В целях совершенствования государственной гражданской службы Республики Башкортостан, муниципальной службы в Республике Башкортостан, повышения результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих и муниципальных служащих постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Программу развития государственной гражданской службы Республики Башкортостан и муниципальной службы в Республике Башкортостан на 2009-2013 годы (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы Администрацию Президента Республики Башкортостан.
Возложить на Управление государственной гражданской службы и муниципальной кадровой политики Администрации Президента Республики Башкортостан осуществление функций по планированию реализации и мониторингу мероприятий, предусмотренных Программой, а также по контролю и координации деятельности исполнителей мероприятий данной Программы.
3. Руководителю Администрации Президента Республики Башкортостан ежегодно, до 1 марта, информировать Президента Республики Башкортостан о ходе выполнения Программы.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Башкортостан принять участие в реализации мероприятий, предусмотренных Программой.
5. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Башкортостан.
6. Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент |
М. Рахимов |
Уфа, Дом Республики
13 октября 2009 года
N УП-595
Программа
развития государственной гражданской службы Республики Башкортостан и муниципальной службы в Республике Башкортостан
на 2009 - 2013 годы
(утв. Указом Президента Республики Башкортостан
от 13 октября 2009 г. N УП-595)
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Программа развития государственной гражданской службы Республики Башкортостан и муниципальной службы в Республике Башкортостан на 2009 - 2013 годы |
Основания для разработки Программы |
Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации"; Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации"; Закон Республики Башкортостан "О государственной гражданской службе Республики Башкортостан"; Закон Республики Башкортостан "О муниципальной службе в Республике Башкортостан"; Указ Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 261 "О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)" |
Государственный заказчик - координатор Программы |
Администрация Президента Республики Башкортостан |
Основные исполнители Программы |
Государственные органы Республики Башкортостан; администрации муниципальных районов (городских округов) Республики Башкортостан (по согласованию); научно-исследовательские, образовательные и иные организации, определяемые на конкурсной основе в установленном порядке |
Цели Программы |
формирование системы государственной гражданской службы Республики Башкортостан (далее - гражданская служба) и муниципальной службы в Республике Башкортостан (далее - муниципальная служба) как целостного правового института публичной власти, создание государственного органа по управлению государственной гражданской службой Республики Башкортостан; развитие единой, целостной и эффективной гражданской службы как устойчивого социально-правового института, призванного обеспечить реализацию функций государства, полномочий государственных органов, ориентированной на приоритеты социально-экономического развития Республики Башкортостан с учетом интересов институтов гражданского общества; развитие единой, целостной и эффективной муниципальной службы как устойчивого социально-правового института, призванного обеспечить реализацию полномочий органов местного самоуправления Республики Башкортостан в соответствии со стратегиями социально-экономического развития муниципальных районов (городских округов) с учетом интересов населения; формирование высококвалифицированного кадрового состава гражданской службы и муниципальной службы, обеспечивающего эффективность государственного и муниципального управления; повышение эффективности гражданской и муниципальной службы как устойчивого социально-правового института, призванного обеспечить реализацию полномочий государственных органов Республики Башкортостан (далее - государственных органов) и органов местного самоуправления; развитие гражданского общества |
Задачи Программы |
обеспечение взаимосвязи гражданской службы и муниципальной службы; повышение доверия граждан к гражданской службе и муниципальной службе, обеспечение открытости и прозрачности гражданской службы и муниципальной службы; совершенствование правовой основы гражданской службы и муниципальной службы; создание государственного органа по управлению государственной гражданской службой Республики Башкортостан; формирование системы мониторинга общественного мнения об эффективности гражданской службы и муниципальной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Республики Башкортостан (далее - гражданские служащие) и муниципальных служащих в Республике Башкортостан (далее - муниципальные служащие); развитие механизма предупреждения коррупции, выявления и разрешения конфликта интересов на гражданской службе и муниципальной службе; упорядочение и конкретизация полномочий гражданских служащих и муниципальных служащих, закрепленных в должностных регламентах (инструкциях); совершенствование системы и структуры государственных органов, органов местного самоуправления, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью; выработка оптимальной системы взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами и органами местного самоуправления, исключающей возможность неправомерного вмешательства в деятельность гражданских служащих и муниципальных служащих; совершенствование механизма, обеспечивающего соблюдение гражданскими служащими общих принципов служебного поведения, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" и Указом Президента Республики Башкортостан от 9 сентября 2002 года N УП-455 "Об утверждении правил служебного поведения государственного служащего Республики Башкортостан"; методологическое обеспечение деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов; разработка механизма принятия мер по предотвращению конфликта интересов, в том числе после ухода гражданского служащего с гражданской службы; разработка процедуры, обеспечивающей проведение служебных расследований случаев коррупционных проявлений со стороны гражданских служащих и муниципальных служащих; регламентация вопросов, касающихся повышения денежного содержания и оптимизации пенсионного обеспечения гражданских служащих; совершенствование работы, направленной на приоритетное применение мер по предупреждению коррупции и борьбе с ней на гражданской службе и муниципальной службе; внедрение в практику кадровой работы государственных органов и органов местного самоуправления правил, учитывающих длительное, безупречное и эффективное исполнение гражданским служащим и муниципальным служащим своих должностных обязанностей при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему классного чина или при поощрении; совершенствование организационных и правовых механизмов профессиональной служебной деятельности гражданских служащих и муниципальных служащих в целях повышения качества исполнения государственных и муниципальных функций, предоставления государственных и муниципальных услуг государственными органами и органами местного самоуправления гражданам и организациям; внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности, мотивации гражданских служащих и муниципальных служащих, обеспечение условий для увеличения результативности их профессиональной служебной деятельности; разработка системы мер, направленных на совершенствование порядка прохождения гражданской службы и муниципальной службы, стимулирование добросовестного исполнения обязанностей гражданской службы и муниципальной службы на высоком профессиональном уровне; сокращение излишней численности гражданских служащих и муниципальных служащих с одновременным привлечением на гражданскую службу и муниципальную службу наиболее квалифицированных специалистов и создание адекватных материальных стимулов в зависимости от объема и результатов работы гражданских служащих и муниципальных служащих по мере реализации их на федеральном уровне; формирование и реализация программ подготовки кадров для гражданской службы и муниципальной службы и профессионального развития гражданских служащих и муниципальных служащих; развитие системы дополнительного профессионального образования гражданских служащих и муниципальных служащих; совершенствование системы государственных гарантий на гражданской службе и муниципальной службе; внедрение современных механизмов стимулирования гражданских служащих и муниципальных служащих |
