В целях повышения эффективности управления доходами консолидированного бюджета Республики Башкортостан и на основании пункта 5.4. Положения о Министерстве финансов Республики Башкортостан, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан от 9 ноября 2010 года N УП-642, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Методику прогнозирования отдельных налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра финансов Республики Башкортостан Л.З. Игтисамову.
Министр |
Р.С. Хисматуллина |
Методика
прогнозирования отдельных налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан
(утв. приказом Министерства финансов Республики Башкортостан
от 17 сентября 2012 г. N 93)
1. Общие положения
Настоящая Методика прогнозирования отдельных налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан (далее - Методика) разработана на основе налогового и бюджетного законодательства с учетом установления Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 73н "Об утверждении методики проведения оценки результатов, достигнутых субъектами Российской Федерации в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, и динамики данных результатов" показателя "Наличие утвержденной методики формализованного прогнозирования доходов бюджета субъекта Российской Федерации по налогам и сборам" в качестве индикатора оценки достигнутых субъектами Российской Федерации результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов.
Методика направлена на обеспечение реализации принципа достоверности бюджета и максимальной мобилизации доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан (далее - доходов бюджета) с учетом направлений бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год и плановый период.
Методика применяется при разработке проекта бюджета Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период, а также при формировании кассового плана исполнения доходов бюджета Республики Башкортостан до конца текущего года.
При расчете параметров доходов бюджета применяются следующие методы прогнозирования:
- метод экспертных оценок, который включает в себя определение доходной базы по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики их поступления за ряд периодов, расчет уровней собираемости налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, анализ состояния задолженности по налоговым и неналоговым платежам, оценку результатов изменений бюджетного и налогового законодательства и т. д.;
- метод прямого счета, который осуществляется исходя из налоговой базы, на основании данных налоговой отчетности о налоговой базе и структуре начислений.
Прогнозирование доходов бюджета базируется на следующих принципах:
- достоверность сведений, используемых при прогнозировании;
- зависимость между коэффициентами роста (снижения) макроэкономических показателей и динамикой поступления прогнозируемых доходных источников;
- минимизация выпадающих доходов бюджета.
Прогнозирование доходов бюджета осуществляется на основе прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период.
Прогнозирование доходов бюджета осуществляется Министерством финансов Республики Башкортостан и главными администраторами (администраторами) доходов бюджета (далее - главными администраторами (администраторами)) на основе налогового и бюджетного законодательства, действующего на момент составления проекта бюджета Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период, с учетом предполагаемых изменений бюджетного и налогового законодательства, налоговой базы, в разрезе отдельных видов налогов, прогнозов изменения ставок налогов и неналоговых доходов, порядка их взимания, прогнозов увеличения (сокращения) количества плательщиков, предоставляемых налоговых льгот и уровня собираемости доходов.
Для расчета доходов используются утвержденные планы по доходам консолидированного бюджета Республики Башкортостан, бюджета Республики Башкортостан, бюджетов муниципальных районов и городских округов на текущий год, годовые отчеты об исполнении указанных бюджетов за предыдущие годы, отчетность администраторов доходов бюджета (далее - администраторов), включая сводные отчеты по формам статистической налоговой отчетности (о начислении, поступлении налогов, о задолженности по налогам и сборам, о налоговой базе и структуре начислений по видам налогов), а также прогнозная оценка доходной базы в разрезе отдельных видов налогов и неналоговых доходов, представляемая уполномоченными органами власти всех уровней, главными администраторами (администраторами), и анализ фактических поступлений налогов и неналоговых доходов с применением соответствующих индексов-дефляторов цен и индексов физического объема.
Расчет объема налоговых льгот, предоставленных отдельным категориям налогоплательщиков, производится по конкретным видам налогов исходя из фактических данных о предоставленных льготах в базисном периоде на основе данных отчетности Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан, данных статистической отчетности.
При прогнозировании доходов бюджета используются материалы государственной статистики, аналитическая информация органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и учреждений.
2. Расчет прогноза по отдельным видам налоговых доходов
2.1. Налог на прибыль организаций
Прогнозирование налога на прибыль производится в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) на основе отчетных данных о фактических поступлениях налога в отчетном году, данных налоговой отчетности о налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль организаций за отчетный период, используемых для расчета ожидаемых поступлений в текущем году, и приводимых к условиям прогнозируемого года.
