Постановление Правительства Республики Башкортостан
от 23 сентября 2011 г. N 340
"Об утверждении Республиканской целевой программы улучшения условий и охраны труда на 2012-2016 годы"
19 июля 2013 г., 9 июля 2014 г.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 г. N 677 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2015 г.
В целях совершенствования работы по охране труда, повышения уровня и качества жизни населения Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу улучшения условий и охраны труда на 2012-2016 годы (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.
3. Государственному заказчику Программы ежегодно:
при разработке проекта бюджета Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период в установленном порядке подавать заявки в Министерство экономического развития Республики Башкортостан и Министерство финансов Республики Башкортостан на финансирование Программы;
информировать Правительство Республики Башкортостан о ходе реализации Программы.
4. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан принять аналогичные программы.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.
Премьер-министр Правительства |
А.Ф. Илимбетов |
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 9 июля 2014 г. N 312 в настоящую Программу внесены изменения
Республиканская целевая программа
улучшения условий и охраны труда на 2012-2016 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан
от 23 сентября 2011 г. N 340)
19 июля 2013 г., 9 июля 2014 г.
Паспорт Программы
Наименование Программы |
|
Республиканская целевая программа улучшения условий и охраны труда на 2012-2016 годы |
Основание для разработки Программы |
|
Трудовой кодекс Российской Федерации; Закон Республики Башкортостан "О республиканских целевых программах" |
Государственный заказчик Программы |
|
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан |
Разработчики Программы |
|
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан; Федерация профсоюзов Республики Башкортостан (по согласованию) |
Цель и задачи Программы |
|
Цель: сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности |
|
Задачи: обеспечение безопасных условий трудовой деятельности и охраны труда; повышение качества рабочих мест и условий труда |
|
Важнейшие целевые индикаторы и показатели реализации Программы |
|
Численность пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих; удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда |
Срок реализации Программы |
|
2012-2016 годы |
Объем и источники финансирования Программы |
|
Прогнозируемый объем финансирования Программы из бюджета Республики Башкортостан составляет 4,2 млн. рублей, из них по годам: 2012 год - 0,84 млн. рублей; 2013 год - 0,84 млн. рублей; 2014 год - 0,84 млн. рублей; 2015 год - 0,84 млн. рублей; 2016 год - 0,84 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально- экономической эффективности |
|
Снижение численности пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом до 1,17 человека на 1000 работающих; уменьшение удельного веса работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, до 27,5%; создание условий для снижения материальных последствий производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости и для повышения производительности труда за счет сокращения потерь рабочего времени; снижение влияния на здоровье работников вредных факторов производственной среды, повышение социальной защищенности населения и его удовлетворенности условиями труда |
Система контроля за реализацией Программы |
|
Контроль за реализацией Программы осуществляет Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан |
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Развитие демографических процессов, изменение ситуации на рынке труда усиливают актуальность сохранения трудового потенциала. Это нашло отражение в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351.
Совместная профилактическая работа в области охраны труда органов исполнительной власти, органов государственного надзора, профессиональных союзов и работодателей осуществляется в рамках Положения о системе управления охраной труда в Республике Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 4 июля 2006 года N 189 (с последующими изменениями). Актуальные вопросы обеспечения безопасного труда, сохранения здоровья работающих рассматриваются на заседаниях Межведомственной комиссии по охране труда Республики Башкортостан и Совета инспекций при Межведомственной комиссии по охране труда Республики Башкортостан. В муниципальных районах и городских округах Республики Башкортостан действуют координационные советы и комиссии по охране труда, реализуются территориальные программы (планы мероприятий) улучшения условий и охраны труда. Проводимая в этом направлении работа позволила сократить уровень производственного травматизма за последние 10 лет в 2,5 раза.
Несмотря на снижение количества несчастных случаев на производстве, в Республике Башкортостан остается достаточно высоким уровень травматизма со смертельным исходом - в 2-2,5 раза выше данного показателя в экономически развитых странах. Ежегодно в республике на производстве гибнут более ста человек. Так, в 2010 году на производстве погибли 79 человек и были тяжело травмированы 192 работника.
За последние годы удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, имел тенденцию роста: по Республике Башкортостан в 2010 году он составил 26,5% от общей численности занятых в организациях всех видов экономической деятельности, охваченных статистическим наблюдением, в 2011 году - 27,7% и в 2012 году - 28,5%. В масштабах Российской Федерации также отмечается ежегодное начиная с 2010 года увеличение доли работников, занятых во вредных и опасных условиях труда (29%, 30,5% и 31,8% соответственно). Среднегодовое увеличение указанного показателя составляет 1,4% по России и 1% по Башкортостану.
