Во исполнение постановления Правительства Республики Башкортостан от 31 мая 2010 года N 196 "О Программе развития лесопромышленного комплекса Республики Башкортостан на 2010-2013 годы" и в целях создания условий для производства тепловой энергии за счет использования лесных ресурсов Республики Башкортостан Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую программу "Увеличение объемов использования лесных ресурсов в виде твердого топлива для выработки тепловой энергии в Республике Башкортостан" на 2012-2013 годы (далее - Программа).
2. Определить Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан государственным заказчиком Программы.
3. Министерству экономического развития Республики Башкортостан при формировании проекта республиканской адресной инвестиционной программы на 2012 год предусмотреть с учетом возможности бюджета Республики Башкортостан лимит капитальных вложений в объеме 13285,7 тыс. рублей на увеличение уставного фонда Башкирского топливоснабжающего государственного унитарного предприятия "Баштопсбыт" (далее - ГУП "Баштопсбыт") для приобретения оборудования.
4. Министерству промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан совместно с Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и ГУП "Баштопсбыт" в установленном порядке оформить увеличение уставного фонда ГУП "Баштопсбыт" на сумму, указанную в пункте 3 настоящего постановления, и внести соответствующие изменения в Реестр государственного имущества Республики Башкортостан.
5. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан разработать программы (планы мероприятий) увеличения объемов и сфер применения альтернативных источников тепло- и электроснабжения на территориях муниципальных образований с учетом их потребностей и возможностей местных бюджетов.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителей Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан в соответствии с распределением обязанностей.
Премьер-министр Правительства |
А.Ф. Илимбетов |
Республиканская программа
"Увеличение объемов использования лесных ресурсов в виде твердого топлива для выработки тепловой энергии в Республике Башкортостан" на 2012-2013 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан
от 16 сентября 2011 г. N 324)
Паспорт Программы
Наименование Программы |
|
Республиканская программа "Увеличение объемов использования лесных ресурсов в виде твердого топлива для выработки тепловой энергии в Республике Башкортостан" на 2012-2013 годы |
Основание для разработки Программы |
|
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 31 мая 2010 года N 196 "О Программе развития лесопромышленного комплекса Республики Башкортостан на 2010-2013 годы" |
Государственный заказчик Программы |
|
Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан |
Основной разработчик Программы |
|
Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан |
Цели и задачи Программы |
|
Цели: организация производства тепловой энергии за счет использования лесных ресурсов республики; создание производств по выпуску пеллет, брикетированию древесных отходов, полученных при лесозаготовке и деревопереработке; увеличение объемов лесозаготовки и переработки перестойной и низкосортной древесины; сокращение расходов бюджетов всех уровней на оплату энергоресурсов в социальной и коммунальной сферах; создание новых рабочих мест на вновь вводимых производственных мощностях в районах Башкирского Зауралья и северо-востока республики; увеличение налоговых платежей; улучшение экологической обстановки на территории республики за счет сокращения вредных выбросов в атмосферу вследствие замены каменного угля и мазута на биотопливо из переспелой, низкосортной древесины |
|
Задачи: увеличение экономически целесообразных объемов производства биотоплива из переспелой и низкосортной древесины; создание системы мониторинга процесса переработки переспелой, низкосортной древесины в биотопливо в шести лесопромышленных инвестиционных зонах с общим ежегодным объемом заготовки древесины 1,4 млн. куб. м; создание условий для привлечения инвестиций в целях реализации проектов организации биотопливных производств |
|
Срок реализации Программы |
|
2012-2013 годы |
Объем и источники финансирования Программы |
|
Объем финансирования Программы составляет 176885,7 тыс. рублей, в том числе за счет: бюджета Республики Башкортостан в 2012 году - 13285,7 тыс. рублей; внебюджетных источников - 163600,0 тыс. рублей, из них по годам: в 2012 году - 93600,0 тыс. рублей; в 2013 году - 70000,0 тыс. рублей |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели реализации Программы |
|
Увеличение: объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду деятельности "Обработка древесины и производство изделий из дерева"; объема выпуска товарной продукции из отходов, полученных при лесозаготовке и деревопереработке; прибыли, полученной предприятиями по виду деятельности "Обработка древесины и производство изделий из дерева"; численности работников, занятых в лесопромышленном комплексе республики, не менее чем на 70 человек |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
|
К 2014 году по сравнению с 2010 годом увеличатся: объем производства и реализации продукции по виду деятельности "Обработка древесины и производство изделий из дерева" - на 10%; объем заготовки и переработки древесины - на 18% |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Республиканская программа "Увеличение объемов использования лесных ресурсов в виде твердого топлива для выработки тепловой энергии в Республике Башкортостан" на 2012-2013 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 мая 2010 года N 196 "О Программе развития лесопромышленного комплекса Республики Башкортостан на 2010-2013 годы".
