Методические указания
по осуществлению финансового контроля за выполнением автономными учреждениями государственных заданий и расходованием бюджетных средств в соответствии с целями государственного задания
Согласовано решением заседания
Правительственной комиссии
Республики Башкортостан
по вопросам эффективного и целевого
использования средств бюджета
Республики Башкортостан
от 28.09.2010 года
1. Общие положения
Настоящие методические указания разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, административными регламентами исполнения органами исполнительной власти Республики Башкортостан государственной функции по осуществлению финансового контроля в формах и порядке, устанавливаемых Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации.
Методические указания определяют процедуру и порядок осуществления финансового контроля за выполнением автономными учреждениями государственных заданий и эффективности использования ими государственной собственности, а также расходованием бюджетных средств в соответствии с целями государственного задания.
Методические указания рекомендованы к применению и использованию в работе органами Республики Башкортостан, осуществляющими государственный финансовый контроль.
Конкретные вопросы проверок определяются утвержденной в соответствующем порядке программой.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от 03.11.2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами - в ред. Закона с 01.01.2011 года).
Ежегодно, не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества в определенных учредителем автономного учреждения средствах массовой информации, а также на официальном сайте органа исполнительной власти Республики Башкортостан, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения. Типовая форма отчета утверждена постановлением Правительства Республики Башкортостан от 07.07.2008 года N 237 "О типовых формах отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества".
Органами автономного учреждения являются наблюдательный совет автономного учреждения, руководитель автономного учреждения, а также иные предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы (общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и другие).
Статьей 11 Федерального закона Российской Федерации от 03.11.2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" определена компетенция наблюдательного совета автономного учреждения. В том числе наблюдательный совет автономного учреждения рассматривает проект плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения для заключения; по представлению руководителя автономного учреждения проекты отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании его имущества, об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность автономного учреждения; вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и утверждения аудиторской организации.
Крупная сделка (цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает десять процентов балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки) и сделка, в совершении которой имеется заинтересованность членов наблюдательного совета автономного учреждения, руководителя автономного учреждения и его заместителей, совершается после предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения. При этом, установленный порядок заключения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, не применяется при совершении сделок, связанных с выполнением автономным учреждением работ, оказанием им услуг в процессе его обычной уставной деятельности, на условиях, существенно не отличающихся от условий совершения аналогичных сделок.
В состав наблюдательного совета автономного учреждения входят представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности.
Автономное учреждение финансируется из бюджета на определенное учредителем государственное задание в виде субсидий и без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, в том числе приобретенным самостоятельно, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
Задание является обязательным для автономного учреждения.
Учредитель устанавливает в задании требования к качеству и (или) объему (составу), условиям, порядку и результатам оказания автономным учреждением услуг, выполнения им работ для обеспечения осуществления предусмотренных законодательством полномочий органов исполнительной власти Республики Башкортостан в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и иных сферах с учетом потребностей в государственных услугах, а также определяет порядок контроля за исполнением задания, включая условия и порядок досрочного прекращения его выполнения.
Финансовое обеспечение выполнения задания осуществляется за счет бюджетных ассигнований путем предоставления автономному учреждению учредителем:
субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание им услуг физическим и (или) юридическим лицам;
субсидии на возмещение нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением учредителем или приобретенного автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду с согласия учредителя), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Автономное учреждение вправе открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета в финансовых органах субъектов Российской Федерации. Открытие и ведение лицевых счетов автономным учреждением в финансовом органе субъекта Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации.
Предоставление автономному учреждению субсидий в течение финансового года осуществляется на основании соглашения между учредителем и автономным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидий. Учредитель вправе уточнять и дополнять соглашение с учетом отраслевых особенностей. Периодичность перечисления субсидий в течение финансового года и размеры субсидий определяются указанным соглашением. Соглашение является приложением к заданию.
Автономное учреждение вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника только с согласия своего учредителя.
Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано.
2. Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность автономных учреждений и документы, подлежащие проверке
При проведении проверки за выполнением автономными учреждениями государственных заданий и расходованием бюджетных средств в соответствии с целями государственного задания, а также эффективности использования государственной собственности автономными учреждениями необходимо руководствоваться следующими нормативными актами Российской Федерации и Республики Башкортостан.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 1.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 03.11.2006 года N 174-ФЗ (в ред. с изменениями) "Об автономных учреждениях".
