Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета городского округа
город Сибай Республики Башкортостан
от 13 декабря 2011 г.
N 773
Муниципальная программа
"Развитие въездного и внутреннего туризма в городском округе город Сибай Республики Башкортостан" на 2012-2016 годы
Сибай - 2011
Паспорт Программы
Полное наименование Программы |
Программа "Развитие въездного и внутреннего туризма в городском округе город Сибай Республики Башкортостан" на 2012-2016 годы (далее Программа) |
|
Основание для разработки Программы |
- Федеральный закон N 132-ФЗ от 24.11.1996 г. "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"; - Федеральный закон N 131-ФЗ от 06.11.1996 г. "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации; - Федеральная программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)", утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года N 644; - Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденная приказом Федерального агентства по туризму Российской Федерации N 51 от 06.05.2008 г.; - Закон Республики Башкортостан "О туристской деятельности в Республике Башкортостан" от 25 июля 1997 г. N 112-з; - Комплексная программа развития туризма в Республике Башкортостан до 2020 года, одобренная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12 февраля 2009 г. N 57; - Решение расширенного заседания Министерства экономического развития Республики Башкортостан от 19 июля 2011 года |
|
Заказчик Программы |
Министерство экономического развития Республики Башкортостан |
|
Разработчик Программы |
Отдел экономики и прогнозирования Администрации городского округа город Сибай |
|
Цель Программы |
Формирование современной конкурентоспособной, привлекательной туристской сферы города Сибай |
|
Основные задачи Программы |
задача 1 "Развитие туристско-рекреационного комплекса городского округа город Сибай"; задача 2 "Повышение качества туристских услуг"; задача 3 "Продвижение туристского продукта городского округа города Сибая на мировом и внутреннем туристских рынках". |
|
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
- Увеличение финансовых поступлений от туристской деятельности в бюджет города; - увеличение численности принимаемых туристов и экскурсантов; - увеличение объемов туристско-экскурсионных услуг, оказываемых в сфере внутреннего и въездного туризма; - создание новых рабочих мест на предприятиях сферы туризма и отдыха |
|
Сроки и этапы реализации Программы |
Сроки реализации: 2012-2016 годы Этапы реализации: 1 этап: 2012-2014 годы; 2 этап: 2015-2016 годы. |
|
Основные направления Программы |
- Поддержка развития и укрепления туристской инфраструктуры; - информационное обеспечение, маркетинг и продвижение туристских ресурсов; - создание системы управления туристской сферой. |
|
Координатор |
- Администрация городского округа город Сибай Республики Башкортостан |
|
Объем и источники финансирования Программы |
Финансовое обеспечение Программы предусмотрено из бюджета городского округа город Сибай Республики Башкортостан и иных источников: |
|
Годы
2012 2013 2014 2015 2016 Итого |
Бюджет городского округа город Сибай Республики Башкортостан (в тыс. руб.) 1430 1250 1260 1300 1300 6540 |
|
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- Увеличение современной туристской инфраструктуры; - закрепление положительного имиджа города как туристского центра на российском и международном уровнях; - увеличение численности принимаемых туристов и экскурсантов; - увеличение объема оказанных услуг предприятиями туристской сферы. |
|
Система контроля за реализацией Программы |
Городской совет городского округа город Сибай Республики Башкортостан |
I. Основные положения Программы. Введение
Программа "Развитие въездного и внутреннего туризма в городском округе город Сибай на 2012-2016 годы" разработана по решению расширенного заседания Министерства экономического развития Республики Башкортостан от 19 июля 2011 года в городе Уфе.
Основой для разработки Программы является Федеральная программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)", утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года N 644.
Данная Программа определяет основные направления стратегии формирования конкурентоспособной городской туристской индустрии и механизмы ее реализации.
Необходимость разработки Программы обусловлена:
- положительным влиянием туризма на социально-экономическое развитие городского округа город Сибай;
- значимостью туризма в формировании имиджа городского округа город Сибай;
- интенсивным развитием межрегионального и международного сотрудничества.
Программа призвана способствовать:
- формированию нормативно-правовой базы развития туризма в городском округе город Сибай, в том числе по обеспечению безопасности при проведении туристских путешествий и мероприятий;
- содействию развития различных видов туризма в зависимости от целей путешествия;
- сохранению природного и историко-культурного наследия городского округа город Сибай и его окрестностей и развитию музейно-выставочного дела и народных промыслов;
- разработке системы информационного обеспечения туризма, проведению рекламной деятельности по формированию образа городского округа город Сибай как привлекательной туристской дестинации;
- содействию кадровому и научному обеспечению туристской деятельности.
Характеристика проблемы
По оценке Всемирной туристской организации при организации объединенных наций на долю туризма приходится 3,2% мирового валового внутреннего продукта, а с учетом мультипликативного эффекта - 9,4%, при этом в туриндустрии занято 7,6% работающего населения планеты.
Доля туризма в валовом внутреннем продукте Российской Федерации составляет 2,5% (с учетом мультипликативного эффекта - 6,3%). При эффективной государственной поддержке и продвижении доля туризма в валовом внутреннем продукте Российской Федерации может существенно вырасти до уровня европейских стран.
Согласно данным Министерства спорта и туризма Российской Федерации в 2009 году объем внутреннего туристического потока составил свыше 32 млн. человек (за границей отдыхали 20%, в том числе в странах дальнего зарубежья менее 10%). И эта цифра каждым годом растет.
В рейтинге международной конкурентоспособности стран в туристском секторе, опубликованном Всемирным экономическим форумом в марте 2009 года, Россия заняла 59 место из 133 стран, при этом природные богатства нашей страны - на 5 месте, а объекты культурного наследия - на 9. Таким образом, Россия обладает значительным потенциалом для привлечения большого количества как российских, так и иностранных туристов и потенциально к 2020 году сможет войти в первую десятку самых популярных стран, посещаемых туристами.
