В целях развития системы социального обслуживания семей, воспитывающих детей-инвалидов, Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую программу "Омот (Надежда)" на 2011-2013 годы (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.
3. Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан при разработке проекта бюджета Республики Башкортостан на очередной финансовый год в установленном порядке подавать заявки на финансирование мероприятий Программы.
4. Мероприятия и объем финансирования Программы подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета Республики Башкортостан и объема выделенных грантов из Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в качестве софинансирования.
Исполняющий обязанности |
Р.З. Хамитов |
Республиканская программа "Омот (Надежда)" на 2011-2013 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан
от 18 мая 2011 г. N 162)
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Республиканская программа "Омот (Надежда)" на 2011-2013 годы |
Основание для разработки Программы |
Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 6 октября 2010 года N 1097-р |
Государственный заказчик Программы |
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан |
Орган управления Программой |
Межведомственный совет по вопросам охраны семьи, материнства, отцовства и детства при Правительстве Республики Башкортостан |
Основные разработчики и исполнители Программы |
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан; государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения Серафимовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей; Министерство образования Республики Башкортостан; Министерство здравоохранения Республики Башкортостан; Министерство связи и массовых коммуникаций Республики Башкортостан; Министерство культуры Республики Башкортостан; государственные учреждения психолого-медико-педагогические комиссии Республики Башкортостан; Башкирское республиканское отделение Общероссийского общественного фонда "Российский детский фонд" (по согласованию); федеральное государственное учреждение Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан (по согласованию); администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан (по согласованию); государственные учреждения социального обслуживания населения районов и городов Республики Башкортостан; государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Башкортостан |
Срок реализации Программы |
2011-2013 годы |
Цель и задачи Программы |
Цель: развитие потенциала умственно отсталых детей путем создания условий для их социализации, самореализации, преодоления социальной изолированности и успешного воспитания в семье |
Задачи: создание на базе государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения Серафимовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей профессиональной службы сопровождения и реабилитации семей, воспитывающих умственно отсталых детей; обеспечение подготовки детей с умственной отсталостью к самостоятельной жизни, формирование у них навыков самообслуживания, социокультурных и трудовых навыков посредством развития потенциала семьи, обучения родителей эффективным формам реабилитации, воспитания и обучения детей с умственной отсталостью; формирование в обществе толерантного отношения к умственно отсталым детям, повышение эффективности деятельности республиканских органов исполнительной власти, организаций и общественности в решении проблем детей-инвалидов, привлечение общественности к решению заявленных проблем, создание условий для развития общественных организаций и объединений родителей, воспитывающих умственно отсталых детей | |
Целевые группы, на которые направлена реализация Программы |
Дети с умственной отсталостью, в том числе проживающие в учреждениях интернатного типа для детей-инвалидов; семьи, воспитывающие детей с умственной отсталостью |
Перечень основных мероприятий Программы |
Проведение мониторинга семей, воспитывающих умственно отсталых детей, и выявление потребностей этих семей в реабилитационных услугах; создание единой республиканской базы данных об умственно отсталых детях; организация работы "социальной поликлиники" для обслуживания отдаленных районов Республики Башкортостан; разработка схемы межведомственного взаимодействия по реализации индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов в условиях семейного воспитания; создание службы профессионального сопровождения и реабилитации семей, воспитывающих умственно отсталых детей; открытие и материально-техническое оснащение отделения временного пребывания умственно отсталых детей, воспитывающихся в семьях, на базе государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения Серафимовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей; разработка, утверждение и реализация специализированных программ и технологий реабилитации детей-инвалидов в зависимости от ограничений их возможностей и возраста; создание соответствующей методической базы и повышение профессиональной компетентности специалистов, занимающихся реабилитацией детей-инвалидов; создание системы наблюдения специалистами психолого-медико-педагогических комиссий детей с умственной отсталостью для решения вопроса о возможности их обучения в общеобразовательных учреждениях; создание в государственном стационарном учреждении социального обслуживания системы социальной защиты населения Серафимовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей условий для социально-бытовой реабилитации и социальной адаптации умственно отсталых детей (организация работы мастерских, комнаты бытового обслуживания); обучение родителей основам коррекции речевых и двигательных нарушений у детей-инвалидов, организации для них реабилитационного пространства вне учреждений социального обслуживания; организация