Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к решению Совета
городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
от 23 декабря 2009 г.
N 22/11
Городская целевая программа
"Развитие полигона промышленных и твердых бытовых отходов в районе
п. Новые Черкассы в Орджоникидзевском районе городского округа город Уфа
Республики Башкортостан на период 2010-2015 годы"
I. Паспорт программы
1. Наименование программы |
"Развитие полигона промышленных и твердых бытовых отходов в районе п. Новые Черкассы в Орджоникидзевском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан на период 2010-2015 годы" |
2. Основание для разработки Программы |
- Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; - Закон Республики Башкортостан от 30 декабря 1998 года N 195-з "Об отходах производства и потребления"; - Республиканская целевая программа "Экология и природные ресурсы Республики Башкортостан на период до 2015 года"; - Постановление# Правительства Республики Башкортостан от 22 мая 2009 года N 185 "О реализации мероприятий Республиканской целевой программы "Экология и природные ресурсы Республики Башкортостан на период до 2015 года" |
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущены опечатки.
Реквизиты Закона РБ следует читать: "от 30 ноября 1998 г. N 195-з", а постановление Правительства РБ от 22 мая 2009 г. N 185 имеет название: "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2003 N 317 "О Республиканской целевой программе "Экология и природные ресурсы Республики Башкортостан (2004-2010 годы)"
3. Заказчик Программы |
- Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан; - Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан |
|
4. Разработчик Программы |
ООО НПФ "Уральские промышленные технологии" |
|
5. Цели и задачи Программы |
- определение первоочередных задач, механизмов их реализации, направленных на совершенствование городской системы управления отходами, ориентированной на ресурсосбережение; - сокращение объемов образования отходов; - предотвращение образования отходов (принцип "ноль отходов"); - снижение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье человека; - совершенствование нормативной правовой базы в области обращения с отходами; - разработка муниципальной стратегии и плана действий по управлению отходами на всех этапах обращения с ними с учетом современного состояния развития городского округа город Уфа Республики Башкортостан; - создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в сферу обращения с отходами; - создание и развитие сети предприятий, осуществляющих сбор, переработку и обезвреживание отходов; - разработка и внедрение новых технологий; - оптимизация мест размещения отходов производства и потребления; - расширение международного и межрегионального партнерства в области охраны окружающей среды и ресурсосбережения; - формирование общественного сознания, реализация образовательных программ среди населения в области ресурсосбережения, охраны окружающей среды. |
|
6. Сроки и этапы реализации Программы |
Программа принята на срок 2010-2015 годы, в т.ч.: I этап - 2010-2012 годы; II этап - 2013 год; III этап - 2014-2015 годы |
|
7. Финансовое обеспечение Программы |
Общий объем финансирования Программы составляет 350,0 млн. рублей, в т.ч.: |
|
Этапы |
Стоимость этапов, млн. рублей |
|
I этап |
176,45 |
|
II этап |
133,55 |
|
III этап |
40,00 |
|
Всего |
350,0 |
|
8. Ожидаемый эффект от реализации Программы |
- ликвидация несанкционированного размещения отходов и санитарное благополучие населения; - уменьшение объемов захоронения отходов производства и потребления на полигоне ТБО; - снижение объемов захораниваемых твердых и крупногабаритных отходов за счет извлечения и переработки вторичных ресурсов; - обеспечение гарантированного приема на полигон твердых бытовых отходов; - уменьшение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду; - оптимизация объема отходов, подлежащих захоронению. |
|
9. Система организации управления и контроля за реализацией Программы |
Текущее управление реализацией Программы осуществляется Управлением коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляет постоянная комиссия Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан по городскому хозяйству, застройке, земельным и имущественным отношениям. Заказчик программы один раз в полугодие до 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляет отчет о ходе реализации Программы в постоянную комиссию Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан по городскому хозяйству, застройке, земельным и имущественным отношениям и Управление экономики Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан. |
II. Основные положения Программы
1. Введение
Республика Башкортостан является одним из наиболее промышленно развитых регионов Российской Федерации. Природные богатства предопределили развитие на ее территории горнодобывающей, перерабатывающей, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической и химической отраслей промышленности, энергетики и трубопроводного транспорта, позволили развить сельское хозяйство.
