Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава III. Анализ и оценка проблемы, решение которой осуществляется путем реализации программы
Муниципальная система образования города Сибай представляет собой развитую сеть учреждений различных типов и видов. Система обеспечивает доступность общего, специального (коррекционного), дополнительного образования детей, устройство детей, лишившихся попечения родителей, предпринимаются меры по сокращению числа неудовлетворенных заявлений родителей по обеспечению детей младшего дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных учреждениях.
Последовательное выполнение мероприятий предшествующих Программ развития муниципальной системы образования позволило полностью сохранить сеть учреждений, инициировать и поддерживать инновационные процессы, обеспечить комплексное организационно-методическое сопровождение мер по проработке и апробации новых моделей структуры и содержания образования, финансово-экономических и организационных механизмов управления учреждениями и системой в целом, по внедрению отработанных моделей в массовую практику муниципальной системы образования.
Итогом реализации Программы развития муниципальной системы образования на 2004 - 2008 годы стали следующие изменения.
В дошкольных образовательных учреждениях города наработан результативный педагогический опыт по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста, значительно улучшилось качество образовательного процесса в данном направлении.
Выборочный анализ результатов диагностики социально-личностного развития детей подготовительных групп, ее психологической составляющей говорит о стабильных показателях высокого уровня и выше среднего готовности детей к школьному обучению.
В общем образовании за период 2004 - 2008 г.г.:
- осуществлен переход на федеральный компонент государственного стандарта общего образования в 1, 2, 5, 6, 9, 10, 11х классах;
- введена в 9-х классах в 7 общеобразовательных учреждений города предпрофильная подготовка обучающихся;
- апробирован профильный уровень освоения образовательных программ старшей ступени по 9 профилям среди 712 старшеклассников;
- отработаны технологии организационного обеспечения проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов в форме ЕГЭ;
- разработан муниципальный компонент нормативной базы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9х классов в новой форме (в муниципальных экзаменационных комиссиях);
- осуществлен комплекс мероприятий по переводу на новую форму государственной (итоговой) аттестации выпускников 9х классов;
- приведены в соответствие с законодательством уставы общеобразовательных учреждений в связи с установлением с 1 сентября 2007 года обязательности общего образования;
- обеспечено участие учреждений в конкурсном отборе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, и учителей на получение денежного поощрения лучших учителей в рамках национального проекта "Образование". За три года Гранта в 1 млн. удостоены 8 общеобразовательных учреждений, что составляет 57% от общего числа, 12 учителей стали стотысячниками.
Сформирована система поддержки одаренных детей, проявивших особые способности и добившихся высоких результатов в области образования, творчества, спорта, обеспечения их участия в межрегиональных и Всероссийских конкурсах, фестивалях, соревнованиях, выставках, в т.ч. спортивных соревнованиях различных уровней. Ежегодно проводятся мероприятия по чествованию одаренных учащихся "Паруса надежд", "К вершинам Олимпа".
В образовательных учреждениях дополнительного образования детей более эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы максимально учитывают особенности социума, в результате дети получают квалифицированную помощь по различным аспектам социальной жизни. Активно развиваются различные формы организации отдыха и занятости детей в каникулярное время.
Наблюдается качественное улучшение (при стабильном количестве участников) содержания мероприятий краеведческого и военно-патриотического направлений. Отмечается положительная динамика позитивной социализации учащихся через творческую деятельность, воспитание гражданственности и патриотизма.
Новыми и развивающимися являются два важных направления гражданского образования и воспитания:
- формирование демократическо-правовой культуры;
- развитие социально- благотворительной деятельности.
Существенную роль в обеспечении поддержки участников образовательного процесса играет социально-психологическая служба, сформированная в системе образования. Признана далеко за пределами города работа психологов, активно реализующих следующие виды психологического сопровождения участников образовательного процесса: просвещение, профилактика, диагностика, коррекция и развитие, консультирование, профессиональная ориентация.
Продолжала развиваться материально-техническая база информатизации муниципальной системы образования. Пополнен и обновлен парк компьютеров и периферийного оборудования, используемого как в образовательном процессе, так и в административной деятельности учреждений. Началось внедрение в образовательный процесс более современных средств информатизации: мобильных компьютерных классов, интерактивных комплексов. Идет процесс комплектования медиатек в общеобразовательных учреждениях. В лицее N 9 начал свою работу электронный школьный дневник.