творческих и профориентационных мероприятий с участием детей-инвалидов и их родителей, в том числе мероприятий по обучению новым формам занятости и самозанятости родителей; обеспечение оздоровления и отдыха детей-инвалидов путем организации специализированных заездов типа "Мать и дитя"; проведение культурно-массовых мероприятий с участием семей, воспитывающих умственно отсталых детей; создание условий для расширения социальных контактов и форм взаимодействия семей, воспитывающих умственно отсталых детей, объединения таких семей в группы взаимной поддержки и обмена опытом; организация для родителей умственно отсталых детей лекций, семинаров, мастер-классов по вопросам воспитания и социальной реабилитации детей с умственной отсталостью, разработка соответствующих информационно-методических материалов; создание дневных групп социально-бытовой адаптации детей с умственной отсталостью "Школа добра и радости" в реабилитационных учреждениях социального обслуживания населения; освещение средствами массовой информации хода реализации Программы; развитие и поддержка Интернет-сайта государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения Серафимовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей, организация на этом сайте Интернет-форума для родителей умственно отсталых детей; создание информационной базы (выпуск буклетов, журналов, газет, публикация статей) о предоставлении услуг по реабилитации умственно отсталых детей; развитие сотрудничества и социального партнерства в области решения проблем детей-инвалидов, обмен опытом и координация деятельности специалистов, занимающихся реабилитацией детей-инвалидов; привлечение общественных организаций и волонтеров к реализации Программы и совместных проектов |
Объем и источники финансирования Программы |
Планируемый объем финансирования Программы - 23050,000 тыс. рублей, в том числе: средства бюджета Республики Башкортостан - 16160,220 тыс. рублей, из них по годам: 2011 год - 9176,655 тыс. рублей; 2012 год - 4075,435 тыс. рублей; 2013 год - 2908,130 тыс. рублей; средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (грант) - 6889,780 тыс. рублей, из них по годам: 2011 год - 3932,790 тыс. рублей; 2012 год - 1724,940 тыс. рублей; 2013 год - 1232,050 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Создание условий для максимальной социальной адаптации детей с умственной отсталостью; повышение эффективности воспитания детей с умственной отсталостью и развитие их потенциала; овладение детьми-инвалидами знаниями, умениями и навыками, необходимыми для самообслуживания и самостоятельного проживания (перевод III степени ограничения способности к самообслуживанию умственно отсталых детей во II степень ограничения); развитие потенциала семей, воспитывающих детей с умственной отсталостью, путем создания условий для их эффективной социализации и социальной адаптации, повышения доступности практической помощи социального, правового, психологического и медицинского характера; повышение уровня грамотности родителей по вопросам воспитания детей с умственной отсталостью, их реабилитации, организации профессиональной и досуговой деятельности; увеличение численности родителей детей-инвалидов, участвующих в реализации Программы и возобновивших трудовую деятельность; повышение уровня социальной активности родителей детей-инвалидов, расширение социальных контактов и форм взаимодействия семей с детьми-инвалидами, объединение таких семей в группы взаимной поддержки, обмен соответствующим опытом; расширение возможности профессиональной самореализации родителей детей с умственной отсталостью; привлечение внимания общественности к проблемам детей-инвалидов; улучшение качества предоставления услуг семьям, воспитывающим детей с умственной отсталостью, посредством повышения профессионального уровня специалистов, занимающихся вопросами социальной реабилитации детей-инвалидов |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Проблема детской инвалидности актуальна во всем мире. Инвалидность у детей определяется значительным ограничением жизнедеятельности, приводящим к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, контролю за своим поведением, трудовой деятельности в будущем.
По данным статистики, в Российской Федерации за последние 20 лет уровень инвалидности с детства увеличился более чем в 3,6 раза и согласно прогнозам будет увеличиваться в дальнейшем.
В настоящее время общая численность детей-инвалидов в Российской Федерации составляет 545,0 тыс. человек, в Республике Башкортостан - 13,7 тыс. человек (в 2008 году в Российской Федерации - 506,6 тыс. человек, в Республике Башкортостан - 13,2 тыс. человек).
Численность детей-инвалидов в Республике Башкортостан
(по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан)
Основными заболеваниями, вызывающими детскую инвалидность, по данным Детского фонда ООН за 2008 год, являются психические расстройства, заболевания нервной системы, врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения (70,6% детей-инвалидов).
Структура детской инвалидности по причине различных заболеваний выглядит следующим образом:
психические расстройства - 26,28%;
врожденные аномалии и хромосомные нарушения - 22,67%;
болезни нервной системы - 21,64%;
болезни уха - 5,93%;
болезни эндокринной системы - 5,77%;
болезни глаза - 4,51%;
болезни костно-мышечной системы - 3,18%;
новообразования - 3,00%;
болезни крови и системы кровообращения - 1,74%;
болезни мочеполовой системы - 1,32%;
болезни органов дыхания - 1,10%;
травмы - 0,97%;
болезни органов пищеварения - 0,70%;
инфекционные и паразитарные инфекции - 0,58%;
болезни кожи - 0,51%;
другие заболевания - 0,09%.
Как правило, дети, признанные инвалидами вследствие психических расстройств, нервных заболеваний, хромосомных нарушений, имеют разные степени умственной отсталости.