В Республике Башкортостан функционирует более шести с половиной тысяч промышленных предприятий. При этом концентрация промышленного производства существенно превышает общероссийские показатели, особенно в части предприятий нефтепереработки, химии и нефтехимии, что обусловило не только рост экономической мощи республики, но и привело к созданию целого ряда серьезных экологических проблем, в том числе и в области обращения с отходами производства и потребления.
Уфа - столица Республики Башкортостан, на территории которой находятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти Республики. Уфа является политическим, промышленным, финансовым, научным и культурным центром Республики Башкортостан, в котором проживает более 25 % населения республики.
Основными причинами обострения экологических проблем в области обращения с отходами являются:
- высокий уровень износа на предприятиях технологического оборудования;
- использование многоотходных технологий;
- низкие темпы внедрения современных ресурсо- и энергосберегающих технологий.
Ежегодно в Уфе образуется более 0,45 млн. т промышленных отходов, около 1,2 млн. т твердых бытовых отходов.
Средний уровень использования отходов в качестве вторичных ресурсов на протяжении ряда лет составляет около 15 % от общего годового объема их образования. В хозяйственный оборот вовлекаются только высоколиквидные и рентабельные отходы, главным образом лом и отходы черных и цветных металлов, высокосортные марки макулатуры, чистые текстильные, полимерные и древесные отходы. Слабо вовлекаются в хозяйственное использование отходы потребления.
Существующая в настоящее время в городе Уфа система обращения с отходами основана преимущественно на захоронении их на полигоне твердых бытовых отходов (далее - ТБО) в пос. Н. Черкассы и на свалках промышленных предприятий.
В городе Уфе крайне медленными темпами внедряется система раздельного сбора отходов, особенно компонентов ТБО. Из-за отсутствия раздельного сбора отходов вместе с пищевыми отходами, бумагой, полимерной и другой тарой выбрасываются банки с остатками красок, ядохимикатов, лаков, разбитые ртутьсодержащие приборы и лампы, лекарства и прочее. Токсичные компоненты отходов в виде фильтрата представляют потенциальную угрозу окружающей среде.
Особую проблему представляют промышленные отходы. Совокупность опасных свойств, характерных для промышленных отходов (токсичность, пожаро- и взрывоопасность и др.), создает особый риск для здоровья населения и окружающей среды. Нежелание (или отсутствие возможностей) предприятий вкладывать финансовые средства в создание замкнутых технологических циклов, в которых отходы, образующиеся в одном технологическом цикле, являются сырьем для другого, приводит к увеличению объемов размещения отходов на свалках (полигонах) ТБО. Несовершенство системы учета образования и "движения" отходов приводит к несанкционированному размещению токсичных промышленных отходов на берегах рек, водоемов, в пригородных лесах и т.д.
Низкий уровень экологической культуры населения способствует захламлению территорий в местах массового отдыха горожан, вокруг садовых и дачных участков, вдоль автомобильных и железных дорог и т.д.
Помимо экологических аспектов, проблема отходов имеет и экономическую сторону. Отходы, как промышленные, так и бытовые, являются источниками вторичного сырья, переработка которых может дать существенную экономию природных ресурсов.
Создание и развитие производств (установок) по сбору, переработке и обезвреживанию отходов помогут решить и социальную проблему, обеспечив создание новых рабочих мест для жителей столицы.
2. Характеристика проблемы
В сфере обращения с отходами необходима разработка экологически ориентированных методов управления с одновременным решением экономических задач. Анализ воздействия отходов на окружающую среду, применение ресурсосберегающих технологий, нормативное правовое регулирование в сфере обращения с отходами - основы эффективной системы управления отходами, ориентированной на решение комплекса экологических и санитарно-гигиенических задач, сокращение объемов образования отходов, возвращение их в экономический цикл в качестве вторичных материальных ресурсов и уменьшение объемов их размещения на свалках (полигонах) ТБО.
Система управления отходами представляет собой совокупность принципов, методов, средств и форм управления потоками отходов в целях повышения эффективности их удаления, обезвреживания и переработки с одновременным снижением затрат.