Сроки и этапы реализации Программы |
2009 - 2013 годы, в два этапа: I этап: 2009 - 2010 годы; II этап: 2011 - 2013 годы |
Основные направления реализации Программы |
формирование системы гражданской службы и муниципальной службы как целостного правового института публичной власти, создание государственного органа по управлению государственной гражданской службой Республики Башкортостан; внедрение на гражданской службе и муниципальной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы; повышение эффективности гражданской службы и муниципальной службы и результативности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих и муниципальных служащих |
Объемы и источники финансирования Программы |
Сметы расходов на текущее содержание государственных органов Республики Башкортостан, органов местного самоуправления Республики Башкортостан и иных бюджетных организаций, обеспечивающих выполнение данных мероприятий |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
развитие гражданской службы и муниципальной службы; внедрение правовых и организационных механизмов взаимосвязи гражданской службы и муниципальной службы; создание необходимых условий для профессионального развития гражданских служащих и муниципальных служащих; разработка норм служебной профессиональной этики и правил делового поведения гражданских служащих и муниципальных служащих, а также механизмов, обеспечивающих их соблюдение; обеспечение открытости гражданской службы и муниципальной службы и ее доступности общественному контролю; реализация программы противодействия коррупции на гражданской службе и на муниципальной службе; унификация и методическое сопровождение разработки должностных регламентов (инструкций) гражданских служащих и муниципальных служащих; создание и внедрение системы показателей результативности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих и муниципальных служащих, дифференцированных по направлениям деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по мере принятия соответствующего нормативного правового акта на федеральном уровне; совершенствование порядка замещения вакантных должностей гражданской службы и муниципальной службы на основе конкурса, обеспечивающего равный доступ граждан к гражданской службе и муниципальной службе; внедрение и совершенствование механизмов формирования кадрового резерва, проведения аттестации и ротации гражданских служащих и муниципальных служащих; актуализация содержания программ профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования гражданских служащих и муниципальных служащих и внедрение современных образовательных технологий в процесс их обучения; разработка и внедрение в государственных органах и органах местного самоуправления программ и индивидуальных планов профессионального развития гражданских служащих и муниципальных служащих; разработка и внедрение в государственных органах и органах местного самоуправления современных механизмов стимулирования гражданских служащих и муниципальных служащих к исполнению обязанностей гражданской службы и муниципальной службы на высоком профессиональном уровне; регламентация и реализация предусмотренных законодательством Российской Федерации дополнительных государственных гарантий жилищных прав гражданских служащих и муниципальных служащих; создание методической базы деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов |
Контроль за реализацией Программы |
Контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляет Администрация Президента Республики Башкортостан |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Важным этапом реформирования и развития государственной гражданской службы и муниципальной службы в 2003 - 2007 годах стало принятие федеральных законов "О системе государственной службы Российской Федерации", "О государственной гражданской службе Российской Федерации", "О муниципальной службе в Российской Федерации", а также законов Республики Башкортостан "О государственной гражданской службе Республики Башкортостан", "О муниципальной службе в Республике Башкортостан".
В целях реализации федерального законодательства в указанной сфере были изданы нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Президента Республики Башкортостан, Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Башкортостан.
Определены новые подходы к формированию кадрового состава гражданской службы и муниципальной службы; введен конкурсный отбор на вакантные должности гражданской службы и конкретизированы квалификационные требования к гражданским служащим и муниципальным служащим; обеспечено участие независимых экспертов в аттестационных, конкурсных комиссиях и в комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на гражданской службе.
Гражданским обществом к гражданской службе и муниципальной службе предъявляются значительно возросшие требования. Однако оценка профессиональной служебной деятельности гражданских служащих и муниципальных служащих слабо увязана с тем, насколько качественно оказываются государственными органами и органами местного самоуправления государственные и муниципальные услуги.
В работе кадровых служб государственных органов и органов местного самоуправления используются устаревшие технологии, не ведется целенаправленная работа по привлечению молодых перспективных кадров.
Качество профессионального обучения гражданских служащих и муниципальных служащих и недостаточной степени отвечает потребностям развития гражданской службы и муниципальной службы.
Указанные проблемы в значительной степени связаны с отсутствием научно обоснованной и апробированной методики применения норм законодательства о гражданской службе и муниципальной службе. Проведение экспериментов, разработка должностных регламентов (инструкций), применение новых кадровых технологий на гражданской службе и муниципальной службе не имеют системного характера. Не разработана методика проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и муниципальной службы, квалификационных экзаменов и аттестации гражданских служащих и муниципальных служащих.
Реализация Программы позволит завершить качественное преобразование гражданской службы и муниципальной службы, оптимизировать ее организацию и функционирование на основе установленных законодательством принципов, внедрить на гражданской службе и муниципальной службе современные кадровые, информационные, образовательные и управленческие технологии.
