Постановление Правительства Республики Башкортостан
от 3 марта 2011 г. N 51
"Об утверждении стандарта качества государственной услуги по предоставлению дополнительного образования в Республике Башкортостан"
11 декабря 2014 г., 4 апреля 2016 г.
В целях повышения качества государственной услуги по предоставлению дополнительного образования в Республике Башкортостан Правительство Республики Башкортостан постановляет:
Утвердить прилагаемый стандарт качества государственной услуги по предоставлению дополнительного образования в Республике Башкортостан.
Исполняющий обязанности |
Р.З. Хамитов |
Стандарт качества
государственной услуги по предоставлению дополнительного образования в Республике
(утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан
от 3 марта 2011 г. N 51)
11 декабря 2014 г., 4 апреля 2016 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящий стандарт устанавливает обязательные для исполнения основные требования к объему и качеству государственной услуги по предоставлению дополнительного образования (далее - государственная услуга) государственными организациями дополнительного образования, подведомственными Министерству образования Республики Башкортостан (далее - организации), за счет средств бюджета Республики Башкортостан.
Государственная услуга предоставляется в целях обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, формирования общей культуры и организации содержательного досуга детей.
1.2. Разработчиком настоящего стандарта является Министерство образования Республики Башкортостан.
1.3. Нормативные правовые акты, регламентирующие качество предоставления услуг:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Конституция Республики Башкортостан;
Закон Республики Башкортостан "Об образовании в Республике Башкортостан";
постановление Правительства Республики Башкортостан от 13 февраля 2013 года N 43 "Об утверждении Положения о Министерстве образования Республики Башкортостан" (с последующими изменениями);
постановление Правительства Республики Башкортостан от 21 февраля 2013 года N 54 "О государственной программе "Развитие образования Республики Башкортостан" (с последующими изменениями).
1.4. Основными факторами, определяющими качество предоставления государственной услуги в организации, являются:
наличие документов, регламентирующих его деятельность;
условия размещения и режим работы организации;
наличие специального оснащения и оборудования;
укомплектованность специалистами и уровень их квалификации;
полнота и качество выполнения процедур, необходимых для предоставления государственной услуги;
информационное сопровождение деятельности по предоставлению государственной услуги;
наличие внутренней (собственной) и внешней систем контроля за деятельностью по предоставлению государственной услуги, а также за соблюдением требований настоящего стандарта;
ответственность должностных лиц за качество предоставления государственной услуги.
2. Требования к качеству предоставления государственной услуги
2.1. Государственная услуга по предоставлению дополнительного образования в Республике Башкортостан заключается в обучении детей по дополнительным образовательным программам.
2.2. Получателями государственной услуги являются несовершеннолетние в возрасте от 6 до 18 лет, а в организациях физкультурно-спортивной направленности, в группах спортивного совершенствования, подведомственных Министерству образования Республики Башкортостан, - лица до 25 лет (далее - получатели государственной услуги).
Дополнительное образование может быть предоставлено в образовательных организациях следующих видов:
центрах дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеских центрах, детских (подростковых) центрах, детских экологических (оздоровительно-экологических, эколого-биологических) центрах, детских (юношеских) центрах, детских оздоровительно-образовательных (профильных) центрах;
дворцах детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
домах детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
станциях юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детской экологической (эколого-биологической) станции;
детско-юношеских спортивных школах;
специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва;
детско-юношеских спортивно-адаптивных школах.
Расходы на предоставление государственной услуги осуществляются в соответствии с государственным заданием на предоставление услуги в пределах средств, выделенных из бюджета Республики Башкортостан.
2.3. Организация должна иметь регламентирующие ее деятельность документы:
устав;
локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения;
программы дополнительного образования детей и примерные требования к ним;
лицензию на право ведения образовательной деятельности по программам дополнительного образования детей;
свидетельство о государственной аккредитации;
административный регламент, регламентирующий процесс предоставления государственной услуги;
должностные инструкции работников организации, инструкции по охране труда, иные инструкции;
эксплуатационные документы, используемые при предоставлении государственной услуги: кадастровые (технические) паспорта на здания и оборудование, сертификаты качества оборудования, инвентарные описи основных средств и другие;
заключения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса;
иные нормативные правовые акты, установленные правила и нормы по вопросам предоставления услуги.
Организация осуществляет постоянную проверку документов на предмет их соответствия законодательству.
2.4. Организация и ее структурные подразделения размещают в специально предназначенных зданиях и помещениях, которые доступны для населения, отвечают противопожарным требованиям, обеспечены всеми средствами коммунально-бытового обслуживания и оснащены телефонной связью.