Следовательно, въездной туризм является очень перспективной отраслью и городскому округу город Сибай необходимо, используя свой туристско-рекреационный потенциал, прочно занять и свое место в туристической сфере, и обеспечить стабильный увеличивающийся поток туристов, и повысить доход от туристской отрасли. Развитая и стабильная работающая туристская отрасль является весомым фактором в повышении качества жизни граждан, а также обеспечивает городу и его предприятиям приток денежных средств извне. Данное направление развития является перспективным ввиду достаточного количества имеющихся в городе и за ее пределами туристских продуктов. Для создания благоприятных условий в городском округе город Сибай для дальнейшего устойчивого развития внутреннего и въездного туризма и формирования благоприятного имиджа города необходим комплексный подход и решение поставленных задач программными методами.
Туристская привлекательность Южного Урала и городского округа город Сибай определяется:
1. Удобным географическим расположением - городской округ город Сибай расположен в центре пересечения трасс между городами Магнитогорск, Оренбург, Орск:
Расстояние до областных центров соседних субъектов Российской Федерации намного меньше или соизмеримо с расстоянием до столицы республики: до Челябинска - 362 км, до Оренбурга - 385 км, до Екатеринбурга - 600 км. Расстояние до ближайших промышленных городов соседних областей составляет: до Орска - 227 км, до города Гай - 186 км и до города Магнитогорска - 122 км. Расстояние до сельских районов: до центра Кизильского района Челябинской области - села Кизильское - 20 км, до Баймакского района (центр г. Баймак) - 32 км, до Хайбуллинского района (с. Акъяр) - 120 км, до Абзелиловского района (с. Аскарово) - 110 км.
2. Транспортной доступностью. Имеется железнодорожная станция "Сибай" (ежедневно курсируют поезда "Сибай-Уфа" и "Сибай-Магнитогорск"), автовокзал, обслуживающий рейсы более чем в 30 населенных пунктов (в том числе в такие крупные, как Москва, Екатеринбург, Уфа, Оренбург, Челябинск, Нижний Тагил, Набережные Челны), аэропорт в городском округе город Сибай, а также международный аэропорт в городе Магнитогорск, расположенный в 98 км от городского округа город Сибай и Оренбург в 385 км.
Развивается частный и общественный транспорт. Сибайским АТП - филиал ГУП "Башавтотранс" РБ обслуживаются внутригородские маршруты движения общественного транспорта (автобусов), пригородных маршрутов.
3. Наличием уникальных мест, определяющих высокий туристско-рекреационный потенциал:
- Наличие аттрактивных объектов (Южно-Уральский заповедник, заповедник "Шульган-Таш" (Бурзянский район), Башкирский государственный заповедник (Бурзянский район), национальный парк "Башкортостан" с более чем 30 пещерами и множеством редких карстово-спелеологических объектов, природные парки: "Иремель", "Агидель", хребет Крыкты, местность Морат-Тугай, гора Масим (Бурзянский район), гора Ямантау, Большой камень и Зильмердак (Бурзянский район), гора Малый Ямантау (Бурзянский район); река Белая, река Большой Инзер, озера Якты-Куль, Мулдак (Абзелиловский район); озера Худолаз, Култубан, Талкас, водопад Гадельша (Баймакский район); историко-эпические памятники: деревня Кильдигул, местность Курешты, деревня Кулгана, гора Суванякташ, поляна Умбэт (Бурзянский район) и другие.
- Наличие развитой системы санаторно-курортных учреждений, позволяющей рассматривать ее как базу для развития оздоровительного туризма.
- Наличие современной туристической инфраструктуры и значительного потенциала развития горного/зимнего туризма, определяющих возможность дальнейшего развития горнолыжного спорта: горнолыжный курорт "Банное" (Абзелиловский район), горнолыжная база "Мраткино".
- Наличие лекарственных растений. Городской округ город Сибай и его окрестности обладают огромным потенциалом развития сырьевой базы фармацевтики. Республика Башкортостан занимает одно из первых мест по объемам заготовок дикорастущих лекарственных растений, сырье которых поступает на химико-фармацевтические заводы для производства медицинских препаратов. Потребность в лекарственном сырье огромна и с каждым годом возрастает. Так для лечения сердечно-сосудистых заболеваний 77% препаратов изготавливается из растительного сырья, для лечения болезней желудочно-кишечного тракта и печени - 74%, для лечения заболеваний нервной системы - около 30%. В Республике Башкортостан встречаются около 150 видов лекарственных растений научной и свыше 200 видов народной медицины. Из них на территории городского округа город Сибай и ее окрестностях встречаются от 100 до 130 видов.
- Наличие культурно-познавательных мест. В городе и его окрестностях находятся десятки музеев, памятники истории и архитектуры, так имеется один из самых глубоких карьеров мира - Сибайский карьер, глубиной более 500 метров, а шириной до 2 километра. Туристские ресурсы городского округа город Сибая включают различные достопримечательности, экскурсионные маршруты, туристские маршруты, туристские интерактивные развлекательно-познавательные программы, осуществляемые туристическо-спортивным клубом "Дикий край", туристической компанией "Буранбай".
- Сосредоточение в городе культовых православных и мусульманских сооружений. Имеется центральная мечеть и церковь; место Мужавира-хазрата, жившего в прошлом веке в Баймакском районе республики Башкортостан и обладавшего уникальным по мощности даром целительства. Слава этого человека распространилась по всему Уралу; загадочный древний город-храм Аркаим расположен на границе Европы и Азии в 130 километрах от городского округа город Сибай. Около четырех тысяч лет назад здесь возникла и развивалась необычная культура. Аркаим является центром Страны городов, одной из немногих древних цивилизаций. Он на пять-шесть столетий старше гомеровской Трои. Аркаим в своем развитии шел особым путем, во многом непохожим на те пути, которые позже наметились в Европе и Азии.
