В целях определения направлений и задач дальнейшего развития лесного хозяйства Республики Башкортостан Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития лесного хозяйства Республики Башкортостан на 2012-2015 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан.
Премьер-министр Правительства |
А.Ф. Илимбетов |
Концепция
развития лесного хозяйства Республики Башкортостан на 2012 - 2015 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан
от 6 апреля 2012 г. N 96)
1. Современное состояние лесного хозяйства Республики Башкортостан
Лесное хозяйство Республики Башкортостан является одной из важнейших отраслей экономики, обеспечивающей население и организации лесными ресурсами.
Использование лесов основывается на принципах сохранения и воспроизводства средообразующих и природоохранных функций лесов, повышения конкурентоспособности лесного комплекса на внешнем и внутреннем рынках, обеспечения роста уровней доходов и благосостояния населения от использования лесов.
Лесной фонд составляет более 1/3 территории Республики Башкортостан. Общая площадь земель республики, занятая лесами, составляет 6,3 млн. га. Площадь земель лесного фонда, находящаяся в ведении Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее - Минлесхоз РБ) - 5,7 млн. га. Свыше 75% лесных площадей представлены горными лесами, выполняющими почвозащитные, водорегулирующие и водоохранные функции. Как следствие горизонтальной зональности и вертикальной поясности породный состав лесов представлен светло- и темнохвойными, широко- и мелколиственными, а также смешанными лесами.
Богатый ассортимент древесных пород формирует сложные по составу древостои, разнообразие типов условий местопроизрастания#. В республике представлены практически все типы лесов, а в живом напочвенном покрове наблюдается разнообразие растительности.
Организация рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов является стратегически важной задачей государственного уровня.
Изменения в системе государственного управления, произошедшие в стране в ходе осуществления административной и бюджетно-финансовой реформ, разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, затронули и сферу лесных отношений. Указанные изменения, а также необходимость существенного повышения эффективности и объемов использования лесов, совершенствования арендных отношений, решения задач по развитию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, создания благоприятных условий для инвестиций в лесное хозяйство стали причиной поправок, внесенных в лесное законодательство.
За последнее пятилетие в республике наблюдается увеличение площади лесов, расположенных на землях лесного фонда (6,2%), что объясняется передачей в лесной фонд 0,4 млн. га лесов из земель сельскохозяйственного назначения.
В лесах, расположенных на землях лесного фонда, сосредоточено 760 млн. кубометров древесины, в том числе хвойные породы занимают 174 млн. кубометров. Расчетная лесосека по заготовке древесины в спелых и перестойных насаждениях установлена в объеме 9,6 млн. кубометров, в том числе 0,8 млн. кубометров по хвойному хозяйству (8,2%).
На территории Республики Башкортостан ежегодно заготавливается более 3,1 млн. кубометров древесины, в том числе:
населением для собственных нужд - 1,5 млн. кубометров;
по результатам аукционов на основании договоров купли-продажи лесных насаждений - более 0,5 млн. кубометров;
арендаторами лесных участков - 0,5 млн. кубометров;
при проведении рубок ухода и санитарных рубок на площади 44 тыс. га - 0,6 млн. кубометров.
Рубки спелых и перестойных насаждений осуществляются на площади более 21 тыс. га с заготовкой 2,4 млн. кубометров древесины.
С 2003 года производительность лесов не претерпела резких изменений: средний прирост на 1 га покрытых лесом земель остается на уровне 2,7-2,8 кубометра при среднем запасе 147,2 кубометра на гектар.
По перечню лесорастительных зон и лесных районов Российской Федерации, утвержденному приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 9 марта 2011 года N 61, леса Республики Башкортостан располагаются в 3 зонах:
зона хвойно-широколиственных лесов;
лесостепная зона европейской части Российской Федерации;
Южно-Уральская лесостепная зона.
Покрытые лесной растительностью земли занимают 90,5% общей площади земель лесного фонда, не покрытые - 1,8%, нелесные земли - 7,7%.
Преобладающими являются мягколиственные насаждения, составляющие 68,2% от покрытой лесом площади. Хвойные насаждения составляют 22,3%, твердолиственные породы - 9,1%. Прочие породы и кустарники занимают 0,5%.
Площадь эксплуатационных лесов составляет 3,7 млн. га, или 65% от общей площади лесов на территории Республики Башкортостан.
В настоящее время в республике имеется 25 тыс. км лесохозяйственных, 2 тыс. км лесовозных дорог, что составляет 67,8% от общей протяженности всех дорог. Сеть транспортных путей явно недостаточна и составляет 0,8 км на 1000 га земель лесного фонда, в том числе наличие дорожной сети только лесохозяйственных и лесовозных дорог - 0,5 км на 1000 га.
Для осуществления комплекса мер по противопожарной безопасности и тушению лесных пожаров распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2010 года N 1604-р создано государственное бюджетное учреждение Центр предупреждения и тушения лесных пожаров Республики Башкортостан, на базе которого действуют 8 пожарно-химических станций третьего типа на территории Белебеевского, Белорецкого, Бирского, Дуванского, Зилаирского, Макаровского, Уфимского и Янаульского лесничеств и 23 пожарно-химические станции второго типа на территориях Абзелиловского, Авзянского, Альшеевского, Архангельского, Аскинского, Баймакского, Белокатайского, Бурзянского, Гафурийского, Дюртюлинского, Зианчуринского, Иглинского, Инзерского, Кананикольского, Караидельского, Кугарчинского, Нуримановского, Салаватского, Стерлитамакского, Тирлянского, Туймазинского, Учалинского и Хайбуллинского лесничеств; также осуществляет деятельность группа по организации авиационной охраны лесов от пожаров.
Государственное бюджетное учреждение Центр предупреждения и тушения лесных пожаров Республики Башкортостан выполняет работы на землях лесного фонда совместно с государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан, подведомственными Минлесхозу РБ.
