В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02 апреля 2010 года N 104 "Об итогах социально-экономического развития Республики Башкортостан в 2009 году и задачах на 2010 год" и во исполнение постановления Правительства Республики Башкортостан от 06 декабря 2010 года N 466 "Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов (развития результативного бюджетирования) в Республике Башкортостан до 2012 года" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Программу повышения эффективности бюджетных расходов (развития результативного бюджетирования) в муниципальном районе Уфимский район Республики Башкортостан до 2012 года (далее - Программа).
2. Первому заместителю главы администрации (Олейник Н.Н.) совместно с заместителями главы администрации (Кириллов Н.Г., Ризванова Л.И., Мустафина Ф.Ф.) и Территориальному финансовому управлению Министерства финансов Республики Башкортостан на территории Уфимского района (Науширванов Р.Ф.) в месячный срок разработать и утвердить в установленном порядке план мероприятий по реализации в 2011 году Программы.
3. Территориальному финансовому управлению Министерства финансов Республики Башкортостан на территории Уфимского района (Науширванов Р.Ф.) при формировании и организации исполнения бюджета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан руководствоваться положениями Программы.
4. Рекомендовать главам сельских поселений разработать и реализовать аналогичные программы по повышению эффективности расходов бюджетов поселений.
5. Контроль за исполнением данного постановления оставляю за собой.
Глава администрации |
Р.Ф. Саттаров |
Программа
повышения эффективности бюджетных расходов (развития результативного бюджетирования) в муниципальном районе Уфимский район Республики Башкортостан до 2012 года
(утв. постановлением администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан
от 28 марта 2011 г. N 550)
Введение
Программа повышения эффективности бюджетных расходов (развития результативного бюджетирования) в муниципальном районе Уфимский район Республики Башкортостан до 2012 года (далее - Программа) разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р и постановления Правительства Республики Башкортостан от 2 апреля 2010 года N 104 "Об итогах социально-экономического развития Республики Башкортостан в 2009 году и задачах на 2010 год" с учетом положений Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р, и Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 сентября 2009 года N 370.
1. Обоснование необходимости разработки и реализации Программы
1. Управление муниципальными расходами представляет собой важную часть бюджетной политики и в значительной мере определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета в части расходов, а также контролем над его исполнением. Таким образом, совершенствование практики бюджетирования следует рассматривать как важный инструмент повышения эффективности и результативности муниципальных расходов.
2. Традиционная бюджетная система не позволяет четко проследить взаимосвязь между выделяемыми бюджетными ресурсами и ожидаемыми результатами их использования, так как зачастую носит сметный характер, основанный не на объемах оказываемых муниципальных услуг, а на необходимости содержания существующих мощностей подведомственной бюджетной сети.
3. Бюджетирование, ориентированное на результаты, дает возможность соизмерять затраты и результаты, выбирать наиболее эффективные пути расходования бюджетных средств, своевременно оценивать степень достижения запланированных результатов и их качество.
4. В условиях предельной ограниченности ресурсов актуальность оптимального расходования средств повышается. Критерием рационального использования ресурсов становится достижение результата при минимальных затратах, обеспечивающих заданное количество и качество муниципальных услуг, определенных стандартом. Задача использования бюджетирования, ориентированного на результаты, состоит в оптимизации текущих расходов без нанесения ущерба конечному результату.
5. Безусловно, результативное бюджетирование является частью более широкой и общей модели результативного управления и предполагает, что выделение бюджетных ресурсов должно в обязательном порядке подразумевать достижение определенных целей.
В Российской Федерации вопросы организации бюджетирования, ориентированного на результаты, стали актуальными с принятием Концепции реформирования бюджетного процесса в 2004-2006 годах. Система результативного или программно-целевого бюджетирования неоднократно озвучивалась как приоритетная в Посланиях Президента Российской Федерации.
В Республике Башкортостан процессы реформирования бюджетного сектора и повышения качества управления государственными финансами прошли несколько этапов развития. Правительством Республики Башкортостан были приняты и в целом успешно реализованы среднесрочные программы бюджетных реформ: Программа реформирования государственных финансов Республики Башкортостан, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 13 января 2003 года N 8, Программа реформирования государственных финансов Республики Башкортостан на 2005-2007 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2005 года N 324 (с последующими изменениями), Программа реформирования государственных финансов Республики Башкортостан на 2008 год, утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2008 года N 95.
Реализация за эти годы мероприятий трех программ бюджетных реформ способствовала упорядочению в республике бюджетного устройства, разграничению полномочий, совершенствованию бюджетного процесса, технологий формирования и распределения межбюджетных трансфертов, внедрению основных принципов среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат, созданию механизмов резервирования средств в целях их расходования в условиях снижающейся доходной базы бюджета. Весь этот комплекс мер позволил бюджетам Республики Башкортостан подойти к новому, экономически сложному периоду оптимально сбалансированными, а главной задачей, решаемой в текущей перспективе, стало усиление мер по сохранению этой сбалансированности, жесткой взаимосвязи расходных обязательств с реальными возможностями бюджета и конечными целями социально-экономического развития республики.
Результат данных реформ - формирование в муниципальном районе основ современной системы управления общественными муниципальными финансами, в том числе:
создание целостной системы регулирования бюджетных правоотношений на основе единых принципов бюджетной системы и четкое определение особенностей бюджетных полномочий участников бюджетного процесса;
обязательная независимая публичная экспертиза законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства;
совершенствование прогнозирования доходов бюджета муниципального района, оптимизация налоговых и неналоговых льгот, создание формализованных методик оценки финансовых последствий предоставляемых льгот по уплате налогов и сборов, организация оперативного учета задолженности перед бюджетом района, рассроченных и отсроченных платежей в бюджет района;
развитие налоговой и доходной базы, установление стабильных единых нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты;
формирование эффективной системы межбюджетных отношений, введение формализованных технологий формирования и распределения межбюджетных трансфертов;
рационализация бюджетных расходов, организация бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих и вновь принимаемых расходных обязательств;
переход от годового к среднесрочному финансовому планированию;
регламентация процедур составления и применения реестров расходных обязательств, осуществление планирования и расходования бюджетных средств на их основе;
начало практического внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (доклады о результатах и основных направлениях деятельности, ведомственные целевые программы, обоснования бюджетных ассигнований, государственные и муниципальные задания);
создание нормативной правовой базы для развития новых форм оказания муниципальных услуг и реструктуризации бюджетной сети (в части формирования нормативной правовой базы для перевода бюджетных учреждений в форму автономных);
внедрение казначейской системы исполнения бюджета, обеспечивающей эффективный учет и исполнение действующих обязательств, управление единым счетом бюджета, формирование достоверной и прозрачной бюджетной отчетности; совершенствование системы муниципальных закупок, установление правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд;
создание системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета муниципального района, качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных образований;
создание механизмов резервирования средств в целях гарантированного исполнения при наличии бюджетных рисков прежде всего социальных обязательств района;
совершенствование управления муниципальной собственностью муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан;
совершенствование и формализация процедур оказания инвестиционной и финансовой помощи.