2. Цели и задачи Программы
Современные гражданская служба и муниципальная служба должны быть открытыми, конкурентоспособными и престижными, ориентированными на результативную деятельность гражданских служащих и муниципальных служащих по обеспечению исполнения полномочий государственными органами и органами местного самоуправления, а также активно взаимодействовать с институтами гражданского общества.
Целями Программы являются:
формирование системы гражданской службы и муниципальной службы как целостного правового института публичной власти, создание государственного органа по управлению государственной гражданской службой Республики Башкортостан;
развитие единой, целостной и эффективной гражданской службы как устойчивого социально-правового института, призванного обеспечить реализацию функций государства, полномочий государственных органов, ориентированной на приоритеты социально-экономического развития Республики Башкортостан с учетом интересов институтов гражданского общества;
развитие единой, целостной и эффективной муниципальной службы в Республике Башкортостан как устойчивого социально-правового института, признанного обеспечить реализацию полномочий органов местного самоуправления Республики Башкортостан в соответствии со стратегиями социально-экономического развития муниципальных районов (городских округов) с учетом интересов населения;
формирование высококвалифицированного кадрового состава гражданской службы и муниципальной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления и местного самоуправления;
развитие гражданского общества.
Для достижения поставленных целей предполагается решение следующих задач:
обеспечение взаимосвязи гражданской службы и муниципальной службы;
повышение доверия граждан к гражданской службе и муниципальной службе, обеспечение открытости и прозрачности гражданской службы и муниципальной службы;
совершенствование правовой основы гражданской службы и муниципальной службы;
формирование системы мониторинга общественного мнения об эффективности гражданской службы и муниципальной службы и результативности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих и муниципальных служащих;
развитие механизма предупреждения коррупции, выявления и разрешения конфликта интересов на гражданской службе и муниципальной службе;
упорядочение и конкретизация полномочий гражданских служащих и муниципальных служащих, закрепленных в должностных регламентах (инструкциях);
совершенствование системы и структуры государственных органов, органов местного самоуправления, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
выработка оптимальной системы взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами и органами местного самоуправления, исключающей возможность неправомерного вмешательства в деятельность гражданских служащих и муниципальных служащих;
совершенствование механизма, обеспечивающего соблюдение гражданскими служащими общих принципов служебного поведения, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" и Указом Президента Республики Башкортостан от 9 сентября 2002 года N УП-455 "Об утверждении правил служебного поведения государственного служащего Республики Башкортостан";
методологическое обеспечение деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов;
разработка механизма принятия мер по предотвращению конфликта интересов, в том числе после ухода гражданского служащего с гражданской службы;
разработка процедуры, обеспечивающей проведение служебных расследований случаев коррупционных проявлений со стороны гражданских служащих и муниципальных служащих;
регламентация вопросов, касающихся повышения денежного содержания и оптимизации пенсионного обеспечения гражданских служащих;
совершенствование работы, направленной на приоритетное применение мер по предупреждению коррупции и борьбе с ней на гражданской службе и муниципальной службе;
внедрение в практику кадровой работы государственных органов и органов местного самоуправления правил, учитывающих длительное, безупречное и эффективное исполнение гражданским служащим и муниципальным служащим своих должностных обязанностей при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему классного чина или при поощрении;
совершенствование организационных и правовых механизмов профессиональной служебной деятельности гражданских служащих и муниципальных служащих в целях повышения качества исполнения государственных и муниципальных функций, предоставления государственных и муниципальных услуг государственными органами и органами местного самоуправления гражданам и организациям;
внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности, мотивации гражданских служащих и муниципальных служащих, обеспечение условий для увеличения результативности их профессиональной служебной деятельности;
разработка системы мер, направленных на совершенствование порядка прохождения гражданской службы и муниципальной службы, стимулирование добросовестного исполнения обязанностей гражданской службы и муниципальной службы на высоком профессиональном уровне;
сокращение излишней численности гражданских служащих и муниципальных служащих с одновременным привлечением на гражданскую службу и муниципальную службу наиболее квалифицированных специалистов и создание адекватных материальных стимулов в зависимости от объема и результатов работы гражданских служащих и муниципальных служащих, по мере реализации на федеральном уровне;
формирование и реализация программ подготовки кадров для гражданской службы и муниципальной службы и профессионального развития гражданских служащих и муниципальных служащих;
развитие системы дополнительного профессионального образования гражданских служащих и муниципальных служащих;
совершенствование системы государственных гарантий на гражданской службе и муниципальной службе;
внедрение современных механизмов стимулирования гражданских служащих и муниципальных служащих.
3. Сроки и этапы реализации Программы, целевые индикаторы
и показатели
Программа реализуется в течение 2009 - 2013 годов, в два этапа:
I этап: 2009 - 2010 годы;
II этап: 2011 - 2013 годы.
На первом этапе (2009 - 2010 годы) предстоит с учетом правоприменительной практики усовершенствовать законодательство в сфере гражданской службы и муниципальной службы; организовать методическую помощь государственным органам и органам местного самоуправления в развитии гражданской службы и муниципальной службы; разработать и внедрить механизмы противодействия коррупции; завершить разработку современных кадровых, образовательных, информационных и управленческих технологий и механизмов, обеспечивающих результативность профессиональной служебной деятельности гражданских служащих и муниципальных служащих.
На втором этапе (2011 - 2013 годы) предстоит осуществить мониторинг общественного мнения об эффективности гражданской службы и муниципальной службы и результативности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих и муниципальных служащих; провести комплекс мероприятий, направленных на повышение престижа гражданской службы и муниципальной службы; сформировать механизмы обеспечения государственных гарантий для гражданских служащих и муниципальных служащих; создания государственного органа по управлению государственной гражданской службой Республики Башкортостан; обеспечить внедрение современных кадровых, образовательных, информационных и управленческих технологий на гражданской службе и муниципальной службе.