К основным проблемам, определяющим необходимость разработки Программы, относятся следующие:
постоянный рост цен (тарифов) на топливно-энергетические ресурсы:
природный газ, электрическую и тепловую энергию, топочный мазут (далее - ТЭР);
безвозвратные потери ТЭР, угрожающие экологической катастрофой в местах их добычи и производства;
использование не в полном объеме потенциала источников энергии в виде отходов, полученных при лесозаготовке и деревопереработке.
Постоянный рост цен на ТЭР, используемые для нужд отопления, все чаще вынуждает рассматривать проблему замены традиционных источников энергии альтернативными.
С 2008 по 2011 год прирост цен на природный газ в Российской Федерации составил 79,8%, в 2012 году прогнозный рост ожидается на уровне 15%. Повышение цен на природный газ существенно влияет на увеличение стоимости тепловой энергии.
Вместе с тем на территории Республики Башкортостан имеется значительный энергетический потенциал в виде древесного топлива, производимого из перестойной, низкосортной древесины и отходов, полученных при лесозаготовке и деревопереработке. Причем биотопливо из древесины (низкосортная, мягколиственная, неликвидная древесина, отходы лесозаготовки и деревопереработки) является одним из самых экологичных видов топлива.
В Республике Башкортостан существуют обширные районы, где по экономическим, экологическим и социальным условиям целесообразно развитие биотопливных производств из древесных отходов - это районы Башкирского Зауралья и северо-востока республики.
Ресурсы древесных отходов в республике оцениваются в 2 млн. м3 в год, что эквивалентно 3,27 млн. МВт. ч тепловой энергии.
Теплофизические характеристики древесных отходов и других видов топлива, производимых из этих отходов (таблица N 1), позволяют сделать вывод о целесообразности их использования в качестве сырья для получения тепла.
Таблица N 1
Теплофизические характеристики древесных отходов и других видов топлива, производимого из них
Вид топлива |
Теплотворная способность (Мкал/скл. куб. м) |
Влажность (%) |
КПД при сжигании (%) |
Полезная теплоотдача (Мкал/скл. куб. м) |
Кора еловая |
442 |
55 |
75 |
331 |
Кора сосновая |
442 |
55 |
75 |
331 |
Опилки (КПД=25%) |
490 |
40 |
70 |
343 |
Щепа (КПД=34%) |
580 |
40 |
70 |
406 |
Стружка (КПД=19%) |
350 |
20 |
70 |
245 |
Пеллеты (гранулы) (КПД=62%) |
3000 |
10 |
75 |
2250 |
Брикеты (КПД=60%) |
2400 |
12-15 |
75 |
1800 |
Ресурсы древесных отходов в Республике Башкортостан
Республика Башкортостан обладает значительным природно-ресурсным потенциалом для обеспечения всеми видами древесного топлива. Так, при ежегодной расчетной лесосеке 9,6 млн. куб. м в республике используется лишь 16% от этого объема. Общий запас спелых и перестойных лесов составляет 442 млн. куб. м, то есть 53% от общего объема древесины, утвержденного лесным планом Республики Башкортостан.
При лесозаготовке и деревообработке образуется большое количество отходов в виде щепы, коры, стружки, опилок, горбыля, обрезок, которые представляют собой калорийное топливо для энергетических установок, вырабатывающих тепло.
Среднее деревообрабатывающее предприятие от переработки 1000 м3 древесины получает около 300 м3 различных деревоотходов. Так, согласно применяемым технологиям производства лесной продукции, отходы лесозаготовок составляют 20%, лесопиления - 35-50% от объема продукции, отходы при производстве мебели и погонажных изделий - 50%, производстве фанеры - 60%.
