Постановление Правительства Республики Башкортостан
от 13 ноября 2010 г. N 431
"О Программе развития бытового обслуживания населения в Республике Башкортостан на 2010-2014 годы"
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13 декабря 2012 г. N 444 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2013 г.
Во исполнение статьи 7 Закона Республики Башкортостан "Об организации бытового обслуживания населения в Республике Башкортостан" и в целях обеспечения устойчивого функционирования и стабильного развития бытового обслуживания населения Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу развития бытового обслуживания населения в Республике Башкортостан на 2010-2014 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Государственный комитет Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей.
Исполняющий обязанности |
Р. Хамитов |
Программа
развития бытового обслуживания населения в Республике Башкортостан на 2010 - 2014 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан
от 13 ноября 2010 г. N 431)
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Программа развития бытового обслуживания населения в Республике Башкортостан на 2010 - 2014 годы |
Основание для разработки Программы |
Закон Республики Башкортостан "Об организации бытового обслуживания населения в Республике Башкортостан" |
Государственный заказчик Программы |
Государственный комитет Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей |
Основной разработчик Программы |
Государственный комитет Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей |
Цели и задачи Программы |
Цели: обеспечение устойчивого функционирования и стабильного развития бытового обслуживания населения; удовлетворение потребностей жителей республики в услугах, соответствующих мировым стандартам качества и безопасности; внедрение новых форм обслуживания и видов бытовых услуг; повышение уровня доступности населения к услугам бытового характера в сельской местности; насыщение рынка социально значимыми видами бытовых услуг |
|
Задачи: совершенствование и формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей регулирование в сфере бытовых услуг; определение принципиальных подходов к разработке механизмов рационального размещения объектов бытового обслуживания населения, внедрение передовых технологий и современных форм обслуживания населения, предоставление дополнительных видов бытовых услуг; улучшение качества оказываемых услуг бытового характера и культуры обслуживания; повышение роли и ответственности администраций муниципальных образований республики в обеспеченности населения бытовыми услугами; обеспечение доступности социально значимых бытовых услуг в сельской местности; создание благоприятных условий для обеспечения экономической эффективности и финансовой стабильности предприятий; восстановление инвестиционной привлекательности сферы бытового обслуживания населения; развитие малого и среднего предпринимательства в сфере бытового обслуживания населения; обеспечение сферы бытового обслуживания населения квалифицированными кадрами, достижение качественного и количественного состава квалифицированных кадров, соответствующего потребностям организаций бытового обслуживания населения |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
Динамика объема бытовых услуг; объем бытовых услуг в расчете на одного жителя; обеспеченность населения социально значимыми видами бытовых услуг; доля бытовых услуг в структуре платных услуг |
Сроки реализации Программы |
2010 - 2014 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Средства, утвержденные в сметах расходов республиканских органов исполнительной власти на их текущее содержание, собственные средства организаций, привлеченные финансовые средства при их наличии |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Рост объема бытовых услуг в расчете на одного жителя; обеспечение населения сельской местности социально значимыми видами бытовых услуг; расширение спектра бытовых услуг; удовлетворение потребностей жителей республики в услугах, соответствующих мировым стандартам качества и безопасности; обеспечение доступности услуг бытового характера для всех категорий граждан; увеличение количества объектов бытового обслуживания, в том числе комплексных приемных пунктов |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Программа развития бытового обслуживания населения в Республике Башкортостан на 2010 - 2014 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Законом Республики Башкортостан "Об организации бытового обслуживания населения в Республике Башкортостан" и направлена на совершенствование государственной политики Республики Башкортостан в сфере бытового обслуживания населения, удовлетворение потребительского спроса, насыщение рынка разнообразными видами бытовых услуг.
Программа представляет собой совокупность целей и задач, а также основных направлений и мероприятий, способствующих устойчивому функционированию и стабильному развитию сферы бытовых услуг.
Бытовое обслуживание населения является многофункциональной сферой, которая способствует увеличению свободного времени работающего населения, освобождая его от многих трудоемких работ по ведению домашнего хозяйства, рациональному использованию денежных доходов семьи, созданию предпосылок для роста трудовых ресурсов республики. Обеспечивая ремонт различных предметов длительного пользования, бытовые услуги оказывают положительное воздействие на рост уровня жизни населения. Деятельность в сфере бытового обслуживания, ориентированная на высвобождение рабочего времени населения, создает дополнительные возможности для повышения профессиональной квалификации человека, развития интеллектуальных и физических способностей личности, для роста социальной активности человека.