Успешное решение проблемы регулирования возрастающего потока отходов возможно только на основе разработки и реализации единой комплексной системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Для успешного решения проблемы отходов необходимо создать конкурентную среду, стимулирующую участие субъектов малого предпринимательства в этой сфере, при необходимости ввести тендерные условия при заключении контрактов на проведение работ по сбору, транспортировке, переработке и захоронению отходов. Цепочка в области обращения с отходами должна быть замкнута таким образом, чтобы в городе была организована инфраструктура по переработке вторичных ресурсов, извлеченных из отходов, то есть приоритет в сфере обращения с отходами должен отдаваться переработке отходов в противовес их захоронению на свалках (полигонах) ТБО. При этом приоритетным направлением является реализация мер, направленных на предотвращение (или снижение) объемов образующихся отходов.
Для обеспечения экологически безопасного обращения с отходами на территории г. Уфы необходимо вести работу по следующим направлениям:
- модернизация производств, внедрение малоотходных технологий;
- развитие и совершенствование системы рециклинга отходов;
- уменьшение объемов размещаемых на полигоне ТБО промышленных и бытовых отходов, минимизация количества объектов размещения отходов, предупреждение их рассеивания или потерь в процессе перегрузки, транспортировки и промежуточного складирования;
- восстановление земель, загрязненных отходами (санация территорий, подвергшихся негативному воздействию отходов);
- создание и развитие сети пунктов раздельного сбора и переработки вторичного сырья;
- внедрение ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий переработки отходов;
- повышение эффективности и результативности контроля за возникновением несанкционированных свалок и их ликвидацией;
- развитие автоматизированной системы учета отходов;
- повышение роли органов местного самоуправления в осуществлении полномочий в сфере сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов производства и потребления;
- осуществление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по обращению с отходами производства и потребления, производственного контроля, в том числе посредством лабораторных исследований и испытаний объектов окружающей среды (почва, атмосферный воздух, вода открытых водоемов) в целях оценки их безопасности и безвредности для окружающей среды и здоровья населения;
- разработка организационно-технических мероприятий, направленных на предотвращение и устранение последствий аварийного загрязнения окружающей среды опасными отходами.
Совершенствование и развитие инструментов регулирования в области обращения с отходами включает в себя:
- нормативно-правовое обеспечение последовательной реализации на территории городского округа принципа ответственности производителя и (или) собственника за сбор и переработку своей продукции после ее использования. Последовательность реализации названного принципа предполагает первоначальное установление уполномоченными органами и последующее расширение ими перечня продукции, на которую распространяется принцип, определение механизма сбора и рециклинга отходов;
- совершенствование механизма экономического стимулирования использования отходов в качестве вторичных материальных ресурсов;
- применение механизма залоговой стоимости для стимулирования сбора, переработки или обезвреживания некоторых видов продукции после ее использования.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и др.), определяется органами местного самоуправления. Организация такого сбора позволяет решить задачи обеспечения возврата в производство утильных компонентов ТБО (значительное ресурсосбережение) и сокращения количества подлежащих захоронению отходов (продление срока службы полигонов).
Основным направлением работ при внедрении системы раздельного сбора отходов является реализация мер, направленных на обеспечение высокого качества вторичного сырья, соблюдение нормируемых размеров санитарно-защитных зон или санитарных разрывов до жилых и общественных зданий, соответствие площадок для установки контейнеров по устройству и содержанию обязательным требованиям санитарных правил и норм. Данные условия являются выполнимыми на стадии сбора отходов у "источника" их образования.
Для организации раздельного сбора отходов можно предложить несколько способов:
- установка специальных контейнеров для селективного сбора бумаги, стекла, пластика, металла в жилых кварталах;
- создание Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан условий, в том числе и экономических, стимулирующих раздельный сбор отходов.
