Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета
городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
от 24 ноября 2010 г.
N 30/7
Программа
развития культуры и искусства городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2011-2015 годы
27 апреля 2011 г.
г. Уфа, 2010 год
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 27 апреля 2011 г. N 36/13 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование программы |
Программа развития культуры и искусства городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2011-2015 годы (далее - Программа) |
|||||||
Основание для разработки Программы |
Федеральные Законы Российской Федерации: - от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", - Градостроительный кодекс Российской Федерации, - от 04.12.2007 г. N 329-ФЗ "О культуре", - от 23.11.1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле", - от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории культуры) народов Российской Федерации", - от 26.05.1996 г. N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"; Законы Республики Башкортостан: - от 13.07.1993 г N ВС-18-19 "О культуре", - от 08.05.1996 г. N 32-з "О библиотечном деле"; Устав городского округа город Уфа Республики Башкортостан; Правила землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан; Нормативы градостроительного проектирования городского округа город Уфа Республики Башкортостан. |
|||||||
Заказчик Программы |
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан |
|||||||
Разработчик Программы |
Управление по культуре и искусству Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан |
|||||||
Ответственный за выполнение мероприятий Программы |
Управление по культуре и искусству Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан |
|||||||
Цели и задачи Программы |
Главной целью Программы является развитие культуры, как важного ресурса социально-экономического развития города Уфы, социальной стабильности и духовного развития населения городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Задачи: - сохранение культурного наследия и развитие творческого потенциала жителей города Уфы, обеспечение преемственности культурных традиций; - обеспечение равных возможностей доступа к культурным ценностям для жителей города; - совершенствование деятельности учреждений культуры и укрепление их материально-технической базы; - развитие межрегиональных и международных культурных связей; - обеспечение оптимальных условий для творческой самореализации населения в художественной самодеятельности и художественных народных промыслах; - обеспечение благоприятных, доступных и безопасных условий для отдыха и развлечений взрослых и детей в парковых зонах городского округа; - привлечение инвестиции для реализации мероприятий для отдыха и развлечений в парковых зонах городского округа; - повышение кадрового потенциала работников сферы культуры. |
|||||||
Сроки реализации Программы |
2011 - 2015 годы |
|||||||
Исполнители основных мероприятий Программы |
Управление по культуре и искусству Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, муниципальные учреждения культуры и искусства городского округа город Уфа Республики Башкортостан. |
|||||||
Объемы и источники финансирования |
Общие затраты из бюджета городского округа город Уфа РБ на программу составляют 326990,0 тыс. руб., из них: |
|||||||
|
2011 год тыс. руб. |
2012 год тыс. руб. |
2013 год тыс. руб. |
2014 год тыс. руб. |
2015 год тыс. руб. |
Итого тыс. руб. |
|
|
16000,0 |
48300,0 |
47900,2 |
48720,0 |
44720,0 |
П. 5.1-5.5 205640,2 |
|||
- |
25150,0 |
17850,0 |
17400,0 |
14700,0 |
П. 5.6-5.7 75100,0 |
|||
16000,0 |
73450,0 |
65750,2 |
66120,0 |
59420,0 |
280740,2 |
|||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
В результате проведенных в рамках программы мероприятий, учреждения культуры значительно укрепят свою материально-техническую базу и усилят работу по предоставлению услуг культуры населению за счет реконструкции имеющихся учреждений культуры и внедрения инновационных форм работы, учреждения культуры утвердятся как активные субъекты социально-экономического развития города. Выполнение Программы обеспечит: - развитие сети учреждений культуры; - улучшение условий для досуга и творческой самореализации горожан; - создание инновационных проектов, способствующих культурному развитию горожан; - укрепление материально-технической базы учреждений культуры; - концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях развития культуры, оптимизацию расходования бюджетных средств, рост доходов по внебюджетной деятельности; - формирование имиджа города Уфы как культурной столицы Республики Башкортостан; - повышение качества и многообразия предлагаемых услуг культуры, достижение соответствия предложений по услугам потребностям населения; - повышение степени удовлетворенности населения культурными услугами; - увеличение охвата различных категорий зрителей и участников мероприятиями; - расширение спектра просветительских услуг, форм деятельности в соответствии с интересами и потребностями горожан; - обеспечение модернизации библиотек и внедрение инновационных технологий, оснащение процесса предоставления услуг современными техническими средствами; - обеспечение свободного доступа к информации и знаниям, увеличение числа удовлетворенных пользователей библиотечно-информационных услуг; - осуществление эффективного использования творческого потенциала и интеллектуальных ресурсов города; - создание условий для укрепления и дальнейшего совершенствования профессионального искусства, художественного образования для формирования развития эстетических, просветительских потребностей населения, популяризацию творческих коллективов; - увеличение участников межрегиональных, всероссийских, международных конкурсов и фестивалей; - обеспечение запросов подростковых и молодежных групп населения в сфере досуга и культуры, выявление и поддержку молодых даровании, пропаганду лучших образцов отечественного и зарубежного искусства; - создание условий и обеспечение безопасности, доступности и многообразия форм отдыха и развлечений для населения, в том числе для инвалидов и маломобильных групп населения, на территории парков культуры и отдыха. |
