Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Республики Башкортостан
от 26 сентября 2011 г. N 458-ОД
"Об утверждении Методических рекомендаций по содержанию и оформлению
концепции автоматизированной информационной системы"
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 7 сентября 2016 г. N 382 настоящий приказ признан утратившим силу
В соответствии с Правилами проведения экспертной оценки документов, применяемых в рамках планирования, создания и использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов исполнительной власти Республики Башкортостан, утвержденными постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 марта 2011 года N 71 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов исполнительной власти Республики Башкортостан", в целях обеспечения возможности проведения экспертной оценки концепций автоматизированных информационных систем согласно Методике проведения экспертной оценки документов, используемых в рамках проведения мероприятий по информатизации, утвержденной приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Республики Башкортостан от 15 апреля 2011 года N 168-ОД, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по содержанию и оформлению концепции автоматизированной информационной системы.
2. Отделу государственной службы и кадровой работы Министерства связи и массовых коммуникаций Республики Башкортостан обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Управлении Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра И.У. Ямалова.
Министр |
Б. Мелкоедов |
Зарегистрирован Управлением Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов 14 марта 2012 г.
Регистрационный N 1864
Методические рекомендации
по содержанию и оформлению концепции автоматизированной информационной системы
(утв. приказом Министерства связи и массовых коммуникаций
Республики Башкортостан от 26 сентября 2011 г. N 458-ОД)
I. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации по содержанию и оформлению концепции автоматизированной информационной системы (далее - рекомендации) распространяются на государственные автоматизированные информационные системы (далее - АИС), создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан в процессе осуществления и в целях реализации органами исполнительной власти Республики Башкортостан своих полномочий и обеспечения обмена информацией между этими органами.
1.2. Требования к документальному обеспечению автоматизированных систем определяются стандартами ГОСТа серии 34 "Комплекс стандартов на автоматизированные системы" и иными регламентирующими документами, на которые имеются ссылки в документах ГОСТа серии 34 "Комплекс стандартов на автоматизированные системы".
1.3. Концепция АИС, согласно Правилам проведения экспертной оценки документов, применяемых в рамках планирования, создания и использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов исполнительной власти Республики Башкортостан, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 марта 2011 года N 71 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов исполнительной власти Республики Башкортостан", является объектом экспертной оценки в соответствии с Методикой проведения экспертной оценки документов, используемых в рамках проведения мероприятий по информатизации, утвержденной приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Республики Башкортостан от 15 апреля 2011 года N 168-ОД.
1.4. Настоящие рекомендации разработаны на основании и в соответствии с требованиями следующих документов:
1) Правила проведения экспертной оценки документов, применяемых в рамках планирования, создания и использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов исполнительной власти Республики Башкортостан, утвержденные постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 марта 2011 года N 71 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов исполнительной власти Республики Башкортостан";
2) Положение о создании и вводе в эксплуатацию государственных информационных систем Республики Башкортостан, утвержденное постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 апреля 2011 года N 121 "О государственных информационных системах "Реестр информационных систем Республики Башкортостан" и "Реестр информационных ресурсов Республики Башкортостан";
3) Методика проведения экспертной оценки документов, используемых в рамках проведения мероприятий по информатизации, утвержденная приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Республики Башкортостан от 15 апреля 2011 года N 168-ОД;
4) ГОСТ 34.003-90 "Автоматизированные системы. Термины и определения";
5) ГОСТ 34.201-89 "Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем";
6) ГОСТ 34.601.90 "Автоматизированные системы. Стадии создания";
7) ГОСТ 7.32-2001 "Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления";
8) ГОСТ 2.105-95 "Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам";
9) ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов";
10) РД 50-34.698-90 "Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов".
II. Рекомендации по содержанию основной части концепции АИС
2.1. Основная часть концепции АИС должна содержать следующие разделы:
а) описание объекта автоматизации и существующей инфраструктуры;
б) цели, задачи и целевые индикаторы АИС;
в) функции, требования и основные технические решения АИС;
г) ожидаемые технико-экономические результаты внедрения АИС.