Вместе с тем вступившие в силу с 26 февраля 2013 года изменения, внесенные в Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года N 342н, а также подготовленный проект федерального закона "О специальной оценке условий труда", призванный коренным образом усилить экономическую заинтересованность работодателей в улучшении условий труда, могут содействовать стабилизации данного показателя и последующему его снижению.
Проверки предприятий, проводимые органами, осуществляющими надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, показывают, что многие нарушения в области охраны труда и обеспечения его безопасных условий связаны с отсутствием специалистов (служб) охраны труда в организациях или их неукомплектованностью такими специалистами. Причинами производственного травматизма также являются недостатки в обучении работников требованиям охраны труда, обеспечении их средствами индивидуальной защиты.
Предотвращение травматизма во многом зависит от сознательного отношения к вопросу безопасности труда работников, повышения ими уровня знаний в этой области. В этой связи необходимо активизировать пропаганду в средствах массовой информации культуры труда, улучшить информирование работающих о предусмотренных законодательством правах и гарантиях в сфере охраны труда.
Принятые в последнее время изменения в трудовом законодательстве Российской Федерации, предпринимаемые меры по сближению российского законодательства об охране труда с законодательством Европейского Союза, разрабатываемые Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации нормативные правовые акты, включая концепцию Программы действий по улучшению условий и охраны труда, свидетельствуют о значительном усилении внимания государства к вопросам обеспечения достойных условий и охраны труда, сохранения здоровья работающих.
В соответствии со статьей 210 Трудового кодекса Российской Федерации принятие и реализация территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда являются одними из основных направлений государственной политики в области охраны труда.
В рамках исполнения генеральных соглашений между Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан с 1995 года реализованы три краткосрочные республиканские программы улучшения условий и охраны труда.
Анализ работы в этой области показал, что программный подход в данном случае себя оправдывает.
Республиканская целевая программа улучшения условий и охраны труда на 2012-2016 годы (далее - Программа) направлена на активизацию работы по улучшению условий и охраны труда.
2. Цель и задачи, срок реализации Программы, важнейшие целевые индикаторы и показатели ее реализации
Целью Программы является сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Реализация намеченной цели предполагает решение следующих задач:
обеспечение безопасных условий трудовой деятельности и охраны труда;
повышение качества рабочих мест и условий труда.
Таблица 1
Показатели оценки эффективности реализации программных мероприятий
Срок реализации Программы - 2012-2016 годы без деления на этапы.
3. Перечень программных мероприятий
Таблица 2
N п/п |
Наименование мероприятия |
Исполнитель |
Срок исполнения |
Объем финансирования, млн. рублей |
Ожидаемые результаты реализации мероприятий Программы |
|||||
всего |
в том числе по годам |
|||||||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
Сопровождение и совершенствование республиканской автоматизированной информационно-аналитической системы учета и анализа производственного травматизма |
Минтруд РБ |
2012-2013 |
0,14 |
0,07 |
0,07 |
|
|
|
повышение информированности работников и работодателей по вопросам трудового законодательства |
2 |
Издание полиграфической продукции по тематике трудового законодательства |
Минтруд РБ |
2014-2016 |
0,07 |
|
|
|
0,07 |
|
количество рекламных буклетов (не менее 70000 штук) |
3 |
Разработка методических рекомендаций по вопросам охраны труда |
Минтруд РБ |
2012-2016 |
0,40 |
|
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
количество разработанных методических рекомендаций (не менее 1) |
4 |
Приобретение программных и аппаратно-программных продуктов по вопросам охраны труда, экспертизы и гигиенической оценки условий труда |
Минтруд РБ |
2012-2013 |
0,46 |
0,43 |
0,03 |
|
|
|
количество приобретенных программных продуктов (не менее 1) |
5 |
Оснащение рабочих мест специалистов по труду Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан компьютерной и оргтехникой |
Минтруд РБ |
2014-2016 |
0,26 |
|
|
0,10 |
0,13 |
0,03 |
количество единиц офисной техники (не менее 3) |
6 |
Разработка сборника официальных материалов по охране труда |
Минтруд РБ |
2012-2016 |
0,30 |
|
|
0,10 |
0,10 |
0,10 |
количество разработанных сборников (не менее 1) |
7 |
Разработка сборника типовых инструкций по охране труда для работников бюджетных организаций |
Минтруд РБ |
2012-2016 |
0,40 |
0,10 |
0,10 |
|
0,10 |
0,10 |
количество разработанных сборников (не менее 1) |
8 |
Проведение среди организаций республики конкурса на звание "Лучшая организация условий и охраны труда" |
Минтруд РБ |
2012-2016 |
0,20 |
0,04 |
0,04 |
0,04 |
0,04 |
0.04 |
количество проведенных конкурсов (не менее 1) |
