Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению главы Администрации
городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
от 28 ноября 2011 г.
N 6931
Программа
развития торговой отрасли городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2011 - 2015 годы
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Программа развития торговой отрасли городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2011 - 2015 годы (далее Программа). |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"; Закон Республики Башкортостан от 14 июля 2010 года N 296-з "О регулировании торговой деятельности в Республике Башкортостан"; постановление Правительства Республики Башкортостан от 15 августа 2011 года N 287 "О Республиканской программе развития торговли на 2011-2015 годы". |
Заказчик Программы |
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан; Управление потребительского рынка Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан. |
Основные разработчики Программы |
Управление потребительского рынка Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан |
Исполнители Программы |
Управление потребительского рынка Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан; Отделы (управление) торговли администраций районов городского округа город Уфа РБ; Структурные подразделения Администрации городского округа город Уфа РБ |
Цели Программы |
Насыщение потребительского рынка г. Уфы качественными товарами по доступным ценам в пределах территориальной доступности; повышение качества торгового сервиса; создание современной торговой инфраструктуры; содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли, отечественных производителей товаров; развитие системы защиты прав потребителей и стимулирование роста платежеспособного покупательского спроса; стимулирование инвестиционной и инновационной активности в сфере торговли; обеспечение качества и безопасности потребительских товаров; создание благоприятной конкурентной среды на потребительском рынке городского округа город Уфа Республики Башкортостан. |
Задачи Программы |
Совершенствование инфраструктуры торговой отрасли (оптимальное размещение сети предприятий торговли и общественного питания, новое строительство, реконструкция и модернизация существующих объектов); создание условий для обеспечения бесперебойного доведения товаров до потребителей в достаточном объеме и ассортименте; повышение ценовой и территориальной доступности товаров, повышение качества и культуры торгового сервиса для населения жителей г. Уфы; обеспечение качества и безопасности товаров; реализация социальной политики в сфере торговли, создание системы социального мониторинга и разработка механизмов его реализации; создание условий для расширения сети социально ориентированных торговых предприятий; совершенствование правового регулирования торговой деятельности; обеспечение экономической и социальной стабильности на потребительском рынке; создание условий для внедрения прогрессивных технологий в сфере торговли; развитие внемагазинных форм торговли (электронная торговля, торговля по образцам и др.); реализация комплекса мер по обеспечению приоритетного продвижения товаров отечественного производства; развитие процессов саморегулирования в сфере торговли; совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышении квалификации кадров в сфере торговли. |
Сроки реализации Программы |
2011-2015 годы без деления на этапы |
Объем и источники финансирования Программы |
Реализация Программы осуществляется за счет смет расходов в пределах средств, утвержденных в бюджете городского округа город Уфа РБ на финансовый год, а также внебюджетных источников. Внебюджетные средства: собственные средства хозяйствующих субъектов, привлеченные внутренние и внешние кредиты, вложения капиталов инвесторов согласно перечню торговых объектов, планируемых к открытию в 2011 - 2015 годах (приложение N 2 постановления). |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Наиболее полное удовлетворение спроса жителей г. Уфы на потребительские товары по доступным ценам в пределах территориальной доступности, повышение качества торгового сервиса, обеспечения прав потребителей на приобретение качественных и безопасных товаров, защита прав потребителей; совершенствование инфраструктуры торговой отрасли; ежегодный рост оборота розничной торговли в сопоставимых ценах не менее чем на 4,0%; привлечение инвестиционных ресурсов в развитие инфраструктуры, реконструкция и строительство объектов потребительского рынка в 2011-2015 годах в объеме 35,6 млрд. рублей; сохранение и расширение системы социальной поддержки малообеспеченных категорий населения; увеличение доли современных предприятий торговли и общественного питания в общем количестве предприятий торговой отрасли г. Уфы. |
Контроль за выполнением Программы |
Контроль за выполнением Программы осуществляет управление потребительского рынка Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан. |
1. Состояние развития потребительского рынка г. Уфы
Состояние потребительского рынка является наиболее показательным фактором реального социально-экономического положения города.
Торговая отрасль, являясь крупной составной частью экономики столицы Республики Башкортостан - г. Уфы, призвана обеспечивать условия для полного и своевременного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги, обеспечения качества и безопасности их предоставления, доступность товаров и услуг.
Комплексной программой социально-экономического развития городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2011-2015 годы, утвержденной решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 23.12.2010 г. N 32/7, отмечаются:
- благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса. По степени привлекательности условий для развития бизнеса в рейтинге агентства "РБК Рейтинг" в 2009 г. Уфа занимала 4-е место после городов Екатеринбург, Краснодар и Сочи среди 62 российских городов. При этом самыми весомыми показателями инвестиционной привлекательности города с позиций республиканского и межрегиональных рынков были признаны: сравнительно высокие безопасность ведения бизнеса; объем платных услуг и оборот розничной торговли, характеризующие уровень спроса населения, и емкость потребительского рынка;
- достаточно высокий уровень социально-экономического развития, определяемый: масштабами экономики, в частности, относительно высокими структурными характеристиками производства валового межрегионального продукта и объемами валового межрегионального продукта в расчете на душу населения; лидирующим положением города относительно городов-миллионников по показателям среднемесячной заработной платы, оборота розничной торговли, оборота бытовых услуг на душу населения, оборота общественного питания; относительно высокими объемами предоставляемых услуг, способствующими удовлетворению растущего потребительского спроса населения города.
Программа включает краткую характеристику торговой отрасли, определяет задачи по ее развитию, формирует систему и устанавливает целевые индикаторы реализации программных мероприятий.