4. Федеральный закон Российской Федерации от 08.05.2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (вступает в силу с 01.01.2011 года).
5. Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.1996 года N 129-ФЗ (в ред. с изменениями) "О бухгалтерском учете".
6. Законы Республики Башкортостан "О бюджете Республики Башкортостан" на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
7. Закон Республики Башкортостан от 28.11.2003 года N 43-з (в ред. с изменениями) "О налоге на имущество организаций".
8. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 25.04.2008 года N 138 "О порядке подготовки предложений о создании автономных учреждений Республики Башкортостан путем изменения типа существующих государственных учреждений и типовом уставе автономного государственного учреждения Республики Башкортостан".
9. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 07.07.2008 года N 236 (в ред. с изменениями) "Об утверждении Положения об осуществлении органами исполнительной власти Республики Башкортостан функций и полномочий учредителя автономного учреждения Республики Башкортостан".
10. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 07.09.2007 года N 251 "О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан".
11. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 07.07.2008 года N 237 "О типовых формах отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества".
12. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 15.07.2008 года N 250 "Об условиях и порядке формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в собственности Республики Башкортостан, и порядке финансового обеспечения выполнения задания".
13. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 30.07.2009 года N 300 "Об утверждении Перечня государственных услуг Республики Башкортостан".
14. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2008 года N 453 "О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг".
15. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2008 года N 456 "Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения стандартов качества предоставления государственных услуг".
16. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2008 года N 485 "О порядке оценки соответствия качества фактически предоставленных государственных услуг стандартам качества предоставления государственных услуг".
17. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 21.04.2009 года N 147 "О Порядке формирования и ведения перечня государственных услуг Республики Башкортостан" (в части проведения работ по своевременному внесению дополнений в перечень).
18. Приказ Министерства финансов Республики Башкортостан от 12.04.2010 N 29 "Об утверждении Порядка и Методики планирования бюджетных ассигнований бюджета Республики Башкортостан".
19. Положения по бухгалтерскому учету и План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 года N 94н.
20. Приказы отраслевых министерств и ведомств Республики Башкортостан об утверждении методических рекомендаций по расчету нормативов затрат на оказание услуг физическим и (или) юридическим лицам автономным учреждением.
Например:
Приказ Минздрава Республики Башкортостан от 04.06.2009 года N 1021-Д "Об утверждении методических рекомендаций по расчету нормативов затрат на оказание услуг физическим и (или) юридическим лицам автономным образовательным учреждением, подведомственным Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, а также нормативов затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества".
Приказ Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 25.12.2009 года N 343-о "Об утверждении методических рекомендаций по расчету нормативов затрат на оказание услуг физическим и (или) юридическим лицам автономным учреждением и типовой формы соглашения между учредителем и автономным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание услуг физическим и (или) юридическим лицам" и др.
При этом, проверке обязательно подлежат следующие планы, отчеты и документы автономного учреждения:
1. План финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения, утвержденный наблюдательным советом.
2. Государственное задание учредителя и соглашение, заключенное между учредителем и автономным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидий на выполнение государственного задания.
3. Отчет о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества, утвержденный наблюдательным советом.
4. Отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения, утвержденный наблюдательным советом.
5. Отчет об исполнении государственного задания и пояснительная записка о результатах выполнения государственного задания (представляется ежеквартально в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и в срок до 1 февраля очередного финансового года учредителям - главным распорядителям бюджетных средств).
6. Годовая бухгалтерская отчетность учреждения, утвержденная наблюдательным советом.
7. Аудиторское заключение о достоверности годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения (при его наличии).
3. Основные вопросы проверки за выполнением автономными учреждениями государственных заданий и расходованием бюджетных средств в соответствии с целями государственного задания
3.1. Проверка правового положения и соответствия учредительных, иных документов автономного учреждения и осуществляемых видов деятельности автономным учреждением, совершаемых сделок действующему законодательству.
Осуществляется проверка правового положения, порядка создания автономного учреждения, цели, порядок формирования и использования имущества, основы управления автономным учреждением, основы отношений с учредителем, с участниками гражданского оборота, ответственность автономного учреждения по своим обязательствам в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 03.11.2006 года N 174-ФЗ (в ред. с изменениями) "Об автономных учреждениях".
