В целях реализации государственной политики в области пожарной безопасности, направленной на снижение риска пожаров, уменьшение числа погибших и пострадавших от них людей и наносимого ими материального ущерба, а также обеспечения необходимых условий для безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития республики Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Пожарная безопасность Республики Башкортостан на 2009-2012 годы" (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы Управление по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Башкортостан.
3. Управлению по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Башкортостан:
представлять информацию о ходе реализации Программы в установленном законодательством порядке;
при разработке проекта бюджета Республики Башкортостан на соответствующий финансовый год в установленном порядке подавать заявку в Министерство экономического развития Республики Башкортостан и Министерство финансов Республики Башкортостан на финансирование Программы;
осуществлять оценку бюджетной, социальной и экономической эффективности инвестиционных проектов, предлагаемых для реализации в рамках Программы в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 4 июля 2008 года N 233 "Об оценке эффективности инвестиционных проектов, реализуемых с участием средств бюджета Республики Башкортостан".
4. Мероприятия и объемы финансирования Программы подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета Республики Башкортостан.
5. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан разработать программы по обеспечению пожарной безопасности муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан до 2012 года.
6. Управлению по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Башкортостан оказывать администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан необходимую методическую помощь при разработке программ по обеспечению пожарной безопасности муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан до 2012 года.
7. Контроль за ходом реализации Программы и целевым использованием выделенных бюджетных средств возложить на Управление по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Башкортостан.
Премьер-министр Правительства |
Р.С.Сарбаев |
Республиканская целевая программа
"Пожарная безопасность Республики Башкортостан на 2009-2012 годы"
(утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан
от 28 июля 2009 г. N 292)
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Республиканская целевая программа "Пожарная безопасность Республики Башкортостан на 2009-2012 годы" |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"; Закон Республики Башкортостан от 30 ноября 2005 года N 243-з "О пожарной безопасности"; постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 972 "О федеральной целевой программе "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года"; распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 24 июля 2008 года N 890-р |
Государственный заказчик Программы |
Управление по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Башкортостан |
Разработчик Программы |
Управление по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Башкортостан |
Цель и задачи Программы
|
Цель: создание и обеспечение необходимых условий для повышения пожарной безопасности объектов, защищенности граждан, организаций Республики Башкортостан от пожаров, предупреждение и смягчение их последствий, а также повышение степени готовности сил и средств подразделений противопожарной охраны |
Задачи: развитие инфраструктуры объектов противопожарной службы; развитие системы подготовки пожарных; развитие материально-технической базы государственной противопожарной службы Республики Башкортостан, оснащение подразделений государственной противопожарной службы Республики Башкортостан новыми средствами спасения и пожаротушения, обнаружения пожаров и оповещения населения; реализация мероприятий по обеспечению противопожарным оборудованием учреждений здравоохранения и культуры; разработка и реализация мероприятий, направленных на соблюдение населением правил пожарной безопасности | |
Сроки и этапы реализации Программы |
2009-2012 годы: I этап - 2009 год; II этап - 2010-2012 годы |
Важнейшие целевые показатели Программы |
Снижение по отношению к 2008 году: количества зарегистрированных пожаров (единиц); количества погибших на пожарах (человек); количества получивших травмы (человек); причинение на пожарах экономического ущерба (млн.рублей); количества населенных пунктов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности (проценты) |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации мероприятий Программы, - 2335848,6 тыс.рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 320885,9 тыс.рублей; средства бюджета Республики Башкортостан - 351134,7 тыс.рублей; внебюджетные средства - 1663828 тыс.рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности |
снижение риска пожаров на территории Республики Башкортостан; уменьшение числа погибших; сокращение объема материальных потерь от пожаров; снижение риска пожаров до социально приемлемого уровня, включая сокращение числа погибших и получивших травмы в результате пожаров, снижение ущерба от пожаров к 2012 году |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
1.1. Содержание проблемы и основные направления деятельности
по обеспечению пожарной безопасности
Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизация потерь вследствие пожаров являются важными факторами устойчивого социально-экономического развития Республики Башкортостан.