1.1. Розничная торговля
Потребительский рынок г. Уфы характеризует стабильность, высокая предпринимательская и инвестиционная активность, положительная динамика развития. К положительным тенденциям относятся: строительство и ввод крупных предприятий нового формата, увеличение количества предприятий торговли и общественного питания, интенсивный рост сетей.
С 2000 года торговля являлась одной из динамично развивающихся отраслей экономики, ежегодный прирост товарооборота в сопоставимой оценке составлял в среднем 20%. Однако мировой экономический кризис внес свои коррективы как в развитие торговли в целом Республики Башкортостан, так и в развитие торговли города Уфы.
С 2005 по 2008 гг. отмечался рост оборота розничной торговли в сопоставимых ценах в 2,6 раза при увеличении реальных доходов населения в 1,6 раза, динамике покупательной способности с 4,3 до 5,2 раза. В результате воздействия финансового кризиса с 2008 по 2009 гг. индекс физического объема оборота розничной торговли снизился с 120,6% до 95,4% (покупательная способность в 2009 г. по сравнению с 2005 г. снизилась и составила 4,8 раза), прежде всего, за счет уменьшения оборота непродовольственных товаров и снижения оборотов общедоступных предприятий общественного питания (ресторанов, кафе, баров).
В 2010 году отмечается стабилизация ситуации на потребительском рынке и постепенный рост розничного товарооборота. За 9 месяцев 2010 г. значение показателя оборота розничной торговли выросло до 104,1% к аналогичному периоду прошлого года. Если в IV квартале 2009 г. "недостаточный платежеспособный спрос" был одним из главных факторов, ограничивающих развитие деятельности организаций торговли (51,2% опрошенных организаций), то в III квартале 2010 г. он остался актуальным для 42,6% респондентов.
В результате оборот розничной торговли по полному кругу предприятий торговли г. Уфы за январь - декабрь 2010 года составил 300,6 млрд. рублей, рост в товарной массе 11,1%, розничный товарооборот на душу населения составил 292 тыс. рублей.
В общереспубликанском товарообороте доля Уфы достаточна высока и составляет 58,7%.
Среди городов-миллионников город Уфа по оборотам розничной торговли и общественного питания, на протяжении последних 5-и лет, стабильно занимает 2-е место после Екатеринбурга.
Оборот розничной торговли по полному кругу предприятий торговли г. Уфы за 9 мес. 2011 года составил 230 716 млн. рублей, что в товарной массе на 5,6% больше, чем за аналогичный период 2010 года, темп роста с начала 2011 года составил 114,8%.
Увеличение оборота розничной торговли связано как с повышением благосостояния нашего населения, так и с динамичным развитием инфраструктуры предприятий торговой отрасли г. Уфы. Сеть розничной торговли города насчитывает около 4,5 тысяч объектов. По обеспеченности торговыми площадями Уфа занимает 6-е место по России и 2-е после Екатеринбурга среди городов-миллионников. Обеспеченность площадью торговых объектов в расчете на 1 тысячу жителей составляет 950 кв. м, при установленном Правительством Республики Башкортостан нормативе минимальной обеспеченности населения торговыми площадями 903 кв. м на тысячу жителей.
Развитие торговой отрасли осуществлялось в соответствии с Программой развития торговых структур. В период реализации данной программы за 2008-2010 годы было введено 695 новых торговых объектов общей площадью 537,7 тыс. кв. метров, количество посадочных мест выросло на 6678 единиц. Размеры капвложений составили порядка 13,877 млрд. рублей. Развитие материально-технической базы торговли и общественного питания населения способствовало созданию в отрасли более 14,6 тыс. рабочих мест.
Несмотря на последствия мирового финансового кризиса, продолжается строительство и ввод новых современных торговых объектов. За 9 месяцев 2011 г. в результате нового строительства и реконструкции существующих объектов открыто 95 торговых объектов различных форматов общей площадью более 75 тыс. кв. метров, из них самые крупные - гипермаркеты "Леруа Мерлен" площадью 17 тыс. кв. м, "ИКЕА" площадью 28 тыс. кв. м. Из строящихся объектов 9 самых крупных общей площадью более 190 тыс. кв. м планируются к открытию до конца 2011 года.
На Уфимский рынок активно выходят федеральные и международные торговые сети: "Метро", "Икея", "О, Кей", "Касторама", "Леруа Мерлен", "АШАН" и т.п. Одновременно и Уфимские сети, такие как "Пышка", "Мокко", перешагнули республиканский рубеж и уверенно заявили о себе в России.
Отечественные и иностранные инвесторы активно развивают торговые сети разного формата (от дискаунтеров до гипермаркетов). Наряду со строительством торговых комплексов в городе активно развиваются более 233 торговых сетей, объединяющих 1475 магазинов. Из них 175 торговых сетей, в составе которых 940 магазинов, специализирующихся на продаже непродовольственной группы товаров, и 59 торговых сетей, включающие 534 магазина, специализируются на продаже продовольственной группы товаров.
Получила дальнейшее развитие сеть продовольственных социальных магазинов "эконом - класса", которая возросла с 87 (2006 г.) до 158 магазинов (на 01.09.2011 г.).
- ТС "Пятерочка" ООО "Салют-Торг" - 39 магазинов,
- ТС "Байрам" ООО "Фобос" - 37 магазинов,
- ТС "Полушка", "Йомарт" ЗАО "Форвард" - 48 магазинов,
- ТС "Монетка" ООО "Элемент-Трейдинг" - 12 магазинов,
- ТС "Магнит" ЗАО "Тандер" имеет 22 магазина.
В связи с необходимостью приведения улиц города к единому архитектурному стилю, а также в целях создания благоприятных условий, и для продавцов и покупателей проведены работы по упорядочению нестационарной торговой сети.