Все это создает предпосылки для развития паломничества и религиозного туризма.
- Объекты изделий народных художественных промыслов представлены художественной мастерской "Каро" - сувенирные изделия из яшмы от письменных приборов до шахмат. Награждена дипломами Ассоциации Народных художественных промыслов России 2004-2010 годы, дипломами Правительства Москвы 2009-2010 годы; художественная мастерская "Девятов и Ко" - высокохудожественные изделия ручной работы, эксклюзивные подарки, бизнес-сувениры, памятные сувениры из природных камней; художественная мастерская по обработке яшмы ИП "Лазаренков П.А.", использующий при изготовлении поделочные камни: яшма, родонит, чароит, тигровый глаз, хризопрас, халцедон, амазонит, мрамор. Изготавливают изделия по образцам и индивидуальным эскизам; ИП "Гайфуллина С.Г." - изготовление эксклюзивной\сувенирной продукции национального художественного промысла: предметы одежды (женские платья и костюмы, сарафаны, фартуки, блузки, мужские сорочки, детские изделия), столовое и постельное белье (скатерти, салфетки, полотенца, пододеяльники, наволочки), декоративные изделия (портьеры, шторы, занавески), знамена, флаги, вымпела и панно с отражением в них названия "Сибай" и "Башкортостан", мастер резьбы по дереву Клысов Я.И. - сувенирная продукция из липы, дуба, осины; мастер по дереву Понамарев В.А. - изготовление человеческих фигур из дерева.
Однако существуют проблемы, негативно влияющие на туристский имидж города:
1. Туристская инфраструктура города Сибай недостаточно развита и не соответствует общепризнанным европейским стандартам. Уже сейчас остро встает вопрос о нехватке средств размещения, особенно гостиниц среднего класса, категории "3 звезды", современных предприятий общественного питания, предприятий досуга и развлечений.
2. Недостаток в туристской сфере профессиональных кадров среднего и низшего звена. Развитие туризма в городе невозможно без профессионального обучения кадров. Для этого есть ресурсы в виде учебных заведений, так Сибайский институт Башкирского государственного университета как филиал одного из ведущих университетов Российской Федерации является крупным научным, образовательным и культурным центром Башкирского Зауралья. А кроме него есть Зауральский филиал Башкирского государственного аграрного университета, Сибайский педагогический колледж, Сибайский медицинский колледж, Профессиональный лицей N 24, Сибайский торгово-экономический колледж.
3. Отсутствие дорог в направлении потенциальных объектов, которые могли бы стать точкой экономического роста в сфере туризма. Отсюда отсутствие капитальных вложений со стороны инвесторов. Так один из них - это окрестности водопада "Гадельша", где расположена туристическая база ОАО "Гадельша", который мог бы стать именно той точкой экономического роста в сфере туризма в случае строительства автодороги протяженностью 30 км от городского округа город Сибай до туристической базы ОАО "Гадельша" и загородного детского стационарного оздоровительного лагеря "Юлдаш".
4. Превышение предельно допустимого концентрата загрязняющих веществ. По результатам многолетних наблюдений за качеством воды в реке Карагайлы и в реке Худолаз установлено фактически постоянное превышение предельно допустимого концентрата загрязняющих веществ (тяжелых металлов, сульфатов) в этих водных объектах, ниже выпусков Сибайского филиала ОАО "УГОК" и ОАО "БМСК". Содержание загрязняющих веществ в водных объектах варьирует от десятков до тысяч предельно допустимой концентрации, что негативно сказывается на окружающей среде.
Актуальной проблемой остается утилизация хвостов обогащения, общий объем накопления которых составляет более 40 млн. тонн. Лидерами по объемам образования отходов являются ОАО "Учалинский горно-обогатительный комбинат", ООО "Башкирская медь". Неиспользованные отходы - это миллионы тонн выведенных из хозяйственного оборота, безвозвратно теряемых материальных ресурсов.
5. Отсутствие доступных долгосрочных кредитных инструментов с низкими процентными ставками, не позволяющее инвестировать развитие туризма. Банковская структура городского округа город Сибай сформирована следующим образом: Сибайское отделение сберегательного банка N 7760 Уральского банка Сбербанк Российской Федерации, отделение ОАО "УралСИБ", Кредитно-кассовый офис город Сибай филиал "Уральский ОАО КБ "Мечел-банк", Сибайский дополнительный офис ОАО "Социнвестбанк", Дополнительный офис Сибайский ООО КБ "КОЛЬЦО УРАЛА", Кредитно-кассовый офис г. Сибай Банк "Монетный дом" ОАО, Сибайский филиал ОАО "БашЭкономбанка", ЗАО "Банк "Русский стандарт", ОАО "Русь-Банк", ОАО "ОТП Банк", ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк", предоставляющих ипотечные кредиты, в том числе федеральный. Размер годовых ставок высок и варьируется в среднем от 12 до 14%. Клиентам предлагается ряд платежных систем: дистанционное банковское обслуживание, "Город" (по коммунальным платежам), "Банк-клиент", VISA, Accord, Western Union, Мастер-Кард, а также зарплатные системы.
6. Отсутствие комплексной маркетинговой программы по созданию имиджа и бренда региона, продвижению Республики Башкортостан как привлекательного места для туризма и отдыха и др. Здесь мог выступить в качестве бренда водопад Гадельша, который не "раскручен" - один из самых высоких водопадов на Южном Урале, состоящей из трех каскадов: 1,2; 7 и 7 метров. Общая высота каскадов составляет 15 метров. Места вокруг водопада весьма живописны, есть прекрасные озера, а вокруг него находятся многочисленные выходы яшм и редкие травы.
