Решение Совета городского округа город Сибай Республики Башкортостан
от 28 декабря 2010 г. N 570
"О Программе повышения эффективности бюджетных расходов (развития результативного бюджетирования)
в городском округе город Сибай Республики Башкортостан до 2012 года"
Решением Совета городского округа город Сибай Республики Башкортостан от 5 февраля 2013 г. N 198 настоящее решение признано утратившим силу с 1 января 2013 г.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р и во исполнение постановления Правительства Республики Башкортостан от 2 апреля 2010 года N 104 "Об итогах социально-экономического развития Республики Башкортостан в 2009 году и задачах на 2010 год", Совет городского округа город Сибай Республики Башкортостан решил:
1. Утвердить прилагаемую Программу повышения эффективности бюджетных расходов (развития результативного бюджетирования) в городском округе город Сибай Республики Башкортостан до 2012 года (далее - Программа).
2. Решение опубликовать в средствах массовой информации и разместить на сайте Совета городского округа город Сибай Республики Башкортостан.
3. Администрации городского округа обеспечить исполнение данного решения.
4. Контроль над исполнением данного решения возложить на постоянно действующую комиссию по бюджету, налогам и вопросам собственности (председатель Юмагужин С.У.).
Председатель |
Ю.И.Лысенко |
Программа
повышения эффективности бюджетных расходов (развития результативного бюджетирования)
в городском округе город Сибай Республики Башкортостан до 2012 года
(утв. Решением Совета городского округа город Сибай Республики Башкортостан
от 28 декабря 2010 г. N 570)
Введение
Программа повышения эффективности бюджетных расходов (развития результативного бюджетирования) в городском округе город Сибай Республики Башкортостан до 2012 года (далее - Программа) разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р и постановления Правительства Республики Башкортостан от 2 апреля 2010 года N 104 "Об итогах социально-экономического развития Республики Башкортостан в 2009 году и задачах на 2010 год" с учетом положений Программы Правительства Российской Федерации не повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р, и Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 сентября 2009 года N 370.
1. Обоснование необходимости разработки и реализации Программы
Управление муниципальными расходами представляет собой важную часть бюджетной политики и в значительной мере определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета в части расходов, а также контролем над его исполнением. Таким образом, совершенствование практики бюджетирования следует рассматривать как важный инструмент повышения эффективности и результативности муниципальных расходов.
Традиционная бюджетная система не позволяет четко проследить взаимосвязь между выделяемыми бюджетными ресурсами и ожидаемыми результатами их использования, так как зачастую носит сметный характер, основанный не на объемах оказываемых муниципальных услуг, а на необходимости содержания существующих мощностей подведомственной бюджетной сети.
Бюджетирование, ориентированное на результаты, дает возможность соизмерять затраты и результаты, выбирать наиболее эффективные пути расходования бюджетных средств, своевременно оценивать степень достижения запланированных результатов и их качество.
В условиях предельной ограниченности ресурсов актуальность оптимального расходования средств повышается. Критерием рационального использования ресурсов становится достижение результата при минимальных затратах, обеспечивающих заданное количество и качество муниципальных услуг, определенных стандартом. Задача использования бюджетирования, ориентированного на результаты, состоит в оптимизации текущих расходов без нанесения ущерба конечному результату.
Безусловно, результативное бюджетирование является частью более широкой и общей модели результативного управления и предполагает, что выделение бюджетных ресурсов должно в обязательном порядке подразумевать достижение определенных целей.
В Российской Федерации вопросы организации бюджетирования, ориентированного на результаты, стали актуальными с принятием Концепции реформирования бюджетного процесса в 2004 - 2006 годах. Система результативного или программно-целевого бюджетирования неоднократно озвучивалась как приоритетная в Посланиях Президента Российской Федерации.
В Республике Башкортостан процессы реформирования бюджетного сектора и повышения качества управления государственными финансами прошли несколько этапов развития. Правительством Республики Башкортостан были приняты и в целом успешно реализованы среднесрочные программы бюджетных реформ: Программа реформирования государственных финансов Республики Башкортостан, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 13 января 2003 года N 8, Программа реформирования государственных финансов Республики Башкортостан на 2005 - 2007 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2005 года N 324 (с последующими изменениями), Программа реформирования государственных финансов Республики Башкортостан на 2008 год, утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2008 года N 95.
Реализация за эти годы мероприятий трех программ бюджетных реформ способствовала упорядочению в городском округе город Сибай Республики Башкортостан бюджетного устройства, разграничению полномочий, совершенствованию бюджетного процесса, технологий формирования и распределения межбюджетных трансфертов, внедрению основных принципов среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат, созданию механизмов резервирования средств. Весь этот комплекс мер позволил бюджету городского округа город Сибай Республики Башкортостан подойти к новому, экономически сложному периоду оптимально сбалансированными, а главной задачей, решаемой в текущей перспективе, стало усиление мер по сохранению этой сбалансированности, жесткой взаимосвязи расходных обязательств с реальными возможностями бюджета и конечными целями социально-экономического развития республики.
Результат данных реформ - формирование в городском округе город Сибай Республики Башкортостан основ современной системы управления общественными муниципальными финансами, в том числе:
создание целостной системы регулирования бюджетных правоотношений на основе единых принципов бюджетной системы и четкое определение особенностей бюджетных полномочий участников бюджетного процесса;
обязательная независимая публичная экспертиза законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства;
совершенствование прогнозирования доходов бюджета городского округа город Сибай Республики Башкортостан, оптимизация налоговых и неналоговых льгот, создание формализованных методик оценки финансовых последствий предоставляемых льгот по уплате налогов и сборов, организация оперативного учета задолженности перед бюджетом городского округа город Сибай Республики Башкортостан, рассроченных и отсроченных платежей в бюджет городского округа город Сибай Республики Башкортостан;
развитие налоговой и доходной базы, установление стабильных единых нормативов отчислений в местные бюджеты;
формирование эффективной системы межбюджетных отношений, введение формализованных технологий формирования и распределения межбюджетных трансфертов;
рационализация бюджетных расходов, организация бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих и вновь принимаемых расходных обязательств;
переход от годового к среднесрочному финансовому планированию;
регламентация процедур составления и применения реестров расходных обязательств, осуществление планирования и расходования бюджетных средств на их основе;
начало практического внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (доклады о результатах и основных направлениях деятельности, ведомственные целевые программы, обоснования бюджетных ассигнований, и муниципальные задания);
создание нормативной правовой базы для развития новых форм оказания муниципальных услуг и реструктуризации бюджетной сети (в части формирования нормативной правовой базы для перевода бюджетных учреждений в форму автономных);
внедрение казначейской системы исполнения бюджета, обеспечивающей эффективный учет и исполнение действующих обязательств, управление единым счетом бюджета, формирование достоверной и прозрачной бюджетной отчетности;
совершенствование системы муниципальных закупок, установление правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд;
создание системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета городского округа, качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных образований;
создание механизмов резервирования средств в целях гарантированного исполнения при наличии бюджетных рисков, прежде всего социальных обязательств муниципалитета;
внедрение формализованных процедур управления муниципальным долгом городского округа, принятия долговых обязательств, их рефинансирования, формализация процедур предоставления муниципальных гарантий городского округа город Сибай Республики Башкортостан;
совершенствование управления муниципальной собственностью городского округа;
совершенствование и формализация процедур оказания инвестиционной и финансовой помощи.