Размещение нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) велось планомерно с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Из 4-х тысяч предприятий торговли 30% приходится на мелкорозничную сеть, площадь которых составляет 35,5 тысяч квадратных метров.
В целях поддержки среднего и малого бизнеса за истекший период 2011 г. согласована установка более 200 нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг. В дальнейшем размещение нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг будет осуществляться согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг), путем продажи права на их размещение через аукцион.
В целях поддержки предпринимательства, улучшения облика города и развития торговых структур активно развиваются магазины "шаговой доступности", в том числе посредством перевода жилых помещений, расположенных на 1-х этажах жилых домов, в категорию нежилых под непродовольственные магазины, офисы, объекты бытового обслуживания. На сегодняшний день их число достигло более 1100 ед.
Одним из не менее важных направлений в обеспечении горожан продуктами питания и создании условий для развития малого и среднего бизнеса является поддержка сельхозтоваропроизводителей.
Традиционно на протяжении 20 лет Администрацией городского округа город Уфа РБ проводятся сезонные сельскохозяйственные ярмарки, которые позволяют сдерживать цены на овощную продукцию, картофель, мясо, мед. В работе ярмарок принимают участие более 20 тыс. сельхозтоваропроизводителей из более чем 40 сельских районов РБ и соседних регионов РФ. На ярмарках ежегодно реализуется до 1,5 тыс. тонн мяса в ассортименте, более 20 тыс. тонн картофеля и овощей, более 400 тонн меда.
Проведение сельскохозяйственных ярмарок позволяет в полной мере обеспечить население основными продуктами питания на межсезонный период.
Помимо ярмарок, на розничных рынках и торговых комплексах сельхозтоваропроизводителям предоставляются торговые места, а также выделяются места на улицах города для торговли со специализированных машин.
Данная мера позволила значительно уменьшить количество мест несанкционированной торговли. Однако проблема еще существует.
На более чем 20 розничных рынках и торговых комплексах, работающих в формате рынков, из более 2 500 торговых мест, отведенных под продукты питания, для этой категории граждан выделено более 840 торговых мест. Из них, как правило, занято около 50%.
Помимо этого, в целях продвижения на продовольственном рынке продукции республиканских производителей, обеспечения продовольственной безопасности предприятиями торговли проводятся различные акции "Социальная корзина", "Выбирай свое - покупай родное!".
В целях развития делового сотрудничества, повышения конкурентоспособности оказываемых услуг и повышения квалификации кадров, уровня архитектурно-художественного облика предприятий потребительского рынка ежегодно проводятся различные конкурсы профессионального мастерства:
- "Лучший продавец столицы"
- Городской чемпионат по кулинарии и сервису
- "Лучшее летнее кафе года"
- "Лучшее предприятие торговли по оформлению фасадной части, витрин и прилегающей территории"
- "Лучшее новогоднее оформление предприятий потребительского рынка".
В рамках этих мероприятий за год проходят обучение, повышают квалификацию более трех тысяч человек, это позволяет добиться высоких результатов в международных, российских, республиканских чемпионатах, конкурсах, форумах.
1.2. Общественное питание
Одним из важнейших сегментов потребительского рынка республики остается рынок услуг общественного питания. На начало 2011 года на рынке услуг общественного питания г. Уфы действовало более 1200 предприятий, рассчитанных на 116 тысяч посадочных мест, причем более 550 предприятий составляют общедоступную сеть. Обеспеченность посадочными местами в общедоступной сети составляет 34 места на 1000 жителей при норме 40 посадочных мест согласно нормативам градостроительного проектирования городского округа город Уфа РБ.
Если по итогам 2009 года наблюдалось снижение объемов оборота общественного питания, то с 2010 года отмечается его повышение - оборот общественного питания за 9 месяцев 2011 года сложился в сумме 9,1 млрд. рублей, темп роста - 113,8%, оборот общественного питания на душу населения составил 8 493 рублей.
Одним из приоритетных направлений деятельности Администрации городского округа город Уфа РБ является совершенствование организации школьного питания с целью сохранения и укрепления здоровья детей.
Общее количество детей, обучающихся в школах, составляет 95 тыс. чел. Охват детей питанием - 98%, в т.ч. горячим питанием в разрезе районов от 60 до 70%.
С целью сохранения и укрепления здоровья детей из социально незащищенных семей Администрация города ежегодно пересматривает размер адресной дотации. В октябре 2011 г. размер адресной дотации был увеличен до 24 рублей на одного учащегося. Размер компенсационных выплат каждому учащемуся увеличен с 3 рублей (2009 г.) до 4 рублей в 2011 г.
Продолжена работа по реконструкции школьных столовых в рамках городской целевой программы "Совершенствование организации питания в общеобразовательных учреждениях городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2009-2011 гг.".
До конца 2011 года к реконструированным в 2009-2010 годах 34 школьным столовым добавятся еще 10 школьных столовых, на реконструкцию которых выделено 47 млн. рублей. Из них 7 млн. рублей за счет средств федерального бюджета - субсидия на приобретение современного торгово-технологического оборудования для школьных столовых по итогам конкурсного отбора субъектов Российской Федерации в рамках национального проекта "Образование" Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан получила в 2011 г.
За 2009-2010 годы в школьных столовых установлено около 3000 ед. нового торгово-технологического оборудования, выполнен капитальный ремонт 34 пищеблоков на общую сумму более 100 млн. рублей.
С целью централизации хозяйственно-административных и технико-технологических функций и оптимизации кадрового состава созданы 2 крупных оператора школьного питания: МУП "Центр школьного и детского питания" и МУП Комбинат школьного и детского питания "Спектр" городского округа город Уфа Республики Башкортостан, где внедрена автоматизированная система учета организации питания учащихся, в настоящее время дополнительно внедряется "Карта учащегося".
