Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава IV. Основные направления развития образования в городе Сибай
Программа регламентирует деятельность городского отдела образования Администрации городского округа город Сибай по следующим направлениям: дошкольное образование, среднее (полное) общее образование, профессиональное образование, воспитание и дополнительное образование.
Развитие системы дошкольного образования.
Цели и задачи
В сфере дошкольного образования программные мероприятия направлены на достижение следующих целей:
- сохранение и развитие системы дошкольного образования, обеспечение доступности услуг и регулярного функционирования дошкольных образовательных учреждений (далее ДОУ) с учетом потребностей населения;
- введение и реализация федерального и национально-регионального компонентов содержания дошкольного образования, усиление воспитательной направленности образовательного процесса, формирование мониторинга качества учебно-воспитательной работы в ДОУ;
- анализ и прогнозирование потребностей ДОУ различных типов и видов в педагогических кадрах, создание необходимых условий труда и решение жилищно-бытовых проблем работников ДОУ;
- развитие учебно-методической базы, ориентированной на использование инновационных педагогических технологий и современных средств коммуникаций;
- развитие родных языков и национальных культур, традиций, обычаев в условиях многонациональности Республики Башкортостан;
- создание условий для всестороннего развития детей дошкольного возраста, в том числе детей, не посещающих ДОУ, формирование у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни.
Основные направления деятельности
N |
Наименование мероприятий |
Сроки |
Исполнитель |
Программно-методическое обеспечение обновления содержания и структуры дошкольного образования | |||
1 |
Разработка рекомендаций по организации работы с семьями, в которых дети не посещают ДОУ |
2009 |
ГорОО, методист по ДОУ |
2 |
Обновление программно-методического сопровождения учебно-воспитательного процесса в ДОУ |
2009 |
ГорОО, методист по ДОУ |
Кадровое обеспечение | |||
3 |
Изучение потребности города в кадрах для ДОУ |
2009-2010 |
ГорОО, методист по ДОУ |
Информационное обеспечение | |||
4 |
Проведение конференций и семинаров по обмену опытом работы в сфере дошкольного образования |
2009 - 2013 |
ГорОО, методист по ДОУ, методист по науке |
5 |
Создание электронного банка данных об образовательных программах для системы дошкольного образования |
2009 |
ГорОО, методист по ДОУ |
6 |
Создание банка данных о педагогическом опыте, накопленном в сфере дошкольного образования |
2009 |
ГорОО, методист по ДОУ |
7 |
Организация на телевидении г.Сибай цикла передач о проблемах дошкольного образования |
2009 - 2013 |
ГорОО, методист по ДОУ |
Инновационное и научно-методическое обеспечение | |||
8 |
Внедрение инновационных технологий и современных образовательных программ в практику работы ДОУ |
2009 - 2013 |
ГорОО, методист по ДОУ |
9 |
Совершенствование управления системой дошкольного образования |
2009 - 2013 |
ГорОО |
Национально-региональный компонент содержания дошкольного образования | |||
10 |
Проведение конкурса образовательных программ и методических пособий, раскрывающих содержание национально-регионального компонента содержания дошкольного образования |
2009 - 2013 |
ГорОО, методист по ДОУ |
11 |
Оказание инструктивно-методической помощи работникам ДОУ в обучении родному языку башкирской национальности из семей, проживающих за пределами республики |
2009 - 2013 |
ГорОО, методист по ДОУ |
12 |
Разработка вариативных программ по обучению на родном языке детей-башкир и по обучению разговорному башкирскому языку детей других национальностей |
2009-2010 |
ГорОО, методист по ДОУ |
13 |
Проведение семинаров, конференций по актуальным проблемам национального образования |
2009 |
ГорОО |
Охрана здоровья и профилактика заболеваний детей | |||
14 |
Развитие оздоровительной работы в ДОУ |
2009 - 2013 |
ГорОО |
15 |
Разработка и внедрение оздоровительных программ и технологий, учитывающих разный уровень физического и психического развития детей дошкольного возраста |