Сфера бытовых услуг, занимая 11,7% в структуре платного сервиса, является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Башкортостан.
Данную отрасль сегодня представляют свыше 8 тыс. предприятий, оказывающих населению услуги бытового характера. В сфере бытового обслуживания занято около 30 тыс. человек.
Рынок бытовых услуг востребован населением республики, он динамично развивается и несет социальную нагрузку преимущественно в отношении малообеспеченных слоев населения.
Наблюдается тенденция устойчивого роста объема бытовых услуг, получаемых населением республики.
За последние пять лет объем бытовых услуг, предоставленных населению республики, увеличился почти в три раза.
Основные показатели бытовых услуг населению представлены в следующей таблице:
Наименование показателя |
Годы |
||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
|
Объем бытовых услуг населению, млрд. рублей |
6,3 |
7,8 |
9,9 |
14,5 |
16,7 |
Темп роста, % |
109,7 |
114,2 |
116,8 |
123,7 |
107,5 |
Объем бытовых услуг на душу населения, рублей |
1548,5 |
1920,4 |
2450,8 |
3566,4 |
4112,0 |
В 2009 году жителям Республики Башкортостан оказано услуг бытового характера в сумме 16,7 млрд. рублей, что на 7,5% больше, чем за 2008 год.
Основную часть объема бытовых услуг традиционно составляют следующие виды: ремонт и строительство жилья (52,1%), техническое обслуживание и ремонт транспортных средств (11,1%), ремонт и пошив одежды (8,0%), ремонт бытовой техники (6,6%), парикмахерские услуги (5,6%).
Наибольший рост покупательского спроса наблюдался на услуги фотоателье (на 23,4%), по ремонту и пошиву обуви (на 16,7%), по ремонту и пошиву одежды (на 12,4%), парикмахерские услуги (на 11,7%).
Республика Башкортостан по объему оказанных услуг бытового характера в расчете на одного жителя входит в тройку лидеров среди субъектов Приволжского федерального округа, за 2009 год этот показатель составил 4112 рублей.
Несмотря на позитивные результаты развития сферы бытового обслуживания населения в целом по республике, сегодня наблюдается неравномерность размещения предприятий данной отрасли. Наименее развита сеть бытовых услуг в отдаленных районах, на селе, на окраинах городов, что обусловлено не только различием в плотности населения, но и дифференциацией платежеспособности жителей. Имеется существенный разрыв в показателях объемов бытовых услуг на душу населения по городам и районам.
Система бытового обслуживания населения в республике представлена совокупностью хозяйствующих субъектов различных форм собственности. По состоянию на 1 января 2010 года на территории Республики Башкортостан действует 8645 предприятий (объектов) бытового обслуживания населения (больше, чем в 2008 году на 15,8%) и 295 приемных пунктов, в том числе:
индивидуальных предпринимателей - 6070 ед.;
муниципальных предприятий - 95 ед.;
в системе Башпотребсоюза - 26 ед.
От общего числа предприятий 98,5% приходится на долю субъектов малого и среднего предпринимательства. Таким образом, практически все виды услуг в данной сфере предполагают развитие предпринимательства. Представители малого бизнеса быстрее перенимают новшества в этой сфере, энергично внедряя передовой опыт.
Вместе с тем в республике наименее развиты следующие виды услуг: услуги прачечных, химчисток, обрядовые услуги и услуги предприятий по прокату.
В последние годы развитие происходит в основном среди таких видов бытовых услуг, предоставляемых населению, как услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования, ремонту и строительству жилья и других построек, составляющие более 60% объема бытовых услуг. Этому способствуют увеличение объемов продаж легковых автомобилей населению, а также выделение земельных участков под жилищное строительство.
Расширяют свою нишу на потребительском рынке предприятия по ремонту и пошиву одежды. Деятельность салонов, создающих собственные дизайнерские разработки, предлагающих современные конструкторские решения, креативный дизайн и качественное исполнение заказов, выгодно отличает их от конкурентов.
Парикмахерские и косметические салоны, являющиеся одними из самых рентабельных и постоянно развивающихся организаций, используют новейшее оборудование, внедряют уникальные технологии, осваивают различные релаксирующие программы, комплексы SPA-процедур, пилинги и т.п.
Услуги, предлагаемые современными фотолабораториями с оборудованием по цифровой обработке и печати фотографий, пользуются у населения повышенным спросом.
