Постановление Правительства Республики Башкортостан
от 15 августа 2011 г. N 287
"О Республиканской программе развития торговли на 2011-2015 годы"
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13 декабря 2012 г. N 444 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2013 г.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и статьей 8 Закона Республики Башкортостан "О регулировании торговой деятельности в Республике Башкортостан" Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Республиканскую программу развития торговли на 2011-2015 годы (далее - Программа);
Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по Республике Башкортостан на 2011-2015 годы (далее - Нормативы).
2. Республиканским органам исполнительной власти принять меры по реализации Программы в части вопросов, относящихся к их компетенции.
3. Рекомендовать администрациям муниципальных образований Республики Башкортостан:
использовать основные положения Программы при разработке муниципальных программ развития торговли;
учитывать Нормативы при разработке документов территориального планирования, генеральных планов, муниципальных программ развития торговли, а также при размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Государственный комитет Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей.
Премьер-министр |
А.Ф. Илимбетов |
Республиканская программа развития торговли на 2011-2015 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан
от 15 августа 2011 г. N 287)
Паспорт Программы
Наименование Программы |
|
Республиканская программа развития торговли на 2011-2015 годы |
Основание для разработки Программы |
|
Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"; Закон Республики Башкортостан "О регулировании торговой деятельности в Республике Башкортостан" |
Государственный заказчик Программы |
|
Государственный комитет Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей |
Основной разработчик Программы |
|
Государственный комитет Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей |
Цели и задачи Программы |
|
Цели: разработка организационно-правового механизма повышения социально-экономической эффективности функционирования торговой отрасли; реализация в области торговой деятельности государственной политики, направленной на преодоление кризисных явлений на потребительском рынке Республики Башкортостан; обеспечение роста налоговых поступлений в бюджеты всех уровней; увеличение доли торговой отрасли в валовом региональном продукте; насыщение республиканского потребительского рынка качественными товарами широкого ассортимента; стимулирование инвестиционной и инновационной активности в сфере торговли; создание современной торговой инфраструктуры в республике; развитие системы защиты прав потребителей и стимулирование роста платежеспособного покупательского спроса; создание благоприятной конкурентной среды на потребительском рынке республики; обеспечение качества и безопасности потребительских товаров |
|
|
Задачи: реализация социальной политики в сфере торговли, создание системы социального мониторинга и разработка механизмов его реализации; определение и реализация комплекса мер, направленных на повышение экономической и физической доступности товаров, качества и культуры торгового обслуживания населения; совершенствование правового регулирования торговой деятельности; обеспечение экономической и социальной стабильности на потребительском рынке; развитие торговли в сельской местности республики; реализация комплекса мер по улучшению финансового состояния и обеспечению эффективной деятельности организаций торговли; развитие информационно-коммуникационных технологий и систем в сфере торговли; обеспечение качества и безопасности алкогольной продукции, поступающей в розничную продажу на территории Республики Башкортостан; реализация комплекса мер по обеспечению приоритетного продвижения на республиканский рынок товаров отечественного производства; развитие процессов саморегулирования в сфере торговли; совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере торговли |
Срок реализации Программы |
|
2011-2015 годы без деления на этапы |
Ресурсное обеспечение Программы |
|
Реализация Программы осуществляется за счет смет расходов республиканских органов исполнительной власти в пределах средств, утвержденных в бюджете Республики Башкортостан на соответствующий финансовый год, а также средств внебюджетных источников |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
|
Ежегодный рост оборота розничной торговли в сопоставимых ценах не менее 5,5%, оборот розничной торговли к концу 2015 года - 925 млрд. рублей; обеспечение роста налоговых поступлений в бюджеты всех уровней; увеличение доли торговой отрасли в валовом региональном продукте до 16%; привлечение инвестиционных ресурсов в развитие инфраструктуры, реконструкцию и строительство объектов потребительского рынка в 2011-2015 годах в объеме 10 млрд. рублей; рост обеспеченности населения торговыми площадями к 2015 году до 615 кв. м на 1000 жителей республики; создание в организациях потребительского рынка до 15 тысяч новых рабочих мест; сохранение и расширение системы социальной поддержки малообеспеченных категорий населения; повышение качества торгового обслуживания населения; увеличение доли современных организаций торговли и общественного питания в общем количестве организаций, действующих на потребительском рынке Республики Башкортостан |
Система контроля за реализацией Программы |
|
Контроль за реализацией Программы осуществляет Государственный комитет Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей |
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами
Торговля является одной из важнейших отраслей экономики Республики Башкортостан, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют на развитие производства потребительских товаров и уровень жизни населения. В настоящее время доля торговли в налоговых поступлениях в консолидированный бюджет Республики Башкортостан составляет около 10% и превышает 15% в структуре валового регионального продукта. По размеру налоговых поступлений в бюджет Республики Башкортостан торговля занимает второе место среди основных отраслей экономики после промышленности.
Торговая отрасль - лидер среди отраслей экономики по количеству созданных рабочих мест: общая численность занятых в сфере торговли республики превышает 200 тысяч человек.
В современных условиях в развитии торговой отрасли Республики Башкортостан имеет место ряд проблем. Высокий уровень инфляции на фоне ограниченной покупательской способности, недостаточная степень развития инфраструктуры, наличие административных барьеров в отрасли вызывают необходимость принятия комплекса мер по поддержанию уровня благосостояния населения, повышению его удовлетворенности приобретаемыми товарами и эффективности функционирования организаций торговли.
Республиканская программа развития торговли на 2011-2015 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с методическими рекомендациями по разработке региональных программ развития торговли, утвержденными приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28 июля 2010 года N 637.
Программа включает краткую характеристику торговой отрасли, определяет задачи по ее развитию, формирует систему и устанавливает целевые индикаторы реализации программных мероприятий.
1.1. Розничная торговля
С 2000 года торговля являлась одной из динамично развивающихся отраслей экономики республики, ежегодный прирост товарооборота в которой в сопоставимой оценке составлял 17-23%.
Мировой экономический кризис внес коррективы в развитие торговой отрасли Республики Башкортостан и затронул практически все сегменты ее потребительского рынка. В 2009 году в связи со снижением платежеспособного спроса и покупательской активности населения объем розничного товарооборота снизился к уровню 2008 года на 2%, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации. Следствием падения товарооборота стало снижение рентабельности торговой отрасли, свертывание инвестиционных программ, приостановка строительства новых торговых объектов.
В 2010 году в результате постепенного восстановления покупательского спроса, увеличения потребительского кредитования и улучшения внутренней конъюнктуры отмечалась относительная стабилизация ситуации на потребительском рынке. По итогам 2010 года оборот розничной торговли увеличился в товарной массе на 4,6% и составил 512,1 млрд. рублей, при этом субъекты малого и среднего предпринимательства формировали более 55% всего оборота розничной торговли.