2009 - 2013 |
ГорОО, методист по ДОУ |
16 |
Оказание помощи семье в обеспечении здоровья детей дошкольного возраста и приобщении их к здоровому образу жизни |
2009 - 2013 |
ГорОО |
17 |
Оснащение медицинских кабинетов ДОУ |
2009 - 2013 |
ГорОО |
Организационное обеспечение и социальная защита работников ДОУ | |||
18 |
Аттестация рабочих мест |
2009 - 2013 |
ГорОО |
19 |
Развитие и укрепление коллективно-договорных взаимоотношений с целью решения социально-бытовых проблем работников ДОУ |
2009 - 2013 |
ГорОО |
Ожидаемые результаты
Реализация программных мероприятий в сфере дошкольного образования позволит достичь следующих результатов:
- функционирование ДОУ различных типов и видов в соответствии с потребностями населения;
- введение государственного образовательного стандарта в систему дошкольного образования;
- воспитание личности, знающей и уважающей родную культуру и культуру других народов;
- сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста;
- создание консультативных центров по оказанию психолого-медико-педагогической помощи семьям, в которых дети не посещают ДОУ;
- подготовка специалистов для работы в ДОУ в условиях поликультурной среды;
- развитие системы мониторинга качества учебно-воспитательной работы в ДОУ.
Развитие системы среднего (полного) общего образования.
Цели и задачи
В сфере среднего (полного) общего образования программные мероприятия направлены на достижение следующих целей:
- создание действенного механизма устойчивого развития системы среднего (полного) общего образования, сохранение лучших традиций отечественной школы;
- обеспечение государственных гарантий доступности и качества образования и равных возможностей получения среднего (полного) общего образования, соблюдение прав обучающегося, его психологической и физической безопасности;
- введение системы профильного обучения на старшей ступени среднего (полного) общего образования, обеспечение дифференциации и индивидуализации общего образования;
- разработка мониторинга качества обучения и воспитания в образовательных учреждениях;
- осуществление комплекса мер по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей, социальным сиротством;
- организация мониторинга состояния здоровья детей, создание в общеобразовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, соблюдение требований по охране труда и техники безопасности работников образования, обеспечение детей с ограниченными физическими возможностями медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для получения среднего (полного) общего образования;
- повышение социального статуса и профессионализма работников общеобразовательных учреждений;
- совершенствование системы воспитательной работы по формированию у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, готовности к социализации и активной адаптации;
- развитие национальной школы, этнокультурной системы образования в целом как важнейшего института сохранения и развития языков и культур народов Республики Башкортостан.
Основные направления деятельности
|
Наименование мероприятий |
Сроки |
Исполнитель |
Программно-методическое обеспечение обновления содержания и структуры среднего (полного) общего образования | |||
1 |
Развитие сети опорных школ в качестве образовательных, информационных, научно-методических центров развития среднего (полного) общего образования |
2009 - 2013 |
ГорОО |
2 |
Апробация различных вариантов экспериментального базисного учебного плана, новых учебных программ, учебников, методических пособий для учителей, подходов к оценке качества подготовки обучающихся, здоровьесберегающих технологий |
2009 - 2013 |
ГорОО |
3 |
Организация и деятельность летних профильных лагерей для одаренных детей |
2009 - 2013 |
ГорОО |
Кадровое обеспечение | |||
4 |
Обучение педагогических кадров для реализации образовательной программы "Профильное обучение на старшей ступени среднего (полного) общего образования" |
2009 - 2013 |
ГорОО |
Информационное обеспечение | |||
5 |
Предоставление платных и бесплатных образовательных услуг на всех ступенях образования |