А кроме него не "раскручен" Сибайский карьер - один из глубоких карьеров мира, глубиной более 500 метров и шириной до 2 километров.
Развитие сферы въездного и внутреннего туризма для городского округа город Сибай определено как одно из приоритетных направлений социально-экономического развития города и настоящая Программа призвана посредством комплексных мероприятий содействовать укреплению и дальнейшему интенсивному развитию туристской сферы города.
Реализация комплекса системных мероприятий Программы позволит более эффективно использовать имеющийся туристский потенциал, оживит туристский рынок, укрепит материальную базу туризма, будет способствовать привлечению инвестиций в индустрию туризма и отдыха.
II. Цель и задачи Программы
Целью Программы является повышение конкурентоспособности туристского рынка городского округа город Сибай, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.
Достижение цели Программы будет обеспечиваться решением следующих основных задач:
задача 1 "Развитие туристско-рекреационного комплекса городского округа город Сибай";
задача 2 "Повышение качества туристских услуг";
задача 3 "Продвижение туристского продукта городского округа города Сибая на мировом и внутреннем туристских рынках".
Решение задачи 1 планируется осуществить посредством комплексного развития туристской и обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера и формирования сети автотуристского кластера, который станет точкой роста развития города и межрегиональных связей, активизировав вокруг себя развитие малого и среднего бизнеса.
Для решения указанной задачи также предполагается использовать механизм субсидирования процентных ставок по кредитам и займам, привлеченным в российских кредитных организациях инвесторами объектов туристско-рекреационного использования с длительным сроком окупаемости.
Решение задачи 1 направлено на нейтрализацию таких сдерживающих реализацию туристского потенциала городского округа города Сибая факторов, как низкий уровень развития туристской инфраструктуры, а также отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки.
Для решения задачи 2 планируется реализовать ряд мероприятий, направленных на развитие системы подготовки кадров в сфере туризма, включая высшее и среднее профессиональное образование, повышение квалификации и переподготовку кадров. Указанные мероприятия будут проводиться в течение всего срока реализации Программы.
Значительный вклад в решение задачи 2 будет обеспечен за счет наделения контрольными и надзорными функциями за деятельностью субъектов туристской отрасли, в том числе за качеством предоставляемых ими туристских услуг, самих участников рынка, создавая при этом условия для организации и осуществления эффективной деятельности саморегулируемых организаций. В настоящее время такие организации в сфере туризма отсутствуют.
Туристские саморегулируемые организации могли бы взять на себя ряд функций в части организации и содействия развитию отечественного туризма, включая распространение и развитие системы добровольной стандартизации туристской деятельности с учетом требований конкурентной среды и интересов потребителя, консультирование и оказание юридической помощи, защиту прав и интересов туристов, а также общую координацию предпринимательской деятельности в сфере туризма.
Деятельность саморегулируемых организаций будет способствовать повышению качества выполнения работ и оказания услуг в области туризма как членами саморегулируемых организаций, так и другими участниками рынка туристских услуг.
Основную часть мероприятий по созданию условий для организации и осуществления эффективной деятельности саморегулируемых организаций планируется реализовать в 2012 - 2013 годах. В 2014 - 2016 годах будет осуществляться дальнейшая поддержка их деятельности.
Решение задачи 2 направлено на преодоление такого фактора, сдерживающего рост конкурентоспособности Сибайского туристского рынка, как невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров и отставания в технологическом обеспечении туристских услуг.
Для решения задачи 3 в течение всего срока реализации Программы планируется развертывание информационно-пропагандистских кампаний, создание информационного центра, организация и проведение межрегиональных выставок, форумов и иных мероприятий, направленных на создание положительного имиджа городского округа город Сибай как привлекательного направления для туристов.
Перечень указанных задач определен с учетом требований комплексного подхода к решению проблемы рационального использования туристско-рекреационного потенциала городского округа город Сибай с целью повышения конкурентоспособности отечественного рынка туристских услуг.
Реализация Программы рассчитана на период с 2012 по 2016 годы. Заявленный срок реализации Программы является необходимым и достаточным для получения ощутимых, общественно значимых результатов реализации мероприятий по развитию внутреннего туристско-рекреационного комплекса городского округа города Сибая.
Сокращенный срок реализации Программы не позволит достигнуть ожидаемых результатов и создать комфортную предпринимательскую среду в городском округе город Сибай для привлечения инвестиций, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма на основе государственно-частного партнерства.
Реализация мероприятий Программы будет осуществляться в 2 этапа.
Первый этап (2012 - 2014 годы) предусматривает проведение работ по созданию первоочередных туристских объектов, которые станут точками роста современного туристско-рекреационного кластера. Также планируется осуществить частичную поддержку из федерального бюджета ряда перспективных проектов в случае выхода исполнительного органа Республики Башкортостан с инициативой реализации проектов, поддержку из регионального бюджета, создания муниципального туристского кластера за счет вовлечения бизнес-сообщества в процессы формирования государственно-частного партнерства.
Кроме того, на этом этапе предусматривается проведение работ по изучению и оценке туристского потенциала городского округа город Сибай с точки зрения перспектив развития различных видов туризма и выработка подходов к развитию туристской инфраструктуры, учитывающих специфику географического положения и климатического условия городского округа город Сибай, а также различия в уровне финансовой обеспеченности субъектов в сфере туризма.
Необходимо провести мониторинг наличия, уровня развития и доступности городского туристско-рекреационных ресурсов, определить состав и структуру необходимых коллективных средств размещения, а также объектов обеспечивающей инфраструктуры, строительство и развитие которых целесообразно будет осуществлять в рамках мероприятий следующего этапа Программы. Четкое определение потенциала рынка и основных потребностей туристов (предпочитаемый вид туризма, среднедневные траты, продолжительность пребывания) позволит более точно спрогнозировать объем необходимой туристской и обеспечивающей инфраструктуры.