При установке контейнеров для раздельного сбора отходов необходимо соблюдение следующих условий:
- контейнерные площадки должны быть расположены таким образом, чтобы жители могли ими воспользоваться по пути на работу, в магазин, на остановку общественного транспорта;
- контейнеры должны быть выкрашены в разные цвета для различных видов отходов;
- конструкция контейнеров должна предусматривать, с одной стороны, удобство пользования, с другой стороны, не допускать попадания внутрь атмосферной влаги, по мере возможности препятствовать размещению "чужого" вида отходов (например, с помощью различной формы входных отверстий).
Для повышения эффективности внедрения системы раздельного сбора отходов Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан необходимо разработать экономический механизм, стимулирующий привлечение широких слоев населения к раздельному сбору отходов.
Реализация комплекса мер, направленных на усовершенствование обращения с отходами производства и потребления на территории города Уфы, невозможна без участия предприятий, организаций, учреждений, широких слоев населения, без привлечения научно-технического потенциала республики.
Для улучшения ситуации помимо постоянного контроля за деятельностью предприятий - источников образования отходов, необходимо вести целенаправленную просветительскую деятельность по формированию грамотного и ответственного подхода к обращению с отходами.
В целях внедрения передового опыта и новых технологий в области обращения с отходами и развития переработки вторичного сырья необходимо осуществление непрерывного экологического образования, ориентированного на развитие навыков рационального природопользования, проведение конференций, "круглых столов", выставок соответствующей тематики с привлечением образовательных учреждений, имеющих соответствующие лицензии на данный вид деятельности.
Необходимо вовлечение населения в систему экологического просвещения. Невозможно без проведения соответствующей подготовки и разъяснительной работы среди населения организовать раздельный сбор отходов. Нужно довести до каждого жителя информацию о том, какие экологические и экономические результаты влечет раздельный сбор бытовых отходов, как он будет осуществляться (какие виды отходов будут собираться в отдельные контейнеры, чем отличаются контейнеры для бумаги, пластика и других видов отходов и т.д.).
Для обучения населения грамотному подходу к отходам полезно создание научно-популярных фильмов, организация телепередач, издание и распространение листовок, буклетов и других информационных материалов, рассказывающих об экологических и экономических аспектах обращения с отходами, формирующих у населения интерес к проблемам охраны окружающей среды от негативного воздействия отходов.
Полезно осуществление показательных акций по раздельному сбору отходов в период проведения праздников, например, Дней города. В местах массовых гуляний устанавливать контейнеры с броскими надписями "Для бумаги", "Для пластиковых бутылок" и т.п., выставлять рекламные щиты, разъясняющие цели и смысл проведения акции по раздельному сбору отходов, и т.д.
3. Цели и задачи Программы
Целями Программы являются:
- определение первоочередных задач, механизмов их реализации, направленных на совершенствование городской системы управления отходами, ориентированной на ресурсосбережение;
- сокращение объемов образования отходов;
- предотвращение образования отходов (принцип "ноль отходов");
- снижение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье человека.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- совершенствование нормативной правовой базы в области обращения с отходами;
- разработка муниципальной стратегии и плана действий по управлению отходами жизнедеятельности на всех этапах обращения с ними с учетом современного состояния развития города;
- создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в сферу обращения с отходами;
- создание и развитие сети предприятий, осуществляющих сбор, переработку и обезвреживание отходов;
- разработка и внедрение новых технологий;
- оптимизация мест размещения отходов производства и потребления;
- расширение международного и межрегионального партнерства в области охраны окружающей среды и ресурсосбережения;
- формирование общественного сознания, реализация образовательных программ среди населения в области ресурсосбережения, охраны окружающей среды.
4. Основные пути решения Программы
За основу решения Программы принят вариант, предложенный ООО "Эко Сити":
- добыча и утилизация свалочного газа;
- разработка и внедрение новых технологий;
- строительство мусоросортировочного комплекса;
- строительство комплекса полной утилизации ТБО;
- проектирование и ввод в эксплуатацию комплекса по переработке отсортированных отходов.
5. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация мероприятий Программы рассчитана на 2010-2015 годы.