Главным отличием развития детей с умственной отсталостью является более позднее формирование и замедленное развитие у них некоторых структур психической деятельности. Однако за счет сформированности социокультурных навыков, достижения достаточного уровня самообслуживания дети-инвалиды способны компенсировать ограничения жизнедеятельности. Это во многом зависит от помощи, которую ребенок с умственной отсталостью получает со стороны окружающих взрослых, а также от его включенности в процессы развивающего обучения и воспитания, социальной и психолого-педагогической реабилитации и коррекции.
Большинство детей-инвалидов воспитываются в семьях, и лишь треть из них - в учреждениях интернатного типа. В Республике Башкортостан социальное обслуживание умственно отсталых детей осуществляет государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения Серафимовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей (далее - Детский дом-интернат). В нем функционируют 460 койко-мест, на полном государственном обеспечении на постоянной основе проживают дети-инвалиды, страдающие глубокой умственной отсталостью, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном уходе и наблюдении.
Состояние психического статуса детей-инвалидов, наличие серьезных физических недостатков, что предопределяет необходимость постоянных посторонних ухода и наблюдения, не позволяют таким детям проживать самостоятельно, и поэтому после достижения возраста 18 лет они переводятся в стационарные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов - психоневрологические интернаты и дома-интернаты для престарелых и инвалидов.
Таким образом, судьба детей с тяжелыми формами умственной отсталости, воспитывающихся в детских домах-интернатах, как правило, предопределена.
Однако есть категория детей с легкой степенью умственной отсталости, с сохранным интеллектом. Именно такие дети воспитываются в семьях, поэтому успех их развития и социализации во многом зависит от отношения к ним родителей и ближайшего окружения.
Особое значение в социализации умственно отсталого ребенка имеет его полноценная подготовка к жизни. Генеральной Ассамблеей ООН еще в 1971 году была принята Декларация о правах умственно отсталых лиц, в которой особо оговорены их права продуктивно трудиться в меру своих возможностей, получать за это материальное вознаграждение. Чтобы воспользоваться этими правами умственно отсталый ребенок должен быть достаточно хорошо подготовлен к жизни в условиях домашнего воспитания, обучения в школе или интернате. В этой связи проблема социальной реабилитации умственно отсталых детей особо актуальна.
Проблемы семьи, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, возникают с момента его рождения и проявляются в различных сферах жизни, в том числе во взаимоотношениях социума и ребенка. В эти взаимоотношения включаются и близкие ребенка: родители, другие члены семьи, опекуны.
На сегодняшний день проблемы семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, рассматриваются в большинстве случаев через призму проблем самого ребенка - из поля зрения исключаются, как правило, его родители. Хотя они изначально оказываются в тяжелой жизненной ситуации: испытывают психологические, социальные, экономические трудности. Особые трудности в процессе воспитания аномального ребенка вызывают искаженные родительские установки, его социальная изолированность, неправильное отношение к нему общественности.
Цели реабилитационной работы с умственно отсталыми детьми - их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности таких детей и учитывая специфику развития их психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки для максимального обеспечения самостоятельной жизни.
У умственно отсталого ребенка имеется значительный резерв здоровых, не затронутых патологическим процессом задатков. С учетом этого главной задачей, стоящей перед родителями и педагогами, является не преодоление дефектов, а прежде всего, развитие тех компенсаторных возможностей ребенка, которые могут дать максимальный эффект, позволяющий инвалиду адаптироваться к общественной среде.
Особое место в процессе интеграции ребенка-инвалида в общество занимает трудовая деятельность. В этой связи одним из вопросов, требующих внимания при воспитании детей с умственной отсталостью, является их трудовое обучение и подготовка к посильному труду. При этом посредством обучения детей с умственной отсталостью и их родителей ремесленным занятиям и прикладному творчеству возможно решение проблемы самозанятости неработающих родителей детей-инвалидов.
Альтернативой полному отказу родителей от воспитания умственно отсталых детей может стать их временное помещение в специализированное учреждение, в котором детям будут обеспечены соответствующие уход и помощь. Срок временного пребывания может быть ограничен желанием родителей: дневной стационар, "пятидневка" и др.
Учитывая остроту обозначенных проблем, необходимы создание службы профессионального сопровождения семей, воспитывающих умственно отсталых детей, а также принятие и реализация республиканской программы "Омот (Надежда)" на 2011-2013 годы (далее - Программа).
2. Цель и задачи Программы
Основная цель Программы - развитие потенциала умственно отсталых детей путем создания условий для их социализации, самореализации, преодоления социальной изолированности и успешного воспитания в семье.
Достижение названной цели предусматривает решение следующих задач:
создание на базе Детского дома-интерната профессиональной службы сопровождения и реабилитации семей, воспитывающих умственно отсталых детей;
обеспечение подготовки детей с умственной отсталостью к самостоятельной жизни, формирование у них навыков самообслуживания, социокультурных и трудовых навыков посредством развития потенциала семьи, обучения родителей эффективным формам реабилитации, воспитания и обучения детей с умственной отсталостью;
формирование в обществе толерантного отношения к умственно отсталым детям, повышение эффективности деятельности республиканских органов исполнительной власти, организаций и общественности в решении проблем детей-инвалидов, привлечение общественности к решению заявленных проблем, создание условий для развития общественных организаций и объединений родителей, воспитывающих умственно отсталых детей.