В то же время реализация отдельных мер реформирования до настоящего времени носит формальный характер, не все инструменты, влияющие на качественное улучшение управления финансовыми ресурсами бюджета, работают в полную силу, реализуя свое истинное назначение и выдавая максимум результата при оптимальном соотношении с вложенными в их применение усилиями. Остались нереализованными такие важные направления программ реформирования муниципальных финансов городского округа город Сибай Республики Башкортостан, как паспортизация бюджетной сети, утверждение программ ее реструктуризации, внедрение формализованных процедур определения потребности в муниципальных услугах для целей бюджетного планирования.
В связи с неполной реализацией заявленных планов и отсутствием нормативного правового регулирования на федеральном уровне отдельных направлений совершенствования бюджетных правоотношений достаточно сдержанно происходит переход к новым принципам бюджетного планирования и результативного управления.
Как следствие, в сфере управления общественными финансами сохраняется ряд системных недостатков и нерешенных проблем.
Во многом формальным и не увязанным с бюджетным процессом остается применение отдельных инструментов бюджетирования ориентированного на результаты.
Планирование ведомственных докладов о результатах и основных направлениях деятельности практикуется в городском округе с 2006 года, несмотря на это городской округ до настоящего времени сталкивается с серьезными затруднениями при определении стратегических целей, тактических задач и конкретных непосредственных и конечных результатов своей деятельности.
В настоящее время программно-целевое бюджетное планирование на городском уровне осуществляется в основном в форме городских целевых программ. Однако не выстроена четкая система целевых программ, которая должна быть сформирована исходя из стратегических целей, среднесрочных задач и индикаторов их достижения, определенных Стратегией социально-экономического развития городского округа город Сибай Республики Башкортостан на период до 2020 года. В то же время городские целевые программы не должны рассматриваться в качестве единственно возможной формы программно-целевого бюджетного планирования. Большинство действующих муниципальных целевых программ и их подпрограмм могут быть преобразованы в ведомственные целевые программы.
Продолжает расти бюджетная сеть. Перевод бюджетных учреждений в автономные произошел только в отдельных отраслях, необходимо продолжить эту работу и важно, чтобы этот опыт не стал формальным. Остается ограниченным опыт внедрения муниципальных заданий.
Требует расширения практика применения информационно-коммуникационных технологий на стадиях организации и предоставления муниципальных услуг, осуществления функций органами муниципальной власти, органами местного самоуправления, муниципальными бюджетными и автономными учреждениями и другими юридическими лицами при исполнении соответствующих муниципальных полномочий. Необходимо автоматизировать процессы, требующие значительной технической работы и, соответственно, значительных трудовых затрат.
Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития городского округа город Сибай Республики Башкортостан в условиях адаптации бюджетной системы к сокращению и замедлению темпов роста бюджетных доходов повышает актуальность разработки и реализации системы мер по усилению ориентации бюджетных расходов на результат, повышению эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и модернизации управления общественными финансами городского округа город Сибай Республики Башкортостан.
2. Цели и задачи Программы
Цель Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления по обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.
Базовым условием достижения цели Программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа.
Для достижения цели Программы необходимо решить следующие задачи:
четко определить сферы и механизмы обеспечения ответственности органов муниципальной власти и местного самоуправления;
обеспечить более тесную увязку стратегического и бюджетного планирования, определить плановые результаты бюджетных расходов и обеспечить мониторинг их достижения с точки зрения целеполагания бюджетных расходов;
оптимизировать объемы и порядок выполнения муниципальных функций и предоставления муниципальных услуг;
повысить качество финансового управления в общественном секторе, в том числе путем адаптации инструментов корпоративного менеджмента;
создать механизмы стимулирования участников бюджетного процесса для повышения эффективности бюджетных расходов и проведения структурных реформ;
усилить прозрачность и подотчетность деятельности органов муниципальной власти и органов местного самоуправления, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности.
Для выполнения указанных задач в 2010-2012 годах предлагается принять решения по следующим основным направлениям:
1) внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления;
2) переход к программному бюджету;
3) переход к трехлетнему бюджету;
4) развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
5) реформирование муниципального финансового контроля;
6) совершенствование механизмов муниципальных закупок;
7) повышение эффективности бюджетных расходов по направлениям муниципальной политики (отраслям экономики и социальной сферы);
8) создание информационной среды и технологий для реализации управленческих решений и повышения действенности общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления.
Суть предполагаемых организационных и правовых изменений по вышеперечисленным направлениям раскрывается в соответствующих разделах Программы.
3. Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджета городского округа город Сибай Республики Башкортостан
Одной из основных задач бюджетной политики городского округа на среднесрочный период определено обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа, в том числе путем постоянного мониторинга количественных критериев устойчивости бюджетной системы, приемлемости налоговой и долговой нагрузки, оценки бюджетных рисков, что также является необходимым условием решения задач Программы.
В условиях ограниченных финансовых ресурсов бюджетов всех уровней требуют усиленного внимания задачи обеспечения взвешенного подхода к управлению бюджетными средствами, повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.
Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики является важнейшей предпосылкой для обеспечения макроэкономической стабильности, которая:
создает базовые условия для устойчивого экономического роста, формирования благоприятного инвестиционного климата, диверсификации и повышения конкурентоспособности субъектов экономики, основанной на инновационном развитии;
ведет к созданию рабочих мест, требующих высокой квалификации кадров;
определяет достижение ключевой конечной цели стратегии социально-экономического развития региона - роста уровня и качества жизни населения.
Ухудшение условий функционирования экономики вследствие макроэкономической нестабильности неизбежно приводит к замедлению роста или в особо неблагоприятных условиях к снижению доходов бюджета, то есть к сокращению возможностей органов местного самоуправления городского округа город не только для достижения заявленных долгосрочных стратегических целей, но и для исполнения принятых публичных обязательств перед гражданами.
Установление целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения без учета объективно обусловленных ограничений бюджетного дефицита и уровня (темпов роста) муниципального долга чревато восстановлением "необеспеченных мандатов" (нормативных правовых актов и решений, порождающих расходные обязательства, превышающие финансовые возможности публично-правового образования) и, как следствие, размыванием правовой и финансовой ответственности государства, дискредитацией формируемых и поддерживаемых им общественных институтов, включая защиту прав собственности, соблюдение законодательно установленных социальных гарантий, выполнение контрактных обязательств, без которых невозможно устойчивое социально-экономическое развитие.
В таких условиях существенно усложняется планирование деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, снижается их ответственность за определение и достижение целей и индикаторов результативности своей деятельности, возникают стимулы к постоянному "раздуванию" расходов, не имеющих четких критериев оценки их необходимости и достаточности для решения задач муниципальной политики в соответствующих сферах.