Для оказания адресной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, усиления социальной политики в сфере общественного питания, ориентированной на обслуживание населения с низким уровнем дохода, в Кировском, Калининском и Октябрьском районах города, на базе комбинатов школьного и детского питания, открыты 3 социальные столовые. Организация питания осуществляется за счет спонсорских средств. Ежедневно питание получают до 180 человек. Планируется открытие еще 4-й социальной столовой в северной части города.
2. Проблемы развития потребительского рынка
В сфере потребительского рынка, обеспечивающей конечное потребление населением товаров и услуг, находят свое отражение в первую очередь социальные и экономические проблемы г. Уфы.
В последние годы усиливаются тенденции развития социально ориентированных предприятий, что предполагает наиболее полное удовлетворение спроса жителей и гостей Уфы на потребительские товары и услуги общественного питания, создание удобств для проживания, продажу населению товаров высокого качества по доступным ценам.
Одной из главных проблем, которая требует решения в сложившихся условиях, является обеспечение ценовой доступности социальных групп населения. Поскольку механизмы рыночного саморегулирования эффективны лишь для удовлетворения спроса и удовлетворения потребностей социальных групп населения с высоким и средним уровнями доходов, то в отношении малообеспеченных категорий граждан должны быть реализованы меры по их поддержке, а также мероприятия по приоритетному развитию социально ориентированной сети торгового обслуживания.
Для усиления социальной поддержки покупателей необходимо активное привлечение предприятий торговли и общественного питания к обслуживанию социально незащищенных граждан по дисконтным программам и социальным картам (внедрение дисконтного приложения "Социальная карта Башкортостана"), а в последующем и универсальной электронной карты.
Недостаточное развитие конкурентной среды не позволяет эффективно использовать рыночные механизмы для повышения качества товаров и услуг, их ценовой и территориальной доступности.
При относительно высоких темпах развития торговой отрасли имеет место неравномерность развития его инфраструктуры в районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Актуальной остается проблема территориальной доступности объектов торговой сферы. В условиях насыщенного рынка основными факторами, лимитирующими уровень потребления населением продуктов питания и материальных благ, выступают платежеспособный спрос и ценовая доступность товаров и услуг.
В новых микрорайонах города ощущается недостаточное количество объектов стационарной торговой сети. Недостаточно развита сеть торговых предприятий современных форматов.
Имеют место факты теневого оборота, проблемой является торговля в не установленных для продажи местах.
Одним из направлений совершенствования инфраструктуры торговой отрасли является развитие на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан объектов придорожного сервиса.
Слабо развивается дистанционная торговля. Основными причинами этого являются низкая компьютерная грамотность большинства населения, недоверие к данной форме торговли, недостаточное развитие транспортной и банковской инфраструктур.
Не завершены процессы структурной перестройки оптового звена торговли продовольственными товарами, направленные на создание цивилизованного конкурентного оптового рынка, который существенно отстает от запросов розничной торговли. В настоящее время потребительский рынок и сфера услуг базируются на разрозненных мелких сетях оптовых посредников, мелкооптовых рынках и многочисленных мелких розничных объектах.
Существует проблема обеспечения доступности торговых объектов для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Решению данной проблемы будет способствовать реализация мер по обеспечению доступа и передвижения инвалидов и других маломобильных граждан на вновь вводимых и действующих предприятиях торговли и общественного питания: оборудование их пандусами, кнопками вызова, лифтами и другим необходимым оборудованием.
Особое внимание необходимо будет уделять сельхозтоваропроизводителям в части предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на розничных рынках и торговых комплексах Уфы. Вопрос создания условий для реализации товаропроизводителями собственной продукции продолжает оставаться приоритетным.
В организации школьного питания также имеются проблемы. При общем охвате питанием более 95% учащихся города Уфы требуются качественные изменения действующей системы. Остро стоит вопрос изготовления и доставки мясных и овощных полуфабрикатов в пищеблоки, имеющих статус "доготовочных". Существенными недостатками в организации питания школьников являются нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека в части организации безопасного, полноценного и сбалансированного питания школьников с учетом их физиологических потребностей в питательных веществах и энергии.
Много нареканий со стороны управления ТУ Роспотребнадзора по РБ вызывают нарушения, связанные с недовыполнением физиологических норм питания учащихся. Так, фактически стоимость завтрака составляет 28 рублей, обеда - 33 рубля. Согласно утвержденному ТУ Роспотребнадзора по РБ меню, где завтрак для детей до 11 лет, в ценах мая 2011 г., должен составлять 43 рубля, обед - 58 рублей. Для школьников старше 11 лет - 53 и 73 рубля соответственно. Налицо нарушение баланса по основным пищевым ингредиентам. Проблема - недостаточное финансирование. В настоящее время депутаты Совета городского округа город Уфа РБ рассматривают возможность увеличения стоимости питания детей в школах до 50 рублей.
Эти суммы, конечно, не решат вопрос выполнения физиологических норм питания, но будут адекватны социальным возможностям родителей, а дети не отдадут предпочтение буфетам вместо горячего питания.
Слабо развит сегмент по оказанию услуг общественного питания населению с невысоким доходом, отмечается недостаток предприятий, предлагающих продукцию средней ценовой категории, специализированных организаций диетического питания, детских и молодежных кафе и т.д.
В целях исправления ситуации на рынке услуг общественного питания необходимо развитие предприятий общественного питания демократичных форматов, семейного типа, организация производства качественных полуфабрикатов и готовых блюд низкой ценовой категории, улучшение школьного питания.
3. Задачи и основные приоритеты развития потребительского рынка
Период 2011-2015 годы следует рассматривать как этап сохранения стабильности на потребительском рынке г. Уфы в условиях последствий экономического кризиса и природных катаклизмов.