В связи с неполной реализацией заявленных планов и отсутствием нормативного правового регулирования на федеральном уровне отдельных направлений совершенствования бюджетных правоотношений достаточно сдержанно происходит переход к новым принципам бюджетного планирования и результативного управления.
Как следствие, в сфере управления общественными финансами сохраняется ряд системных недостатков и нерешенных проблем.
Отсутствуют действенные методики оценки результативности деятельности органов местного самоуправления, в том числе использования ими финансовых ресурсов, а также оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, нормативного регулирования), применяемых для достижения поставленных целей; слабо увязаны с целями государственной политики и регулятивными инструментами их достижения структура и динамика расходов; методологически не взаимоувязано планирование программных и "непрограммных", капитальных и текущих расходов; сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов, не созданы условия для мотивации органов местного самоуправления в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом.
Во многом формальным и не увязанным с бюджетным процессом остается применение отдельных инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты.
Составление субъектами бюджетного планирования ведомственных докладов о результатах и основных направлениях деятельности практикуется в Республике Башкортостан с 2006 года. Несмотря на это, многие субъекты бюджетного планирования до настоящего времени сталкиваются с серьезными затруднениями при определении стратегических целей, тактических задач и конкретных непосредственных и конечных результатов своей деятельности.
В настоящее время программно-целевое бюджетное планирование на республиканском уровне осуществляется в основном в форме республиканских целевых программ. Однако не выстроена четкая система целевых программ, которая должна быть сформирована исходя из стратегических целей, среднесрочных задач и индикаторов их достижения, определенных Стратегией социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2020 года и иными стратегическими документами, утвержденными Президентом Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан. В то же время республиканские целевые программы не должны рассматриваться в качестве единственно возможной формы программно-целевого бюджетного планирования. Большинство действующих республиканских целевых программ и их подпрограмм могут быть преобразованы в ведомственные целевые программы.
Продолжает расти бюджетная сеть. Перевод бюджетных учреждений в автономные произошел только в отдельных отраслях, необходимо продолжить эту работу и важно, чтобы этот опыт не стал формальным. Остается ограниченным опыт внедрения муниципальных заданий.
Требует расширения практика применения информационно-коммуникационных технологий на стадиях организации и предоставления муниципальных услуг, осуществления функций органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными бюджетными и автономными учреждениями и другими юридическими лицами при исполнении соответствующих муниципальных полномочий. Необходимо автоматизировать процессы, требующие значительной технической работы и соответственно значительных трудовых затрат.
Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития района в условиях адаптации бюджетной системы к сокращению и замедлению темпов роста бюджетных доходов повышает актуальность разработки, и реализации системы мер по усилению ориентации бюджетных расходов на результат, повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления и модернизации управления общественными финансами в районе.
2. Цели и задачи Программы
Цель Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности местного самоуправления по обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.
Базовым условием достижения цели Программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетов всех уровней.
Для достижения цели Программы необходимо решить следующие задачи:
четко определить сферы и механизмы обеспечения ответственности местного самоуправления;
обеспечить более тесную увязку стратегического и бюджетного планирования, определить плановые результаты бюджетных расходов и обеспечить мониторинг их достижения с точки зрения целеполагания бюджетных расходов;
оптимизировать объемы и порядок выполнения муниципальных функций и предоставления муниципальных услуг;
повысить качество финансового управления в общественном секторе, в том числе путем адаптации инструментов корпоративного менеджмента;
создать механизмы стимулирования участников бюджетного процесса для повышения эффективности бюджетных расходов и проведения структурных реформ;
усилить прозрачность и подотчетность деятельности органов местного самоуправления, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности.
Для выполнения указанных задач в 2010-2012 годах предлагается принять решения по следующим основным направлениям:
1) внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления;
2) переход к программному бюджету;
3) переход к трехлетнему бюджету;
4) развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
5) реформирование муниципального финансового контроля;
6) совершенствование механизмов муниципальных закупок;
7) повышение эффективности бюджетных расходов по направлениям государственной политики (отраслям экономики и социальной сферы);
8) создание информационной среды и технологий для реализации управленческих решений и повышения действенности общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления.
Суть предполагаемых организационных и правовых изменений по вышеперечисленным направлениям раскрывается в соответствующих разделах Программы.
3. Долгосрочная сбалансированность и устойчивость консолидированного бюджета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан
Одной из основных задач бюджетной политики района на среднесрочный период определено обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости консолидированного бюджета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, в том числе путем постоянного мониторинга количественных критериев устойчивости бюджетной системы, приемлемости налоговой и долговой нагрузки, оценки бюджетных рисков, что также является необходимым условием решения задач Программы.
В условиях ограниченных финансовых ресурсов бюджетов всех уровней требуют усиленного внимания задачи обеспечения взвешенного подхода к управлению бюджетными средствами, повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.
Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики является важнейшей предпосылкой для обеспечения макроэкономической стабильности, которая:
создает базовые условия для устойчивого экономического роста, формирования благоприятного инвестиционного климата, диверсификации и повышения конкурентоспособности субъектов экономики, основанной на инновационном развитии;
ведет к созданию рабочих мест, требующих высокой квалификации кадров;
определяет достижение ключевой конечной цели стратегии социально-экономического развития региона - роста уровня и качества жизни населения.
Ухудшение условий функционирования экономики вследствие макроэкономической нестабильности неизбежно приводит к замедлению роста или в особо неблагоприятных условиях к снижению доходов бюджетов всех уровней, то есть к сокращению возможностей органов местного самоуправления не только для достижения заявленных долгосрочных стратегических целей, но и для исполнения принятых публичных обязательств перед гражданами.
Установление целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения без учета объективно обусловленных ограничений бюджетного дефицита и уровня (темпов роста) муниципального долга чревато восстановлением "необеспеченных мандатов" (нормативных правовых актов и решений, порождающих расходные обязательства, превышающие финансовые возможности публично-правового образования) и, как следствие, размыванием правовой и финансовой ответственности государства, дискредитацией формируемых и поддерживаемых им общественных институтов, включая защиту прав собственности, соблюдение законодательно установленных социальных гарантий, выполнение контрактных обязательств, без которых невозможно устойчивое социально-экономическое развитие.
В таких условиях существенно усложняется планирование деятельности органов местного самоуправления, снижается их ответственность за определение и достижение целей и индикаторов результативности своей деятельности, возникают стимулы к постоянному "раздуванию" расходов, не имеющих четких критериев оценки их необходимости и достаточности для решения задач государственной политики в соответствующих сферах.