3. Срок реализации Программы
Программа реализуется в течение 2011-2013 годов без деления на этапы.
4. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты их реализации
Мероприятия Программы осуществляются в рамках решения поставленных задач, связанных между собой по срокам и исполнителям.
В рамках Программы предполагается проведение реабилитационных мероприятий по следующим направлениям:
социально-бытовая и частично трудовая реабилитация и адаптация детей с умственной отсталостью;
коррекция психического здоровья детей-инвалидов;
физическое воспитание умственно отсталых детей;
коррекция речевых нарушений у детей-инвалидов;
проведение профилактических оздоровительных мероприятий для детей-инвалидов.
Также важно выявление семей, воспитывающих умственно отсталых детей, изучение характера их потребностей, определение объема необходимой помощи и условий реабилитации и в конечном итоге создание базы данных семей указанной категории.
В целях обеспечения доступности социально-правовых услуг семьям с умственно отсталыми детьми, проживающим в отдаленных районах республики, оказания им консультативной юридической помощи актуальна организация работы выездной бригады специалистов - выездной "социальной поликлиники" и передвижного диагностического комплекса.
Немаловажным является профессиональное сопровождение реализации индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов на всех ее этапах, особенно на втором этапе, когда ребенок реабилитируется в домашних условиях.
Одним из главных условий успешной реабилитации семей с умственно отсталыми детьми является разработка специализированных программ и технологий реабилитации таких детей в зависимости от ограничений их возможностей и возраста.
Профессиональная компетентность специалистов, занимающихся реабилитацией детей-инвалидов, - безусловный залог положительных результатов данной работы. В рамках Программы предполагаются повышение профессионального уровня таких специалистов и создание соответствующей методической базы, фонда тематических научно-методической литературы и дидактического материала.
Институт семьи зачастую не используется для включения умственно отсталых детей в самостоятельную жизнь. В то же время родители больного ребенка остаются с ним в течение всей его жизни и в той или иной мере, правильно или неправильно осуществляют его социально-культурную адаптацию. В этой связи считаем нужным вооружить родителей соответствующими знаниями и умениями. Речь идет об организации грамотного реабилитационного сопровождения ребенка и его семьи, оказании помощи родителям в вопросах воспитания, обучения и социальной адаптации детей-инвалидов.
В целях обеспечения семейного отдыха в сочетании с интенсивной реабилитацией детей-инвалидов в рамках Программы планируется осуществление специализированных заездов типа "Мать и дитя" в государственном автономном учреждении Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями г. Кумертау.
Для эффективной социальной реабилитации детей-инвалидов предусматриваются привлечение общественности к решению проблем семей, воспитывающих умственно отсталых детей, создание клубов, сообществ с участием родителей, формирование у них мотивации для установления тесного контакта со специалистами реабилитационных учреждений.
Значимым является и решение вопроса совместной трудовой деятельности родителей и детей-инвалидов. В рамках Программы заявлены мероприятия по их профессиональной ориентации, совместному обучению ремеслам.
В целях повышения социально-психологической грамотности родителей предусмотрено проведение лекций, семинаров и мастер-классов по вопросам формирования оптимальных моделей внутрисемейного взаимодействия и воспитания ребенка с отклонениями в развитии.
Кроме того, в рамках Программы предполагается создание групп дневного пребывания детей с умственной отсталостью в отделениях реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями "Школа добра и радости" учреждений социального обслуживания населения по месту проживания семьи.
В целях оптимального информационного сопровождения реализации Программы необходимо соответствующее информирование населения республики, активное привлечение к этому средств массовой информации.
Для организации интерактивного общения семей, воспитывающих детей с умственной отсталостью, намечено создание Интернет-форума на сайте Детского дома-интерната.
Проведение конференций, семинаров, круглых столов по вопросам социальной реабилитации детей с умственной отсталостью с привлечением специалистов различной ведомственной принадлежности будет способствовать обмену опытом таких специалистов, развитию сотрудничества и социального партнерства в области решения проблем детей-инвалидов и их семей.
К реализации Программы и других соответствующих проектов планируется привлечь общественные организации и волонтеров.