Главной целью Программы является разработка благоприятных экономических, организационных и правовых условий для повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов на рынке торговли и общественного питания с учетом интересов населения и органов исполнительной власти г. Уфы. Создание развитой сети предприятий потребительского рынка для наиболее полного обеспечения потребностей населения.
Для достижения основной цели необходимо решение следующих задач:
1. |
Совершенствование инфраструктуры потребительского рынка. |
2. |
Формирование оптимального размещения сети предприятий торговли и общественного питания, обеспечивающего территориальную доступность товаров и услуг во всех районах города на основе Генерального плана городского округа город Уфа РБ и документации по планировке территории, утвержденной в установленном порядке. |
3. |
Привлечение инвестиций в торговую отрасль города. Развитие предприятий современных форматов. |
4. |
Формирование социально ориентированной системы торгового обслуживания, обеспечивающей ценовую доступность товаров и услуг для всех социальных групп населения. |
5. |
Создание условий по доступности предприятий потребительского рынка города для инвалидов и маломобильных граждан. |
6. |
Обеспечение доступности потребительского рынка и прав граждан на безопасность и качество товаров и услуг. |
7. |
Совершенствование форм и методов обслуживания населения. Развитие внемагазинных форм торговли (электронная торговля, торговля по образцам и др.). |
8. |
Координация взаимодействия торговых предприятий и республиканских товаропроизводителей. |
9. |
Создание единой информационной системы внутренней торговли. |
10. |
Развитие оптового звена. |
11. |
Упорядочение нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг. |
12. |
Увеличение количества объектов придорожного торгового сервиса. |
13. |
Совершенствование системы кадрового обеспечения отрасли. |
4. Ожидаемые результаты Программы и целевые индикаторы
Реализация основных направлений Программы позволит обеспечить правовое регулирование основных процессов в сфере потребительского рынка, выработать согласованную политику стабильного развития торговли и общественного питания, направленную на обеспечение качества и безопасности товаров и услуг.
Стратегической целью развития потребительского рынка г. Уфы является удовлетворение потребностей всех слоев населения в доступных и качественных товарах и услугах в цивилизованных формах его организации.
Социальная эффективность Программы обусловлена улучшением здоровья населения, путем повышения качества и безопасности реализуемых товаров и оказываемых услуг, улучшением питания детей в средних общеобразовательных учреждениях и увеличением охвата школьников горячим питанием и т.д.
Размещение нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг, согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг), путем продажи права на их размещение через аукцион приведет к пополнению городского бюджета, равномерному развитию инфраструктуры отрасли.
Развитие интегральных процессов позволит привлечь в развитие инфраструктуры города дополнительные инвестиционные ресурсы, создать дополнительные рабочие места, увеличит бюджетные отчисления.
Совершенствование системы кадрового обеспечения обеспечит наличие на рынке труда специалистов необходимой квалификации.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы
Наименование показателя реализации Программы |
ед. изм. |
Динамика показателя по годам |
|||||
2010 (отчет) |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
Оборот розничной торговли |
млрд. руб. |
300,64 |
312,6 |
325 |
338 |
351 |
366 |
Темп роста оборота розничной торговли в сопоставимых ценах |
% |
104,2 |
104 |
104 |
104 |
104 |
104 |
Оборот общественного питания |
млрд. руб. |
11,180 |
11,4 |
11,7 |
12,2 |
12,7 |
13,2 |
Темп роста оборота общественного питания в сопоставимых ценах |
% |
102,1 |
102 |
103 |
104 |
104 |
104 |
Оборот оптовой торговли |
млрд. руб. |
105 |
109,2 |
113,6 |
118,1 |
122,8 |
127,7 |
Темп роста оборота оптовой торговли в сопоставимых ценах |
% |
нет данных |
104 |
104 |
104 |
104 |
104 |
Общий объем инвестиций в сферу торговли и общественного питания |
млрд. руб. |
2,760 |
9,8 |
3,2 |
9,2 |
10,0 |
3,8 |
Ввод в эксплуатацию торговых площадей |
тыс. кв. м |
93,4 |
176,8 |
108,5 |
210,8 |
269 |
124 |
Количество вновь созданных рабочих мест |
тыс. мест |
1,887 |
4,0 |
3,0 |
2,3 |
3,3 |
3,7 |
Обеспеченность населения площадью торговых объектов |
кв. м на 1000 жителей |
950 |
1100 |
1200 |
1300 |
1400 |
1500 |
5. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация Программы осуществляется за счет смет расходов в пределах средств, утвержденных в бюджете городского округа город Уфа РБ на соответствующий финансовый год, а также внебюджетных источников.
6. Сроки реализации Программы
Срок реализации Программы - 2011-2015 годы без деления на этапы.
7. Система управления реализацией Программы
Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам, целям и направлениям действия исполнителей Программы.
Для обеспечения мониторинга реализации Программы исполнители мероприятий Программы предоставляют в управление потребительского рынка Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан:
- в срок до 15 июля информацию о ходе реализации программных мероприятий по итогам 1 полугодия отчетного года;
- в срок до 20 января следующего за отчетным годом отчет о реализации программных мероприятий.
Управление потребительского рынка Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по результатам мониторинга Программы до 1 февраля следующего за отчетным года представляет сводный отчет о ходе ее выполнения в Государственный комитет Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей.