Оценка степени достижения поставленных целей и задач производится на основе целевых индикаторов и показателей Программы согласно приложению. Целевые индикаторы и показатели рассчитываются по методикам, разрабатываемым в рамках реализации Программы. Мониторинг целевых показателей и индикаторов осуществляется, начиная с года, следующего за утверждением методики расчета соответствующего показателя. Базовые значения показателей определяются в начале расчетного периода.
4. Основные мероприятия, предусмотренные Программой
Основные мероприятия по развитию гражданской службы и муниципальной службы Республики Башкортостан определяются целями и стратегическими задачами Программы и разработаны с учетом положений федеральных законов "О системе государственной службы Российской Федерации", "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и "О муниципальной службе в Российской Федерации", законов Республики Башкортостан "О государственной гражданской службе Республики Башкортостан", "О муниципальной службе в Республике Башкортостан", Федеральной программы "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 261, и других нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Башкортостан в указанной сфере.
Комплекс мероприятий по развитию гражданской службы и муниципальной службы, обеспечивающих достижение поставленных Программой целей и задач, предполагается осуществлять по нижеследующим основным направлениям.
5. Формирование системы гражданской службы и муниципальной службы
как целостного правового института публичной власти, создание
государственного органа по управлению государственной гражданской
службой Республики Башкортостан
Законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан закреплены единство правовых и организационных основ гражданской службы и муниципальной службы, системный подход к организации гражданской службы и муниципальной службы, а также принципы взаимосвязи гражданской службы и муниципальной службы.
Вместе с тем практическая деятельность структурных подразделений государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляющих функции, связанные с реализацией законодательства о гражданской службе и муниципальной службе, недостаточно скоординирована. Требуются создание организационной структуры управления государственной гражданской службы, формирование нормативной правовой базы по этому вопросу, а также координация и методическое обеспечение органов местного самоуправления по реализации законодательства о муниципальной службе.
Современные гражданская служба и муниципальная служба должны быть ориентированы на обеспечение прав и законных интересов граждан, создание механизмов взаимодействия институтов гражданского общества и гражданской службы и муниципальной службы, противодействие коррупции на гражданской службе и муниципальной службе, повышение престижа гражданской службы и муниципальной службы и авторитета гражданских служащих и муниципальных служащих.
Для решения указанных задач необходимо:
а) разработать рекомендации по развитию законодательства Республики Башкортостан, регулирующего гражданскую службу и муниципальную службу, а также программу оказания методологической помощи государственным органам и органам местного самоуправления по вопросам гражданской службы и муниципальной службы;
б) обеспечить проведение мониторинга практики применения законодательства Республики Башкортостан в сфере гражданской службы и муниципальной службы;
в) создать единую систему научно-методического обеспечения и оказания консультативной помощи по вопросам гражданской службы и муниципальной службы;
г) оптимизировать процедуру участия независимых экспертов в работе конкурсных и аттестационных комиссий, а также комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов;
д) выработать оптимальную систему взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами, органами местного самоуправления, исключающую возможность неправомерного вмешательства в деятельность гражданских служащих и муниципальных служащих;
е) создать и реализовать механизмы проверки соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и муниципальных служащих и урегулировании конфликта интересов на гражданской службе и муниципальной службе;
ж) разработать процедуры рассмотрения случаев неэтичного поведения гражданских служащих и муниципальных служащих;
з) доработать механизм представления гражданскими служащими сведений об их доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера членов их семьи (супруга (супруги) и несовершеннолетних детей);
и) разработать и реализовать комплекс мероприятий по противодействию коррупции на гражданской службе и муниципальной службе, уделив приоритетное внимание вопросам предупреждения коррупции;
к) разработать и ввести антикоррупционные стандарты в виде установления для гражданской службы и муниципальной службы единой системы обязанностей, запретов и ограничений, направленных на предупреждение коррупции;
л) совершенствовать механизм обеспечения соблюдения гражданскими служащими и муниципальными служащими общих принципов служебного поведения, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N УП-885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", Указом Президента Республики Башкортостан от 9 сентября 2002 года N УП-455 "Об утверждении правил служебного поведения государственного служащего Республики Башкортостан";
м) регламентировать функцию по оказанию консультативной помощи государственным органам и органам местного самоуправления по вопросам, связанным с применением на практике общих принципов служебного поведения гражданскими служащими и муниципальными служащими;
н) разработать механизм принятия мер по предотвращению конфликта интересов, в том числе после ухода гражданского служащего и муниципального служащего с гражданской службы и муниципальной службы;
о) разработать процедуру проведения служебных расследований случаев коррупционных проявлений;
п) регламентировать вопросы повышения денежного содержания и оптимизации пенсионного обеспечения гражданских служащих;
р) разработать и реализовать с помощью средств массовой информации Республики Башкортостан программы, целью которой является повышение престижа и открытости гражданской службы и муниципальной службы:
равного доступа граждан к гражданской службе и муниципальной службе;
формирование позитивного отношения граждан к гражданским служащим и муниципальным служащим;
доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности гражданских служащих и муниципальных служащих.
6. Внедрение на гражданской службе и муниципальной службе
эффективных технологий и современных методов кадровой работы
При формировании кадрового состава гражданской службы и муниципальной службы его основу должны составлять специалисты, способные в современных условиях использовать в работе эффективные технологии административного управления. В аппаратах государственных органов и органов местного самоуправления необходимо создать условия для планирования устойчивого карьерного роста гражданских служащих и муниципальных служащих, безупречно и эффективно исполняющих должностные обязанности, для систематического обновления и ротации кадров.
В процессе формирования кадрового состава гражданской службы и муниципальной службы решающее значение имеет использование современных организационно-управленческих технологий и методов кадровой работы.