Проверке подлежат Устав автономного учреждения, утвержденный учредителем, лицензии, свидетельства о государственной аккредитации, иные разрешительные документы, выданные учреждению на осуществление деятельности за проверяемый период, на предмет соответствия действующему законодательству (по форме и существу). Определяются цель и задачи создания и деятельности автономного учреждения, его права и обязанности, а также источники формирования имущества и финансовых ресурсов.
Проверке также подлежит вопрос соответствия осуществляемых видов деятельности автономным учреждением целям его создания и учредительным и иным документам.
Наличие соглашения между учредителем и автономным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидий на выполнение государственного задания с включением всех основных условий исполнения государственного задания, контроля за его исполнением и принимаемых мер при его неисполнении, соответствие его утвержденному учредителем типовому соглашению.
При этом, учредитель вправе:
изменять размер субсидии в случае изменения в задании учредителя показателей, характеризующих качество и (или) объем оказываемых физическим и (или) юридическим лицам услуг и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
принимать решение об изменении задания, в случае фактического исполнения задания учреждением в большем объеме, чем это предусмотрено заданием учредителя;
сократить размер субсидии и (или) потребовать частичного или полного возврата предоставленной учреждению субсидии, если фактически исполненное учреждением задание меньше по объему, чем это предусмотрено заданием, или не соответствует качеству услуг, определенному в задании;
не предоставлять субсидию учреждению в случае сдачи в аренду, с согласия учредителя, предоставленного в установленном порядке недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением собственником или приобретенных учреждением за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества;
Учреждение вправе:
расходовать субсидию самостоятельно;
при необходимости обращаться к учредителю с предложением об изменении в задании показателей, характеризующих качество и (или) объем оказываемых физическим и (или) юридическим лицам услуг.
Учреждение обязано:
оказывать услуги (выполнять работы) физическим и (или) юридическим лицам в соответствии с заданием учредителя за счет субсидии, направляемой учредителем;
возвращать субсидию или ее часть в случае, если фактически исполненное учреждением задание меньше по объему, чем это предусмотрено заданием, или не соответствует качеству услуг, определенному в задании;
при оказании услуг (выполнения работ) на частично платной основе осуществлять покрытие соответствующей части нормативных затрат за счет получаемых доходов.
Проверкой также должны быть охвачены вопросы по выявлению заключения автономным учреждениям в проверяемом периоде крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность и соблюдение законодательно установленного порядка осуществления таких сделок.
3.2. Проверка наличия и эффективного использования государственного имущества Республики Башкортостан, в том числе земельных участков.
Проверкой должны быть охвачены следующие вопросы.
Фактическое наличие производственных, технических, коммунальных и иных зданий и сооружений, а также иного находящегося в государственной собственности недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества по перечню, определенному совместным решением учредителя - республиканского органа исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления), и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
Полнота и правильность постановки на учет, оприходования, правомерность списания и правильность обособленного учета имущества. Проверяются вопросы правильности и полноты отражения обособленно на счетах и в регистрах бухгалтерского учета:
переноса остатков имущества (при создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного учреждения) соответственно на счета учета имущества (дебет счета 01 "Основные средства" на отдельные субсчета) и капитала и его износа на забалансовый счет 010 "Износ основных средств";
стоимости приобретенного имущества с согласия учредителя;
установления сроков полезного использования имущества;
выбытия и списания имущества с согласия учредителя.
В общепринятом порядке в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 07.09.2007 года N 251 "О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан" к особо ценному движимому имуществу относится движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 50 тысяч рублей.
При проведении проверки проводится обязательная инвентаризация недвижимого и наиболее ценного движимого имущества в соответствии с действующим законодательством постоянно действующей инвентаризационной комиссией учреждения в присутствии специалиста(ов) контролирующего органа с охватом вопросов сохранности и эффективного использования имущества.
Осуществляется проверка наличия свидетельства о включении имущества в реестр государственного имущества Республики Башкортостан, выданного Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и свидетельств о государственной регистрации права на объекты недвижимого имущества, переданные автономному учреждению на праве оперативного управления, права на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком.
Соблюдение установленного порядка сдачи в аренду помещений и другого республиканского имущества. Наличие заключенных договоров на сдачу в аренду помещений с согласия учредителя, их государственная регистрация (при заключении договоров на срок более одного года). Наличие заключенных договоров на возмещение коммунальных услуг арендаторами.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона Российской Федерации от 03.11.2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" "в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется". Вследствие этого, при необходимости производится перерасчет на уменьшение сумм субсидий исходя из нормативов затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, сданного в аренду.