2. Цели и задачи Программы
Целями Программы являются следующие:
организация производства тепловой энергии за счет использования лесных ресурсов республики;
создание производств по выпуску пеллет, брикетированию древесных отходов, полученных при лесозаготовке и деревопереработке;
увеличение объемов лесозаготовки и переработки перестойной и низкосортной древесины;
сокращение расходов бюджетов всех уровней на оплату энергоресурсов в социальной и коммунальной сферах;
создание новых рабочих мест на вновь вводимых производственных мощностях в районах Башкирского Зауралья и северо-востока республики;
увеличение налоговых платежей;
улучшение экологической обстановки на территории республики за счет сокращения вредных выбросов в атмосферу вследствие замены каменного угля и мазута на биотопливо из переспелой, низкосортной древесины.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
увеличение экономически целесообразных объемов производства биотоплива из переспелой и низкосортной древесины;
создание системы мониторинга процесса переработки переспелой, низкосортной древесины в биотопливо в шести лесопромышленных инвестиционных зонах с общим ежегодным объемом заготовки древесины 1,4 млн. куб. м;
создание условий для привлечения инвестиций в целях реализации проектов организации биотопливных производств.
3. Направления реализации Программы
3.1. Модернизация существующих блочных котельных установок в целях их перевода на твердое топливо и установка новых твердотопливных теплоисточников
По данным, представленным администрациями муниципальных образований Республики Башкортостан, на территории республики в бюджетных учреждениях эксплуатируются 5352 установки, работающие на разных видах топлива, 357 из которых в качестве источника энергии используют твердое топливо: дрова, древесные отходы, уголь и т.д. Кроме того, для производства тепла в указанных учреждениях применяются энергоустановки, работающие на электричестве (электрокотлы), в количестве 2277 штук, что составляет 42,5% от общего объема эксплуатируемых в бюджетной сфере теплоисточников (таблица N 2).
Таблица N 2
Распределение теплоисточников, эксплуатируемых в бюджетных учреждениях социальной сферы Республики Башкортостан, в зависимости от вида используемого топлива
N п/п |
Вид используемого топлива |
Теплоисточники, эксплуатируемые в бюджетных учреждениях социальной сферы Республики Башкортостан |
|||||||
всего |
в том числе по видам учреждений |
||||||||
учреждения образования |
учреждения культуры |
учреждения здравоохранения |
|||||||
количество (единиц) |
% от общего числа теплоисточников по РБ |
количество (единиц) |
% от общего числа теплоисточников по отрасли |
количество (единиц) |
% от общего числа теплоисточников по отрасли |
количество (единиц) |
% от общего числа теплоисточников по отрасли |
||
1 |
Газ |
2718 |
50,8 |
1505 |
59,6 |
661 |
38,7 |
552 |
48 |
2 |
Электрическая энергия |
2277 |
42,5 |
742 |
29,4 |
963 |
56,4 |
572 |
49,8 |
3 |
Твердое топливо |
357 |
6,7 |
279 |
11,0 |
82 |
4,8 |
25 |
2,2 |
4 |
Итого |
5352 |
100 |
2526 |
100 |
1706 |
100 |
1149 |
100 |
Высокий процент тепловых источников, работающих на электричестве (более 50% от общего числа теплоисточников, эксплуатируемых в районах), отмечен в 17 районах Башкортостана, 8 из которых являются лесными и располагают общей площадью земель лесного фонда более 1,0 млн. га с ежегодной расчетной лесосекой более 1,5 тыс. куб. м. В муниципальных районах республики с высокими лесосырьевыми запасами (Калтасинский, Татышлинский, Учалинский, Янаульский районы Республики Башкортостан) показатель эксплуатируемых электрокотлов составляет более 70% от общего количества теплоисточников, работающих на разных видах топлива, по району (таблица N 3).