Формирование профессиональной гражданской службы и муниципальной службы требует совершенствования системы подготовки кадров и дополнительного профессионального образования гражданских служащих и муниципальных служащих. Особое внимание должно быть уделено вопросам дополнительного профессионального образования лиц, относящихся к "высшей", "главной" и "ведущей" группе должностей гражданской службы и муниципальной службы.
Программы дополнительного профессионального образования гражданских служащих и муниципальных служащих необходимо формировать с учетом программ государственных органов и органов местного самоуправления по профессиональному развитию гражданских служащих и муниципальных служащих, основанных на индивидуальных планах профессионального развития гражданских служащих и муниципальных служащих.
Для решения названных задач необходимо:
а) разработать комплекс мер по формированию современного кадрового резерва гражданской службы и муниципальной службы в целях обеспечения преемственности и передачи накопленного профессионального опыта гражданских служащих и муниципальных служащих молодым специалистам;
б) создать систему мотивации карьерного роста гражданских служащих и муниципальных служащих как важного условия прохождения гражданской службы и муниципальной службы;
в) разработать и обеспечить координацию применения современных методик проведения конкурсов на замещение вакантных должностей, аттестации, квалификационных экзаменов гражданских служащих и муниципальных служащих, их ротации, формирования кадрового резерва, решения других кадровых вопросов;
г) внедрение в практику кадровой работы государственных органов и органов местного самоуправления правил, учитывающих длительное, безупречное и эффективное исполнение гражданским служащим и муниципальным служащим своих должностных обязанностей при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему классного чина или при поощрении;
д) внедрить на гражданской службе и муниципальной службе механизмы стратегического кадрового планирования;
е) унифицировать методы кадровой работы, применяемые в государственных органах и органах местного самоуправления;
ж) автоматизировать кадровые процедуры и внедрить информационные технологии в систему управления кадровыми ресурсами;
з) совершенствовать научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение дополнительного профессионального образования гражданских служащих и муниципальных служащих;
и) определять приоритетные направления дополнительного профессионального образования гражданских служащих и муниципальных служащих;
к) повысить качество образовательных программ в области юриспруденции, экономики, государственного и муниципального управления;
л) усилить антикоррупционную составляющую в образовательных программах дополнительного профессионального образования гражданских служащих и муниципальных служащих;
м) совершенствовать механизм государственного контроля за качеством работы образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, в которых гражданские служащие и муниципальные служащие в установленном порядке осваивают образовательные программы дополнительного профессионального образования;
н) повысить эффективность дополнительного профессионального образования гражданских служащих и муниципальных служащих, замещающих "высшие", "главные" и "ведущие" группы должностей;
о) обеспечить внедрение в систему дополнительного профессионального образования гражданских служащих и муниципальных служащих современных образовательных и информационных технологий.
7. Повышение эффективности гражданской службы и муниципальной
службы и результативности профессиональной служебной деятельности
гражданских служащих и муниципальных служащих
Важнейшими направлениями повышения эффективности гражданских служащих и муниципальных служащих являются внедрение механизмов, обеспечивающих результативность профессиональной служебной деятельности гражданских служащих и муниципальных служащих. Необходимо обеспечить надлежащие условия для качественного исполнения гражданскими служащими и муниципальными служащими своих должностных (служебных) обязанностей, для эффективного функционирования гражданской службы и муниципальной службы.
Этому могут способствовать внедрение в сферу гражданской службы и муниципальной службы современных информационных технологий управления и совершенствование системы организации профессиональной служебной деятельности.
Необходимо разработать сбалансированную систему показателей результативности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих и муниципальных служащих, а также усилить стимулы к надлежащему исполнению ими должностных регламентов (инструкций).
Повышение уровня социальной защищенности гражданских служащих и муниципальных служащих, совершенствование системы государственных (муниципальных) гарантий, являются необходимыми условиями успешного развития гражданских служащих и муниципальных служащих, эффективного достижения поставленных перед нею целей.
Для решения перечисленных задач необходимо:
а) обеспечить отражение целей и задач государственных органов местного самоуправления в показателях результативности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих и муниципальных служащих;
б) разработать объективные критерии оценки эффективности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих и муниципальных служащих;
в) разработать модели должностных регламентов (инструкций), позволяющие упорядочить и конкретизировать должностные (служебные) обязанности гражданских служащих и муниципальных служащих;
г) совершенствовать методику оценки профессиональных знаний и навыков гражданских служащих и муниципальных служащих, предусмотренных в их должностных регламентах (инструкциях);
д) предусматривать в программах государственных органов, органов местного самоуправления по профессиональному развитию гражданских служащих и муниципальных служащих изучение правовых и морально-этических аспектов управленческой деятельности;
е) повысить уровень правовой и социальной защищенности гражданских служащих и муниципальных служащих;
ж) в установленном порядке сформировать эффективную систему материального и нематериального стимулирования гражданских служащих и муниципальных служащих с учетом результатов их профессиональной служебной деятельности;
з) подготовка порядка проведения экспериментов по применению новых подходов к организации гражданской службы.
8. Источники и объемы финансирования Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется в пределах бюджетных средств, предусмотренных в сметах расходов на текущее содержание государственных органов, органов местного самоуправления и иных бюджетных организаций, обеспечивающих выполнение данных мероприятий.
9. Реализация Программы и контроль за ходом выполнения предусмотренных
ею мероприятий
Исполнители мероприятий, предусмотренных Программой:
государственные органы;
администрации муниципальных районов и городских округов (по согласованию);
научно-исследовательские, образовательные и иные организации, определяемые на конкурсной основе в установленном порядке.
