвальной техники |
ОАО "НефАЗ" |
модернизация оборудования и внедрение новых технологий: приобретение и запуск автоматической линии изготовления корпуса гидроцилиндра на базе станка фирмы "LOCH" (Германия) |
479 |
проектная мощность: автосамосвалы - 26 тыс. шт., прицепы и полуприцепы самосвальные - 4 тыс. шт. |
|
2007-2010 |
3,2 |
разработана проектно-сметная документация |
проект реализуется |
18.2. |
Модернизация и расширение производства прицепов, полуприцепов, цистерн |
ОАО "НефАЗ" |
создание конвейерной линии по сборке осей и подкатных тележек с пропускной способностью до 15000 шт. в год, организация производства магистрального полуприцепа европейского класса |
235 |
проектная мощность: прицепы и полуприцепы транспортные - 5 тыс. шт., цистерны - 2,5 тыс. шт. |
|
2007-2010 |
3,7 |
разработана проектно-сметная документация |
проект реализуется |
18.3. |
Модернизация и расширение автобусного производства |
ОАО "НефАЗ" |
организация совместного производства пассажирских автобусов (фирма "VDL", Голландия) |
109 |
проектная мощность: автобусы пассажирские - 1,5 тыс. шт., вахтовые автомобили - 800 шт. |
|
2007-2010 |
3,9 |
разработана проектно-сметная документация |
проект реализуется |
|
Всего по проектам ОАО "НефАЗ" |
|
|
823 |
|
3309 |
|
|
|
освоено 626 млн. рублей |
19. |
Строительство ООО "Нефтекамский завод трубопроводного оборудования" |
ЗАО "Аргус пайплайн сервис", г.Москва |
создание машиностроительного предприятия, ориентированного на производство продукции для строительства, ремонта и обслуживания трубопроводов |
120 |
выручка при выходе на плановую мощность - 500 млн. рублей в год |
500 |
2010 |
4 |
заказ проектной документации - в сентябре-октябре 2009 года; запуск I очереди производства - в конце 2010 года |
планируется к реализации |
20. |
Переработка резинотехнических изделий |
ООО "Триумф" |
переработка резинотехнических изделий (изношенных автомобильных шин) |
106,4 |
планируемая мощность - 6 тыс. т в год |
56 |
девять месяцев с начала финансирования |
3 |
получена лицензия на осуществление работ с опасными отходами |
проект приостановлен |
21. |
Производство пластиковых крыльев для автомобилей "КамАЗ" и прицепной техники производства ОАО "НефАЗ" |
ООО "Автопласт" |
изготовление крыльев для грузовых автомобилей и прицепной техники из полиэтилена методом литья под давлением с последующей сшивкой материала |
32 |
планируемая мощность - от 30 тыс. шт. изделий в год |
12 |
1,5 года с начала финансирования |
3 |
определена концепция проекта, проработана конструкция изделий |
проект приостановлен |
22. |
Проекты ООО "ИжДрил-НордЭкс": |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22.1. |
Производство полуприцепа-рефрижератора |
ООО "ИжДрил-НордЭкс" |
создание инновационного продукта - автотранспортного средства для магистральных перевовозок# скоропортящихся продуктов |
68,6 |
планируемая мощность - до 120 шт. в год |
140 |
2010-2012 |
5 |
разработана концепция проекта |
проект приостановлен из-за отсутствия финансирования |
22.2. |
Производство машин для внесения удобрений |
ООО "ИжДрил-НордЭкс" |
производство современных машин для внесения минеральных удобрений и других мелиорантов |
44,3 |
планируемая мощность - до 500 машин в год |
180 |
2009-2012 |
2,3 |
разработана концепция проекта, разработка проектно-сметной документации будет завершена в I квартале 2010 года |
проект приостановлен из-за отсутствия финансирования |
22.3. |
Производство навесного оборудования к тракторам ВТЗ для коммунального хозяйства |
ООО "ИжДрил-НордЭкс" |
изготовление фронтальных погрузчиков, бульдозеров, шнековых и фрезерных снегоочистителей |
35 |
планируемая мощность - до 200 комплектов в год |
75 |
2009-2011 |
3 |
разработана проектно- сметная документация, изготовлены опытные образцы |
проект реализуется (освоено 5 млн. рублей) |
22.4. |
Производство тяжелых полуприцепов грузоподъемностью 25 и 40 тонн |
ООО "ИжДрил-НордЭкс" |
освоение производства полуприцепов для перевозки негабаритных грузов |
25 |
планируемая мощность - до 100 шт. в год |
120 |
2009-2011 |
2,2 |
имеется концепция проекта, завершение разработки техдокументации - в первом полугодии 2010 года |