Прогнозирование осуществляется методом прямого счета исходя из налоговой базы для исчисления налога, установленных налоговых ставок и прогнозных значений макроэкономических показателей, рассчитываемых Министерством экономического развития Республики Башкортостан.
Прогноз налога на прибыль рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
- прогноз налога на прибыль во все уровни бюджетов;
- фактическое поступление налога на прибыль во все уровни бюджетов в отчетном году;
- коэффициент, который определяется отношением фактических поступлений за определенный период текущего года к фактическим поступлениям за аналогичный период отчетного года;
- коэффициент, характеризующий динамику макроэкономических показателей в прогнозируемом году по сравнению с текущим годом;
- дополнительные (+) или выпадающие (-) доходы бюджетов всех уровней по налогу на прибыль в прогнозируемом году, связанные с изменениями налогового и бюджетного законодательства;
- дополнительные (+) или выпадающие (-) доходы бюджетов всех уровней по налогу на прибыль в прогнозируемом году, связанные с объективными причинами (создание или ликвидация организаций и т.п.).
В качестве коэффициента, характеризующего динамику макроэкономических показателей, применяется прогнозируемый темп роста валового регионального продукта (далее - ) в текущих ценах.
С целью повышения точности прогнозирования одновременно осуществляется расчет прогнозных сумм налога исходя из прогнозов налоговой базы и . При этом прогнозная налоговая база для расчета налога на прибыль, подлежащего уплате на территории Республики Башкортостан, умножается на индекс роста , определяемый отношением прогнозируемого периода к оценке за отчетный период.
Расчет производится по формуле:
,
где:
- прогноз налоговой базы для расчета налога, прогнозируемого к поступлению во все уровни бюджетов;
- фактическая налоговая база для расчета налога за отчетный период;
- прогноз по данным Министерства экономического развития Республики Башкортостан;
- оценка за отчетный период по данным Министерства экономического развития Республики Башкортостан.
Сумма налога определяется по следующей формуле:
,
где:
- прогноз налога на прибыль во все уровни бюджетов;
- прогноз налоговой базы для расчета налога, прогнозируемого к поступлению во все уровни бюджетов, на прогнозируемый период;
- ставка налога на прибыль организаций.
Для определения прогноза налога на прибыль, поступающего в консолидированный бюджет Республики Башкортостан, применяется установленный законодательством норматив отчисления налога в консолидированный бюджет Республики Башкортостан.
2.2. Налог на доходы физических лиц
Прогнозирование налога на доходы физических лиц, рассчитываемого по ставке 13 процентов, производится в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй НК РФ на основе прогнозных показателей фонда заработной платы работников и других показателей, используемых для определения сумм налоговых вычетов.
Расчет прогнозируемой суммы налога производится по одной из следующих формул (1 и (или) 2):
,
где:
- прогноз налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Республики Башкортостан;
- фонд заработной платы работников;
- налоговые вычеты;
- необлагаемые доходы в соответствии с федеральным законодательством, включаемые в фонд заработной платы работников;
- ставка налога.
,
где:
- прогноз налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Республики Башкортостан;
- фактическое поступление налога в консолидированный бюджет Республики Башкортостан в отчетном году;
- коэффициент, который определяется отношением фактических поступлений за определенный период текущего года к фактическим поступлениям за аналогичный период отчетного года;
- коэффициент, характеризующий динамику макроэкономических показателей в прогнозируемом году по сравнению с текущим годом;
- дополнительные (+) или выпадающие (-) доходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан по налогу на доходы физических лиц в прогнозируемом году, связанные с изменениями налогового и бюджетного законодательства, и другими причинами.
В качестве коэффициента, характеризующего динамику макроэкономических показателей, применяется прогнозируемый темп роста фонда заработной платы работников.
2.3. Акцизы
Прогнозирование акцизов осуществляется в соответствии с главой 22 "Акцизы" части второй НК РФ исходя из налоговой базы по подакцизным товарам, ставок акцизов, особенностей исчисления, сроков уплаты и динамики поступления акцизов. При прогнозировании учитываются планируемые изменения бюджетного и налогового законодательства.
