Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению главы Администрации
городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
от 13 июля 2011 г.
N 3870
Порядок
разработки и реализации городских целевых программ
1. Общие положения
1.1. Порядок разработки и реализации городских целевых программ (далее - Порядок) разработан во исполнение постановлений Правительства Республики Башкортостан "Об утверждении Порядка разработки и реализации республиканских целевых программ" от 28 декабря 2007 года N 388, "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Республики Башкортостан, их формирования и реализации" от 28 декабря 2010 года N 517, Устава городского округа город Уфа РБ, принятого решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 15 декабря 2005 года N 3/6, и устанавливает основные принципы разработки, согласования, экспертизы, утверждения, финансирования, реализации и контроля за выполнением городских целевых программ.
1.2. Городская целевая программа (далее - Программа) - взаимоувязанный по содержанию, срокам выполнения, ресурсам и исполнителям комплекс мероприятий (работ) правового, организационного, экономического, финансового, социального характера, направленных на решение приоритетных проблем в развитии инфраструктуры городского округа город Уфа РБ и обеспеченных частично или полностью финансовыми и материальными средствами городского округа город Уфа РБ.
1.3. Программа является одним из средств реализации социально- экономического развития городского округа город Уфа РБ.
1.4. Программа направлена на решение вопросов местного значения в рамках полномочий городского округа город Уфа РБ и в соответствии с Законом Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Уставом городского округа город Уфа Республики Башкортостан, принятым решением Совета городского округа город Уфа РБ от 15 декабря 2005 года N 3/6.
1.5. По содержанию Программы подразделяются на экономические, социальные, инновационные, инвестиционные, экологические, культурно-национального развития, обеспечения жизнедеятельности и другие.
1.6. По срокам реализации Программы подразделяются на:
краткосрочные (продолжительностью до 1 года включительно);
среднесрочные (свыше 1 года до 3 лет);
долгосрочные (свыше 3 лет).
1.7. Программы должны обладать строгой целевой направленностью, точной адресностью, определенным временным интервалом, обоснованными объемами работ и ресурсных затрат, расчетом достигаемого эффекта (ожидаемым конечным результатом).
1.8. Программа может входить составной частью в республиканскую и/или федеральную целевую программу, реализуемую на территории городского округа город Уфа РБ.
1.9. Программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их реализации.
1.10. В работе над программой выделяются следующие этапы:
- отбор проблем для решения программными методами;
- принятие решения о разработке программы;
- формирование проекта программы;
- экспертиза и оценка проекта программы;
- утверждение и финансирование программы;
- управление и контроль за реализацией программы.
1.11. Методическое обеспечение, координацию работ по разработке программы осуществляет управление экономики Администрации городского округа город Уфа РБ.
2. Отбор проблем местного значения для решения программными методами
2.1. Инициаторами решения проблем программными методами могут выступать структурные подразделения Администрации городского округа город Уфа РБ (далее - Инициатор).
2.2. Основными принципами отбора проблем для инициирования их решения программными методами являются следующие:
- стратегическая значимость проблемы для повышения эффективности социально-экономического развития городского округа город Уфа РБ;
- создание условий, стимулирующих инновационную и инвестиционную активность хозяйствующих субъектов и использование научно-технических достижений в развитии городского округа город Уфа РБ;
- координация выполнения работ и мероприятий межотраслевого характера;
- невозможность решения данной проблемы в рамках текущего финансирования соответствующей отрасли;
- наличие федеральных и республиканских целевых программ, в рамках которых могут быть привлечены средства федерального и республиканского бюджетов;
- наличие внебюджетных источников финансирования программы;
- повышение бюджетного потенциала городского округа город Уфа РБ;
- обеспечение социальных гарантий населению городского округа город Уфа РБ.
Главным критерием, определяющим правомерность придания программе статуса городской целевой, является направленность ее целей и задач на решение проблем стратегического значения.
При обосновании необходимости решения проблем программными методами должны учитываться приоритеты и цели стратегии социально-экономического развития городского округа город Уфа РБ и Республики Башкортостан, прогноз социально-экономического развития городского округа город Уфа РБ на предстоящий период.