проект приостановлен из-за отсутствия финансирования |
22.5. |
Производство биметаллических втулок для буровых насосов |
ООО "ИжДрил-НордЭкс" |
производство металлических втулок для буровых насосов с улучшенными техническими характеристиками |
20 |
планируемая мощность - до 10 тыс. шт. в год |
40 |
2009-2010 |
1,8 |
разработана техническая документация |
проект реализуется (освоено 1,5 млн. рублей) |
|
Всего по проектам ООО "ИжДрил-НордЭкс" |
|
|
192,9 |
|
555 |
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
1274,3 |
|
4432 |
|
|
|
|
г. Баймак | ||||||||||
23. |
Модернизация ОАО "Баймакский литейно- механический завод" |
ОАО "Баймакский литейно-механический завод"; Правительство Республики Башкортостан |
1) освоение производства колосников для агломерационных печей по газифицированным моделям; 2) освоение выпуска крупнотоннажного литья методом вакуумно-пленочной формовки; 3) техперевооруженне |
684,6 |
выпуск продукции - 3500 т в год |
сохранение существующей численности персонала - 595 чел. |
2009-2011 |
5,6 |
разработан бизнес-план, изготовлены опытные образцы предполагаемых моделей, проведена патентная проверка |
проект реализуется (освоено 3,9 млн. рублей) |
24. |
Вскрытие и разработка Восточно-Семеновского месторождения открытым способом (включая строительство объектов инфраструктуры микрорайона Южный г.Баймака) |
ООО "Семеновский рудник" (Баймакский район) |
1) геологическая разведка, разработка Восточно-Семеновского месторождения золото- медно-цинковых руд; 2) создание инфраструктуры для строительства поселка в новом микрорайоне Южный г.Баймака |
2800 |
проектный объем производства - 400 тыс. т руды в год (800 кг золота, 5 т серебра, 5,5 тыс. т цинка в цинковом концентрате, 750 т меди в медном концентрате) |
400 |
2010-2012 |
4 |
составлено технико- экономическое обоснование, ведутся геолого-разведочные работы |
проект реализуется (освоено 100 млн. рублей) |
|
Итого |
|
|
3484,6 |
|
995 |
|
|
|
|
г.Кумертау | ||||||||||
25. |
Создание производства по выпуску газобетонных шлакосиликатных строительных блоков из золошлаковых отходов Кумертауской ТЭЦ с расширением сетей водоснабжения г.Кумертау |
ООО "Спецстройматериалы"; Администрация городского округа город Кумертау РБ; Правительство Республики Башкортостан |
1) создание завода строительных материалов и конструкций (шлакосиликатные газобетонные блоки, отделочные смеси, утеплители, кровельные материалы, пластиковые окна, межкомнатные двери, металлические двери, сборные деревянные кровельные конструкции и т.д.); 2) обеспечение питьевой водой северо-восточной части г.Кумертау |
680 |
1) планируемая мощность - 6 млн. блоков в месяц (72 млн. блоков в год); 2) расширение водозабора с 450 до 900 куб. м/час, реконструкция насосной станции 2-го подъема, строительство установок для обеззараживания воды, резервуара объемом 6000 куб. м, водоводов |
400 |
2009-2010 |
2,8 |
1) монтаж оборудования, выполнение НИОКР на шлакосиликатные# газобетонные блоки; 2) по расширению сетей водоснабжения разработана проектно-сметная документация, имеется заключение государственной экспертизы от 27 ноября 2003 года N Э-57/03 |
реализация в части строительства производства, идет монтаж оборудования (освоено 50 млн. рублей); пробурено 6 водозаборных скважин с насосными станциями, проложен водовод 2,2 км |
|
Итого |
|
|
680 |
|
400 |
|
|
|
|
с.Раевский | ||||||||||
26. |
Строительство птицеводческого комплекса в ОАО "Агрика Продукты Питания" |
ОАО "Агрика Продукты Питания"; ЗАО "Агрика-БашПлем-птица" |
производство мяса птицы и яиц |
3776 |
производство продукции в год: 25 тыс. т мяса, 75 млн. яиц |
72 |
2007-2011 |
7 |
разработан бизнес-план |
проект реализуется (освоено 80 млн. рублей) |
27. |
Производство кондитерских изделий |
ИП Зарипов P.M. |
производство кондитерских изделий |
12,5 |
планируемая мощность - 120 т в год |
25 |
2009 |
2 |
разработан бизнес-план |
проект реализуется (освоено 5 млн. рублей) |
28. |
Производство молочных продуктов |
ООО "Отчизна" |
производство молока и молочных продуктов |
14 |
планируемая мощность - 1320 тыс. т в год |
15 |
2009 |
3 |
разработан бизнес-план |
проект реализуется (освоено 10,3 млн. рублей) |