Расчет акцизов по каждой группе товаров производится по следующей формуле:
,
где:
- прогноз акциза в бюджет Республики Башкортостан;
- фактические поступления акциза в бюджет Республики Башкортостан в отчетном году;
- коэффициент, который определяется отношением фактических поступлений за определенный период текущего года к фактическим поступлениям за аналогичный период отчетного года;
- коэффициент, характеризующий динамику макроэкономических показателей в прогнозируемом году по сравнению с текущим годом;
- дополнительные (+) или выпадающие (-) доходы бюджета Республики Башкортостан по акцизам в прогнозируемом году, связанные с изменениями налогового и бюджетного законодательства, и другими причинами.
В целях обеспечения качественного прогнозирования одновременно применяется и метод прямого счета, основанный на показателях объема реализации подакцизной продукции, ставки акциза, суммы налоговых вычетов, собираемости акциза, норматива зачисления акциза в бюджет Республики Башкортостан.
Расчет по методу прямого счета производится по видам подакцизной продукции по следующей формуле:
,
где:
- прогноз акциза в бюджет Республики Башкортостан;
- прогнозируемый объем реализации подакцизных товаров (налоговая база);
- ставка акциза;
- налоговые вычеты;
- процент собираемости;
- норматив зачисления в бюджет Республики Башкортостан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.4. Специальные налоговые режимы
Налоги со специальным налоговым режимом (единый сельскохозяйственный налог; налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения; единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности; налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения) прогнозируются в соответствии с разделом VIII.1. "Специальные налоговые режимы" части второй НК РФ исходя из фактических поступлений налога в отчетном году и за истекший период текущего года с учетом индекса роста налоговой базы и динамики макроэкономических показателей, в том числе индексов роста потребительских цен на товары (работы, услуги), темпов роста оборота розничной торговли, общественного питания и роста объема платных услуг, оказанных населению, по прогнозу социально-экономического развития Республики Башкортостан.
Расчет по видам налогов со специальным налоговым режимом производится по следующей формуле:
,
где:
- прогноз налога в консолидированный бюджет Республики Башкортостан;
- фактические поступления налога в консолидированный бюджет Республики Башкортостан в отчетном году;
- коэффициент, который определяется отношением фактических поступлений за определенный период текущего года к фактическим поступлениям аналогичного периода отчетного года;
- коэффициент, характеризующий динамику макроэкономических показателей в прогнозируемом году по сравнению с текущим годом;
- дополнительные (+) или выпадающие (-) доходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан по налогу в прогнозируемом году, связанные с изменениями налогового и бюджетного законодательства и другими причинами.
В качестве коэффициента, характеризующего динамику макроэкономических показателей, применяется прогнозируемый индекс роста потребительских цен на товары (работы, услуги).
Сумма налога, прогнозируемая к поступлению в консолидированный бюджет Республики Башкортостан, определяется произведением прогнозируемой суммы налога, поступающей во все уровни бюджетов на территории Республики Башкортостан, и норматива отчисления в консолидированный бюджет Республики Башкортостан в соответствии с действующим законодательством.
2.5. Налог на имущество физических лиц
Налог на имущество физических лиц прогнозируется в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (с последующими изменениями) исходя из данных об инвентаризационной стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения (жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, доли в праве общей собственности на вышеназванное имущество), и ставок налога, установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости (и типа использования) объекта налогообложения, в пределах, определенных Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1.
Расчет налога производится по следующей формуле:
,
где:
- прогноз налога на имущество физических лиц;
- прогнозируемая стоимость имущества;
- стоимость имущества, льготируемого в соответствии с действующим законодательством;
- средняя ставка налога за отчетный период;
- коэффициент, учитывающий изменения прогнозируемой облагаемой налогом стоимости имущества и льгот по налогу, установленных законодательством.
2.6. Налог на имущество организаций
Налог на имущество организаций прогнозируется в соответствии с главой 30 "Налог на имущество организаций" части второй НК РФ и Законом Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций" (с последующими изменениями) исходя из остаточной средней стоимости имущества, остаточной среднегодовой стоимости имущества, в отдельных случаях исходя из инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, определенной с учетом налоговых льгот, и ставки налога, на основе данных отчетности налоговых органов о налоговой базе и структуре начислений по налогу на имущество организаций.
Расчет налога производится по следующей формуле:
,
где:
- прогноз налога на имущество организаций;
- стоимость имущества;
- стоимость имущества, льготируемого в соответствии с действующим законодательством;
- ставка налога;
- коэффициент собираемости, определяемый отношением поступившей суммы налога к начисленной.