2.2. Раздел "Описание объекта автоматизации и существующей инфраструктуры" должен содержать:
а) наименование и территориальное расположение объекта автоматизации (далее - OA);
б) состав существующего аппаратного и программного обеспечения OA;
в) задачи, выполняемые существующим аппаратно-программным комплексом OA;
г) перечень и характеристику существующих проблем и недостатков информационных систем OA.
2.3. Раздел "Цели, задачи и целевые индикаторы АИС" должен содержать:
а) формулировку целей внедрения АИС;
б) формулировку задач, реализуемых в результате внедрения АИС;
в) целевые индикаторы реализации АИС (приложение N 1 к настоящим рекомендациям).
Целевые индикаторы следует формулировать таким образом, чтобы они могли быть формализовано измерены по результатам внедрения АИС и позволяли численно измерять повышение качества исполнения государственных функций или предоставления услуг (время, количество посещений, срок исполнения, сокращение согласований, сокращение издержек и т.п.). При этом измерение целевых индикаторов должно быть объективным и производиться внешними по отношению к органу власти организациями.
Если внедрение АИС является этапом реализации более масштабного многоэтапного мероприятия, следует показать, что:
цели, задачи и результаты реализации АИС отличаются от целей, задач и результатов предыдущих этапов;
при реализации данного этапа предполагается использование результатов, полученных в рамках предыдущих этапов мероприятия;
на текущий момент не существует доступных для использования систем, эквивалентных по потребительским, ценовым характеристикам, а также характеристикам надежности, в том числе рыночных предложений и результатов, полученных иными государственными заказчиками.
2.4. Раздел "Функции, требования и основные технические решения АИС" должен содержать:
1) перечень функций АИС, необходимых для реализации поставленных задач;
2) технические требования, предъявляемые к АИС в целях реализации указанных функций;
3) описание и характеристику возможных альтернативных вариантов реализации АИС (технические, программные решения) и сопоставительный анализ вариантов реализации АИС на предмет удовлетворения требованиям с точки зрения оценки преимуществ и недостатков каждого варианта. При такой оценке рекомендуется использовать следующие критерии:
а) адекватность используемых технологий, программных и аппаратных платформ целевым индикаторам и качественным характеристикам АИС;
б) применение современных или перспективных технологий (нежелательно использование устаревших технологий, имеющих ограниченную или существенно снижающуюся техническую поддержку, плохие рыночные перспективы);
в) отсутствие рисков зависимости от единственного поставщика аппаратных или программных средств (свойство независимости);
г) способность к расширению функций, изменению числа и состава пользователей (свойство расширяемости) без существенной переработки;
д) базирование АИС на идеологии открытых систем и способность к взаимодействию с иными системами на основе открытых стандартов (свойство интероперабельности);
е) использование имеющейся инфраструктуры и решений, возможность использования результатов ранее выполненных работ;
ж) возможность применения мер по повышению эффективности использования привлекаемого бюджета, в том числе таких, как закупка или аренда (вместо разработки), получение скидок, совместное использование существующей или создаваемой инфраструктуры, принадлежащей иным органам государственной власти или уполномоченным организациям, использование свободного программного обеспечения и т.п.;
4) архитектуру системы, состав подсистем;
5) решения по интеграции систем и подсистем в действующую информационную систему объекта;
6) содержание и длительность мероприятий, необходимых для реализации АИС с указанием сроков начала и окончания работ, а также объемов финансирования (приложение N 2 к настоящим рекомендациям).
В качестве мероприятий по внедрению АИС должны быть запланированы все необходимые составляющие жизненного цикла работ по созданию, внедрению, модернизации и эксплуатации информационно-коммуникационных технологий (в том числе, но не ограничиваясь):
предпроектные обследования;
разработка нормативной, технической, эксплуатационной, методической и иной необходимой документации;
выбор и закупка (аренда) аппаратных средств;
выбор и разработка (закупка, аренда) программного обеспечения;
ввод в эксплуатацию (монтажные, пусконаладочные работы);
подключение (обеспечение доступа) пользователей;
миграционные работы, включая первичное наполнение данными, обучение пользователей и другие;
тестирование;
сопровождение и техническая поддержка;
развитие и модернизация системы.
Для осуществления всех запланированных результатов внедрения АИС и достижения целевых индикаторов должны быть запланированы соответствующие мероприятия.