По абсолютному показателю оборота розничной торговли Республика Башкортостан по-прежнему входит в первую десятку субъектов Российской Федерации и занимает первое место в Приволжском федеральном округе.
Качественные преобразования в отрасли связаны с дальнейшим сокращением неорганизованной формы торговли и открытием торговых организаций различных форматов: гипермаркетов, крупных торговых центров и комплексов, стремительным и масштабным развитием розничных сетей. При этом развитие сетевого ретейлера осуществляется в основном за счет аренды и приобретения торговых площадей без капитальных вложений в новое строительство.
За последние три года доля неорганизованной торговли (розничные рынки, ярмарки) в общем объеме розничного товарооборота сократилась с 20% до 14,5%.
За 2007-2009 годы введено в эксплуатацию более 2,5 тыс. торговых объектов торговой площадью свыше 650 тыс. кв. м. На строительство и реконструкцию объектов привлечено около 16 млрд. рублей. В 2010 году в сектор торговли поступило 1,7 млрд. рублей инвестиций, было введено в эксплуатацию 669 объектов торговли и общественного питания площадью 150,9 тыс. кв. м.
В настоящее время в Республике Башкортостан функционируют более 24 тыс. организаций оптовой и розничной торговли, общественного питания, в том числе свыше 900 торговых сетей. Среди крупнейших - сети международных торговых операторов, такие как: "Метро" (Германия), "Касторама" (Великобритания), "Леруа Мерлен" (Франция), завершающие в 2011 году свои проекты "ИКЕА" (Швеция) и "АШАН" (Франция), совокупной общей торговой площадью 133 тыс. кв. м.
Крупнейшими по числу магазинов являются отечественные сети "Полушка" (122 магазина), ОАО "Башспирт" (110 магазинов), "Магнит" (75 магазинов) и другие.
На начало 2011 года обеспеченность населения республики площадью торговых объектов в соответствии с Правилами установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года N 754, составила 542 кв. м на 1000 человек. По данному показателю среди субъектов Российской Федерации Республика Башкортостан входит в пятерку лидеров.
Несмотря на ежегодный прирост торговых площадей, среднереспубликанский показатель обеспеченности ими по итогам 2010 года сложился ниже минимального норматива на 9%.
При относительно высоких темпах развития сети организаций потребительского рынка имеет место неравномерность развития его инфраструктуры в разрезе муниципальных образований республики.
Динамика ввода в эксплуатацию торговых объектов в сельской местности значительно отстает от городской, при этом средняя торговая площадь строящихся магазинов в сельской местности около 100 кв. м, в городах же - более 300 кв. м.
В целях выравнивания территориального размещения торговых предприятий необходимо повышение эффективности взаимодействия между республиканскими органами исполнительной власти и субъектами потребительского рынка.
Недостаточно развивается социально ориентированная есть торгового обслуживания. Согласно постановлению Правительства Республики Башкортостан от 27 июля 2009 года N 289 "О мерах по реализации проекта "Социальная карта Башкортостана" (с последующими изменениями) в организациях торговли и общественного питания реализуется соответствующее Дисконтное приложение. По состоянию на 1 января 2011 года в проекте участвуют 68 магазинов в городах Уфе и Стерлитамаке.
В рамках реализации Программы предполагается активное привлечение организаций торговли и общественного питания к обслуживанию малообеспеченных слоев населения по дисконтным программам и социальным картам, дальнейшее внедрение Дисконтного приложения "Социальная карта Башкортостана", а в последующем и универсальной электронной карты в других муниципальных образованиях республики.
В условиях роста потребительских цен на социально значимые продовольственные товары важными становятся задачи саморегулирования на потребительском рынке, повышения социальной ответственности бизнеса, формирования общих принципов сотрудничества в целях осуществления сбалансированной экономической политики.
Отсутствие прозрачности процесса ценообразования на продовольственные товары зачастую приводит к неоправданному завышению цен как производителями, так и организациями торговли. Повышению финансовой и организационной прозрачности деятельности участников потребительского рынка должны способствовать усиление действенности договорных отношений торговых организаций и товаропроизводителей в соответствии с требованиями законодательства о торговле, взаимная экономическая ответственность за их выполнение.
Медленно идут качественные преобразования в организации торгового обслуживания жителей сельских поселений. Розничный товарооборот в сельских населенных пунктах составляет в среднем 20% от общего объема республиканского товарооборота, при этом в сельской местности проживает 40% населения республики. Одной из основных причин, приведших к такой ситуации, является слабо развитая# инфраструктура организаций торговли в сельской местности.
Концепция развития федеральных и республиканских сетевых структур не предусматривает строительства и открытия магазинов в населенных пунктах с населением менее 5-10 тыс. человек, в связи с чем в решении социальных проблем села важную роль по-прежнему играет система потребительской кооперации. На сегодняшний день доля ее организаций в общем товарообороте республики составляет менее 1%, число организаций торговли за последние 5 лет сократилось на треть. Из числа действующих магазинов большая часть не отвечает современным требованиям и работает неэффективно.
Для повышения уровня торгового обслуживания сельского населения Программой предусмотрено дальнейшее совершенствование материально-технической базы организаций сельской торговли путем строительства новых торговых объектов современных форматов с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, а также путем реконструкции объектов потребительской кооперации.
Недостаточно обеспечена доступность предприятий потребительского рынка для инвалидов и лиц с ограниченными физическими возможностями. Решению данной проблемы будет способствовать реализация мер по обеспечению доступа для инвалидов и других маломобильных групп граждан вновь вводимых и действующих объектов торговли и общественного питания: оборудование их пандусами, лифтами и другим необходимым оборудованием.
Важную роль в снабжении населения товарами играют розничные рынки, которые являются наиболее приемлемой формой продажи сельскохозяйственной продукции крестьянско-фермерскими хозяйствами и гражданами, ведущими подсобные хозяйства.
В настоящее время в республике действуют 87 розничных рынков, в том числе: универсальных - 70, специализированных - 7, сельскохозяйственных - 10. Из общего количества рынков в городах расположено 45, в сельской местности - 42. Нет розничных рынков в Зианчуринском, Зилаирском, Караидельском, Краснокамском, Кушнаренковском, Куюргазинском, Стерлитамакском и Федоровском муниципальных районах. Отсутствуют сельскохозяйственные рынки в городах Уфе, Агидели, Баймаке, Белорецке, Благовещенске, Давлеканово, Дюртюли, Ишимбае, Мелеузе, Нефтекамске, Октябрьском, Салавате, Туймазы, Янауле.
Из 87 розничных рынков, действующих на территории Республики Башкортостан, необходимо провести реконструкцию или строительство капитальных строений на более чем 40 рынках.