2.7. Транспортный налог
Транспортный налог прогнозируется в соответствии с главой 28 "Транспортный налог" части второй НК РФ и Законом Республики Башкортостан от 27 ноября 2002 года N 365-з "О транспортном налоге" (с последующими изменениями) на основе данных отчета налоговых органов о структуре начислений по транспортному налогу, ожидаемых поступлений в текущем году, уровня собираемости, а также с учетом изменений налогового и бюджетного законодательства. Расчет прогнозной суммы налога производится в разрезе налогоплательщиков: по юридическим и физическим лицам.
Сумма налога рассчитывается по формуле:
,
где:
- прогноз транспортного налога в бюджет Республики Башкортостан;
- прогноз налога по юридическим лицам;
- прогноз налога по физическим лицам.
Прогноз налога в разрезе налогоплательщиков определяется по следующим формулам (1, 2):
,
,
где:
- ожидаемое поступление налога по юридическим лицам в текущем году;
- ожидаемое поступление налога по физическим лицам в текущем году;
- коэффициент собираемости налога, определяется отношением фактических поступлений по налогу по юридическим лицам к начисленным суммам налога по юридическим лицам;
- коэффициент собираемости налога, определяется отношением фактических поступлений по налогу по физическим лицам к начисленным суммам налога по физическим лицам;
- прогнозируемые администратором дополнительные (+) или выпадающие (-) доходы бюджета Республики Башкортостан по юридическим лицам в прогнозируемом году, связанные с изменениями налогового и бюджетного законодательства и объективными причинами (в том числе создание или ликвидация организаций и т.п.);
- прогнозируемые администратором дополнительные (+) или выпадающие (-) доходы бюджета Республики Башкортостан по физическим лицам в прогнозируемом году, связанные с изменениями налогового и бюджетного законодательства и другими причинами;
- прогнозируемый администратором объем погашения недоимки по налогу юридическими лицами;
- прогнозируемый администратором объем погашения недоимки по налогу физическими лицами.
2.8. Земельный налог
Земельный налог прогнозируется в соответствии с главой 31 "Земельный налог" части второй НК РФ исходя из налоговой базы, определяемой как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, и ставок, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. При прогнозировании используются данные отчета налоговых органов о налоговой базе и структуре начислений по земельному налогу и учитывается динамика начисления, поступления и задолженности в бюджет. Расчет прогнозной суммы налога производится в разрезе юридических и физических лиц.
Сумма налога рассчитывается по формуле:
,
где:
- прогноз земельного налога;
- прогноз налога по юридическим лицам;
- прогноз налога по физическим лицам.
Прогноз налога в разрезе налогоплательщиков определяется по следующим формулам (1, 2):
,
,
где:
- прогнозируемая кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (с учетом налоговых льгот) по юридическим лицам;
- прогнозируемая кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (с учетом налоговых льгот) по физическим лицам;
- средняя ставка налога.
- прогнозируемые администратором дополнительные (+) или выпадающие (-) доходы бюджета по юридическим лицам в прогнозируемом году, связанные с изменением налогового законодательства, установления или отмены льгот и иных изменений налоговой базы;
- прогнозируемые администратором дополнительные (+) или выпадающие (-) доходы бюджета по физическим лицам в прогнозируемом году, связанные с изменением налогового законодательства, установления или отмены льгот и иных изменений налоговой базы;
- прогнозируемый администратором объем погашения недоимки по налогу юридическими лицами;
- прогнозируемый администратором объем погашения недоимки по налогу физическими лицами.
2.9. Государственная пошлина
Государственная пошлина прогнозируется с учетом главы 25.3 "Государственная пошлина" части второй НК РФ исходя из отчетных данных о ее поступлении за отчетный год, ожидаемого поступления в текущем году и прогнозных сумм государственной пошлины, представляемых главными администраторами (администраторами).
Прогнозирование государственной пошлины производится по следующей формуле:
,
где:
- прогноз госпошлины в консолидированный бюджет Республики Башкортостан;
- фактические поступления госпошлины в консолидированный бюджет Республики Башкортостан в отчетном году;
- коэффициент, характеризующий динамику поступлений в текущем году по сравнению с отчетным годом;
- дополнительные (+) или выпадающие (-) доходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан по госпошлине в прогнозируемом году, связанные с изменениями налогового и бюджетного законодательства и другими причинами.
