В целях формирования в республике современного высокоэффективного туристического комплекса, создания благоприятных условий для активного продвижения внутреннего туристического продукта на российский и международный туристские рынки и увеличения внутреннего и въездного туристического потока Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан" на 2012-2016 годы (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму.
3. Государственному комитету Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму ежегодно в срок до 25 марта подавать в Министерство экономического развития Республики Башкортостан бюджетную заявку на ассигнования из бюджета Республики Башкортостан на финансирование мероприятий Программы на очередной финансовый год и плановый период.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму.
Премьер-министр Правительства |
А.Ф. Илимбетов |
Долгосрочная целевая программа
"Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан" на 2012 - 2016 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан
от 7 июня 2012 г. N 185)
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Долгосрочная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан" на 2012-2016 годы |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"; федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года N 644; Закон Республики Башкортостан "О туристской деятельности в Республике Башкортостан"; постановление Правительства Республики Башкортостан от 12 февраля 2009 года N 57 "О Комплексной программе развития туризма в Республике Башкортостан до 2020 года" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Республики Башкортостан от 7 декабря 2010 года N 469); постановление Правительства Республики Башкортостан от 27 апреля 2009 года N 154 "О мерах государственной поддержки и регулирования процессов развития туристской индустрии в районах Республики Башкортостан, обладающих высоким туристско-рекреационным потенциалом" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Республики Башкортостан от 7 декабря 2010 года N 469); распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 27 июня 2011 года N 767-р |
Государственный заказчик Программы |
Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму |
Основной разработчик Программы |
Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму |
Цели и задачи Программы |
Цели: |
создание и развитие на территории Республики Башкортостан современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса - суперкластера "Башкортостан", обеспечивающего повышение инвестиционной привлекательности туристической индустрии Республики Башкортостан и широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах; формирование и продвижение на мировом туристском рынке туристического бренда "Башкортостан"; разработка конкурентоспособного республиканского туристического продукта и повышение его качества | |
Задачи: | |
строительство объектов инфраструктуры туристских кластеров: коллективных средств размещения, предприятий придорожного сервиса, туристских аттракционов и т.п.; субсидирование строительства комплекса обеспечивающей инфраструктуры: автодорог, систем энерго- и теплоснабжения, связи и т.п. - в привязке к создаваемым объектам туристской инфраструктуры; участие Республики Башкортостан в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях туристической направленности, проводимых в Российской Федерации и за рубежом; создание и демонстрация кинофильмов, телепередач, видеосюжетов туристской тематики; размещение соответствующих рекламных материалов в средствах массовой информации; проведение ознакомительных туров для инвесторов, пресс-туров для представителей средств массовой информации; реализация проекта "Школа гидов": отбор, обучение и сертификация профессиональных гидов; разработка новых туристских маршрутов: "По следам легендарных личностей", "Красная Башкирия"; реализация программы государственного софинансирования организации отдыха и санаторно-курортного обслуживания социально не защищенных слоев населения | |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы |
Численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения Республики Башкортостан в отчетном году; численность иностранных граждан, посетивших Республику Башкортостан с туристскими целями и размещенных в коллективных средствах размещения в отчетном году; годовой объем инвестиций в основной капитал коллективных средств размещения (гостиниц, мест временного проживания) Республики Башкортостан; объем платных услуг, оказанных гостиницами и аналогичными коллективными средствами размещения Республики Башкортостан в отчетном году; количество лиц, постоянно занятых в туристских фирмах Республики Башкортостан |
Срок реализации Программы |
Срок реализации Программы - 2012-2016 годы |
Наименование подпрограммы |
Подпрограмма "Развитие социального туризма в Республике Башкортостан" на 2012 год |
Объем и источники финансирования Программы |
Объем финансирования Программы составляет 123312,00 млн. рублей, в том числе за счет средств: а) федерального бюджета - 2060,00 млн. рублей; б) бюджета Республики Башкортостан - 142,00 млн. рублей; в) внебюджетных источников - 121110,00 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты и показатели социально-экономической эффективности реализации Программы |
Рост годовой численности граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения Республики Башкортостан, до 4,5 млн. человек к 2016 году; рост годовой численности иностранных граждан, посетивших Республику Башкортостан в туристских целях и размещенных в коллективных средствах размещения Республики Башкортостан, до 447,1 тыс. человек к 2016 году; рост суммарного объема инвестиций в основной капитал коллективных средств размещения Республики Башкортостан до 39,7 млрд. рублей к 2016 году; рост годового объема платных услуг, оказываемых гостиницами и аналогичными коллективными средствами размещения, до 16,2 млрд. рублей к 2016 году; увеличение количества лиц, постоянно занятых в туристской сфере Республики Башкортостан, - до 10,9 тыс. человек к 2016 году |
Введение
Долгосрочная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан" на 2012-2016 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Порядком принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Республики Башкортостан, их формирования и реализации, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 декабря 2010 года N 517.
Программа согласуется с основными положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р (с изменением, внесенным распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 года N 1121-р) и определяющей условия улучшения качества жизни российских граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, обеспечения доступности и конкурентоспособности туристских услуг в Российской Федерации. Также Программа разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 сентября 2009 года N 370.
Затраты капитального характера, предусмотренные Программой, софинансируются за счет средств федерального бюджета, предусмотренных федеральной целевой программой "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года N 644 (далее - ФЦП).
Программа носит комплексный характер; ее реализация призвана интенсифицировать развитие туристической индустрии республики путем увеличения спроса на республиканский турпродукт за счет реализации мероприятий по его продвижению, а также путем стимулирования внебюджетных капиталовложений в строительство в республике высокодоходных объектов туриндустрии за счет государственного софинансирования до 30% указанных расходов.
Правительство Республики Башкортостан придает особое значение развитию туризма как фактору, способствующему решению многих социально-экономических проблем, сохранению историко-культурного наследия и уникальных природно-рекреационных ресурсов Башкортостана, как одному из приоритетных направлений диверсификации природопользования, одному из источников нового качества экономического роста республики.
Инвестирование проектов и мероприятий Программы будет осуществляться на принципах частно-государственного партнерства за счет средств бюджетных и внебюджетных источников финансирования. За счет бюджетных средств предусматриваются строительство объектов инженерной (сети электро-, тепло- и водоснабжения, водоотведения, очистные сооружения) и транспортной инфраструктур, проведение берегоукрепительных работ; за счет инвестиций, привлеченных на основе соглашений с частными (негосударственными) инвесторами, - строительство объектов туристско-рекреационной и гостиничной инфраструктур, сферы сопутствующих услуг.
1. Характеристика текущего состояния туристической индустрии Республики Башкортостан
Одна из тенденций формирования и развития мирового хозяйства - неуклонный рост влияния отрасли туризма на экономику в целом. Туризм является одним из факторов мировых интеграционных процессов, а туристический бизнес - основой экономики многих стран.