Не имеют капитальных строений 26 розничных рынков в 17 муниципальных районах и в 3 городских округах.
Сохраняется тенденция сокращения розничных рынков и перевода их в формат торговых комплексов и центров. За последние три года численность рынков сократилась со 114 в 2007 году до 87. В первую очередь это вызвано предъявлением к организации торговли на розничных рынках более жестких, чем в торговых комплексах и центрах, требований.
Одним из направлений совершенствования инфраструктуры торговой отрасли является развитие в республике объектов придорожного сервиса.
По состоянию на 1 января 2011 года в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан функционировали более 500 объектов дорожного сервиса, однако не все они соответствовали требованиям, которые предъявляются к услугам, оказываемым на объектах дорожного сервиса.
Слабо развивается дистанционная торговля. Основными причинами этого являются низкая компьютерная грамотность большинства населения, недоверие к данной форме торговли, недостаточное развитие транспортной и банковской инфраструктур.
В республике предпринимаются меры для создания условий формирования конкурентной среды, однако конкуренция на потребительском рынке еще не приобрела созидательного характера - остаются сильными позиции монополизма отдельных организаций в сфере производства и обращения. Реализация Программы будет способствовать дальнейшему развитию торговой инфраструктуры, внедрению современных форм и методов обслуживания покупателей, созданию эффективной конкурентной среды на потребительском рынке.
1.2. Оптовая торговля
В 2010 году сохранилась положительная динамика роста оптовой продажи товаров в сравнении с предыдущим годом. Оборот оптовой торговли за 2010 год составил 398,4 млрд. рублей, или 104,2% к показателю 2009 года, в том числе оборот оптовой торговли соответствующих организаций - 263,6 млрд. рублей, или 103,8% к уровню 2009 года.
Оборот оптовой торговли на 76% формируется из реализации товаров для производственных целей и внерыночного потребления и на 24% из реализации товаров организациям розничной торговли и общественного питания для последующей продажи населению.
В Республике Башкортостан насчитывается 454 организации оптовой торговли, из них 395 - в городах (в том числе в г. Уфе - 71) и 59 - в районах. Складские площади составляют 345,7 тыс. кв. м, в том числе по реализации продовольственных товаров - 237,8 тыс. кв. м (68,8%), непродовольственных товаров - 69,0 тыс. кв. м (20,0%), универсального ассортимента товаров - 38,9 тыс. кв. м (11,2%). Емкость холодильников в указанной сфере - 23,4 тыс. куб. м.
За 2007-2010 годы введено в эксплуатацию 52 объекта оптовой торговли со складскими площадями 168,8 тыс. кв. м.
Несмотря на обеспечение потребности розничной торговли действующими оптовыми организациями и распределительными центрами, развитие структуры оптовой торговли в республике отстает от современных требований.
Объем оптового оборота ниже розничного на 20%, что свидетельствует о потенциале развития инфраструктуры оптовой торговли, необходимости капиталовложений в целях создания складских баз и зональных торговых центров.
В настоящее время в республике отсутствуют логистические комплексы, оказывающие промышленным и торговым организациям услуги по ответственному хранению грузов, погрузочно-разгрузочным работам, комплектации заказов, предпродажной подготовке, страхованию, инвентаризации, доставке грузов и другие услуги.
Для решения данной проблемы требуются развитие логистического оптового бизнеса, создание распределительных оптовых центров, оказание поддержки субъектам предпринимательства, занимающимся оптовой и оптово-розничной деятельностью, в выделении земельных участков для строительства объектов оптовой торговли, привлечении инвестиций и кредитных ресурсов.
1.3. Общественное питание
Одним из важнейших сегментов потребительского рынка республики остается рынок услуг общественного питания. В течение 2003-2008 годов ежегодный прирост оборота в данном сегменте рынка составлял в среднем 14%. Отмечались дальнейшее расширение сети организаций общественного питания различных форматов, их модернизация, внедрение современных технологий и оборудования, развитие новых видов услуг.
По итогам 2009 года оборот общественного питания по республике составил 18,4 млрд. рублей, или 89,1% к показателю 2008 года. Объемы оказываемых услуг общественного питания предприятиями общедоступной сети (рестораны, бары, кафе) снизились на 10-15% в результате сокращения численности посетителей. Практикуемые повсеместно антикризисные меню с ассортиментом недорогих блюд несложного изготовления также оказали влияние на сокращение оборота общественного питания.
В результате сокращения численности работающих, перевода их на неполную рабочую неделю отмечалось снижение оборота и в корпоративном питании.
В 2010 году оборот общественного питания составил: 21,3 млрд. рублей, или 105,1% к 2009 году, на душу населения - 5,2 тыс. рублей, или 105,0% к уровню 2009 года.
На начало 2011 года на рынке услуг общественного питания республики действовало более 7,3 тыс. организаций на 489,2 тыс. посадочных мест, в том числе более 2 тыс. организаций общедоступной сети на 92,4 тыс. мест, более 3 тыс. организаций социальной сферы на 227,3 тыс. посадочных мест.
Средняя республиканская обеспеченность сетью общественного питания составляет в муниципальных районах 14 мест на 1000 жителей, в городских округах и муниципальных районах, имеющих в своем составе городские поселения, - 17 мест на 1000 жителей.
При общем охвате питанием более 90% учащихся республики требуются качественные изменения действующей системы.
Существенными недостатками в организации питания школьников являются нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека в части организации безопасного, полноценного и сбалансированного питания школьников с учетом их физиологических потребностей в питательных веществах и энергии.
По результатам проверок организаций школьного питания контролирующими органами имеют место несоответствия готовых блюд гигиеническим и санитарным нормам, восполнение энергетических затрат за счет высокоуглеводных продуктом, замена натуральных продуктов консервированными, ограниченность в получении продуктов, обогащенных витаминами и микроэлементами.
Слабо развит сегмент по оказанию услуг общественного питания населению с невысоким доходом, отмечается недостаток предприятий, предлагающих продукцию средней ценовой категории, специализированных организаций диетического питания, детских и молодежных кафе и т.д.
В целях исправления ситуации на рынке услуг общественного питания республики необходимо развитие предприятий общественного питания демократичных форматов, организация производства качественных полуфабрикатов и готовых блюд низкой ценовой категории, улучшение школьного питания.
В условиях экономической нестабильности наиболее эффективными способами ведения бизнеса в индустрии общественного питания являются развитие франчайзинга и внедрение сетевых форм организации предприятий общественного питания, прежде всего, в сегменте для населения со средним уровнем доходов.
На сегодняшний день организации общественного питания недостаточно внедряют в производство блюда национальной кухни. В целях сохранения традиций разных народов Республики Башкортостан в индустрии питания необходимо увеличить количество организаций, учитывающих особенности башкирской кухни, русской кухни, татарской кухни и др.