Таблица N 3
Распределение теплоисточников, эксплуатируемых в бюджетных учреждениях социальной сферы и использующих разные виды топлива, по муниципальным районам Республики Башкортостан
N |
Наименование муниципального района Республики Башкортостан |
Вид используемого топлива |
Теплоисточники, эксплуатируемые в бюджетных учреждениях социальной сферы Республики Башкортостан |
|||||||
всего |
В том числе по видам учреждений |
|||||||||
учреждения образования |
учреждения культуры |
учреждения здравоохранения |
||||||||
количество (единиц) |
% от общего числа теплоисточников по району |
количество (единиц) |
% от общего числа теплоисточников по району |
количество (единиц) |
% от общего числа теплоисточников по району |
количество (единиц) |
% от общего числа теплоисточников по району |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
Альшеевский |
газ |
45 |
42,9 |
33 |
71,7 |
2 |
6,9 |
10 |
33,3 |
электрическая энергия |
57 |
54,3 |
10 |
21,7 |
27 |
93,1 |
20 |
66,7 |
||
твердое топливо |
3 |
2,9 |
3 |
6,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Итого |
105 |
100 |
46 |
100 |
29 |
100 |
30 |
100 |
||
2 |
Аургазинский |
газ |
28 |
27,7 |
16 |
47,1 |
3 |
10 |
9 |
24,3 |
электрическая энергия |
73 |
72,3 |
18 |
52,9 |
27 |
90 |
28 |
75,7 |
||
твердое топливо |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Итого |
101 |
100 |
34 |
100 |
30 |
100 |
37 |
100 |
||
3 |
Баймакский |
газ |
123 |
28,5 |
116 |
38,5 |
2 |
1,6 |
5 |
100 |
электрическая энергия |
122 |
51,4 |
98 |
32,6 |
124 |
98,4 |
0 |
0 |
||
твердое топливо |
87 |
20,1 |
87 |
28,9 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Итого |
432 |
100 |
301 |
100 |
126 |
100 |
5 |
100 |
||
4 |
Балтачевский |
газ |
17 |
23,6 |
17 |
35,4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
электрическая энергия |
52 |
72,2 |
28 |
58,3 |
0 |
0 |
24 |
100 |
||
твердое топливо |
3 |
4,2 |
3 |
6,3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Итого |
72 |
100 |
48 |
100 |
0 |
0 |
24 |
100 |
||
5 |
Благовещенский |
газ |
28 |
34,1 |
17 |
43,6 |
6 |
33,3 |
5 |
20 |
электрическая энергия |
50 |
61 |
18 |
46,2 |
12 |
66,7 |
20 |
80 |
||
твердое топливо |
4 |
4,9 |
4 |
10,3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Итого |
82 |
100 |
39 |
100 |
18 |
100 |
25 |
100 |
||
6 |
Иглинский |
газ |
31 |
34,4 |
13 |
36,1 |
10 |
33,3 |
8 |
33,3 |
электрическая энергия |
58 |
64,4 |
22 |
61,1 |
20 |
66,7 |
16 |
66,7 |
||
твердое топливо |
1 |
1,1 |
1 |
2,8 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Итого |
90 |
100 |
36 |
100 |
30 |
100 |
24 |
100 |
||
7 |
Илишевский |
газ |
26 |
22 |
22 |
35,5 |
3 |
5,5 |
1 |
100 |
электрическая энергия |
92 |
78 |
40 |
64,5 |
52 |
94,5 |
0 |
0 |
||
твердое топливо |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Итого |
118 |
100 |
62 |
100 |
55 |
100 |
1 |
100 |
||
8 |
Калтасинский |
газ |
15 |
21,7 |
12 |
37,5 |
1 |
2,9 |
2 |
100 |
электрическая энергия |
53 |
76,8 |
19 |
59,4 |
34 |
97,1 |
0 |
0 |
||
твердое топливо |
1 |
1,4 |
1 |
3,1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Итого |
69 |
100 |
32 |
100 |
35 |
100 |
2 |
100 |
||
9 |
Кармаскалинский |
газ |
29 |
