Приказ Министерства здравоохранения Республики Башкортостан (Минздрав РБ)
от 7 июля 2011 г. N 1534-Д
"Об утверждении ведомственной целевой программы Министерства здравоохранения Республики Башкортостан "Развитие высокотехнологичной медицинской помощи в Республике Башкортостан" на 2011-2013 годы"
25 декабря 2012 г.
Во исполнение постановления Правительства Республики Башкортостан от 8 июля 2008 г. N 241 "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ", в целях обеспечения внедрения в медицинскую практику высоких технологий в области медицины приказываю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу Министерства здравоохранения Республики Башкортостан "Развитие высокотехнологичной медицинской помощи в Республике Башкортостан" на 2011 - 2013 годы.
2. Зарегистрировать настоящий приказ в Управлении Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей министра согласно регламенту Министерства здравоохранения Республики Башкортостан.
Министр |
Г. А. Шебаев |
Зарегистрирован в Управлении Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов 11 августа 2011 г.
Регистрационный N 1560
Ведомственная целевая программа
Министерства здравоохранения Республики Башкортостан "Развитие высокотехнологичной медицинской помощи в Республике Башкортостан" на 2011-2013 годы
(утв. приказом Министерства здравоохранения Республики Башкортостан
от 7 июля 2011 г. N 1534-Д)
25 декабря 2012 г.
Приказом Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 25 декабря 2012 г. N 3174-Д в Паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт ведомственной целевой программы
Нумерация пунктов в таблице приводится в соответствии с источником
Наименование субъекта бюджетного планирования (главного распорядителя средств республиканского бюджета) |
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан (далее - Минздрав РБ) |
Наименование Программы |
"Развитие высокотехнологичной медицинской помощи в Республике Башкортостан" на 2011 - 2013 годы |
Наименование, номер и дата принятия нормативного акта об утверждении Программы |
приказ Минздрава РБ от 7 июля 2011 г. N 1534-Д |
Номер Программы в едином реестре ведомственных целевых программ |
N 11 от 11 июля 2011 г. |
Цели Программы |
Повышение доступности оказания высокотехнологичной медицинской помощи гражданам в Республике Башкортостан |
Задачи Программы |
Развитие и совершенствование оказания высокотехнологичной медицинской помощи в Республике Башкортостан. Внедрение дифференцированной оплаты труда за оказание высокотехнологичной медицинской помощи |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
1. Снижение доли умерших от злокачественных новообразований на 0,3%. 2. Снижение уровня детской смертности в Республике Башкортостан на 3% к 2014 году. 3. Ежегодное снижение смертности населения от болезней системы кровообращения на 0,8%. 4. Повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи |
Характеристика программных мероприятий |
1. Обеспечение лекарственными средствами и расходными материалами для оказания высокотехнологичной медицинской помощи. 2. Дифференцированная оплата труда медицинским работникам, принимающим участие в оказании высокотехнологичной медицинской помощи |
Сроки реализации Программы |
2011 - 2013 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Источник финансирования - бюджет Республики Башкортостан в пределах средств, предусмотренных в законе о бюджете Республики Башкортостан на соответствующий финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) на указанные цели. Всего: 1 441 556,9 тыс. рублей, в том числе по годам: 2011 год - 418 512,4 тыс. рублей; 2012 год - 495 791,3 тыс. рублей; 2013 год - 527 253,2 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (в количественно измеряемых показателях) |
Повышение доступности и качества оказания высокотехнологичной медицинской помощи в Республике Башкортостан и достижение целевых индикаторов: 1. Снижение доли умерших от злокачественных новообразований на 0,3%. 2. Снижение уровня детской смертности в Республике Башкортостан на 3% к 2014 году. 3. Ежегодное снижение смертности населения от болезней системы кровообращения на 0,8%. 5. Повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи |
1. Характеристика проблемы
Ведомственная целевая программа Минздрава РБ "Развитие высокотехнологичной медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2011 - 2013 годы" разработана в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 8 июля 2008 г. N 241 "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ".
Высокотехнологичная медицинская помощь (далее - ВМП) - это медицинская помощь, выполняемая высококвалифицированными медицинскими кадрами с использованием сложных и уникальных, обладающих значительной ресурсоемкостью, медицинских технологий, основанных на современных достижениях науки и техники.
Сегодня ВМП охватывает 20 профилей: абдоминальная хирургия (лечение органов брюшной полости), акушерство и гинекология, гастроэнтерология, гематология, дерматовенерология, неврология, комбустиология (лечение тяжелых ожоговых поражений), нейрохирургия, онкология, оториноларингология, офтальмология, педиатрия, ревматология, сердечно-сосудистая хирургия, торакальная хирургия (хирургия органов грудной клетки), травматология и ортопедия, трансплантация органов и тканей, урология, челюстно-лицевая хирургия, эндокринология.
