Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению главы Администрации
городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
от 28 мая 2009 г.
N 2560
Концепция
развития потребительского рынка городского округа город
Уфа Республики Башкортостан на 2009-2012 годы
Введение
Концепция развития потребительского рынка городского округа город Уфа РБ на 2009-2012 годы (далее - Концепция) разработана в рамках реализации основных направлений социально-экономического развития г. Уфы и определяет цели, задачи и приоритеты в области развития и совершенствования потребительского рынка на среднесрочный период.
Концепция представляет собой совокупность целей и задач, а также конкретных мер, направленных на реализацию поставленных задач. Основным организационным документом по реализации Концепции является план мероприятий по развитию потребительского рынка г. Уфы.
Концепция рассматривает область потребительского рынка, включающую сферы деятельности торговли и общественного питания.
1. Состояние развития потребительского рынка г. Уфы
Потребительский рынок г. Уфы является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения.
Оборот розничной торговли через все каналы реализации по предварительным данным за 2008 год составил почти 260 млрд. рублей, что составляет 61% в общем республиканском объеме, темп роста в сопоставимых ценах с начала года составил 121%, на душу населения - 252 тысячи 669 руб.
Оборот общественного питания по предварительным данным за 2008 г. составил около 12 млрд. рублей, что также составляет 61% в общем республиканском объеме, темп роста в сопоставимых ценах с начала года составил 108%, на душу населения - 11 тысяч 394 рубля.
Потребительский рынок является одним из главных источников занятости в городском хозяйстве. В торговой отрасли заняты более 75 - ти тысяч горожан. Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника по всем отраслям экономики за 2008 год составила 18702,7 рублей, в том числе в оптово - розничной торговле - 15153,7 рубля, темп роста 125,9%.
Увеличение оборота розничной торговли и услуг общественного питания связано как с повышением благосостояния нашего населения, так и с динамичным развитием инфраструктуры предприятий торговой отрасли г. Уфы.
За последние 10 лет сеть предприятий торговли и общественного питания в г. Уфе возросла более чем в 1,3 раза. Построено и реконструировано более тысячи предприятий, из них более половины за последние 3 года.
Сеть розничной торговли и общественного питания города Уфы насчитывает более 5260 объектов.
Последовательно проводятся работы по реализации Послания Президента Республики Башкортостан. В целях обеспечения сбалансированного подхода и упорядочения размещения торговых объектов разработана Программа развития торговых структур на 2008-2010 годы. В 2008 году темпы развития инфраструктуры Уфы были самыми высокими. Введено в строй и реконструировано свыше 220 торговых объектов различных форматов площадью свыше 217 тыс. кв. метров, количество посадочных мест в предприятиях общественного питания возросло более чем на 2200 единиц. Размеры капвложений составили более 4-х миллиардов рублей. Развитие материально-технической базы торговли и общественного питания населения способствовало созданию в отрасли около 7 тысяч рабочих мест.
В настоящее время в городе предоставляют услуги общественного питания 1225 предприятий на 98 887 посадочных мест. Сохраняется тенденция роста количества предприятий общественного питания.
Одним из приоритетных направлений деятельности Администрации городского округа город Уфа РБ является совершенствование организации школьного питания с целью сохранения и укрепления здоровья детей.
В 2007-2008 учебном году в образовательных учреждениях города обучалось 92 тысячи 640 учащихся, из них питанием охвачено 89 тысяч, или 96,5% от общего количества обучающихся.
К положительной тенденции в развитии потребительского рынка города можно отнести проведение городских конкурсов. В Уфе стали традиционными проведение конкурсов на звания "Лучший продавец столицы", "Лучший ресторан столицы", "Лучшее сезонное предприятие столицы", а также смотры-конкурсы "Лучшее оформление фасадной части и прилегающей территории" и "Лучшее художественное и световое оформление витрин, прилегающей территории и торговых залов предприятий потребительского рынка к Новому году".
В рамках проведения мероприятий по повышению квалификации кадров с 2002 года 2-я высшими и 6-ью средне - специальными и образовательными учебными заведениями ведется обучение предпринимателей, осуществляющих торговый процесс на рынках г. Уфы. Принято постановление главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 7809 от 10.12.2007 г. "Об обучении предпринимателей, осуществляющих торговый процесс на рынках, торговых центрах, торговых, торгово-сервисных, торгово-деловых и торгово-развлекательных комплексах г. Уфы", во исполнение которого обучено более 7,6 тысяч предпринимателей.
2. Проблемы развития потребительского рынка
В сфере потребительского рынка, обеспечивающей конечное потребление населением товаров и услуг, находят свое отражение социальные и экономические проблемы г. Уфы.
В последние годы усиливаются тенденции развития социально ориентированных предприятий, что предполагает наиболее полное удовлетворение спроса жителей и гостей Уфы на потребительские товары и услуги общественного питания, создание удобств для проживания, продажу товаров населению по доступным ценам высокого качества.