|||||||
Экономическое обоснование и оценка эффективности Программы |
Социально - экономический эффект от реализации Программы выражается в повышении социальной роли культуры вследствие: - укрепления единого культурного пространства города, преодоления изоляционистских тенденций; - активизации экономических процессов развития культуры, роста внебюджетных ресурсов, привлекаемых в отрасль; - оптимизации расходования бюджетных средств, сосредоточения ресурсов на решении приоритетных задач в области культуры, модернизации ее материальной базы. При выполнении Программы будут улучшены условия исполнения конституционных прав граждан, сохранен и преумножен творческий потенциал города Уфы. Экономическая эффективность реализации мероприятий Программы складывается за счет увеличения числа платных услуг, создаваемых в результате осуществления инновационных проектов; создания и продвижения культурного продукта, в том числе и на международном уровне. Вклад Программы в экономическое развитие города определяется ее целью и выражается в главном - увеличение "человеческого капитала" через инвестирование художественного воспитания и образования населения города. Конкретная оценка вклада Программы в экономическое развитие города выражена целевыми индикаторами достижения цели Программы. В данном случае это увеличение по качественным индикаторам: - объема платных услуг; - удельного веса населения, охваченного услугами культуры; - числа участников фестивалей и конкурсов; - числа реализованных инновационных проектов; - документовыдачи в библиотеках города; - роста книжного фонда; - числа клубных формирований; - количества поддержанных грантовых проектов. |
|||||||
Система организации управления и контроля за реализацией Программы |
Текущее управление реализацией Программы осуществляется Управлением по культуре и искусству Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, которое также обеспечивает согласованность действий по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств из бюджета, разрабатывает и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку на ассигнования из городского бюджета для финансирования Программы на очередной год, подготавливает отчеты о реализации Программы за отчетный год, проводит текущую работу по подготовке и реализации программных мероприятий, обеспечивает взаимодействие в области культуры, вносит предложения по коррективам Программы на основании работы за год. Руководителем Программы является начальник Управления по культуре и искусству Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Контроль за реализацией программы осуществляется постоянной комиссией Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан по гуманитарным вопросам и связям с общественностью. Контроль включает периодическую отчетность заказчика Программы о выполнении программных мероприятий и рациональном использовании исполнителями полученных ими финансовых средств. Управление по культуре и искусству Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, предоставляет отчет о ходе реализации Программы в постоянную комиссию Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан по гуманитарным вопросам и связям с общественностью и Управление экономики Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан. |
I. Введение
Программа развития культуры и искусства городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2011-2015 годы (далее - Программа) разрабатывается в целях реализации основных положений стратегии социально-экономического развития города Уфы. Программа развивает основные принципы культурной политики, которые установлены Основами законодательства Российской Федерации о культуре, федеральными законами "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", "О библиотечном деле", Законами Республики Башкортостан "О культуре" и "О библиотечном деле", Республиканскими целевыми программами "Развитие библиотечного дела Республики Башкортостан на 2010-2014 годы", "Комплексной Программой развития культуры и искусства Республики Башкортостан на 2006-2010 годы".
Город Уфа, как столица Республики Башкортостан, играет особую роль в деле сохранения национально-культурного потенциала региона, обеспечения преемственности культурных традиций народов, населяющих Башкортостан, культурного воспитания новых поколений горожан и интеллектуальной элиты республики. Мировой опыт показывает, что авторитет и притягательность городов, положительный имидж обусловлены в решающей степени их культурным обликом, развитостью культурной инфраструктуры.
Столица Башкортостана обладает развитой инфраструктурой в сфере искусства и культуры.