Таким образом, для повышения эффективности деятельности органа местного самоуправления, в том числе в сфере бюджетной политики, необходимо установление и соблюдение четко сформулированных принципов ответственной бюджетной политики, к которым относятся:
реалистичность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;
формирование бюджетов с учетом долгосрочного прогноза основных параметров бюджетной системы;
ограничение бюджетного дефицита, муниципального долга установление правил использования для финансового обеспечение "длящихся" расходных обязательств нестабильных (зависящих от внешних условий)доходов;
стабильность и предсказуемость налоговой политики;
полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей государственной и муниципальной политики (включая бюджетные ассигнования, налоговые льготы, имущество);
планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований;
принятие новых расходных обязательств с учетом сроков их реализации и принципов реализации (разовых или "условно-постоянных");
соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств, в том числе при условии и в пределах реструктуризации (сокращении) ранее принятых обязательств (в случае необходимости);
систематический анализ и оценка рисков для бюджетной системы, в том числе возникающих вследствие средне- и долгосрочных демографических тенденций, изменения внешнеэкономических условий, принятия условных обязательств;
создание и поддержание необходимых финансовых резервов;
Для дальнейшего внедрения этих принципов планируется реализовать следующие основные меры:
1) формирование долгосрочного прогноза социально-экономического развития (на срок не менее 20 лет) и долгосрочной бюджетной стратегии городского округа;
2) использование для целей бюджетного планирования консервативного, исходя из формализованных критериев, макроэкономического прогноза с одновременным расширением вариантов прогноза для информирования бизнеса и международного сообщества;
3) уточнение формы и порядка ведения реестра расходных обязательств с его взаимной увязкой с реестром муниципальных контрактов и введением правил корректировки (пересчета) объемов действующих расходных обязательств, в том числе зависящих от валютных курсов, уровня инфляции, тарифов и других объективных факторов;
4) обеспечение формирования и ведения республиканской адресной инвестиционной программы, содержащей планируемые и достигаемые результаты осуществления инвестиционных расходов;
5) установление среднесрочных (на срок до 6 лет) индикативных пределов (показателей) расходов по направлениям муниципальной политики (долгосрочным целевым программам), создающих условия для реструктуризации по инициативе соответствующих ведомств (администраторов программ) расходов и повышения гибкости в использовании бюджетных ассигнований для достижения заявленных целей;
6) формализация порядка и критериев инициирования и принятия решений по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств с усилением ответственности ведомств за достоверность оценки их объема и сроков исполнения;
7) оптимизация числа налоговых льгот с возможностью их сохранения (введения) на определенный срок: в рамках соответствующих долгосрочных целевых программ и регулярной оценкой их влияния на достижение заявленных программами целей;
8) совершенствование организации и методологии прогнозирования кассового исполнения бюджета городского округа с установлением ответственности главных распорядителей средств бюджета за качество и соблюдение показателей кассового плана.
При этом на муниципальном уровне должны быть созданы необходимые для стабильности бюджета городского округа предпосылки путем стабилизации доходной базы местного бюджета, а также создания для соответствующих органа местного самоуправления устойчивых стимулов по ее наращиванию.
Для этого предлагается реализовать следующие меры:
1) повысить использование потенциала имущественных налогов и земельного налога;
2) создать механизм поддержки ликвидности счетов местных бюджетов, основанный на предоставлении из бюджета Республики Башкортостан городскому округу краткосрочных бюджетных кредитов, в том числе беспроцентных, на покрытие временных кассовых разрывов;
6) повысить эффективность взаимодействия органов местного самоуправления при администрировании налогов и других платежей.
4. Долгосрочные целевые программы как основной инструмент повышения результативности и эффективности бюджетных расходов
Основным инструментом повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления предлагается принять программно-целевой принцип организации их деятельности.
В рамках Программы под долгосрочной целевой программой (далее - ДЦП) предлагается понимать комплекс мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления в рамках установленных законодательством полномочий и материальных ресурсов для достижения долгосрочных целей социально-экономического развития.
Общими принципами разработки и реализации ДЦП являются:
формирование ДЦП исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения;
определение ответственных за реализацию ДЦП (достижение конечных результатов);
установление для ДЦП, как правило, измеримых результатов двух типов: конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных, характеризующих объемы и качество оказания муниципальных услуг (работ), прогнозируемых при заданных условиях;
охват ДЦП всех сфер деятельности органов местного самоуправления и, соответственно, большей части находящихся в их распоряжении бюджетных ассигнований, других материальных ресурсов, а также интеграция регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных, контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, таможенных, имущественных, кредитных, долговых и валютных) инструментов для достижения целей ДЦП;
наделение органов местного самоуправления и их должностных лиц, осуществляющих управление долгосрочными и (или) ведомственными целевыми программами, полномочиями, необходимыми и достаточными для достижения целей программ в соответствии с принципами и требованиями проектного управления;
проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ, в том числе внешней экспертизы, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.
Соответственно, система ДЦП должна формироваться исходя из целей и индикаторов Стратегии социально-экономического развития городского округа на период до 2020 года и иных стратегических документов, утвержденных Президентом Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан.
Предполагается, что состав муниципальных целевых программ (далее - МЦП) и планируемые результаты их реализации будут определяться долгосрочной целевой программой, а бюджетные ассигнования на их достижение - утверждаться решением о бюджете городского округа город Сибай Республики Башкортостан. Таким образом, бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей средств бюджета городского округа будут распределены по ВЦП, реализуемым данным главным распорядителем бюджетных средств как ответственным исполнителем либо соисполнителем ДЦП.
Кроме того, в рамках ДЦП решениями совета городского округа по объектам, указанным в долгосрочных целевых программах, могут заключаться муниципальные контракты со сроком реализации, выходящим за пределы трехлетнего периода.
Ответственными за разработку и реализацию ДЦП являются субъекты бюджетного планирования. Каждый субъект бюджетного планирования должен сформировать одну или несколько ДЦП. Органы местного самоуправления, не являющиеся субъектами бюджетного планирования, должны иметь как минимум по одной МЦП.
На ведомственном уровне инструментом стратегического и операционного планирования будут являться реструктурированные в соответствии с новыми задачами доклады о результатах и основных направлениях деятельности местных органов власти. Этот же инструмент целесообразно использовать и в качестве отчета о результатах деятельности, который должен носить публичный характер и размещаться в сети Интернет.
Для реализации изложенных подходов потребуется:
1) внести изменения в решения городского округа город Сибай Республики Башкортостан "О целевых программах";
2) утвердить порядок разработки и реализации ДЦП с внесением изменений в случае необходимости в порядок разработки и реализации МЦП;
3) определить перечень ДЦП и организовать подготовку проектов ДЦП с отражением в них следующих основных вопросов:
обоснование цели и задач ДЦП, ее вклада в достижение (реализацию) долгосрочных целей (приоритетов) социально-экономического развития городского округа;
анализ исходной ситуации, сложившихся и прогнозируемых тенденций, основных проблем в соответствующей сфере;
прогноз конечных результатов программы, характеризующих целевое состояние, изменение состояния уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере;
перечень целевых индикаторов и показателей ДЦП с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации;
сроки реализации ДЦП в целом, основные этапы и сроки их реализации с указанием промежуточных показателей;
основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение цели и (или) конечных результатов программы, с обоснованием основных положений и сроков принятия проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых на первом этапе ее реализации;
прогнозные объемы финансовых ресурсов по годам реализации ДЦП, в том числе с индикативным обоснованием, в соответствии с действующими расходными обязательствами и бюджетными ассигнованиями на их исполнение, с указанием оценки объемов налоговых льгот, устанавливаемых в рамках реализации ДЦП, финансовой оценки муниципального имущества, используемого для достижения целей ДЦП;
система управления ДЦП, в том числе система внутреннего контроля ее реализации;
отчетность и критерии эффективности реализации ДЦП;
5) определить порядок планирования объемов бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных и муниципальных целевых программ на среднесрочный период с учетом необходимости его увязки с бюджетным процессом;
Переход к программно-целевым и проектным принципам организации деятельности органов местного самоуправления потребует внесения в формат бюджета изменений, рассмотренных в разделе 5 настоящей Программы.
5. Переход к программной структуре расходов бюджетов
Внедрение программно-целевого принципа организации деятельности органов местного самоуправления требует изменения формата составления и утверждения бюджетов.