Ожидаемые результаты реализации программных мероприятий
|
|
(человек) |
||
N п/п |
Показатель эффективности реализации Программы |
Изменение показателя в ходе реализации Программы по годам |
||
2011 |
2012 |
2013 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Перевод III степени ограничения способности к самообслуживанию умственно отсталых детей во II степень ограничения |
10 |
12 |
15 |
2 |
Численность родителей, имеющих детей-инвалидов и прошедших обучение по вопросам их реабилитации |
30 |
50 |
50 |
3 |
Численность детей, переведенных из Детского дома-интерната на воспитание в коррекционные образовательные учреждения (группы) |
10 |
15 |
15 |
4 |
Численность родителей детей-инвалидов, участвующих в реализации Программы и возобновивших трудовую деятельность |
6 |
8 |
10 |
В результате реализации Программы прогнозируются:
снижение остроты проблемы социального обслуживания и воспитания детей с умственной отсталостью благодаря организации грамотного социально-педагогического и медицинского сопровождения их семей;
облегчение процесса социализации и снижение степени дезадаптации детей с умственной отсталостью;
повышение социально-психологической грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения данной категории детей;
снижение числа безработных родителей, занятых воспитанием умственно отсталых детей.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы предусматривается за счет средств бюджета Республики Башкортостан и Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд), в порядке софинансирования.
Затраты на реализацию Программы за счет средств всех источников финансирования составляют 23050,000 тыс. рублей, в том числе:
а) за счет средств бюджета Республики Башкортостан - 16160,220 тыс. рублей, из них по годам:
2011 год - 9176,655 тыс. рублей;
2012 год - 4075,435 тыс. рублей;
2013 год - 2908,130 тыс. рублей;
б) за счет средств Фонда - 6889,780 тыс. рублей, из них по годам:
2011 год - 3932,790 тыс. рублей;
2012 год - 1724,940 тыс. рублей;
2013 год - 1232,050 тыс. рублей
Средства Фонда перечисляются на внебюджетный счет одного из исполнителей Программы - Детского дома-интерната.
Отчет об использовании средств бюджета Республики Башкортостан и средств Фонда запрашивается и рассматривается Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, а также Межведомственным советом при Правительстве Республики Башкортостан по вопросам охраны семьи, материнства, отцовства и детства.
Кроме того, для реализации мероприятий Программы и оказания помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, будут приняты меры по привлечению спонсорских и благотворительных средств.
6. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Государственным заказчиком Программы является Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.
Государственными заказчиками - соисполнителями Программы являются:
Детский дом-интернат;
Министерство образования Республики Башкортостан;
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан;
государственные учреждения психолого-медико-педагогические комиссии Республики Башкортостан;
Башкирское республиканское отделение Общероссийского общественного фонда "Российский детский фонд" (по согласованию);
федеральное государственное учреждение Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан (по согласованию);
администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан (по согласованию);
государственные учреждения социального обслуживания населения районов и городов Республики Башкортостан;
государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Башкортостан.
Соисполнители Программы с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств ежегодно уточняют целевые индикаторы и показатели, а также механизм реализации Программы, объемы финансирования и состав ее исполнителей.
Общее руководство, текущее управление и контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Межведомственный совет при Правительстве Республики Башкортостан по вопросам охраны семьи, материнства, отцовства и детства.
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в ходе реализации Программы:
разрабатывает в пределах своей компетенции проекты необходимых нормативных правовых актов;
проводит анализ и готовит предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов Программы;
на основании предложений разработчиков - соисполнителей Программы ежегодно подготавливает в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий Программы на очередной финансовый год.
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан совместно с соисполнителями Программы проводит ежеквартальный мониторинг реализации Программы по ее показателям, готовит и представляет в установленном порядке справочно-аналитическую информацию и ежегодные доклады о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств в Фонд и в орган управления Программой.
Вероятные риски невыполнения мероприятий Программы связаны со следующими факторами:
отказ семей с низким стремлением изменить ситуацию в лучшую сторону от предложенной помощи и содействия в решении проблем, связанных с воспитанием детей-инвалидов;
увеличение числа детей с умственной отсталостью и семей, воспитывающих таких детей, в связи с ухудшением экологической обстановки, состояния здоровья и высоким уровнем заболеваний населения;
недостаточная квалификация специалистов, занимающихся вопросами реабилитации детей с умственной отсталостью;
низкая эффективность взаимодействия республиканских органов исполнительной власти, организаций и общественности, участвующих в реализации Программы;
недостаточный охват семей, воспитывающих детей-инвалидов, службой профессионального сопровождения;
несовершенство системы инклюзивного образования детей с умственной отсталостью, неготовность образовательных учреждений к приему детей данной категории.
7. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы производится на основании анализа ежегодных информационно-аналитических материалов, сравнения результатов.