2009 - 2013 |
ГорОО |
666 |
Информационная поддержка развития национальной школы, организация телепередач, посвященных национальному образованию, вопросам изучения родных языков |
2009 - 2013 |
ГорОО |
7 |
Создание электронного банка данных на основе научно-методических материалов по проблемам развития башкирского языка и культуры |
2009 - 2013 |
ГорОО |
Инновационное и научно-методическое обеспечение | |||
8 |
Издание дидактического материала для учащихся по литературному и историческому краеведению, публикация научно-популярных книг о жизни и творчестве российских и башкирских мастеров художественного слова |
2009 - 2013 |
ГорОО |
9 |
Повышение объективности и унификации итоговой аттестации среднего (полного) общего образования в рамках государственной аттестации выпускников |
2009 - 2013 |
ГорОО |
10 |
Проведение исследований и внедрение практико-ориентированных педагогических проектов, дидактических систем развития навыков самообразования у учащихся |
2009 - 2013 |
ГорОО |
11 |
Участие в создании на конкурсной основе учебников, учебно-методических пособий, дидактических материалов, аудиовизуальных средств обучения, обучающих компьютерных программ, способствующих повышению качества образования |
2009 - 2013 |
ГорОО, методист по науке |
12 |
Введение профильного обучения на старшей ступени среднего (полного) общего образования, корректировка базисного учебного плана и разработка учебников для профильной школы с учетом национально-регионального компонента содержания среднего (полного) общего образования |
2009 - 2013 |
ГорОО |
13 |
Реализация программы "Одаренные дети", вариативных образовательных программ и графиков обучения, ориентированных на различный контингент учащихся. Школьные НОУ. |
2009 - 2013 |
ГорОО |
Национально-региональный компонент содержания среднего (полного) общего образования | |||
14 |
Участие в проведении предметных олимпиадах разного уровня с учетом национально-регионального компонента содержания среднего (полного) общего образования |
2009 - 2013 |
ГорОО |
15 |
Участие в разработке на конкурсной основе электронных учебно-методических и справочных материалов по национально-региональному компоненту содержания среднего (полного) общего образования |
2009 - 2013 |
ГорОО |
16 |
Участие в разработке и издании учебно-методических комплексов по народной педагогике и культуре Башкортостана |
2009 - 2013 |
ГорОО |
17 |
Участие в разработке программы и учебно-методического комплекса в рамках лингвокультурологической концепции обучения русскому и башкирскому языкам |
2009 - 2013 |
ГорОО |
18 |
Участие в разработке программы, учебно-методических комплексов по башкирскому языку и литературе с целью изучения башкирского языка как государственного в школах с русским языком обучения |
2009 - 2013 |
ГорОО |
19 |
Введение в учреждениях среднего (полного) общего образования республики с русским языком обучения штатной единицы заместителя директора, курирующего преподавание башкирского языка |
2009 - 2013 |
ГорОО |
20 |
Участие в межрегиональном конкурсе "Учитель года" для учителей башкирского языка и литературы |
2009 - 2013 |
Гор ОО |
21 |
Участие в смотре-конкурсе "Школа года" среди национальных школ республики |
2009 - 2013 |
Гор ОО |
22 |
Участие в проведении курсов, семинаров, фестивалей, конференций учителей иностранных языков республики с целью внедрения в общеобразовательных учреждениях республики инновационных технологий преподавания иностранных языков |
2009 - 2013 |
ГорОО |
23 |
Участие общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан в Приоритетном национальном проекте "Образование" |
2009 - 2013 |
ГорОО |
Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них принципов здорового образа жизни | |||
24 |
Осуществление мониторинга состояния здоровья учащихся с целью использования полученных данных при организации оздоровительной работы в общеобразовательных учреждениях различных типов и видов, внедрение в программы общеобразовательных учреждений разделов, посвященных профилактике социально значимых состояний и заболеваний |