Таким образом, для повышения эффективности деятельности местного самоуправления, в том числе в сфере бюджетной политики, необходимо установление и соблюдение четко сформулированных принципов ответственной бюджетной политики, к которым относятся:
реалистичность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;
формирование бюджетов с учетом долгосрочного прогноза основных параметров бюджетной системы;
ограничение бюджетного дефицита, муниципального долга и установление правил использования для финансового обеспечения "длящихся" расходных обязательств нестабильных (зависящих от внешних условий) доходов;
стабильность и предсказуемость налоговой политики;
полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей государственной и муниципальной политики (включая бюджетные ассигнования, налоговые льготы, имущество);
планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований;
принятие новых расходных обязательств с учетом сроков их реализации и принципов реализации (разовых или "условно-постоянных");
соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств, в том числе при условии и в пределах реструктуризации (сокращении) ранее принятых обязательств (в случае необходимости);
систематический анализ и оценка рисков для бюджетной системы, в том числе возникающих вследствие средне- и долгосрочных демографических тенденций, изменения внешнеэкономических условий, принятия условных обязательств;
создание и поддержание необходимых финансовых резервов, в том числе Резервного фонда муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
Для дальнейшего внедрения этих принципов планируется реализовать следующие основные меры:
1) формирование долгосрочного прогноза социально-экономического развития (на срок не менее 20 лет) и долгосрочной бюджетной стратегии муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан;
2) использование для целей бюджетного планирования консервативного, исходя из формализованных критериев, макроэкономического прогноза с одновременным расширением вариантов прогноза для информирования бизнеса;
3) уточнение формы и порядка ведения реестра расходных обязательств с его взаимной увязкой с реестром муниципальных контрактов и введением правил корректировки (пересчета) объемов действующих расходных обязательств, в том числе, уровня инфляции, тарифов и других объективных факторов;
4) обеспечение формирования и ведения адресной инвестиционной программы, содержащей планируемые и достигаемые результаты осуществления инвестиционных расходов;
5) установление среднесрочных (на срок до 6 лет) индикативных пределов (показателей) расходов по направлениям государственной политики (долгосрочным целевым программам), создающих условия для реструктуризации по инициативе соответствующих ведомств (администраторов программ) расходов и повышения гибкости в использовании бюджетных ассигнований для достижения заявленных целей;
6) формализация порядка и критериев инициирования и принятия решений по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств с усилением ответственности ведомств за достоверность оценки их объема и сроков исполнения;
7) оптимизация числа налоговых льгот с возможностью их сохранения (введения) на определенный срок в рамках соответствующих долгосрочных целевых программ и регулярной оценкой их влияния на достижение заявленных программами целей;
8) совершенствование организации и методологии прогнозирования кассового исполнения бюджета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан с установлением ответственности главных распорядителей средств бюджета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан за качество и соблюдение показателей кассового плана.
4. Долгосрочные целевые программы как основной инструмент повышения результативности и эффективности бюджетных расходов
Основным инструментом повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности органов местного самоуправления предлагается принять программно-целевой принцип организации их деятельности.
В рамках Программы под долгосрочной целевой программой (далее - ДЦП) предлагается понимать комплекс мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления в рамках установленных законодательством полномочий и материальных ресурсов для достижения долгосрочных целей социально-экономического развития.
Общими принципами разработки и реализации ДЦП являются:
формирование ДЦП исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения;
определение органа местного самоуправления, отвечающего за реализацию ДЦП (достижение конечных результатов);
установление для ДЦП, как правило, измеримых результатов двух типов: конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных, характеризующих объемы и качество оказания государственных услуг (работ), прогнозируемых при заданных условиях;
охват ДЦП всех сфер деятельности органов местного самоуправления и соответственно большей части находящихся в их распоряжении бюджетных ассигнований, других материальных ресурсов, а также интеграция регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных, контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, таможенных, имущественных, кредитных, долговых и валютных) инструментов для достижения целей ДЦП;
наделение органов местного самоуправления и их должностных лиц, осуществляющих управление долгосрочными и (или) ведомственными целевыми программами, полномочиями, необходимыми и достаточными для достижения целей программ в соответствии с принципами и требованиями проектного управления;
проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ, в том числе внешней экспертизы, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.
Соответственно, система ДЦП должна формироваться исходя из целей и индикаторов Стратегии социально-экономического развития муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на период до 2020 года и иных стратегических документов.
Внесение изменений в указанную Стратегию или стратегические документы, либо утверждение новой стратегии, в том числе на новый срок, является основанием для пересмотра (корректировки) состава и (или) содержания ДЦП. В то же время в общем случае следует исходить из целесообразности обеспечения стабильности и (или) преемственности ДЦП, реализуемых в соответствующих сферах деятельности (направлениях политики).
Предполагается, что состав ведомственных целевых программ (далее - ВЦП) и планируемые результаты их реализации будут определяться долгосрочной целевой программой, а бюджетные ассигнования на их достижение - утверждаться решением о бюджете муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан. Таким образом, бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей средств бюджета муниципального района будут распределены по ВЦП, реализуемым данным главным распорядителем бюджетных средств как ответственным исполнителем либо соисполнителем ДЦП. ДЦП может включать в себя также районные целевые программы и подпрограммы, направленные на решение конкретных задач и определяющие ответственных исполнителей по ВЦП.
Кроме того, в рамках ДЦП решениями Совета по объектам, указанным в долгосрочных и местных целевых программах, могут заключаться муниципальные контракты со сроком реализации, выходящим за пределы трехлетнего периода.
Ответственными за разработку и реализацию ДЦП являются - субъекты бюджетного планирования. Каждый субъект бюджетного планирования должен сформировать одну или несколько ДЦП.
На ведомственном уровне инструментом стратегического и операционного планирования будут являться реструктурированные в соответствии с новыми задачами доклады о результатах и основных направлениях деятельности муниципальных органов исполнительной власти. Этот же инструмент целесообразно использовать и в качестве отчета о результатах деятельности, который должен носить публичный характер и размещаться в сети Интернет.
Для реализации изложенных подходов потребуется:
1) утвердить порядок разработки и организации исполнения программы деятельности органов местного самоуправления на срок своих полномочий;
2) утвердить порядок разработки и реализации долгосрочных целевых программ с внесением изменений в случае необходимости в порядок разработки и реализации ВЦП муниципальных органов местного самоуправления;
3) определить перечень ДЦП и организовать подготовку проектов ДЦП с отражением в них следующих основных вопросов:
обоснование цели и задач ДЦП, ее вклада в достижение (реализацию) долгосрочных целей (приоритетов) социально-экономического развития;
анализ исходной ситуации, сложившихся и прогнозируемых тенденций, основных проблем в соответствующей сфере;
прогноз конечных результатов программы, характеризующих целевое состояние, изменение состояния уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере;
перечень целевых индикаторов и показателей ДЦП с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации;
сроки реализации ДЦП в целом, основные этапы и сроки их реализации с указанием промежуточных показателей;
основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение цели и (или) конечных результатов программы, с обоснованием основных положений и сроков принятия проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых на первом этапе ее реализации;
прогнозные объемы финансовых ресурсов по годам реализации ДЦП, в том числе с индикативным обоснованием, в соответствии с действующими расходными обязательствами и бюджетными ассигнованиями на их исполнение, с указанием оценки объемов налоговых льгот, устанавливаемых в рамках реализации ДЦП, финансовой оценки муниципального имущества, используемого для достижения целей ДЦП;
система управления ДЦП, в том числе система внутреннего контроля ее реализации;
отчетность и критерии эффективности реализации ДЦП;
4) определить порядок планирования объемов бюджетных ассигнований из бюджета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на реализацию долгосрочных и ведомственных целевых программ на среднесрочный период с учетом необходимости его увязки с бюджетным процессом;
Переход к программно-целевым и проектным принципам организации деятельности органов исполнительной власти потребует внесения в формат бюджета изменений, рассмотренных в разделе 5 настоящей Программы.