Динамика показателей реализации Программы
N п/п |
Показатели реализации Программы |
Единица измерения |
Исходное значение |
Динамика показателя в ходе реализации Программы (рост) по годам |
||
2011 |
2012 |
2013 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Численность умственно отсталых детей, у которых III степень ограничения способности к самообслуживанию переведена во II степень ограничения |
человек |
- |
10 |
12 |
15 |
2 |
Удельный вес родителей, прошедших обучение по вопросам реабилитации детей-инвалидов, в общем количестве родителей детей-инвалидов |
% |
27 |
35 |
40 |
45 |
3 |
Численность детей-инвалидов, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа для детей-инвалидов системы социальной защиты населения, получивших подготовку к самообслуживанию в быту и посильной трудовой занятости |
человек |
125 |
145 |
160 |
170 |
4 |
Удельный вес детей-инвалидов, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа для детей-инвалидов системы социальной защиты населения, получивших подготовку к самообслуживанию в быту и посильной трудовой занятости, в общей численности детей-инвалидов, воспитывающихся в данных учреждениях |
% |
25 |
29 |
32 |
34 |
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит получить следующие результаты:
повышение эффективности развития, воспитания и обучения детей с умственной отсталостью путем создания системы профессионального сопровождения семей, воспитывающих таких детей;
овладение детьми-инвалидами знаниями, умениями и навыками, необходимыми для самообслуживания и самостоятельного проживания;
профилактика отказов родителей от детей-инвалидов и создание условий для реализации прав детей-инвалидов жить и воспитываться в семье;
развитие потенциала семей, воспитывающих детей с умственной отсталостью, путем создания условий для их эффективной социализации и адаптации в обществе, повышения доступности практической помощи социального, правового, психологического и медицинского характера таким семьям;
повышение уровня социально-психологической грамотности семей по вопросам воспитания детей с умственной отсталостью, организации их реабилитации, профессиональной и досуговой деятельности;
повышение уровня социальной активности родителей детей-инвалидов, расширение социальных контактов и форм взаимодействия таких семей, создание условий для их объединения в группы взаимной поддержки, обмена опытом по вопросам реабилитации, обучения и воспитания детей-инвалидов;
расширение возможностей профессиональной самореализации родителей, воспитывающих детей с умственной отсталостью;
привлечение внимания общественности к проблемам детей-инвалидов;
улучшение качества предоставления услуг семьям, воспитывающим детей-инвалидов, посредством повышения профессионального уровня специалистов, занимающихся вопросами социальной реабилитации детей-инвалидов.
8. Система программных мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятия |
Исполнитель |
Срок (годы) |
Объем финансирования с указанием его источников (тыс. рублей) |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
||||||
Всего |
в том числе по годам: |
||||||||||
2011 |
2012 |
2013 |
|||||||||
бюджет РБ |
средства Фонда |
бюджет РБ |
средства Фонда |
бюджет РБ |
средства Фонда |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1. Создание на базе Детского дома-интерната профессиональной службы сопровождения и реабилитации семей, воспитывающих умственно отсталых детей | |||||||||||
1.1 |
Проведение мониторинга семей, воспитывающих умственно отсталых детей, и выявление потребностей этих семей в реабилитационных услугах |
Минтруд РБ; Детский дом-интернат; учреждения социального обслуживания населения РБ; общественные объединения (по согласованию) |
2011-2013 |
310,000 |
100,000 |
0 |
110,000 |
0 |
100,000 |
0 |
выявление социально-психолого-педагогических потребностей родителей, воспитывающих детей с умственной отсталостью |
1.2 |
Создание республиканской базы данных о семьях, воспитывающих умственно отсталых детей |
Минтруд РБ; Детский дом-интернат; учреждения социального обслуживания населения РБ; администрации МР и ГО РБ (по согласованию) |
2011-2013 |
58,000 |
58,000 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
создание единого информационного поля для учета семей, воспитывающих детей с умственной отсталостью |
1.3 |
Организация работы "социальной поликлиники" для обслуживания отдаленных районов Республики Башкортостан |
Минтруд РБ; Детский дом-интернат; учреждения социального обслуживания населения РБ; администрации МР и ГО РБ (по согласованию) |
2011-2013 |
1012,000 |
0 |
1012,000 |
0 |
0 |
0 |
0 |
оказание консультативной юридической помощи родителям, воспитывающим умственно отсталых детей; ежегодное обследование 1000 семей, воспитывающих детей-инвалидов, в том числе 150 семей детей, находящихся на воспитании в Детском доме-интернате |
1.4 |
Разработка схемы межведомственного взаимодействия по реализации индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов в условиях семейного воспитания |
Минтруд РБ; Минздрав РБ; Минобразования РБ; ПМПК |
2011-2013 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
координация деятельности учреждений, оказывающих услуги по социальной реабилитации детей-инвалидов |
1.5 |