На конкурсной основе будут предоставлены в исполнительный орган Республики Башкортостан согласно положениям Федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года N 644, в Правительственную комиссию Республики Башкортостан (постановление Правительства Республики Башкортостан N 292 от 19 августа 2011 г.) для отбора инвестиционных проектов, для реализации в рамках которого получат широкое распространение отлаженные на предыдущем этапе механизмы создания конкурентоспособного туристско-рекреационного кластера. Предусмотрено развитие туристских объектов, отвечающих мировым, общероссийским стандартам и способных значительно повысить конкурентоспособность рынка туристских услуг городского округа город Сибай.
В течение всего срока реализации Программы будут проводиться мероприятия за счет привлечения средств всех источников финансирования, в том числе с участием бизнеса, направленные на:
повышение уровня профессиональной подготовки и переподготовки кадров индустрии туризма;
внедрение современных технологий реализации туристских продуктов с использованием электронных программ;
создание привлекательного имиджа национальных курортных территорий и туристского продукта;
обеспечение прозрачной деятельности туристских компаний.
С учетом отраслевой специфики и особенностей ряда мероприятий Программы допускается как последовательная, так и параллельная их реализация.
Оценка достижения цели Программы по годам ее реализации осуществляется посредством определения степени и полноты решения поставленных задач.
III. Мероприятия Программы
Для решения задачи 1 "Развитие туристско-рекреационного комплекса городского округа город Сибай" необходимо осуществить следующие мероприятия:
капитальное строительство и модернизация объектов обеспечивающей инфраструктуры создаваемых туристских объектов с длительным сроком окупаемости;
создание и модернизация туристских объектов;
проведение работ и оказание услуг, связанных с изучением и оценкой туристского потенциала городского округа город Сибай и качества проектов;
проведение работ и оказание услуг, связанных с обеспечением взаимосвязи схем территориального планирования городского округа города Сибай и документации по планировке территории с планами создания и развития туристско-рекреационного и автотуристского кластера;
частичное возмещение затрат за счет местного бюджета и внебюджетных источников на оплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным участниками государственно-частного партнерства в рамках Программы в российских кредитных организациях и постановления Правительства Республики Башкортостан N 292 от 19 августа 2011 г.
Заказчиком, ответственным за выполнение указанных мероприятий, является Администрация городского округа город Сибай Республики Башкортостан.
Для решения задачи 2 "Повышение качества туристских услуг" необходимо осуществить следующие мероприятия:
развитие системы подготовки кадров в сфере туризма и индустрии гостеприимства;
создание условий для организации и осуществления эффективной деятельности саморегулируемых организаций;
развитие технического и технологического обеспечения развития туристской отрасли;
проведение работ и оказание услуг, связанных с внедрением инновационных технологий в области управления качеством туристских услуг.
Указанные мероприятия необходимо проводить на протяжении всего срока реализации Программы. Их финансирование предполагается осуществлять за счет средств местного бюджета с привлечением внебюджетных источников.
Для решения задачи 3 "Продвижение туристского продукта городского округа город Сибай на мировом и внутреннем туристских рынках" необходимо осуществить следующие мероприятия:
проведение информационно-пропагандистской кампании и размещение социальной рекламы о туризме в городском округе город Сибай на телевидении, в электронных и печатных средствах массовой информации, а также с помощью наружной рекламы, проведение пресс-туров и обеспечение работы информационного центра;
создание конкурентоспособного цифрового контента и наполнение информационного ресурса;
организация и проведение международных, общероссийских, межрегиональных туристских форумов, выставок и иных мероприятий;
проведение работ и оказание услуг, связанных с внедрением инновационных технологий по продвижению туристского продукта городского округа город Сибай на мировом и внутреннем туристских рынках.
Кроме того, для решения задач Программы по повышению качества туристских услуг и продвижению туристского продукта планируется реализовать проект создания автоматизированной информационной системы комплексной поддержки развития въездного и внутреннего туризма, обеспечивающей эффективное функционирование муниципальной информационной поддержки туризма в городском округе город Сибай, включающей в себя ресурс в сети Интернет о туристских возможностях городского округа город Сибай.
Для информационного обеспечения задач Программы необходима современная информационная система, которая обеспечивала бы как хранение и обработку значительных массивов информации туристской отрасли, так и предоставление сервисов для различных групп потребителей этой информации - туристов, представителей туристской индустрии, инвесторов и поставщиков туристско-рекреационных услуг и государственных заказчиков. Планируется создать базовый программно-технологический комплекс, ориентированный на предоставление муниципальных услуг, к которому в дальнейшем (вне мероприятий Программы) могут быть добавлены дополнительные сервисы, в том числе коммерческой направленности.
Структурообразующими функциональными элементами Программы является туристско-рекреационный и автотуристский кластер, в рамках которого будут созданы условия для ускоренного развития туристской инфраструктуры, обеспечивающей интенсивный прирост внутреннего и въездного туристских потоков, а также оказывающей мультипликативный эффект на развитие сферы сопутствующих услуг и смежных отраслей национальной экономики.
Туристско-рекреационный кластер представляет собой комплекс взаимосвязанных объектов рекреационной и культурной направленности - коллективных средств размещения, предприятий питания и сопутствующих сервисов, снабженных необходимой обеспечивающей инфраструктурой.
Автотуристский кластер объединяет предприятия и организации, предоставляющие туристские и сопутствующие услуги, взаимно дополняющие друг друга и обеспечивающие цивилизованные условия для автотуристов. Автотуристский кластер включают в себя придорожные гостиницы (мотели), кемпинги, парковки для легкового и пассажирского автотранспорта, кафе и рестораны, автосервисы, магазины придорожной торговли, автозаправочные комплексы и др.