Республиканскими лечебно-профилактическими учреждениями накоплен значительный опыт оказания ВМП жителям республики. В настоящее время в 5 республиканских стационарах оказывается 16 видов ВМП. На протяжении последних лет Минздравом РБ активно реализуется задача расширения объемов ВМП путем централизованной закупки дорогостоящих расходных материалов (эндопротезы, стенты для кардиологических больных, электрокардиостимуляторы и др.), а также оснащения лечебных учреждений современным высокоэффективным лечебно-диагностическим оборудованием и целенаправленной подготовкой медицинских кадров. Необходимо также отметить, что внедрение высокотехнологичных методов совсем не обязательно сочетается с понятием "дорогостоящих методов". Так, внедрение новых технологий в кардиохирургии позволило резко сократить проведение операций на "открытом сердце" с применением аппарата искусственного кровообращения, к сокращению пребывания больного в стационаре, уменьшению инвалидизации, а главное - снижению показателя летальности.
Внедрение высокотехнологичных видов медицинской помощи в практику работы здравоохранения Республики Башкортостан в последние годы позволило добиться стабильно хороших результатов, что подтверждается статистическими показателями, характеризующими демографию и здоровье населения.
Необходимость дальнейшего развития высокотехнологичных видов медицинской помощи в республиканских лечебно-профилактических учреждениях продиктована постоянно возрастающими потребностями населения Республики Башкортостан. Так, несмотря на то что за последние три года ВМП оказана более 20 тысячам жителей республики (в том числе 5037 - за счет средств федерального бюджета), удовлетворенность населения данным видом медицинской помощи составляет не более 60%.
Несмотря на достигнутые успехи в показателях Республики Башкортостан за последние годы по увеличению рождаемости, снижению уровня смертности, в ближайшие годы прогнозируется повторение ситуации по их ухудшению. Одним из факторов, оказывающим негативное влияние на воспроизводство населения, является бесплодие в браке. На учете в Государственном учреждении здравоохранения Республиканский перинатальный центр состоит 2400 пациентов, нуждающихся в проведении различных методов вспомогательных репродуктивных технологий. Стоимость программы экстракорпорального оплодотворения примерно равна суммарному уровню среднегодовой зарплаты в стране, то есть недоступна большому числу пациентов. Без применения вспомогательных репродуктивных технологий семейные пары с бесплодием обречены на бездетность.
Сердечно-сосудистые заболевания продолжают оставаться основной причиной заболеваемости, смертности и временной утраты трудоспособности населения Российской Федерации. Растет уровень общей заболеваемости болезнями системы кровообращения и в Республике Башкортостан. Так, в 2009 году по сравнению с 2005 годом уровень заболеваемости вырос на 24,1 процента. Ежегодно в республике увеличивается число детей с врожденными пороками сердца. В регистре врожденных пороков сердца числится 5682 детей, более 300 детей с выявленными пороками нуждаются в срочном оперативном лечении.
За период с 2005 года заболеваемость злокачественными новообразованиями увеличилась на 2,1% и в 2009 году составила 275,7 на 100 тыс. населения. Из числа вновь взятых на учет в условиях государственного учреждения здравоохранения Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Башкортостан получили специальное радикальное лечение 4530 больных, что составило 67%. Недостаточное финансирование онкологической службы не позволяет обеспечить в необходимом объеме специализированные онкологические учреждения химиотерапевтическими и радиофармацевтическими препаратами, радиоактивными источниками для аппаратов лучевой терапии. Потребность онкологических учреждений в современных химиотерапевтических препаратах, большинство которых закупается за рубежом, удовлетворяется только на 15 - 20%.
В Республике Башкортостан сохраняется тенденция к снижению удельного веса детей в общей численности населения республики; показатели заболеваемости детей до 17 лет превышают уровень заболеваемости по Российской Федерации. За последние 5 лет в республике отмечается рост заболеваемости детей новообразованиями на 84,1%, врожденными аномалиями - на 25,8%, болезнями органов дыхания - на 22,8%, болезнями мочеполовой системы - на 19,2%, болезнями крови и кроветворных органов - на 18,8%, болезнями органов пищеварения - на 16,2%.