Организацию реализации Программы и контроль за выполнением предусмотренных ею мероприятий осуществляет государственный заказчик - координатор Программы.
Государственный заказчик - координатор Программы обеспечивает проведение государственной политики в области развития гражданской службы и муниципальной службы посредством координации утвержденных государственными органами и органами местного самоуправления программ, связанных с развитием гражданской службы и муниципальной службы, взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления по реализации Программы.
Государственный заказчик - координатор Программы рассматривает материалы о ходе ее реализации и ежегодно уточняет мероприятия, предусмотренные Программой, утверждает развернутый перечень предстоящих мероприятий.
В целях обеспечения реализации полномочий государственного заказчика - координатора Программы на Управление государственной гражданской службы и муниципальной кадровой политики Администрации Президента Республики Башкортостан возлагается осуществление функций по планированию и мониторингу реализации мероприятий Программы, контролю и координации деятельности исполнителей мероприятий Программы.
Общий контроль реализации Программы осуществляет государственный заказчик - координатор Программы.
10. Ожидаемые результаты реализации Программы
В результате реализации Программы должны быть обеспечены:
формирование системы гражданской службы и муниципальной службы как целостного правового института публичной власти;
разработка и внедрение правовых и организационных механизмов взаимосвязи гражданской службы и муниципальной службы;
создание необходимых условий для профессионального развития гражданских служащих и муниципальных служащих;
разработка норм служебной профессиональной этики и правил делового поведения гражданских служащих и муниципальных служащих, а также механизмов, обеспечивающих их соблюдение;
обеспечение открытости гражданской службы и муниципальной службы и ее доступности общественному контролю;
внедрение методики разработки должностных регламентов (инструкций) гражданских служащих и муниципальных служащих;
создание методической базы деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов;
создание и внедрение системы показателей результативности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих и муниципальных служащих, дифференцированных по направлениям деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по мере принятия соответствующего нормативного правового акта на федеральном уровне;
в установленном порядке совершенствование порядка замещения вакантных должностей гражданской службы и муниципальной службы на основе конкурса, обеспечивающего равный доступ граждан к гражданской службе и муниципальной службе;
внедрение и совершенствование механизмов формирования кадрового резерва, проведения аттестации и ротации гражданских служащих и муниципальных служащих;
актуализация содержания программ дополнительного профессионального образования гражданских служащих и муниципальных служащих и внедрение современных образовательных технологий в процесс их обучения;
разработка и внедрение в государственных органах и органах местного самоуправления программ и индивидуальных планов профессионального развития гражданских служащих и муниципальных служащих;
разработка и внедрение в государственных органах и органах местного самоуправления современных механизмов стимулирования труда и дополнительных государственных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих по мере реализации их на федеральном уровне;
разработка правовых основ защиты гражданского служащего и муниципального служащего (и членов их семей) от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением ими должностных (служебных) обязанностей.
11. Целевые индикаторы и показатели Программы
Наименование показателя |
Значение показателя в конце I этапа реализации Программы (2010 год) |
Значение показателя в конце II этапа реализации Программы (2013 год) |
1 |
2 |
3 |
Индекс доверия граждан к деятельности гражданских служащих и муниципальных служащих |
не менее 110% от базового значения |
не менее 130% от базового значения |
Количество должностей гражданской службы и муниципальной службы, для которых утверждены должностные регламенты (инструкции), соответствующие установленным требованиям |
не менее 70% от числа должностей гражданской службы и муниципальной службы |
100% должностей гражданской службы и муниципальной службы |
Доля гражданских служащих и муниципальных служащих, должностные регламенты которых содержат показатели результативности |
не менее 70% от числа гражданских служащих и муниципальных служащих |
100% гражданских служащих и муниципальных служащих |
Доля вакантных должностей гражданской службы и муниципальной службы, замещаемых на основе назначения из кадрового резерва |
не менее 120% от базового значения |
не менее 150% от базового значения |
Доля вакантных должностей гражданской службы и муниципальной службы, замещаемых на основе конкурса |
не менее 110% от базового значения |
не менее 130% от базового значения |
Доля специалистов в возрасте до 30 лет, имеющих стаж гражданской службы и муниципальной службы более 3 лет |
не менее 150% от базового значения |
не менее 200% от базового значения |
Доля граждан, поступивших на гражданскую службу и муниципальную службу на основе договора на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы и муниципальной службы, в общем числе граждан, поступивших на гражданскую службу и муниципальную службу |
не менее 120% от базового значения |
не менее 140% от базового значения |
Число реализованных инновационных образовательных программ в области гражданской службы и муниципальной службы |
не менее 112% от базового значения |
не менее 125% от базового значения |
Число гражданских служащих и муниципальных служащих, принявших участие в инновационных программах профессиональной подготовки и переподготовки гражданских служащих и муниципальных служащих |
не менее 200% от базового значения |
не менее 300% от базового значения |
Число гражданских служащих и муниципальных служащих, прошедших обучение в соответствии с государственным (муниципальным) заказом на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку, в том числе за пределами территории Российской Федерации |
не менее 150% от базового значения |
не менее 200% от базового значения |
Число гражданских служащих и муниципальных служащих, уволившихся с гражданской службы и муниципальной службы до достижения ими предельного возраста пребывания на гражданской службе и муниципальной службе |
не более 85% от базового значения |
не более 70% от базового значения |
Базовые значения показателей определяются после утверждения методики их расчета и принимаются за 100% величины каждого показателя в год.