|
Итого |
|
|
3802,5 |
|
112 |
|
|
|
|
пгт.Чишмы | ||||||||||
29. |
Строительство цеха экстракции, реконструкция рушально-веечного отделения маслопрессового цеха и прессового отделения маслопрессового цеха |
ОАО "Чишминское" |
внедрение передовых технологий масложирового производства; выпуск нового высокобелкового продукта для кормопроизводства - подсолнечного шрота |
430 |
увеличение переработки семян подсолнечника с 350 т до 500 т в сутки, переработка семян рапса до 400 т в сутки |
329, в том числе 19 вновь созданных |
2009-2010 |
3 |
разработана проектно-сметная документация |
проект реализуется (освоено 350 млн. рублей) |
30. |
Реконструкция племенного хозяйства ЗАО "Чишминский свинокомплекс" |
ЗАО "Чишминский свинокомплекс" |
содержание племенных свиноматок, производство мяса |
717 |
единовременное содержание 20 тыс. голов, из них 1340 основных свиноматок; производство 1900 тыс. т мяса в год |
100 |
2006-2009 |
6 |
разработан бизнес-план |
проект реализуется (освоено 414 млн. рублей) |
|
Итого |
|
|
1147 |
|
429 |
|
|
|
|
г.Агидель | ||||||||||
31. |
Строительство Башкирской атомной электростанции |
Филиал ОАО "Концерн "Энергоатом" "Дирекция строящейся Башкирской АЭС" |
возведение 2 энергоблоков с реакторами ВВЭР-1000 третьего поколения мощностью по 1000 МВт каждый |
281600 |
планируемая мощность - 2 млн. КВт |
2000 |
2010-2017 |
11,1 |
разработана проектно-сметная документация |
начало реализации -1980 год, в сентябре 1990 года проект приостановлен; на момент остановки строительства было освоено 60,3 млрд. рублей; созданы объекты инженерной и транспортной инфраструктуры |
32. |
Производство древесно-стружечных плит, облицованных термореактивными полимерами |
ООО "Агидель-М" |
производство древесностружечных# плит, облицованных термореактивными полимерами с использованием оборудования фирм "Бизон", "Зимпель камп" |
1019,8 |
планируемый выпуск продукции - 90 тыс. куб. м; номенклатура продукции - древесно-стружечные плиты, в том числе ламинированные |
199 |
2010-2011 |
1 |
разработана проектно-сметная документация |
проект приостановлен из-за отсутствия финансирования |
33. |
Строительство грузового речного порта "Агидель" |
ОАО "Башатомтерминал-Т"; ОАО "Терминал" |
оперативная подача, перевалка, хранение и отправка грузов |
4374,5 |
планируемый грузооборот - 3,64 млн. т; отгрузка сухогрузных материалов, темных и светлых нефтепродуктов |
2620 |
2007-2011 |
3 |
разработана проектно- сметная документация |
проект приостановлен из-за отсутствия финансирования |
34. |
Создание производства ячеистого бетона |
ООО "Джут-СТ" |
производство современных строительных материалов |
250 |
проектная мощность - 240 тыс. куб. м ячеистого бетона в год |
70 |
2009-2012 |
3 |
разработана проектно-сметная документация |
проект приостановлен из-за отсутствия финансирования (освоено 45 млн. рублей) |
|
Итого |
|
|
287244,3 |
|
4889 |
|
|
|
|
ЗАТО г.Межгорье | ||||||||||
35. |
Строительство лыжероллерной трассы |
Администрация ЗАТО г. Межгорье РБ |
строительство трассы для проведения сборов спортивных команд и проведения соревнований республиканского и федерального уровня |
|
|
|
|
|
осуществляется разработка концепции проекта |
|
|
Всего по монопрофильным муниципальным образованиям Республики Башкортостан |
|
|
304015,3 |
|
13260, в том числе 8426 вновь созданных |
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена концепция развития монопрофильных муниципальных образований. Монопрофильные муниципальные образования - это города и районы, имеющие одно направление специализации и, как следствие, одно или несколько градообразующих предприятий в данной сфере. В целях оказания государственной поддержки предприятиям и организациям путем предоставления государственных гарантий разработан механизм государственного гарантийного обеспечения с использованием государственных имущественных активов.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 21 октября 2009 г. N 384 "О Концепции развития монопрофильных муниципальных образований Республики Башкортостан"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", N 22 (316) от 18 ноября 2009 г., ст. 1488 (без приложения)