22,8 |
21 |
43,8 |
6 |
15 |
2 |
5,1 |
электрическая энергия |
98 |
77,2 |
27 |
56,3 |
34 |
85 |
37 |
94,9 |
||
твердое топливо |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Итого |
127 |
100 |
48 |
100 |
40 |
100 |
39 |
100 |
||
10 |
Краснокамский |
газ |
25 |
29,4 |
17 |
41,5 |
4 |
16,7 |
4 |
20 |
электрическая энергия |
59 |
69,4 |
24 |
58,5 |
20 |
83,3 |
15 |
75 |
||
твердое топливо |
1 |
1,2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
5 |
||
Итого |
85 |
100 |
41 |
100 |
24 |
100 |
20 |
100 |
||
11 |
Нуримановский |
газ |
27 |
43,5 |
20 |
83,3 |
3 |
18,8 |
4 |
18,2 |
электрическая энергия |
32 |
51,6 |
1 |
4,2 |
13 |
81,3 |
18 |
81,8 |
||
твердое топливо |
3 |
4,8 |
3 |
12,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Итого |
62 |
100 |
24 |
100 |
16 |
100 |
22 |
100 |
||
12 |
Салаватский |
газ |
27 |
28,4 |
18 |
60 |
6 |
20 |
3 |
8,6 |
электрическая энергия |
60 |
63,2 |
11 |
36,7 |
24 |
80 |
25 |
71,4 |
||
твердое топливо |
8 |
8,4 |
1 |
3,3 |
0 |
0 |
7 |
20 |
||
Итого |
95 |
100 |
30 |
100 |
30 |
100 |
35 |
100 |
||
13 |
Стерлитамакский |
газ |
38 |
26 |
28 |
60,9 |
6 |
11,1 |
4 |
8,7 |
электрическая энергия |
108 |
74 |
18 |
39,1 |
48 |
88,9 |
42 |
91,3 |
||
твердое топливо |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Итого |
146 |
100 |
46 |
100 |
54 |
100 |
46 |
100 |
||
14 |
Татышлинский |
газ |
7 |
5,7 |
7 |
10,6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
электрическая энергия |
104 |
85,2 |
53 |
80,3 |
28 |
84,8 |
23 |
100 |
||
твердое топливо |
11 |
9 |
6 |
9,1 |
5 |
15,2 |
0 |
0 |
||
Итого |
122 |
100 |
66 |
100 |
33 |
100 |
23 |
100 |
||
15 |
Учалинский |
газ |
6 |
11,1 |
3 |
20 |
3 |
7,7 |
0 |
0 |
электрическая энергия |
42 |
77,8 |
6 |
40 |
36 |
92,3 |
0 |
0 |
||
твердое топливо |
6 |
11,1 |
6 |
40 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Итого |
54 |
100 |
15 |
100 |
39 |
100 |
0 |
0 |
||
16 |
Чекмагушевский |
газ |
19 |
25 |
2 |
100 |
И |
33,3 |
6 |
14,6 |
электрическая энергия |
57 |
75 |
0 |
0 |
22 |
66,7 |
35 |
85,4 |
||
твердое топливо |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Итого |
76 |
100 |
2 |
100 |
33 |
100 |
41 |
100 |
||
17 |
Янаульский |
газ |
28 |
16,5 |
18 |
30,5 |
7 |
13,7 |
3 |
5 |
электрическая энергия |
134 |
78,8 |
35 |
59,3 |
44 |
86,3 |
55 |
91,7 |
||
твердое топливо |
8 |
4,7 |
6 |
10,2 |
0 |
0 |
2 |
3,3 |
||
Итого |
170 |
100 |
59 |
100 |
51 |
100 |
60 |
100 |
Проблемы переработки перестойной, неликвидной древесины, утилизации отходов лесозаготовки и деревопереработки, а также снижения последствий роста тарифов на ТЭР предлагается решать программными методами.
Одним из основных таких методов является оснащение бюджетных учреждений твердотопливными теплоисточниками, работающими на отходах древесины, топливных гранулах (пеллетах), брикетах, имеющих высокий класс энергетической эффективности.
В период с 2012 до 2013 год за счет дотаций, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на поддержку бюджетов муниципальных районов, предусматривается модернизация 73 котельных установок в целях перевода на твердое топливо и установка новых 25 твердотопливных теплоисточников (таблица N 4).