8. Контроль за реализацией Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляет управление потребительского рынка Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
9. Перечень программных мероприятий
N п/п |
Наименование |
Исполнители |
Срок проведения |
Источники финансирования |
Объем финансирования по годам, тыс. рублей |
Ожидаемый результат Программы |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||||||
1. Совершенствование координации и правового регулирования в сфере потребительского рынка товаров и услуг | ||||||||||
1.1. |
Совершенствование нормативно-правового обеспечения в сфере торговли, внесение необходимых изменений и дополнений в нормативные правовые акты городского округа город Уфа РБ в соответствии с федеральным и республиканским законодательством об основах государственного регулирования торговой деятельности |
Управление потребительского рынка Администрации городского округа город Уфа РБ (далее УПР), Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа РБ (далее Главархитектура) |
по мере необходимости |
Бюджет городского округа город Уфа РБ |
текущее финансирование |
Приведение в соответствие с требованиями федерального и республиканского законодательства. Создание условий для развития торговой деятельности, торговой инфраструктуры потребительского рынка г. Уфы |
||||
1.2. |
Проведение конкурсов (аукционов) на право заключения договоров аренды недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности, в т.ч. и для торговых объектов |
Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа РБ (далее КУМС) |
2011-2015 гг. |
Бюджет городского округа город Уфа РБ |
текущее финансирование |
Повышение эффективности управления недвижимым имуществом, находящимся в муниципальной собственности |
||||
1.3. |
Обеспечение защиты прав потребителей, развитие системы правовой помощи потребителям в случаях нарушения их прав на территории городского округа город Уфа РБ |
Отдел по защите прав потребителей управления по социальной поддержке населения Администрации городского округа город Уфа РБ (далее ОЗПП) |
2011-2015 гг. |
Бюджет городского округа город Уфа РБ |
текущее финансирование |
Обеспечение прав потребителей на приобретение качественных и безопасных товаров |
||||
1.4. |
Принятие мер по повышению уровня заработной платы работников, занятых в сфере торговли, недопущению задолженности по заработной плате и убыточной работы организаций торговли и общественного питания |
предприятия торговой отрасли, УПР |
|
Бюджет городского округа город Уфа РБ |
текущее финансирование |
Повышение благосостояния работников торговой сферы. Развитие предприятий торговой сферы. |
||||
1.5. |
Оказание методической, консультационной и информационной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса |
Управление экономики Администрации городского округа город Уфа РБ, ОЗПП, УПР, отделы (управления) торговли администраций районов городского округа город Уфа РБ (далее отделы торговли районов) |
2011-2015 гг. |
Бюджет городского округа город Уфа РБ |
текущее финансирование |
Развитие малого и среднего предпринимательства, создание благоприятной среды |
||||
1.6. |
Анализ развития торговой отрасли и инфраструктуры объектов потребительского рынка в городском округе город Уфа РБ |
УПР, Главархитектура, отделы торговли районов |
2011-2015 гг. |
Бюджет городского округа город Уфа РБ |
текущее финансирование |
Совершенствование размещения объектов потребительского рынка по территориальной и ценовой доступности товаров и услуг |
||||
1.7. |
Мониторинг открытия новых предприятий торговли, реконструкции и модернизации действующих торговых предприятий |
УПР, отделы торговли районов |
2011-2015 гг. |
Бюджет городского округа город Уфа РБ |
текущее финансирование |
Развитие инфраструктуры торговой отрасли, предприятий современных форматов |
||||
1.8. |
Организация и проведение конкурсов на определение лучшего предприятия потребительского рынка по комплексному оформлению предприятия |
УПР, отделы торговли районов, УКХиБ, ОЗПП, предприятия торговой отрасли |
2011-2015 гг. |
Бюджет городского округа город Уфа РБ |
текущее финансирование |
Повышение качества оказываемых услуг и архитектурного облика столицы Республики Башкортостан |
||||
1.9. |
Благоустройство и комплексное внешнее оформление территорий, прилегающих к объектам торговли, с обустройством необходимых подходов, подъездов, стоянок, специальных приспособлений и устройств для маломобильных граждан, озеленения и освещения |
Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа РБ (далее УКХиБ), Главархитектура, предприятия торговой отрасли |
2011-2015 гг. |
Бюджет городского округа город Уфа РБ |
текущее финансирование |
Приведение к единому современному архитектурному стилю в соответствии с Генеральным планом городского округа город Уфа РБ, обеспечение доступности предприятий торговой отрасли |
||||
1.10. |
Координация деятельности по обеспечению требований технической и антитеррористической безопасности на предприятиях торговой отрасли |
УПР, отделы торговли районов, предприятия торговой отрасли |
2011-2015 гг. |
Бюджет городского округа город Уфа РБ |
текущее финансирование |
Обеспечение технической и антитеррористической безопасности на предприятиях торговой отрасли |
||||
2. Розничная торговля | ||||||||||
2.1. |
Анализ обеспеченности населения площадями торговых объектов |
УПР, Главархитектура, отделы торговли районов |
2011-2015 гг. |
Бюджет городского округа город Уфа РБ |
текущее финансирование |
Достижение установленного норматива минимальной обеспеченности площадями торговых объектов в отдельных районах г. Уфы |
||||
2.2. |
Мониторинг качественного улучшения структуры торговой сети (открытие гипер-, супермаркетов, торговых центров, комплексов, розничных рынков, предприятий современных форматов и т.п.) |
УПР, отделы торговли районов |
2011-2015 гг. |
Бюджет городского округа город Уфа РБ |
текущее финансирование |
Совершенствование размещения объектов потребительского рынка по территориальной и ценовой доступности товаров и услуг |