Программно-целевое бюджетное планирование исходит из необходимости направления бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и, как правило, количественно измеримых результатов деятельности администраторов бюджетных средств с одновременным мониторингом и контролем за достижением намеченных целей и результатов, а также обеспечением качества внутриведомственных процедур бюджетного планирования и финансового менеджмента.
На федеральном уровне предусматривается принять поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации, позволяющие публично-правовым образованиям определять целесообразность, степень подготовленности, порядок и сроки перехода от традиционного (по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов функциональной классификации расходов) к программному (по долгосрочным и ведомственным целевым программам) формату составления и утверждения бюджета.
В отношении бюджета городского округа город Сибай Республики Башкортостан Программа исходит из необходимости, возможности и целесообразности перехода к программному бюджету начиная с 2013 года.
Соответствующие поправки в решение Совета городского округа город Сибай Республики Башкортостан "О бюджетном процессе в городском округе город Сибай Республики Башкортостан" предлагается принять в 2011 году с тем, чтобы иметь возможность провести необходимую подготовительную работу по разработке и экспертизе проектов долгосрочных и ведомственных целевых программ, проектов актов Администрации городского округа город Сибай Республики Башкортостан, методических материалов, их практической апробации, адаптации новой классификации расходов бюджетов, программного обеспечения и т.д.
Начиная с 2013 года предлагается утверждать бюджетные ассигнования бюджета городского округа город Сибай Республики Башкортостан в разрезе МЦП (уникальных целевых статей расходов), сгруппированных по ДЦП.
Одновременно в соответствии с решением Совета городского округа город Сибай Республики Башкортостан "О бюджетном процессе в городском округе город Сибай Республике Башкортостан" с 2013 года планируется реализовать принцип утверждения бюджетных ассигнований на 3 года.
Таким образом, бюджет городского округа город Сибай Республики Башкортостан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов должен стать первым трехлетним бюджетом городского округа город Сибай Республики Башкортостан, составленным, утвержденным и исполненным в программном формате.
При этом предполагается, что в течение ближайших 2-3 бюджетных циклов будут действовать переходные положения, позволяющие формировать программную структуру расходов бюджета городского округа город Сибай Республики Башкортостан в соответствии с проектами ДЦП с поэтапным расширением числа программ и подпрограмм, утвержденных в установленном Администрацией городского округа город Сибай Республики Башкортостан порядке.
Утвержденные ДЦП, а также отчеты об их реализации предполагается представлять в Совет городского округа г.Сибай Республики Башкортостан в составе сопроводительных материалов к проекту решения о бюджете городского округа.
Программная структура с самого начала должна охватывать большую часть расходов бюджета городского округа город Сибай Республики Башкортостан.
Одновременно с приложением о распределении бюджетных ассигнований по ДЦП и входящим в их состав МЦП, утверждаемым решением о бюджете городского округа город Сибай Республики Башкортостан, планируется представлять в пояснительной записке аналитическое приложение с традиционным (функциональным) распределением расходов.
При этом на федеральном уровне планируется внесение ряда изменений в порядок отнесения отдельных расходов на коды классификации расходов бюджетов, позволяющих повысить прозрачность бюджетов и облегчить в дальнейшем увязку между программным и функциональным разрезом расходов.
Начиная уже с 2011 года в целях учета всех бюджетных ассигнований, направленных на реализацию задач и мероприятий в определенной отрасли (сфере), целевые межбюджетные трансферты (субсидии и субвенции), а также дотации территориальным государственным внебюджетным фондам отражаются в соответствующих функциональных разделах и подразделах классификации расходов бюджетов с сохранением в разделе "Межбюджетные трансферты" только дотаций нижестоящим бюджетам. В целях более четкого выделения процентных и непроцентных расходов и повышения прозрачности раздела "Общегосударственные расходы" из него в самостоятельный выделен раздел "Обслуживание государственного и муниципального долга".
Кроме того, существенной новацией может стать изменение с 2012 года содержания 4-го уровня функциональной классификации -видов расходов. Если в настоящее время виды расходов являются слабо систематизированной совокупностью уникальных для разных бюджетов функциональных, экономических и "объектных" категорий, то в рамках предлагаемого подхода виды и подвиды расходов будут едиными категориями, отражающими определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации виды бюджетных ассигнований (финансовое обеспечение оказания муниципальных услуг, социальные выплаты населению, бюджетные инвестиции, субсидии юридическим и физическим лицам, производителям товаров, работ и услуг, межбюджетные трансферты и т.п.). Предлагаемые изменения повлекут за собой корректировку отдельных позиций классификации операций сектора государственного управления.
Планируемое внесение в Бюджетный кодекс Российской Федерации изменений о возможности определения различных горизонтов установления расходных обязательств и законодательного утверждения бюджетных ассигнований на их исполнение позволит иметь в составе одного бюджета бюджетные ассигнования, утвержденные на разные сроки, обусловленные исполнением контрактных обязательств, периодами реализации тех или иных проектов. Такой подход обеспечил бы баланс между предсказуемостью бюджетных ассигнований для исполнения долгосрочных муниципальных контрактов и необходимостью их адаптации к возможным корректировкам в рамках политических циклов, целей муниципальной политики и способов их достижения (системы ДЦП).
Кроме того, потребует решения вопрос о ведомственной структуре расходов бюджета, необходимость в утверждении которой решением о бюджете городского округа город Сибай Республики Башкортостан будет снижаться при внедрении программного формата бюджета, поскольку строки бюджета (целевые статьи расходов), отражающие бюджетные ассигнования по конкретным МЦП, будут иметь четкую и однозначную привязку к соответствующим муниципальными органам.
Необходимо учитывать, что по мере развития программно-целевого принципа организации деятельности местных органов будет возрастать необходимость расширения полномочий и ответственности органов местного самоуправления, отвечающих за реализацию соответствующих программ и подпрограмм, уточнения структуры и полномочий органов местного самоуправления и т.д.
Вне зависимости от варианта утверждения ведомственной структуры расходов укрупнение структуры расходов позволит существенно сократить количество оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета городского округа и одновременно расширить полномочия главных распорядителей средств бюджета в формировании и ведении собственных бюджетных росписей.
Внедрение принципов формирования программного бюджета предполагает сохранение и усиление роли существующих инструментов бюджетного планирования: реестра расходных обязательств, муниципальной адресной инвестиционной программы, обоснований бюджетных ассигнований, муниципальных заданий.
6. Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения
Наряду с обеспечением долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы для реализации целей и задач Программы необходимо четкое определение полномочий (прав и ответственности) и принципов деятельности органов местного самоуправления городского округа город Сибай Республики Башкортостан.
Данное направление Программы предполагает продолжение реализации административной реформы. Основной акцент будет сделан на проектном принципе организации деятельности органов власти, в том числе применении его в процессе реализации ДЦП и организации процедур внутреннего контроля деятельности соответствующих органов.
Работа по повышению качества муниципального управления, в том числе предоставления муниципальных услуг, начата и ведется в городском округе активными темпами, которые необходимо сохранить для качественного улучшения процесса функционирования как всей системы, так и отдельно взятого ее элемента.
Важным аспектом успешности реализуемых мер является их согласованное осуществление с направлениями бюджетной реформы. Каждое принимаемое действие должно быть взаимоувязанным, взаимно эффективным и способствовать достижению общих конечных общественно значимых результатов. Общее понимание и единство базовых терминологий является одним из условий такого согласованного развития системы муниципального управления.
