Решение Верховного суда Республики Башкортостан
от 28 октября 2011 г. N 3-63/2011
Именем Российской Федерации
г. Уфа
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего - судьи З. Ш. Касимовой, при секретаре судебного заседания - P. P. Муглиевой,
с участием прокурора - Е. И. Ишбулатовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Исхакова З. С. о признании частично недействующим Положения о порядке предоставления отдельным категориям граждан, проживающим на территории Республики Башкортостан, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2008 года N 466 "О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Башкортостан", установил:
29 декабря 2008 года принято постановление Правительства Республики Башкортостан "О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Башкортостан".
Постановление опубликовано в номере 15 (26750) газеты "Республика Башкортостан" от 28.01.2009 (Постановление, Положение о порядке предоставления отдельным категориям граждан, проживающим на территории Республики Башкортостан, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации), и в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан" от 23.03.2009 N 6(300), ст. 331 (опубликован без приложений).
Исхаков З. С. обратился в Ленинский районный суд г. Уфы с указанным заявлением к Управлению Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в Ленинском районе г. Уфы. В связи с заменой ответчика гражданское дело было передано по подсудности в Кировский районный суд г. Уфы, откуда впоследствии передано по подсудности в Верховный Суд Республики Башкортостан.
В обоснование своих требований Исхаков З.С. указал, что в соответствии с Законом Республики Башкортостан от 24.11.2008 N 69-з "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Башкортостан" он получал ежемесячную денежную компенсацию по инвалидности по месту своего жительства: г. ..., где и был зарегистрирован.
... года после смерти матери Исхаков З. С. изменил место своего жительства и зарегистрировался по новому адресу: г. ... При этом продолжал получать единовременную денежную компенсацию по старому месту жительства.
В соответствии с п. 23 Положения о порядке предоставления отдельным категориям граждан, проживающим на территории Республики Башкортостан, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации, утвержденным постановлением Правительства от 29 декабря 2008 года N 466 (далее по тексту - Положение), граждане, получающие ежемесячную денежную компенсацию, обязаны извещать территориальный орган Министерства труда Республики Башкортостан о наступлении обстоятельства, влекущих изменение размера компенсации, прекращении или продление ее выплат (изменение места жительства, изменение состава семьи, продление срока инвалидности и т. п.).
По состоянию здоровья Исхаков З. С. не оформил перевод по новому месту жительства в Управлении Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в Советском районе г. Уфы.
Таким образом, как указывает заявитель, у него в связи с получением ежемесячной денежной компенсации образовалась задолженность согласно п. 23 Положения перед Управлением Министерства и социальной защиты населения Республики Башкортостан в Ленинском районе г. Уфы в размере ... рублей.
Исхаков З. С. полагает, что пунктами 23, 24 нарушается его право получения ежемесячной денежной компенсации, поскольку с 01.02.2011 выдача ежемесячной денежной компенсации Исхакову З. С. приостановлена до урегулирования вопроса о порядке удержания образовавшейся задолженности.
На основании изложенного Исхаков З. С. просил признать недействующими пункты 23, 24 Положения и отменить задолженность по получению денежной компенсации перед Управлением Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в Ленинском районе г. Уфы.
На судебном заседании Исхаков З. С. заявленные требования поддержал по указанным в заявлении основаниям.
Представитель Правительства Республики Башкортостан Ступин С. П., действующий на основании доверенностей от ... с правом передоверия и от ... в порядке передоверия, указал, что оспариваемым Положением права граждан на получение ежемесячной денежной компенсации не ущемляются и просил отказать в удовлетворении заявления Исхакова З. С., пояснив, что вопрос о выплате денежной компенсации Исхакову З. С. должен быть разрешен управлениями Министерства труда и социальной защиты населения по Ленинскому и Советскому районам г. Уфы, поскольку полученные заявителем денежные средства в Ленинском районе, после того как он уже был зарегистрирован в Советском районе г. Уфы, не могут быть отнесены к излишним выплаченным суммам денежной компенсации, так как ежемесячную компенсацию в Советском районе Исхаков З. С. не получал.