В городском округе город Уфа Республики Башкортостан активно действуют шесть театров (Башкирский государственный театр оперы и балета, Башкирский государственный академический театр драмы им. М. Гафури, Государственный академический русский драматический театр, Уфимский государственный татарский театр "Hyp", Национальный молодежный театр им. М. Карима, Башкирский государственный театр кукол), Башкирская государственная филармония, ГУП "Конгресс-холл", Национальный симфонический оркестр, Государственный академический ансамбль народного танца им. Ф. Гаскарова, Уфимский государственный цирк, Национальный музей Республики Башкортостан, Национальный литературный музей, Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова, Республиканский музей Боевой Славы, Музей археологии и этнографии Центра научного исследования Уфимского научного центра Российской академии наук, Национальная библиотека имени Ахмет Заки Валиди, Республиканская библиотека для слепых. Являясь учреждениями культуры и искусства республиканского подчинения, и осуществляя свою деятельность в основном на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, эти учреждения в большей мере доступны, прежде всего, жителям столицы Башкортостана. В силу этих обстоятельств можно в полной мере считать эти учреждения краеугольным камнем культурной жизни городского округа город Уфа - столицы Республики Башкортостан.
На территории города располагаются семь Дворцов культуры: Дворец культуры "Моторостроитель", Дворец культуры "Нефтяник", Дворец культуры и техники ОАО УЗЭМИК, Дворец культуры железнодорожников, Дворец молодежи, Дворец культуры химиков, Городской Дворец культуры, которые ведут большую работу по организации досуга и культурного обслуживания горожан.
Значительная доля культурно-массовой деятельности в области эстетического воспитания, пропаганды здорового образа жизни, истинных духовных ценностей в столице республики принадлежит муниципальным учреждениям культуры. В Уфе активно работают МУ Городской Дворец культуры, Уфимский городской планетарий, МУ ФАТ "Мирас". Дополнительное образование получают 7900 юных горожан в 12-ти музыкальных, 2-х художественных и 3-х школах искусств. В городе созданы Централизованная система массовых библиотек, объединяющая 34 массовые библиотеки, и Централизованная система детских библиотек с 20-ю библиотеками. Общий фонд библиотек в городе Уфе - более 2-х млн. единиц хранения.
Особая роль в культурной жизни столицы принадлежит двум муниципальным музеям: "Дом-музей В.И. Ленина", "Музей истории Башкирской организации Всероссийского общества слепых".
Десять современно оборудованных кинотеатров города обслуживают в год около 2 млн. зрителей.
Украшением города являются восемь парков культуры и отдыха, которые, как и прежде, остаются любимым местом отдыха горожан.
Клубные учреждения сохранены в количестве 8 единиц, 5 из которых расположены в пригородах и имеют огромное значение для жителей окраин (Дома культуры сел Федоровка, Нагаево, Старые Турбаслы, Искино, Новые Черкассы).
Существование и функционирование бюджетных учреждений культуры - необходимое условие дальнейшего развития общества. Сегодня среди важнейших показателей социально-экономического развития города Уфы своеобразным барометром государственного благополучия, несомненно, является состояние культуры. Чем выше ее уровень, тем в более цивилизованном мире мы живем. Это и задает современные векторы развития культуры столичного мегаполиса.
II. Характеристика проблемы
Благодаря реализации Программы развития культуры городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2006-2010 годы, развитию проектной деятельности и социального партнерства удалось достичь положительных результатов по созданию и интеграции информационных ресурсов муниципальных библиотек, поддержке и развитию материально-технического комплекса культурно-досуговых учреждений, сохранению и развитию традиционной культуры.
Однако не все программные идеи удалось реализовать в последние годы. В настоящее время бюджетное финансирование культуры и искусства значительно отстает от стремительно возрастающих под влиянием инфляции потребностей организаций культуры и искусства в финансовых средствах. Отсюда следуют такие проблемы, как: неукомплектованность и текучесть кадров учреждений культуры и дополнительного образования, низкая оплата труда, недостаточное внедрение информационных технологий. Необходима государственная поддержка гастрольной деятельности коллективов, молодых дарований, лучших представителей творческой интеллигенции. Важно осуществление непрерывного мониторинга состояния памятников истории и культуры, их реставрации. Следует уделять внимание учету и хранению музейных фондов, созданию условий для сохранности музейных и библиотечных фондов.