5. Переход к программной структуре расходов бюджетов
Внедрение программно-целевого принципа организации деятельности органов местного самоуправления требует изменения формата составления и утверждения бюджетов.
Программно-целевое бюджетное планирование исходит из необходимости направления бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и, как правило, количественно измеримых результатов деятельности администраторов бюджетных средств с одновременным мониторингом и контролем за достижением намеченных целей и результатов, а также обеспечением качества внутриведомственных процедур бюджетного планирования и финансового менеджмента.
На федеральном уровне предусматривается принять поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации, позволяющие публично-правовым образованиям определять целесообразность, степень подготовленности, порядок и сроки перехода от традиционного (по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов функциональной классификации расходов) к программному (по долгосрочным и ведомственным целевым программам) формату составления и утверждения бюджета.
В отношении бюджета муниципального района Программа исходит из необходимости, возможности и целесообразности перехода к программному бюджету начиная с 2013 года.
Соответствующие поправки в решение Совета "О бюджетном процессе в муниципальном районе Уфимский район Республики Башкортостан" предусматривается принять в 2011 году с тем, чтобы иметь возможность провести необходимую подготовительную работу по разработке и экспертизе проектов долгосрочных и ведомственных целевых программ, проектов актов, методических материалов, их практической апробации, адаптации новой классификации расходов бюджетов, программного обеспечения и т.д.
Начиная с 2013 года предусматривается утверждать бюджетные ассигнования бюджета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в разрезе ВЦП (уникальных целевых статей расходов), сгруппированных по ДЦП.
Одновременно в соответствии с решением "О бюджетном процессе в муниципальном районе Уфимский район Республики Башкортостан" с 2013 года планируется реализовать принцип утверждения бюджетных ассигнований на 3 года.
Таким образом, бюджет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов должен стать первым трехлетним бюджетом муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, составленным, утвержденным и исполненным в программном формате.
При этом предполагается, что в течение ближайших 2-3 бюджетных циклов будут действовать переходные положения, позволяющие формировать программную структуру расходов бюджета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в соответствии с проектами ДЦП с поэтапным расширением числа программ и подпрограмм, утвержденных в установленном администрацией порядке.
Программная структура с самого начала должна охватывать большую часть расходов бюджета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
Одновременно с утверждением решения о бюджете муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан приложения с распределением бюджетных ассигнований по ДЦП и входящим в их состав ВЦП, в качестве приложения к пояснительной записке планируется представлять аналитическое приложение с традиционным (функциональным) распределением расходов.
Начиная уже с 2011 года в целях учета всех бюджетных ассигнований, направленных на реализацию задач и мероприятий в определенной отрасли (сфере), целевые межбюджетные трансферты (субсидии и субвенции) отражаются в соответствующих функциональных разделах и подразделах классификации расходов бюджетов с сохранением в разделе "Межбюджетные трансферты" только дотаций нижестоящим бюджетам. В целях более четкого выделения процентных и непроцентных расходов и повышения прозрачности раздела "Общегосударственные расходы" из него в самостоятельный выделен раздел "Обслуживание государственного и муниципального долга".
Кроме того, существенной новацией может стать изменение с 2012 года содержания 4-го уровня функциональной классификации - видов расходов. Если в настоящее время виды расходов являются слабо систематизированной совокупностью уникальных для разных бюджетов функциональных, экономических и "объектных" категорий, то в рамках предлагаемого подхода виды и подвиды расходов будут едиными категориями, отражающими определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации виды бюджетных ассигнований (финансовое обеспечение оказания государственных, муниципальных услуг, социальные выплаты населению, бюджетные инвестиции, субсидии юридическим и физическим лицам, производителям товаров, работ и услуг, межбюджетные трансферты и т.п.). Предлагаемые изменения повлекут за собой корректировку отдельных позиций классификации операций сектора государственного управления.
Планируемое внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации о возможности определения различных горизонтов установления расходных обязательств и законодательного утверждения бюджетных ассигнований на их исполнение позволит иметь в составе одного бюджета бюджетные ассигнования, утвержденные на разные сроки, обусловленные исполнением контрактных обязательств, периодами реализации тех или иных проектов. Такой подход обеспечил бы баланс между предсказуемостью бюджетных ассигнований для исполнения долгосрочных муниципальных контрактов и необходимостью их адаптации к возможным корректировкам в рамках политических циклов, целей государственной политики и способов их достижения (системы ДЦП).
Кроме того, потребует решения вопрос о ведомственной структуре расходов бюджета. При внедрении программного формата бюджета необходимость в ее утверждении решением о бюджете района снижаться, поскольку строки бюджета (целевые статьи расходов), отражающие бюджетные ассигнования по конкретным ВЦП, будут иметь четкую и однозначную привязку к органам местного самоуправления.
Необходимо учитывать, что по мере развития программно-целевого принципа организации деятельности органов местного самоуправления будет возрастать необходимость расширения полномочий и ответственности органов местного самоуправления, отвечающих за реализацию соответствующих программ и подпрограмм, уточнения структуры и полномочий органов местного самоуправления.
Вне зависимости от варианта утверждения ведомственной структуры расходов укрупнение структуры расходов позволит существенно сократить количество оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и одновременно расширить полномочия главных распорядителей средств бюджета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в формировании и ведении собственных бюджетных росписей.
Внедрение принципов формирования программного бюджета предполагает сохранение и усиление роли существующих инструментов бюджетного планирования: реестра расходных обязательств, обоснований бюджетных ассигнований, муниципальных заданий.
6. Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения
Наряду с обеспечением долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы для реализации целей и задач Программы необходимо четкое определение полномочий (прав и ответственности) и принципов деятельности органов местного самоуправления.
Данное направление Программы предполагает продолжение реализации административной реформы. Основной акцент будет сделан на проектном принципе организации деятельности органов власти, в том числе применении его в процессе реализации ДЦП и организации процедур внутреннего контроля деятельности соответствующих органов.
Работа по повышению качества муниципального управления, в том числе предоставления муниципальных услуг, начата и ведется в районе активными темпами, которые необходимо сохранить для качественного улучшения процесса функционирования, как всей системы, так и отдельно взятого ее элемента.
Важным аспектом успешности реализуемых мер является их согласованное осуществление с направлениями бюджетной реформы. Каждое принимаемое действие должно быть взаимоувязанным, взаимно эффективным и способствовать достижению общих конечных общественно значимых результатов. Общее понимание и единство базовых терминологий является одним из условий такого согласованного развития системы муниципального управления.