2.3. Инициатор готовит заявку на программную разработку проблемы, содержащую:
- наименование предлагаемой к разработке программы;
- анализ состояния проблемы (с представлением аналитического материала и соответствующих сравнительных показателей с действующими нормативами и их средними значениями по Российской Федерации, Республике Башкортостан и городскому округу город Уфа РБ), причин ее возникновения, обоснование необходимости ее решения программными методами, информацию о мерах, ранее принятых для решения проблемы;
- возможные варианты решения проблемы, оценку преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы;
- предложения по целям и задачам программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход ее реализации по годам и в целом;
- предварительную оценку потребности в финансовых ресурсах, возможные источники их обеспечения (бюджет Российской Федерации, бюджет Республики Башкортостан, бюджет городского округа город Уфа РБ, внебюджетные источники);
- предварительную оценку ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы;
- наименование предлагаемого заказчика программы. В случае участия нескольких заказчиков наряду с ними указывается заказчик-координатор;
- оценку возможного срока и стоимости (в случае обоснованной необходимости привлечения стороннего разработчика программы) разработки программы.
2.4. Обоснование необходимости решения проблем программными методами может содержать также ссылки на:
- нормативные правовые акты Российской Федерации, Республики Башкортостан, городского округа город Уфа РБ;
- поручения Президента Республики Башкортостан, Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
2.5. Заявки на программную разработку решения проблемы представляются в управление экономики Администрации городского округа город Уфа РБ в срок до 1 июня года, предшествующего году, в котором планируется начало реализации программы.
2.6. Управление экономики Администрации городского округа город Уфа РБ в месячный срок со дня завершения срока приема заявок на программную разработку решения проблем:
- учитывает поступившие заявки;
- готовит предложения по отбору проблем для решения их программными методами исходя из прогнозов и приоритетных направлений социально-экономического развития городского округа город Уфа РБ, реализуемых на территории городского округа федеральных, республиканских целевых программ, новизны и эффективности предлагаемых программных мероприятий, невозможности комплексного решения проблем в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимости муниципального участия;
- рассматривает возможность объединения поступивших заявок для разработки комплексной программы;
- отклоняет с мотивированным обоснованием заявки, не соответствующие принципам и требованиям, указанным в пунктах 2.2-2.5 настоящего Порядка;
- готовит предложения о целесообразности разработки по крупномасштабным и особо значимым целевым проблемам концепции программы;
- согласовывает с территориальным финансовым управлением Министерства финансов Республики Башкортостан на территории города Уфы РБ прогнозные объемы финансирования мероприятий программы;
- направляет в Администрацию городского округа город Уфа РБ заключение о целесообразности разработки программ.
3. Принятие решения о разработке программы
3.1. Администрация городского округа город Уфа РБ на основе представленных предложений инициатора о программной разработке, заключения управления экономики Администрации городского округа город Уфа РБ о целесообразности разработки программы, заключения территориального финансового управления Министерства финансов Республики Башкортостан на территории города Уфы РБ о возможности финансового обеспечения программно-целевого решения заявленных проблем принимает решение о разработке соответствующей программы, в котором указываются:
- название программы, содержащее слова "городская целевая программа", сроки ее реализации, цель (цели) разработки программы;
- заказчик программы (для программ, имеющих более одного заказчика, определяется заказчик-координатор);
- предельный объем финансирования программы;
- предельная стоимость разработки программы (в случае необходимости);
- сроки разработки программы;
- иные положения, необходимые для организации разработки программы.
3.2. Инициатор готовит в установленном порядке проект соответствующего распоряжения главы Администрации городского округа город Уфа РБ.
4. Формирование проекта программы
4.1. Заказчик программы - структурное подразделение Администрации городского округа город Уфа РБ (в дальнейшем - Заказчик) - является ответственным за организацию разработки, мониторинга и реализации программы, а также за распределение бюджетных средств, выделяемых на ее реализацию согласно решению Совета городского округа город Уфа РБ о бюджете городского округа город Уфа Республики Башкортостан на соответствующий финансовый год.
4.2. Проект программы разрабатывается ее заказчиком самостоятельно или с привлечением иных разработчиков - организаций, определяемых на конкурсной основе в соответствии с законодательством.
4.3. Заказчик программы готовит исходное задание на формирование программы, управляет действиями разработчиков, несет ответственность за своевременную и качественную подготовку проекта программы.
Все участники разработки проекта программы несут ответственность за соблюдение сроков, соответствие объемов и качества работ условиям исходного задания.
Заказчик программы организует при необходимости проведение дополнительной экспертизы проекта программы и по результатам экспертизы производит его доработку.
4.4. Программа разрабатывается в виде единого документа, содержащего паспорт программы (приложение N 1 к настоящему Порядку) и следующие разделы:
- характеристика проблемы, на решение которой направлена программа;
- основные цели и задачи программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей;
- перечень программных мероприятий (приложение N 2 к настоящему Порядку);
- обоснование ресурсного обеспечения программы;
- механизм реализации программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия заказчиков программы;
- оценка социально-экономической эффективности программы.