Основными направлениями повышения эффективности деятельности непосредственно органов местного самоуправления (выполнения возложенных на них функций, в том числе по осуществлению юридически значимых действий), должны стать следующие:
ответственная кадровая политика в понимании сохранения и привлечения высокопрофессионального состава менеджеров;
концентрация направлений антикоррупционной политики на управлении факторами коррупциогенности тех или иных ситуаций;
четкое понимание, инвентаризация и жесткая регламентация всех административно-управленческих процессов, а также процессов, связанных с непосредственно технической реализацией конкретных функций, вытекающих из соответствующих полномочий, что позволит оптимизировать структуру и состав аппарата, в том числе в части оптимизации соотношения численности муниципальных служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы;
формализованная и прозрачная иерархия муниципальных обязательств перед населением, последовательно увязанных с конкретными функциональными назначениями муниципальных учреждений и выраженных в конкретных действиях служащих в органах местного самоуправления и работников муниципальных учреждений;
жесткое соблюдение принципа обеспеченности бюджетным финансированием вновь принимаемых нормативных правовых актов и решений органов местного самоуправления, влекущих дополнительные бюджетные расходы;
использование информационно-коммуникационных технологий на самых разных этапах осуществления деятельности, в том числе в формате развития электронного документооборота автоматизация административно-управленческих, организационных трудоемких процессов, расширение функциональных операций, услуг без взаимодействия с их инициаторами-получателями;
обеспечение прозрачности деятельности органов местного самоуправления с применением официальных сайтов и специализированных порталов (муниципальных закупок, муниципальных услуг, функций органов местного самоуправления и подведомственных учреждений и т.д.) расширение практики их использования населением и юридическими лицами для удовлетворения своих потребностей;
ориентация деятельности органов местного самоуправления исключительно на выполнение своих основных функций с передачей несвойственных - специализированным организациям, создаваемым для обслуживания одновременно нескольких органов, или размещением муниципальных заказов на соответствующие услуги (аутсорсинг);
рамочный программный метод организации решения задач, стоящих в соответствующих сферах деятельности (включая вопросы повышения эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента) с применением системы индикативного мониторинга достигаемых результатов.
Органами местного самоуправления должны быть утверждены и реализованы отраслевые (ведомственные) планы повышения эффективности бюджетных расходов в сферах их ведения.
Кроме того, органами местного самоуправления должны быть приняты планы повышения качества финансового менеджмента, а финансовыми органами - меры по совершенствованию методик и параметров его мониторинга и оценки.
Необходимо разработать методики оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, в которых целесообразно предусмотреть параметры отчетности органов власти об эффективности расходов, оценку результатов, достигнутых по отношению к планам, установление при возможности соответствующих критериев для измерения качества, количества и стоимости конечных результатов деятельности организаций и т.д.
Вместе с тем необходимо внедрение систем стимулирования и мотивации в оптимизации предельной численности работников аппаратов органов местного самоуправления и сокращении бюджетных расходов на их деятельность, повышения качества и эффективности их деятельности. При необходимости следует предусмотреть санкции, обеспечивающие соблюдение законодательно установленных требований и финансовой дисциплины.
Важной сферой оптимизации деятельности органов местного самоуправления является управление муниципальной собственностью, для повышения эффективности которой предлагается реализация мер по следующим основным направлениям:
упорядочение состава муниципального имуществ и обеспечение его учета;
инвентаризация объектов муниципальной собственности, оформление прав на них;
прекращение практики передачи имущества, приобретенного за счет бюджетных средств одного публично-правового образования, другому публично-правовому образованию (с введением в случае необходимости субсидий на соответствующие цели, распределяемых по прозрачным критериям);
проведение анализа перечня изъятых из оборота и ограниченных обороте земель, оценка их эффективности в целях дальнейшей оптимизации
приватизация имущества, которое не обеспечивает выполнение муниципальных функций и полномочий;
совершенствование системы показателей оценки эффективности использования муниципального имущества;
формирование экономически обоснованной дивидендной политики.
7. Повышение качества предоставления муниципальных услуг
В городском округе город Сибай Республики Башкортостан 52 муниципальных учреждений. При этом значительное расходование бюджетных средств на содержание и обеспечение функционирования не всегда связано с качественным изменением уровня предоставления муниципальных услуг гражданам и юридическим лицам. Ежегодное индексирование смет расходов муниципальных учреждений без соответствующего повышения качества услуг приводит к снижению эффективности направляемых на эти цели бюджетных средств.
Целями данного направления Программы являются:
повышение доступности и качества муниципальных услуг (использование электронно-коммуникационных технологий, регламентация, стандартизация);
обеспечение беспрепятственной реализации гарантированных прав физических и юридических лиц на получение бесплатных муниципальных услуг (единые перечни бесплатных услуг);
создание условий для оптимизации бюджетной сети, обеспечивающей удовлетворение потребностей в муниципальных услугах;
повышение статуса муниципального задания в условиях конкурентных взаимоотношений в бюджетной сфере.
Задачами, на решение которых должны быть направлены усилия по данному направлению, являются:
1) совершенствование системы предоставления муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) внедрение гибких и прозрачных взаимоотношений при оказании и финансовом обеспечении муниципальных услуг (регламентация, доступность, открытый характер организации и предоставления услуг).
На сегодняшний день требуется дополнительная и усиленная работа по совершенствованию базового перечня муниципальных услуг городского округа, отдельных элементов системы предоставления муниципальных услуг, необходимых для ее полноценного и качественного функционирования. При этом деятельность главных распорядителей бюджетных средств и муниципальных учреждений не ограничивается оказанием муниципальных услуг и реализуется осуществлением определенных функций, не связанных с оказанием муниципальных услуг.
Кроме этого, широкое распространение и высокий приоритет получают меры по внедрению информационно-коммуникационных технологий при оказании муниципальных услуг, где также формулируются и применяются понятия муниципальных услуг и функций, не связанных с оказанием муниципальных услуг.
Необходимо, чтобы во всех сферах муниципальной деятельности и этапах их реформирования были соблюдены единые подходы, а впоследствии велась работа с муниципальными услугами и функциями в едином их понимании и содержании.
В связи с этим городскому округу город Сибай Республики Башкортостан прежде всего необходимо:
провести детальную инвентаризацию своих полномочий, реализуемых самостоятельно и через свои подведомственные организации;
произвести увязку каждого реализуемого полномочия с конкретными муниципальными услугами, осуществляемыми функциями;
сформировать предложения по дополнению Перечня муниципальных услуг городского округа город Сибай Республики Башкортостан с учетом требований о необходимости формирования по ним муниципальных заданий, а также проводить постоянную актуализацию содержащихся в этом перечне сведений;
в целях организации своей деятельности провести четкое разграничение функций, не связанных с оказанием муниципальных услуг, что должно найти отражение в положениях городского округа город Сибай Республики Башкортостан и учредительных документах муниципальных учреждений.
Муниципальные услуги предоставляются по обращениям физических и юридических лиц и направлены на удовлетворение их потребностей и интересов. Функции, не связанные с оказанием муниципальных услуг, осуществляются в обеспечение деятельности органа муниципальной власти и не связаны с удовлетворением запросов потребителей.
Содержание муниципальных услуг может быть достаточно сложным и состоять из нескольких подуслуг. При этом полный цикл предоставления услуги либо ее часть могут реализовываться с использованием информационно-коммуникационных технологий в соответствии с требованиями и рекомендациями законодательства Российской Федерации.