В структуре временной нетрудоспособности травмы и болезни костно-мышечной системы занимают второе место, при этом ежегодно теряется более 129 миллионов рабочих дней и свыше 18 тысяч человек исключены из трудовой деятельности. На диспансерном наблюдении состоят 31033 взрослых больных с заболеваниями костно-мышечной системы, поэтому расчет лишь на федеральные медицинские центры, куда в счет плановых объемов направляется не более 500 человек ежегодно, не может удовлетворить нужды республики.
За последние 3 года отмечается резкое увеличение пациентов с сосудистой патологией головного мозга (на 250%), опухолями головного и спинного мозга (более чем на 10%). Остаются высокими цифры госпитализированных больных с дегенеративными заболеваниями позвоночника (350 пациентов ежегодно). При этом с учетом выделяемых средств на приобретение расходных материалов ежегодно в нейрохирургическом центре при государственном учреждении здравоохранения Республиканская клиническая больница имени Г. Г. Куватова выполняются только около 400 высокотехнологичных вмешательств.
Только дальнейшее проведение мероприятий по обеспечению лекарственными средствами и расходными материалами позволит увеличить объемы ВМП и реально снизить показатели заболеваемости и смертности, увеличить продолжительность жизни населения Республики Башкортостан. Для решения этих задач в Российской Федерации открываются новые центры, куда приглашаются готовые специалисты, привлекаемые высокой заработной платой и жильем. Так, за последние 2 года только из государственного учреждения здравоохранения Республиканский кардиологический диспансер уже перешли на работу в медицинские центры других субъектов Российской Федерации три хирурга, четыре врача анестезиолога-реаниматолога, медицинские сестры. Известно, что для подготовки готовых к самостоятельной работе специалистов нужно как минимум 10 лет работы, специализация в течение 2-х лет (клиническая ординатура), неоднократное усовершенствование в ведущих профильных институтах, что кроме времени требует и больших денежных вложений.
В настоящее время существует необходимость пересмотра принципов начисления заработной платы врачам и всему медицинскому персоналу в зависимости от выполненных объемов и стоимости каждого вида ВМП по аналогии с существующими положениями в федеральных центрах.
Таким образом, предлагаемое настоящей Программой системное решение проблем оказания ВМП направлено на снижение основных для службы показателей смертности и инвалидности детей и взрослых в Республике Башкортостан, соответственно улучшения рейтинга республики при оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти.
2. Основные цели, задачи, сроки реализации Программы
Целью Программы является повышение доступности оказания ВМП гражданам Республики Башкортостан. Для достижения поставленной цели необходимо увеличение видов и объемов ВМП, проводимых в республиканских лечебно-профилактических учреждениях на основе бюджетного финансирования; материальное стимулирование медицинских работников, участвующих в оказании ВМП.
Задачами Программы являются:
- развитие и совершенствование оказания ВМП в Республике Башкортостан;
- внедрение дифференцированной оплаты труда за оказание ВМП.
Сроки реализации Программы - с 2011 по 2013 годы.
3. Ожидаемые результаты Программы и целевые индикаторы
Исполнение мероприятий Программы будет способствовать улучшению качества оказываемой ВМП населению, в том числе будет способствовать улучшению демографических показателей, улучшению качества жизни.
В ходе реализации Программы ожидаются следующие результаты:
1. Снижение доли умерших от злокачественных новообразований на 0,3%.
2. Снижение уровня детской смертности в Республике Башкортостан на 3% к 2014 году.
3. Ежегодное снижение смертности населения от болезней системы кровообращения на 0,8%.
4. Повышение доступности ВМП (приложение N 1 к настоящей Программе).
Методика расчета целевых индикаторов представлена в приложении N 2 к настоящей Программе.
4. Перечень и описание программных мероприятий
Для достижения целевых показателей необходима реализация системы программных мероприятий ведомственной целевой программы Минздрава РБ "Развитие высокотехнологичной медицинской помощи в Республике Башкортостан" на 2011-2013 годы (приложение N 3 к настоящей Программе), направленных на улучшение демографической ситуации в Республике Башкортостан, доступности и качества оказания медицинской помощи гражданам в Республике Башкортостан путем оснащения республиканских лечебно-профилактических учреждений лекарственными средствами и расходными материалами в целях своевременного оказания ВМП, увеличения видов и объемов оказания ВМП, дифференцированной оплаты труда медицинским работникам, принимающим участие в оказании ВМП.
5. Оценка эффективности социально-экономических последствий реализации Программы
Программа носит ярко выраженный социальный характер: результаты ее реализации окажут влияние на различные стороны жизни республики и общества.
Социальная значимость Программы определяется комплексом мероприятий, направленных на существенное улучшение показателей здоровья населения, снижение предотвратимой смертности, инвалидности, а также показателей заболеваемости населения.