Таблица N 4
Потребность муниципальных районов Республики Башкортостан в модернизации и установке новых источников теплоснабжения, работающих на твердом топливе, на 2012-2013 годы
N п/п |
Наименование муниципального района Республики Башкортостан |
Потребность в установке новых источников теплоснабжения (единиц) |
Потребность в модернизации существующих теплоисточников в целях перевода на твердое топливо (единиц) |
Вид выполняемых работ |
Объем финансирования (тыс. рублей) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Аскинский |
1 |
2 |
строительство модернизация |
1300 |
2 |
Белокатайский |
- |
13 |
модернизация |
800 |
3 |
Бураевский |
5 |
7 |
строительство, модернизация |
2250 |
4 |
Бурзянский |
- |
2 |
модернизация |
300 |
5 |
Зианчуринский |
1 |
8 |
строительство, модернизация |
2200 |
6 |
Иглинский |
2 |
- |
строительство |
1665 |
7 |
Илишевский |
11 |
- |
строительство |
2143 |
8 |
Ишимбайский |
2 |
21 |
строительство, модернизация |
6040 |
9 |
Калтасинский |
2 |
- |
строительство |
1200 |
10 |
Мишкинский |
- |
3 |
модернизация |
2400 |
11 |
Салаватский |
1 |
13 |
строительство, модернизация |
575 |
12 |
Федоровский |
- |
2 |
модернизация |
100 |
13 |
Шаранский |
- |
2 |
модернизация |
400 |
|
Итого |
25 |
73 |
|
21373 |
Предполагаемый объем финансирования модернизации и установки новых источников теплоснабжения, работающих на твердом топливе, из бюджетов муниципальных районов Республики Башкортостан составит 21373,0 тыс. рублей.
В рамках Программы предлагается выделить из бюджета Республики Башкортостан денежные средства в объеме 13285,7 тыс. рублей на увеличение уставного фонда Башкирского топливоснабжающего государственного унитарного предприятия "Баштопсбыт" в целях приобретения энергоэффективного оборудования, в том числе твердотопливных котлов.
3.2. Промышленное производство альтернативных видов древесного топлива (топливные гранулы (пеллеты), брикеты из древесных отходов), перспективы развития этого производства
Топливные гранулы (пеллеты) и древесные брикеты являются экологичными энергоносителями и производятся из отходов лесопильных, деревообрабатывающих, сельскохозяйственных и пищевых производств.
Несмотря на финансово-экономический кризис 2008-2009 годов, прогнозы роста потребления пеллет в Европе обуславливают высокий инвестиционный интерес к организации их производств на территории Российской Федерации. Так, в странах Евросоюза потребность в данном виде топлива составляет до 1200 т в месяц.
Для удовлетворения потребностей внутреннего и внешнего рынков в топливных гранулах и эффективного использования лесоматериала с арендованных делянок в Республике Башкортостан с 2009 года в с. Верхние Киги действует экспериментальное предприятие по производству пеллет, организованное ООО "Дуванлесторг".
По инвестиционному проекту этого общества в 2012 году предполагается организовать производство топливных гранул и брикетов в с. Месягутово с ежемесячным объемом производства до 1470 т.
Топливные брикеты из древесных отходов имеют широкое применение и идеально подходят для всех видов топок, котлов центрального отопления, котлов на дереве и др., превосходно горят в печках, каминах, грилях и т.д. Достоинствами топливных брикетов являются:
постоянство температуры на протяжении всего горения;
экономичное расходование (объем использования древесных брикетов при равном количестве выработанного тепла в три раза меньше объема дров);
малая зольность;
высокая теплотворность.
К основным потребителям топливных гранул и древесных брикетов в Российской Федерации относятся:
частные потребители;
промышленные предприятия, имеющие теплоисточники, работающие на твердом топливе, в том числе на брикетах из древесных отходов.
Ежемесячный объем потребления древесных брикетов на территории Российской Федерации и в странах Евросоюза составляет более 9000 т в месяц, из которых доля потребителей из Западной Европы и Прибалтики составляет 55%.
В настоящее время в Российской Федерации работают более 10 производителей, занимающихся брикетированием древесных отходов. Основная часть предприятий сконцентрирована в Ленинградской области, Республике Карелия, Нижнем Новгороде и городе Старый Оскол. К сожалению, в Республике Башкортостан, имеющей развитую лесоперерабатывающую инфраструктуру, производств данного вида топлива нет.
Предполагаемыми инвесторами в сферу брикетного производства на территории Республики Башкортостан являются ООО "ЭКО-ТЭК" (Учалинский район), ООО "Карллес" (Белокатайский район), ООО "ИМАК" (г. Благовещенск).