По данным Всемирной туристской организации (UNWTO) и Международного валютного фонда, с конца 90-х годов прошлого века туризм вышел на первое место в мире по экспорту товаров и услуг (7,9% от объема мирового экспорта), обогнав автомобильную промышленность (7,8%), производство химических продуктов (7,5%) и топлива (5,1%). Среднегодовые темпы роста объемов туристских услуг в 1950-1999 годах составили 7,0%, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. В первом десятилетии XXI века среднегодовой рост мирового объема туристских услуг равнялся 4,6%.
Несмотря на спад, охвативший практически все сферы экономики в результате глобального финансово-экономического кризиса, международный туризм быстро восстановил свои позиции. Количество международных туристских прибытий в 2010 году выросло почти на 7,0% после 4-процентного снижения в 2009 году и достигло 935 млн. человек, что на 22 млн. выше уровня предкризисного 2008 года (913 млн. человек). В 2011 году рост продолжился, но был более умеренным (4,0-4,5%).
По прогнозам Всемирной туристской организации (UNWTO), к 2020 году (относительно уровня 2000 года) число международных туристских прибытий в мире должно вырасти в 2,2 раза и составить 1,56 млрд. человек, из которых 1,18 млрд. человек будут путешествовать в пределах своих регионов. Согласно тому же прогнозу, к 2020 году Российская Федерация займет 9-е место в мире по числу туристских прибытий.
В настоящее время по данному показателю Россия занимает 28-е место в рейтинге 50 стран, хотя ее возможности позволяют принимать до 40 млн. иностранных туристов в год, что значительно больше, чем на сегодняшний день.
Доля туризма в валовом внутреннем продукте Российской Федерации равняется 2,5%, с учетом мультипликативною эффекта - 6,3%. Число рабочих мест в туристической сфере составило в 2011 году 1,0% от общей занятости в Российской Федерации, с учетом смежных отраслей - 5,7%; инвестиции в основной капитал в туристской отрасли России - 12,1% от общего объема инвестиций при годовых темпах роста в 8,2%. Высокий туристский потенциал страны остается нереализованным вследствие неразвитости инфраструктуры туристских услуг, несовершенства механизмов государственного регулирования в данной сфере, отсутствия мотивации для частных инвестиций в туристские рынки.
Стабильное социально-экономическое положение, наличие большого количества историко-культурных памятников, сохранившиеся национально-этнографические особенности быта и культуры, уникальные природные условия позволяют считать Республику Башкортостан одной из самых привлекательных российских туристских дестинаций. Однако внутренний и въездной туризм в Башкортостане развит недостаточно, предложения в области внутреннего туризма, в том числе горнолыжного, водного и конно-верхового, значительно отстают от потребностей населения.
Наиболее распространенным для республики по числу обслуженных туристов и обороту (общей стоимости проданных путевок) является выездной туризм, что приводит к оттоку капитала из Башкортостана. В 2010 году для путешествия за границу (выездной туризм) услугами туристских фирм республики воспользовались 56,6 тыс. человек (66,6% от всех обслуженных туристов). При этом доля потраченных на зарубежные поездки средств составила 4/5 в общей стоимости проданных путевок (таблица 1).
Таблица 1
Распределение оборота туристского продукта и числа туристов по видам туризма
в Республике Башкортостан в 2010 году
Наименование направления турпоездок |
Общая стоимость проданных путевок, млн. рублей/ отношение к итоговой сумме, % |
Число туристов, человек / отношение к итоговой сумме, % |
Внутренний туризм (туры по России, проданные гражданам России) |
333,9/18,4 |
28417/33,4 |
Выездной туризм (туры по зарубежным странам, проданные гражданам России) |
1480,8/81,6 |
56598/66,6 |
Итого |
1814,7/100,0 |
85015,0/100,0 |
Доля въездного туризма составляет не более 10% объема туристского рынка Башкортостана. За последние 5 лет выездной туризм возрос в 2,3 раза, в то время как число лиц, посетивших Башкортостан, увеличилось лишь в 1,11 раза - с 685,3 тыс. человек в 2006 году до 762,4 тыс. человек в 2010 году. Незначителен пока и объем туристско-рекреационных и санаторно-оздоровительных услуг, предоставляемых в республике. В 2011 году он достиг 9,45 млрд. рублей, составив лишь около 1% валового продукта Республики Башкортостан.
В связи с отсутствием в регионе и стране в целом практики косвенного расчета нерегистрируемой части туристического потока количественная оценка внутреннего и въездного туризма представляется сильно заниженной. Так, только на территориях муниципальных районов Бурзянский, Кугарчинский и Мелеузовский районы Республики Башкортостан летом наблюдается многочисленный и практически неконтролируемый поток отдыхающих на трех основных направлениях: Бурзян, Мурадымово, Нугуш.
Проблема учета в сфере туризма в значительной степени осложняется тем, что в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) не выделена специальная группировка по виду деятельности "Туризм". В международной практике влияние туризма на экономику государства, а также соответствующий мультипликативный эффект оцениваются при помощи сателлитных (вспомогательных) счетов, которые позволяют рассчитать долю туризма в валовом внутреннем продукте, занятости, инвестициях, доходах бюджета.
Совершенствование существующей методологии статистического учета предполагает необходимость адаптации на республиканском уровне принятых международными счетными организациями еще к началу 90-х годов прошлого века методов формирования таблиц сателлитного счета туризма, включая оценку туристского продукта в стандартах системы национального счетоводства. Внедрение практики сателлитного счета туризма позволит получить объективную оценку макроэкономических показателей туристического рынка, а также возможность осуществления межотраслевых, межрегиональных и международных сопоставлений.
Создание в Башкортостане условий для развития туристско-рекреационного комплекса и региональной инфраструктуры, информационной базы, обеспечивающей предоставление объективных сведений о динамике и направлениях развития внутреннего и въездного туризма, его вкладе в формирование валового регионального продукта, позволит сформировать республиканский туристский продукт, конкурентоспособный на отечественном и зарубежном туристских рынках. Таким образом, будет заложена база для перераспределения потоков туристов в пользу внутреннего и въездного туризма, увеличения объема добавленной стоимости, создаваемой в туристской сфере, повышения уровня и качества жизни населения республики.
1.1. SWOT-анализ туристско-рекреационного потенциала Республики Башкортостан
Республика Башкортостан обладает набором ключевых факторов, определяющих ее высокую конкурентоспособность на российском и международном туристических рынках:
значительное количество разнообразных природных ресурсов, пригодных для отдыха и активной рекреации: 300 карстовых пещер, 600 рек, 800 озер, множество горных хребтов, 3 государственных заповедника и национальный природный парк;
обширное историко-культурное наследие, включающее более 3000 памятников истории, искусства, архитектуры, культуры, археологии;
активно развивающаяся система санаторно-курортных учреждений, обслуживающая в год до 250 тысяч человек (31 санаторий и профилакторий, 170 учреждений рекреационного характера). Среди них - известные далеко за пределами Башкортостана курорты "Янган-Тау", "Красноусольск", "Юматово", "Ассы", являющиеся многопрофильными лечебно-оздоровительными комплексами. Здравницы республики обладают развитой инженерной инфраструктурой и отвечают самым высоким стандартам (совершенствование материально-технической базы, расширение видов предоставляемых услуг, в том числе в сфере туризма, определяют целесообразность использования санаторно-курортных учреждений республики в формировании туристического бизнес-тура на лечение, в организации отдыха, совмещающего предоставление лечебно-оздоровительных и туристских услуг);
выгодное расположение республики на стыке Европы и Азии (время в пути от столицы Российской Федерации составляет 1 сутки на поезде и 2 часа на самолете).