Создание службы профессионального сопровождения и реабилитации семей, воспитывающих умственно отсталых детей. Открытие и материально-техническое оснащение отделения временного пребывания умственно отсталых детей, воспитывающихся в семьях, на базе Детского дома-интерната, |
Минтруд РБ; Детский дом-интернат |
2011-2013 |
15626,590 |
6003,560 |
2856,790 |
2462,620 |
1511,940 |
2308,630 |
483,050 |
ежегодная комплексная реабилитация более 400 детей-инвалидов и их семей |
в том числе за счет средств бюджета РБ, предусмотренных в смете расходов на содержание Детского дома-интерната |
6885,360 |
2295,120 |
|
2295,120 |
|
2295,120 |
|
||||
1.6 |
Разработка, утверждение и реализация специализированных программ и технологий реабилитации детей-инвалидов в зависимости от ограничений их возможностей и возраста |
Минтруд РБ; Детский дом-интернат; ИРО |
2011-2013 |
150,000 |
50,000 |
0 |
0 |
50,000 |
0 |
50,000 |
использование новых технологий и методов реабилитации детей-инвалидов; обучение 15 детей-инвалидов основам самостоятельного передвижения, устойчивой осанке, сохранению позы |
1.7 |
Создание соответствующей методической базы и повышение профессиональной компетентности специалистов, занимающихся реабилитацией детей-инвалидов |
Минтруд РБ; Детский дом-интернат |
2011-2013 |
460,000 |
180,000 |
0 |
0 |
140,000 |
0 |
140,000 |
формирование фонда тематических научно-методической литературы и дидактического материала для специалистов, занимающихся реабилитацией детей-инвалидов; обучение таких специалистов новым технологиям и методам реабилитации детей-инвалидов |
1.8 |
Создание системы наблюдения специалистами психолого-медико-педагогических комиссий детей с умственной отсталостью для решения вопроса о возможности их обучения в общеобразовательных учреждениях |
ПМПК; Детский дом-интернат |
2011-2013 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
оценка эффективности реализации Программы; выявления сильных и слабых мест в реабилитации детей-инвалидов |
2. Обеспечение подготовки детей с умственной отсталостью к самостоятельной жизни, формирование у них навыков самообслуживания, социокультурных и трудовых навыков посредством развития потенциала семьи, обучения родителей эффективным формам реабилитации, воспитания и обучения детей с умственной отсталостью | |||||||||||
2.1 |
Создание в Детском доме-интернате условий для социально-бытовой реабилитации и социальной адаптации умственно отсталых детей (организация работы мастерских, комнаты бытового обслуживания) |
Минтруд РБ; Детский дом-интернат |
2011-2013 |
2029,365 |
1435,495 |
0 |
124,870 |
0 |
0 |
469,000 |
снижение социальной дезадаптации детей-инвалидов путем формирования у них навыков бытового самообслуживания, трудовых навыков; создание 20 рабочих мест для обучения детей-инвалидов и их родителей навыкам работы на столярном, швейном, вязальном оборудовании в целях их дальнейшей занятости и самозанятости |
2.2 |
Обучение родителей основам коррекции речевых и двигательных нарушений у детей-инвалидов, организации для них реабилитационного пространства вне учреждений социального обслуживания |
Минтруд РБ; Детский дом-интернат |
2011-2013 |
2394,045 |
1039,600 |
|
1057,945 |
0 |
296,500 |
0 |
оборудование игровых комнат, спортивного зала, игровых площадок на открытом воздухе для детей-инвалидов; формирование у их родителей навыков проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях |
2.3 |
Организация творческих и профориентационных мероприятий с участием детей-инвалидов и их родителей, в том числе мероприятий по обучению новым формам занятости и самозанятости родителей |
Минтруд РБ; Детский дом-интернат; Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями |
2011-2013 |
50,000 |
0 |
0 |
50,000 |
0 |
0 |
0 |
профориентационная работа с детьми-инвалидами и их родителями, создание предпосылок для их совместной трудовой деятельности, занятости и самозанятости; ежегодное обучение 20 родителей детей-инвалидов новым профессиям |
2.4 |
Обеспечение оздоровления и отдыха детей-инвалидов путем организации специализированных заездов типа "Мать и дитя" |
Минтруд РБ; Детский дом-интернат; Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями г. Кумертау |
2011-2013 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
организация отдыха семей с детьми-инвалидами, создание групп взаимной поддержки родителей детей-инвалидов; ежегодное направление 10 детей-инвалидов с родителями на специализированный курс реабилитации и психологических тренингов по формированию стрессоустойчивости личности, гармоничных отношений родителей с детьми-инвалидами |
2.5 |
Проведение культурно-массовых мероприятий с участием семей, воспитывающих умственно отсталых детей |
Минтруд РБ; Детский дом-интернат; учреждения социального обслуживания населения РБ; Башкирское республиканское отделение Общероссийского общественного фонда "Российский детский фонд" (по согласованию) |
2011-2013 |
167,000 |
20,000 |
64,000 |
40,000 |
0 |
43,000 |
0 |
социокультурная реабилитация 40 детей-инвалидов, в том числе 20 воспитанников Детского дома-интерната (ежегодно); привлечение общественности к решению проблем семей, воспитывающих умственно отсталых детей |
2.6 |
Создание условий для расширения социальных контактов и форм взаимодействия семей, воспитывающих умственно отсталых детей, объединения таких семей, в группы взаимной поддержки и обмена опытом |
Детский дом-интернат |