1.4. Лицензирование и декларирование розничной продажи алкогольной продукции
Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции является одним из инструментов государственного регулирования в области оборота алкогольной продукции и направлено на защиту экономических интересов Республики Башкортостан, обеспечение нужд потребителей в данной продукции, повышение ее качества и безопасности.
По состоянию на 1 января 2011 года на территории республики осуществляют свою деятельность 2088 лицензиатов в 6467 объектах торговли, что на 6,6% больше, чем на 1 января 2010 года.
Увеличение количества лицензиатов и соответствующих объектов торговли связано с оптимизацией лицензионных требований и условий на территории Республики Башкортостан, в частности, с отменой обязанности получения дополнительных заключений контролирующих органов и с повышением доступности получения государственной услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции.
В то же время из-за существенного (четырехкратного) увеличения в 2010 году государственной пошлины за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции есть вероятность сокращения количества лицензиатов в сельской местности, что, в свою очередь, может привести к значительному росту нелегального оборота алкогольной продукции в данном сегменте рынка.
Сегодня в республике насчитывается 2121 населенный пункт с населением от 100 до 500 человек и лишь в 839 (39%) из них имеются торговые объекты, реализующие алкогольную продукцию. 70% всех объектов торговли в данных населенных пунктах принадлежат организациям потребительской кооперации.
Изменения, внесенные в 2010 году в республиканское законодательство, регулирующее порядок лицензирования розничной продажи алкогольной продукции в части исключения из перечня документов, предоставляемых для получения лицензии, заключения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, способствовали увеличению количества обращений в лицензирующий орган организаций, имеющих объекты торговли в сельской местности, более чем на 60%.
В целях недопущения нелегального оборота алкогольной продукции, особенно в сельской местности, в рамках Программы будут приниматься меры, направленные на повышение эффективности системы контроля за соблюдением лицензионных требований организациями торговли, содействие увеличению количества объектов торговли, имеющих лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, в сельских населенных пунктах.
В целях учета объемов розничной продажи алкогольной продукции, исключения из оборота некачественной, контрафактной алкогольной продукции с 1 июля 2006 на территории Республики Башкортостан введено декларирование розничной продажи алкогольной продукции.
Ежемесячно декларации представляют 99% организаций, имеющих лицензию на розничную продажу алкогольной продукции.
За 2010 год организациями розничной торговли и общественного питания, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции, реализовано 5843 тыс. дал алкогольной продукции всех видов на сумму 14,7 млрд. рублей, что на 7% больше, чем в 2009 году.
В целях обеспечения должного качества и безопасности алкогольной продукции, реализуемой на территории Республики Башкортостан (как ввозимой, так и производимой на территории республики), организовано проведение лабораторных исследований такой продукции с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции. Лабораторные исследования проводятся по заявкам юридических лиц, имеющих лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, на основании соглашений, заключенных на добровольной основе.
Важнейшими задачами развития рынка алкогольной продукции являются обеспечение его информационной прозрачности, усиление контроля за качеством и безопасностью реализуемой населению алкогольной продукции, активизация борьбы с ее нелегальным оборотом.
1.5. Качество товаров и культура торгового обслуживания.
Защита прав потребителей в сфере торговли
В связи с отменой обязательной сертификации услуг розничной торговли и сокращением перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, возрастает актуальность повышения качества и обеспечения безопасности поступающих на потребительский рынок республики товаров и услуг.
Увеличение количества обращений граждан в контролирующие органы с жалобами на некачественные товары и услуги свидетельствует о возрастании объемов поставок в торговые организации низкокачественных товаров.
Наиболее остро вопросы качества и безопасности, распространения контрафактной и фальсифицированной продукции стоят в сфере неорганизованной торговли: на рынках, ярмарках и в мелкорозничной сети.
Существенный вклад в обеспечение населения безопасной продукцией должны внести общественные организации по защите прав потребителей. В целях усиления взаимодействия по защите интересов граждан на потребительском рынке назрела необходимость создания ассоциации общественных организаций по защите прав потребителей, которая будет содействовать решению проблем в данной сфере.
Повышение качества услуг, предоставляемых населению организациями отрасли, наряду с развитием материально-технической базы и технологий обслуживания требуют профессиональной подготовки кадров. В настоящее время на потребительском рынке республики по-прежнему активно применяется труд работников, не имеющих соответствующего образования. Отмечаются недостаточный уровень подготовки персонала для торговых организаций, дефицит квалифицированных кадров среднего звена.
2. Цели и задачи Программы
Реализация Программы направлена на обеспечение динамичного развития одного из крупных секторов экономики республики в интересах ее жителей.
Целями Программы являются следующие:
разработка организационно-правового механизма повышения социально-экономической эффективности функционирования торговой отрасли;
реализация в области торговой деятельности государственной политики, направленной на преодоление кризисных явлений на потребительском рынке Республики Башкортостан;
обеспечение роста налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
увеличение доли торговой отрасли в валовом региональном продукте;
насыщение республиканского потребительского рынка качественными товарами широкого ассортимента;
стимулирование инвестиционной и инновационной активности в сфере торговли;
создание современной торговой инфраструктуры в республике;
развитие системы защиты прав потребителей и стимулирование роста платежеспособного покупательского спроса;
создание благоприятной конкурентной среды на потребительском рынке республики;
обеспечение качества и безопасности потребительских товаров.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
реализация социальной политики в сфере торговли, создание системы социального мониторинга и разработка механизмов его реализации;
определение и реализация комплекса мер, направленных на повышение экономической и физической доступности товаров, качества и культуры торгового обслуживания населения;
совершенствование правового регулирования торговой деятельности;
обеспечение экономической и социальной стабильности на потребительском рынке;
развитие торговли в сельской местности республики;
реализация комплекса мер по улучшению финансового состояния и обеспечению эффективной деятельности организаций торговли;
развитие информационно-коммуникационных технологий и систем в сфере торговли;
обеспечение качества и безопасности алкогольной продукции, поступающей в розничную продажу на территории Республики Башкортостан;
реализация комплекса мер по обеспечению приоритетного продвижения на республиканский рынок товаров отечественного производства;
развитие процессов саморегулирования в сфере торговли;
совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере торговли.