В непосредственной близости от столицы Республики Башкортостан функционирует международный аэропорт "Уфа" со среднесуточным объемом пассажирских воздушных перевозок 4145 человек. Полеты осуществляются почти по 40 направлениям внутренних и международных авиалиний (в том числе в Турцию, Египет, Испанию, Италию, Грецию, Израиль и др.);
политическая и социальная стабильность Башкортостана;
высокие рейтинговые оценки экономического развития, уровня человеческого потенциала.
Увеличение благосостояния населения Российской Федерации и Республики Башкортостан, возросший приоритет здоровья и здорового образа жизни в системе ценностных ориентаций создают предпосылки увеличения количества людей, занимающихся активными видами зимнего и летнего отдыха. Следовательно, имеется объективная возможность увеличения спроса на туристско-рекреационные услуги Башкортостана.
В сфере туризма у Республики Башкортостан существует ряд проблем системного характера.
Результаты анализа развития туристско-рекреационного комплекса Башкортостана, его слабых и сильных сторон, возможностей и рисков представлены в таблице 2.
Таблица 2
SWOT-анализ туристско-рекреационного потенциала Республики Башкортостан
Сильные стороны |
Возможности развития |
1 |
2 |
Устойчивый рост экономики (к 2012 году достигнут темп роста валового регионального продукта - 107,7%) |
Дополнительный приток долгосрочных инвестиционных ресурсов, создание условий для устойчивого расширения внутреннего спроса и стабильного повышения уровня жизни населения |
Наличие уникальных туристско-рекреационных, культурно-исторических и лечебно-оздоровительных ресурсов, наличие привлекательной архитектурной и культурной среды |
Формирование комплексного туристского продукта на основе развития различных видов туризма; расширение сети санаториев, домов отдыха и других оздоровительных учреждений |
Уникальное географическое положение на границе Европы и Азии, на пересечении важнейших водных, железнодорожных, трубопроводных и автомобильных магистралей, связывающих европейскую часть Российской Федерации с Уралом и Сибирью (в непосредственной близости от территории республики пройдет международный транспортный коридор N 2 Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород - Екатеринбург); относительная близость к городам с высокой численностью населения и развитой инфраструктурой |
Благоприятные условия для активного развития туризма, повышения конкурентоспособности туриндустрии республики |
Стабильная социально-политическая ситуация |
Позиционирование Республики Башкортостан в качестве привлекательного и безопасного места отдыха; наличие благоприятных условий для осуществления комплексного реформирования экономики и социальной сферы республики |
Благоприятный инвестиционный климат (Башкортостан имеет долгосрочные кредитные рейтинги, присвоенные международными рейтинговыми агентствами "Moody's" и "Standart&Poor,s" по международной шкале на уровне "Ва1"с прогнозом "Позитивный" и "ВВ+" с прогнозом "Позитивный") |
Активизация инвестиционного процесса, повышение инвестиционной привлекательности республики в целом и туриндустрии в частности; обеспечение условий для строительства объектов размещения, туристской, транспортной, инженерной, социальной, информационной и телекоммуникационной инфраструктур |
Развитый научно-образовательный комплекс (в том числе наличие образовательных учреждений, готовящих специалистов для сферы туризма, - ФГБОУ ВПО Уфимская государственная академия экономики и сервиса, ФГБОУ ВПО Институт физической культуры и спорта (филиал Уральской академии физкультуры и спорта) и др.) |
Обеспечение многоуровневой системы подготовки квалифицированных специалистов, инструкторов туризма, отвечающих современным требованиям, на основе интеграции академической и вузовской наук; разработка конкурентоспособных технологий управления развитием туризма |
Институциональное обеспечение развития туризма |
Расширение возможностей для развития туризма, создания современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса |
Активная социальная политика, ускоренное развитие социальной инфраструктуры республики |
Создание условий для повышения уровня и качества жизни населения, увеличения количества свободного времени |
Слабые стороны |
Риски развития |
Недостаток информации о туристско-рекреационном потенциале Республики Башкортостан, особенно за пределами Российской Федерации |
Отток туристского потока в более известные в туристско-рекреационном отношении регионы |
Недостаточное развитие коммунальной (включая водо-, энерго-, газо- и теплоснабжение, водоотведение) и транспортной инфраструктур; высокая степень износа имеющихся инженерно-дорожной инфраструктуры и инфраструктуры обеспечения |
Снижение конкурентоспособности регионального турпродукта, связанное с ограничением возможностей предоставления туристских услуг на уровне, соответствующем мировым стандартам; снижение устойчивости функционирования производственных систем, угроза техногенных и экологических катастроф |
Неразвитость финансовой инфраструктуры как совокупности рынков и институтов, используемых для заключения финансовых сделок, торговли активами и рисками: неразвитость рынков акций, облигаций и других финансовых инструментов, незначительное количество финансовых посредников, консалтинговых фирм |
Ограничение возможностей привлечения инвестиций для формирования конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса |
Недостаточный уровень качества предоставления туристских услуг населению, несоответствие цены и качества их предоставления |
Отток туристов на территории с более развитой инфраструктурой (например, в Челябинской области, Краснодарском крае и др.) |
Слабая маркетинговая политика по продвижению Башкортостана как привлекательного туристского направления, отсутствие соответствующего имиджа, бренда территории |
Сдерживание возможности реализации туристского потенциала Республики Башкортостан |
Неравномерное распределение туристско-рекреационных ресурсов по территории республики |
Рост рекреационной нагрузки на отдельные территории республики, связанный с увеличением количества туристских прибытий |
С учетом вышеизложенного можно выделить следующие основные риски в реализации Программы:
макроэкономические риски, обусловленные изменением внутренней и внешней конъюнктуры и снижением темпов экономического развития Российской Федерации, возможностью возникновения нового глобального финансово-экономического кризиса, ростом инфляции;
финансовые риски, связанные с формированием бюджетного дефицита и, следовательно, с недостаточным уровнем бюджетного финансирования;
природные и техногенные риски, которые могут возникнуть под влиянием природных факторов (засуха, наводнение, резкое изменение уровня подземных вод и др.), недостатка и высокой степени физического износа инженерной и транспортной инфраструктур;
операционные риски, обусловленные несовершенством системы контроля за выполнением Программы и управления ею, недостаточным материально-техническим обеспечением ее реализации, а также дефицитом государственной поддержки или изменением государственной политики в сфере туризма;
социальные риски, вызванные недостатком квалифицированных кадров в зонах туристско-рекреационного развития;
международные риски, связанные с состоянием отношений Российской Федерации с другими странами.