12. Система программных мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятия |
Исполнитель |
Срок исполнения, годы |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. Формирование системы гражданской службы и муниципальной службы как целостного правового института публичной власти, создание государственного органа по управлению государственной гражданской службой Республики Башкортостан | |||
1.1. |
Координация функционирования гражданской службы и муниципальной службы, обеспечение надлежащих условий для качественного исполнения гражданскими служащими и муниципальными служащими своих должностных обязанностей |
Государственные органы Республики Башкортостан, администрации муниципальных районов (городских округов) Республики Башкортостан (по согласованию) |
Постоянно |
1.2. |
Разработка проекта нормативного правового акта, регулирующего профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих |
Администрация Президента Республики Башкортостан |
2009 год |
1.3. |
Разработка порядка возмещения расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган |
Правительство Республики Башкортостан |
2011 год |
1.4. |
Разработка порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей гражданской службы, и гражданскими служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей гражданина, претендующего на замещение должности гражданской службы |
Администрация Президента Республики Башкортостан |
2009 год |
1.5. |
Разработка Положения о кадровом резерве Республики Башкортостан |
Администрация Президента Республики Башкортостан |
2009 год |
1.6. |
Разработка Положения о порядке и размерах выплат по обязательному государственному страхованию гражданских служащих |
Правительство Республики Башкортостан |
2011 год |
1.7. |
Разработка Положения о порядке и условиях выплаты единовременного поощрения гражданским служащим |
Администрация Президента Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан |
2011 год |
1.8. |
Разработка Порядка предоставления единовременной субсидии на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы |
Правительство Республики Башкортостан |
2010 год |
1.9. |
Разработка Порядка командирования гражданских служащих |
Администрация Президента Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан |
2010 год |
1.10. |
Размещение нормативных правовых актов Республики Башкортостан в сфере гражданской службы, муниципальных правовых актов в сфере муниципальной службы на официальных сайтах государственных органов и органов местного самоуправления |
Государственные органы Республики Башкортостан, администрации муниципальных районов (городских округов) Республики Башкортостан (по согласованию) |
Постоянно |
1.11. |
Разработка и введение антикоррупционных стандартов в виде установления для гражданских служащих и муниципальных служащих единой системы и обязанностей, запретов и ограничений, направленных на предупреждение коррупции |
Администрация Президента Республики Башкортостан |
2011 год |
1.12. |
Разработка порядка проведения служебных расследований случаев коррупционных проявлений |
Администрация Президента Республики Башкортостан |
2011 год |
1.13. |
Усиление антикоррупционной составляющей в образовательных программах дополнительного профессионального образования гражданских служащих и муниципальных служащих |
Администрация Президента Республики Башкортостан, научно-исследовательские, образовательные и иные организации, определяемые на конкурсной основе в установленном порядке |
Постоянно |
1.14. |
Разработка и реализация антикоррупционных программ и мероприятий |
Государственные органы Республики Башкортостан; администрации муниципальных районов (городских округов) Республики Башкортостан (по согласованию) |
Постоянно |
1.15. |
Разработка программ развития муниципальной службы |
Администрации муниципальных районов (городских округов) Республики Башкортостан (по согласованию) |
2010 год |
1.16. |
Разработка программ профессионального развития муниципальных служащих и граждан, включенных в кадровые резервы органов местного самоуправления |
Администрации муниципальных районов (городских округов) Республики Башкортостан (по согласованию) |
2010 год |
1.17. |
Совершенствование технологий проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и муниципальной службы и включение в кадровый резерв гражданской службы и муниципальной службы, аттестации и квалификационных экзаменов гражданских служащих и муниципальных служащих |
Государственные органы Республики Башкортостан, администрации муниципальных районов (городских округов) Республики Башкортостан (по согласованию) |
Постоянно |
1.18. |
Разработка механизмов регулирования служебного поведения гражданских служащих и муниципальных служащих, профилактики и разрешения конфликта интересов на гражданской службе и муниципальной службе |
Государственные органы Республики Башкортостан, администрации муниципальных районов (городских округов) Республики Башкортостан (по согласованию) |
2010 год |
1.19. |
Создание органа по управлению государственной гражданской службой Республики Башкортостан |
|
После принятия соответствующего федерального нормативного правового акта |
1.20. |
Организация и проведение семинаров-совещаний руководителей и специалистов кадровых служб государственных органов и органов местного самоуправления по актуальным проблемам применения законодательства в сфере гражданской службы и муниципальной службы |
Администрация Президента Республики Башкортостан, администрации муниципальных районов (городских округов) Республики Башкортостан (по согласованию) |
2010 год |
1.21. |
Разработка и внедрение механизма выявления и разрешения конфликтов интересов на гражданской службе и муниципальной службе, а также принятия мер по предотвращению конфликта интересов, в том числе после ухода гражданского служащего и муниципального служащего с гражданской службы и муниципальной службы |
Администрация Президента Республики Башкортостан |
2010 год |
1.22. |
Разработка и внедрение механизма проверки соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и муниципальных служащих и урегулирования конфликта интересов на гражданской службе и муниципальной службе |
Администрация Президента Республики Башкортостан |
2011 год |
1.23. |
Создание методической базы деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и муниципальных служащих |
Администрация Президента Республики Башкортостан |
2011 год |
1.24. |
Оптимизация процедуры участия независимых экспертов в работе конкурсных комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов |
Государственные органы Республики Башкортостан, администрации муниципальных районов (городских округов) Республики Башкортостан (по согласованию) |
Постоянно |
II. Внедрение на гражданской службе и муниципальной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы | |||
2.1. |
Разработка Порядка заключения договора на обучение между государственным органом (органом местного самоуправления) и гражданином с обязательством последующего прохождения гражданской (муниципальной) службы после окончания обучения в течение определенного срока |