Основными направлениями повышения эффективности деятельности непосредственно органов местного самоуправления (выполнения возложенных на них функций, в том числе по осуществлению юридически значимых действий) должны стать следующие:
ответственная кадровая политика в понимании сохранения и привлечения высокопрофессионального состава менеджеров;
концентрация направлений антикоррупционной политики на управлении факторами коррупциогенности тех или иных ситуаций;
четкое понимание, инвентаризация и жесткая регламентация всех административно-управленческих процессов, а также процессов, связанных с непосредственно технической реализацией конкретных функций, вытекающих из соответствующих полномочий, что позволит оптимизировать структуру и состав аппарата, в том числе в части оптимизации соотношения численности муниципальных служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальных служащих;
формализованная и прозрачная иерархия муниципальных обязательств перед населением, последовательно увязанных с конкретными функциональными назначениями органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, и выраженная в конкретных действиях служащих в органах власти и работников муниципальных учреждений;
жесткое соблюдение принципа обеспеченности бюджетным финансированием вновь принимаемых нормативных правовых актов и решений органов власти, влекущих дополнительные бюджетные расходы;
использование информационно-коммуникационных технологий на самых разных этапах осуществления деятельности, в том числе в формате развития электронного Правительства Республики Башкортостан, автоматизация административно-управленческих, организационных, трудоемких процессов, расширение функциональных операций, услуг без взаимодействия с их инициаторами-получателями;
обеспечение прозрачности деятельности органов местного самоуправления с применением официальных сайтов и специализированных порталов (муниципальных закупок, муниципальных услуг, функций органов местного самоуправления и подведомственных учреждений и т.д.), расширение практики их использования населением и юридическими лицами для удовлетворения своих потребностей;
ориентация деятельности органов местного самоуправления исключительно на выполнение своих основных функций с передачей несвойственных - специализированным организациям, создаваемым для обслуживания одновременно нескольких органов, или размещением муниципальных заказов на соответствующие услуги (аутсорсинг);
рамочный программный метод организации решения задач, стоящих в соответствующих сферах деятельности (включая вопросы повышения эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента), с применением системы индикативного мониторинга достигаемых результатов.
Органами местного самоуправления должны быть утверждены и реализованы отраслевые (ведомственные) планы повышения эффективности бюджетных расходов в сферах их ведения.
Кроме того, органами местного самоуправления должны быть приняты планы повышения качества финансового менеджмента, а финансовыми органами - меры по совершенствованию методик и параметров его мониторинга и оценки.
Необходимо разработать методики оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, в которых целесообразно предусмотреть параметры отчетности органов власти об эффективности расходов, оценку результатов, достигнутых по отношению к планам, установление при возможности соответствующих критериев для измерения качества, количества и стоимости конечных результатов деятельности организаций и т.д.
Важной сферой оптимизации деятельности органов местного самоуправления является управление муниципальной собственностью, для повышения эффективности которого предлагается реализация мер по следующим основным направлениям:
упорядочение состава муниципального имущества и обеспечение его учета;
инвентаризация объектов муниципальной собственности, оформление прав на них;
прекращение практики передачи имущества, приобретенного за счет бюджетных средств одного публично-правового образования, другому публично-правовому образованию (с введением в случае необходимости субсидий на соответствующие цели, распределяемых по прозрачным критериям);
проведение анализа перечня изъятых из оборота и ограниченных в обороте земель, оценка их эффективности с целью дальнейшей оптимизации;
оптимизация сети муниципальных унитарных предприятий;
приватизация имущества, которое не обеспечивает выполнение муниципальных функций и полномочий;
совершенствование системы показателей оценки эффективности использования муниципального имущества;
формирование экономически обоснованной дивидендной политики.
7. Повышение качества предоставления муниципальных услуг
Целями данного направления являются:
повышение доступности и качества муниципальных услуг (использование электронно-коммуникационных технологий, регламентация, стандартизация);
обеспечение беспрепятственной реализации гарантированных прав физических и юридических лиц на получение бесплатных муниципальных услуг (единые перечни бесплатных услуг);
создание условий для оптимизации бюджетной сети, обеспечивающей удовлетворение потребностей в муниципальных услугах;
повышение статуса муниципального задания в условиях конкурентных взаимоотношений в бюджетной сфере.
Задачами, на решение которых должны быть направлены усилия по данному направлению, являются:
1) совершенствование системы предоставления муниципальных услуг;
2) внедрение гибких и прозрачных взаимоотношений при оказании и финансовом обеспечении муниципальных услуг (регламентация, доступность, открытый характер организации и предоставления услуг).
В настоящее время в районе приняты базовые документы, регламентирующие формирование и доведение муниципальных заданий, по которым необходимо разработать и внести изменения.
Таким образом, к настоящему моменту требуют дополнительной и более усиленной работы как направления по совершенствованию базового перечня муниципальных услуг Республики Башкортостан, так и отдельных элементов системы предоставления муниципальных услуг, необходимых для ее полноценного и качественного функционирования. При этом деятельность главных распорядителей бюджетных средств и муниципальных учреждений не ограничивается деятельностью по оказанию муниципальных услуг и реализуется осуществлением определенных функций, не связанных с оказанием муниципальных услуг.
Кроме этого широкое распространение и высокий приоритет получают меры по внедрению информационно-коммуникационных технологий при оказании муниципальных услуг, где также формулируются и применяются понятия муниципальных услуг и функций, не связанных с оказанием муниципальных услуг.
Необходимо, чтобы во всех сферах деятельности и этапах их реформирования были соблюдены единые подходы, а впоследствии велась работа с муниципальными услугами и функциями в едином их понимании и содержании.
В связи с этим муниципальным органам исполнительной власти, прежде всего, необходимо:
провести детальную инвентаризацию своих полномочий, реализуемых самостоятельно и через свои подведомственные организации;
произвести увязку каждого реализуемого полномочия с конкретными муниципальными услугами, осуществляемыми функциями;
сформировать предложения по дополнению Перечня муниципальных услуг с учетом требований о необходимости формирования по ним государственных заданий, а также проводить постоянную актуализацию содержащихся в этом перечне сведений;
в целях организации своей деятельности провести четкое разграничение функций, не связанных с оказанием муниципальных услуг, что должно найти отражение в положениях и учредительных документах муниципальных учреждений.
Муниципальные услуги предоставляются по обращениям физических и юридических лиц и направлены на удовлетворение их потребностей и интересов. Функции, не связанные с оказанием муниципальных услуг, осуществляются в обеспечение деятельности органа местного и не связаны с удовлетворением запросов потребителей.
Содержание муниципальных услуг может быть достаточно сложным и состоять из нескольких подуслуг. При этом полный цикл предоставления услуги либо ее часть могут реализовываться с использованием информационно-коммуникационных технологий в соответствии с требованиями и рекомендациями законодательства Российской Федерации.
Необходимо продолжить на основе соответствующей концепции развитие проекта "Социальная карта Башкортостана" в целях создания на его базе универсальной электронной карты граждан, проживающих на территории Республики Башкортостан и муниципального района Уфимский район. К настоящему времени проект "Социальная карта Башкортостана" - полномасштабный инновационный продукт обеспечения социальной поддержки и помощи граждан Российской Федерации, получивший международное признание и оценку и имеющий перспективу всероссийского распространения.
Сформированный перечень муниципальных услуг должен включать все услуги, предоставляемые органами местного самоуправления и подведомственными им учреждениями. Население района должно иметь в распоряжение исчерпывающий документ, дающий возможность получать точную информацию о муниципальных услугах района, включая их платность или бесплатность.
Кроме необходимости принятия стандартов и регламентов предоставления муниципальных услуг по услугам, уже включенным в Перечень муниципальных услуг, подготовка предложений по дополнению указанного перечня новыми услугами также должна сопровождаться разработкой соответствующих регламентов и стандартов.