В настоящее время в республике реализуется инвестиционный проект "Создание производства с полным циклом переработки древесины" в Абзелиловском, Белорецком и Бурзянском районах с общим годовым объемом заготовки древесины 0,4 млн. кубометров, в том числе по хвойному хозяйству - 0,2 млн. кубометров.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 мая 2010 года N 196 утверждена Программа развития лесопромышленного комплекса Республики Башкортостан на 2010-2013 годы. В целях ее реализации распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 28 июля 2010 года N 836-р зарезервированы участки лесного фонда по 6 инвестиционным зонам общей площадью 0,3 млн. га с ежегодным объемом заготовки древесины 1,4 млн. кубометров.
В целях обеспечения соблюдения требований лесного законодательства в лесном фонде и в лесах, не входящих в него, на территории Республики Башкортостан создан 31 отдел федерального государственного лесного и пожарного надзора при государственных бюджетных учреждениях Республики Башкортостан (лесничествах), общей численностью 242 лесных инспектора. За каждым из этих инспекторов установлены зоны ответственности, что позволило улучшить охрану лесов от пожаров, в том числе провести мониторинг пожарной опасности в лесах и охраны лесов от лесонарушений.
Для осуществления федерального государственного лесного и пожарного надзора на участках автомобильных и лесных дорог в 9 лесничествах созданы секторы "Мобильные группы" общей численностью 27 лесных инспекторов.
Функции по осуществлению федерального государственного лесного и пожарного надзора возложены также на 936 сотрудников государственных бюджетных учреждений (лесничих и их помощников, инженеров, участковых лесничих, мастеров леса), которые являются государственными лесными инспекторами.
Соглашение о взаимодействии в области лесных отношений между Федеральным агентством лесного хозяйства и Правительством Республики Башкортостан от 31 января 2011 года N ВС21/11с (далее - Соглашение) предусматривает проведение мероприятий, направленных на обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах, а также осуществление сотрудничества по следующим направлениям:
устойчивое управление лесами;
ведение государственного лесного реестра и первичного учета лесного фонда;
охрана и защита лесов;
воспроизводство лесов;
рациональное использование лесов;
повышение кадрового потенциала лесного хозяйства;
научно-техническое обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Во исполнение Соглашения Республика Башкортостан обязуется обеспечить финансирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в размере не менее 10% от суммы средств, предоставляемых на эти цели из федерального бюджета на очередной финансовый год.
В 2010 году при использовании расчетной лесосеки на 24,7% поступления от платежей за заготовку древесины в бюджетную систему Российской Федерации составили 183,6 млн. рублей. Согласно Лесному плану Республики Башкортостан, утвержденному Указом Президента Республики Башкортостан от 30 декабря 2008 года N УП-763, при достижении объемов использования расчетной лесосеки до 50% поступления данных платежей должны составить 485 млн. рублей.
Республика Башкортостан обладает значительными запасами лесных ресурсов, однако экономический потенциал лесного фонда в последние годы используется недостаточно эффективно: имел место ущерб от пожаров, вредителей и болезней леса, стихийных бедствий, незаконных рубок; снизились объемы и качество лесовосстановительных и лесохозяйственных мероприятий; сохраняется низкий уровень материально-технического обеспечения лесного хозяйства; на значительной площади лесов из-за недостаточного уровня освоения расчетной лесосеки ежегодно происходят нежелательная смена пород, накопление спелых и перестойных лиственных насаждений.
В целях повышения качества лесов, расположенных на землях лесного фонда, за период 2012-2015 годов необходимо обеспечить сбалансированность объемов лесовосстановления в зависимости от площади вырубленных, погибших и поврежденных лесов, улучшить их санитарное состояние, своевременно проводить противопожарное обустройство лесов. Важно обеспечить ежегодную оценку состояния лесного фонда путем проведения его государственной инвентаризации.
2. Цели и задачи развития лесного хозяйства Республики Башкортостан
на 2012-2015 годы
Целями развития лесного хозяйства Республики Башкортостан и совершенствования управления в данной сфере являются:
создание условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами, соблюдение требований непрерывного, рационального и неистощительного использования лесов;
повышение доходов от использования лесных ресурсов;
своевременное и качественное воспроизводство лесов, сохранение их ресурсного, рекреационного, экологического потенциалов и биологического разнообразия.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
организация эффективного межведомственного взаимодействия по пресечению незаконных заготовок, оборота незаконно заготовленной древесины и иных противоправных посягательств в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда и земель иных категорий;
повышение эффективности использования лесов за счет вовлечения в эксплуатацию неосвоенных лесных массивов, развития долгосрочных арендных отношений, стимулирования привлечения инвестиций в освоение лесов и увеличения объемов использования малоценной древесины;
обеспечение дальнейшего совершенствования и развития рыночных отношений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
повышение интенсивности ведения лесного хозяйства с учетом экологических и экономических факторов;
совершенствование организационной и функциональной структур государственного управления лесами;
внесение предложений по совершенствованию лесного законодательства как основы нормативной правовой базы государственной лесной политики;
совершенствование информационного обеспечения планирования лесного хозяйства и управления лесами, методов их инвентаризации и мониторинга;
обеспечение интенсификации лесовосстановления;
обеспечение отвечающего современным экологическим и социально-экономическим требованиям уровня охраны и защиты лесов, гарантированного воспроизводства лесных ресурсов;
развитие рыночных механизмов использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
развитие материально-технической базы лесного хозяйства на площадях, не переданных в аренду;
совершенствование и развитие федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах;
научно-инновационное развитие и кадровое обеспечение лесного хозяйства;
развитие лесной инфраструктуры в целях реализации инвестиционных проектов и освоения новых лесных массивов;
оптимизация экологической нагрузки на окружающую среду при проведении рубок главного пользования.
Достижение целей и задач развития лесного хозяйства республики на современном этапе обусловило необходимость принятия Концепции развития лесного хозяйства Республики Башкортостан на 2012-2015 годы (далее - Концепция).
Реализация Концепции не предусматривает деления на этапы.
3. Основные направления развития лесного хозяйства
Республики Башкортостан до 2015 года
В целях создания благоприятных условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами, должны быть приняты дополнительные меры, способствующие развитию лесного хозяйства, по следующим направлениям.
3.1. Повышение эффективности государственного управления лесами
Повышение эффективности государственного управления лесами обеспечивается в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации путем:
разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области лесных отношений;
совершенствования лесного планирования;
совершенствования организации использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
совершенствования федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, введения мониторинга реализации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
Развитие лесного хозяйства базируется на фундаментальных и прикладных исследованиях, направленных на разработку экологически безопасных природоохранных систем ведения лесного хозяйства, обеспечивающих максимальное и вместе с тем неистощительное использование лесных ресурсов и их своевременное воспроизводство.