Не допускается размещать помещения для пребывания детей в подвальных и цокольных этажах.
2.5. Организация должна быть оснащена оборудованием, аппаратурой и приборами, отвечающими требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивающими надлежащее качество государственной услуги.
2.6. Комплектование организации работниками регламентируется штатным расписанием. Предоставление государственных услуг в организациях осуществляют руководящие работники, педагогические работники, учебно-вспомогательный, обслуживающий персонал. Каждый работник организации должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, которые необходимы для выполнения возложенных на него обязанностей.
Повышение квалификации педагогических работников проводится не реже одного раза в три года путем обучения и (или) стажировки в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, в высших учебных заведениях и иных организациях. Работникам необходимо иметь должностные инструкции, устанавливающие их обязанности и права.
На педагогическую работу принимаются лица со средним профессиональным или высшим образованием, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
В целях принятия необходимых мер для защиты ребенка от любых форм физического или психологического насилия, включая сексуальное, оскорбления или злоупотребления, эксплуатации преподавателями и другими работниками учреждения, а также в случаях отсутствия заботы с их стороны при осуществлении кадровой политики руководителям организации необходимо особое внимание уделять качественному подбору персонала. Рекомендуется отдавать предпочтение соискателям, имеющим соответствующее образование, опыт работы в данном виде организации либо по аналогичной специальности и обладающим физическим и психическим здоровьем, моральной устойчивостью.
К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие право на занятие педагогической деятельностью в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 4 апреля 2016 г. N 110 в пункт 2.7 настоящего Стандарта внесены изменения, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 г.
2.7. Для получения ребенком (воспитанником) дополнительного образования родитель (законный представитель) в срок, определенный образовательной организацией, подает в организацию документы в соответствии с уставом организации.
При приеме детей организация обязана ознакомить их и (или) родителей (законных представителей) с уставом организации и другими документами, регламентирующими образовательный процесс.
Организации самостоятельно разрабатывают программу своей деятельности с учетом особенностей социально-экономического развития региона, национально-культурных традиций, запросов детей, потребностей семьи, детских и юношеских общественных объединений и организаций.
Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Организации реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.
Организации осуществляют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее - объединения), а также индивидуально.
Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации.
Занятия в объединениях проводятся по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической) по группам, индивидуально или всем составом объединения.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются организацией самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Количество учащихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации.
Каждый учащийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.
Дополнительные общеобразовательные программы реализуются организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
При реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, а также форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов.
Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью учащихся, запрещается.
Организации ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, технологий, культуры, экономики и социальной сферы.
Образовательная деятельность в организациях осуществляется на государственном языке Российской Федерации, и (или) на государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, и на языках народов Российской Федерации.
Дополнительное образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации.
Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся администрацией организации по представлению педагогических работников с учетом пожеланий учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся и возрастных особенностей учащихся.
При реализации дополнительных общеобразовательных программ организацией предусматривается проведение массовых мероприятий и создание необходимых условий для совместного труда и (или) отдыха учащихся, родителей (законных представителей).
В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения совместно с несовершеннолетними учащимися участвуют их родители (законные представители) без включения в основной состав.
При реализации дополнительных общеобразовательных программ предусматриваются как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально.
Организации определяют формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации учащихся.
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов организации планируют образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий учащихся.
Организации должны создавать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными категориями учащихся, в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида и инвалида.
Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития и в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии - для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации - для детей-инвалидов и инвалидов.
Численность учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек.
Занятия в объединениях с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами могут быть организованы как совместно с другими учащимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
С учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами может проводиться индивидуальная работа как в организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и по месту жительства.
2.8. Организация на своем официальном сайте в сети Интернет размещает информацию и документы в порядке, установленном статьей 29 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
2.9. Организации необходимо иметь документально оформленную внутреннюю (собственную) систему контроля за деятельностью педагогических работников в целях определения ее соответствия нормативным документам в области образования. Система контроля должна охватывать этапы планирования, работы с участниками образовательного процесса, оформления результатов контроля, выработки и реализации мероприятий по устранению выявленных недостатков. Внутренний контроль осуществляет администрация организации.
Внешнюю систему контроля предоставления государственной услуги осуществляет Министерство образования Республики Башкортостан.
2.10. Руководитель организации несет полную персональную ответственность за качество предоставления государственной услуги, определяет полномочия, ответственность и взаимодействие всего персонала организации, осуществляет контроль за его деятельностью.
Жалоба, поступившая в организацию, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки ее рассмотрения не установлены организацией.