Проводится проверка и сверка данных по расчетам по аренде имущества.
Обязательной проверке подлежат вопросы эффективного использования площадей недвижимого имущества, особо ценного движимого имущества, в том числе выявление неиспользуемого имущества, анализ расходов на содержание имущества (коммунальные, эксплуатационные и другие расходы) в динамике, включая влияние на изменение расходов роста (уменьшения) тарифов, натуральных показателей.
При этом, собственник имущества по согласованию с учредителем вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.
Проверка расходов на содержание имущества проводится в основном сплошным методом за весь проверяемый период. При этом необходимо учитывать, что при определении нормативов затрат на содержание недвижимого имущества (зданий, сооружений) органами исполнительной власти Республики Башкортостан, осуществляющими функции и полномочия учредителя автономного учреждения, в состав затрат включаются расходы на осуществление текущего и капитального ремонта; холодное водоснабжение; отопление; горячее водоснабжение; водоотведение; электроснабжение; газоснабжение; обеспечение пожарной безопасности; санитарное содержание имущества и др. в соответствии с порядком, утверждаемым учредителем.
Проверкой также охватываются вопросы программы энергосбережения, включая обязательное наличие приборов учета тепловой, газовой и электрической энергии; определенной периодичности проведения капитального и текущего ремонтов, противопожарных мероприятий.
3.3. Правильность формирования учредителем государственных заданий, их соответствие основным предусмотренным нормативным параметрам, и расчета субсидий на выполнение государственных заданий. Правильность формирования автономным учреждением плана финансово-хозяйственной деятельности.
Осуществляется проверка организации работы с государственным заданием со стороны учредителя в части утвержденного перечня государственных услуг (оказываемые автономным учреждением государственные услуги должны быть включены в Перечень государственных услуг Республики Башкортостан, утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.07.2009 года N 300); порядка определения расчетно-нормативных затрат; требований к качеству государственных услуг; порядка формирования и финансового обеспечения государственных заданий; формирования и утверждения государственных заданий, правильности расчета субсидий и их перечисления учреждению, осуществления контроля за исполнением государственного задания.
Проверке подлежат государственные задания, доведенные учредителем (главным распорядителем бюджетных средств) за проверяемый период на предмет содержания и наличия:
выписки из реестра расходных обязательств по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения государственного (муниципального) задания (до 01.01.2011 года);
показателей, характеризующих состав (до 01.01.2011 года), качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных услуг (выполняемых работ);
порядок контроля за исполнением государственного задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
требования к отчетности об исполнении государственного задания.
Государственные задания на оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам должны быть проверены на содержание в нем:
определения категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
порядка оказания соответствующих услуг;
предельных цен (тарифов) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов).
При формировании учредителем государственных заданий должен быть выдержан Порядок формирования государственного задания, утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15.07.2009 года N 250 "Об условиях и порядке формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в собственности Республики Башкортостан, и порядке финансового обеспечения выполнения задания".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления Правительства Республики Башкортостан N 250 "Об условиях и порядке формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в собственности Республики Башкортостан, и порядке финансового обеспечения выполнения задания" следует читать как "от 15 июля 2008 г."
Отдельно проверяется правильность расчета размера выделяемых субсидий за счет средств бюджета Республики Башкортостан на выполнение государственных заданий. Проверка правильности расчета субсидий производится на основании приказа Министерства финансов Республики Башкортостан от 12.04.2010 N 29 "Об утверждении Порядка и Методики планирования бюджетных ассигнований бюджета Республики Башкортостан" и приказов отраслевых министерств и ведомств Республики Башкортостан об утверждении методических рекомендаций по расчету нормативов затрат на оказание услуг физическим и (или) юридическим лицам автономным учреждением.
Объемы бюджетных ассигнований на предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных услуг (выполнением работ) физическим и (или) юридическим лицам рассчитываются нормативным методом на основании утвержденных нормативов затрат:
на оказание государственных услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам в рамках заданий органов исполнительной власти Республики Башкортостан;
на содержание соответствующего недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества и уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, за исключением случаев, установленных актами Президента Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан.
Рассчитанный норматив затрат по имуществу необходимо сравнить с утвержденным перечнем такого имущества.