Приоритетными направлениями научных исследований в области лесного хозяйства на рассматриваемый период являются следующие:
разработка научных основ государственного управления лесами и устойчивого развития лесных отношений в условиях рыночной экономики;
разработка и внедрение экологически безопасных природоохранных систем ведения лесного хозяйства, технологий и технических средств, обеспечивающих повышение устойчивости и продуктивности лесов (высокоэффективных методов и технологий получения достоверной и оперативной информации о лесах, прогрессивных технологий и средств механизации различных видов рубок леса, методов восстановления функциональных качеств лесных территорий, совершенствование методологических и нормативных документов по вопросам сохранения биоразнообразия лесов);
совершенствование существующих и разработка новых методов охраны лесов от пожаров, в том числе методов прогноза возникновения пожароопасной ситуации в лесах, использование современных технических средств обнаружения и тушения лесных пожаров, совершенствование соответствующей нормативной правовой базы;
разработка на селекционно-генетической основе и реализация мероприятий по сохранению биоразнообразия, воспроизводству, повышению продуктивности и качества лесов;
создание эффективных экологически безопасных систем защиты лесов от вредных организмов и техногенных факторов (совершенствование методов сбора, анализа и использования лесопатологической информации, разработка эколого-экономических критериев необходимости проведения защитных мероприятий, новых способов и средств защиты лесов от вредных организмов, профилактики и обеспечения санитарной безопасности в лесах).
Приоритетными также являются научные исследования, направленные на выполнение положений международных конвенций по вопросам изменения климата и сохранения биологического разнообразия, на развитие добровольной лесной сертификации и приведение российских национальных стандартов в сфере лесного хозяйства в соответствие с мировыми.
3.2. Повышение эффективности федерального государственного лесного надзора
(лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах
Минлесхоз РБ осуществляет федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) и федеральный государственный пожарный надзор в лесах в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
В целях реализации положений Межведомственного плана по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины в Российской Федерации на 2010-2011 годы, утвержденного 8 мая 2010 года Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, между Минлесхозом РБ и Министерством внутренних дел по Республике Башкортостан, Управлением Федеральной налоговой службы России по Республике Башкортостан и Башкортостанской таможней Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы России подписано Соглашение о межведомственном взаимодействии по борьбе с незаконной заготовкой и оборотом незаконно заготовленной древесины, а также утвержден План мероприятий по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины на территории Республики Башкортостан. С Управлением Федеральной налоговой службы России по Республике Башкортостан созданы совместные мобильные группы для проведения рейдовых проверок мест заготовки, обработки, реализации и хранения древесины и пиломатериалов, а также соответствующей проверки автотранспорта, перевозящего древесину.
Для повышения эффективности федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах необходимо:
предусмотреть оснащение инспекторского состава автотранспортом и современными техническими средствами;
совершенствовать законодательную базу;
организовать эффективный межведомственный контроль, а также взаимодействие с уполномоченными органами исполнительной власти по пресечению оборота незаконно заготовленной древесины и иных противоправных посягательств в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда и земель иных категорий;
практиковать среди государственных бюджетных учреждений (лесничеств) проведение перекрестных проверок по выявлению нарушений лесного законодательства;
применять различные формы стимулирования в отношении специалистов, своевременно выявивших незаконные рубки леса и другие нарушения лесного законодательства, качественно составивших материалы по ним и по результатам прохождения дел в правоохранительных органах;
ежегодно организовывать региональное обучение инспекторов федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах с приглашением представителей правоохранительных органов, прокуратуры и контролирующих органов;
внедрять современные технологии обнаружения нарушений лесного законодательства;
разрабатывать и применять методы, исключающие оборот незаконно заготовленной древесины.
Осуществление предлагаемых мероприятий в области федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах должно повысить эффективность мер по предупреждению, предотвращению, пресечению и уменьшению количества незаконных рубок и нелегального оборота древесины.
3.3. Совершенствование организации использования лесов
Организация использования лесов предполагает строгий учет отпуска древесины и площади лесных участков, переданных в аренду.
В этой связи в Минлесхозе РБ создана Информационная система Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее - ИСМЛХ РБ), которая объединяет следующие регистры: "Реестр лесопользователей", "Учет древесины при заготовке на основании договоров аренды лесных участков" и "Учет древесины при заготовке на основании договоров купли-продажи лесных насаждений".
Реестры постоянно обновляются по информации государственных бюджетных учреждений (лесничеств), в которой представлены сведения обо всех лесопользователях, получивших право заготовки древесины.
Программное обеспечение (база данных), размещенное на выделенном для Минлесхоза РБ защищенном канале в сети Интернет, позволяет производить:
регистрацию договоров купли-продажи лесных насаждений и договоров аренды лесных участков по реквизитам (организационно-правовая форма лесопользователя, дата, номер и цели заключения договора, наименование лесничества, индивидуальный номер налогоплательщика и адрес организации и т.д.);
создавать отчет по отдельным лесничествам и по всей базе данных;
осуществлять поиск необходимой информации по заданным реквизитам (наименование лесопользователя, его организационно-правовая форма, дата и номер заключения договора, наименование лесничества и т.д.).
Использование ИСМЛХ РБ:
исключает вероятность совершения мошенничества путем двойного запроса на выделение древесины для собственных нужд;
в случае незаконной продажи древесины позволяет налоговым органам оперативно ознакомиться с ее правообладателем;
при досмотре документов лесоперевозчиков предоставляет возможность сотрудникам правоохранительных органов получить оперативную информацию о происхождении и легальности заготовленной древесины.
В 2012 году планируется дополнить ИСМЛХ РБ следующими регистрами: "Учет древесины при заготовке на основании решений уполномоченных органов исполнительной власти Республики Башкортостан", "Учет древесины при заготовке на основании договоров купли-продажи лесных насаждений на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов", "Реестр лесоперевозчиков".
Прорабатывается вопрос о предоставлении доступа к ИСМЛХ РБ Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан, Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан, Башкортостанской таможне Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы.