3. Важнейшие целевые индикаторы и показатели реализации Программы
N п/п |
Наименование показателя реализации Программы |
Единица измерения |
Динамика показателя по годам |
|||||
2010 (отчет) |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|||
1 |
Оборот розничной торговли |
млрд. рублей |
512,1 |
592,1 |
672,2 |
753,8 |
836,6 |
925,0 |
2 |
Темп роста оборота розничной торговли в сопоставимых ценах |
% |
104,6 |
105,5 |
106,0 |
106,3 |
106,5 |
106,5 |
3 |
Оборот общественного питания |
млрд. рублей |
21,3 |
23,8 |
26,2 |
28,6 |
31,1 |
33,8 |
4 |
Темп роста оборота общественного питания в сопоставимых ценах |
% |
105,1 |
101,5 |
101,5 |
102,0 |
102,5 |
102,5 |
5 |
Оборот оптовой торговли |
млрд. рублей |
398,3 |
426,0 |
455,0 |
490,0 |
520,0 |
550,0 |
6 |
Темп роста оборота оптовой торговли |
% |
104,2 |
107,0 |
107,0 |
107,0 |
106,0 |
106,0 |
7 |
Общий объем инвестиций в сферу торговли и общественного питания республики |
млрд. рублей |
1,7 |
1,8 |
1,8 |
2,0 |
2,2 |
2,2 |
8 |
Ввод в эксплуатацию торговых площадей |
тыс. кв. м |
150,9 |
220,0 |
170,0 |
170,0 |
170,0 |
170,0 |
9 |
Количество вновь созданных рабочих мест |
тыс. мест |
4,2 |
7,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
10 |
Обеспеченность населения республики торговыми площадями |
кв. м на тысячу жителей |
542,0 |
565,0 |
575,0 |
585,0 |
600,0 |
615,0 |
11 |
Доля розничного товарооборота в объемах валового регионального продукта |
% |
15,3 |
15,3 |
15,5 |
15,7 |
15,9 |
16,0 |
12 |
Количество лицензиатов |
единиц |
2133 |
2145 |
2150 |
2165 |
2185 |
2200 |
13 |
Количество объектов торговли, осуществляющих реализацию алкогольной продукции |
единиц |
6436 |
6446 |
6451 |
6465 |
6480 |
6 500 |
4. Срок реализации Программы
Срок реализации Программы - 2011-2015 годы без деления на этапы.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация Программы осуществляется за счет смет расходов республиканских органов исполнительной власти в пределах средств, утвержденных в бюджете Республики Башкортостан на соответствующий финансовый год, а также средств внебюджетных источников.
6. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
Государственный заказчик Программы - Государственный комитет Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей в целях реализации программных мероприятий обеспечивает разработку нормативных правовых актов, касающихся регулирования торговой деятельности в Республике Башкортостан, и координирует выполнение мероприятий Программы.
Исполнители мероприятий Программы до 1 февраля текущего года направляют отчеты о ходе ее выполнения за предшествующий год в Государственный комитет Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей, который по результатам мониторинга Программы до 15 февраля следующего за отчетным года представляет сводный отчет о ходе ее выполнения в Правительство Республики Башкортостан.
Контроль за ходом реализации Программы в установленном порядке осуществляет Государственный комитет Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей.
7. Ожидаемые результаты реализации Программы
Ожидается, что в результате реализации программных мероприятий:
ежегодный рост оборота розничной торговли в сопоставимых ценах начиная с 2011 года составит не менее 5,5%, оборот розничной торговли к концу 2015 года достигнет 925 млрд. рублей;
доля торговой отрасли в валовом региональном продукте увеличится до 16%;
инвестиционных ресурсов в развитие инфраструктуры, реконструкцию и строительство объектов потребительского рынка в 2011-2015 годах будет привлечено в объеме 10 млрд. рублей;
обеспеченность населения торговыми площадями к 2015 году достигнет 615 кв. м на 1000 жителей республики;
в организациях потребительского рынка будет создано до 15 тысяч новых рабочих мест.
Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, сформировать условия для развития рыночных отношений и здоровой конкуренции в сфере торговли.
Прогнозируются также повышение качества торгового обслуживания населения, открытие организаций торговли различной специализации и форматов.
8. Система программных мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятия* |
Исполнитель |
Срок (годы) |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Совершенствование нормативного правового регулирования и государственной координации в сфере торговли Республики Башкортостан | |||
1.1 |
Подготовка проекта постановления Правительства Республики Башкортостан о Торговом реестре Республики Башкортостан |
Госкомитет РБ по торговле |
2011 |
1.2 |
Подготовка проекта постановления Правительства Республики Башкортостан "О внесении изменений в Положение о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Башкортостан" |
Госкомитет РБ по торговле |
2011 |
1.3 |
Повышение роли торговой отрасли в обеспечении продовольственной безопасности республики путем снабжения населения безопасной сельскохозяйственной продукцией и продовольствием отечественных товаропроизводителей |
Госкомитет РБ по торговле; Минсельхоз РБ |
2011-2015 |
1.4 |
Поддержание физической и экономической доступности для населения безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, соответствующих установленным рациональным нормам потребления |
Управление Роспотребнадзора по РБ (по согласованию); Отдел (инспекция) в РБ ПМТУ Росстандарта (по согласованию) |
2011-2015 |
1.5 |
Включение проектов строительства и размещения торговых объектов в документы территориального планирования муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан |
администрации МО РБ (по согласованию); Госкомитет РБ по строительству и архитектуре |
2011-2015 |
1.6 |
Развитие торгово-экономических отношений Республики Башкортостан с субъектами Российской Федерации и зарубежными странами |
Минэкономразвития РБ; Госкомитет РБ по торговле; МПИП РБ; ТПП РБ (по согласованию) |
2011-2015 |
1.7 |
Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти по вопросам развития торговой отрасли республики и лицензирования розничной продажи алкогольной продукции |
Госкомитет РБ по торговле |
2011-2015 |
1.8 |
Взаимодействие с общественными организациями, ассоциациями, профсоюзами по вопросам развития торговой отрасли, совершенствования нормативного правового регулирования и выработки совместных антикризисных мер в сфере торговли |
Госкомитет РБ по торговле; отраслевые общественные организации (по согласованию) |
2011-2015 |
1.9 |
Принятие мер по повышению уровня заработной платы работников, занятых в сфере торговли, недопущению задолженности по заработной плате и убыточной работы организаций торговли и общественного питания |
Госкомитет РБ по торговле; Минтруд РБ; администрации МО РБ (по согласованию) |
2011-2015 |
1.10 |
Осуществление информационно-аналитического наблюдения за состоянием торговой отрасли на территории Республики Башкортостан |
Госкомитет РБ по торговле; администрации МО РБ (по согласованию) |
2011-2015 |
1.11 |