Сформированный перечень муниципальных услуг должен включать все услуги, предоставляемые муниципальными учреждениями. Население городского округа должно иметь в распоряжении исчерпывающий документ, дающий возможность получать точную информацию о муниципальных услугах городского округа город Сибай Республики Башкортостан, включая их платность или бесплатность.
Кроме необходимости принятия стандартов и регламентов предоставления муниципальных услуг по услугам, уже включенным в Перечень муниципальных услуг городского округа город Сибай Республики Башкортостан, подготовка предложений по дополнению указанного Перечня новыми услугами также должна сопровождаться разработкой соответствующих регламентов и стандартов. При внесении в установленном порядке проектов постановлений Администрации городского округа город Сибай Республики Башкортостан по дополнению Перечня муниципальных услуг городского округа город Сибай Республики Башкортостан базовые проекты стандартов и регламентов (либо утвержденные) должны представляться в пакете соответствующего проекта нормативного правового акта.
В органах местного самоуправления и подведомственных муниципальных учреждениях должны быть четко регламентированы процедуры осуществления всех функций и предоставления всех муниципальных услуг.
Решающее значение стандарта качества предоставления муниципальной услуги для целей формирования муниципального задания заключается в том, что в нем устанавливаются наименования показателей, характеризующих качество муниципальной услуги, единица их измерения, методика расчета, источник информации для проведения расчетов. В этой связи при отсутствии утвержденных стандартов качества становится невозможным формирование муниципального задания, а значит, исполнение требований законодательства.
В открытом доступе для населения городского округа город Сибай Республики Башкортостан должны быть конкретные стандарты качества предоставления муниципальных услуг, гарантирующие их права и законные интересы и дающие точное понимание о том, как, в каком объеме, порядке и в какие сроки им должна быть оказана та или иная муниципальная услуга.
Обязательным элементом финансового обеспечения предоставления муниципальных услуг является наличие утвержденных главным распорядителем средств бюджета для каждой услуги, включенной в Перечень муниципальных услуг городского округа город Сибай Республики Башкортостан, расчетно-нормативных затрат на оказание муниципальных услуг и содержание имущества муниципальных учреждений. При этом базовым условием определения расчетно-нормативных затрат на оказание муниципальных услуг является определение количественной потребности в оказании муниципальных услуг.
Проводимая работа по совершенствованию системы муниципальных услуг должна находить отражение на официальном сайте Администрации городского округа город Сибай Республики Башкортостан.
Кроме того, необходимо проработать систему мониторинга всего комплекса реализуемых мероприятий, включая вопросы стимулирования, а также принять меры, направленные на повышение профессиональной подготовки действующего кадрового состава муниципальных учреждений.
8. Совершенствование правового положения муниципальных учреждений городского округа город Сибай Республики Башкортостан
Системное развитие организации предоставления муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций в целях повышения их качества предусматривает совершенствование правового регулирования функционирования учреждений.
Реформа бюджетных учреждений согласно логике повышения эффективности общественных финансов должна способствовав увеличению объема предоставления общественных благ за счет повышения эффективности бюджетных расходов, не допуская утраты имеющихся преимуществ системы образования, здравоохранения, социальной обеспечения, значительного научного и культурного потенциала.
В целях перевода части бюджетных учреждений со сметного принципа финансирования на формирование муниципальных заданий с обеспечением финансирования за счет субсидий были разработаны и приняты планы мероприятий по реструктуризации бюджетной сети, предусматривающие преобразование бюджетных учреждений в автономные. Согласно утвержденным планам в 2009 году было создано 6 автономных учреждений, что в итоге позволило в сложившейся финансово-экономической ситуации, повысить качество бюджетных услуг.
Несмотря на начавшуюся практику структурных преобразований, а также внедрения новых принципов финансовых взаимоотношений в бюджетной сфере, сохраняется значительная доля сети муниципальных учреждений, имеющих "традиционные" подходы к планированию расходов. Расходы на содержание подведомственной бюджетной сети планируются, как правило, исходя не из объемов оказываемых ими услуг, а из необходимости содержания существующих мощностей. Планирование осуществляется по большей части методом индексации существующих расходов, сохраняя их структуру в неизменном виде. В результате на первое место должен быть поставлен вопрос повышения качества муниципальных услуг и только потом оптимизация бюджетных расходов на их обеспечение.
Целями данного направления Программы являются:
достижение оптимального состава и структуры бюджетной сети для удовлетворения потребностей в муниципальных услугах (оптимизация бюджетной сети);
развитие материально-технической базы и муниципальных учреждений за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников;
совершенствование кадровой политики в бюджетной сфере (стимулирование притока высокопрофессиональных кадров);
снижение неустановленных видов оплаты услуг муниципальных учреждений;
внедрение в деятельность муниципальных учреждений элементов конкурентных отношений.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
совершенствование правового статуса муниципальных учреждений;
повышение открытости деятельности учреждений, оказывающих муниципальные услуги, для потребителей этих услуг.
Мероприятия по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений направлены на повышение эффективности предоставления муниципальных услуг при условии сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджетов на их оказание. Должны быть созданы условия и стимулы для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения (легализации) ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также обеспечены возможности и стимулы для органов местного самоуправления по оптимизации подведомственной сети.
Федеральный закон от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон) направлен на изменение правового положения существующих бюджетных учреждений, способных функционировать на основе рыночных принципов, без их преобразования, а также на повышение эффективности их деятельности.
Изменение механизмов финансового обеспечения муниципальных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями (с расширенным объемом прав), предполагает:
перевод бюджетных учреждений (с расширенного объема прав) со сметного финансового обеспечения на субсидии на выполнение муниципального задания;
предоставление бюджетным учреждениям (с расширенным объемом прав) права заниматься приносящей доход деятельностью с поступлением соответствующих доходов в самостоятельное распоряжение этих учреждений;
устранение субсидиарной ответственности городского округа по обязательствам бюджетных учреждений (с расширенным объемом прав);
расширение права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за ними движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает орган местного самоуправления, выполняющий функции учредителя соответствующего учреждения.
Создание нового типа муниципальных учреждений - казенного учреждения, статус которых по сути совпадает с закрепленным в законодательстве нынешним статусом бюджетного учреждения, будет сопровождаться дополнительным ограничением в виде зачисления всех доходов, полученных от приносящей доход деятельности, в соответствующий бюджет. При этом процедура перевода бюджетных учреждений в казенные должна обеспечивать минимизацию организационных мероприятий, связанных с изменением статуса казенных учреждений, и сведение их только к внесению изменений в устав (типовой устав) учреждения или положение о нем.
До 1 июля 2012 года устанавливается переходный период, на время которого Законодательством будут установлены:
1) форма финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений в переходный период;
2) дата, начиная с которой осуществляется зачисление в бюджет городского округа доходов, полученных муниципальными учреждениями городского округа от платных услуг и иной приносящей доход деятельности;
3) порядок и направления использования бюджетными учреждениями городского округа, являющимися получателями бюджетных средств, доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности городского округа и переданного в оперативное управление указанным учреждениям, и (или) полученных ими средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований, средств от иной приносящей доход деятельности.
Нормативными правовыми актами органов местного самоуправления должны быть установлены особенности функционирования и финансового обеспечения деятельности муниципальных бюджетных учреждений в переходный период.