Представитель Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Курбанова А. Ф., действующая на основании доверенности ..., требования Исхакова З. С. не признала, просила отказать в их удовлетворении, пояснив, что в соответствии с Законом РБ от 24.11.2008 N 69-з с 01 января 2009 года меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде ежемесячной денежной компенсации (далее по тексту - ЕДК) расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии с оспариваемым Положением граждане, получающие ЕДК, обязаны извещать территориальный орган Минтруда РБ о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера ЕДК, прекращение или продление ее выплаты в срок не позднее месяца с момента наступления указанных обстоятельств.
Заявитель Исхаков З. С. был предупрежден под роспись о наличии такой обязанности, однако ее не выполнил. При этом на получение ЕДК в Ленинском районе у Исхакова З.С. оснований не имелось, в территориальный орган Минтруда в Советском районе г. Уфы Исхаков З.С. не обратился, а согласно тому же Положению право на получение ЕДК наступает с месяца обращения заявителя в Управление труда и социальной защиты населения по месту жительства (месту регистрации) гражданина.
Изучив материалы дела, выслушав и обсудив доводы участников процесса, суд считает, что заявление Исхакова З.С. удовлетворению не подлежит.
Правоотношения в области социальной поддержки граждан на федеральном уровне регламентированы Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями), иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации социальная защита населения, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "ж" ч. 1 ст. 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 2 и 5 ст. 76).
Согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предусмотрена скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению (абз. 13 ст. 17).
В качестве основания для получения льготы необходимо предъявление справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы. Это правило, закрепленное в п. 15 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901, не подверглось изменениям в ходе дальнейшего развития законодательства в сфере социальной поддержки граждан.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ (ст. 5) Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дополнен нормой, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Средства на реализацию указанных полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций, образованном в федеральном бюджете, бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, категорий получателей мер социальной поддержки, а в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной политики в сфере здравоохранения, социального развития, труда, физической культуры, спорта, туризма и защиты прав потребителей, - список лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки, с указанием категорий получателей, основания получения мер социальной поддержки и размера занимаемой площади. При необходимости дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
В случае использования средств не по целевому назначению Правительство Российской Федерации вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что в целях перехода на предоставление гражданам мер социальной поддержки в денежной форме Правительством Республики Башкортостан принято постановление от 29 декабря 2008 года N 466 "О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Башкортостан".
Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 года N 861 утверждены Методика распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции.
Пунктом 1 Методики предусмотрено, что распределение субвенций отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов осуществляется в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникших при выполнении соответствующих полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил форма предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О форме содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" необходимым условием предоставления финансовой поддержки за счет фонда является наличие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, предусматривающих предоставление установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ следует читать как: "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"
Таким образом, приняв оспариваемое постановление, которым утверждено Положение, а ранее Закон "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Башкортостан", и определив форму предоставления мер социальной поддержки инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, субъект Российской Федерации (Республика Башкортостан) осуществил правовое регулирование в пределах имеющихся у него полномочий.
Как следует из содержания оспариваемого акта, размер денежной компенсации определяется в процентном отношении, предусмотренном законодательными актами, указанными в п. 2 настоящего Положения, в том числе, Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (к категории которых относится заявитель), к республиканским стандартам стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, установленным Правительством Республики Башкортостан по муниципальным образованиям Республики Башкортостан на 2008 год, в частности для инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, 50% с применением коэффициентов 0,2 - для исчисления размера ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и 0,8 - для исчисления размера ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг.
При расчете размера ежемесячной денежной компенсации гражданину применяется величина республиканского стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, соответствующая средним условиям проживания граждан в муниципальном образовании, на территории которого гражданину осуществляется начисление расходов по оплате жилья и коммунальных услуг; типу дома, в котором гражданин проживает (жилому дому индивидуального жилищного фонда или многоквартирному дому).
В силу п. 11 Положения ежемесячная денежная компенсация предоставляется с месяца обращения заявителя в Управление (отдел) труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по району (городу) по месту жительства гражданина (месту регистрации).