6. Финансовое обеспечение Программы
Источником финансирования Программы является бюджет городского округа город Уфа Республики Башкортостан, средства предприятий, организованных в рамках частного государственного партнерства, внебюджетные средства, средства из бюджета Республики Башкортостан, согласно пунктам 4 и 5 Плана мероприятий по реализации концепции обращения с отходами производства и потребления в Республике Башкортостан на период до 2012 года, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27 октября 2008 года N 369, пункту 6 Перечня мероприятий подпрограмм Республиканской целевой программы "Экология и природные ресурсы Республики Башкортостан (на 2004-2010 годы и период до 2015 года)", приложению N 2 к Постановлению Правительства Республики Башкортостан от 22 мая 2009 года N 185.#
Общий объем финансирования Программы составляет 350,0 млн. рублей, в том числе: | |
Этапы |
Стоимость этапов, млн. рублей |
I этап |
176,45 |
II этап |
133,55 |
III этап |
40,00 |
Всего |
350,0 |
7. Контроль за исполнением Программы
Текущее управление реализации Программы осуществляется Управлением коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляет постоянная комиссия Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан по городскому хозяйству, застройке, земельным и имущественным отношениям.
Заказчик Программы один раз в полугодие до 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляет отчет о ходе реализации Программы в постоянную комиссию Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан по городскому хозяйству, застройке, земельным и имущественным отношениям и Управление экономики Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
III. Мероприятия Программы
N |
Перечень мероприятий |
Срок реализации этапа |
Стоимость мероприятий, млн. руб. |
Источник финансирования |
1 |
1 этап |
|
|
|
1.1 |
Разработка проекта реконструкции полигона промышленных и твердых бытовых отходов: |
2010-2011 гг. |
|
Бюджет городского округа город Уфа Республики Башкортостан |
Изыскания |
|
25,00 |
|
|
Проект |
|
|
Инвестиции на основе государственно-частного партнерства |
|
1.2 |
Разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛРО) |
2010 г. |
0,3 |
Бюджет городского округа город Уфа Республики Башкортостан |
1.3 |
Разработка проекта предельно-допустимых выбросов (ПДВ) |
2010 г. |
0,25 |
Бюджет городского округа город Уфа Республики Башкортостан |
1.4 |
Регистрация объекта захоронения отходов |
2010 г. |
0,15 |
Бюджет городского округа город Уфа Республики Башкортостан |
1.5 |
Строительство комплекса сооружений дренажной системы |
2012г. |
21,00 |
Бюджет городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Инвестиции на основе государственно-частного партнерства |
1.6 |
Строительство очистных сооружений для очистки дренажных вод |
2012 г. |
99,75 |
Бюджет городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Инвестиции на основе государственно-частного партнерства |
1.7 |
Строительство дренажной системы для перехвата грунтовых вод и защиты Фирсового ручья |
2010 г. |
30,00 |
Бюджет городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Инвестиции на основе государственно-частного партнерства |
|
Итого |
|
176,45 |
|
2 |
II этап |
|
|
|
2.1 |
Строительство системы отвода газа метан |
2013 г. |
38,00 |
Инвестиции на основе государственно-частного партнерства |
2.2 |
Рекультивация участков полигона, выведенных из хозяйственного оборота |
2013 г. |
24,00 |
Бюджет городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Инвестиции на основе государственно-частного партнерства |
2.3 |
Приобретение оборудования:
Измельчитель VB 750DK/DH - 1шт.; |
2013 г. |
71,55 |
Бюджет городского округа город Уфа Республики Башкортостан |
Мусоросортировочная линия |
|
|
Инвестиции на основе государственно-частного партнерства |
|
|
Итого |
|
133,55 |
|
3 |
III этап |
|
|
|
3.1 |
Расширение полигона ТБО в соответствии с проектом реконструкции полигона промышленных и твердых бытовых отходов |
2014 г. |
20,00 |
Бюджет городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Инвестиции на основе государственно-частного партнерства |
3.2 |
Разработка проекта санитарно-защитной зоны полигона, территориальная организация санитарно-защитной зоны полигона площадью 160 га |
2015 г. |
20,00 |
Бюджет городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Инвестиции на основе государственно-частного партнерства |
|
Итого |
|
40,00 |
|
|
Всего |
|
350,0 |
|
<< Назад |
||
Содержание Решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23 декабря 2009 г. N 22/11 "О городской целевой программе... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.