2009 - 2013 |
ГорОО |
25 |
Обучение и повышение квалификации педагогических работников с учетом проблем и задач охраны здоровья учащихся |
2009 - 2013 |
ГорОО |
26 |
Оснащение медицинских кабинетов в общеобразовательных учреждениях |
2009 - 2013 |
ГорОО |
27 |
Развитие различных форм оздоровительной работы среди учащихся и работников общеобразовательных учреждений |
2009 - 2013 |
ГорОО |
28 |
Повышение качества обучения и увеличение двигательной активности учащихся на занятиях по физической культуре. |
2009 - 2013 |
ГорОО |
29 |
Обеспечение функционирования центров содействия укреплению здоровья учащихся |
2009 - 2013 |
ГорОО |
Организационное и материально-техническое обеспечение | |||
30 |
Защита от любых форм приватизации объектов собственности, закрепленных за государственными и муниципальными учебными заведениям |
2009 - 2013 |
ГорОО |
31 |
Материальная поддержка сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и учащихся из малообеспеченных семей |
2009 - 2013 |
ГорОО |
32 |
Реализация программы строительства общеобразовательных учреждений, обеспечение их компьютерами, другими техническими средствами обучения, наглядными пособиями |
2009 - 2013 |
ГорОО |
33 |
Строительство и ремонт зданий и сооружений общеобразовательных учреждений |
2009 - 2013 |
ГорОО |
34 |
Создание условий для развития материально-технической базы общеобразовательных учреждений в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, социальных и санитарных норм и правил |
2009 - 2013 |
ГорОО |
35 |
Организация попечительских советов в общеобразовательных учреждениях республики |
2009 - 2013 |
ГорОО |
36 |
Аттестация рабочих мест |
2009 - 2013 |
ГорОО, профсоюз работников образования |
Ожидаемые результаты
Реализация программных мероприятий в сфере среднего (полного) общего образования позволит достичь следующих результатов:
- совершенствование механизма защиты прав граждан на получение качественного образования;
- поддержка инновационной деятельности педагогических коллективов и развитие научно-педагогического потенциала, экспертная оценка предлагаемых к внедрению педагогических новаций;
- совершенствование учебно-методического комплекса национально-регионального компонента содержания среднего (полного) общего образования, создание методических материалов и учебников нового поколения;
- укрепление материально-технической базы общеобразовательных учреждений, реализующих этнокультурное содержание образования, развивающих интерес учащихся к изучению родных языков;
- оптимизация учебной нагрузки, создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогических работников общеобразовательных учреждений.
Воспитание детей и подростков
Цели и задачи
В сфере воспитания детей и подростков программные мероприятия направлены на достижение следующих целей:
- развитие системы воспитания с учетом специфики историко-культурных ценностей, социально-экономических особенностей г.Сибай;
- создание системы социально-психологической и медико-социальной реабилитации детей и подростков;
- совершенствование системы повышения квалификации работников социально-педагогической сферы, обновление содержания профессиональной подготовки педагогов с учетом необходимости профилактики беспризорности, безнадзорности и социального сиротства;
- развитие традиций патриотического, экологического, краеведческого и эстетического воспитания подрастающего поколения, создание условий для развития личности, повышения культуры, формирование принципов здорового образа жизни у детей и подростков;
- внедрение инновационных форм и направлений воспитательной работы;
- создание эффективной системы работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, с целью их социально-психологической реабилитации, развитие сети социально-педагогических центров помощи семье и ребенку;
- повышение роли психолого-педагогической службы в формировании детских коллективов и в индивидуальном развитии ребенка;
- осуществление финансовой поддержки воспитательной деятельности образовательных учреждений, совершенствование научно-методического обеспечения воспитательного процесса.