В рамках реализации проекта "Информатизация системы образования" (ИСО), на базе Городского отдела образования создан Городской центр педагогической информации, призванный обеспечить неотложное решение широкого спектра актуальных задач методической поддержки педагогов в области ИКТ. Сложившаяся за истекший период инфраструктура информатизации образования позволила значительно ускорить процесс встраивания информационно-коммуникационных технологий в образовательный и воспитательный процесс. На сегодняшний день около 60% педагогов школ используют ИКТ в профессиональной деятельности. Таким образом, пройден этап первоначального освоения ИКТ, и на первый план выходят содержательные аспекты их использования.
В период реализации предыдущей Программы было обеспечено дальнейшее совершенствование программного обеспечения автоматизированной системы информационного обеспечения управления.
С учетом выявленных потребностей на муниципальном уровне создана собственная система повышения профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников через новые интерактивные формы обучения и программы, отвечающие актуальным требованиям модернизации образования. Востребованной стала в городе деятельность Научно-информационного методического центра, созданного в целях удовлетворения потребности педагогов города в личностно-ориентированном повышении квалификации и для организации помощи в повышении качества и совершенствовании методической работы образовательных учреждений.
Для стимулирования труда и творчества работников отрасли, их социальной поддержки:
- проведена необходимая организационная работа по введению новой системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, направленной на повышение реальных доходов работников, стимулирующей их инновационную деятельность;
- разработано новое Положение о стимулирующих выплатах руководителям;
В сфере финансово-экономического обеспечения развития системы работа осуществлялась по следующим направлениям:
- развитие финансово-экономической самостоятельности учреждений образования;
- совершенствование механизмов эффективного использования выделенных отрасли финансовых средств;
- усиление внутриведомственного контроля за ведением бухгалтерского учета;
- нормативно-правовое и организационно-методическое сопровождение финансово-экономической деятельности учреждений муниципальной системы образования;
Муниципальная система образования города как составная часть региональной и федеральной систем образования многие годы находится в состоянии постоянного реформирования и модернизации. Для успешной реализации планируемых на разных уровнях преобразований требуется четкое определение приоритетов, комплексное перспективное и текущее планирование, постоянное нормативно-правовое и организационно-методическое сопровождение деятельности учреждений системы, контроль за их работой и корректировка.
В предстоящие годы предстоит сосредоточить внимание на следующих нерешенных проблемах:
- не обеспечена доступность дошкольного образования для всех детей, нуждающихся в этой образовательной услуге;
- недостаточно развернута сеть групп кратковременного пребывания, групп выходного дня, вечернего пребывания детей в дошкольных учреждениях;
- медленно обновляется материально-техническая база образовательных учреждений;
- нормативное и организационное обеспечение перехода к обязательному общему образованию недостаточно для оперативного и грамотного решения вопроса;
- значительно увеличивается нагрузка на специалистов городского отдела образования и руководителей общеобразовательных учреждений в связи с переходом на новую форму государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов (аттестация муниципальными экзаменационными комиссиями);
- невозможно дальнейшее совершенствование работы с одаренными детьми без обеспечения их участия в конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях уровней выше городского;
- требует дальнейшего совершенствования и развития система социального партнерства;
- отсутствуют фонды поддержки и развития образовательных учреждений, так как нет финансово-инвестиционной политики на муниципальном уровне;
- не дают необходимой результативности применяемые формы и модели работы по привлечению, сохранению, предотвращению оттока кадров из муниципальной системы образования, оптимизации возрастной структуры кадров системы;
- требует совершенствования работа по выявлению и продвижению инновационного опыта, поддержке творческих способностей и инициатив работников образовательных учреждений.
Таким образом, несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в ходе реализации предыдущей Программы развития муниципальной системы образования, остаются проблемы, подлежащие решению с учетом новых требований к развитию образования.
Реализация поставленных в Программе целей и задач требует применения эффективных механизмов и методов преодоления проблемных ситуаций в муниципальной системе образования.
Использование программно-целевого метода для решения проблем развития образования направлено на создание условий для максимально эффективного управления муниципальными финансами в соответствии с обозначенными в Программе приоритетами в условиях бюджетных ограничений.
Программа как организационная основа реализации государственной политики в сфере образования на территории города Сибай представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления и финансово-экономических механизмах. Автономное развитие каждого из этих элементов затруднит достижение муниципальной системой образования уровня, соответствующего поставленным цели и задачам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.