Осуществление мероприятий по использованию организациями торговли и общественного питания энергосберегающих технологий при потреблении коммунальных ресурсов |
Госкомитет РБ по торговле; Минэкономразвития РБ; администрации МО РБ (по согласованию) |
2011-2013 |
1.12 |
Содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, действующих в сфере торговли, путем: повышения доступности информации об объектах недвижимого имущества для субъектов малого и среднего предпринимательства; расширения применения франчайзинга в сфере торговли и общественного питания как средства повышения конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства |
Госкомитет РБ по предпринимательству и туризму; администрации МО РБ (по согласованию) |
2011-2015 |
2. Розничная торговля | |||
2.1 |
Привлечение инвестиционных ресурсов в развитие инфраструктуры, реконструкцию и строительство объектов торговли |
Госкомитет РБ по торговле; Минэкономразвития РБ; Минземимущество РБ; администрации МО РБ (по согласованию) |
2011-2015 |
2.2 |
Повышение эффективности мер по обеспечению безопасности на объектах потребительского рынка: оснащение организаций торговли и общественного питания системами безопасности; ведение учета паспортов безопасности крупных объектов торговли и розничных рынков; проведение с персоналом торговых предприятий обучения по вопросам предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций |
администрации МО РБ (по согласованию); Управление Роспотребнадзора по РБ (по согласованию); Госкомитет РБ по торговле; организации отрасли (по согласованию) |
2011-2015 |
2.3 |
Мониторинг обеспеченности населения республики площадями торговых объектов |
Госкомитет РБ по торговле; администрации МО РБ (по согласованию) |
2011-2015 |
2.4 |
Увеличение доли безналичных расчетов при совершении розничных операций в торговых организациях, в том числе с использованием социальных карт |
Госкомитет РБ по торговле; ОАО БРСК (по согласованию); Национальный банк РБ (по согласованию); администрации МО РБ (по согласованию); организации отрасли (по согласованию) |
2011-2015 |
2.5 |
Разработка проекта Концепции Единой республиканской бонусной системы для держателей платежных карт, в том числе универсальных электронных карт, предусматривающей создание и внедрение соответствующей системы скидок и бонусов в организациях торговли |
ОАО БРСК (по согласованию); кредитные организации (по согласованию); Национальный банк РБ (по согласованию); Госкомитет РБ по торговле; БТА (по согласованию) |
2011-2013 |
2.6 |
Организация и проведение районных, городских и республиканских конкурсов на звание "Лучшее предприятие торговли" |
администрации МО РБ (по согласованию) |
2011-2015 |
2.7 |
Поддержка хозяйствующих субъектов всех форм собственности, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности, а также создание торгово-закупочных предприятий в городах республики |
администрации МО РБ (по согласованию) |
2011-2015 |
2.8 |
Развитие инфраструктуры торговли в сельской местности, в том числе в отдаленных и малонаселенных пунктах, повышение транспортной доступности организаций торговли для населения |
администрации МО РБ (по согласованию); Башпотребсоюз (по согласованию); Госкомитет РБ по торговле |
2011-2015 |
2.9 |
Развитие торговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных и осуществляющих деятельность в населенных пунктах Республики Башкортостан численностью населения до 500 человек |
Госкомитет РБ по предпринимательству и туризму; Башпотребсоюз (по согласованию) |
2011-2015 |
2.10 |
Проведение мероприятий по оптимальному размещению торговых объектов, имеющих лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, в сельских населенных пунктах |
Госкомитет РБ по торговле; администрации МО РБ (по согласованию) |
2011-2015 |
2.11 |
Открытие сельскохозяйственных и универсальных рынков на территориях муниципальных образований Республики Башкортостан |
администрации МО РБ (по согласованию); Госкомитет РБ по торговле |
2011-2015 |
2.12 |
Развитие в Республике Башкортостан системы дистанционной торговли |
Госкомитет РБ по торговле; администрации МО РБ (по согласованию) |
2011-2015 |
3. Оптовая торговля | |||
3.1 |
Строительство, а также открытие на базе действующих организаций оптовой торговли логистических распределительных центров |
Госкомитет РБ по торговле; администрации МО РБ (по согласованию) |
2011-2015 |
3.2 |
Развитие сети организаций, оказывающих логистические услуги в сфере торговли |
администрации МО РБ (по согласованию); организации отрасли (по согласованию) |
2011-2015 |
3.3 |
Расширение объема услуг, оказываемых организациями оптовой торговли |
организации отрасли (по согласованию) |
2011-2015 |
3.4 |
Привлечение инвестиций в строительство объектов оптовой торговли на территории республики |
Минэкономразвития РБ; Госкомитет РБ по торговле; администрации МО РБ (по согласованию) |
2011-2015 |
3.5 |
Создание системы оптовых продовольственных рынков, в том числе специализирующихся на реализации отдельных групп товаров |
администрации МО РБ (по согласованию); организации отрасли (по согласованию) |
2011-2015 |
3.6 |
Повышение эффективности взаимодействия субъектов розничной и оптовой торговли |
Госкомитет РБ по торговле; администрации МО РБ (по согласованию) |
2011-2015 |
4. Общественное питание | |||
4.1 |
Развитие и совершенствование системы питания учащихся общеобразовательных учреждений |
Госкомитет РБ по торговле; Минобразования РБ; администрации МО РБ (по согласованию) |
2011-2015 |
4.2 |
Разработка и принятие муниципальными образованиями Республики Башкортостан программ улучшения организации питания учащихся общеобразовательных учреждений, в том числе обеспечение учащихся бесплатным молоком и обогащенными пищевыми продуктами |
администрации МО РБ (по согласованию) |
2011-2015 |
4.3 |
Мониторинг организации питания учащихся общеобразовательных учреждений |
Госкомитет РБ по торговле; Минобразования РБ; администрации МО РБ (по согласованию) |
2011-2015 |
4.4 |
Проведение работы по формированию навыков и культуры здорового питания учащихся общеобразовательных учреждений |
Минобразования РБ; администрации МО РБ (по согласованию) |
2011-2015 |
4.5 |
Содействие развитию услуг общественного питания в организациях придорожного сервиса, туристических комплексах и санаторно-курортных зонах |
Госкомитет РБ по торговле; Госкомитет РБ по предпринимательству и туризму; Минземимущество РБ; администрации МО РБ (по согласованию) |
2011-2015 |
4.6 |
Совершенствование организации общественного питания, внедрение новых форм обслуживания населения, в том числе путем франчайзинга и развития сетевых форм организации предприятий общественного питания |
Госкомитет РБ по торговле; администрации МО РБ (по согласованию); организации отрасли (по согласованию) |
2011-2013 |
4.7 |
Развитие услуг общественного питания на промышленных предприятиях и в учреждениях |
Госкомитет РБ по торговле; администрации МО РБ (по согласованию) |