Основные направления деятельности
|
Наименование мероприятий |
Сроки |
Исполнитель |
Программно-методическое обеспечение обновления содержания и структуры среднего (полного) общего образования | |||
1 |
Разработка и реализация образовательными учреждениями программы социально-педагогической работы |
2009-2010 |
ГорОО |
2 |
Подготовка методических рекомендаций по совместной деятельности образовательных учреждений, семьи и общественных организаций, в том числе детских |
2009 |
ГорОО |
3 |
Разработка и реализация программы развития системы дополнительного образования в Республике Башкортостан |
2009 - 2013 |
ГорОО |
Кадровое обеспечение | |||
4 |
Обучение педагогических кадров для системы воспитания и дополнительного образования |
2009 - 2013 |
ГорОО |
Информационное обеспечение | |||
5 |
Проведение мониторинга развития воспитательных систем |
2009 - 2013 |
ГорОО |
6 |
Разработка и реализация системы мониторинга эффективности деятельности учреждений дополнительного образования |
2009 - 2013 |
ГорОО |
7 |
Подготовка информационно-аналитического материала о состоянии воспитательной работы в образовательных учреждениях города |
2009 - 2013 |
ГорОО |
Инновационное и научно-методическое обеспечение | |||
8 |
Создание научно-методического совета по воспитанию учащейся молодежи |
2009 |
ГорОО |
9 |
Создание экспериментальных площадок по внедрению современных воспитательных систем и педагогических технологий |
2009 - 2013 |
ГорОО |
Национально-региональный компонент содержания воспитательной работы с детьми и подростками | |||
10 |
Организация летних языковых лагерей |
2009 - 2013 |
Минобразования РБ |
11 |
Участие в республиканских фестивалях детских фольклорных коллективов |
2009 - 2013 |
ГорОО |
12 |
Участие в межрегиональном детском празднике "Сабантуй" |
2009 |
ГорОО |
Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, формирование у них принципов здорового образа жизни | |||
13 |
Регулярная пропаганда в городских СМИ здорового образа жизни, профилактики алкоголизма и наркомании среди детей и подростков |
2009 - 2013 |
ГорОО |
14 |
Участие в республиканском смотре-конкурсе среди образовательных учреждений на лучшую организацию летнего отдыха и оздоровления детей и подростков |
2009 - 2013 |
ГорОО |
15 |
Организация работы по оздоровлению детей и подростков в летний период |
2009 - 2013 |
ГорОО |
16 |
Организация летних оздоровительно-образовательных центров по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
2009 - 2013 |
ГорОО |
Организационное и материально-техническое обеспечение | |||
17 |
Обобщение опыта работы муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений по созданию эффективных воспитательных систем |
2009 - 2013 |
ГорОО |
18 |
Проведение на муниципальном уровне "круглых столов", посвященных проблемам воспитания молодого поколения, встреч с представителями органов государственной власти |
2009 - 2013 |
ГорОО |
19 |
Проведение слетов (фестивалей, сборов) лидеров детского движения |
2009 - 2013 |
ГорОО |
20 |
Проведение городских конкурсов "Спортивные надежды Башкортостана" |
2009 - 2013 |
ГорОО |
21 |
Организация муниципальных родительских собраний |
2009 - 2013 |
ГорОО |
22 |
Аттестация рабочих мест |
2009 - 2013 |
ГорОО |
Ожидаемые результаты
Реализация программных мероприятий в сфере воспитания детей и подростков позволит достичь следующих результатов:
- создание условий для воспитания свободной, духовно-нравственной личности с навыками самоопределения, саморазвития, самореализации, способной адаптироваться к реалиям окружающей действительности;
- создание обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающегося, обеспечение охраны его жизни и здоровья, установление гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;
- формирование соответствующей кадровой политики, профессиональная подготовка воспитателей, социальных педагогов, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, повышение педагогической культуры и мастерства воспитателей;
- создание и развитие разнообразных воспитательных систем в соответствии со спецификой образовательных учреждений и этнокультурных факторов.
Развитие дополнительного образования
Цели и задачи.
В сфере дополнительного образования (далее - ДО) программные мероприятия направлены на достижение следующих целей:
- обеспечение прав детей и подростков на выбор видов и форм деятельности ДО;
- создание условий для выявления и развития нравственного, интеллектуального, физического, творческого потенциалов одаренных детей;
- повышение уровня психолого-педагогических знаний педагогических кадров.