Анализ состояния пожарной безопасности показывает, что ежегодно в республике происходит около 5 тысяч пожаров, на которых гибнут до 400 человек, а также получают травмы различной степени тяжести более 350 человек.
Так, за 2008 год в республике произошло 4979 пожаров, в огне погиб 371 человек, в том числе 29 детей, 354 человека получили ожоги и травмы различной степени тяжести. Прямой ущерб от пожаров составил 236,35 млн.рублей.
Риск гибели от пожаров (количество погибших в год на 100 тысяч человек населения) за последние 5 лет увеличился в Республике Башкортостан в 1,2 раза (с 9,11% до 7,9%), а средний показатель по Приволжскому и Уральскому регионам уменьшился в 1,04 раза (с 11,99% до 11,58%).
За этот же период в сельской местности Республики Башкортостан риск гибели от пожаров увеличился в 1,4 раза (с 0,91% до 1,27%), а в городах снизился в 1,04 раза (с 0,73% до 0,7%).
В установленное Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - регламент) нормативное время прибытия подразделений государственной противопожарной службы из 4536 населенных пунктов в Республике Башкортостан не попадают 2953 населенных пункта (65,1% общего количества), проживающее население в них составляет 848735 тыс.человек (20,6% населения Республики Башкортостан).
Анализ мер по обеспечению пожарной безопасности в республике, осуществляемый органами исполнительной власти Республики Башкортостан и органами местного самоуправления в рамках своих полномочий, в целом свидетельствует о недостаточном уровне развития сил и средств обнаружения и тушения пожаров. Существующее информационное, техническое и технологическое обеспечение служб экстренного реагирования не способствует устойчивому снижению основных показателей риска пожаров для населения, территорий и конкретных объектов.
Важнейший показатель эффективности действий пожарной охраны - время оперативного реагирования (с момента сообщения о пожаре до его локализации и ликвидации). Анализ соблюдения требований ко времени нормативного прибытия подразделений пожарной охраны к месту возникновения чрезвычайной ситуации (10 минут в городской черте, 20 минут в сельской местности), установленных регламентом, показал необходимость создания дополнительно 148 пожарных подразделений во всех районах республики с общей численностью 2812 единиц личного состава (при минимальной штатной численности подразделения 19 человек).
Сокращение времени локализации и ликвидации пожара на 1 минуту позволяет снизить ущерб от пожара в среднем на 300 рублей в расчете на 1 квадратный метр.
В Республике Башкортостан не все объекты оснащены системами пожарной автоматики, а темпы прироста оснащенности такими системами весьма низкие. В первую очередь это относится к объектам жилого фонда, на которых происходит основная масса пожаров.
Для снижения среднего времени оперативного реагирования пожарной охраны требуется реализация комплекса мер, включающих создание интегрированных и информационно-навигационных систем, оснащение противопожарных служб современными средствами связи для обеспечения координации их деятельности и межведомственного взаимодействия, координации деятельности органов местного самоуправления Республики Башкортостан при реализации мер первичной пожарной безопасности.
Основными направлениями деятельности по повышению эффективности системы обеспечения пожарной безопасности и уменьшению рисков пожаров в Республике Башкортостан являются:
повышение эффективности мероприятий по минимизации риска пожаров, угрозы жизни и здоровью;
оптимизация финансовых и материальных ресурсов, привлекаемых для ликвидации пожаров;
оптимизация финансовых и материальных ресурсов органов государственной власти Республики Башкортостан и организаций, направляемых на решение проблем пожарной безопасности;
строительство и оснащение современными техническими средствами пожарных депо, в первую очередь, в населенных пунктах, на территории которых отсутствуют подразделения пожарной охраны;
развитие материально-технической базы подразделений противопожарной службы и системы подготовки профессиональных пожарно-спасательных подразделений Республики Башкортостан;
развитие системы добровольных пожарно-спасательных подразделений;
внедрение инновационных технологий в области обнаружения пожаров и оповещения населения, а также средств спасения людей при пожарах и средств их тушения;
реализация приоритетных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности учреждений культуры и здравоохранения.