2011-2015 |
4.8 |
Расширение спектра услуг, предоставляемых организациями общественного питания (доставка на дом и в офис, обслуживание вне предприятия и т.д.) |
администрации МО РБ (по согласованию) |
2011-2015 |
4.9 |
Содействие открытию предприятий общественного питания, специализирующихся на приготовлении блюд национальной кухни народов Республики Башкортостан, Российской Федерации и зарубежных стран |
администрации МО РБ (по согласованию); организации отрасли (по согласованию) |
2011-2015 |
4.10 |
Организация и проведение республиканских и межрегиональных конкурсов, фестивалей, форумов по кулинарии и торговому сервису. Обеспечение участия кулинаров республики в соответствующих региональных, всероссийских и международных конкурсах |
Госкомитет РБ по торговле; администрации МО РБ (по согласованию); организации отрасли (по согласованию) |
2011-2015 |
5. Реализация социальной политики в области торговли и общественного питания | |||
5.1 |
Развитие организаций розничной торговли и общественного питания, ориентированных на обслуживание малообеспеченных слоев населения |
Госкомитет РБ по торговле; администрации МО РБ (по согласованию) |
2011-2015 |
5.2 |
Дальнейшее внедрение Дисконтного приложения проекта "Социальная карта Башкортостана" и универсальной электронной карты в организациях розничной торговли |
ОАО БРСК (по согласованию); администрации МО РБ (по согласованию); организации отрасли (по согласованию) |
2011-2015 |
5.3 |
Организация и проведение сельскохозяйственных ярмарок, ярмарок выходного дня по реализации сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров республиканских товаропроизводителей на территориях муниципальных образований Республики Башкортостан |
Госкомитет РБ по торговле; Минсельхоз РБ; администрации МО РБ (по согласованию) |
2011-2015 |
5.4 |
Создание в организациях торговли и на розничных ярмарках оптимальных условий для приобретения товаров малообеспеченными категориями граждан, организация доставки товаров инвалидам и гражданам с ограниченными физическими возможностями |
администрации МО РБ (по согласованию); организации отрасли (по согласованию); Госкомитет РБ по торговле |
2011-2015 |
5.5 |
Организация торгового обслуживания ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним категорий граждан |
администрации МО РБ (по согласованию) |
2011-2015 |
5.6 |
Оснащение действующих и вновь вводимых в эксплуатацию объектов торговли и общественного питания устройствами для обслуживания инвалидов и других маломобильных групп граждан |
администрации МО РБ (по согласованию) |
2011-2015 |
6. Повышение качества и обеспечение безопасности товаров и услуг, реализуемых на потребительском рынке республики. | |||
6.1 |
Создание системы мониторинга качества и безопасности реализуемых на потребительском рынке товаров и услуг общественного питания, соблюдения всеми участниками товарного рынка требований технических регламентов, Соглашения Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11 декабря 2009 года |
Управление Роспотребнадзора по РБ (по согласованию); Управление Россельхознадзора по РБ (по согласованию); Отдел (инспекция) в РБ ПМТУ Росстандарта (по согласованию) |
2011-2015 |
6.2 |
Содействие развитию системы добровольной сертификации услуг торговли и общественного питания |
Госкомитет РБ по торговле; ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); ТПП РБ (по согласованию) |
2011-2015 |
6.3 |
Реализация мероприятий по предотвращению ввоза на территорию Республики Башкортостан некачественных товаров, опасных для жизни и здоровья граждан |
Управление Роспотребнадзора по РБ (по согласованию); Управление Россельхознадзора по РБ (по согласованию); Отдел (инспекция) в РБ ПМТУ Росстандарта (по согласованию); Башкортостанская таможня (по согласованию) |
2011-2015 |
6.4 |
Реализация в соответствии с законодательством мероприятий по контролю за деятельностью организаций торговли в целях предотвращения правонарушений в сферах обеспечения единства измерений, соблюдения правил продажи товаров, санитарных правил и нормативов |
Управление Роспотребнадзора по РБ (по согласованию); Отдел (инспекция) в РБ ПМТУ Ростандарта (по согласованию); Госкомитет РБ по торговле |
2011-2015 |
6.5 |
Размещение информации о фактах поставки и реализации некачественных товаров на Интернет-портале Республики Башкортостан "Защита прав потребителей" |
Госкомитет РБ по торговле; Управление Роспотребнадзора по РБ (по согласованию); Управление Россельхознадзора по РБ (по согласованию); Отдел (инспекция) в РБ ПМТУ Росстандарта (по согласованию) |
2011-2015 |
6.6 |
Совершенствование системы организации контроля за качеством и безопасностью алкогольной продукции, реализуемой на территории республики, с участием контролирующих органов и общественных организаций в соответствии с законодательством |
Управление Роспотребнадзора по РБ (по согласованию); Госкомитет РБ по торговле; отраслевые общественные организации (по согласованию) |
2011-2015 |
6.7 |
Развитие эффективной и доступной системы защиты прав потребителей на территории республики |
Госкомитет РБ по торговле; Управление Роспотребнадзора по РБ (по согласованию); администрации МО РБ (по согласованию) |
2011-2015 |
7. Кадровое обеспечение в сферах торговли и общественного питания, повышение качества обслуживания населения | |||
7.1 |
Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров для сфер торговли и общественного питания |
Минобразования РБ; отраслевые образовательные учреждения (по согласованию) |
2011-2015 |
7.2 |
Совершенствование механизмов взаимодействия отраслевых образовательных учреждений с работодателями в части формирования содержания образовательных программ и их реализации, контроля качества подготовки специалистов |
БТА (по согласованию); отраслевые образовательные учреждения (по согласованию); организации отрасли (по согласованию) |
2011-2015 |
7.3 |
Создание учебных центров по подготовке кадров массовых профессий при крупных организациях торговли, повышение эффективности их работы путем внедрения прогрессивных методов подготовки кадров. Организация процесса обучения и тренинга персонала непосредственно на объектах торговли |
администрации МО РБ (по согласованию); отраслевые образовательные учреждения (по согласованию); организации отрасли (по согласованию) |
2011-2015 |
7.4 |
Взаимодействие отраслевых образовательных учреждений и предприятий торговли по вопросам организации учебно-производственной практики учащихся на базе предприятий торговли и общественного питания |
отраслевые образовательные учреждения (по согласованию); организации отрасли (по согласованию) |
2011-2015 |
7.5 |
Организация повышения квалификации руководителей и специалистов предприятий торговли: проведение обучающих семинаров, курсов повышения квалификации |
администрации МО РБ (по согласованию); Госкомитет РБ по торговле; отраслевые образовательные учреждения (по согласованию); отрасли (по согласованию) |