Предполагается увеличение объема использования лесов путем вовлечения в эксплуатацию новых, еще не освоенных лесных территорий, а также путем повышения интенсивности использования лесных ресурсов, преимущественно древесины лиственных пород в освоенных лесах.
При использовании лесов должны быть обеспечены:
выполнение арендаторами обязанностей по ведению лесного хозяйства;
разработка и внедрение экономических механизмов стимулирования развития глубокой переработки древесины путем совершенствования политики ценообразования, политики в области внешней торговли лесопродукцией и оборудованием для лесного комплекса, а также путем содействия развитию интегрированных структур в лесопромышленном комплексе республики;
вовлечение в эксплуатацию перспективных лесосырьевых территорий за счет строительства сети лесных дорог круглогодичного действия;
предоставление через аукционы участков лесного фонда, перспективных для сбора недревесных, пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений в промышленных масштабах;
регулирование лесного законодательства в целях получения возможности использования лесов для ведения сельского и охотничьего хозяйств наряду с другими видами многоцелевого использования лесов;
увеличение площади лесных участков, предоставляемых для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации линейных объектов.
На лесных участках государственного лесного фонда, не предоставленных в аренду, осуществляют свою деятельность 24 государственных унитарных предприятия Республики Башкортостан, подведомственных Минлесхозу РБ. Основными видами их деятельности являются проведение лесохозяйственных, лесовосстановительных и лесозащитных работ с использованием переданного в хозяйственное ведение государственного движимого и недвижимого имущества. Основным сырьем для таких предприятий является древесина, полученная от рубок ухода за лесом. В связи с износом имеющихся средств производства на 80% и более существенно сдерживаются темпы повышения производительности труда. Для обеспечения экономической устойчивости деятельности указанных предприятий и производства конкурентоспособной и востребованной продукции из древесины, полученной от рубок ухода, нужно внедрить современные технологии и обновить основные фонды.
В целях реализации Программы развития лесопромышленного комплекса Республики Башкортостан на 2010-2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 мая 2010 года N 196, часть государственных унитарных предприятий Республики Башкортостан, подведомственных Минлесхозу РБ, приобретает необходимое оборудование по схеме финансового лизинга для производства древесного угля.
По итогам 2011 года, данное производство освоено в государственном унитарном предприятии Республики Башкортостан "Зилаирский лес" - запущены 2 установки производительностью 80 и 60 тонн угля в месяц. Кроме того, осуществлен монтаж и ведутся пусконаладочные работы установки производительностью 40 тонн в месяц в государственном унитарном предприятии Республики Башкортостан "Белорецкий лес". Пять государственных унитарных предприятий Республики Башкортостан подали заявки на получение лизинга для приобретения оборудования по производству древесного угля.
Увеличение использования расчетной лесосеки ожидается за счет роста объемов заготовок древесины арендаторами. В настоящее время из годового объема расчетной лесосеки, предоставленной в аренду, используется только 30%.
При условиях наличия потенциальных инвесторов и реализации инвестиционных проектов возможны значительные объемы заготовки мягколиственной перестойной древесины.
Основными потребителем леса является население. В регионе активно ведется индивидуальное жилищное строительство, соответственно ежегодно увеличиваются и объемы заготовки древесины. В 2011 году для собственных нужд граждан отпущено 1,7 млн. кубометров леса (на 6 % больше, чем в предыдущем году).
В связи с сокращением финансирования лесного хозяйства в последние годы практически прекратилось строительство лесохозяйственных дорог. В целях динамичного обеспечения лесного хозяйства и потенциальных инвесторов - лесопользователей новыми неосвоенными участками лесного фонда необходимо двукратное или даже трехкратное увеличение объемов строительства дорог. Необходимо отметить, что соединяющие населенные пункты дороги будут иметь важное социальное значение. Вовлечение в эксплуатацию перспективных лесосырьевых территорий за счет строительства сети лесных дорог круглогодичного действия является первостепенной задачей развития лесного хозяйства в республике. Для освоения расчетной лесосеки в эксплуатационных лесах необходимо иметь не менее 7 км всех видов дорог на 1 000 га земель лесного фонда.
Строительство лесных дорог, кроме социально-экономического, имеет и экологическое значение: являясь естественными противопожарными разрывами, они обеспечивают оперативную доставку специалистов и техники на места тушения лесных пожаров. Итак, при использовании лесов должны быть обеспечены:
выполнение арендаторами обязанностей по ведению лесного хозяйства;
разработка и внедрение экономических механизмов стимулирования развития глубокой переработки древесины путем совершенствования политики ценообразования, а также политики в области внешней торговли лесопродукцией и оборудованием для лесного комплекса путем содействия развитию интегрированных структур в лесопромышленном комплексе;
вовлечение в эксплуатацию перспективных лесосырьевых территорий за счет строительства сети лесных дорог круглогодичного действия.
3.4. Лесоустройство, учет лесных участков и оценка лесов в Республике Башкортостан
Лесоустройство - это комплекс работ по организации лесного фонда, описанию (таксации), учету и изучению лесов, разработке проектов ведения лесного хозяйства на перспективный период.
При лесоустройстве определяются основные положения наиболее эффективного использования и воспроизводства лесных ресурсов устраиваемого объекта, возрасты рубок, расчетные лесосеки (оптимальная норма ежегодной рубки леса), методы и необходимые объемы рубок ухода, лесовосстановительных и других работ. Особое внимание при этом уделяется разработке научно обоснованных рекомендаций по наиболее рациональному и комплексному использованию земель лесного фонда, повышению продуктивности и объемов использования лесов, прогнозированию развития лесного фонда.
Данные учета лесных участков служат основой для организации рационального пользования лесами, их воспроизводства, охраны и защиты, планирования развития лесного хозяйства, размещения лесосечного фонда и решения множества других вопросов лесохозяйственного производства и управления лесным хозяйством.
Основным требованием к определению объемов лесопользования является непрерывное и равномерное пользование лесом в течение длительного времени.