Администрация Президента Республики Башкортостан |
2011 год |
2.2. |
Внедрение конкурсного замещения вакантных должностей муниципальной службы |
Администрации муниципальных районов (городских округов) Республики Башкортостан (по согласованию) |
2010 год |
2.3. |
Проведение Президентского Совета Республики Башкортостан по проблемам совершенствования и развития государственной кадровой политики Республики Башкортостан |
Администрация Президента Республики Башкортостан |
2009 год |
2.4. |
Развитие и внедрение в образовательные процессы дистанционных и модульных технологий обучения и использование их в образовательном процессе в учебных заведениях, осуществляющих в установленном порядке профессиональную переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих |
Администрация Президента Республики Башкортостан, научно-исследовательские, образовательные и иные организации, определяемые на конкурсной основе в установленном порядке |
Постоянно |
2.5. |
Разработка и утверждение единого комплекса тестовых программ для объективной оценки психологических и профессиональных качеств претендентов на замещение вакантных должностей гражданской службы и муниципальной службы, проведения плановой аттестации гражданских служащих и муниципальных служащих |
Администрация Президента Республики Башкортостан, научно-исследовательские, образовательные и иные организации, определяемые на конкурсной основе в установленном порядке |
2011 год |
2.6. |
Создание единой системы научно-методического обеспечения и оказания консультативной помощи по вопросам гражданской службы и муниципальной службы |
Администрация Президента Республики Башкортостан, Министерство юстиции Республики Башкортостан |
2012 год |
III. Повышение эффективности гражданской службы и муниципальной службы и результативности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих и муниципальных служащих | |||
3.1. |
Создание республиканского портала о гражданской службе и муниципальной службе |
Администрация Президента Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан |
2011 год |
3.2. |
Разработка и утверждение перечня индикаторных показателей, характеризующих результативность профессиональной служебной деятельности гражданских служащих и муниципальных служащих, внедрение этих показателей в их должностные регламенты (инструкции) |
Правительство Республики Башкортостан, научно-исследовательские, образовательные и иные организации, определяемые на конкурсной основе в установленном порядке |
2011 год |
3.3. |
Проведение экспериментов и осуществление "пилотных" проектов, в том числе по определению обязанностей, полномочий и мер ответственности гражданских служащих и муниципальных служащих на основе изучения характера и объемов фактически выполняемых функций |
Правительство Республики Башкортостан, администрации муниципальных районов (городских округов) Республики Башкортостан (по согласованию) |
2012 год |
3.4. |
Разработка и внедрение в государственных органах программ и индивидуальных планов профессионального развития гражданских служащих |
Государственные органы Республики Башкортостан |
2012 год |
3.5. |
Реализация "пилотного" проекта "Повышение открытости гражданской службы доверия граждан к гражданским служащим" |
Управление общественно-политического развития и информационной политики Администрации Президента Республики Башкортостан, Министерство образования Республики Башкортостан, Министерство по делам молодежи и спорту Республики Башкортостан |
Ноябрь 2009 года по июль 2010 года |
3.6. |
Разработка и внедрение эффективных управленческих технологий гражданских служащих и муниципальных служащих |
Государственные органы Республики Башкортостан, администрации муниципальных районов (городских округов) Республики Башкортостан (по согласованию) |
Постоянно |
3.7. |
Разработка и внедрение процедур рассмотрения случаев неэтичного поведения гражданских служащих и муниципальных служащих |
Государственные органы Республики Башкортостан, администрации муниципальных районов (городских округов) Республики Башкортостан (по согласованию) |
2011 год |
3.8. |
Совершенствование средств и методов информирования населения о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе с использованием интерактивных методов и расширения каналов распространения информации, включая сеть Интернет |
Государственные органы Республики Башкортостан, администрации муниципальных районов (городских округов) Республики Башкортостан (по согласованию) |
Постоянно |
3.9. |
Проведение социологических исследований, мониторинга эффективности программ профессиональной подготовки кадров |
Научно-исследовательские, образовательные и иные организации, определяемые на конкурсной основе в установленном порядке |
2010 год, 2013 год |
3.10. |
Проведение в образовательных учреждениях открытых уроков с участием гражданских служащих и муниципальных служащих по теме "Служба государству - служба обществу" |
Министерство образования Республики Башкортостан, Министерство молодежной политики, спорта и туризма Республики Башкортостан, администрации муниципальных районов (городских округов) Республики Башкортостан (по согласованию) |
Постоянно |
3.11. |
Обеспечение освещения в СМИ конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы |
Государственные органы Республики Башкортостан |
Постоянно |
3.12. |
Проведение конкурса среди республиканских и муниципальных СМИ на лучшее освещение деятельности государственных органов, органов местного самоуправления |
Государственные органы Республики Башкортостан, администрации муниципальных районов (городских округов) Республики Башкортостан (по согласованию) |
Ежегодно |
3.13. |
Совершенствование технологии проведения аттестации, квалификационного экзамена |
Государственные органы Республики Башкортостан, администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан (по согласованию) |
Постоянно |
3.14. |
Подготовка порядка проведения конкурса "Лучший государственный гражданский служащий Республики Башкортостан" и "Лучший муниципальный служащий Республики Башкортостан" |
Администрация Президента Республики Башкортостан, Ассоциация "Совет муниципальных образований Республики Башкортостан" |
Постоянно |
3.15. |
Подготовка порядка проведения экспериментов по применению новых подходов к организации гражданской службы |
Администрация Президента Республики Башкортостан, государственные органы Республики Башкортостан |
2010 год |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Президента Республики Башкортостан от 13 октября 2009 г. N УП-595 "Об утверждении Программы развития государственной гражданской службы Республики Башкортостан и муниципальной службы в Республике Башкортостан на 2009 - 2013 годы"
Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания
Текст Указа опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", N 23 (317) от 7 декабря 2009 г., ст. 1519 (без Программы)
Текст Указа размещен на сайте Президента Республики Башкортостан в Internet (http://www.presidentrb.ru)