Анализ сегодняшней ситуации наглядно демонстрирует, что в культурной сфере накопился ряд проблем, без разрешения которых невозможно динамичное и социально значимое развитие культуры в городе. В материальной сфере это, в первую очередь, неравномерное распределение объектов культуры на территории города, их недостаточность в районах новостроек, необходимость реконструкции не соответствующих требованиям времени существующих объектов, в том числе парков культуры и отдыха, которые требуют своего развития, как с точки зрения ландшафтной архитектуры, так и внедрения новых форм отдыха и развлечений детей и взрослых.
Сегодняшняя ситуация обозначила проблемы развития инновационной деятельности, которая позволит расширить спектр предоставляемых населению культурных услуг и стать учреждениям культуры в какой-то мере реальными субъектами экономики, заложив основы саморазвития отрасли.
Для решения выше обозначенных проблем необходимо укрепление материально технической# базы учреждений культуры, поиск механизмов привлечения инвестиций в сферу культуры и повышение квалификации кадрового состава, подготовленного к деятельности в новых экономических и социальных условиях.
Культурное наследие является фактором, поддерживающим столицу Башкортостана в стремлении быть конкурентоспособной. Оно высоко оценивается во внешней среде и является приоритетным объектом внимания именно внешнего потребителя, что особенно важно для развития культурного обмена как одного из главных направлений в стратегии развития города. В связи с этим сохранение культурного наследия и развитие творческого потенциала города Уфы, обеспечение преемственности культурных традиций становятся стратегическим приоритетом города.
По мере возрастания роли культуры в обществе она перестает быть просто одной из форм удовлетворения потребностей. Вывод культуры на уровень, позволяющий ей стать активным участником социально-экономических процессов, требует определенных усилий со стороны государства. Инвестирование государства в культуру означает инвестирование в "человеческий капитал", что способствует социальной стабильности и духовному здоровью населения. Таким образом, данная Программа представляет собой комплекс мер, связывающих интересы культуры и экономики.
К настоящему времени в городе Уфе сложились необходимые социальные и экономические предпосылки для перехода к устойчивому развитию сферы культуры. Накопленный потенциал культуры требует системных преобразований, на осуществление которых направлена Программа развития культуры и искусства городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2011-2015 годы.
Данная Программа ориентирована на дальнейшее совершенствование системы управления отраслью и межведомственной координации по реализации комплексных целевых проектов и других мероприятий, предусматривающих объединение усилий ведомств и органов местного самоуправления, повышение эффективности использования ресурсов культуры в целях социально-экономического развития; модернизацию инфраструктуры сферы культуры; обеспечение условий для развития национальной культуры, сохранения культурного многообразия; содействие активизации участия населения в культурной жизни своих территорий, расширение спектра и качества услуг, оказываемых населению города; формирование позитивного имиджа Уфы на российском и международном уровнях.
III. Основные цели и задачи Программы
Цель: развитие культуры как важного ресурса социально-экономического развития территории, социальной стабильности и духовного здоровья населения городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
N п/п |
Задача |
Обоснование необходимости решения поставленной задачи для достижения сформулированной цели Программы |
1 |
Сохранение культурного наследия и развитие творческого потенциала города Уфы, обеспечение преемственности культурных традиций; совершенствование деятельности учреждений культуры; развитие межрегиональных, международных культурных связей. |
Культурное наследие народов, проживающих в городе Уфе, культурный потенциал являются ресурсом развития города, благодаря которому столица Башкортостана может быть конкурентоспособна как региональный центр культуры. Межрегиональные и международные связи в сфере культуры способствуют развитию культурного потенциала и формированию позитивного имиджа города. Поддержка, развитие и популяризация национальных культур будет способствовать воспитанию толерантности у населения города и являться залогом социальной стабильности. |
2 |
Обеспечение оптимальных условий творческой самореализации населения в художественной самодеятельности; укрепление материально-технической базы учреждений культуры; обеспечение равных возможностей доступа к культурным ценностям для жителей города. |
Решение задачи будет способствовать укреплению духовного здоровья горожан, развитию культурных традиций и социальной стабильности. Развитие народных традиций будет являться еще одним ресурсом культурного обмена и экономического развития сферы культуры. |
3 |
Развитие паркового хозяйства, создание комфортных зон отдыха |
Позволит сохранить и развить рекреационные зоны городского округа, создать условия и обеспечение безопасности, доступности и многообразия форм отдыха и развлечений для населения в целом, в том числе для инвалидов и маломобильных групп населения, на территории парков культуры и отдыха, объектах культуры и искусства. |
4 |
Повышение кадрового потенциала |
Будет способствовать более эффективному решению I и II задач. |
IV. Сроки реализации Программы
Мероприятия Программы будут реализовываться в течение 2011-2015 годов. Мониторинг эффективности по целевым показателям будет проводиться ежеквартально.