Каждый из планируемых для создания в рамках Программы туристско-рекреационный и автотуристский кластер представляет собой укрупненный инвестиционный проект, включающий ряд функционально, организационно и финансово взаимосвязанных проектов по отдельным объектам капитального строительства в туристской сфере.
Отбор укрупненных инвестиционных проектов Программы осуществляется на конкурсной основе, исходя из экономической целесообразности, наибольшей эффективности и результативности с точки зрения обеспечения достижения цели и решения задач Программы.
Несмотря на то, что в настоящее время вклад туристской индустрии в экономику макрорегиона не превышает 1,2 процента, туристско-рекреационный комплекс имеет значительный потенциал роста, полноценное раскрытие которого сдерживается комплексом проблем, основными из которых являются невысокая конкурентоспособность регионального и муниципального туристско-рекреационного комплекса, обусловленная невысоким качеством производимого туристского продукта при высоком уровне цен на него, и территориальная неравномерность развития инфраструктуры туристско-рекреационного комплекса.
Создание условий и механизмов для привлечения дополнительных финансовых ресурсов и развития на территории городского округа город Сибай новых видов туризма позволит повысить интерес туристов к указанному туристскому направлению и заметно диверсифицировать спектр туристских услуг.
К наиболее перспективным видам туризма, развитие которых может дать серьезный толчок повышению конкурентоспособности муниципального туристского продукта, относятся деловой, познавательный, экологический и сельский туризм.
В целях развития социального туризма и обеспечения его доступности для пенсионеров, инвалидов, детей-сирот и других малообеспеченных слоев населения предполагается организация социальных туров. Социальный тур - это тур, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей. Таким образом, социальный туризм - это туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств для его участников - определенных категорий граждан: в данном случае граждан, достигших возраста, который дает право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (мужчины - 60 лет и женщины - 55 лет) (далее - пенсионеры), и граждан, признанных инвалидами в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - инвалиды).
Социальные туры могут быть организованы за счет:
частичного финансирования из бюджета городского округа город Сибай Республики Башкортостан (до 50%);
частичного либо полного финансирования из средств организаций, в том числе общественных, и различных фондов;
частичного либо полного финансирования из собственных средств пенсионеров и инвалидов.
Для полноценного использования объективных конкурентных преимуществ туристско-рекреационного комплекса городского округа город Сибай необходимо сконцентрировать организационные, интеллектуальные и материальные ресурсы на приоритетных стратегических направлениях развития туризма, одним из которых является кластеризация туристско-рекреационного пространства.
Согласно экспертным прогнозам при должном уровне развития туристской инфраструктуры, повышении качества и узнаваемости туристского продукта городского округа город Сибай поток туристов может возрасти в разы.
Перспективным также является создание условий для развития зимних (в первую очередь горнолыжный спорт) и летних видов активного отдыха (экстремальный сплав по горным рекам, конный спорт и туризм, спортивная и любительская рыбалка, спелеотуризм и др.).
Софинансирование за счет средств федерального бюджета инвестиционных проектов с началом реализации в 2012 - 2014 годах будет осуществляться при условии соблюдения порядка и сроков представления документации, предусмотренной нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы разработки и реализации федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы. Кроме того, исполнительные органы Республики Башкортостан совместно с городским округом город Сибай в кооперации с бизнес-сообществом должны обеспечить своевременную разработку финансово-экономической и технической проектной документации, обосновывающей эффективность запланированных для реализации инвестиционных проектов, в том числе региональных долгосрочных целевых программ развития туризма, бизнес-планов, схем территориального планирования и др.
Предполагаемая оценочная стоимость каждого инвестиционного проекта может составлять от 3 до 5 млрд. рублей с учетом софинансирования за счет средств федерального бюджета в пределах 20 - 25 процентов. Реализация проекта обеспечит создание 2 - 5 тыс. рабочих мест (с учетом мультипликативного эффекта) и увеличение туристского потока на 200 - 400 тыс. человек.
За счет средств внебюджетных источников на территории туристско и автотуристского кластера будут построены гостиничные комплексы различного уровня комфортности (мини-отели, мотели, оздоровительные комплексы), торговые улицы с объектами питания и развлечения, торговые центры с круглогодичной ярмаркой сувенирных товаров и др.
За счет средств местного бюджета и внебюджетных источников в зависимости от конкретного проекта предполагается создание современных комплексов обеспечивающей инженерной инфраструктуры, включающей систему теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, очистные сооружения, объекты газоснабжения, электроснабжения и связи, а также объекты транспортной инфраструктуры.
Мероприятия Программы предусматривают комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации. В первую очередь они касаются неукоснительного соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды.
При проектировании объектов в рамках реализации Программы будет обеспечено:
внедрение оборудования по улавливанию, утилизации и обезвреживанию выбросов (сбросов) вредных загрязняющих веществ;
внедрение энерго- и ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий;
внедрение малоотходных и безотходных технологий хранения и перевалки строительных грузов;
оснащение строек и объектов системами контроля за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов;
проведение рекультивационных работ по восстановлению нарушенного почвенного покрова для предотвращения развития деструктивных процессов в местах строительства объектов.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Общий объем финансирования Программы рассчитан в ценах соответствующих лет на основе анализа затрат и длительности выполнения каждого мероприятия Программы и составляет из бюджета городского округа город Сибай Республики Башкортостан 6,540 млн. рублей.
Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств муниципального бюджета и внебюджетных источников.