9 |
Разработка и размещение социальной рекламы на тему трудового законодательства |
Минтруд РБ |
2012-2016 |
1,47 |
0,10 |
0,40 |
0,40 |
0,20 |
0,37 |
количество выходов в эфир (не менее 300) |
10 |
Повышение квалификации специалистов по охране труда республиканских органов исполнительной власти и бюджетных организаций |
Минтруд РБ |
2012-2016 |
0,50 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
количество прошедших обучение по охране труда специалистов по охране труда бюджетных организаций (не менее 95) |
Итого по Программе |
4,2 |
0,84 |
0,84 |
0,84 |
0,84 |
0,84 |
|
4. Методика оценки эффективности реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы производится путем сравнения текущих значений показателей с их целевыми значениями. При этом результативность мероприятия Программы оценивается исходя из его соответствия ожидаемым результатам поставленной цели.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется ежегодно в течение всего срока выполнения Программы и в целом по ее окончании.
Оценка эффективности реализации Программы по целевым индикаторам определяется на основе расчетов по формуле:
,
где:
- показатель эффективности хода реализации по каждому из целевых индикаторов (%);
- фактический целевой индикатор, достигнутый в ходе реализации Программы;
- нормативный целевой индикатор, утвержденный Программой.
Интегральная оценка эффективности реализации Программы определяется на основе расчетов по следующей формуле:
,
где:
- интегральный показатель эффективности реализации Программы (%);
- количество индикаторов Программы.
Для расчета показателя интегральной оценки эффективности реализации Программы используются все целевые индикаторы Программы.
При значении интегрального показателя эффективности реализации Программы от 80% до 100% и более эффективность реализации Программы признается высокой, при значении менее 80% - низкой.
5. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан в пределах общих объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом Республики Башкортостан "О бюджете Республики Башкортостан на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 4,2 млн. рублей, в том числе по годам:
2012 год - 0,84 млн. рублей;
2013 год - 0,84 млн. рублей;
2014 год - 0,84 млн. рублей;
2015 год - 0,84 млн. рублей;
2016 год - 0,84 млн. рублей.
6. Механизм реализации Программы
Управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик - Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.
Государственный заказчик:
осуществляет координацию деятельности по подготовке и уточнению перечня программных мероприятий, объемов финансирования, затрат по программным мероприятиям и механизма реализации Программы;
уточняет перечень целевых индикаторов и показателей эффективности Программы;
отчитывается о ходе реализации Программы в установленном порядке;
реализует программные мероприятия на основе государственных контрактов на закупку товаров (работ, услуг) для государственных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок финансирования Программы и учет расходов по ее исполнению определяются нормативными документами Российской Федерации и Республики Башкортостан.
7. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Эффективность реализации программных мероприятий оценивается на основании статистических данных, предоставленных Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан.
Социально-экономический эффект от реализации мероприятий Программы ожидается в снижении уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, повышении производительности труда за счет сокращения потерь рабочего времени, социальной защищенности работников, уменьшении численности работников, занятых в неблагоприятных условиях, а также материальных затрат от последствий производственного травматизма.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Республиканская целевая программа улучшения условий и охраны труда на 2012-2016 годы направлена на активизацию работы по улучшению условий и охраны труда с применением программно-целевого подхода к решению поставленных задач по обеспечению безопасных условий трудовой деятельности и охраны труда; снижению профессиональных рисков путем осуществления комплекса мероприятий, включающих нормативное правовое обеспечение охраны труда, социальную, медицинскую и профессиональную реабилитацию лиц, пострадавших на производстве, повышению качества рабочих мест и условий труда в целях совершенствования работы по охране труда, повышению уровня и качества жизни населения.
Объем прогнозируемого финансирования программы составляет 4,728 млн. рублей.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 23 сентября 2011 г. N 340 "Об утверждении Республиканской целевой программы улучшения условий и охраны труда на 2012-2016 годы"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", N 20 (362) от 17 октября 2011 г., ст. 1575 (без приложения)
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 г. N 677 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2015 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 9 июля 2014 г. N 312
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 19 июля 2013 г. N 322