В свете сказанного для решения задач, стоящих перед лесным хозяйством республики, требуется совершенствование лесоустройства и учета лесных участков как системы мероприятий по получению достоверной и разносторонней информации о лесах, необходимой для среднесрочного и текущего планирования лесохозяйственной деятельности, нормирования использования лесов, проектирования лесных участков, а также для осуществления контроля за состоянием, охраной, защитой и воспроизводством лесов.
Лесоустройство в Республике Башкортостан не проводилось с 2007 года в связи с отсутствием финансирования на указанные цели из федерального бюджета. Согласно Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 6 февраля 2008 года N 31, лесоустройство должно проводиться не менее одного раза в 10 лет. В республике 1,9 млн. га лесов (33%) от общей площади лесного фонда имеют давность лесоустройства более 15 лет, что затрудняет планирование и проведение всех лесохозяйственных мероприятий.
В целях исправления сложившейся ситуации Минлесхозом РБ в Федеральное агентство лесного хозяйства направлена заявка о поэтапном проведении лесоустройства в Республике Башкортостан в 2013-2018 годах.
Результаты оценки экологического и ресурсного потенциалов лесов должны использоваться для уточнения их разделения на защитные, эксплуатационные и резервные леса.
Предстоит создать комплекс программно-методического обеспечения системы проведения лесопатологического мониторинга, внедрить его в приоритетном порядке на участках леса с ценными насаждениями, а также на участках, подверженных негативному воздействию.
В республике имеется 0,1 млн. га лесов на землях сельскохозяйственного назначения, собственность на которые не разграничена. Необходимы их государственная регистрация как государственной собственности Республики Башкортостан и проведение лесоустройства.
3.5. Совершенствование охраны лесов
Сохранение леса как важнейшего компонента биосферы и стабилизатора крупномасштабных природных процессов, источника ценных сырьевых ресурсов является необходимым условием устойчивого социально-экономического развития Республики Башкортостан. Охрана лесов от пожаров должна стать важнейшим направлением государственной политики, обеспечивающим экологическую безопасность и сохранение ресурсного потенциала республики.
По масштабам и характеру воздействия на леса огонь был и остается доминирующим фактором, определяющим структуру и динамику лесного фонда. Стихийные пожары оказывают разрушительное воздействие на лесную растительность, фауну и органический слой почвы.
В лесном фонде на территории Республики Башкортостан ежегодно регистрируется множество лесных пожаров, охватывающих сотни гектаров покрытых лесом земель. Наносимый лесными пожарами экономический ущерб оценивается ежегодно миллионами рублей.
Лесопожарная политика нашей республики до настоящего времени была направлена на активную борьбу с огнем на территории лесного фонда. В основу организации охраны лесов заложено сочетание различных видов пожарной профилактики с высокой оперативностью обнаружения и тушения возникающих пожаров в соответствии с местными природно-экономическими условиями и интенсивностью ведения лесного хозяйства.
Система охраны лесов от пожаров в Республике Башкортостан должна предусматривать:
совершенствование системы управления тушением лесных пожаров;
обеспечение должного финансирования на приобретение противопожарной техники, оборудования и средств пожаротушения;
осуществление мониторинга лесных пожаров на базе геоинформационных систем (далее - ГИС), предусматривающих обработку результатов наземных, авиационных и космических наблюдений.
Отвечающее современным экологическим и социально-экономическим требованиям обеспечение уровня охраны лесов от пожаров достигается за счет:
усиления противопожарной пропаганды и государственного пожарного надзора в лесах;
предотвращения роста числа лесных пожаров;
повышения оперативности обнаружения лесных пожаров и их тушения в начальной стадии;
повышения эффективности борьбы с крупными лесными пожарами, выходящими из-под контроля лесопожарных служб.
Осуществление мероприятий по охране лесов от пожаров обеспечивается Правительством Республики Башкортостан, Минлесхозом РБ, государственными бюджетными учреждениями (лесничествами), государственным бюджетным учреждением Центр предупреждения и тушения лесных пожаров Республики Башкортостан и государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан, подведомственными Минлесхозу РБ. Выполнение противопожарных мероприятий входит также в обязанности арендаторов лесных участков, лесопользователей, физических и юридических лиц, чья деятельность так или иначе связана с использованием лесов.
Оперативность обнаружения лесных пожаров повышается за счет:
увеличения периодичности (кратности) воздушного и наземного патрулирования лесов;
повышения степени охвата охраняемой территории зонами действия воздушных и наземных патрулей и наземных наблюдательных пунктов (мачт, вышек) (указанные мероприятия реализуется в процессе создания интегрированной системы лесопожарного мониторинга, объединяющей наземные, авиационные и космические средства и методы наблюдения за лесными пожарами, а также средства и методы регистрации молниевых разрядов, являющихся основным природным источником огня в лесах);
расширения сети пожарно-химических станций;
повышения уровня обеспеченности лесопожарных служб трудовыми и материальными ресурсами, степени готовности и мобильности этих служб.
Основными причинами возникновения лесных пожаров являются антропогенные факторы и, как уже было отмечено, грозовые разряды. В связи с этим в средствах массовой информации необходимо усилить пропаганду мер профилактики лесных пожаров, бережного отношения к лесу.
Своевременное обнаружение очагов возникновения лесных пожаров является важным фактором, влияющим на минимизацию расходов по тушению пожаров и причиняемого ими ущерба. В этих целях для проведения авиапатрулирования в лесах необходимо предусмотреть в государственном бюджетном учреждении Центр предупреждения и тушения лесных пожаров Республики Башкортостан штатную единицу летчика-наблюдателя по охране лесов от пожаров, обеспечив его надежной радиосвязью с наземными службами.
Предотвращение лесных пожаров возможно также путем улучшения противопожарного устройства лесов, интенсификации профилактических мероприятий.
В этой связи целесообразно создать сеть дорог противопожарного назначения для доставки сил и средств пожаротушения к местам лесных пожаров, а также провести мероприятия по противопожарной профилактике: устройство противопожарных барьеров, уход за ними, профилактическое контролируемое выжигание сухих горючих материалов.
3.6. Совершенствование защиты лесов
Повышение эффективности защиты лесов в республике должно осуществляться по следующим направлениям:
проведение профилактических мероприятий по предупреждению вспышек распространения вредных организмов, в том числе путем формирования лесных насаждений, устойчивых к воздействию негативных факторов;
организация и ведение лесопатологических обследований и мониторинга;
осуществление мероприятий по ликвидации и локализации очагов вредных организмов;
соблюдение требований правил санитарной безопасности в лесах и выполнение санитарно-оздоровительных мероприятий.