4. Срок и этапы реализации Программы
Программа реализуется в один этап с 2012 по 2013 год.
5. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан:
обеспечивает реализацию Программы;
представляет отчеты о ее реализации в Правительство Республики Башкортостан по установленным формам;
заключает государственные контракты (договоры, соглашения), связанные с реализацией Программы;
осуществляет координацию деятельности исполнителей Программы, контроль за ходом ее реализации и эффективным использованием средств бюджета Республики Башкортостан;
проводит мониторинг реализации Программы.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан оформляет документацию по увеличению уставного фонда Башкирского топливоснабжающего государственного унитарного предприятия "Баштопсбыт".
6. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы за счет всех источников составляет 176885,7 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
а) бюджета Республики Башкортостан в 2012 году - 13285,7 тыс. рублей;
б) внебюджетных источников - 163600,0 тыс. рублей, из них по годам:
в 2012 году - 93600,0 тыс. рублей;
в 2013 году - 70000,0 тыс. рублей.
7. Оценка эффективности реализации Программы
При выполнении программных мероприятий к 2014 году будет достигнут следующий экономический эффект:
использование древесного топлива (топливных гранул и брикетов) увеличится до 109,6 тыс. т (таблица N 5) и позволит сэкономить в денежном выражении бюджетные средства по ценам 2010 года в объеме 83,0 млн. рублей;
поэтапная замена 99 электрических и газовых котлов на твердотопливные в бюджетных учреждениях социальной сферы республики позволит сэкономить бюджетные средства, выделяемые на коммунальные услуги, за период реализации Программы в объеме 89,0 млн. рублей.
Таблица N 5
Оценка эффективности реализации Программы
N п/п |
Наименование показателя реализации программного мероприятия |
Единица измерения |
Фактическое значение показателя на момент разработки Программы |
Изменение значений показателя реализации Программы по годам |
||
2012 |
2013 |
|||||
1 |
Пеллетные производства |
количество |
единиц |
1 |
2 |
- |
объем производства |
тонн/год |
1200 |
3360 |
11490 |
||
2 |
Брикетные производства |
количество |
тонн/год |
0 |
1 |
4 |
объем производства |
0 |
14400 |
80400 |
|||
3 |
Объем утилизации древесных отходов |
тыс. куб. м |
15 |
25 |
40 |
|
4 |
Количество вновь созданных рабочих мест |
единиц |
22 |
42 |
67 |
Таблица N 6
8. Система программных мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятия |
Исполнитель |
Срок исполнения, годы |
Направление и источник финансирования |
Прогнозируемый объем финансирования, млн. рублей |
Ожидаемые результаты реализации мероприятий Программы |
||
всего |
в том числе по годам |
|||||||
2012 |
2013 |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Развитие биотопливных производств |
ООО "Дуванлесторг"; ООО "ИМАК"; ООО "Карллес"; ИП Гизатуллин; ООО "ЭКО-ТЭК" |
2012-2014 |
капитальные вложения - всего, в том числе |
163,6 |
93,6 |
70,0 |
создание 97 новых рабочих мест; утилизация 108 тыс. куб. м древесных отходов; улучшение экологической обстановки в районах Башкирского Зауралья и северо-востока Республики Башкортостан |
внебюджетные источники |
163,6 |
93,6 |
70,0 |
|||||
2 |
Увеличение уставного фонда ГУП "Баштопсбыт" путем приобретения оборудования, в том числе твердотопливных котлоагрегатов |
Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан; Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан |
2012 |
капитальные вложения - всего, в том числе |
13,28 |
13,28 |
- |
установка 33 твердотопливных котлов позволит сэкономить в денежном выражении бюджетные средства по ценам 2010 года в объеме 28,0 млн. рублей; |
бюджет Республики Башкортостан |
13,28 |
13,28 |
- |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 16 сентября 2011 г. N 324 "О республиканской программе "Увеличение объемов использования лесных ресурсов в виде твердого топлива для выработки тепловой энергии в Республике Башкортостан" на 2012-2013 годы"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", N 20 (362) от 17 октября 2011 г., ст. 1559 (без приложения)