Средства местного бюджета и внебюджетных источников предполагается направлять на:
капитальное строительство и модернизацию объектов обеспечивающей инфраструктуры создаваемых туристских объектов с длительным сроком окупаемости;
частичное возмещение процентных ставок по кредитам и займам, привлеченным инвесторами в российских кредитных организациях и направляемым для развития объектов туристско-рекреационного использования с длительным сроком окупаемости;
проведение работ и оказание услуг, связанных с внедрением инновационных технологий в области внутреннего и въездного туризма, предусматривающих в том числе разработку механизмов повышения конкурентоспособности отечественного туристского продукта;
реализацию мероприятий по обеспечению широкомасштабной кампании, направленной на продвижение отечественного туристского продукта на внутреннем и мировом рынках (при этом внебюджетные средства будут направляться на коммерческую рекламу создаваемых туристских продуктов);
проведение мероприятий, направленных на развитие системы подготовки кадров в сфере туризма;
реализацию мероприятий, направленных на повышение престижности туристских профессий и привлечение квалифицированных специалистов в отрасль.
Взаимодействие государственных заказчиков с органами исполнительной власти Республики Башкортостан будет осуществляться на основе заключенных соглашений, при этом последние заключат соглашения об участии в реализации проектов создания туристских комплексов на основе государственно-частного партнерства с потенциальными инвесторами.
Подготовка проектной документации по инвестиционным проектам строительства обеспечивающей инфраструктуры будет осуществляться за счет средств частных инвесторов или средств муниципального бюджета в зависимости от конкретного проекта.
Частные инвестиции будут направлены на строительство и реконструкцию туристско-рекреационных объектов, гостиничных комплексов, объектов индустрии развлечений и др.
Основные направления финансирования Программы предусматривают реализацию инвестиционных проектов (капитальные вложения) и осуществление прочих расходов в рамках отдельных мероприятий Программы. За счет средств внебюджетных источников планируется финансирование создания и модернизации туристских объектов.
Замещение средств внебюджетных источников средствами местного бюджета не допускается. Недофинансирование работ, выполняемых за счет средств внебюджетных источников, не влечет за собой дополнительных обязательств местного бюджета. В целях обеспечения софинансирования мероприятий Программы за счет средств внебюджетных источников должны использоваться механизмы гарантирования принятых обязательств.
Объем финансирования Программы за счет средств местного бюджета подлежит ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов соответствующего бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
V. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы предусматривает использование комплекса организационных и экономических мероприятий, необходимых для достижения цели и решения задач Программы.
В основу механизма реализации Программы заложены следующие принципы, обеспечивающие обоснованный выбор мероприятий Программы и сбалансированное решение основных задач:
консолидация средств для реализации приоритетных направлений развития внутреннего и въездного туризма в городском округе город Сибай;
комплексный подход к решению первоочередных задач в сфере туризма с использованием кластерного подхода при отборе проектов, планируемых для реализации в рамках Программы;
привлечение частных инвестиций для реализации проектов на основе государственно-частного партнерства;
эффективное целевое использование средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан, местного бюджета и средств внебюджетных источников в соответствии с установленными приоритетами для достижения целевых индикаторов и показателей Программы;
приоритетность услуг и работ, связанных с внедрением инновационных технологий в области внутреннего и въездного туризма;
недопустимость дублирования мероприятий, включенных в Программу, и мероприятий, реализуемых с использованием иных финансово-организационных инструментов;
контроль соблюдения законодательства Российской Федерации, в том числе в сфере защиты окружающей среды.
Неотъемлемой составляющей частью механизма реализации Программы является формирование и использование современной системы экспертизы, позволяющей отбирать наиболее перспективные инвестиционные проекты для финансирования в рамках Программы, проводить независимую экспертизу конкурсных заявок с целью выявления исполнителей, предложивших лучшие условия исполнения контрактов, и осуществлять эффективную проверку качества полученных результатов. Экспертиза и отбор проектов проводятся на всех стадиях реализации Программы и основываются на принципах взаимосвязанности, объективности, компетентности и независимости.
Глава Администрации городского округа город Сибай является руководителем Программы, несет ответственность за ее реализацию и результаты, рациональное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств, а также определяет формы и методы управления реализацией Программы.
Администрация городского округа город Сибай обеспечивает координацию Программы, организует и контролирует реализацию инвестиционных проектов, направленных на строительство и реконструкцию инфраструктуры туристских объектов (включая комплекс обеспечивающей инфраструктуры кластера), организует проведение работ, связанных с внедрением инновационных технологий в области внутреннего и въездного туризма и созданием современных информационных систем комплексной поддержки туристской отрасли, отвечает за реализацию мероприятий, направленных на повышение престижности туристских профессий и привлечение квалифицированных специалистов в отрасль, а также за проведение мероприятий по повышению квалификации и подготовке кадров.
В ходе реализации Программы в целях рационального использования средств местного бюджета и внебюджетных источников, а также обеспечения публичности информации заказчик - координатор Программы:
утверждает порядок формирования детализированного организационно-финансового плана мероприятий по реализации Программы, утверждает ежегодные планы по реализации разделов Программы, разработанные заказчиком;
каждый год представляет в городской совет города Сибай о ходе реализации Программы, достигнутых результатах и об эффективности использования финансовых средств;
вносит в городской совет города Сибай предложения по корректировке Программы, продлению срока ее реализации либо прекращению ее реализации (при необходимости).
Отдел экономики и прогнозирования городского округа город Сибай Республики Башкортостан, в части Программы:
осуществляют ведение ежеквартальной (ежегодной) отчетности о реализации Программы;
участвуют в рассмотрении представляемых инвестиционных проектов, инициируемых субъектами и направленных на капитальное строительство и модернизацию компонентов обеспечивающей инфраструктуры создаваемых туристских объектов с длительным сроком окупаемости с применением механизма субсидирования за счет средств федерального, регионального бюджета;
осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по каждому мероприятию Программы в пределах своей компетенции.