Условия рыночной экономики не позволяют стоять на месте, поэтому при анализе обстановки в сфере потребительского рынка бытовых услуг ясно представляются задачи, требующие решения, и перспективные направления развития отрасли, выполнение которых рассчитано на более продолжительный промежуток времени.
Рынок бытовых услуг во многом определяется вниманием органов местного самоуправления к его формированию и развитию. Поэтому органам местного самоуправления необходимо более эффективно использовать имеющиеся ресурсы и механизмы по повышению качества и культуры обслуживания населения, увеличению объемов оказываемых услуг, продвижению инновационных технологий и повышению квалификации работающих в данной отрасли экономики, учитывая, что сфера бытовых услуг выступает одним из приоритетных и социально значимых направлений территориального развития.
Слабое место в системе бытового обслуживания населения - развитие сети предприятий бытовых услуг на селе. На уровне муниципальных образований республики необходимо выработать комплексные программы развития сферы бытовых услуг в сельской местности. Особого внимания здесь требуют предприятия, оказывающие социально значимые услуги.
Система бытового обслуживания населения по-прежнему испытывает нехватку высокопрофессиональных кадров. Предприятиям и предпринимателям необходимо поддерживать постоянные контакты с базовыми учебными заведениями.
Наиболее значимыми и острыми остаются проблемы сохранения и эффективного использования зданий и помещений, занимаемых хозяйствующими субъектами сферы бытовых услуг. Есть вопросы и в отношении обеспечения площадями предприятий сферы бытовых услуг.
Программное решение указанных проблем будет способствовать устойчивому функционированию и стабильному развитию бытового обслуживания населения, увеличению индекса физического объема реализуемых услуг бытового характера, обеспечению доступности бытовых услуг для всех категорий граждан, повышению качества предоставляемых услуг и культуры обслуживания.
2. Цели и задачи Программы
Целями Программы являются:
обеспечение устойчивого функционирования и стабильного развития бытового обслуживания населения;
удовлетворение потребностей жителей республики в услугах, соответствующих мировым стандартам качества и безопасности;
внедрение новых форм обслуживания и видов бытовых услуг;
повышение уровня доступности населения к услугам бытового характера в сельской местности;
насыщение рынка социально значимыми видами бытовых услуг.
Достижение поставленных целей связано с решением следующих задач:
совершенствование и формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей регулирование в сфере бытовых услуг;
определение принципиальных подходов к разработке механизмов рационального размещения объектов бытового обслуживания населения, внедрение передовых технологий и современных форм обслуживания населения, предоставление дополнительных видов бытовых услуг;
улучшение качества оказываемых услуг бытового характера и культуры обслуживания;
повышение роли и ответственности администраций муниципальных образований республики в обеспеченности населения бытовыми услугами;
обеспечение доступности социально значимых бытовых услуг в сельской местности;
создание благоприятных условий для обеспечения экономической эффективности и финансовой стабильности предприятий;
восстановление инвестиционной привлекательности сферы бытового обслуживания населения;
развитие малого и среднего предпринимательства в сфере бытового обслуживания населения;
обеспечение сферы бытового обслуживания населения квалифицированными кадрами, достижение качественного и количественного состава квалифицированных кадров, соответствующего потребностям организаций бытового обслуживания населения.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в течение 2010 - 2014 годов без деления на этапы.
4. Основные направления реализации Программы
Сфера бытовых услуг призвана удовлетворять потребности населения, создавать комфортные условия для труда и отдыха. Степень удовлетворения потребностей населения в услугах является одним из индикаторов уровня жизни. Качество жизни населения во многом определяет уровень развития бытового обслуживания.
Разнообразие форм бытового обслуживания должно удовлетворять потребности самых широких слоев населения и может быть обеспечено лишь в условиях функционирования как крупных, так и средних и малых предприятий службы быта, а также индивидуальных предпринимателей.
В республике деятельность в сфере бытовых услуг регулируется Законом Республики Башкортостан "Об организации бытового обслуживания населения в Республике Башкортостан" и иными нормативными правовыми актами, которые основываются на Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, Гражданском кодексе Российской Федерации.
Роль государственного управления в развитии деятельности индустрии услуг прежде всего состоит в том, чтобы создать соответствующий правовой и экономический климат для развития социально значимых видов бытовых услуг путем применения определенных механизмов управления.
Бытовые услуги как часть показателя уровня жизни населения можно отнести к основным видам потребления. Таким образом, социально значимые бытовые услуги, предоставляемые населению в условиях функционирования регионального потребительского рынка, - это прежде всего услуги первой необходимости, наиболее полно и постоянно востребованные населением, предназначенные для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека и доступные всем слоям населения. Каждая социально значимая услуга имеет свое индивидуальное значение, поскольку не все услуги можно воспроизвести при самообслуживании.