Защита лесов от вредных организмов и негативного воздействия неблагоприятных факторов должна стать важным направлением государственной политики, обеспечивающей экологическую безопасность и сохранение ресурсного потенциала лесов.
Возникновение очагов массового размножения вредных организмов носит циклический характер и не всегда напрямую связано с хозяйственной деятельностью человека. Необходимо сформировать систему раннего выявления очагов вредных организмов и патологических процессов в лесах.
Для защиты лесов от вредных организмов, принятия экологически и экономически обоснованных решений по этому вопросу предусматривается осуществление лесопатологического мониторинга с использованием наземных и дистанционных средств, а также создание единой информационной системы об изменениях лесопатологической и санитарной обстановки в лесах.
Выявление патологических процессов, происходящих в лесном фонде, должно осуществляться в тесном взаимодействии специализированной лесозащитной организации Центр защиты леса Республики Башкортостан, Минлесхоза РБ и государственных бюджетных учреждений (лесничеств). Развитие служб обнаружения патологических процессов обязано происходить путем эффективного использования стационарных пунктов лесопатологического мониторинга и дистанционных методов - космической съемки высокого разрешения.
Своевременная организация всеми лесопользователями мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, осуществление истребительных мер борьбы и санитарных рубок леса значительно улучшат его санитарное состояние.
Главными целями авиационных работ по защите лесов являются обнаружение и ликвидация очагов вредных организмов. Для достижения этих целей следует обеспечить необходимую периодичность авиапатрулирования либо совмещение таких патрулирований с охраной лесов от пожаров.
Актуальным является дальнейшее развитие использования наземных, в том числе аэрозольных, технологий борьбы с вредными организмами.
3.7. Воспроизводство лесов и лесоразведение
В Республике Башкортостан планируется достижение сбалансированных по площадям темпов лесовосстановления и выбытия площадей лесов вследствие их вырубки, гибели от пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов.
Сбалансированность темпов использования и воспроизводства лесных ресурсов достигается путем:
максимального использования естественной восстановительной способности лесов и увеличения объемов соответствующих мероприятий;
производства лесных культур на всех вырубках, где естественное возобновление не гарантирует требуемых сроков и качества создаваемых насаждений;
создания высокопродуктивных лесных плантаций на пустующих лесных землях и неиспользуемых землях сельскохозяйственного назначения.
Основным принципом воспроизводства лесов является обязательное лесовосстановление на лесных участках, не покрытых лесной растительностью. Цель лесовосстановления состоит, прежде всего, в создании высокопродуктивных лесов на месте вырубленных, погибших или поврежденных.
Лесовосстановление должно обеспечивать восстановление лесных насаждений, сохранение биологического разнообразия и полезных функций лесов.
В связи с этим необходимо создание лесного селекционно-семеноводческого центра, который обеспечит:
выполнение комплекса работ по созданию объектов единого генетико-селекционного комплекса, включая лесосеменные плантации для производства лесных семян с улучшенными наследственными свойствами;
производство, хранение и переработку лесосеменного сырья, поступающего с пунктов сбора в зоне деятельности центра;
реализацию партий лесных семян для нужд воспроизводства лесов в республике.
В целях обеспечения непрерывного восполнения запасов древесины, изымаемых при сплошных и выборочных рубках, а также потерянных в результате пожаров, стихийных бедствий, воздействия болезней и вредителей, должны быть осуществлены следующие мероприятия:
своевременные восстановление леса, уход за ним, обеспечение условий для естественного возобновления хозяйственно-ценных древесных пород;
оптимизация соотношения интенсивных и экстенсивных методов восстановления лесов, сохранения их генетического потенциала, совершенствования системы лесного селекционного семеноводства, развития и эффективного использования постоянных лесосеменных участков.
Для повышения эффективности воспроизводства лесов в предстоящий период планируется реализовать комплекс мероприятий, обратив особое внимание на посадку и посев лесных культур:
осуществление всех лесовосстановительных работ в соответствии с их проектами;
переход на принципы районирования лесов по способам лесовосстановления и нормативам затрат на указанные цели в пределах лесных районов;
внедрение модели интенсивного воспроизводства лесов, обеспечивающей повышение их качества и продуктивности, улучшение экологических условий, в том числе за счет выращивания лесных насаждений на неиспользуемых землях;
паспортизацию участков лесных культур для повышения ответственности за их состояние работников лесничеств;
рост ежегодных объемов лесовосстановительных работ;
создание базисных питомников, в которых также будут размещаться школьные отделения и плантации для выращивания крупномерного посадочного материала в озеленительных целях;
увеличение объемов и расширение ассортимента посадочного материала древесно-кустарниковых и плодово-ягодных пород для озеленения и благоустройства населенных пунктов, территорий образовательных учреждений, организаций соцкультбыта, благоустройства берегов малых рек, водоемов и родников, а также для создания новых, реконструкции и приведения в порядок существующих парков, лесопарков, скверов, садов и памятных посадок;
эффективное использование объектов единого генетико-селекционного комплекса;
создание защитных лесных полос на землях сельскохозяйственного назначения за счет средств землепользователей;
осуществление воспроизводства лесов хозяйственно-ценным породным составом с учетом потребностей экономики;
увеличение объемов малозатратных видов лесовосстановления путем комбинированного лесовосстановления, содействия естественному возобновлению леса и создания лесных культур посевом семян.
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации на арендаторов лесных участков возложены функции по охране, защите и воспроизводству лесов на арендуемых площадях. Для оптимального сочетания способов заготовки древесины со способами лесовосстановления и ухода за лесами в конкретных экономических и лесорастительных условиях важной задачей является соответствующее обучение арендаторов.
В целях обеспечения собственным посадочным материалом арендаторам лесных участков целесообразно создавать лесные питомники для выращивания сеянцев, площадь которая будет зависеть от объемов лесовосстановления согласно утвержденным проектам освоения лесов.