1.2. Обоснование необходимости использования программно-целевого подхода в решении проблем развития
туризма в Республике Башкортостан
Наличие в Республике Башкортостан значительных по количеству и разнообразию уникальных природных ресурсов и объектов историко-культурного наследия не является единственным условием успешного развития туризма. Проведенный анализ сильных и слабых сторон, возможностей и рисков туристско-рекреационного потенциала Республики Башкортостан свидетельствует о его недостаточно эффективном использовании. Кроме того, данный анализ доказывает, что при решении заявленных ключевых проблем и обеспечении благоприятных условий в республике может быть создан современный и конкурентоспособный туристский рынок, предоставляющий широкие возможности для удовлетворения потребностей населения в разнообразных туристских услугах.
Осуществление комплекса мер по эффективному и рациональному использованию туристско-рекреационных ресурсов при одновременном создании и развитии туристских комплексов и соответствующих инфраструктур, широкая информационная поддержка въездного и внутреннего туризма, привлечение в отрасль профессиональных кадров и высококвалифицированных специалистов, повышение на этой основе качества предоставления туристских услуг могут обеспечить в средне- и долгосрочной перспективах повышение конкурентоспособности российского туристского рынка в целом и Республики Башкортостан в частности. Бездействие в этой сфере приведет к проигрышу в усиливающейся конкурентной борьбе за туристские потоки и, как следствие, к снижению налоговых поступлений, уровня занятости, уровня и качества жизни населения региона.
К настоящему времени накоплен значительный положительный опыт использования программно-целевого метода управления и механизмов частно-государственного партнерства, позволяющего решить комплекс задач по развитию конкурентоспособного рынка туристских услуг на основе межведомственной координации деятельности республиканских органов исполнительной власти, субъектов туристского бизнеса и других заинтересованных сторон.
Комплексный подход к решению первоочередных задач в сфере развития туризма Республики Башкортостан позволит усовершенствовать республиканское законодательство, снять административные барьеры и обусловить формирование инвестиционной активности в регионе. Создание и развитие современного туристского комплекса будут способствовать решению ряда важнейших задач по устранению существующих различий в уровне социально-экономического и инфраструктурного развития территорий республики, появлению дополнительных рабочих мест, увеличению поступлений в бюджеты всех уровней, стимулированию развития смежных отраслей экономики. В частности, развитие сельского туризма может служить источником дополнительного, а иногда и основного дохода для населения депрессивных территорий.
Таким образом, использование программно-целевого метода является наиболее эффективной формой устранения указанных проблем и угроз в реализации имеющегося туристско-рекреационного потенциала, обеспечивающей взаимосвязь мероприятий, различных по срокам осуществления, ресурсам и исполнителям. Основная сфера применения программно-целевого метода - создание предпосылок и условий для максимально эффективного управления бюджетными средствами в соответствии с приоритетами государственной политики в области развития туризма и имеющимися бюджетными ограничениями. Одновременно программно-целевой метод позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы в рамках конкретных программных мероприятий и предотвратить освоение этих ресурсов без ориентации на результат.
В связи с изложенным очевидна актуальность разработки и реализации Программы. Программно-целевой подход необходим для обеспечения сбалансированности и последовательности решения стоящих перед отраслью задач, расстановки приоритетов и создания эффективного механизма государственной координации и интеграции работ по достижению главной целевой установки Программы (в том числе координации работ с учетом других реализуемых в регионе программ).
На основе результатов комплексного SWOT-анализа туристско-рекреационного потенциала Республики Башкортостан можно обозначить основные направления реализации Программы:
формирование институциональных, организационно-управленческих и экономических условий эффективного развития туризма в республике;
развитие туристско-рекреационного комплекса Республики Башкортостан на основе объединения интегрированного туристического, туристско-рекреационного и автотуристских кластеров в туристско-рекреационный суперкластер "Башкортостан";
формирование и повышение качества комплексного конкурентоспособного республиканского туристского продукта;
продвижение туристского продукта Республики Башкортостан на мировом туристском рынке.
В Программе представлена система мероприятий, выполнение которых будет способствовать обеспечению преемственности в достижении целей государственной политики Республики Башкортостан в сфере развития туризма, формированию современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса на основе реализации крупномасштабных инвестиционных проектов по созданию туристских кластеров.
Программа разработана с учетом следующих основных принципов:
системный характер основных целей и задач Программы, взаимосвязанных с другими реализуемыми и планируемыми к реализации действиями государства, направленными на развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан;
ориентация реализации Программы на достижение результатов, оцениваемых за счет использования целевых индикаторов и показателей;
применение новейших технологий, инновационных подходов, а также передового мирового опыта в области создания и развития интегрированного туристического, туристско-рекреационного и автотуристских кластеров, а также республиканской туристской инфраструктуры, рекламы и продвижения регионального туристского продукта;
конкурсный (экспертный) отбор инвестиционных проектов, предлагаемых к реализации в рамках Программы, с учетом важных для отрасли критериев, в том числе соответствия кластерному принципу развития экономики Республики Башкортостан;
внедрение прогрессивных механизмов государственной поддержки приоритетных направлений развития туризма на основе частно-государственного партнерства, включая субсидирование процентных ставок по кредитам.
При определении программных механизмов государственного бюджетирования и осуществления государственных инвестиций для обеспечения развития внутреннего и въездного туризма в Башкортостане с учетом обозначенных принципов, а также ресурсных ограничений был выбран вариант достижения целевой установки Программы, предусматривающий создание нескольких туркластеров: интегрированного туристического, туристско-рекреационного и автотуристских - в наиболее подходящих для этого муниципальных образованиях Республики Башкортостан.
В дальнейшем технологии развития сферы туризма, отработанные в пилотных туркластерах, предполагается распространить на территориях муниципальных образований Республики Башкортостан, перспективных с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма, и тем самым повысить эффективность использования как государственных, так и частных инвестиций.
2. Цели и задачи Программы, сроки, целевые индикаторы и показатели ее реализации
Целями Программы являются:
создание и развитие на территории Республики Башкортостан современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса - суперкластера "Башкортостан", обеспечивающего повышение инвестиционной привлекательности туристической индустрии Республики Башкортостан и широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах;
формирование и продвижение на мировом туристском рынке туристического бренда "Башкортостан";
разработка конкурентоспособного республиканского туристического продукта и повышение его качества.
Для достижения целей Программы необходимо решение следующих задач:
строительство объектов инфраструктуры туристских кластеров: коллективных средств размещения, предприятий придорожного сервиса, туристских аттракционов и т.п.;
субсидирование строительства комплекса обеспечивающей инфраструктуры: автодорог, систем энерго- и теплоснабжения, связи и т.п. - в привязке к создаваемым объектам туристской инфраструктуры;
участие Республики Башкортостан в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях туристической направленности, проводимых в Российской Федерации и за рубежом;
создание и демонстрация кинофильмов, телепередач, видеосюжетов туристской тематики;
размещение соответствующих рекламных материалов в средствах массовой информации;
проведение ознакомительных туров для инвесторов, пресс-туров - для представителей средств массовой информации;
реализация проекта "Школа гидов": отбор, обучение и сертификация профессиональных гидов;
разработка новых туристских маршрутов: "По следам легендарных личностей", "Красная Башкирия";
реализация программы государственного софинансирования организации отдыха и санаторно-курортного обслуживания социально не защищенных слоев населения.