Обеспеченность населения стационарными торговыми площадями достаточна и составляет 811 кв. м на 1000 жителей. В 2007 году этот показатель составлял 730 кв. м. Это свидетельствует о том, что ведущая роль принадлежит организованной стационарной розничной торговле: в городе открываются крупные торговые комплексы, магазины сетевой торговли, а также магазины у дома или шаговой доступности. Однако сохраняется неравномерность размещения объектов торговли и услуг по районам города от 215,8 до 1308,2 кв. метров в расчете на 1000 жителей. В некоторых микрорайонах города обеспеченность торговыми площадями достигается за счет объектов мелкорозничной торговли. В связи с чем, одной из проблем является наличие диспропорции количества стационарных магазинов и объектов мелкорозничной торговли.
Актуальной остается проблема территориальной доступности объектов сферы потребительского рынка.
Недостаточно развита сеть торговых предприятий, соответствующих современным требованиям дизайна и технологического оснащения, применяющих прогрессивные методы обслуживания.
Имеют место негативные изменения в структуре сети в разрезе районов города. Уменьшилось количество продовольственных магазинов, реализующих товары повседневного спроса, в новых районах ощущается недостаточное количество объектов стационарной торговой сети.
Имеют место факты теневого оборота, проблемой является торговля в не установленных для продажи местах.
Не завершены процессы структурной перестройки оптового звена торговли продовольственными товарами, направленные на создание цивилизованного конкурентного оптового рынка. Отсутствие эффективно действующего оптового звена не позволяет оптимизировать товарные потоки и обеспечить продовольственную безопасность города.
В связи с развитием потребительского рынка стоят задачи перед существующими розничными рынками в рамках требований Федерального закона "О розничных рынках..." от 30.12.2006 г. N 271-ФЗ по переводу рынков в капитальные строения, оснащение территорий парковкой и удобными подъездными путями, реконструкция фасадов и входных групп и т.п. Из 10 розничных рынков восемь располагаются в капитальных сооружениях. Два рынка: "Заречный" и "Сипайловский" до конца года должны принять меры по переводу в капитальные сооружения.
Одной из главных проблем, которая требует решения в условиях финансового кризиса, является обеспечение ценовой доступности товаров и услуг для всех социальных групп населения. Поскольку механизмы рыночного саморегулирования эффективны лишь для покрытия спроса и удовлетворения потребностей социальных групп населения с высоким и средним уровнями доходов, то в отношении малообеспеченных категорий граждан должны быть реализованы меры по их поддержке, а также мероприятия по приоритетному развитию социально ориентированной сети торгового обслуживания.
Учитывая кризисную ситуацию, особое внимание необходимо будет уделять сельхозтоваропроизводителям республики в части предоставления торговых мест на рынках и торговых комплексах Уфы. Вопрос создания условий для реализации товаропроизводителями собственной продукции продолжает оставаться приоритетным.
Медленно проходит процедура сертификации услуг розничной торговли. В целях повышения качества обслуживания покупателей, защиты их прав необходимо создание условий для прохождения сертификации услуг всеми объектами торговли и общественного питания, расположенными на территории г. Уфы, в соответствии со статусом столицы Республики Башкортостан.
3. Задачи и основные приоритеты развития потребительского рынка
Период 2009-2012 годы следует рассматривать как этап сохранения стабильности на потребительском рынке г. Уфы в условиях экономического кризиса.
Главной целью Концепции является разработка благоприятных экономических, организационных и правовых условий для повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов на рынке торговли и общественного питания с учетом интересов населения и органов исполнительной власти г. Уфы. Создание развитой сети предприятий потребительского рынка для наиболее полного обеспечения потребностей населения, с учетом размещения предприятий, обеспечивающей территориальную доступность услуг для населения.
Для достижения основной цели необходимо решение следующих задач:
1. Совершенствование регулирования и функционирования потребительского рынка товаров и услуг.
2. Создание развитой сети предприятий потребительского рынка.
3. Формирование социально ориентированной системы торгового обслуживания, обеспечивающей ценовую доступность товаров и услуг для всех социальных групп населения.
4. Повышение качества оказываемых потребительских услуг.
5. Обеспечение доступности потребительского рынка и прав граждан на безопасность и качество товаров.
6. Совершенствование форм и методов обслуживания населения.
7. Решение вопросов занятости, повышение квалификации и подготовка кадров для сферы потребительского рынка.
8. Координация взаимодействия торговли и республиканских товаропроизводителей.
9. Создание условий для продвижения производимых в республике товаров на потребительский рынок г. Уфы.
10. Создание единой информационной системы внутренней торговли.
11. Развитие оптового звена.
12. Сохранение розничных рынков в инфраструктуре города.
13. Сохранение кадрового потенциала отрасли.
14. Выполнение антикризисных мероприятий.
<< Назад |
||
Содержание Постановление главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28 мая 2009 г. N 2560 "О Концепции... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.