В соответствии со ст. 14 Положения основанием для отказа заявителю в назначении ежемесячной денежной компенсации является несоответствие представленных документов, указанных в п. 13 настоящего Положения, условиям, определяющим право на назначение ЕДК.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Слова "ст. 14 Положения" следует читать как "п. 14 Положения"
Как следует из представленных документов, Исхакову З. С. была назначена ежемесячная денежная компенсация, то есть право заявителя на получение ЕДК органами Минтруда Республики Башкортостан не оспаривалось и было признано.
В силу п. 21 Положения изменение места жительства получателя ЕДК влечет прекращение выплат.
При этом в пункте 22 Положения указано, что при наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты ЕДК или перерасчет размера (изменение места жительства, изменение состава семьи и т. п.), выплата прекращается или производится в измененном размере, начиная с месяца, следующего за месяцем наступления таких обстоятельств.
В силу пункта 23 Положения граждане, получающие ежемесячную денежную компенсацию, обязаны извещать территориальный орган Минтруда Республики Башкортостан о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера ЕДК, прекращение или продление ее выплаты (изменение места жительства, изменение состава семьи, продление срока инвалидности и т.п.), не позднее чем в месячный срок с момента наступления указанных обстоятельств.
В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в п. 23 настоящего Положения, а также при предоставлении заведомо недостоверных сведений, влияющих на размер ежемесячной денежной компенсации, и в связи с этим получении излишних сумм денежной компенсации получатель возмещает причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Исхакову З. С. выплачивалась ЕДК в Ленинском районе г. Уфы с марта 2009 года, где он был уведомлен о необходимости сообщения сведений, отраженных в пункте 23 Положения с целью недопущения нецелевого использования бюджетных средств.
С ... года Исхаков З. С. изменил место своего жительства и не уведомил об этом территориальный орган Министерства труда и социальной защиты РБ по Ленинскому району, в связи с чем Исхакову З.С. была излишне начислена ЕДК на территории данного района и предложено погасить образовавшуюся задолженность.
При этом как следует из справки Управления Министерства труда и социальной защиты населения Министерства труда Республики Башкортостан в Советском районе г. Уфы Исхакову З. С. назначена ЕДК в соответствии с п. 11 Положения с месяца обращения в территориальный орган с 24.02.2011.
Проанализировав указанные положения действующего федерального законодательства, суд считает, что оспариваемые Исхаковым З. С. постановление Правительства и утвержденное им Положение о порядке предоставления отдельным категориям граждан, проживающим на территории Республики Башкортостан, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации, приняты по вопросам, отнесенным к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и в пределах предоставленных им полномочий.
Право Исхакова З. С., как лица, отнесенного к категории инвалидов, на получение ЕДК, Положением не затрагивается, а обязанность сообщения сведений, влекущих изменение или прекращение выплат, является необходимой мерой во избежание нецелевого использования бюджетных средств.
Таким образом, Исхаков З. С. полагая, что размер и период с которого подлежит выплате назначенная ему ежемесячная денежная компенсация, а также решение территориального органа Минтруда РБ о возврате излишне начисленных сумм ЕДК не соответствует объему мер социальной поддержки, право на которые он имеет в соответствии с федеральным законодательством, может обратиться за перерасчетом указанных сумм и изменения периодов их начисления.
В случае отказа в таком перерасчете Исхаков З. С. не лишен возможности обжаловать соответствующий отказ в судебном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан решил:
Отказать в удовлетворении заявления Исхакова З. С. о признании недействующими пунктов 23 и 24 Положения о порядке предоставления отдельным категориям граждан, проживающим на территории Республики Башкортостан, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2008 года N 466 "О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Башкортостан".
На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан |
З. Ш. Касимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Башкортостан от 28 октября 2011 г. N 3-63/2011
Текст решения размещен на сайте Верховного суда Республики Башкортостан в Internet (http://vs.bkr.sudrf.ru/modules.php?name=bsr&op=print_text&srv_num=1&id =3400001111171651090001002039179&cl=1)