Экономическая эффективность реализации Программы обеспечивается:
- увеличением продолжительности активной трудоспособности граждан;
- снижением прямых и косвенных экономических потерь;
- снижением затрат социального страхования на возмещение ущерба здоровью пострадавших от травм и их последствий, сокращением сроков реабилитации;
- улучшением демографической ситуации в республике и, соответственно, воспроизводством трудового потенциала.
Оценка эффективности реализации Программы
Система показателя оценки эффективности |
Фактическое значение показателя на момент разработки Программы |
Изменение значений показателя по годам |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
Значение показателя на момент окончания Программы |
||
Детская смертность |
92,9 |
91,8 |
90,9 |
90,2 |
90,2 |
Доля умерших от злокачественных новообразований в течение года от момента постановки на учет |
31,5 |
31,4 |
31,4 |
31,4 |
31,4 |
Смертность населения от болезней системы кровообращения |
695,3 |
693,2 |
691,5 |
689,8 |
689,8 |
Повышение доступности ВМП (приложение N 1 к настоящей Программе) |
|
|
|
|
|
Приказом Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 25 декабря 2012 г. N 3174-Д раздел 6 настоящей Программы изложен в новой редакции
6. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств, предусмотренных в законе о бюджете Республики Башкортостан на соответствующий финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период).
Общие затраты на реализацию мероприятий Программы составляют 1 441 556,9 тыс. рублей, в том числе по годам:
2011 год - 418 512,4 тыс. рублей;
2012 год - 495 791,3 тыс. рублей;
2013 год - 527 253,2 тыс. рублей.
Приказом Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 25 декабря 2012 г. N 3174-Д раздел 7 настоящей Программы изложен в новой редакции
7. Механизм реализации Программы
Программа реализуется Минздравом РБ и финансируется за счет средств, предусмотренных в законе о бюджете Республики Башкортостан на соответствующий финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период).
8. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Минздрав РБ осуществляет управление Программой, обеспечивает своевременное исполнение мероприятий Программы.
Отчеты о выполнении Программы направляются по итогам полугодия и года в Министерство экономического развития Республики Башкортостан, Министерство финансов Республики Башкортостан по форме, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 8 июля 2008 г. N 241 "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ" с аналитической запиской, включающей оценку результативности реализации Программы, причины и обоснования отклонения фактически достигнутых значений индикаторов результативности от запланированных.
При существенных отклонениях фактических показателей от планируемых Минздрав РБ выявляет причины отклонений и факторы, негативно влияющие на реализацию Программы, а также разрабатывает предложения по повышению результативности Программы.
Контроль за ходом выполнения мероприятий Программы осуществляется Минздравом РБ, Министерством экономического развития Республики Башкортостан, Министерством финансов Республики Башкортостан.
Приложение N 1
к ведомственной целевой программе
Министерства здравоохранения
Республики Башкортостан "Развитие
высокотехнологичной медицинской помощи
в Республике Башкортостан"
на 2011 - 2013 годы, утвержденной
приказом Министерства здравоохранения
Республики Башкортостан
от 7 июля 2011 г.
N 1534-Д
Показатели
целевого индикатора "Повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи"
|
|
ед.* |
|||
Профиль |
Фактическое значение показателя доступности на момент разработки Программы |
Изменение значений показателя по годам |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
Значение показателя на момент окончания Программы |
||
акушерство и гинекология |
12 |
12,2 |
12,4 |
12,6 |
12,6 |
нейрохирургия |
0,73 |
0,74 |
0,76 |
0,8 |
0,8 |
оториноларингология |
0,6 |
0,64 |
0,68 |
0,72 |
0,72 |
травматология и ортопедия |
0,05 |
0,054 |
0,058 |
0,062 |
0,062 |
урология |
0,48 |
0,49 |
0,53 |
0,57 |
0,57 |
сосудистая хирургия |
0,9 |
0,91 |
0,914 |
0,918 |
0,918 |
торакальная хирургия |
0,5 |
0,54 |
0,58 |
0,62 |
0,62 |
трансплантация органов и тканей |
0,091 |
0,0914 |
0,0922 |
0,093 |
0,093 |
* методика расчета данных показателей указана в пункте 4 приложения 2 к настоящей Программе.
Приложение N 2
к ведомственной целевой программе
Министерства здравоохранения
Республики Башкортостан "Развитие
высокотехнологичной медицинской помощи
в Республике Башкортостан"
на 2011 - 2013 годы, утвержденной
приказом Министерства здравоохранения
Республики Башкортостан
от 7 июля 2011 г.