Для эффективного государственного регулирования и управления отраслью требуется поддержание существующих и разработка новых организационных подходов, объединение усилий республиканских органов исполнительной власти, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и других заинтересованных структур.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится создание условий для обеспечения жителей услугами бытового характера. В этой связи администрациям муниципальных образований необходимо более эффективно использовать имеющиеся ресурсы и механизмы повышения качества и культуры обслуживания населения, увеличения объемов оказываемых услуг, продвижения инновационных технологий и повышения квалификации работающих в данной отрасли экономики, учитывая, что сфера бытовых услуг выступает одним из приоритетных и социально значимых направлений территориального развития.
Разработка целевых программ развития бытового обслуживания населения в муниципальных образованиях республики будет способствовать сохранению и дальнейшему развитию этой сферы.
Систему бытового обслуживания населения в Республике Башкортостан образуют предприятия, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере бытового обслуживания населения, а также их объединения.
Создание точной базы данных (реестров) производителей работ и услуг бытового характера в республике позволит проводить мониторинг насыщения рынка необходимыми услугами и в результате эффективно осуществлять разработку и реализацию мероприятий по повышению качества услуг, улучшению культуры обслуживания потребителей, расширению перечня предоставляемых услуг. В этой связи и в целях реализации постановления Правительства Республики Башкортостан от 18 февраля 2009 года N 65 "О ведении Реестра объектов бытового обслуживания населения Республики Башкортостан" необходимо продолжить работу по созданию республиканского реестра объектов бытового обслуживания населения.
Одним из важных направлений развития бытового обслуживания является увеличение спектра качественных бытовых услуг, предлагаемых населению, обеспечение их доступности для всех категорий граждан. В связи с отменой обязательной сертификации услуг особое значение на сегодняшний день приобретает развитие в республике системы добровольной сертификации.
Предоставление населению услуг бытового характера в настоящее время осуществляется в основном предприятиями малого бизнеса.
Органам исполнительной власти и органам местного самоуправления необходимо уделять особое внимание созданию мотиваций и условий для развития предпринимательства в сфере бытового обслуживания населения, содействовать повышению качества и культуры обслуживания, модернизации и технологическому обновлению данной отрасли экономики.
Развитие малого бизнеса в сфере бытовых услуг способствует повышению гибкости и адаптивности экономики, созданию среднего класса работников, смягчению безработицы, увеличению доли малого и среднего предпринимательства в формировании валового регионального продукта.
Целями развития малого предпринимательства являются обеспечение благоприятных условий для организации и устойчивой деятельности субъектов малого предпринимательства, повышение экономической и социальной эффективности их деятельности, дальнейшее развитие сферы бытовых услуг, стабилизация и рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, рост численности занятых в сфере малого предпринимательства, создание новых рабочих мест.
Основные меры в области реализации государственной политики содействия развитию малого и среднего предпринимательства в республике отражаются в принимаемых программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 сентября 2009 года N 370, бытовое обслуживание населения является перспективным направлением развития малого и среднего предпринимательства.
На современном этапе внедрения рыночных реформ в сфере бытового обслуживания населения решающее значение имеет работа по совершенствованию деятельности, связанной с подготовкой квалифицированных кадров и формированием качественно новой системы управления персоналом предприятий и организаций отрасли. На решение проблем кадрового обеспечения сферы бытовых услуг оказывают влияние различные факторы: конъюнктура рынка труда, государственное регулирование, качество жизни людей, демографическая ситуация, образовательный уровень населения, другие социально-экономические процессы, которые определяют стратегию, кадровую политику и принципы кадрового управления.
В целях повышения эффективности работы предприятий бытового обслуживания населения, стимулирования повышения профессиональной подготовки, роста престижа высококвалифицированного труда, совершенствования качества бытового обслуживания предстоит:
проведение мониторинга фактического состояния кадровой работы, состава кадров в организациях и на предприятиях отрасли, привлечение молодых кадров, профессионально подготовленных к работе в рыночных условиях;
организация процесса обучения и тренинга персонала в самой системе бытовых услуг (курсы, семинары, стажировки, мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства и т.д.);
проведение профориентационной работы, интегрирование процесса подготовки специалистов для организаций бытового обслуживания населения через ознакомительную, производственную практику, дипломное проектирование;
нормативно-методическое и правовое обеспечение управления персоналом;
обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти и служб занятости населения по подготовке руководителей и специалистов отрасли, содействие в их трудоустройстве, создание и сохранение рабочих мест на предприятиях бытового обслуживания населения;
изучение и распространение передового опыта по подготовке и переподготовке кадров;
планирование и подготовка резерва кадров, позволяющего сохранить, укрепить и развить кадровый потенциал предприятий отрасли.