2011-2013 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
повышение социальной активности родителей детей-инвалидов; облегчение процесса социализации и снижение степени дезадаптации детей с умственной отсталостью |
2.7 |
Организация для родителей умственно отсталых детей лекций, семинаров, мастер-классов по вопросам воспитания и социальной реабилитации детей с умственной отсталостью, разработка соответствующих информационно-методических материалов |
Минтруд РБ; Детский дом-интернат; Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями |
2011-2013 |
70,000 |
30,000 |
0 |
20,000 |
0 |
0 |
20,000 |
повышение социально-психологической грамотности родителей в вопросах воспитания детей-инвалидов, проходящих реабилитацию в Детском доме-интернате; ежеквартальный выпуск информационно-методических материалов для родителей детей-инвалидов |
2.8 |
Создание дневных групп социально-бытовой адаптации детей с умственной отсталостью "Школа добра и радости" в учреждениях социального обслуживания населения |
учреждения социального обслуживания населения РБ |
2011-2013 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
создание условий для развития потенциала умственно отсталого ребенка |
3. Формирование в обществе толерантного отношения к умственно отсталым детям, повышение эффективности деятельности республиканских органов исполнительной власти, организаций и общественности в решении проблем детей-инвалидов, привлечение общественности к решению заявленных проблем, создание условий для развития общественных организаций и объединений родителей, воспитывающих умственно отсталых семей# | |||||||||||
3.1 |
Освещение средствами массовой информации хода реализации Программы |
Минтруд РБ; Детский дом-интернат; Минкомсвязь РБ |
2011-2013 |
83,000 |
40,000 |
0 |
0 |
23,000 |
0 |
20,000 |
формирование в обществе толерантного отношения к умственно отсталым детям; ежеквартальное размещение в СМИ информации о ходе реализации Программы |
3.2 |
Развитие и поддержка Интернет-сайта Детского дома-интерната. Организация на этом сайте Интернет-форума для родителей умственно отсталых детей |
Минтруд РБ; Детский дом-интернат; Минздрав РБ |
2011-2013 |
40,000 |
20,000 |
0 |
10,000 |
0 |
10,000 |
0 |
повышение уровня информированности населения о реабилитационных услугах для детей с умственной отсталостью; создание условий для интерактивного общения семей, воспитывающих умственно отсталых детей |
3.3 |
Создание информационной базы (выпуск буклетов, журналов, газет, публикация статей) о предоставлении услуг по реабилитации умственно отсталых детей |
Минтруд РБ; Детский дом-интернат |
2011-2013 |
450,000 |
150,000 |
0 |
150,000 |
0 |
150,000 |
0 |
популяризация учреждений, оказывающих реабилитационные услуги семьям, воспитывающим умственно отсталых детей, посредством выпуска ежемесячных тематических информационных материалов; формирование у родителей профессионального подхода к реабилитации детей с умственной отсталостью |
3.4 |
Развитие сотрудничества и социального партнерства в области решения проблем детей-инвалидов, обмен опытом и координация деятельности специалистов, занимающихся реабилитацией детей-инвалидов |
Минтруд РБ; Детский дом-интернат |
2011-2013 |
150,000 |
50,000 |
0 |
50,000 |
0 |
0 |
50,000 |
ежегодное проведение конференций, семинаров, круглых столов с участием специалистов различной ведомственной принадлежности по вопросам реабилитации детей с умственной отсталостью |
3.5 |
Привлечение общественных организаций и волонтеров к реализации Программы и совместных проектов |
Минтруд РБ; Минздрав РБ; Минобразования РБ; ММПС РБ; Минкультуры РБ |
2011-2013 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
участие общественности в решении проблем детей с умственной отсталостью и их семей |
|
Итого, |
|
|
23050,000 |
9176,655 |
3932,790 |
4075,435 |
1724,940 |
2908,130 |
1232,050 |
|
|
в том числе за счет средств бюджета РБ, предусмотренных в смете расходов на содержание Детского дома-интерната |
|
|
6885,360 |
2295,120 |
|
2295,120 |
|
2295,120 |
|
|
Список использованных сокращений
администрации МР и ГО РБ |
- |
администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан; |
Детский дом-интернат |
- |
государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения Серафимовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей; |
ИРО |
- |
государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Башкортостан; |
Минздрав РБ |
- |
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан; |
Минкомсвязь РБ |
- |
Министерство связи и массовых коммуникаций Республики Башкортостан; |
Минкультуры РБ |
- |
Министерство культуры Республики Башкортостан; |
Минобразования РБ |
- |
Министерство образования Республики Башкортостан; |
Минтруд РБ |
- |
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан; |
ММПС РБ |
- |
Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан; |
ПМПК |
- |
государственные учреждения психолого-медико-педагогические комиссии Республики Башкортостан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 18 мая 2011 г. N 162 "О республиканской программе "Омот (Надежда)" на 2011 - 2013 годы"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", N 15 (357) от 2 августа 2011 г., ст. 1092 (без приложения)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 14 мая 2012 г. N 141