N 1534-Д
Методика расчета целевых индикаторов
1. Детская смертность
Показатель рассчитывается на основании данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан (периодичность представления - 1 раз в год).
ДС = (А x 100 000)/В, где
ДС - детская смертность;
А - число умерших детей в возрасте от 0 до 17 лет за отчетный период;
В - число детского населения в возрасте от 0 до 17 лет на 1 января предыдущего отчетного периода.
Например, в 2009 году: ДС = (778 x 100 000)/838995 = 92,9.
2. Снижение доли умерших от злокачественных новообразований
Показатель определяется по данным годовых статистических отчетов (периодичность представления - 1 раз в год).
X = А x 100/В, где
X - одногодичная летальность;
А - число умерших из числа взятых на учет в предыдущем году;
В - число больных впервые взятых на учет в предыдущем году.
В 2009 году: X = 3497 x 100/11102 = 31,5.
3. Снижение смертности от болезней системы кровообращения
Показатель определяется по данным годовых статистических отчетов (периодичность представления - 1 раз в год).
С = (А/В) x 100, где
С - смертность населения от болезней системы кровообращения;
А - число умерших от данного заболевания за год;
В - среднегодовая численность населения.
4. Повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи (периодичность представления - 1 раз в год).
Показатель рассчитывается по данным регистра больных, которые ведутся в республиканских лечебно-профилактических учреждениях.
Д = А/В, где
Д - доступность;
А - количество пациентов, получивших ВМП;
В - количество нуждавшихся в данном виде медицинской помощи.
Например, в 2009 году в проведении эндопротезирования суставов нуждалось 3300 человек, прооперировано 186
Д = 186/3300 = 0,057.
Приказом Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 25 декабря 2012 г. N 3174-Д
настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 3
к ведомственной целевой программе
Министерства здравоохранения
Республики Башкортостан "Развитие
высокотехнологичной медицинской помощи
в Республике Башкортостан"
на 2011 - 2013 годы, утвержденной
приказом Министерства здравоохранения
Республики Башкортостан
от 7 июля 2011 г.
N 1534-Д
Система мероприятий ведомственной целевой программы
25 декабря 2012 г.
N п/п |
Наименование мероприятий программы по достижению целевых показателей |
Финансовые затраты в тыс. руб. |
Источники финансирования |
Ответственные исполнители |
Ожидаемый результат |
|||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Всего |
|||||
1 |
Обеспечение республиканских ЛПУ лекарственными средствами и расходными материалами для оказания высокотехнологичной медицинской помощи, дифференцированной оплатой труда работникам, принимающим участие в оказании высокотехнологичной медицинской помощи |
128 731,8 |
154 693,1 |
164 522,5 |
447 947,4 |
Бюджет Республики Башкортостан |
ГБУЗ РКБ им. Г.Г. Куватова |
Повышение доступности и качества оказания высокотехнологичной медицинской помощи в Республике Башкортостан |
8 697,3 |
9 567,0 |
- |
18 264,3 |
ГБУЗ РПЦ |
||||
10 431,0 |
11 483,6 |
12 238,6 |
34 153,2 |
ГБУЗ РКОД |
||||
29 093,20 |
32 016,80 |
41 016,80 |
102 126,8 |
ГБУЗ РДКБ |
||||
241 559,1 |
277 503,7 |
295 194,5 |
814 257,3 |
ГБУЗ РКД |
||||
- |
3 000,0 |
3 177,0 |
6 177,0 |
ГБУЗ РКГВВ |
||||
- |
1 580,6 |
2 025,8 |
3 606,4 |
ГБУЗ РБ ГКБ N 21 г. Уфа |
||||
- |
5 946,5 |
6 985,0 |
12 931,5 |
ГБУЗ БСМП г. Уфа |
||||
- |
|
2 093,0 |
2 093,0 |
ГБУЗ РБ ГБ г. Салават |
||||
|
Итого |
418 512,4 |
495 791,3 |
527 253,2 |
1 441 556,9 |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства здравоохранения Республики Башкортостан (Минздрав РБ) от 7 июля 2011 г. N 1534-Д "Об утверждении ведомственной целевой программы Министерства здравоохранения Республики Башкортостан "Развитие высокотехнологичной медицинской помощи в Республике Башкортостан" на 2011 - 2013 годы"
Зарегистрирован в Управлении Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов 11 августа 2011 г.
Регистрационный N 1560
Текст приказа опубликован в газете "Республика Башкортостан", N 184 (27419) от 23 сентября 2011 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 25 декабря 2012 г. N 3174-Д