К содержанию разделов программы предъявляются следующие требования.
Первый раздел программы "Характеристика проблемы" должен содержать общее положение дел в рассматриваемой области, динамику развития за предыдущие 3-5 лет (срок должен быть сопоставим со сроком реализации предлагаемой программы), положительные и негативные стороны происходящих в отрасли процессов, развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи со стратегическими приоритетами социально-экономического развития городского округа город Уфа РБ. Раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевыми методами и анализ различных вариантов этого решения, а также описание связанных с этим основных рисков.
Второй раздел программы "Основные цели и задачи программы" должен содержать развернутые формулировки основных целей и задач программы с указанием прогнозируемых целевых индикаторов и показателей, позволяющих оценивать ход реализации программы, достижения целей и задач по годам и в целом.
Требования, предъявляемые к целям программы:
- конкретность (программа должна содержать не более 2-3 целей, направленных на решение конкретной стратегической проблемы);
- специфичность (цели программы должны соответствовать компетенции ее заказчиков);
- достижимость (цели программы должны быть потенциально достижимы);
- измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);
- привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения целей и этапы реализации программы).
Раздел должен содержать обоснование необходимости решения поставленных задач программы для достижения ее целей, а также обоснование сроков и основных этапов реализации программы с указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, условий досрочного прекращения реализации целевой программы.
Третий раздел "Перечень программных мероприятий" должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач и достижения целей программы, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием исполнителей, объемов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть согласованы по исполнителям, срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач программы.
Мероприятия программы должны быть конкретными, исключающими неясность толкования и направленными на получение конечного результата, подлежащего оценке.
Программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.
В отдельных случаях для достижения целей программы может потребоваться внесение изменений в нормативные правовые акты. В этом случае программа может содержать раздел программных мероприятий по подготовке и принятию необходимых нормативных правовых актов.
В четвертом разделе "Обоснование ресурсного обеспечения программы" должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности привлечения средств (помимо средств бюджета городского округа город Уфа РБ) внебюджетных источников, федерального и республиканского бюджетов, описание механизмов привлечения этих средств.
К разделу прилагается форма финансового обеспечения с распределением расходов по годам, источникам и направлениям финансирования, приведенная в приложении N 3 к настоящему Порядку, и форма материально-технического обеспечения (приложение N 4 к настоящему Порядку).
Распределение объемов финансирования по исполнителям программы приведено в приложении N 5 к настоящему Порядку.
Основные требования к пятому разделу "Механизм реализации программы" изложены в седьмом разделе настоящего Порядка.
Шестой раздел целевой программы "Оценка социально-экономической эффективности программы" должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада программы в социально-экономическое и культурно-духовное развитие городского округа город Уфа РБ, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации программы, а при необходимости и после ее реализации.
В процессе формирования проекта программы необходимо разработать систему показателей оценки эффективности реализации программных мероприятий и установить их:
исходные условия;
целевые ориентиры;
динамику показателей по годам, этапам реализации программы.
При указании значений показателей необходима ссылка на источник получения данной информации: ведомственная, статистическая отчетность, результаты обследований и т.д.
Система показателей может содержать следующие направления:
экономическое (показатели, характеризующие рост производства, объемы отгрузки продукции и прибыли, технический уровень и качественные характеристики выпускаемой продукции);
социальное (показатели, характеризующие уровень жизни населения городского округа, степень его социальной защиты, количество и нормативное значение новых учебных, рабочих мест, ввод в действие объектов социально-культурной сферы);
экологическое (показатели, отражающие улучшение экологической обстановки и степень достижимости нормативного качества окружающей природной среды);
иные направления в зависимости от специфики сферы действия программы.
Форма оценки эффективности реализации программы приведена в приложении N 6 к настоящему Порядку.
Методика оценки эффективности программы разрабатывается ее заказчиком с учетом специфики программы и является приложением к ней.
4.5. К проекту программы должны быть приложены следующие документы:
- пояснительная записка, в которой обосновывается необходимость принятия программы, а также дается анализ социально-экономической эффективности реализации предыдущей программы, направленной на решение аналогичной проблемы (при ее наличии);
- справка согласования проекта с заинтересованными структурными подразделениями Администрации городского округа город Уфа РБ, учреждениями и организациями;
- методика оценки эффективности программы.
4.6. В перечень мероприятий программы не могут быть включены мероприятия, дублирующие функции структурных подразделений Администрации городского округа город Уфа РБ.