Также актуально предусмотреть заключение договоров между государственными унитарными предприятиями, подведомственными Минлесхозу РБ, и арендаторами лесных участков по заготовке древесины на оказание услуг по выращиванию и обеспечению посадочным материалом.
3.8. Кадровое обеспечение лесного хозяйства
Повышение эффективности ведения лесного хозяйства в Республике Башкортостан требует обеспечения отрасли высококвалифицированными кадрами. Уровень и качество образования в этой области не в полной мере соответствуют современным требованиям.
В предстоящий период предполагается активизировать работу, направленную на повышение квалификации работников лесного хозяйства в части государственного управления лесами, государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного пожарного надзора в лесах, развития рыночных механизмов и использования ГИС-технологий в лесном секторе экономики.
Необходимо отметить, что до создания Минлесхоза РБ лесное хозяйство республики с 2003 года неоднократно подвергалось реорганизациям, что привело к резкому сокращению штата работников лесной отрасли (с 2003 года эта численность уменьшилась в 10 раз), ухудшению состояния лесного хозяйства, уменьшению объемов отводимых участков, ослаблению контроля за подведомственной территорией, а также к росту количества лесонарушений.
Эффективное ведение лесного хозяйства (проектирование объектов лесохозяйственных, лесокультурных, лесозащитных работ, оформление их в натуре, охрана лесов от пожаров, незаконных рубок) во многом определяется численностью и составом мастеров государственных бюджетных учреждений (лесничеств). В условиях горного рельефа выполнение указанных обязанностей осложняется слабым развитием дорожно-транспортной сети. Имеющееся в настоящее время количество мастеров недостаточно. Для надлежащих охраны и защиты лесов, выполнения всего комплекса лесохозяйственных и лесовосстановительных работ необходимо увеличить численность мастеров на каждом мастерском участке в 3 раза. Затягивание решения данных вопросов негативно отразится на состоянии лесного фонда республики.
Для повышения качества работы лесного хозяйства республики целесообразно возродить статус и функционирование системы государственной лесной охраны, увеличить число государственных лесных инспекторов.
В соответствии с Соглашением о взаимодействии между Федеральным агентством лесного хозяйства и Правительством Республики Башкортостан от 31 января 2011 года N ВМ-21/11с Минлесхоз РБ организует ежегодную подготовку и переподготовку руководителей тушения лесных пожаров.
Увеличение численности работников лесного хозяйства Республики Башкортостан позитивно повлияет на снижение социальной напряженности и сокращение безработицы в горно-лесных районах республики с преобладающим ведением лесного хозяйства.
Кроме проблемы дефицита кадров, в настоящее время актуален вопрос повышения квалификации работников лесного хозяйства Башкортостан. Для этого принимается ряд комплексных мер по повышению квалификации, переподготовке кадров, направлению специалистов на обучение в различные профильные образовательные учреждения страны.
4. Экологическое значение лесов и необходимость сохранения
их биоразнообразия
Леса территории Республики Башкортостан, в отличие от многих важнейших природных ресурсов, являются возобновляемыми, что позволяет организовать их неистощительное использование.
Меры по сохранению биоразнообразия лесов направлены на и восстановление их разнообразия и устойчивости, способности лесных систем к саморегуляции и компенсации негативных последствий природных катаклизмов и антропогенной деятельности. Данные меры предусматривают:
сохранение естественных малонарушенных (девственных) лесных систем и восстановление лесных ландшафтов;
внедрение в практику лесопользования современных методов биологического разнообразия (предотвращение рубок редких и ценных видов деревьев; снижение риска действия на леса промышленных объектов; реабилитация лесных территорий и иные меры);
совершенствование методов контроля за сохранением биоразнообразия лесов.
Лесные экосистемы, являющиеся основным компонентом среды, обеспечивают естественное регулирование протекающих в экологической системе Земли процессов, что предопределяет необходимость максимального сохранения природных свойств лесов.
Без учета экологических проблем, структуры и динамики изменения состава лесов республики, а также анализа природных и антропогенных процессов, происходящих в лесах, невозможны реальные прогнозы глобальных изменений природной среды.
Решение экологических проблем лесного хозяйства в настоящее время предполагает:
сохранение биологического разнообразия и экологических функций лесов путем выделения лесов природоохранного назначения (защитных лесов) и обеспечения режима их сохранности;
разработку системы мероприятий по сохранению биоразнообразия в лесах, являющихся объектом экономической деятельности;
обеспечение качественного воспроизводства лесных ресурсов как обязательного элемента использования лесов, недопущение деградации и истощения почвенных и водных ресурсов при использовании лесов;
расширение защитного лесоразведения в малолесных районах;
сохранение и рациональное использование генетического и экологического потенциалов лесов, расширение сотрудничества в этой области с другими субъектами Российской Федерации, развитие системы особо охраняемых природных территорий;
усиление просветительской деятельности по формированию в обществе понимания важной роли лесов и необходимости бережного отношения к ним.
По целевому назначению леса подразделяются на защитные, эксплуатационные и резервные.
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным их использованием при условии, что это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими функциями.
Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с одновременным обеспечением сохранения функций таких лесов.
К резервным лесам относятся те, в которых в течение ближайших 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины.
Важным является уточнение режимов использования эксплуатационных и особенно защитных лесов.
5. Финансово-экономические основы развития лесного хозяйства
Республики Башкортостан
Долгосрочной целью реформирования системы государственного управления лесами является повышение эффективности работы лесного хозяйства Республики Башкортостан. Положения Лесного кодекса Российской Федерации создали для этого необходимые условия, законодательно закрепив инструмент проведения прогрессивной экономической политики в сфере лесных отношений, децентрализации системы управления лесами, создания открытой рыночной конкурентной среды в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
В Лесном кодексе Российской Федерации заложены принципиально новые экономические и финансовые основы развития лесного хозяйства, предусмотрены следующие условия повышения эффективности его функционирования:
значительное расширение перечня разрешенных видов использования лесов;
осуществление арендаторами на лесных участках, предоставленных для заготовки древесины, мероприятий по лесовосстановлению, охране и защите лесов (в отношении не предоставленных в аренду лесных участков Минлесхоз РБ размещает заказы на выполнение этих работ путем проведения торгов);
заключение договоров аренды по результатам аукционов по продаже права на заключение таких договоров, за исключением случаев, предусмотренных статьями 43-45 Лесного кодекса Российской Федерации (в соответствии с этими статьями договоры аренды лесных участков заключаются без проведения аукциона при использовании лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых; для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов; для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов);
обеспечение доступа к лесным ресурсам на основе соглашений, связанных с осуществлением приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в увязке с развитием лесной инфраструктуры.