В органах местного самоуправления и подведомственных им государственных учреждениях должны быть четко регламентированы процедуры осуществления всех функций и предоставления всех муниципальных услуг.
Решающее значение стандарта качества предоставления муниципальной услуги для целей формирования муниципального задания заключается в том, что в нем устанавливаются наименования показателей, характеризующих качество муниципальной услуги, единица их измерения, методика расчета, источник информации для проведения расчетов. В этой связи при отсутствии утвержденных стандартов качества становится невозможным формирование муниципального задания, а значит исполнение требований законодательства.
В открытом доступе для населения муниципального района должны быть конкретные стандарты качества предоставления муниципальных услуг, гарантирующие их права и законные интересы и дающие точное понимание о том, как, в каком объеме, порядке и в какие сроки им должна быть оказана та или иная муниципальная услуга.
Обязательным элементом финансового обеспечения предоставления муниципальных услуг является наличие утвержденных главным распорядителем средств бюджета для каждой услуги, включенной в Перечень муниципальных услуг муниципального района, расчетно-нормативных затрат на оказание муниципальных услуг и содержание имущества муниципальных учреждений. При этом базовым условием определения расчетно-нормативных затрат на оказание услуг является определение количественной потребности в оказании муниципальных услуг.
Проводимая работа по совершенствованию системы муниципальных услуг должна находить отражение на официальных сайтах органов местного самоуправления.
Кроме того, необходимо проработать систему мониторинга всего комплекса реализуемых мероприятий, включая вопросы стимулирования, а также принять меры, направленные на повышение профессиональной подготовки действующего кадрового состава муниципальных учреждений.
8. Совершенствование правового положения муниципальных учреждений муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан
Системное развитие организации предоставления муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций в целях повышения их качества предусматривает и совершенствование правового регулирования функционирования учреждений.
Реформа бюджетных учреждений согласно логике повышения эффективности общественных финансов должна способствовать увеличению объема предоставления общественных благ за счет повышения эффективности бюджетных расходов, не допуская утраты имеющихся преимуществ системы образования, здравоохранения, социального обеспечения, значительного научного и культурного потенциала.
Первые конкретные шаги в рамках реформы бюджетных учреждений произошли в 2007 году после вступления в силу Федерального закона "Об автономных учреждениях". В Республике Башкортостан в рамках Программы реформирования государственных финансов Республики Башкортостан на 2008 год, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2008 года N 95, была сформирована нормативная база, необходимая для создания и функционирования автономных учреждений.
В муниципальном районе Уфимский район в целях перевода части бюджетных учреждений со сметного принципа финансирования на формирование муниципальных заданий с обеспечением финансирования за счет субсидий разработаны и приняты планы мероприятий по реструктуризации бюджетной сети, предусматривающие преобразование бюджетных учреждений в автономные. Согласно утвержденным планам в 2009, 2010 годах было создано 10 автономных учреждений, или 9,7 процента бюджетных учреждений района, что в итоге позволило в сложившейся финансово-экономической ситуации оптимизировать расходы бюджета муниципального района на оказание муниципальных услуг, повысить качество бюджетных услуг.
Несмотря на начавшуюся практику структурных преобразований, а также внедрения новых принципов финансовых взаимоотношений в бюджетной сфере, сохраняется значительная доля сети муниципальных учреждений, имеющих "традиционные" подходы к планированию расходов. Расходы на содержание подведомственной бюджетной сети планируются, как правило, исходя не из объемов оказываемых ими услуг, а из необходимости содержания существующих мощностей. Планирование осуществляется по большей части методом индексации существующих расходов, сохраняя их структуру в неизменном виде. В результате на первое место должен быть поставлен вопрос повышения качества муниципальных услуг и только потом оптимизация бюджетных расходов на их обеспечение.
Целями данного направления Программы являются:
достижение оптимального состава и структуры бюджетной сети для удовлетворения потребностей в муниципальных услугах (оптимизация бюджетной сети);
развитие материально-технической базы муниципальных учреждений за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников;
совершенствование кадровой политики в бюджетной сфере (стимулирование притока высокопрофессиональных кадров);
снижение неустановленных видов оплаты услуг муниципальных учреждений;
внедрение в деятельность муниципальных учреждений элементов конкурентных отношений.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
1) совершенствование правового статуса муниципальных учреждений;
2) повышение открытости деятельности учреждений, оказывающих муниципальные услуги, для потребителей этих услуг.
Мероприятия по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений направлены на повышение эффективности предоставления муниципальных услуг при условии сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджетов на их оказание. Должны быть созданы условия и стимулы для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения (легализации) ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также возможности и стимулы для органов местного самоуправления по оптимизации подведомственной сети.
Федеральный закон от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения муниципальных учреждений" (далее - Федеральный закон) направлен на изменение правового положения существующих бюджетных учреждений, способных функционировать на основе рыночных принципов, без их преобразования, а также на повышение эффективности их деятельности.
Изменение механизмов финансового обеспечения муниципальных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями (с расширенным объемом прав), предполагает:
перевод бюджетных учреждений (с расширенного объема прав) со сметного финансового обеспечения на субсидии на выполнение государственного задания;
предоставление бюджетным учреждениям (с расширенным объемом прав) права заниматься приносящей доход деятельностью с поступлением соответствующих доходов в самостоятельное распоряжение этих учреждений;
устранение субсидиарной ответственности муниципального образования по обязательствам бюджетных учреждений (с расширенным объемом прав);
расширение права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за ними движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает орган местного самоуправления, выполняющий функции учредителя соответствующего учреждения.
Создание нового типа муниципальных учреждений - казенного учреждения, статус которых, по сути, совпадает с закрепленным в действующем законодательстве нынешним статусом бюджетного учреждения, будет сопровождаться дополнительным ограничением в виде зачисления всех доходов, полученных от приносящей доход деятельности, в соответствующий бюджет. При этом процедура перевода бюджетных учреждений в казенные учреждения должна обеспечивать минимизацию организационных мероприятий, связанных с изменением статуса казенных учреждений, и сведение их только к внесению изменений в устав (типовой устав) учреждения или положение о нем.
До 1 июля 2012 года устанавливается переходный период, на время которого решением Совета будут установлены:
1) форма финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений в переходный период;
2) дата, начиная с которой осуществляется зачисление в бюджет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан доходов, полученных казенными учреждениями муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от платных услуг и иной приносящей доход деятельности;
3) порядок и направления использования бюджетными учреждениями, являющимися получателями бюджетных средств, и казенными учреждениями доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности и переданного в оперативное управление указанным учреждениям, и (или) полученных ими средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований, средств от иной приносящей доходы деятельности.
Нормативными правовыми актами органов местного самоуправления также должны быть установлены особенности функционирования и финансового обеспечения деятельности муниципальных бюджетных учреждений в переходный период.
Согласно Федерального закона предусматривается, что органам местного самоуправления необходимо:
а) принять до 1 мая 2011 года нормативные правовые акты, в силу которых создаются казенные учреждения путем изменения типа бюджетных учреждений, действующих на дату принятия указанных нормативных правовых актов. Такие нормативные правовые акты должны содержать перечень казенных учреждений;
б) утвердить до 1 июля 2011 года в целях расчета субсидий подведомственным бюджетным учреждениям перечни недвижимого имущества, закрепленного за ними учредителем или приобретенного бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества;
в) обеспечить до 1 мая 2011 года принятие решений об отнесении движимого имущества подведомственных бюджетных учреждений к особо ценному движимому имуществу;
г) обеспечить до 1 декабря 2011 года внесение изменений в уставы подведомственных бюджетных и казенных учреждений.