Реализация Республиканской целевой программы "Пожарная безопасность Республики Башкортостан на 2009-2012 годы" (далее - Программа) предполагает:
утверждение в установленном порядке муниципальных целевых программ в области обеспечения пожарной безопасности или планов реализации отдельных мероприятий с финансированием за счет средств бюджетов муниципальных образований и организаций республики;
методическое сопровождение (при необходимости) мероприятий муниципальных целевых программ в области обеспечения пожарной безопасности или отдельных мероприятий в муниципальных образованиях Республики Башкортостан со стороны государственного заказчика Программы.
1.2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым
методом
В настоящее время мероприятия в области обеспечения пожарной безопасности на территории Республики Башкортостан финансируются в основном за счет средств, выделяемых на осуществление текущей деятельности территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Башкортостан и организаций. Проблему устойчивого снижения основных показателей риска пожаров для населения, территорий и конкретных объектов невозможно решить исключительно за счет использования рыночного механизма, без государственной поддержки.
С учетом существующего уровня риска пожаров в Республике Башкортостан эффективное обеспечение пожарной безопасности может быть достигнуто путем увеличения объемов финансирования за счет средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных средств, направляемых на развитие и совершенствование системы обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности" на федеральную противопожарную службу возложено тушение пожаров в населенных пунктах. Согласно решению коллегии МЧС России от 19 декабря 2007 года N 11/2 с 1 января 2009 года на территории Республики Башкортостан действует группировка федеральной противопожарной службы штатной численностью 3810 единиц.
В тоже время в соответствии со статьей 18 Федерального закона "О пожарной безопасности" к полномочиям органов государственной власти Республики Башкортостан в области пожарной безопасности относятся:
осуществление мер пожарной безопасности;
разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;
организация обучения населения мерам пожарной безопасности, а также информирование населения о мерах пожарной безопасности;
разработка, финансирование и организация выполнения региональных целевых программ;
осуществление в пределах компетенции социального и экономического обеспечения пожарной безопасности, в том числе производство и закупки пожарно-технической продукции, а также участия населения в борьбе с пожарами.
В целях повышения эффективности деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Башкортостан и организаций в области обеспечения пожарной безопасности необходимо применение программно-целевого метода.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов пожарной безопасности на основе:
определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и запланированных результатов;
концентрации ресурсов, направленных на реализацию мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере обеспечения пожарной безопасности;
повышения эффективности государственного управления в области обеспечения пожарной безопасности;
повышения результативности инвестиций, использования материальных и финансовых ресурсов.
Дополнительные эффекты от применения программно-целевого метода будут достигнуты в результате:
информационной поддержки ситуационного анализа рисков пожаров;
координации действий по поддержанию в необходимой готовности сил и средств реагирования на пожары;
реализации комплекса мер, снижающих риск возникновения пожаров;
обеспечения оперативного реагирования на пожары путем оптимизации размещения сил и средств.
1.3. Прогноз развития проблемной ситуации без использования
программно-целевого метода
Инерционный (базовый) сценарий развития системы обеспечения пожарной безопасности в Республики# Башкортостан предполагает:
отсутствие развития материально-технической базы подразделений противопожарной службы, снижение темпов реконструкции и строительства пожарных депо, замены выработавшей ресурс техники с учетом финансирования мероприятий за счет бюджетов всех уровней, в том числе и внебюджетных источников;
пропаганду пожарной безопасности в рамках ответственности собственников, органов государственного пожарного надзора, органов государственной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления.
При таком варианте невозможно создание эффективных механизмов, обеспечивающих высокий уровень пожарной безопасности в Республике Башкортостан.
Анализ риска пожаров в Республике Башкортостан показывает, что их количество будет возрастать и к 2012 году может достигнуть 5698 единиц в год, число погибших за год - до 398 человек, получивших травмы при пожаре - до 418 человек. Сохранится тенденция роста ущерба от пожаров.