3. Расчет прогноза отдельных видов неналоговых доходов
3.1. Арендная плата за земельные участки
Прогноз арендной платы за землю в консолидированный бюджет Республики Башкортостан рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
- прогноз поступления арендной платы за землю в консолидированный бюджет Республики Башкортостан;
- сумма начисленных платежей по арендной плате за землю в консолидированный бюджет Республики Башкортостан;
- собираемость арендной платы, которая определяется отношением поступивших сумм в отчетном году к начисленным;
- дополнительные (+) или выпадающие (-) доходы от сдачи в аренду земли в связи с выбытием (приобретением) объектов аренды (продажа (передача) земельных участков, заключение дополнительных договоров, изменение видов целевого использования и др.).
Сумма арендной платы, прогнозируемая к поступлению в бюджет Республики Башкортостан, определяется произведением прогнозируемой суммы платы, поступающей в консолидированный бюджет Республики Башкортостан, и норматива отчисления в бюджет Республики Башкортостан в соответствии с действующим законодательством.
3.2. Доходы от сдачи в аренду имущества
Прогнозные показатели доходов консолидированного бюджета от сдачи в аренду государственного имущества Республики Башкортостан и муниципального имущества рассчитываются по формуле:
,
где:
- прогноз поступления доходов от сдачи в аренду государственного и муниципального имущества в консолидированный бюджет Республики Башкортостан;
- сумма начисленных платежей по арендной плате за объекты недвижимости в консолидированный бюджет Республики Башкортостан;
- коэффициент индексации базовой ставки в прогнозируемом году;
- собираемость арендной платы, которая определяется отношением поступивших сумм в отчетном году к начисленным;
- дополнительные (+) или выпадающие (-) доходы от сдачи в аренду государственного и муниципального имущества в связи с выбытием (приобретением) объектов недвижимости (продажа (передача) имущества, заключение дополнительных договоров, изменение видов целевого использования и др.).
Сумма арендной платы, прогнозируемая к поступлению в бюджет Республики Башкортостан, определяется произведением прогнозируемой суммы платы, поступающей в консолидированный бюджет Республики Башкортостан, и норматива отчисления в бюджет Республики Башкортостан в соответствии с действующим законодательством.
3.3. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов
Прогноз доходов от продажи материальных и нематериальных активов производится на основании прогнозных планов приватизации государственного и муниципального имущества и прогнозов продаж земельных участков, находящихся в государственной (в том числе до ее разграничения) и муниципальной собственности, на очередной финансовый год и плановый период.
Прогноз поступлений от продажи материальных и нематериальных активов в консолидированный бюджет Республики Башкортостан определяется по следующей формуле:
,
где:
- прогноз поступлений доходов от продажи материальных и нематериальных активов в консолидированный бюджет Республики Башкортостан;
- объем продаж.
3.4. Плата за негативное воздействие на окружающую среду
Плата за негативное воздействие на окружающую среду определяется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" исходя из базовых нормативов платы установленных по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды. Прогнозирование платы производится исходя из суммы фактических поступлений платы в отчетном году и за истекший период текущего года, с учетом суммы имеющейся задолженности по плате.
Прогнозирование платы за негативное воздействие на окружающую среду производится по следующей формуле:
,
где:
- прогноз платы за негативное воздействие на окружающую среду во все уровни бюджетов;
- фактические поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду во все уровни бюджетов;
- коэффициент, который определяется отношением фактических поступлений за определенный период текущего года к фактическим поступлениям аналогичного периода отчетного года;
- дополнительные (+) или выпадающие (-) доходы всех уровней по плате за негативное воздействие на окружающую среду в прогнозируемом году, связанные с изменениями законодательства и другими причинами.
Сумма платы, прогнозируемая к поступлению в консолидированный бюджет Республики Башкортостан, определяется произведением прогнозируемой суммы платы, поступающей во все уровни бюджетов на территории Республики Башкортостан, и норматива отчисления в консолидированный бюджет Республики Башкортостан в соответствии с действующим законодательством.
3.5. Штрафы, санкции, возмещение ущерба
Прогноз поступлений штрафных санкций на очередной финансовый год и плановый период рассчитывается исходя из ожидаемых поступлений в текущем году, на основе коэффициента дефлятора на планируемый период, а также с учетом изменений законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства финансов Республики Башкортостан от 17 сентября 2012 г. N 93 "Об утверждении Методики прогнозирования отдельных налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан"
Текст приказа официально опубликован не был