4.7. Включение в проект программы объемов финансирования мероприятий за счет средств источников помимо бюджета городского округа город Уфа РБ должно быть подтверждено федеральными, республиканскими или иными программами, соглашениями о намерениях, договорами либо другими документами.
Объемы финансирования программы являются прогнозируемыми.
4.8. Корректировка действующей программы, в том числе включение в нее новых подпрограмм и их утверждение, осуществляются в соответствии с настоящим Порядком.
4.9. Механизм формирования, разработки, утверждения и реализации подпрограмм определяется в порядке, установленном для целевых программ.
5. Экспертиза и оценка проекта программы
5.1. Заказчик программы направляет в управление экономики Администрации городского округа город Уфа РБ проект программы с приложением документов, перечисленных в пункте 4.4 настоящего Порядка, для оценки соответствия представленного проекта программы требованиям настоящего Порядка.
Проекты программ, разработанные без решения Администрации городского округа город Уфа РБ о целесообразности их разработки, управлением экономики Администрации городского округа город Уфа РБ на рассмотрение не принимаются.
5.2. Оценка проекта программы производится по следующим направлениям:
- соответствие установленной структуре программы;
- соответствие сроков и этапов реализации программы поставленным задачам;
- обоснованность, комплексность и соответствие программных мероприятий поставленным целям и задачам;
- соответствие целевых индикаторов программным мероприятиям;
- обоснованность потребности в финансовых ресурсах для достижения целей программы;
- эффективность механизма реализации, управления и контроля исполнения программы;
- наличие методики оценки эффективности программы, ее отдельных этапов и мероприятий.
Управление экономики Администрации городского округа город Уфа РБ готовит заключение по проекту программы.
5.3. При необходимости Заказчик программы обеспечивает доработку ее проекта в соответствии с полученными замечаниями и предложениями.
5.4. После получения положительного заключения Заказчик программы представляет ее проект в установленном порядке на утверждение в Администрацию городского округа город Уфа РБ.
6. Утверждение и финансирование программы
6.1. Утверждение программы осуществляется постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в установленном порядке.
6.2. В перечень городских целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств бюджета городского округа город Уфа РБ в очередном финансовом году, включаются программы, утвержденные в установленном порядке.
6.3. Управление экономики Администрации городского округа город Уфа РБ представляет в территориальное финансовое управление Министерства финансов Республики Башкортостан на территории города Уфы РБ ежегодно не позднее одного месяца до дня внесения проекта решения о бюджете городского округа город Уфа Республики Башкортостан в Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан перечень городских целевых программ, предусмотренных к финансированию за счет средств бюджета городского округа город Уфа РБ на очередной финансовый год и плановый период.
6.4. Расходы на финансирование программ отражаются в решении Совета городского округа город Уфа РБ о бюджете городского округа город Уфа Республики Башкортостан на соответствующий финансовый год отдельной статьей "Городские целевые программы" с указанием общей суммы расходов и распределением этой суммы по каждой из программ.
6.5. Финансирование программ осуществляется за счет средств бюджета городского округа город Уфа РБ в объемах, принятых решением Совета городского округа город Уфа РБ о бюджете городского округа город Уфа Республики Башкортостан на очередной финансовый год.
Помимо статьи "Городские целевые программы" мероприятия программы могут финансироваться по другим статьям бюджета городского округа город Уфа РБ, а также из других источников в соответствии с законодательством.
6.6. После принятия решения о финансировании программы в очередном году заказчик программы в установленном порядке в целях заключения муниципальных контрактов организует проведение конкурсов по отбору организаций, привлекаемых для выполнения программных мероприятий в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
6.7. Заказчик программы:
- осуществляет управление ее исполнителями, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию программы;
- с учетом выделенных на реализацию в текущем году финансовых средств уточняет и представляет в управление экономики Администрации городского округа город Уфа РБ уточненные целевые индикаторы, показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы, состав исполнителей;
- разрабатывает дополнительные меры по привлечению средств из внебюджетных источников;
- при необходимости в установленном порядке вносит предложения о продлении срока реализации программы.
7. Управление реализацией программы и контроль за ходом ее выполнения
7.1. Текущее управление реализацией программы осуществляется ее заказчиком (заказчиком-координатором) и (или) дирекцией, создаваемой в установленном порядке.
Механизм реализации программных мероприятий предусматривает использование всей совокупности управленческих методов воздействия на процесс реализации программных мероприятий, включающий организационные, экономические, финансовые, правовые, социально-психологические, информационные и другие методы.