В ходе реализации Программы предполагаются:
разработка стратегии развития туристической индустрии Республики Башкортостан;
разработка ведомственной системы мониторинга показателей деятельности туристической индустрии Республики Башкортостан;
проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ по созданию интегрированного туристического, туристско-рекреационного и автотуристских кластеров в Республике Башкортостан;
отбор инвесторов и заключение с ними соглашений о частно-государственном партнерстве при строительстве объектов туристической и обеспечивающей инфраструктур интегрированного туристического, туристско-рекреационного и автотуристских кластеров;
формирование и продвижение на мировом туристическом рынке туристического бренда "Башкортостан";
размещение конкурсной заявки на софинансирование расходов, связанных с реализацией Программы, за счет средств федерального бюджета;
строительство и ввод в эксплуатацию объектов туристической и обеспечивающей инфраструктур интегрированного туристического, туристско-рекреационного и автотуристских кластеров.
Результаты проектных работ оформляются в конкурсную заявку на софинансирование за счет средств федерального бюджета в рамках ФЦП.
На финансирование расходов, связанных с реализацией мероприятий Программы, запланировано привлечение следующих финансовых средств:
федерального бюджета - 2060,00 млн. рублей;
бюджета Республики Башкортостан - 142,00 млн. рублей;
внебюджетных источников - 121110,00 млн. рублей.
Достижение целей Программы оценивается по следующим основным индикаторам (показателям) эффективности ее реализации:
рост численности граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения Республики Башкортостан, за период действия Программы;
рост численности иностранных граждан, посетивших Республику Башкортостан с туристскими целями и размещенных в коллективных средствах размещения Республики Башкортостан, за период действия Программы;
рост объема инвестиций в основной капитал коллективных средств размещения {гостиниц, мест временного проживания) Республики Башкортостан за период действия Программы;
рост объема платных услуг, оказываемых гостиницами и аналогичными коллективными средствами размещения Республики Башкортостан, за период действия Программы;
рост количества лиц, постоянно занятых в туристских фирмах Республики Башкортостан, к 2016 году.
Для оценки степени решения задач Программы используется система показателей, установленная формами государственного федерального статистического наблюдения.
Динамика количественных значений целевых индикаторов и показателей эффективности реализации Программы приведена в приложении N 1 к ней.
3. Перечень подпрограмм и основных программных мероприятий
Программа содержит одну подпрограмму "Развитие социального туризма в Республике Башкортостан" на 2012 год.
С учетом целей и задач Программы, опыта реализации прежних республиканских программ развития туризма, современных тенденций в данной сфере, принципов комплексности и системности разработан план реализации Программы (приложение N 2).
3.1. Создание и развитие интегрированного туристического,
туристско-рекреационного и автотуристских кластеров, формирование туристско-рекреационного суперкластера "Башкортостан"
Структурообразующими элементами Программы являются мероприятия по созданию и развитию интегрированного туристического, туристско-рекреационного и автотуристских кластеров, на чьих территориях будут созданы условия для ускоренного развития туристской инфраструктуры, обеспечивающей рост потоков внутреннего и въездного туризма и мультипликативный эффект в развитии сферы сопутствующих услуг смежных видов экономической деятельности.
Интегрированный туристический кластер "Bashkortostan World Centre" представляет собой комплекс объединенных под одной крышей магазинов, аттракционов, отелей различных категорий, предприятий общественного питания, крытого круглогодичного ледового катка, мини-Диснейленда, аквапарка. Центром, интегрирующим все перечисленные объекты, явится брендовый молл "Ghermezian Mall". Интегрированный туристический кластер "Bashkortostan World Centres будет размещен на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан и станет центром притяжения в республику туристского потока объемом предположительно 5 млн. человек в год к 2015 году.
Туристско-рекреационный кластер представляет собой комплекс взаимосвязанных объектов рекреационной и культурной направленности: коллективных средств размещения, предприятий, предоставляющих услуги питания, экскурсионные, транспортные и другие услуги, снабженных необходимой инфраструктурой.
Автотуристские кластеры объединяют организации, действующие в сфере туризма, а также предоставляющие сопутствующие услуги, взаимно дополняющие друг друга и обеспечивающие создание комфортных условий для автотуристов: придорожные гостиницы, кемпинги, парковки для легкового и пассажирского автотранспорта, кафе, бистро и рестораны, магазины придорожной торговли, автосервисные и автозаправочные комплексы и др.
Автотуристские кластеры оптимально размещать в непосредственной близости к федеральным автотрассам и к центрам туристской привлекательности: историко-культурным центрам, особо охраняемым природным территориям, памятникам архитектуры, археологии и др.
Каждый из создаваемых в рамках Программы кластеров представляет собой результат реализации укрупненного инвестиционного проекта, объединяющего функционально, территориально, организационно и финансово связанные инвестиционные проекты по отдельным объектам капитального строительства туристской инфраструктуры.
Программные мероприятия по развитию туристско-рекреационного комплекса Республики Башкортостан являются разноплановыми и системными.
3.1.1. Проведение детальной процедуры аудита туристско-рекреационного потенциала Республики Башкортостан для определения методов и технологий адаптации проекта интегрированного туристического кластера "Bashkortostan World Centre" к особенностям географии, населения, экономики и инфраструктуры Республики Башкортостан.
3.1.2. Разработка бизнес-моделей и проектирование бизнес-структур, инженерной инфраструктуры, сервисных структур, гостиниц, центров семейного отдыха, выставочных и конгресс-центров, предприятий розничной торговли, определение оптимальной площади размещения интегрированного туристического кластера "Bashkortostan World Centre".
3.1.3. Разработка инвестиционных и финансовых моделей, характеристик интегрированного туристического кластера "Bashkortostan World Centre", обеспечивающих инвесторам возможность совместно с Республикой Башкортостан принимать оптимальные решения по вопросам финансирования, распределения капитала, условий участия в реализации проекта средств международных финансовых рынков, привлечения ведущих мировых туроператоров и использования финансовых моделей с участием этих операторов.
3.1.4. Разработка логистических моделей и характеристик, которые позволят определить наилучшие пути направления в Республику Башкортостан потока туристов из России и из-за рубежа и концентрации этих потоков для оптимального использования имеющейся инфраструктуры.
3.1.5. Разработка необходимых в будущем способов доставки и размещения туристов (аэропорты, железные дороги, высокоскоростные автодороги, отели), моделей распределения указанных туристических потоков по всем существующим туристическим маршрутам Республики Башкортостан.
3.1.6. Разработка генерального плана создания на территории Республики Башкортостан современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса - суперкластера "Башкортостан", обеспечивающего повышение инвестиционной привлекательности туристической индустрии Республики Башкортостан и широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах.
3.1.7. Разработка проектной документации и создание интегрированного туристического кластера на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
3.1.8. Разработка проектной документации и создание туристско-рекреационного кластера "Нугуш", специализирующегося на спортивном (водном), познавательном, научно-экологическом туризме на территориях муниципальных районов Зианчуринский, Зилаирский, Кугарчинский, Мелеузовский и Хайбуллинский районы Республики Башкортостан.