А также:
подготовить и утвердить ведомственные планы мероприятий по реализации Федерального закона;
провести детальный анализ видов, объемов деятельности муниципальных учреждений муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и закрепленного за ними имущества в целях определения необходимости изменения типа учреждения;
утвердить по представлению соответствующих бюджетных учреждений перечни недвижимого имущества, закрепленного за ними учредителем или приобретенного бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества, в целях расчета субсидий подведомственным бюджетным учреждениям муниципального района;
определить перечни особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений в порядке, устанавливаемом администрацией.
Перевод бюджетных учреждений на предоставление субсидий в целях оказания муниципальных услуг потребует совершенствования практики формирования муниципальных заданий для муниципальных учреждений и их финансового обеспечения.
9. Развитие системы муниципального финансового контроля
Переход к программному бюджету муниципального района с 2013 года, приведение в соответствие действующих норм бюджетного законодательства новым принципам организации бюджетного процесса, внедрение новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг и соответственно совершенствование правового статуса муниципальных учреждений требуют создания системы муниципального финансового контроля в муниципальном районе, в том числе путем:
уточнения полномочий органов местного самоуправления по осуществлению финансового контроля;
организации действенного контроля (аудита) за эффективностью использования бюджетных ассигнований путем определения критериев эффективности и результативности их использования;
конкретизации мер ответственности за каждое нарушение бюджетного законодательства;
приведения в соответствие системы муниципального финансового контроля принципам и стандартам ИНТОСАИ и ЕВРОСАИ.
При этом уполномоченными органами местного самоуправления по контролю предлагается осуществлять муниципальный финансовый контроль, направленный на:
обеспечение соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, Республики Башкортостан и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
подтверждение достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям бюджетной отчетности;
повышение экономности, результативности и эффективности использования средств бюджета муниципального района;
соблюдение целей и условий предоставления субсидий муниципальным учреждениям.
При размещении муниципального заказа в договорах о предоставлении бюджетных средств (за исключением муниципальных контрактов о поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг) должно предусматриваться включение обязательного условия о согласии их контрагентов на проведение проверок по соблюдению целей и условий предоставления целевых бюджетных средств. Проведение подобных проверок участниками бюджетного процесса должно рассматриваться не как их право, а как обязанность, исполнение которой, в свою очередь, является предметом муниципального финансового контроля.
Внедрение этого подхода означает перемещение основного бремени ответственности за использование целевых бюджетных средств, соблюдение условий и порядка предоставления бюджетных кредитов, гарантий, субсидий с юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, на участников бюджетного процесса.
Для определения более четких функций органов муниципального контроля необходимо более точное разграничение полномочий органов финансового контроля между органами финансового контроля различных уровней власти.
При этом под внешним муниципальным финансовым контролем предлагается понимать финансовый контроль, осуществляемый представительными органами и созданными ими органами муниципального финансового контроля, под внутренним финансовым контролем - финансовый контроль, осуществляемый администрацией.
Управление казначейства при Министерстве финансов Республики Башкортостан, финансовые органы муниципальных образований обладают полномочиями по осуществлению предварительного бюджетного контроля с использованием методов санкционирования операций и контроля бюджетных обязательств применительно к главным администраторам бюджетных средств (администраторам, распорядителям, получателям), финансовое обеспечение которых осуществляется из соответствующего бюджета бюджетной системы.
Органы финансового контроля, являющиеся исполнительными органами местной администрации, должны обладать полномочиями по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля, в том числе по выявлению и пресечению предоставления неполной или недостоверной отчетности о непосредственных результатах использования бюджетных ассигнований в рамках целевых бюджетных программ и при выполнении муниципальных заданий, путем проведения ревизий и проверок применительно к главным администраторам бюджетных средств (администраторам, распорядителям, получателям) и иным объектам контроля, финансовое обеспечение которых осуществляется из соответствующего бюджета, а также к финансовым органам других уровней власти в части соблюдения ими целей и условий получения межбюджетных трансфертов. К исключительным полномочиям органов финансового контроля, являющихся органами местной администрации, относится рассмотрение дел об административных правонарушениях в бюджетной сфере.
Данный подход предполагает принятие новых нормативных правовых актов на уровне района по осуществлению муниципального финансового контроля органами финансового контроля, являющимися органами местной администрации.
Дополнительными полномочиями по контролю планируется наделить главных администраторов бюджетных средств, которые должны осуществлять ведомственный контроль в сфере своей деятельности, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур организации своей деятельности, включая составление и исполнение бюджета, составление бюджетной отчетности и ведение бюджетного учета в государственном органе и подведомственных учреждениях, подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств, обеспечение контроля за соблюдением получателями субсидий и межбюджетных трансфертов условий, установленных при их предоставлении.
В целях повышения эффективности контрольной деятельности (исключения излишнего дублирования контрольных действий) органов муниципального финансового контроля необходимо установить комплексное информационное взаимодействие между органами муниципального финансового контроля, как по горизонтали, так и по вертикали. Должно получить дальнейшее развитие методологическое обеспечение финансового контроля.
В целях обеспечения действенности, эффективности и результативности предложенной системы муниципального финансового контроля в части регулирования муниципального контроля и механизмов ответственности за нарушения бюджетного законодательства необходимо увязать все основания применения мер принуждения с конкретными бюджетно-правовыми мерами принуждения и установить отсылку к применению административно-правовых мер принуждения, уточнить перечень мер принуждения, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства, и установить административные наказания за все нарушения бюджетного законодательства. Действующий перечень мер принуждения, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства, необходимо сделать закрытым.
10. Совершенствование системы муниципальных закупок
Развитие системы муниципальных закупок в районе должно быть направлено на внедрение эффективных методов размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, обеспечивающих потребности бюджетной сферы при минимальных затратах бюджетных средств.
Важным направлением при этом должно стать внедрение организации и проведения открытых аукционов в электронной форме при размещении муниципальных заказов, в том числе на продовольственные товары, лекарственные средства и медицинские изделия через уполномоченный орган. Кроме того, предполагается внедрение автоматизированной системы централизации закупок при размещении заказов для нужд муниципальных заказчиков республики.
Внедрение таких методов должно способствовать:
повышению прозрачности размещения заказов и эффективности расходования бюджетных средств;
повышению качества закупаемых товаров, работ, услуг;
улучшению качества оказываемых социальных услуг;
стимулированию муниципальных закупок товаров, работ, услуг российского происхождения.
Эти положения должны найти отражение в нормативных правовых актах, регламентирующих порядок разработки, утверждения и реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ, и других правовых актах.
11. Повышение эффективности бюджетных расходов по направлениям (сферам деятельности, отраслям экономики и социальной сферы)
Для повышения эффективности расходов в каждой из отраслей предлагается в 2011 году разработать и принять долгосрочные и ведомственные целевые программы.