Без принятия мер по обеспечению пожарной безопасности в Республике Башкортостан прогнозируемый к 2012 году материальный ущерб составит 1,352 млрд.рублей и окажет негативное влияние на развитие экономики Республики Башкортостан.
При этом основными недостатками в обеспечении пожарной безопасности без использования программно-целевого метода являются:
отсутствие единой системы планирования и использования инвестиций на цели пожарной безопасности;
отсутствие системного планирования действий и использования ресурсов развития систем пожарной безопасности;
длительный период, необходимый для достижения приемлемого уровня рисков пожаров.
При этом неурегулированными остаются вопросы межведомственной координации в области обеспечения пожарной безопасности.
Успешное комплексное решение задач, объединенных единой целевой установкой, возможно лишь с использованием программно-целевых методов.
2. Основные цели и задачи Программы
Цель Программы - создание и обеспечение необходимых условий для повышения пожарной безопасности объектов, защищенности граждан, организаций Республики Башкортостан от пожаров, предупреждение и смягчение их последствий, а также повышение готовности сил и средств подразделений противопожарной охраны.
Значения целевых показателей Программы приведены в таблице N 1.
Основными задачами, решение которых предусмотрено Программой, являются следующие:
развитие инфраструктуры объектов противопожарной службы;
развитие системы подготовки пожарных;
оснащение подразделений государственной противопожарной службы Республики Башкортостан новыми средствами спасения и пожаротушения, обнаружения пожаров и оповещения населения;
реализация мероприятий по обеспечению противопожарным оборудованием учреждений здравоохранения и культуры;
разработка и реализация мероприятий, направленных на соблюдение правил пожарной безопасности населением и внедрение новых технологий в области подготовки населения.
При выполнении намеченных в Программе мероприятий предполагается обеспечить устойчивую тенденцию к снижению пожарных рисков, создать эффективную скоординированную систему обеспечения пожарной безопасности, укрепить материально-техническую базу функционирования различных видов пожарной охраны.
Таблица N 1
Целевые показатели Программы
N п/п |
Целевые показатели Программы |
Базовый 2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1
|
Снижение показателей обстановки, касающейся пожаров (по отношению к 2008 году): |
|
|
|
|
|
количество зарегистрированных пожаров |
4979 |
4929 |
4880 |
4831 |
4783 |
|
количество погибших (человек) |
371 |
335 |
302 |
272 |
245 |
|
количество получивших травмы (человек) |
354 |
319 |
287 |
258 |
232 |
|
экономический ущерб (млн.рублей) |
236 |
227 |
205 |
179 |
155 |
|
2 |
Снижение количества населенных пунктов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности (проценты) |
100 |
88 |
54 |
25 |
5 |
Реализацию Программы предполагается осуществить в течение 4 лет (2009-2012 годы) в 2 этапа.
На первом этапе (2009 год) основными задачами Программы являются следующие:
развитие материально-технической базы подразделений пожарной охраны;
повышение пожарной безопасности учреждений культуры и здравоохранения;
проведение мероприятий, направленных на соблюдение правил пожарной безопасности населением.
На втором этапе (2010-2012 годы) основными задачами Программы являются следующие:
проведение работ по совершенствованию системы обеспечения пожарной безопасности в населенных пунктах Республики Башкортостан, находящихся вне зоны прикрытия подразделениями пожарной охраны;
материально-техническое оснащение подразделений противопожарной службы Республики Башкортостан;
развитие материально-технической базы и системы подготовки пожарных;
внедрение методологических подходов по обеспечению пожарной безопасности с использованием уровней приемлемых рисков пожаров применительно к объектам учреждений культуры и здравоохранения;
внедрение программно-аппаратных комплексов со встроенными элементами тестирования для различных слоев населения;
внедрение системы персонального (пейджингового) оповещения людей (в том числе слабослышащих и слепых) о пожарах в учреждениях культуры и здравоохранения;
совершенствование системы профилактики пожаров, внедрение новых инновационных технологий, ориентированных на развитие производства современных средств противопожарной защиты и средств пожарной техники и вооружения;
создание автоматизированных систем оперативного управления подразделениями пожарной охраны, в том числе модернизация системы связи при тушении пожаров;
реализация мероприятий по обеспечению пожарной безопасности учреждений культуры и здравоохранения, создание систем мониторинга обеспечения пожарной безопасности учреждений культуры, здравоохранения.