Для реализации заложенных в Лесном кодексе Российской Федерации условий, направленных на достижение основной цели Концепции - повышение дохода от использования лесов при одновременном сокращении бюджетных расходов, связанных с государственным управлением лесами, необходимо решить следующие основные задачи:
обеспечение устойчивого лесопользования с учетом изменения порядка и условий аренды лесных участков (увеличения срока аренды до 49 лет);
ежегодная индексация ставок платы за единицу объема лесных ресурсов по договорам купли-продажи лесных насаждений, отпускаемых населению для собственных нужд на территории Республики Башкортостан, с учетом коэффициента инфляции;
стимулирование инвестиционной активности в лесном секторе экономики путем упрощения процедуры оформления необходимой документации;
стимулирование устойчивого развития производства по глубокой переработке древесины, в частности, государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан, подведомственными Минлесхозу РБ;
проведение работ по включению мероприятий по развитию лесного хозяйства в республиканские целевые программы социально-экономического развития;
улучшение условий труда работников лесного хозяйства, создание дополнительных рабочих мест.
Переход на аукционную систему предоставления лесных участков должен способствовать повышению уровня спроса и конкуренции на рынке лесных ресурсов, а также заинтересованности Республики Башкортостан в процессе государственного управления лесами на ее территории.
Важной задачей в данной сфере является разработка оптимальной государственной политики ценообразования на используемые лесные ресурсы, прежде всего, на древесину. Эта государственная политика должна удовлетворять следующим целям:
стимулировать устойчивое развитие отечественного производства по глубокой переработке древесины;
обеспечивать покрытие расходов по воспроизводству вырубаемых лесных насаждений.
Стратегическим направлением совершенствования государственного ценообразования на лесные ресурсы является формирование условий, которые необходимы для возникновения добросовестной конкуренции и должны быть сформированы с учетом того, что практически все леса в нашей стране находятся в федеральной собственности при федеративном устройстве государства, а средства производства в лесопромышленном секторе экономики являются негосударственной собственностью.
В целях стимулирования инвестиционной активности в этом секторе экономики целесообразно разработать порядок, предусматривающий более гибкие принципы формирования платежей за лесные ресурсы, включая механизмы установления ставок арендной платы на рентной основе и определения ее размеров с учетом затрат на выполнение лесохозяйственных работ.
6. Участие Республики Башкортостан в межрегиональном сотрудничестве
в области лесного хозяйства
Задачами межрегионального сотрудничества в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на ближайшую перспективу являются следующие:
создание условий для привлечения инвестиций в лесной сектор экономики Республики Башкортостан;
поиск эффективных методов борьбы с незаконными заготовкой древесины и ее оборотом;
развитие приграничного сотрудничества, в том числе на региональном уровне, по актуальным вопросам, касающимся лесного хозяйства;
развитие межрегионального и международного сотрудничества в области лесного хозяйства;
создание соответствующей информационной базы, содержащей передовой опыт развития лесных хозяйств зарубежных стран;
изучение и анализ передового зарубежного опыта для внедрения на его основе в российских условиях прогрессивных достижений и современных методов устойчивого лесоуправления;
реализация и развитие двусторонних и многосторонних договоров и программ сотрудничества в сфере лесного хозяйства по направлениям, представляющим интерес для Республики Башкортостан.
7. Механизм и ожидаемые результаты реализации Концепции
Для достижения целей и решения задач, определенных Концепцией, необходимо осуществить комплекс мероприятий, направленных на совершенствование и развитие нормативной правовой базы в области лесного хозяйства и лесопользования, управления лесами, на повышение эффективности деятельности по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, а также на научное и кадровое обеспечение лесного хозяйства Республики Башкортостан и расширение ее участия в соответствующем межрегиональном и международном сотрудничестве.
В связи с этим предполагается разработать ряд нормативных правовых актов, направленных на регулирование следующих вопросов:
эффективное использование лесов на праве аренды лесных участков и на основе договоров купли-продажи лесных насаждений;
обеспечение благоприятного инвестиционного климата при использовании лесов, привлечения дополнительных финансовых средств, развития конкурентной среды в лесном секторе экономики;
применение эффективного экономического механизма использования лесов;
оценка экономического и экологического потенциалов лесных участков.
Основными инструментами реализации Концепции должны стать республиканские целевые программы.
Реализация Концепции до 2015 года позволит обеспечить:
повышение эффективности использования лесного фонда на территории Республики Башкортостан;
устойчивое развитие лесного хозяйства;
существенное улучшение состояния лесов на территории республики;
увеличение поступления платежей за использование лесов в бюджеты всех уровней;
улучшение условий труда работников лесного хозяйства, создание дополнительных рабочих мест;
защиту прав инвесторов и иных пользователей лесными участками, что объективно будет способствовать снижению рисков хозяйственной деятельности, повышению эффективности функционирования лесного сектора экономики и увеличению производства его продукции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целями развития лесного хозяйства Республики Башкортостан и совершенствования управления в данной сфере являются: создание условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами, соблюдение требований непрерывного, рационального использования лесов, повышение доходов от использования лесных ресурсов, своевременное и качественное воспроизводство лесов, сохранение их ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия.
Реализация концепции позволит обеспечить повышение эффективности использования лесного фонда на территории Республики Башкортостан, устойчивое развитие лесного хозяйства, существенное улучшение состояния лесов на территории республики, увеличение поступления платежей за использование лесов в бюджеты всех уровней, улучшение условий труда работников лесного хозяйства, создание дополнительных рабочих мест.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 6 апреля 2012 г. N 96 "О Концепции развития лесного хозяйства Республики Башкортостан на 2012 - 2015 годы"
Текст постановления размещен на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан в Internet (www.npa.bashkortostan.ru) от 10 апреля 2012 г., опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", N 13 (379) от 2 мая 2012 г., ст. 649