||||
2.3. |
Размещение нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа РБ путем проведения открытых аукционов |
-//- |
2011-2015 гг. |
Бюджет городского округа город Уфа РБ |
текущее финансирование |
Повышение эффективности использования муниципальных земель и имущества |
||||
2.4. |
Упорядочение торговли на розничных рынках в рамках требований Федерального закона от 30.12.2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках..." |
Управляющие компании розничных рынков, УПР |
2011-2015 гг. |
Бюджет городского округа город Уфа РБ |
текущее финансирование |
Соблюдение требований законодательства, повышение качества оказываемых услуг |
||||
2.5. |
Организация "собственного производства" на предприятиях торговли, развитие магазинов кулинарии и отделов кулинарии |
Предприятия торговой отрасли |
2011-2015 гг. |
Бюджет городского округа город Уфа РБ |
текущее финансирование |
Расширение спектра услуг и обеспечение населения качественными продуктами питания |
||||
2.6. |
Развитие системы дистанционной торговли |
-//- |
2011-2015 гг. |
Бюджет городского округа город Уфа РБ |
текущее финансирование |
Расширение спектра услуг |
||||
3. Общественное питание | ||||||||||
3.1. |
Формирование и развитие общедоступной сети предприятий общественного питания, .ориентированной на различные группы потребителей в зонах наиболее интенсивных торговых потоков и концентрации населения (аэропорты, вокзалы, рынки, торговые комплексы) |
УПР, отделы торговли районов, Главархитектура |
2011-2015 гг. |
Бюджет городского округа город Уфа РБ |
текущее финансирование |
Доступность предприятий общественного питания различным слоям населения |
||||
3.2. |
Анализ обеспеченности населения посадочными местами |
-//- |
2011-2015 гг. |
Бюджет городского округа город Уфа РБ |
текущее финансирование |
Достижение установленного норматива градостроительного проектирования городского округа г. Уфа РБ |
||||
3.3. |
Содействие совершенствованию массового питания в социально значимых предприятиях: в учреждениях дошкольного и школьного воспитания, высших и специальных учебных заведениях и лечебно-профилактических учреждениях |
УПР, отделы торговли районов, Управление образования Администрации городского округа город Уфа РБ (далее УО), Управление здравоохранения Администрации городского округа город Уфа РБ |
2011-2015 гг. |
Бюджет городского округа город Уфа РБ |
текущее финансирование |
Повышение качества и безопасности товаров и предоставляемых услуг |
||||
3.4. |
Совершенствование организации общественного питания, внедрение новых технологий и прогрессивных форм обслуживания населения, развитие сетевых форм организации предприятий общественного питания |
Предприятия общественного питания, УПР, отделы торговли районов |
2011-2013 гг. |
Бюджет городского округа город Уфа РБ |
текущее финансирование |
Повышение качества и безопасности товаров и предоставляемых услуг |
||||
3.5. |
Поддержка развития предприятий общественного питания с традиционными национальными кухнями |
УПР, отделы торговли районов, Главархитектура |
2011-2015 гг. |
Бюджет городского округа город Уфа РБ |
текущее финансирование |
Расширение спектра услуг и обеспечение населения качественными продуктами питания |
||||
3.6. |
Содействие развитию придорожного сервиса |
-//- |
2011-2015 гг. |
Бюджет городского округа город Уфа РБ |
текущее финансирование |
Расширение спектра услуг |
||||
3.7. |
Проведение в рамках городской целевой Программы "Совершенствование организации питания в общеобразовательных учреждениях городского округа город Уфа РБ" реконструкции и капитального ремонта помещений в школьных пищеблоках, замены устаревшего технологического оборудования |
УО, Управление капитального строительства Администрации городского округа город Уфа РБ, УПР, отделы торговли районов |
2011-2015 гг. |
Бюджет городского округа город Уфа РБ |
текущее финансирование |
Обеспечение детей качественными продуктами питания и повышение качества предоставляемых услуг |
||||
3.8. |
Расширение спектра услуг, предоставляемых организациями общественного питания (доставка на дом, в офис, обслуживание вне предприятия и т.д.) |
Предприятия общественного питания, УПР, отделы торговли районов |
2011-2015 гг. |
Бюджет городского округа город Уфа РБ |
текущее финансирование |
Повышение качества предоставляемых услуг |
||||
3.9. |
Организация и проведение городских конкурсов, фестивалей, форумов по кулинарии и торговому сервису. Участие кулинаров Уфы в соответствующих региональных, всероссийских и международных конкурсах |
УПР, отделы торговли районов |
2011-2015 гг. |
Бюджет городского округа город Уфа РБ |
текущее финансирование |
Повышение профессионального мастерства и качества предоставляемых услуг |
||||
4. Оптовая торговля | ||||||||||
4.1. |
Содействие развитию сети крупных объектов оптовой торговли и складской инфраструктуры, предприятий, оказывающих логистические услуги в сфере торговли |
УПР, Главархитектура, отделы торговли районов |
2011-2015 гг. |
Бюджет городского округа город Уфа РБ |
текущее финансирование |
Создание эффективной системы товародвижения |
||||
4.2. |
Взаимодействие оптово-розничных предприятий с предприятиями перерабатывающей промышленности по вопросам обеспечения продовольственной безопасности |
УПР, предприятия торговли, предприятия перерабатывающей промышленности |
2011-2015 гг. |
Бюджет городского округа город Уфа РБ |
текущее финансирование |
Обеспечение продовольственной безопасности. Насыщение потребительского рынка товарами местных производителей |
||||
5. Повышение качества и обеспечение безопасности товаров и услуг | ||||||||||
5.1. |
Оказание содействия в выделении мест для торговли продукцией, произведенной отечественными товаропроизводителями |
УПР, отделы торговли районов, предприятия торговли |
2011-2015 гг. |
Бюджет городского округа город Уфа РБ |
текущее финансирование |
Обеспечение населения качественными товарами отечественных товаропроизводителей. Поддержка субъектов малого и среднего бизнеса |