3. Мероприятия по реализации Программы
4. Ресурсное обеспечение Программы
Основными источниками финансирования мероприятий Программы являются средства (таблица N 2):
федерального бюджета - 320885,9 тыс.рублей;
бюджета Республики Башкортостан - 351134,7 тыс.рублей;
внебюджетные средства - 1663828 тыс.рублей.
Таблица N 2
Финансовое обеспечение Программы
Источники и направления финансирования |
Финансовые затраты, тыс.рублей в ценах 2009 года, |
||||
всего |
в том числе по годам |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Всего, |
2335848,6 |
526365,8 |
684265,8 |
555024,0 |
570193,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
320885,9 |
110997,1 |
122663,8 |
64471,0 |
22754,0 |
бюджет Республики Башкортостан |
351134,7 |
40579,7 |
166425,0 |
64178,0 |
79952,0 |
внебюджетные средства |
1663828,0 |
374789,0 |
395177,0 |
426375,0 |
467487,0 |
капитальные вложения - всего по Программе, |
456738,0 |
37171,0 |
256675,0 |
75791,0 |
86201,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
157478,0 |
18171,0 |
113475,0 |
13371,0 |
12461,0 |
бюджет Республики Башкортостан |
299260,0 |
19000,0 |
157700,0 |
53620,0 |
68940,0 |
внебюджетные средства |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
научно-исследовательские и конструкторские работы - всего, |
13500,0 |
0,0 |
5000,0 |
5000,0 |
3500,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
бюджет Республики Башкортостан |
13500,0 |
0,0 |
5000,0 |
5000,0 |
3500,0 |
внебюджетные средства |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
прочие расходы - всего, |
1865610,6 |
489194,8 |
408090,8 |
483033,0 |
485292,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
163407,9 |
92826,1 |
9188,8 |
51100,0 |
10293,0 |
бюджет Республики Башкортостан |
38374,7 |
21579,7 |
3725 |
5558 |
7512 |
внебюджетные средства |
1663828,0 |
374789,0 |
395177,0 |
426375,0 |
467487,0 |
Выделение средств из федерального бюджета будет осуществляться в соответствии с протоколом "О реализации мероприятий, направленных на повышение безопасности жизнедеятельности населения Республики Башкортостан", подписанным между Правительством Республики Башкортостан и МЧС России на 2008-2010 годы.
Выполнение мероприятий, указанных в пункте 3.1.2, подразделах 3.4 и 3.5 раздела 3 Программы, будет осуществляться в соответствии с трехлетним среднесрочным бюджетом Республики Башкортостан на 2009-2011 годы.
Выполнение мероприятий, указанных в пункте 3.1.3, подразделах 3.4 и 3.5 раздела 3 Программы, потребует выделения из бюджета Республики Башкортостан в 2010-2012 годах по разделу 0310 "Обеспечение противопожарной безопасности" 351134,7 тыс.рублей.
Распределение объемов финансирования по исполнителям Программы приведено в таблице N 3.