Федеральный закон предусматривает, что органам местного самоуправления необходимо:
а) принять нормативные правовые акты, в силу которых создаются казенные учреждения путем изменения типа бюджетных учреждений, действующих на дату принятия указанных нормативных правовых актов. Такие нормативные правовые акты должны содержать перечень казенных учреждений;
б) утвердить в целях расчета субсидий подведомственным бюджетным учреждениям перечни недвижимого имущества, закрепленного за ними учредителем или приобретенного бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества;
в) обеспечить до 1 марта 2011 года принятие решений об отнесении движимого имущества подведомственных бюджетных учреждений к особо ценному движимому имуществу;
г) обеспечить внесение изменений в уставы подведомственных бюджетных и казенных учреждений.
Органам местного самоуправления городского округа необходимо образовать соответствующие рабочие группы и утвердить планы мероприятий по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений.
Для реализации Федерального закона на территории городского округа органам местного самоуправления прежде всего необходимо:
подготовить и утвердить ведомственные планы мероприятий реализации Федерального закона;
провести детальный анализ видов, объемов деятельности муниципальных учреждений городского округа и закрепленного ними имущества в целях определения необходимости изменения типа учреждения;
утвердить по представлению соответствующих бюджета учреждений перечни недвижимого имущества, закрепленного за ними учредителем или приобретенного бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества целях расчета субсидий подведомственным бюджетным учреждениям городского округа;
определить перечни особо ценного движимого имущества бюджета учреждений городского округа город Сибай Республики Башкортостан в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Башкортостан.
Перевод бюджетных учреждений на предоставление субсидий в целях оказания муниципальных услуг потребует совершенствования практики формирования муниципальных заданий для муниципальных учреждений и их финансового обеспечения.
9. Развитие системы муниципального финансового контроля
Переход к программному бюджету городского округа город Сибай Республики Башкортостан с 2013 года, приведение в соответствие действующих норм бюджетного законодательства новым принципам организации бюджетного процесса, внедрение новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг и, соответственно, совершенствование правового статуса муниципальных учреждений требующих комплексного реформирования системы
муниципального финансового контроля в городском округе город Сибай Республике Башкортостан, в том числе путем:
уточнения полномочий органов местного самоуправления по осуществлению финансового контроля;
организации действенного контроля (аудита) за эффективностью использования бюджетных ассигнований путем определения критериев эффективности и результативности их использования;
конкретизации мер ответственности за каждое нарушение бюджетного законодательства;
приведения в соответствие системы муниципального финансового контроля принципам и стандартам ИНТОСАИ и ЕВРОСАИ.
При этом уполномоченными органами муниципальной власти и местного самоуправления по контролю предлагается осуществлять муниципальный финансовый контроль, направленный на:
обеспечение соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, Республики Башкортостан и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
подтверждение достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям бюджетной отчетности;
повышение экономности, результативности и эффективности использования средств бюджета городского округа город Сибай Республики Башкортостан;
соблюдение целей и условий предоставления субсидий муниципальным учреждениям.
При размещении муниципального заказа в договорах о предоставлении бюджетных средств (за исключением муниципальных контрактов о поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг) должно предусматриваться включение обязательного условия о согласии их контрагентов на проведение проверок по соблюдению целей и условий предоставления целевых бюджетных средств. Проведение подобных проверок участниками бюджетного процесса должно рассматриваться не как их право, а как обязанность, исполнение которой, в свою очередь, является предметом муниципального финансового контроля.
Внедрение этого подхода означает перемещение основного бремени ответственности за использование целевых бюджетных средств, соблюдение условий и порядка предоставления бюджетных кредитов, гарантий, субсидий с юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, на участников бюджетного процесса.
Для определения более четких функций органов муниципального контроля необходимо более точное разграничение полномочий органов финансового контроля с другими органами муниципального финансового контроля, а также между органами финансового контроля различных уровней власти.
При этом под внешним муниципальным финансовым контролем предлагается понимать финансовый контроль, осуществляемый законодательными (представительными) органами и созданными ими органами муниципального финансового контроля, под внутренним финансовым контролем -финансовый контроль, осуществляемый Администрацией городского округа город Сибай Республики Башкортостан.
Финансовые органы муниципальных образований обладают полномочиями по осуществлению предварительного бюджетного контроля с использованием методов санкционирования операций и контроля бюджетных обязательств применительно к главным администраторам бюджетных средств (администраторам, распорядителям, получателям), финансовое обеспечение которых осуществляется из соответствующего бюджета бюджетной системы.
Органы финансового контроля должны обладать полномочиями по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля, в том числе по выявлению и пресечению предоставления неполной или недостоверной отчетности о непосредственных результатах использования бюджетных ассигнований в рамках целевых бюджетных программ и при выполнении муниципальных заданий, путем проведения ревизий и проверок применительно к главным администраторам бюджетных средств (администраторам, распорядителям, получателям) и иным объектам контроля, финансовое обеспечение которых осуществляется из соответствующего бюджета. К исключительным полномочиям органов финансового контроля относится рассмотрение дел об административных правонарушениях в бюджетной сфере.
Данный подход предполагает принятие новых нормативных правовых актов по осуществлению муниципального финансового контроля.
Дополнительными полномочиями по контролю планируется наделить главных администраторов бюджетных средств, которые должны осуществлять ведомственный контроль в сфере своей деятельности, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур организации своей деятельности, включая составление и исполнение бюджета, составление бюджетной отчетности и ведение бюджетного учета в муниципальном органе и подведомственных учреждениях, подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств, обеспечение контроля за соблюдением получателями субсидий и межбюджетных трансфертов условий, установленных при их предоставлении.
В целях повышения эффективности контрольной деятельности (исключения излишнего дублирования контрольных действий) органов муниципального финансового контроля необходимо установить комплексное информационное взаимодействие между органами муниципального финансового контроля как по горизонтали, так и по вертикали. Должно получить дальнейшее развитие методологическое обеспечение финансового контроля.
В целях обеспечения действенности, эффективности и результативности предложенной системы муниципального финансового контроля в части регулирования муниципального контроля и механизмов ответственности за нарушения бюджетного законодательства необходимо увязать все основания применения мер принуждения с конкретными бюджетно-правовыми мерами принуждения и установить отсылку к применению административно-правовых мер принуждения, уточнить перечень мер принуждения, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства, и установить административные наказания за все нарушения бюджетного законодательства. Действующий перечень мер принуждения, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства, необходимо сделать закрытым.
10. Совершенствование системы муниципальных закупок
Развитие системы муниципальных закупок в городском округе город Сибай Республике Башкортостан должно быть направлено на внедрение эффективных методов размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, обеспечивающих потребности бюджетной сферы при минимальных затратах бюджетных средств.
Важным направлением при этом должно стать внедрение организации и проведения открытых аукционов в электронной форме при размещении муниципальных заказов, в том числе на продовольственные товары, лекарственные средства и медицинские изделия через уполномоченный орган. Кроме того, предполагается внедрение, автоматизированной системы централизации закупок при размещении заказов для нужд муниципальных заказчиков городского округа.
Внедрение таких методов должно способствовать:
повышению прозрачности размещения заказов и эффективности расходования бюджетных средств;
повышению качества закупаемых товаров, работ, услуг;
улучшению качества оказываемых социальных услуг;
стимулированию муниципальных закупок товаров, работ, услуг российского происхождения.
Эти положения должны найти отражение в нормативных правовых актах, регламентирующих порядок разработки, утверждения и реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ, и других правовых актах.
11. Повышение эффективности бюджетных расходов по направлениям муниципальной политики
(сферам деятельности, отраслям экономики и социальной сферы)
Для повышения эффективности расходов в каждой из отраслей предлагается в 2011 году разработать и принять долгосрочные и муниципальные целевые программы.