||||
5.2. |
Организация и проведение сельскохозяйственных ярмарок, ярмарок выходного дня по реализации сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров республиканских товаропроизводителей |
УПР, отделы торговли районов |
2011-2015 гг. |
Бюджет городского округа город Уфа РБ |
текущее финансирование |
Обеспечение населения качественными товарами республиканских товаропроизводителей. Продвижение товаров сельхозтоваропроизводителей. |
||||
5.3. |
Координация мероприятий, направленных на ликвидацию торговли в неустановленных местах |
Управление МВД России по городу Уфе РБ, УПР, отделы торговли районов |
2011-2015 гг. |
Бюджет городского округа город Уфа РБ |
текущее финансирование |
Обеспечение качества и безопасности товаров и услуг |
||||
5.4. |
Расширение масштабов применения франчайзинга на предприятиях торговли и общественного питания |
Предприятия торговой отрасли |
2011-2015 гг. |
Бюджет городского округа город Уфа РБ |
текущее финансирование |
Расширение рынка сбыта и обеспечение качества и безопасности товаров и услуг |
||||
6. Реализация социальной политики в области торговли и общественного питания, повышение экономической доступности товаров | ||||||||||
6.1. |
Развитие организаций розничной торговли и общественного питания, ориентированных на обслуживание малообеспеченных слоев населения |
УПР, отделы торговли районов, предприятия торговой отрасли |
2011-2015 гг. |
Бюджет городского округа город Уфа РБ |
текущее финансирование |
Расширение системы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения |
||||
6.2. |
Координация мероприятий по оснащению действующих и вновь вводимых в эксплуатацию объектов торговли и общественного питания устройствами для доступа инвалидов и других маломобильных групп граждан |
УКХиБ, Главархитектура, УПР, отделы торговли районов, предприятия торговой отрасли |
2011-2015 гг. |
Бюджет городского округа город Уфа РБ |
текущее финансирование |
Доступность предприятий торговли и общественного питания для инвалидов и других маломобильных групп граждан |
||||
6.3. |
Координация мероприятий по развитию системы обслуживания ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним категорий граждан, социально незащищенных категорий граждан с предоставлением скидок на товары и услуги в рамках собственных дисконтных программ предприятий торговой отрасли |
УПР, отделы торговли районов, предприятия торговой отрасли |
2011-2015 гг. |
Бюджет городского округа город Уфа РБ |
текущее финансирование |
Расширение спектра оказываемых услуг и повышение их качества |
||||
6.4. |
Оказание содействия по дальнейшему внедрению дисконтного приложения проекта "Социальная карта Башкортостана" и универсальной электронной карты в организациях розничной торговли |
-//- |
2011-2015 гг. |
Бюджет городского округа город Уфа РБ |
текущее финансирование |
Совершенствование спектра оказываемых услуг |
||||
6.5. |
Оказание содействия по доставке инвалидам и гражданам с ограниченными физическими возможностями товаров, приобретенных на с/х ярмарках |
Администрации районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан |
2011-2015 гг. |
Бюджет городского округа город Уфа РБ |
текущее финансирование |
Совершенствование системы социальной поддержки данной категории граждан |
||||
6.6. |
Мониторинг цен на основные продукты питания на предмет определения экономической доступности товаров для населения |
УПР, отделы торговли районов, предприятия торговой отрасли |
2011-2015 гг. |
Бюджет городского округа город Уфа РБ |
текущее финансирование |
Определение экономической доступности товаров для населения |
||||
7. Информационное обеспечение торговли | ||||||||||
7.1. |
Внедрение современных информационно- коммуникационных технологий: создание доступных баз данных, содержащих широкий спектр информации о состоянии и перспективах развития торговой отрасли городского округа город Уфа Республики Башкортостан |
УПР, отделы торговли районов |
2011-2015 гг. |
Бюджет городского округа город Уфа РБ |
текущее финансирование |
Повышение уровня информированности субъектов малого и среднего предпринимательства, населения города Уфы |
||||
7.2. |
Формирование и ведение Торгового реестра субъектов торговой деятельности и торговых объектов городского округа город Уфа Республики Башкортостан |
-//- |
2011-2015 гг. |
Бюджет городского округа город Уфа РБ |
текущее финансирование |
Создание единого информационного пространства, базы данных хозяйствующих субъектов, торговых объектов |
||||
8. Обеспечение занятости и кадровое обеспечение отрасли | ||||||||||
8.1. |
Совершенствование профессионального мастерства - проведение различных чемпионатов, смотров-конкурсов и фестивалей |
УПР, отделы торговли районов |
2011-2015 гг. |
Бюджет городского округа город Уфа РБ |
текущее финансирование |
Повышение уровня профессионального мастерства и имиджа рабочих профессий отрасли |
||||
8.2. |
Сохранение и создание новых рабочих мест на предприятиях торговли и общественного питания |
предприятия торговой отрасли |
2011-2015 гг. |
Бюджет городского округа город Уфа РБ |
текущее финансирование |
Развитие предприятий торговой сферы, повышение конкуренции |
||||
8.3. |
Оказание содействия отраслевым образовательным учреждениям в проведении обучающих семинаров, курсов повышения квалификации |
УПР, отраслевые образовательные учреждения (по согласованию), предприятия торговой отрасли |
2011-2015 гг. |
Бюджет городского округа город Уфа РБ |
текущее финансирование |
Повышение уровня профессионального образования работников торговой сферы |
||||
8.4. |
Взаимодействие с субъектами Российской Федерации по обмену опытом развития стабильного потребительского рынка |
УПР, отделы торговли районов, предприятия торговой отрасли |
2011-2015 гг. |
Бюджет городского округа город Уфа РБ |
текущее финансирование |
Повышение уровня профессионального мастерства работников торговой сферы |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.