Таблица N 3
Распределение объемов финансирования по исполнителям Программы
N п/п |
Исполнитель |
Источник и направление |
Объем финансирования, тыс.рублей, |
||||
всего |
в том числе по годам |
||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
ГУ МЧС России по РБ |
федеральный бюджет |
276250,0 |
66361,2 |
122663,8 |
64471,0 |
22754,0 |
Министерство строительства, архитектуры и транспорта РБ |
федеральный бюджет |
44635,9 |
44635,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
Всего |
федеральный бюджет |
320885,9 |
110997,1 |
122663,8 |
64471,0 |
22754,0 |
|
2 |
Управление по чрезвычайным ситуациям при Правительстве РБ |
бюджет Республики Башкортостан |
329555,0 |
19000,0 |
166425,0 |
64178,0 |
79952,0 |
Министерство строительства, архитектуры и транспорта РБ |
бюджет Республики Башкортостан |
21579,7 |
21579,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
Всего |
бюджет Республики Башкортостан |
351134,7 |
40579,7 |
166425,0 |
64178,0 |
79952,0 |
|
3 |
Министерство культуры и национальной политики РБ |
внебюджетные средства |
99580,0 |
24520,0 |
23670,0 |
23670,0 |
27720,0 |
Министерство здравоохранения РБ |
внебюджетные средства |
94062,0 |
23513,0 |
23513,0 |
23514,0 |
23522,0 |
|
Министерство сельского хозяйства РБ |
внебюджетные средства |
1470186,0 |
326756,0 |
347994,0 |
379191,0 |
416245,0 |
|
Всего |
внебюджетные средства |
1663828,0 |
374789,0 |
395177,0 |
426375,0 |
467487,0 |
|
|
Всего |
|
2335848,6 |
526365,8 |
684265,8 |
555024,0 |
570193,0 |
5. Механизм реализации Программы
Программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение проблем в области пожарной безопасности, снижение риска пожаров, уменьшение числа погибших и пострадавших и наносимого ими материального ущерба, а также обеспечения необходимых условий для безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития республики.
В связи с этим механизм реализации Программы предполагает:
постоянную координацию действий исполнителей программных мероприятий, заинтересованных органов государственной власти и организаций;
мониторинг эффективности реализации Программы;
принятие мер по увеличению доли средств внебюджетных источников в общем объеме финансирования Программы.
Контроль за выполнением Программы возлагается на Правительственную комиссию Республики Башкортостан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и Управление по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Башкортостан.
Управление по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Башкортостан, являющееся государственным заказчиком Программы, обеспечивает организацию выполнения мероприятий Программы.
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов на закупку и поставку продукции для государственных нужд, заключаемых государственным заказчиком Программы со всеми исполнителями программных мероприятий в соответствии с законодательством.
Исполнители основных мероприятий Программы несут ответственность за выполнение Программы, рациональное использование выделяемых бюджетных средств, издают нормативные правовые акты, направленные на выполнение соответствующих программных мероприятий.
Государственный заказчик Программы ежегодно информирует Президента Республики Башкортостан, Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан и отчитывается перед Правительством Республики Башкортостан о ходе реализации Программы за отчетный год.
Государственный заказчик Программы ежеквартально, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, нарастающим итогом с начала года представляет в Министерство экономического развития Республики Башкортостан отчет о ходе реализации Программы по форме согласно таблице N 4.
Таблица N 4
Сведения о ходе реализации Программы
Направление и источники финансирования |
Объем финансирования, |
Результат по реализации Программы (в натуральном и стоимостном выражении) |
||
прогнозируемый на реализацию Программы в текущем году |
выделенный за отчетный период |
освоенный за отчетный период |
||
Капитальные вложения - всего, |
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
федеральный бюджет |
|
|
|
|
бюджет Республики Башкортостан |
|
|
|
|
внебюджетные средства |
|
|
|
|
Научно-исследовательские и конструкторские работы - всего, |
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
федеральный бюджет |
|
|
|
|
бюджет Республики Башкортостан |
|
|
|
|
внебюджетные средства |
|
|
|
|
Прочие расходы - всего, |
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
федеральный бюджет |
|
|
|
|
бюджет Республики Башкортостан |
|
|
|
|
внебюджетные средства |
|
|
|
|
6. Оценка социально-экономической эффективности Программы
В рамках реализации Программы предусматривается осуществлять мониторинг ее мероприятий.
Конкретные количественные и качественные оценки социальных, экологических и экономических результатов реализации Программы даются по каждому мероприятию. При этом под результатами реализации понимаются:
снижение рисков пожаров и смягчение возможных их последствий;
повышение безопасности населения и защищенности потенциально опасных объектов от угроз пожаров.
Социальные последствия выражаются качественными и количественными показателями, характеризующими улучшение исходной демографической ситуации, здоровья и трудоспособности населения в результате реализации мероприятий Программы, а также масштабами работ по социальной реабилитации населения.