Практическое применение предлагаемых Программой принципов и инструментов будет осуществляться в рамках долгосрочных и муниципальных целевых программ, разработанных в установленном порядке и с учетом следующих основных положений в соответствующих сферах (отраслях):
1) социальная защита населения.
Основные мероприятия:
определение наиболее эффективных мер и форм социальной поддержки населения;
усиление адресности предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в зависимости от уровня их доходов;
оптимизация и реструктуризация сети учреждений социального обслуживания населения;
расширение практики повышения финансовой самостоятельности учреждений социального обслуживания;
2) здравоохранение.
Основные мероприятия:
повышение качества оказания амбулаторной медицинской помощи населению путем создания условий для развития профилактической помощи, стационаров на дому и стационаров дневного пребывания;
оптимизация объемов стационарной помощи за счет сокращения числа случаев необоснованных госпитализаций;
обеспечение преемственности в работе учреждений здравоохранения;
оптимизация объемов оказываемой скорой медицинской помощи населению путем развития догоспитальной медицинской помощи, включая неотложную медицинскую помощь;
совершенствование системы оказания специализированных, в том числе высокотехнологичных, видов медицинской помощи путем создания (развития) профильных центров;
повышение эффективности работы медицинского персонала путем совершенствования системы оплаты труда, в том числе переход к принципам оплаты деятельности в зависимости от конечных результатов работы, от объема и качества предоставленной услуги;
совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки кадров для отрасли с учетом реальной потребности в кадрах, повышение качества подготовки медицинского персонала;
проведение эффективной инвестиционной и инновационной политики, основанной на перспективном планировании развития лечебной сети;
оптимизация сети, видов и структуры учреждений здравоохранения с учетом уровня развития территорий и перспектив их развития;
обоснованность инвестиций на капитальное строительство, реконструкцию и содержание основных фондов, повышение эффективности использования имеющейся в наличии медицинской техники и других материальных ресурсов;
разработка и реализация отраслевых (муниципальных) программ по снижению потребления энергетических ресурсов и внедрению ресурсосберегающих технологий;
совершенствование организации управления качеством оказания медицинской помощи пациентам;
3) образование.
Основные мероприятия:
введение нормативного механизма оплаты образовательных услуг;
расширение возможностей получения муниципального задания (заказа) на реализацию основных образовательных программ по конкурсу;
внедрение на всех уровнях образования образовательных стандартов;
внедрение независимой системы оценки качества образования на всех уровнях и обеспечение публичной доступности ее результатов;
создание условий для обеспечения участия потребителей образовательных услуг и общественных институтов в контроле и оценке качества образования;
ужесточение лицензионных требований к учреждениям образования;
оптимизация и реструктуризация сети учреждений образования;
4) культура.
Основные мероприятия:
оптимизация и реструктуризация сети учреждений культуры и искусства (присоединение, слияние и т.д.);
повышение уровня экономической самостоятельности государственной периодики за счет расширения коммерциализации средств массовой информации через применение современных медиатехнологий;
совершенствование системы подготовки кадров для отрасли с учетом реальной потребности в кадрах;
создание механизма налогового стимулирования для привлечения спонсоров и развития меценатства;
ускоренная модернизация экономики городского округа город Сибай Республики Башкортостан, основанная на современных принципах промышленной политики: кластеризация экономики, государственно-частное партнерство, создание конкурентоспособного сектора исследований, разработок и условий для его расширенного воспроизводства, широкое привлечение инвестиционных ресурсов в инновационную сферу городского округа;
разработка механизмов общественного выбора приоритетов инновационного развития;
системы ее мониторинга;
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
6)жилищно-коммунальное хозяйство.
Основные мероприятия:
разработка комплексных планов модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства;
модернизация и строительство объектов жилищно-коммунального хозяйства на условиях государственно-частного партнерства;
внедрение энергосберегающих технологий и повышение энергоэффективности;
обеспечение приборного учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за них в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
7) транспорт, транспортная инфраструктура и дорожное хозяйство.
Основные мероприятия:
оптимизация маршрутной сети и графика движения общественного транспорта в целях достижения безубыточной работы транспортных организаций, доходов от перевозки пассажиров по регулируемым тарифам и продажи единых социальных проездных билетов;
увеличение доли применения экономичных и экологичных автомобилей, переход в процессе эксплуатации автомобильного транспорта на новые виды топлива в соответствии с положениями Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) агропромышленный комплекс.
Основные мероприятия:
модернизация и внедрение в сельскохозяйственное производство новых технологий и оборудования
улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия, создания системы информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства;
повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителе к кредитным ресурсам на льготных условиях и увеличению удельного веса застрахованных площадей посевов;
совершенствование механизмов регулирования рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая сглаживание сезонных колебаний цен на зерно и продукты его переработки;
обеспечение устойчивой и рентабельной работы сельхозтоваропроизводителей;
повышение качества, эффективности и уровня управления агропромышленным комплексом;
совершенствование системы подготовки кадров для отрасли с учетом реальной потребности в них.
12. Развитие информационной системы управления муниципальными финансами
В целях развития информационной системы управления муниципальными финансами планируется реализация следующих мероприятий:
разработка алгоритмов, программных модулей и процедур обмена, файлами между участниками бюджетного процесса бюджета городского округа город Сибай Республики Башкортостан посредством протокола FTP;
разработка алгоритмов, программных модулей и процедур автоматической рассылки информации между участниками бюджетной процесса бюджета городского округа город Сибай Республики Башкортостан;
разработка алгоритмов, программных модулей и процедур удаленного доступа к базам данных городского округа специалиста бюджетных учреждений;
разработка алгоритмов, программных модулей и процедур мониторинга входящей и исходящей информации;
разработка алгоритмов, программных модулей и процедур подсистемы учета бюджетных обязательств;
разработка алгоритмов, программных модулей и процедур подсистемы учета муниципальных услуг и их паспортов;
разработка алгоритмов, программных модулей и процедур подсистемы единого хранилища количественных и стоимостных показателей, используемых для расчета нормативной стоимости услуг;
разработка алгоритмов, программных модулей и процедур подсистемы формирования муниципальных заданий на оказание услуг (выполнение работ) и расчет на их основании бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период.
13. Организация реализации Программы
Управление реализацией Программы планируется организовать по проектному принципу.
Для оперативного управления Программой предлагается создать рабочую группу, возглавляемую заместителем главы администрации по экономическим вопросам, состоящую из представителей ТФУ МФ РБ по г.Сибай, отдела экономики, юридического отдела, финансово-бюджетного отдела Администрации городского округа. Координация и контроль за реализацией данной программы предлагается возложить на рабочую группу.
Организация выполнения мероприятий Программы будет осуществляться в рамках ежегодно утверждаемого плана.
В целях поддержки реализации программы необходимо рассмотреть возможность создания финансовых стимулов для повышения качества и результативности указанных программ путем предоставления субсидий на конкурсной основе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета городского округа город Сибай Республики Башкортостан от 28 декабря 2010 г. N 570 "О Программе повышения эффективности бюджетных расходов (развития результативного бюджетирования) в городском округе город Сибай Республики Башкортостан до 2012 года"
Текст решения размещен на официальном сайте Совета городского округа город Сибай Республики Башкортостан в Internet (http://sovetsibay.ru)
Решением Совета городского округа город Сибай Республики Башкортостан от 5 февраля 2013 г. N 198 настоящее решение признано утратившим силу с 1 января 2013 г.