Развитие бытового обслуживания населения в немалой степени зависит от наличия подготовленных руководящих кадров, владеющих механизмами функционирования рыночной экономики. В настоящее время необходимо переходить от случайной организации отдельных, не связанных между собой курсов и семинаров, к единой системе подготовки и переподготовки управленческого и инженерно-экономического персонала предприятий с учетом потребностей республики в различных направлениях предпринимательства в сфере бытового обслуживания населения.
Работники сферы услуг напрямую контактируют с населением. От степени профессионализма их деятельности зависит настроение, работоспособность, а зачастую и здоровье людей.
Отсутствие на предприятиях бытового обслуживания стабильных профессиональных коллективов зависит не только от системы подготовки кадров, но и связано с непрестижностью профессий и исторически сложившимся негативным отношением молодежи к работе в сфере сервиса. Кроме того, недостаточно высокие доходы предприятий не дают им возможности предложить своим сотрудникам достойный социальный пакет. Важным этапом повышения престижности отрасли бытовых услуг среди молодых специалистов является активная деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления по организации и проведению различных профессиональных конкурсов, а также широкое информирование о них в средствах массовой информации.
Проведение ежегодных конкурсов, фестивалей, семинаров, выставок, мастер-классов позволяет повышать качество обслуживания населения, внедрять новые прогрессивные технологии в сферу бытовых услуг, быстрее реагировать на изменения потребностей населения, привлекать инвесторов и распространять передовой опыт.
В этой связи необходимо активизировать работу по проведению конкурсов среди специалистов и предприятий бытового обслуживания населения по различным видам деятельности.
5. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы заключается в привлечении к выполнению ее мероприятий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Республики Башкортостан, отраслевых общественных объединений и организаций, профильных образовательных учреждений.
Общий контроль за выполнением Программы в установленном порядке осуществляет Государственный комитет Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей.
Исполнители Программы ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, представляют отчеты о ходе ее выполнения государственному заказчику Программы.
6. Оценка социально-экономической эффективности и ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Реализация Программы позволит достичь следующих результатов:
индекс физического объема бытовых услуг не ниже 107% ежегодно;
рост объема бытовых услуг в расчете на одного жителя на 15%;
увеличение доли бытовых услуг в общем объеме платных услуг до 13%;
сокращение разрыва в значениях показателя объем бытовых услуг на душу населения в разрезе муниципальных районов;
обеспечение доступности услуг бытового характера для всех категорий граждан;
удовлетворение потребностей жителей республики в услугах, соответствующих мировым стандартам качества и безопасности;
внедрение новых видов бытовых услуг и форм обслуживания;
расширение спектра бытовых услуг;
социальная поддержка малообеспеченных слоев населения;
обеспечение населения сельской местности социально значимыми видами бытовых услуг;
увеличение количества объектов бытового обслуживания, в том числе комплексных приемных пунктов.
7. Система программных мероприятий
Список использованных сокращений
Администрации МР - администрации муниципальных районов и городских округов
и ГО РБ Республики Башкортостан
Башкортостанстат - Территориальный орган Федеральной службы
государственной статистики по Республике Башкортостан
Госкомитет РБ по - Государственный комитет Республики Башкортостан по
торговле торговле и защите прав потребителей
ГОУ ВПО БАГСУ - государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования Башкирская академия
государственной службы и управления при Президенте
Республики Башкортостан
Минобразования РБ - Министерство образования Республики Башкортостан
МСМК РБ - Министерство связи и массовых коммуникаций Республики
Башкортостан
РП РБ - Ремесленная палата Республики Башкортостан
УГСЗН РБ - Управление государственной службы занятости населения
при Министерстве труда и социальной защиты населения
Республики Башкортостан
ФГУ "ЦСМ РБ" - федеральное государственное учреждение Центр
стандартизации, метрологии и сертификации Республики
Башкортостан
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 13 ноября 2010 г. N 431 "О Программе развития бытового обслуживания населения в Республике Башкортостан на 2010-2014 годы"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", N 5 (347) от 2 марта 2011 г., ст. 176 (без Программы)
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13 декабря 2012 г. N 444 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2013 г.