Экологические последствия выражаются качественными и количественными показателями, характеризующими улучшение исходного состояния окружающей среды, а также масштабами восстановительных и рекультивационных работ.
Экономическая эффективность мероприятий Программы в связи со спецификой решаемых проблем может быть прямой и косвенной.
Прямая экономическая эффективность подразумевает снижение затрат на достижение целей мероприятий Программы, а косвенная - снижение экономического ущерба, полученного в результате пожаров.
Экономическая эффективность мероприятий Программы, обеспечивающих снижение рисков пожаров и повышение безопасности населения и защищенности потенциально опасных объектов, оценивается путем сравнения размера предотвращенного ущерба от социальных, экологических и экономических последствий пожаров с размером затрат на эти мероприятия и размером не предотвращенного ущерба.
Экономическая эффективность и результативность реализации Программы в основном зависят от степени достижения целевых показателей, приведеных# в таблицах N 5-7.
Общая экономическая эффективность реализации Программы оценивается с использованием следующих групп показателей:
уменьшение числа погибших от пожаров;
снижение количества пострадавших при пожарах;
сохранение валового внутреннего продукта за счет снижения экономического ущерба от пожаров.
Эффективность мероприятий Программы, финансируемых за счет средств Республики Башкортостан, оценивается исходя из следующих предпосылок:
усредненные конечные целевые показатели, характеризующие снижение количества пожаров, количества пострадавших при пожарах и ущерба от пожаров по инерционному (базовому) варианту развития (без реализации Программы) и с учетом реализации мероприятий Программы (таблица N 6);
нижняя экспертная оценка соотношения между прямым и косвенным ущербом от пожаров составляет 10;
валовый региональный продукт на душу населения в 2008 году -148,8 тыс.рублей;
ожидаемое количество лет, которое не дорабатывают погибшие на пожаре до пенсионного возраста, - 2-5 лет.
Общий экономический ущерб от пожаров определяется по формуле:
,
где:
- прямой экономический ущерб;
- косвенный экономический ущерб;
- экономический ущерб от гибели населения на пожаре;
- прямой экономический ущерб от травм населения на пожаре,
- общий экономический ущерб от пожаров с учетом реализации мероприятий Программы.
Общая экономическая эффективность Программы определяется по формуле:
,
где:
- общий экономический ущерб от пожаров при базовом варианте (без реализаций мероприятий Программы);
- общий экономический ущерб от пожаров с учетом реализации мероприятий Программы;
- затраты на реализацию мероприятий Программы.
Экономическая эффективность реализации программных мероприятий с учетом затрат на их осуществление () в соответствии с расчетом, приведенным в таблице N 6, составит:
Эпр = 7662147,09 млн.рублей - 2381148 млн.рублей = 5 280 999,09 млн.рублей.
Реализация основных программных мероприятий позволит обеспечить:
развитие инфраструктуры объектов противопожарной службы;
реализацию мероприятий по обеспечению противопожарным оборудованием учреждений здравоохранения и культуры;
разработку и реализацию мероприятий, направленных на соблюдение населением правил пожарной безопасности.
В результате реализации Программы могут быть существенно снижены риски пожаров, повышены безопасность населения и защищенность критически важных объектов экономики республики.
Анализ мероприятий, планируемых при выполнении Программы, показал, что при их реализации не происходит ухудшения исходного состояния окружающей среды и не требуется проведения восстановительных и рекультивационных работ.