3.1.9. Разработка проектной документации и создание автотуристского кластера "Бурзянский", специализирующегося на культурно-познавательном, приключенческом, спортивном туризме, в том числе горнолыжном и конном спорте - конкуре, верховых прогулках; событийном туризме, в том числе бортничестве; экзотическом туризме с посещением самобытных этнических поселков на территориях муниципальных районов Белорецкий, Бурзянский, Ишимбайский и Стерлитамакский районы Республики Башкортостан.
3.1.10. Разработка проектной документации и создание автотуристского кластера "Красноусольский", специализирующегося на лечебно-оздоровительном, культурно-познавательном, экзотическом, спортивном, событийном, приключенческом туризме на территориях муниципальных районов Архангельский, Гафурийский и Кармаскалинский районы Республики Башкортостан.
3.1.11. Разработка проектной документации и создание автотуристского кластера "Северо-восток", специализирующегося на спортивном (водном), культурно-познавательном, лечебно-оздоровительном, приключенческом и этнографическом туризме на территориях муниципальных районов Дуванский, Караидельский, Мечетлинский, Нуримановский и Салаватский районы Республики Башкортостан.
3.1.12. Формирование заявок и конкурсной документации по инвестиционным проектам для подачи на рассмотрение Экспертного совета по проведению экспертизы инвестиционных проектов, предлагаемых к включению в перечень мероприятий ФЦП.
3.2. Повышение инвестиционной привлекательности туристической индустрии Республики Башкортостан,
формирование и продвижение туристического бренда "Башкортостан"
Повышение инвестиционной привлекательности туриндустрии Республики Башкортостан в рамках Программы будет осуществляться с использованием следующих инструментов:
3.2.1. Проведение маркетинговых исследований, ориентированных на продвижение республиканского турпродукта на внутреннем и мировом туристических рынках, а также социологического исследования туристских потребностей и предпочтений населения Республики Башкортостан.
3.2.2. Организация информирования в сфере туризма, создание, размещение в средствах массовой информации и распространение соответствующих рекламных материалов.
В частности, планируется разработка и поддержка Интернет-портала bashkiria.travel. Реализация замысла создания данного портала должна обеспечить возможность вхождения республики в унифицированный стандарт, сложившийся среди пользователей Интернета, и актуализации при необходимости информации о возможных путешествиях по различным странам и регионам. Портал будет частично интегрирован с Интернет-ресурсом Государственного комитета Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму.
3.2.3. Создание и презентация хроникально-документальных фильмов о туриндустрии, туристских дестинациях и привлекательных туристских маршрутах по Республике Башкортостан для представления на республиканских, межрегиональных, всероссийских и международных туристских выставках (ярмарках).
Регионам Российской Федерации, вошедшим в программу продвижения комплексных региональных туристских продуктов ФЦП, предоставляется эфирное время на федеральных телеканалах для демонстрации фильмов, формирующих в представлении телезрителей яркий образ субъекта Российской Федерации как туристической дестинации. В рамках федерального проекта "Моя Планета" при поддержке и по заказу Федерального агентства по туризму Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации реализуется проект "Моя Россия", рассказывающий об исторических и культурных центрах нашей страны. В объектив телекамеры творческой бригады уже попали памятники истории и культуры Карелии, Башкортостана, Тверской, Калужской, Липецкой, Смоленской, Орловской областей, Республики Алтай. В рамках Программы предполагается создать в 2012 году очередные серии фильмов о Республике Башкортостан, что будет содействовать широкому распространению информации о туристических возможностях, предоставляемых республикой для путешественников, в том числе взыскательных.
Также в рамках Программы планируется оказать государственную поддержку реализации проекта создания киношколы, где будут обучать режиссерскому мастерству талантливую молодежь из муниципальных районов Республики Башкортостан. В результате молодые профессиональные хроникеры смогут оказывать платные услуги путешествующим по республике. Реализация данного проекта позволит создать в республике предложение инновационной услуги, что будет содействовать занятости молодежи в творческой сфере экономической деятельности и одновременно обеспечит дополнительное качество республиканского турпродукта. Ввиду перспективности проекта, его направленности на укрепление человеческого капитала и развитие культуры планируется финансировать проект весь срок действия Программы.
3.2.4. Создание республиканской выставочной экспозиции, представляющей комплекс республиканских туристических продуктов. Для ознакомления широкого круга лиц, посещающих с деловыми целями Полномочное представительство Республики Башкортостан при Президенте Российской Федерации, а также для проведения презентаций широких возможностей, предоставляемых туристскими и санаторно-курортными организациями республики, планируется организовать в помещении представительства постоянно действующую и периодически обновляемую выставочную экспозицию.
3.2.5. Заключение соглашений (договоров) между субъектами Российской Федерации и Республикой Башкортостан о сотрудничестве в сфере туризма.
3.3. Содействие формированию конкурентоспособного республиканского туристического продукта и повышению его качества
3.3.1. В рамках Программы предполагается реализация проекта "Школа гидов", подразумевающего отбор, обучение и сертификацию профессиональных гидов.
Необходимо создать постоянно действующую систему экскурсионного обслуживания школьников как элемент общего образования, позволяющий молодому поколению глубже узнать родной край из рассказов опытных и влюбленных в свое дело краеведов. Коллектив экскурсоводов и методистов, способных разработать соответствующие экскурсионные программы, в основном сформирован.
3.3.2. Под разработкой туристских маршрутов "По следам легендарных личностей" и "Красная Башкирия" подразумеваются разработка и коммерциализация туристских маршрутов, знакомящих с жизнью и деятельностью участников исторических событий, происходивших среди прочих и на территории Республики Башкортостан, таких, как Крестьянская война 1772-1773 годов (Салават Юлаев и сподвижники), Октябрьская революция и Гражданская война (В.И. Чапаев, А.-З. Валиди).
3.3.3. Необходимо создание ведомственной системы мониторинга статистических показателей развития туристической индустрии Республики Башкортостан.
Общие статистические данные по показателям, характеризующим виды экономической деятельности хозяйствующих субъектов, дают неполное, недостаточное представление для анализа тенденций развития въездного и внутреннего туризма в республике, а также сопутствующих видов деятельности, составляющих инфра- и супраструктуру республиканской туриндустрии. В рамках Программы планируется разработка научно обоснованной высокотехнологичной системы отбора и анализа статистических данных, представляющих объективную картину состояния туриндустрии. Данная система должна стать совершенным инструментом статистического наблюдения за динамикой целевых показателей эффективности реализации Программы.
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Ресурсное обеспечение Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан, прочих источников, предусмотренных законодательством (собственные средства хозяйствующих субъектов, кредиты российских и иностранных кредитных учреждений, другие внебюджетные источники финансирования).
Средства бюджета Республики Башкортостан направляются на финансирование Программы как инструмент привлечения частных инвестиций в туристическую отрасль экономики. Эффект повышения инвестиционной привлекательности создания объектов туриндустрии для частных инвесторов достигается за счет государственного софинансирования до 30% общей стоимости инвестиционных проектов, что позволит сократить сроки окупаемости и повысить нормы прибыльности проектов.
Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 123312,00 млн. рублей, в том числе по годам:
2012 год - 1106,00 млн. рублей;
2013 год - 43764,00 млн. рублей;
2014 год - 65822,00 млн. рублей;
2015 год - 7410,00 млн. рублей;
2016 год - 5210,00 млн. рублей.
Общий объем финансовых средств федерального бюджета, необходимых для реализации программных мероприятий, составляет 2060,00 млн. рублей, бюджета Республики Башкортостан - 142,00 млн. рублей, прочих источников - 121110,00 млн. рублей. Динамика объемов финансирования мероприятий Программы представлена в плане ее реализации (приложение N 2 к Программе).
Для привлечения планируемых средств федерального бюджета необходимо в первоочередном порядке выполнить рекомендованный методическим письмом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 16 марта 2011 года N HH-04-07/1324 комплекс научно-исследовательских работ, обеспечивающих включение инвестиционных проектов Программы по созданию туристских кластеров в ФЦП.
За счет внебюджетных финансовых средств на территориях интегрированного туристического, туристско-рекреационного и автотуристских кластеров планируется строительство коллективных объектов размещения, объектов торговли и развлечений, горнолыжных центров, транспортных комплексов, обустройство прибрежных зон массового отдыха и др.
За счет средств федерального бюджета и средств бюджета Республики Башкортостан в рамках Программы предполагается создание обеспечивающей (инженерной) инфраструктуры, включающей системы тепло-, водо-, газо- и электроснабжения, связи, водоотведения и очистных сооружений, объекты транспортной инфраструктуры.
Средства федерального бюджета, предусмотренные на государственные капитальные вложения в форме субсидий, направляются на софинансирование объектов капитального строительства на конкурсной основе в соответствии с правилами предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий ФЦП. Исполнение соответствующих расходных обязательств за счет средств федерального бюджета будет осуществляться в рамках межбюджетных соглашений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Взаимодействие государственного заказчика Программы с ее исполнителями будет налажено на основе государственных контрактов.
Взаимодействие государственного заказчика Программы с инвесторами - соискателями государственного софинансирования строительства объектов туристско-рекреационной инфраструктуры будет осуществляться в рамках соглашений о частно-государственном партнерстве, заключаемых с инвесторами проектов, отобранных на конкурсной основе.
Разработка проектной документации по инвестиционным проектам строительства объектов обеспечивающей инженерной инфраструктуры в сфере туризма будет выполняться за счет средств бюджета Республики Башкортостан или средств частных инвесторов в зависимости от конкретного проекта.
Замещение средств внебюджетных источников средствами бюджета Республики Башкортостан не допускается. Недофинансирование работ, выполняемых за счет средств внебюджетных источников, не влечет за собой дополнительных обязательств бюджета Республики Башкортостан. В целях обеспечения софинансирования мероприятий Программы за счет средств внебюджетных источников должны использоваться механизмы гарантирования принятых обязательств.
5. Механизм реализации Программы
В основу механизма реализации Программы заложены следующие принципы, обеспечивающие обоснованный выбор ее мероприятий и сбалансированное решение основных задач:
консолидация финансовых средств в целях реализации приоритетных направлений развития внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан;
комплексный подход к решению первоочередных задач в сфере туризма с использованием кластерного подхода при отборе проектов, планируемых для реализации в рамках Программы;
привлечение частных инвестиций для реализации мероприятий Программы на основе государственно-частного партнерства;
эффективное и целевое использование средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан, местных бюджетов и внебюджетных источников в соответствии с установленными приоритетами в достижении целевых значений индикаторов и показателей Программы;
приоритетность услуг и работ, связанных с внедрением инновационных технологий в области внутреннего и въездного туризма;
контроль за соблюдением законодательства, в том числе в сфере защиты окружающей среды.
Неотъемлемыми составляющими механизма реализации Программы являются формирование и использование системы экспертизы, позволяющей отобрать наиболее перспективные инвестиционные проекты для финансирования на всех этапах реализации Программы. В основе проведения экспертизы и отбора инвестиционных проектов - критерии экономической целесообразности, определяемые в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденными под N ВК477 21 июня 1999 года Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Государственным комитетом по строительной, архитектурной и жилищной политике Российской Федерации.
Реализация Программы будет осуществляться на основе ежегодного выделения бюджетных средств на ее выполнение Государственному комитету Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму - государственному заказчику и основному исполнителю Программы. Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму обеспечивает выполнение Программы посредством заключения государственных контрактов на размещение государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по каждому программному мероприятию, а по мероприятиям, предусматривающим софинансирование капиталовложений из внебюджетных источников, - посредством заключения соглашений о частно-государственном партнерстве с частными инвесторами. Исполнители программных мероприятий при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств руководствуются Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В рамках Программы предполагаются:
организация эффективного взаимодействия государственного заказчика Программы с ведущими туристскими, образовательными и научно-исследовательскими учреждениями Российской Федерации и Республики Башкортостан, организациями туриндустрии, другими участниками туристской деятельности.
Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму представляет:
ежегодно до 25 марта в Министерство экономического развития Республики Башкортостан бюджетную заявку на ассигнования из бюджета Республики Башкортостан на финансирование мероприятий Программы на очередной финансовый год и плановый период по установленной форме с обоснованием объемов финансирования программных мероприятий на очередной финансовый год и последующие два года по всем направлениям расходования средств и источникам финансирования;
ежеквартально в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, нарастающим итогом с начала года в Министерство экономического развития Республики Башкортостан отчет о ходе реализации Программы по установленной форме.
В целях рационального использования средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан и внебюджетных источников Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму вносит в Министерство экономического развития Республики Башкортостан и Министерство финансов Республики Башкортостан предложения по корректировке Программы, продлению срока либо прекращению ее реализации.
6. Оценка социально-экономической и экологической эффективности реализации Программы
В результате реализации Программы ожидается достижение значений целевых показателей, приведенных в приложении N 1 к Программе.
Эффективность реализации Программы оценивается в соответствии с Методикой оценки эффективности реализации долгосрочной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан" на 2012-2016 годы (приложение N 3 к Программе).
Наряду с получением экономического эффекта реализация Программы позволит решить ряд важных социальных задач по удовлетворению потребностей различных категорий населения республики в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к историко-культурным ценностям, а также задач по сохранению и бережному использованию природно-ресурсного потенциала Республики Башкортостан, патриотическому воспитанию ее молодого поколения.