В целях обеспечения согласованности действий при реализации Программы Администрацией городского округа город Сибай Республики Башкортостан создается координационный совет Программы (далее - координационный совет) под председательством главы Администрации городского округа город Сибай Республики Башкортостан.
В состав координационного совета, действующего на общественных началах, входят представители органов муниципальной власти, представители научных и общественных организаций.
Основной задачей координационного совета является общее стратегическое управление Программой посредством:
выработки единой политики, стандартов и подходов к реализации Программы;
формирования планов реализации мероприятий Программы;
координации деятельности участников реализации мероприятий Программы.
Решения координационного совета по вопросам, относящимся в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции федеральных, региональных органов исполнительной власти, не являющихся заказчиками Программы, подлежат обязательному согласованию с указанными федеральными, региональными органами исполнительной власти.
Информационное, организационно-техническое и методическое обеспечение деятельности координационного совета, выполнения его решений, а также иные функции и полномочия по обеспечению реализации мероприятий Программы и мониторингу хода ее выполнения осуществляет заказчик - координатор Программы.
Приостановление финансирования или пропорциональное сокращение размера средств местного бюджета в указанных случаях не влечет возникновения обязательств по их увеличению в последующие годы.
Текущее управление реализацией Программы осуществляет Администрация городского округа город Сибай Республик Башкортостан. Исполнители представляют Администрации информацию о выполнении мероприятий Программы один раз в квартал до 12 числа месяца, следующего за отчетным. Ответственные лица Администрации городского округа город Сибай Республики Башкортостан за исполнение Программы ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным, группируют информацию и представляют отчет о ходе реализации Программы в отдел экономики и прогнозирования городского округа город Сибай Республики Башкортостан.
VI. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы
Реализация Программы позволит к концу 2016 года значительно повысить конкурентоспособность туристского рынка в городском округе город Сибай, а также удовлетворить потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.
В результате выполнения мероприятий Программы туристско-рекреационный комплекс в городском округе город Сибай получит существенное развитие, повысится качество туристских услуг, а также будет решена задача продвижения туристского продукта на мировом и внутреннем рынках.
Совокупный эффект от реализации мероприятий Программы можно рассматривать как сочетание имиджевого, экономического, бюджетного, социального и экологического эффектов.
Имиджевый эффект предусматривает формирование образа городского округа город Сибай как территории, благоприятной для туризма. Программа не только создает условия для продвижения муниципального туристского продукта на мировом и внутреннем рынках, но также способствует развитию экономических и культурных связей Республики Башкортостан и городского округа город Сибай с другими странами, улучшает мнение мировой общественности о городе в целом. Кроме того, признание города благоприятной для посещения - повысит ее место во многих международных рейтингах, включая рейтинги, связанные с различными параметрами туристской конкурентоспособности, и рейтинг уровня безопасности.
Экономический эффект Программы будет достигнут путем привлечения дополнительных инвестиций в сферу туризма при реализации механизмов государственно-частного партнерства и обеспечении экономически привлекательных условий для бизнеса. Предполагаемый экономический эффект состоит в увеличении внутреннего спроса на туристский продукт, росте валового муниципального продукта и улучшении платежного баланса города за счет развития въездного туризма, сокращения выездного туристского потока в результате развития внутреннего туризма. Экономический эффект также связан с укреплением экономической безопасности Республики Башкортостан за счет создания стабильно прибыльной отрасли. Реализация Программы внесет свой вклад в переход отечественной экономики на несырьевую инновационную модель развития.
Бюджетный эффект от реализации Программы выражается в предполагаемых поступлениях в бюджет городского округа город Сибай (включая внебюджетные фонды) в процессе и по результатам реализации мероприятий Программы. Бюджетные поступления предполагаются за счет увеличения налоговых поступлений от развития и создания объектов туристской инфраструктуры и работы организаций сферы туризма. Бюджетная экономия возникает в результате повышения эффективности государственных, региональных инвестиций за счет мультипликативного эффекта и привлечения частных инвесторов, а также за счет экономии в связи с повышением занятости населения и экономическим развитием городского округа город Сибай.
Экологический эффект объясняется тем, что в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Указанная отрасль в значительной степени ориентирована на использование возобновляемых ресурсов. Кроме того, развитие многих видов туризма прививает бережное отношение к природным ресурсам города и его окрестностях.
Социальный эффект проявляется в создании условий для улучшения качества жизни граждан городского округа город Сибай за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также в решении социальных проблем за счет создания дополнительных рабочих мест и обеспечения занятости населения. Реализация Программы позволит решить ряд важных социальных задач, связанных с удовлетворением потребностей различных категорий граждан в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья и приобщении к культурным ценностям, а также с патриотическим воспитанием молодого поколения городского округа город Сибай.
Экологическая эффективность Программы является неотъемлемой частью ее общей эффективности. Защита окружающей среды при реализации мероприятий Программы обеспечивается путем реализации заложенных в инвестиционные проекты технических и технологических решений, соответствующих современным стандартам и повышенным экологическим требованиям. Контроль соблюдения действующего законодательства в части защиты окружающей среды как на этапе предварительного отбора инвестиционных проектов, планируемых для реализации в рамках Программы, так и на этапе реализации Программы, в том числе обязательность прохождения экологической экспертизы проектов, обеспечивает высокую экологическую эффективность каждого проекта и Программы в целом.
Оценка результативности Программы производится путем сравнения значений показателей в год окончания реализации Программы с их целевыми значениями. При этом результативность каждого мероприятия Программы оценивается исходя из соответствия его ожидаемых результатов поставленной цели и степени приближения к этой цели.
VII. Система программных мероприятий
Нумерация пунктов в таблице приводится в соответствии с источником
<< Назад |
||
Содержание Решение Совета городского округа город Сибай Республики Башкортостан от 13 декабря 2011 г. N 773 "О муниципальной программе... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.