Таблица N 5
Прогнозные значения показателей Программы
Показатель |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Прогноз показателей по базовому варианту | ||||
Количество пожаров |
5105 |
5275 |
5472 |
5698 |
Количество погибших |
381 |
387 |
392 |
396 |
Количество травмированных |
366 |
382 |
399 |
418 |
Ущерб от пожаров (тыс.руб.) |
246044,2789 |
299349,4187 |
364203,0404 |
443107,1061 |
Ущерб от одного пожара (тыс.руб.) |
48,19672457 |
56,74870496 |
66,55757317 |
77,76537489 |
Прогноз показателей при условии реализации мероприятий Программы | ||||
Количество пожаров |
4929 |
4880 |
4831 |
4783 |
Количество погибших |
335 |
317 |
302 |
290 |
Количество травмированных |
319 |
304 |
292 |
282 |
Ущерб от пожаров (тыс.руб.) |
227000 |
205000 |
179000 |
155000 |
Ущерб от одного пожара (тыс.руб.) |
46,05396632 |
42,00819672 |
37,05237011 |
32,40643947 |
Таблица N 6
Оценка экономической эффективности Программы
N п/п |
Наименование показателя |
Значение |
1 |
Снижение прямого ущерба (тыс.руб.) |
586703,84 |
2 |
Снижение косвенного ущерба от снижения количества пожаров (тыс.руб.) |
5867038,44 |
3 |
Снижение ущерба за счет снижения гибели населения на пожарах (тыс.руб.) |
1160640,00 |
4 |
Снижение ущерба за счет снижения количества травмированных на пожарах (тыс.руб.) |
47764,80 |
|
Всего |
7662147,09 |
Таблица N 7
Показатели, характеризующие эффективность реализации Программы,
и методика их расчета
N п/п |
Наименование показателя |
Содержание показателя |
Методика расчета показателя |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Снижение показателей обстановки, касающейся пожаров (по отношению к 2008 году)
|
количество зарегистрированных пожаров (единиц) |
П = П - П , пож отч баз
где: П - степень достижения пож
целевого показателя по количеству пожаров в отчетном году (единиц); П - фактическое отч
количество пожаров за отчетный год, которое определяется в соответствии со статистическими данными государственной системы учета пожаров и последствий от них в Российской Федерации (единиц); П - количество пожаров баз
за 2008 год (единиц) |
количество погибших (человек) |
Г = Г - Г , пож отч баз
где: Г - степень достижения пож
целевого показателя по количеству погибших на пожарах в отчетном году (человек); Г - фактическое отч
количество, погибших на пожарах за отчетный год, которое определяется в соответствии со статистическими данными государственной системы учета пожаров и последствий от них в Российской Федерации (человек); Г - количество погибших баз
на пожарах за 2008 год (человек) |
||
количество получивших травмы (человек) |
Т = Т - Т , пож отч баз
где: Т - степень достижения пож
целевого показателя по количеству травмированных на пожарах в отчетном году количество травмированных на пожарах в отчетном году (человек); Т - фактическое отч
количество травмированных на пожарах за отчетный год, которое определяется в соответствии со статистическими данными государственной системы учета пожаров и последствий от них в Российской Федерации (человек); Т - количество баз
травмированных на пожарах за 2008 год (человек) |
||
экономический ущерб (млн. руб.) |
У = У - У , пож отч баз
где: У - степень достижения пож
целевого показателя по размеру экономического ущерба от пожаров в отчетном году (млн.руб.); У - фактическое отч
значение экономического ущерба от пожаров за отчетный год, которое определяется в соответствии со статистическими данными государственной системы учета пожаров и последствий от них в Российской Федерации (млн.руб.); У - значение баз
экономического ущерба от пожаров за 2008 год (млн.руб.) |
||
2 |
Снижение количества населенных пунктов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности (по отношению к 2008 году) |
количество населенных пунктов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности (проценты) |
НП отч НП = ------- * 100%, пож НП баз
где: НП - степень достижения пож
целевого показателя по количеству населенных пунктов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности в отчетном году (проценты); НП - фактическое отч
количество населенных пунктов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности в отчетном году, определяемое по результатам мониторинга создания различных видов пожарной охраны в населенных пунктах (единиц); НП - количество баз
населенных пунктов, в которых не обеспечивался требуемый уровень пожарной безопасности в 2008 году (единиц) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 28 июля 2009 г. N 292 "О республиканской целевой программе "Пожарная безопасность Республики Башкортостан на 2009-2012 годы"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", N 18 (312) от 16 сентября 2009 г., ст. 1189 (без приложений)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 16 мая 2012 г. N 148