Проверке также подлежит план финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения на предмет соответствия положений плана финансово-хозяйственной деятельности государственному заданию.
3.4. Проверка выполнения показателей, установленных государственным заданием и планом финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения.
При проведении проверки производится запрос у учредителя по системе оценки потребности в государственных услугах и эффективности их представления.
Оценка выполнения учреждениями государственного задания должна производится главными распорядителями бюджетных средств с использованием следующих критериев:
полнота и эффективность использования средств бюджета Республики Башкортостан на выполнение государственного задания;
количество потребителей государственных услуг;
объем государственных услуг;
качество оказания государственных услуг (количественные характеристики качественных показателей оказания государственных услуг) в соответствии с утвержденными государственными стандартами оказания государственных услуг (постановление Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2008 года N 485 "О порядке оценки соответствия качества фактически предоставленных государственных услуг стандартам качества предоставления государственных услуг");
степень удовлетворенности потребителей услуг их качеством.
Осуществляется проверка правильности и достоверности составления и представления отчета об исполнении государственного задания и пояснительной записки к нему в соответствии с требованиями, установленными в задании.
Проводится анализ выполнения установленных государственным заданием показателей в части видов и объема оказываемых услуг или выполняемых работ в сравнении с планом (в соответствии с заданием) и в динамике по сравнению с прошлым(и) периодами (при возможности не менее трех лет).
При необходимости проводится проверка правильности выбора и оказания услуг (выполнения работ) категории физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг по заданию.
Проводится сравнение показателей отчета об исполнении государственного задания с показателями отчета об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения, отчета о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества.
В рамках проверки показателей, установленных планом финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения, проводится анализ исполнения плана по утвержденным показателям и анализ бухгалтерской отчетности автономного учреждения. При этом, проверке подлежат вопросы анализа сумм целевого финансирования (субсидий) на выполнение государственного задания исходя из объема задания; финансовой устойчивости автономного учреждения; ликвидности и платежеспособности учреждения; деловой активности учреждения; прибыльности и рентабельности автономного учреждения; полученных доходов от основных и иных видов деятельности (прочих доходов) и производимых по ним расходов по направлениям и видам доходов и расходов; направление использования чистой прибыли автономного учреждения. Проверка проводится также по данным годовой (квартальной) бухгалтерской отчетности в динамике и в сравнении с плановыми показателями.
Проверке также подлежит порядок осуществления контроля за исполнением государственных заданий со стороны учредителя (главного распорядителя бюджетных средств), в том числе при проверке последним отчета об исполнении государственного задания.
3.5. Проверка обоснованности и правильности производимых расходов автономным учреждением на выполнение государственного задания.
Проверке подлежат фактически произведенные расходы на основе утвержденного автономным учреждением финансового плана, в том числе по вопросам:
оплаты труда работников автономного учреждения в соответствии с действующим Трудовым кодексом Российской Федерации, иными правовыми актами, регулирующими порядок, условия и размер оплаты труда по выполнению государственного задания;
оплаты по договорам поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг при выполнении государственного задания;
оплаты по договорам на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств, включая оплату налога на имущество и земельного налога по такому имуществу, предусмотренных соответствующим законодательством (за исключением имущества, сданного в аренду и в других аналогичных случаях);
оплаты иных расходов.
При проверке расходов на содержание недвижимого и особо ценного имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем, необходимо также рассмотреть и проанализировать долю расходов в рамках государственного задания и долю коммерческой деятельности с использованием этого имущества.
Обоснованность расхода должна быть подтверждена необходимыми основанием (договоры, приказы и т.д.) и оправдательными первичными учетными документами.
Правильность производимых расходов по статьям и видам расходов в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения осуществляется путем проверки правильности отражения расходов по счетам бухгалтерского учета, предусмотренным рабочим планом счетов автономного учреждения, являющимся неотъемлемой частью учетной политики проверяемого учреждения или обособленным субсчетам согласно поставленному учету и проверки соответствия производимых расходов действующему бюджетному, гражданскому, трудовому законодательству, иным документам на выполнение государственного задания.
Проверка операций по всем расчетным (лицевым) счетам автономного учреждения и кассовых операций за весь проверяемый период осуществляется сплошным методом.