Основные направления деятельности
N п/п |
Наименование мероприятий |
Срок (годы) |
Исполнитель |
Программно-методическое обеспечение обновления содержания и технологии образования в системе учреждений дополнительного образования | |||
Кадровое обеспечение | |||
1 |
Подготовка и переподготовка педагогов учреждений ДО, разработка соответствующего научно-методического сопровождения |
2009 - 2013 |
ГорОО |
Информационное обеспечение | |||
2 |
Проведение мониторинга развития системы учреждений ДО в республике |
2009 - 2013 |
ГорОО |
3 |
Увеличение выпуска методических материалов по проблемам ДО |
2009 - 2013 |
ГорОО |
4 |
Подготовка информационно-аналитического материала о состоянии системы учреждений ДО республики |
2009 - 2013 |
ГорОО |
Инновационное и научно-методическое обеспечение | |||
5 |
Проведение научных исследований и экспериментов в системе ДО |
2009 - 2013 |
ГорОО |
6 |
Внедрение новых форм реализации содержания ДО, поиск путей интеграции дополнительного и среднего (полного) общего образования |
2009 - 2013 |
ГорОО |
7 |
Разработка научно-методического сопровождения экспериментальной и инновационной деятельности учреждений ДО |
2009 - 2013 |
ГорОО |
8 |
Развитие системы работы с одаренными детьми |
2009 |
ГорОО |
9 |
Совершенствование системы управления ДО |
2009 - 2013 |
ГорОО |
Национально-региональный компонент содержания образования | |||
10 |
Участие и проведение республиканских семинаров для педагогов и воспитателей учреждений ДО по проблеме возрождения декоративно-прикладного искусства, ремесел и народных промыслов |
2009 - 2013 |
Минобразования РБ, БИРО |
Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, формирование у них здорового образа жизни | |||
11 |
Усиление роли системы ДО в профилактике алкоголизма и наркомании среди детей и подростков |
2009 - 2013 |
ГорОО |
12 |
Организация работы по оздоровлению детей и подростков в летний период в системе учреждений ДО, проведение смотров-конкурсов летних лагерей труда и отдыха |
2009 - 2013 |
ГорОО |
Организационное обеспечение | |||
13 |
Участие во всероссийских и республиканских конкурсах учреждений ДО |
2009 - 2013 |
ГорОО |
14 |
Проведение городских совещаний, научно-практических конференций педагогов и воспитателей учреждений ДО |
2009 - 2013 |
ГорОО |
15 |
Участие в республиканском конкурсе педагогов и воспитателей учреждений ДО "Сердце отдаю детям" |
2009 - 2013 |
ГорОО |
16 |
Участие в республиканском конкурсе детских театральных коллективов "Звездная дорожка", фестиваля КВН и др. |
ГорОО |
|
17 |
Обобщение опыта работы учреждений ДО |
2009 - 2013 |
|
18 |
Организация летних профильных лагерей |
2009 - 2013 |
ГорОО |
Ожидаемые результаты
Реализация программных мероприятий в сфере ДО детей и подростков позволит достичь следующих результатов:
- расширение сферы и перечня услуг, оказываемых учреждениями ДО;
- развитие системы профильных учреждений ДО, реализующих принципы развивающего обучения;
- подготовка и издание программных и методических материалов, распространение передового опыта работы учреждений ДО;
- создание электронного банка данных "Одаренные дети";
- государственная поддержка учреждений ДО;
- принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих качественную работу учреждений ДО.
Управление развитием системы образования и реализацией Программы
Система образования является сферой взаимодействия интересов государства, общества и личности. Каждый из субъектов образовательных правоотношений должен иметь возможность влиять на развитие системы образования и нести ответственность за выполнение ее функций. В условиях интеграции управленческих функций городским отделом образования является актуальным формирование оптимальной модели управления системой образования, способной обеспечить координацию деятельности субъектов данной системы и всех заинтересованных в ее развитии лиц.
Организационной основой развития системы образования, модернизации ее управленческих функций является Программа развития образования г.Сибай.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.