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 27 апреля 2011 г. N 36/13 раздел V настоящего приложения изложен в новой редакции
V. Система программных мероприятий
- Объемы внебюджетных средств на реализацию проектов нового строительства, реконструкции объектов капитального строительства и комплексного благоустройства соответствующих территорий обосновываются утвержденной в установленном порядке проектной документацией объектов капитального строительства, реконструкции, после чего уточняются и перераспределяются по годам.
* - Объемы внебюджетных средств на реализацию проектов нового строительства, реконструкции объектов капитального строительства и комплексного благоустройства на территории конкретных парковых зон обосновываются утвержденной в установленном порядке документацией по планировке территории и проектной документацией объектов капитального строительства, после чего уточняются и перераспределяются по годам п. 5.6.
* - Все закупки и работы производятся в соответствии с действующим законодательством РФ о закупках товаров, услуг для государственных и муниципальных нужд.
VI. Ожидаемый социально-экономический эффект
Реализация мероприятий Программы позволит создать условия для устойчивого функционирования и эффективного развития отрасли, ее успешной интеграции в сферу культуры, а также обеспечит сохранение социальной стабильности посредством повышения уровня удовлетворенности культурных потребностей жителей города Уфы. Внедрение в практику организационно-структурных, экономических и содержательных нововведений, модернизация оборудования, техническо-материального переоснащение# учреждений, внедрение новых, более эффективных форм работы с различными категориями населения позволит существенным образом повысить объем и качество оказания культурных услуг. Реализация мероприятий, предусмотренных в Программе, позволит достичь существенных результатов:
- ежегодное увеличение доли населения, принимающего участие в культурно-массовых мероприятиях;
- ежегодное увеличение количества и улучшение качества проводимых мероприятий;
- ежегодное увеличение количества посещений муниципальных библиотек;
- пополнение фондов библиотек;
- повышение уровня удовлетворенности пользователей библиотек на 30%;
- ежегодное увеличение учащихся школ дополнительного образования;
- ежегодное увеличение количества участников и победителей Международных, Всероссийских, Межрегиональных, республиканских и муниципальных конкурсов;
- расширение спектра просветительских услуг, форм деятельности в соответствии с интересами и потребностями горожан;
- привлечение инвестиций в отрасль культуры;
- расширение обслуживания населения, популяризация творческих коллективов;
- рост социальной активности всех групп населения;
- количество учреждений культуры, имеющих выход в Интернет, возрастет на 30%;
- количество компьютеризированных рабочих мест для пользователей возрастет на 30%;
- повышение культурного уровня населения;
- увеличение количества участников секций, студий - на 0,5%;
- увеличение детско-юношеской аудитории - на 20%;
- увеличение спектра предлагаемых видов услуг и форм работы;
- создание условий и обеспечение безопасности, доступности и многообразия форм отдыха и развлечений для населения в целом, в том числе для инвалидов и маломобильных групп населения, на территории парков культуры и отдыха, объектах культуры и искусства;
- повышение уровня социальной адаптации и интеграции людей с ограниченными физическими возможностями.
Целевые индикаторы и показатели реализации Программы
Наименование показателей |
Единица измерения |
Годы |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
Удовлетворенность населения качеством предоставляемых услуг |
% |
85 |
85,5 |
86 |
86 |
86,5 |
Доля населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях |
% |
78 |
78,3 |
78,5 |
78,8 |
79,0 |
Доля населения, участвующего в бесплатных культурно-массовых мероприятиях |
% |
124,5 |
125,0 |
125,5 |
126,0 |
126,5 |
Количество экземпляров библиотечного фонда на 1000 жителей ГО г. Уфа РБ |
экз. |
2131,4 |
2132,0 |
2132,6 |
2133,0 |
2133,4 |
Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности |
% |
8,0 |
8,1 |
8,2 |
8,3 |
8,4 |
Количество Международных, Всероссийских, Межрегиональных, республиканских конкурсов, в которых примут участие воспитанники ДМШ, ДХШ, ДШИ, участники самодеятельных и творческих коллективов |
ед. |
61 |
68 |
73 |
80 |
85 |
<< Назад |
||
Содержание Решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 24 ноября 2010 г. N 30/7 "Об утверждении Программы развития... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.