7.2. Заказчик программы (с учетом предложений исполнителей мероприятий программы) ежегодно до 1 августа готовит и представляет:
- в территориальное финансовое управление Министерства финансов РБ на территории города Уфы РБ бюджетную заявку на финансирование из бюджета городского округа город Уфа РБ на финансирование мероприятий программы на очередной финансовый год и плановый период по форме согласно приложению N 7 к настоящему Порядку;
- в управление экономики Администрации городского округа город Уфа РБ обоснование объемов финансирования мероприятий программы на очередной финансовый год и последующие два года по всем направлениям расходования средств и источникам финансирования в соответствии с формой, приведенной в приложении N 8 к настоящему Порядку.
7.3. При необходимости Заказчик программы вносит до 1 августа текущего года предложения в Администрацию городского округа город Уфа РБ о продлении срока реализации городской целевой программы, который истекает в текущем году.
Срок реализации программы может продлеваться не более чем на один год. При необходимости продления срока реализации программы более чем на один год разрабатывается новая программа, подготовка и утверждение которой осуществляются в соответствии с настоящим Порядком.
Обоснование продления срока реализации программы должно включать в себя данные о результатах ее реализации, подтверждение актуальности нерешенных проблем.
7.4. Текущий контроль за реализацией программы осуществляет заказчик (заказчик-координатор) программы.
7.5. Контроль за целевым использованием средств бюджета городского округа город Уфа РБ, направленных на реализацию программы, осуществляется в соответствии с законодательством.
Контроль за ходом реализации программы может осуществляться в процессе комплексных проверок с участием представителей заказчика программы, управления экономики Администрации городского округа город Уфа РБ, территориального финансового управления Министерства финансов Республики Башкортостан на территории города Уфы РБ и других заинтересованных структурных подразделений Администрации городского округа город Уфа РБ.
При этом обращается внимание на соблюдение сроков реализации программных мероприятий, целевое и эффективное использование бюджетных средств, выделяемых на их реализацию, объем привлекаемых средств внебюджетных источников финансирования, промежуточные результаты реализации программы, соблюдение законодательства при размещении государственного заказа на закупку и поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг.
По результатам указанных проверок вносятся предложения о целесообразности дальнейшей реализации программных мероприятий, в случае необходимости - применения санкций к участникам реализации программ.
7.6. Финансирование программы может быть приостановлено Администрацией городского округа город Уфа РБ по представлению управления экономики Администрации городского округа город Уфа РБ полностью или частично в случае несоответствия результатов выполнения программы целевым индикаторам и показателям.
7.7. Заказчик программы (заказчик-координатор) программы ежеквартально в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, нарастающим итогом с начала года представляет в управление экономики Администрации городского округа город Уфа РБ отчет о ходе реализации программы по форме согласно приложению N 9 к настоящему Порядку.
Отчеты должны содержать:
- данные о финансировании программы в целом и по отдельным ее мероприятиям с разбивкой по источникам финансирования;
- пояснительную записку о ходе реализации мероприятий программы.
В годовом отчете дополнительно представляется информация с отражением:
- уровня достижения целей программы и показателей эффективности ее реализации (приложение N 6 к настоящему Порядку);
- перечня мероприятий, не завершенных в срок, с указанием причин невыполнения;
- предложений по дальнейшей реализации программы;
- оценки влияния результатов реализации программы на различные сферы экономики городского округа.
По программам, срок реализации которых завершился в отчетном году, государственные заказчики подготавливают доклады о выполнении программы, эффективности использования финансовых средств за отчетный год и весь период реализации.
7.8. Управление экономики Администрации городского округа город Уфа РБ на основании отчетов государственных заказчиков программ обобщает (ежеквартально - до конца месяца, следующего за отчетным периодом, ежегодно - до 15 февраля года, следующего за отчетным периодом) и представляет в Администрацию городского округа город Уфа РБ информацию о финансировании, выполнении и эффективности реализации программ.
Управляющий делами Администрации |
И.Э. Сираев |
Управляющий делами Администрации |
И.Э. Сираев |
Управляющий делами Администрации |
И.Э. Сираев |
Управляющий делами Администрации |
И.Э. Сираев |
Управляющий делами Администрации |
И.Э. Сираев |
Управляющий делами Администрации |
И.Э. Сираев |
Управляющий делами Администрации |
И.Э. Сираев |
Управляющий делами Администрации |
И.Э. Сираев |
Управляющий делами Администрации |
И.Э. Сираев |
Управляющий делами Администрации |
И.Э. Сираев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.