Проверкой охватываются следующие вопросы:
наличие приказа о возложении обязанностей кассира; правильность и своевременность заключения с кассиром договора о полной материальной ответственности;
периодичность и системность проведения инвентаризации кассы в проверяемый период, а также инвентаризация кассы во время проведения проверки;
соблюдение требований по оформлению первичных кассовых документов, кассовой книги; ведение журнала регистрации учета приходных и расходных кассовых ордеров;
полнота и своевременность оприходования наличных денежных средств в кассу организации;
проверка обоснованности совершения кассовых операций согласно распоряжениям (приказам) руководителя автономного учреждения и иным основаниям и документам.
Ведение кассовых операций автономным учреждением должно осуществляться в строгом соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22 сентября 1993 года N 40.
Вопросы оплаты труда работников автономного учреждения в соответствии с действующим Трудовым кодексом Российской Федерации, иными правовыми актами, регулирующими порядок, условия и размер оплаты труда по выполнению государственного задания; оплаты по договорам поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг при выполнении государственного задания, расчеты с подотчетными лицами проверяются в общеустановленном порядке.
3.6. Проверка организации на соответствие ведения бухгалтерского учета требованиям Федерального закона Российской Федерации от 21.11.1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Проверка порядка формирования и представления годовой (квартальной) бухгалтерской отчетности.
При создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного учреждения проверяются вопросы правильности отражения на счетах бухгалтерского учета переноса остатков сумм активов и пассивов, числящихся на балансе бюджетного учреждения до реорганизации.
Проверке подлежат вопросы постановки и правильности ведения обособленного аналитического учета целевых поступлений (субсидий) и расходов по выполнению государственных заданий, а также расходов по содержанию недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств.
Также рассматриваются положения Учетной политики автономного учреждения на предмет полного отражения в них принципов и методов учета вопросов и участков учета, их соответствие действующему законодательству и стандартам по бухгалтерскому учету.
Проверяются вопросы соблюдения требований к форме и по существу принимаемых к оплате и иных первичных бухгалтерских документов, к порядку формирования регистров бухгалтерского учета; тождественность данных аналитического и синтетического учета.
Проверке также подлежат вопросы правильности и достоверности отражения в отчетности кредиторской и дебиторской задолженностей; подтверждение остатков по статьям баланса данными актов инвентаризаций, актов сверок; правильности и достоверности формирования отчета о целевом использовании полученных средств на основании первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета.
Также рассматриваются вопросы наличия и эффективности системы внутреннего контроля в автономном учреждении.
4. Заключительные положения
4.1. Проверка за выполнением автономными учреждениями государственных заданий и расходованием бюджетных средств в соответствии с целями государственного задания, а также эффективности использования государственной собственности автономными учреждениями оформляется актом проверки с отражением всех проверенных вопросов в соответствии с утвержденной программой.
Вводная часть акта проверки должна содержать следующую информацию: основание для проведения контрольного мероприятия; цель и объект проверки; срок проведения проверки; проверяемый период деятельности автономного учреждения; перечень открытых в проверяемый период расчетных счетов учреждения; сведения о государственной регистрации учреждения, его юридическом адресе, сведения об учредителе.
При наличии в автономном учреждении аудиторского заключения необходимо обратить внимание на имеющиеся замечания и их устранение. Если автономное учреждение подпадает под обязательный аудит, аудиторское заключение является неотъемлемой частью годовой бухгалтерской отчетности учреждения.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 30.12.2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" обязательный аудит проводится в случаях, если объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) учреждения за предшествовавший отчетному год превышает 50 млн. рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн. рублей. При этом, договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности автономного учреждения заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
4.2. Контроль за деятельностью автономных учреждений осуществляется учредителем (главным распорядителем бюджетных средств), собственником (Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан), органами государственного финансового контроля Республики Башкортостан в пределах их полномочий, определенных законами и иными нормативными актами Российской Федерации и Республики Башкортостан, Уставами учреждений.
4.3. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Башкортостан принять аналогичный порядок осуществления финансового контроля за выполнением автономными учреждениями муниципальных заданий и расходованием бюджетных средств в соответствии с целями муниципального задания.
Приложение к методическим указаниям: Сравнительная характеристика казенных, бюджетных и автономных учреждений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические указания по осуществлению финансового контроля за выполнением автономными учреждениями государственных заданий и расходованием бюджетных средств в соответствии с целями государственного задания
Текст Методических указаний размещен на сайте Министерства финансов Республики Башкортостан в Internet (http://minfinrb.bashkortostan.ru)