В случае обжалования отказа организации, ее должностного лица в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования заявителем нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.
2.11. При оценке качества предоставления государственной услуги учитываются следующие индикаторы (характеристики):
полнота предоставления услуги в соответствии с установленными требованиями к ее предоставлению;
результативность предоставления услуги, оцениваемая методом сравнения требований образовательных программ в сфере дополнительного образования детей с фактическими результатами реализации этих программ, а также путем изучения обращений граждан и опросов населения;
создание условий для непрерывного дополнительного образования детей в соответствии с их интересами и потребностями.
Качественное предоставление услуг характеризуют:
доступность, безопасность и эффективность дополнительного образования;
расширение знаний обучающихся;
развитие мотивации обучающихся к самообразованию;
развитие творческих способностей обучающихся;
включение обучающихся в социально полезную деятельность;
профессиональное и личностное самоопределение обучающихся;
самореализация и самовоспитание обучающихся;
адаптация обучающихся к жизни в обществе.
2.12. Оценка качества государственной услуги дается с учетом следующих критериев (индикаторов):
2.13. Организация может оказывать дополнительные платные образовательные услуги, выходящие за рамки образовательных программ (преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство и другие услуги), по договорам с организациями, предприятиями, организациями и физическими лицами. Получатель имеет право потребовать составление сметы на оказание платных образовательных услуг, предусмотренных договором. В этом случае смета становится частью договора. Составление такой сметы по требованию получателя обязательно.
2.14. В целях получения данных о степени удовлетворенности получателей полнотой и качеством государственной услуги ежегодно проводится их опрос по указанной в приложении к настоящему стандарту форме.
Результаты опроса используются для разработки и реализации мероприятий, направленных на повышение качества и обеспечение комфортности предоставления государственной услуги.
Приложение
к стандарту качества государственной
услуги по предоставлению дополнительного
образования в Республике Башкортостан
Опросный лист
мониторинга качества учебного процесса
Уважаемый коллега! Вы закончили обучение в организации дополнительного
образования. Просим Вас высказать свое мнение о содержании и эффективности
предоставленного Вам образования.
По каждому из предложенных вопросов выберите, пожалуйста, ответы, наиболее
близкие Вашей точке зрения, и обведите порядковые номера этих ответов.
Ваши оценки и предложения будут учтены при совершенствовании учебного
процесса.
Благодарим за сотрудничество!
Анкета анонимная, фамилии указывать не нужно.
1. Удовлетворены ли Вы обучением в учебном организации?
1.1. Удовлетворен.
1.2. Не удовлетворен.
1.3. Затрудняюсь ответить.
2. Как Вы оцените работу педагогов и тренеров в Вашей учебной организации?
2.1. Отлично.
2.2. Хорошо.
2.3. Удовлетворительно.
2.4. Неудовлетворительно.
2.5. Затрудняюсь ответить.
3. Как вы оцениваете оснащенность учебной организации учебной литературой,
материалами и оборудованием (спортивным инвентарем) для полноценных занятий?
3.1. Достаточно.
3.2. Не вполне достаточно.
3.3. Недостаточно.
3.4. Затрудняюсь ответить.
4. Занятия (тренировки) каких педагогов детских объединений, тренеров
секций были, по Вашему мнению, наиболее содержательными, полезными?
Ф.И.О. педагога, тренера:
_______________________________________________________________________________
5. Пожалуйста, укажите, что следовало бы изменить или улучшить
в организации учебного процесса?
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
6. Предложения учебной организации: ______________________________________
_______________________________________________________________________________
7. Предложения Министерству образования Республики Башкортостан:
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утвержденный стандарт устанавливает обязательные для исполнения основные требования к объему и качеству государственной услуги по предоставлению дополнительного образования детям государственными учреждениями дополнительного образования детей, подведомственными Министерству образования Республики Башкортостан, за счет средств бюджета Республики Башкортостан.
Государственная услуга предоставляется в целях обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, формирования общей культуры и организации содержательного досуга детей.
Государственная услуга по предоставлению дополнительного образования в Республике Башкортостан заключается в обучении детей по дополнительным образовательным программам.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 3 марта 2011 г. N 51 "Об утверждении стандарта качества государственной услуги по предоставлению дополнительного образования в Республике Башкортостан"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", N 11 (353) от 2 июня 2011 г., ст. 692 (без приложений)
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 июня 2018 г. N 291 настоящее постановление признано утратившим силу с 29 июня 2018 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 4 апреля 2016 г. N 110
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 г.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 11 декабря 2014 г. N 571