Для обоснования размера привлекаемого бюджета рекомендуется привести расчет ценовых характеристик реализации АИС, учитывающий основные статьи расходов (трудовые ресурсы, продолжительность и объем работ, число пользователей, численность оборудования и лицензий и т. п.).
При обосновании используемых для расчета цен рекомендуется использовать следующие критерии:
цена оборудования, услуг, работ, в том числе разработки и (или) поставки программного обеспечения, с учетом планируемого объема работ не превышает среднерыночную цену, если присутствуют обоснованные указания на рыночный аналог цены для всех видов планируемых к закупке (аренде, созданию) оборудования, услуг, работ;
предполагается использование свободного программного обеспечения при наличии сравнимых по функциональному значению альтернатив программного обеспечения;
мероприятия по внедрению АИС обеспечивают получение авторских имущественных прав и (или) лицензий на программное обеспечение, достаточных для использования в плановых целях и масштабах (в том числе для тиражируемого программного обеспечения) без приобретения дополнительных лицензий и (или) прав, или обоснована нецелесообразность указанного использования.
2.5. Раздел "Ожидаемые технико-экономические результаты внедрения АИС" должен содержать перечень основных источников экономической эффективности, получаемых в результате внедрения АИС (в том числе - рост производительности OA, повышение качества исполнения функций OA, экономия временных и финансовых ресурсов OA и т. д.).
При описании результатов реализации АИС рекомендуется использовать следующие критерии:
результаты реализации АИС должны соответствовать его целям и задачам;
результаты внедрения АИС должны обеспечивать достижение хотя бы одной цели или приоритета, определенных в прогнозах и программах социально-экономического развития Республики Башкортостан, отраслевых доктринах, концепциях и стратегиях развития на среднесрочный и долгосрочный периоды (примерный перечень приведен в приложении N 3 к настоящим рекомендациям);
результаты мероприятия должны иметь непосредственную связь с обеспечением возможности осуществления государственными органами соответствующих полномочий;
все указанные результаты должны иметь соответствующие целевые индикаторы согласно приложению N 1 к настоящим рекомендациям и непосредственно влиять на значения данных индикаторов;
должны предусматриваться все аппаратные, технические, коммуникационные, программные, кадровые, нормативные, методические и иные виды результатов, необходимые для достижения целевых индикаторов; при этом объем данных результатов не должен являться избыточным или недостаточным для достижения целевых индикаторов.
2.6. В представленной концепции должны быть указаны международные, государственные и отраслевые стандарты в области организации процесса внедрения информационно-коммуникационных технологий, в соответствии с которыми планируется реализация АИС. Рекомендуется предусмотреть меры по верификации (аудиту) соответствия выполненных мероприятий указанным стандартам.
2.7. Содержание концепции является общим для всех видов АИС и, при необходимости, может дополняться разработчиком в зависимости от собенностей создаваемой АИС. Кроме указанных, концепция может содержать дополнительные разделы, подразделы, таблицы, приложения и т.п., если их наличие позволяет более полно и подробно охарактеризовать АИС и обосновать затраты на планируемые мероприятия. Допускается объединять подразделы.
III. Рекомендации по оформлению концепции АИС
3.1. Концепция автоматизированной системы согласно РД 50-34.698-90 "Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов" оформляется в виде отчета по ГОСТу 7.32-2001 "Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления". Требования к структурной организации и оформлению документов по ГОСТу 7.32-2001 "Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления" приведены в приложениях N 4, N 5 к настоящим рекомендациям соответственно.
3.2. Концепция АИС подлежит обязательному нормоконтролю в организации-исполнителе. При проведении нормоконтроля рекомендуется руководствоваться ГОСТом 2.111-68 "Единая система конструкторской документации. Нормоконтроль".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Республики Башкортостан от 26 сентября 2011 г. N 458-ОД "Об утверждении Методических рекомендаций по содержанию и оформлению концепции автоматизированной информационной системы"
Текст приказа опубликован в газете "Республика Башкортостан", N 53-54 (27538-27539) от 23 марта 2012 г.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 7 сентября 2016 г. N 382 настоящий приказ признан утратившим силу