Приложение N 1
к долгосрочной целевой программе
"Развитие внутреннего и въездного туризма
в Республике Башкортостан"
на 2012-2016 годы
Оценка
эффективности реализации долгосрочной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма
в Республике Башкортостан" на 2012-2016 годы
N п/п |
Показатели оценки эффективности, единица измерения |
Фактическое значение показателя на момент разработки долгосрочной программы |
Динамика значений показателя по годам |
Значение показателя на момент окончания действия долгосрочной программы* |
||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения Республики Башкортостан, тыс. человек |
769,10 |
781,60 |
827,63 |
1058,39 |
3147,50 |
4508,81 |
4508,81 |
2 |
Численность иностранных граждан, посетивших Республику Башкортостан с туристскими целями и размещенных в коллективных средствах размещения Республики Башкортостан, тыс. человек |
10,0 |
11,4 |
12,2 |
12,9 |
233,7 |
447,10 |
447,10 |
3 |
Суммарный объем инвестиций в основной капитал коллективных средств размещения Республики Башкортостан, млрд. рублей |
0,06 |
0,20 |
12,32 |
21,96 |
4,10 |
1,09 |
39,67 |
4 |
Объем платных услуг, оказываемых гостиницами и аналогичными коллективными средствами размещения Республики Башкортостан, млрд. рублей |
2,68 |
2,77 |
3,90 |
9,70 |
15,59 |
16,19 |
16,19 |
5 |
Количество лиц, постоянно занятых в сфере туризма Республики Башкортостан, тыс. человек |
0,97 |
0,98 |
2,03 |
8,32 |
9,43 |
10,89 |
10,89 |
* Достижение показателей прогнозируется благодаря синергетическому эффекту от реализации следующих мероприятий программы:
строительство объектов инфраструктуры туристских кластеров: коллективных средств размещения, предприятий придорожного сервиса, туристских аттракционов и т.п.;
субсидирование строительства комплекса обеспечивающей инфраструктуры: автодорог, систем энерго- и теплоснабжения, связи и т.п. - в привязке к создаваемым объектам туристской инфраструктуры;
участие Республики Башкортостан в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях туристической направленности, проводимых в Российской Федерации и за рубежом;
создание и демонстрация кинофильмов, телепередач, видеосюжетов туристской тематики;
размещение соответствующих рекламных материалов в средствах массовой информации;
проведение ознакомительных туров для инвесторов, пресс-туров - для представителей средств массовой информации;
реализация проекта "Школа гидов": отбор, обучение и сертификация профессиональных гидов;
разработка новых туристских маршрутов: "По следам легендарных личностей", "Красная Башкирия";
реализация программы государственного софинансирования организации отдыха и санаторно-курортного обслуживания социально не защищенных слоев населения.
Приложение N 2
к долгосрочной целевой программе
"Развитие внутреннего и въездного туризма
в Республике Башкортостан"
на 2012-2016 годы
План реализации
долгосрочной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан" на 2012-2016 годы
Приложение N 3
к долгосрочной целевой программе
"Развитие внутреннего и въездного туризма
в Республике Башкортостан"
на 2012-2016 годы
Методика
оценки эффективности реализации Программы
Оценка эффективности реализации долгосрочной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан" на 2012-2016 годы (далее - Программа) осуществляется в целях достижения оптимального соотношения результатов ее реализации и связанных с этим затрат, а также соблюдения основных принципов бюджетной системы Республики Башкортостан: эффективности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств, прозрачности и достоверности бюджета.
Учитывая, что цели, задачи Программы и индикаторы их достижения и выполнения планируются на год, оценка эффективности реализации Программы предполагается за текущий год в целом. Результаты оценки эффективности используются для корректировки целей и задач Программы и плана ее реализации. Промежуточные результаты реализации Программы характеризуются первичными данными обобщенного характера.
Оценка результатов реализации Программы проводится расчетным путем на основе обработки первичных данных, полученных от исполнителей Программы, раздельно по показателям (индикаторам) подпрограммы и Программы.
Оценка эффективности реализации Программы производится с учетом объема ее ресурсного обеспечения, реализовавшихся рисков и полученных социально-экономических эффектов.
Система критериев, используемых для оценки эффективности реализации Программы, зависит от количества задач и целевых индикаторов и состоит из коэффициентов эффективности Ki, которые отражают выполнение плановых объемов освоения средств финансирования Программы, привлечения внебюджетных средств для выполнения плана реализации Программы (приложение N 2 к Программе) и достижение плановых значений ее целевых индикаторов.
Коэффициенты эффективности реализации Программы рассчитываются как отношение результативности достижения плановых значений целевых индикаторов эффективности реализации Программы к степени достижения запланированного уровня затрат на указанные цели:
Кi = (Р/З) х 100%,
где:
Ki - коэффициенты эффективности реализации Программы;
Р - результативность достижения целевых значений индикаторов Программы, определяемая как отношение плановых значений целевых индикаторов к фактическим;
З - степень достижения запланированного уровня затрат на реализацию Программы, определяемая как отношение программного значения ассигнований на выполнение задачи к фактическому (коэффициент З?1).
Для расчета результативности достижения плановых значений целевых индикаторов Программы используются прямые индикаторы (положительной динамикой является увеличение значения индикатора).
Расчет коэффициента эффективности реализации Программы производится для каждой из ее целей и задач, в отношении которых определен объем финансирования и соответствующий целевой индикатор результативности.
Расчет показателя результативности Pi по соответствующей i-й цели и задаче Программы производится по формуле:
Pi = P_Фi >i / P_Пi х 100%,
где:
P_Фi - фактическое значение показателя результативности, характеризующего достижение i-й цели (задачи) Программы;
P_Пi - плановое (уточненное) значение целевого индикатора результативности, характеризующего выполнение i-й цели (задачи) Программы.
Если цель (задача) характеризуется несколькими показателями результативности, в расчете Pi используется средняя арифметическая уровня достижения всех соответствующих показателей.
Расчет показателя степени достижения запланированного уровня затрат Зi по соответствующему i-му программному мероприятию (комплексу мероприятий) осуществляется по формуле:
Зi = З_Фi / З_Пi х 100%,
где:
З_Фi - фактические бюджетные ассигнования, направленные на достижение i-й цели (выполнение задачи) Программы;
З_Пi - плановые (уточненные) бюджетные ассигнования на достижение i-й цели (выполнение задачи) Программы.
Рейтинг эффективности реализации Программы R рассчитывается суммированием коэффициентов эффективности Кi:
R = K_1 + _ + K_15
По результатам оценки эффективности реализации Программе присваивается рейтинг эффективности R в отчетном году:
эффективная Программа - при баллов;
умеренно эффективная Программа - при баллов;
малоэффективная Программа - при баллов;
неэффективная Программа - при R < 5 баллов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 7 июня 2012 г. N 185 "О государственной программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан"
Текст постановления размещен на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан в Internet (www.npa.bashkortostan.ru) 13 июня 2012 г.
Настоящий документ фактически прекратил действие в связи с изданием Постановления Правительства Республики Башкортостан от 14 сентября 2017 г. N 424
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 31 мая 2017 г. N 252
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 26 апреля 2017 г. N 185
Пункты 8-11 Изменений, утвержденных названным постановлением, вступают в силу с 15 мая 2017 г.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 27 июня 2016 г. N 259
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 22 июня 2015 г. N 227
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 16 февраля 2015 г. N 35
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 г. N 679
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 15 апреля 2014 г. N 167
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 28 октября 2013 г. N 481
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 11 сентября 2013 г. N 409
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 17 мая 2013 г. N 194