Практическое применение предлагаемых Программой принципов и инструментов будет осуществляться в рамках долгосрочных и ведомственных целевых программ, разработанных в установленном порядке и с учетом следующих основных положений в соответствующих сферах (отраслях):
1) социальная защита населения.
Основные мероприятия:
определение наиболее эффективных мер и форм социальной поддержки населения;
усиление адресности предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в зависимости от уровня их доходов;
оптимизация и реструктуризация сети учреждений социального обслуживания населения;
расширение практики повышения финансовой самостоятельности учреждений социального обслуживания;
2) здравоохранение.
Основные мероприятия:
повышение качества оказания амбулаторной медицинской помощи населению путем создания условий для развития профилактической помощи, стационаров на дому и стационаров дневного пребывания;
оптимизация объемов стационарной помощи за счет сокращения числа случаев необоснованных госпитализаций;
обеспечение преемственности в работе учреждений здравоохранения;
оптимизация объемов оказываемой скорой медицинской помощи населению путем развития догоспитальной медицинской помощи, включая неотложную медицинскую помощь;
совершенствование системы оказания специализированных, в том числе высокотехнологичных, видов медицинской помощи путем создания (развития) профильных центров;
повышение эффективности работы медицинского персонала путем совершенствования системы оплаты труда, в том числе переход к принципам оплаты деятельности в зависимости от конечных результатов работы, от объема и качества предоставленной услуги;
совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки кадров для отрасли с учетом реальной потребности в кадрах, повышение качества подготовки медицинского персонала;
проведение эффективной инвестиционной и инновационной политики, основанной на перспективном планировании развития лечебной сети;
оптимизация сети, видов и структуры учреждений здравоохранения с учетом уровня развития территорий и перспектив их развития;
обоснованность инвестиций на капитальное строительство, реконструкцию и содержание основных фондов, повышение эффективности использования имеющейся в наличии медицинской техники и других материальных ресурсов;
разработка и реализация отраслевых (муниципальных) программ по снижению потребления энергетических ресурсов и внедрению ресурсосберегающих технологий;
совершенствование организации управления качеством оказания медицинской помощи пациентам;
3) образование.
Основные мероприятия:
введение нормативного механизма оплаты образовательных услуг;
расширение возможностей получения муниципального задания (заказа) на реализацию основных образовательных программ по конкурсу;
внедрение на всех уровнях образования образовательных стандартов;
внедрение независимой системы оценки качества образования на всех уровнях и обеспечение публичной доступности ее результатов;
создание условий для обеспечения участия потребителей образовательных услуг и общественных институтов в контроле и оценке качества образования;
ужесточение лицензионных требований к учреждениям образования;
оптимизация и реструктуризация сети учреждений образования;
4) культура.
Основные мероприятия:
оптимизация и реструктуризация сети учреждений культуры и искусства (присоединение, слияние и т.д.);
повышение уровня экономической самостоятельности периодики за счет расширения коммерциализации средств массовой информации через применение современных медиатехнологий;
совершенствование системы подготовки кадров для отрасли с учетом реальной потребности в кадрах;
создание механизма налогового стимулирования для привлечения спонсоров и развития меценатства;
5) наука и инновационная деятельность.
Основные мероприятия:
учет рейтингов организаций (ученых), конкурсное распределение бюджетных средств между организациями;
совершенствование программы фундаментальных исследований;
совершенствование муниципальной системы учета, распоряжения и контроля за эффективным использованием прав;
содействие повышению конкурентоспособности района посредством создания и укрепления правовых, экономических и организационных условий ускоренного развития инновационной деятельности в республике;
содействие коммерциализации инновационных проектов;
проблемная ориентация науки на решение задач инновационного развития муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан;
ускоренная модернизация экономики района, основанная на современных принципах промышленной политики: кластеризация экономики;
разработка механизмов общественного выбора приоритетов инновационного развития;
разработка индикаторов инновационной деятельности и развитие системы ее мониторинга;
6) жилищно-коммунальное хозяйство.
Основные мероприятия:
разработка комплексных планов модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства;
модернизация и строительство объектов жилищно-коммунального хозяйства на условиях государственно-частного партнерства;
внедрение энергосберегающих технологий и повышение энергоэффективности;
обеспечение приборного учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за них в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
7) агропромышленный комплекс.
Основные мероприятия:
модернизация и внедрение новых технологий и оборудования в сельскохозяйственное производство, обеспечивающих глубокую переработку исходного сырья и выпуск конкурентоспособных пищевых продуктов питания, с ориентацией на производство продукции конечного потребления;
улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия, создания системы информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства;
повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях и увеличению удельного веса застрахованных площадей посевов;
обеспечение устойчивой и рентабельной работы сельхозтоваропроизводителей;
повышение качества, эффективности и уровня управления агропромышленным комплексом;
совершенствование системы подготовки кадров для отрасли с учетом реальной потребности в кадрах.
12. Развитие информационной системы управления муниципальными финансами
По данному направлению планируется реализация следующих мероприятий:
внедрения разработанных программных модулей и процедур обмена файлами между участниками бюджетного процесса бюджета Республики Башкортостан посредством протокола FTP;
внедрение разработанных программных модулей и процедур удаленного доступа к базам данных муниципальных образований специалистов бюджетных учреждений и специалистов сельских поселений района;
внедрение разработанных программных модулей и процедур мониторинга входящей и исходящей информации;
внедрение разработанных программных модулей и процедур подсистемы учета бюджетных обязательств;
внедрение разработанных программных модулей и процедур подсистемы учета муниципальных услуг и их паспортов;
внедрение разработанных программных модулей и процедур подсистемы единого хранилища количественных и стоимостных показателей, используемых для расчета нормативной стоимости услуг;
внедрение разработанных программных модулей и процедур подсистемы формирования муниципальных заданий на оказание услуг (выполнение работ) и расчет на их основании бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период.
13. Организация реализации Программы
Управление реализацией Программы планируется организовать по проектному принципу.
Координацию и контроль за реализацией Программы предлагается возложить на комиссию по бюджетным проектировкам, утвержденную распоряжением администрации муниципального района Уфимский район.
Для оперативного управления Программой предлагается создать межведомственную рабочую группу.
Организация выполнения мероприятий Программы будет осуществляться в рамках ежегодно утверждаемого плана.
В план на 2011 год предлагается включить основные мероприятия по подготовке системных поправок в базовые решениях, прежде всего в решение Совета "О бюджетном процессе в муниципальном районе", для последующей разработки нормативных правовых актов и методических материалов по совершенствованию порядка разработки и реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ, по разработке и утверждению отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности расходов и качества финансового менеджмента.
Планы на 2011-2012 годы предлагается принимать в декабре предшествующего года с учетом итогов предыдущих этапов реализации Программы.
В целях поддержки их реализации необходимо разработать соответствующие методические рекомендации (типовую программу и критерии оценки ее реализации), а также рассмотреть возможность создания финансовых стимулов для повышения качества и результативности указанных программ путем предоставления субсидий на конкурсной основе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 28 марта 2011 г. N 550 "Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов (развития результативного бюджетирования) в муниципальном районе Уфимский район Республики Башкортостан до 2012 года"
Текст постановления официально опубликован не был