2011-2015 |
7.6 |
Участие кадровых служб торговых организаций в ярмарках выпускников, проводимых отраслевыми образовательными учреждениями |
отраслевые образовательные учреждения (по согласованию); администрации МО РБ (по согласованию); организации отрасли (по согласованию) |
2011-2015 |
7.7 |
Проведение ярмарок вакансий для организаций оптовой и розничной торговли, общественного питания, оказание работникам торговой отрасли содействия в трудоустройстве |
Управление ГСЗН РБ |
2011-2015 |
7.8 |
Проведение мероприятий по повышению престижа торговых профессий и пропаганде достижений отрасли (конкурсы, чемпионаты, соревнования, мастер-классы и т.д.) |
Госкомитет РБ по торговле; Минобразования РБ; Управление ГСЗН РБ; отраслевые образовательные учреждения (по согласованию) |
2011-2015 |
7.9 |
Проведение мероприятий по охране труда в организациях торговли и общественного питания, в том числе обеспечение аттестации рабочих мест по условиям труда |
администрации МО РБ (по согласованию); организации отрасли (по согласованию) |
2011-2015 |
7.10 |
Сохранение и создание новых рабочих мест на предприятиях торговли и общественного питания |
администрации МО РБ (по согласованию); организации отрасли (по согласованию) |
2011-2015 |
7.11 |
Разработка и реализация мер антиалкогольной политики |
администрации МО РБ (по согласованию); организации отрасли (по согласованию); отраслевые общественные организации (по согласованию) |
2011-2015 |
8. Информационно-аналитическое обеспечение в области торговой деятельности | |||
8.1 |
Внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в сферах торговли и общественного питания |
Госкомитет РБ по торговле; администрации МО РБ (по согласованию); организации отрасли (по согласованию) |
2011-12015 |
8.2 |
Ведение Торгового реестра Республики Башкортостан и создание на его базе системы мониторинга отрасли |
Госкомитет РБ по торговле; администрации МО РБ (по согласованию) |
2011-2012 |
8.3 |
Создание доступных баз данных, содержащих широкий спектр информации о состоянии и перспективах развития торговой отрасли Республики Башкортостан |
Госкомитет РБ по торговле; Минэкономразвития РБ; администрации МО РБ (по согласованию) |
2011-2015 |
8.4 |
Анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли, эффективности применения мер по развитию торговой деятельности в муниципальных образованиях Республики Башкортостан |
Госкомитет РБ по торговле; Минэкономразвития РБ; администрации МО РБ (по согласованию) |
2011-2015 |
*Программные мероприятия осуществляются за счет смет расходов республиканских органов исполнительной власти в пределах средств, утвержденных в бюджете Республики Башкортостан на соответствующий финансовый год, а также средств внебюджетных источников.
Список использованных сокращений
Администрации МО РБ |
- |
администрации муниципальных образований Республики Башкортостан; |
Башпотребсоюз |
- |
Башкирский республиканский союз потребительских обществ; |
БТА |
- |
Башкирская торговая ассоциация; |
Госкомитет РБ по предпринимательству и туризму |
- |
Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму; |
Госкомитет РБ по строительству и архитектуре |
- |
Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре; |
Госкомитет РБ по торговле |
- |
Государственный комитет Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей; |
Минземимущество РБ |
- |
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан; |
Минобразования РБ |
- |
Министерство образования Республики Башкортостан; |
Минсельхоз РБ |
- |
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан; |
Минтруд РБ |
- |
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан; |
Минэкономразвития РБ |
- |
Министерство экономического развития Республики Башкортостан; |
Нормативы
минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по Республике Башкортостан на 2011-2015 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан
от 15 августа 2011 г. N 287)
N п/п |
Наименование муниципальных образований |
Норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (кв. метров на 1 тыс. человек) |
Муниципальные районы | ||
1 |
Абзелиловский |
252 |
2 |
Альшеевский |
279 |
3 |
Архангельский |
267 |
4 |
Аскинский |
254 |
5 |
Аургазинский |
244 |
6 |
Баймакский |
599 |
7 |
Бакалинский |
257 |
8 |
Балтачевский |
333 |
9 |
Белебеевский |
577 |
10 |
Белокатайский |
329 |
11 |
Белорецкий |
599 |
12 |
Бижбулякский |
229 |
13 |
Бирский |
581 |
14 |
Благоварский |
264 |
15 |
Благовещенский |
572 |
16 |
Буздякский |
244 |
17 |
Бураевский |
294 |
18 |
Бурзянский |
244 |
19 |
Гафурийский |
307 |
20 |
Давлекановский |
434 |
21 |
Дуванский |
286 |
22 |
Дюртюлинский |
516 |
23 |
Ермекеевский |
246 |
24 |
Зианчуринский |
254 |
25 |
Зилаирский |
242 |
26 |
Иглинский |
340 |
27 |
Илишевский |
318 |
28 |
Ишимбайский |
516 |
29 |
Калтасинский |
219 |
30 |
Караидельский |
280 |
31 |
Кармаскалинский |
323 |
32 |
Кигинский |
249 |
33 |
Краснокамский |
274 |
34 |
Кугарчинский |
350 |
35 |
Кушнаренковский |
287 |
36 |
Куюргазинский |
226 |
37 |
Мелеузовский |
553 |
38 |
Мечетлинский |
258 |
39 |
Мишкинский |
215 |
40 |
Миякинский |
256 |
41 |
Нуримановский |
303 |
42 |
Салаватский |
259 |
43 |
Стерлибашевский |
298 |
44 |
Стерлитамакский |
285 |
45 |
Татышлинский |
251 |
46 |
Туймазинский |
770 |
47 |
Уфимский |
394 |
48 |
Учалинский |
695 |
49 |
Федоровский |
285 |
50 |
Хайбуллинский |
354 |
51 |
Чекмагушевский |
322 |
52 |
Чишминский |
263 |
53 |
Шаранский |
213 |
54 |
Янаульский |
626 |
Городские округа | ||
1 |
Агидель |
356 |
2 |
Кумертау |
559 |
3 |
Нефтекамск |
614 |
4 |
Октябрьский |
640 |
5 |
Салават |
511 |
6 |
Сибай |
587 |
7 |
Стерлитамак |
657 |
8 |
Уфа |
903 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработана и утверждена Республиканская программа развития торговли, рассчитанная на 2011-2015 годы. Программой предусмотрено решение задач в сфере торговли на территории республики, направленных на повышение экономической и физической доступности товаров, качества и культуры торгового обслуживания населения; развитие торговли в сельской местности; обеспечение качества и безопасности алкогольной продукции, поступающей в розничную продажу; продвижение на республиканский рынок товаров отечественного производства; совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере торговли. Реализация Программы будет осуществляться за счет смет расходов республиканских органов исполнительной власти.
Утверждены нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по районам республики.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 15 августа 2011 г. N 287 "О Республиканской программе развития торговли на 2011-2015 годы"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", N 19 (361) от 3 октября 2011 г., ст. 1478 (без приложений)
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13 декабря 2012 г. N 444 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2013 г.