Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10 марта 2016 г. N 71 в настоящее постановление внесены изменения
Постановление Правительства Республики Башкортостан
от 14 декабря 2012 г. N 448
"Об утверждении Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей"
10 марта 2016 г.
В соответствии с пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования Республики Башкортостан.
Президент |
Р.З. Хамитов |
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10 марта 2016 г. N 71 в настоящую Программу внесены изменения
Программа
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
(утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14 декабря 2012 г. N 448)
10 марта 2016 г.
Раздел 1
1.1. Настоящая Программа разработана с целью психолого-педагогической и правовой подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и определяет ее содержание, учебно-тематический план согласно приложениям N 1 и N 2 к настоящей Программе, форму проведения подготовки, общую трудоемкость подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить)), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью, стать патронатным воспитателем (далее соответственно - программа, кандидаты в приемные родители, приемные родители, приемная семья).
1.2. Понятия и термины, используемые в настоящей Программе, применяются в значениях, определенных федеральным законодательством.
1.3. Проведение подготовки по настоящей Программе осуществляется в очной или очно-заочной форме, в том числе с использованием дистанционных методов подготовки при очно-заочной форме подготовки.
1.4. Требования к уровню подготовки граждан, желающих принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей:
а) гражданин должен иметь представление:
о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью;
о сопровождающей организации и приемной семье в процессе подготовки и после устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью, мерах социальной поддержки приемных семей;
об ответственности лиц, принявших детей на воспитание в свою семью, за жизнь и здоровье ребенка, оставшегося без попечения родителей, его воспитание и развитие;
об особенностях развития детей, оставшихся без попечения родителей, и влиянии прошлого опыта детей, оставшихся без попечения родителей (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей), на их психофизическое развитие и поведение;
о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от их возрастных потребностей, жизненного опыта;
об обеспечении безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка, оставшегося без попечения родителей;
о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемным родителям;
о порядке контактов ребенка, оставшегося без попечения родителей, с кровными родителями и родственниками;
б) гражданин должен знать:
права и обязанности приемных родителей как в отношении ребенка, оставшегося без попечения родителей, так и в отношении сопровождающей организации;
закономерности и потребности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, в разные возрастные периоды;
причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной и социальной депривации, влияние прошлого опыта (жестокое обращение, пренебрежение нуждами, разлуки с семьей) ребенка, оставшегося без попечения родителей, на его психофизическое развитие и поведение;
этапы и особенности проживания горя, способы оказания помощи ребенка, оставшегося без попечения родителей, на разных этапах проживания горя;
особенности протекания периода адаптации ребенка, оставшегося без попечения родителей, в приемной семье;
степень влияния собственного опыта приемных родителей на их отношение к "трудному" поведению ребенка, оставшегося без попечения родителей;
санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семье;
способы формирования социально-бытовых умений ребенка, оставшегося без попечения родителей, в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
возрастные психофизиологические особенности сексуального развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, методы и приемы полового воспитания в семье;
в) гражданин должен уметь:
использовать полученные знания для анализа имеющихся у него собственных воспитательских компетенций, ресурсов и ограничений, осознания и оценки своей готовности для принятия в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
рассматривать "трудное" поведение ребенка, оставшегося без попечения родителей, в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
выбирать способы реагирования на "трудное" поведение в зависимости от особенностей развития приемного ребенка, жизненного опыта и текущей ситуации;
осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей;
быть готовым оказать поддержку приемному ребенку, переживающему горе и (или) потерю;
предотвращать риск жестокого обращения с приемным ребенком в своей семье;
оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка, оставшегося без попечения родителей, и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
понимать связи между потребностями развития приемного ребенка и возможностями своей семьи;
оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
быть готовым к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания;
ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, и приемных родителей;
заботиться о здоровье приемного ребенка;
соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка, оставшегося без попечения родителей;
понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;
находить конструктивные выходы из кризисных ситуаций.
2. Порядок организации подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
См. текст раздела 2
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10 марта 2016 г. N 71 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 1
к Программе подготовки лиц,
желающих принять на воспитание
в семью ребенка,
оставшегося без попечения
родителей
Учебно-тематический план
занятий с лицами, желающими принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
10 марта 2016 г.
N п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
Формы контроля |
|||
всего |
в том числе |
|||||
семинары-тренинги |
лекции |
индивидуальное консультирование |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители |
5 ч. |
2 ч. |
1 ч. |
2 ч. |
анкетирование, собеседование |
2 |
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей |
5 ч. |
3 ч. |
1 ч. |
1 ч. |
собеседование |
3 |
Этапы развития ребенка |
6 ч. |
4 ч. |
2 ч. |
- |
анкетирование, собеседование |
4 |
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка |
9 ч. |
6 ч. |
2 ч. |
1 ч. |
собеседование |
5 |
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей |
3 ч. |
3 ч. |
- |
- |
собеседование |
6 |
Адаптация приемного ребенка в приемной семье |
6 ч. |
3 ч. |
1 ч. |
2 ч. |
собеседование |
7 |
"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки им управления |
7 ч. |
4 ч. |
1 ч. |
2 ч. |
собеседование |
8 |
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка |
5 ч. |
3 ч. |
1 ч. |
1 ч. |
собеседование |
9 |
Особенности полового воспитания приемного ребенка |
4 ч. |
3 ч. |
1 ч. |
- |
собеседование |
10 |
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка |
20 ч. |
3 ч. |
2 ч. |
15 ч. |
анкетирование |
11 |
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан |
5 ч. |
1 ч. |
3 ч. |
1 ч. |
анкетирование, собеседование |
12 |
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям |
3 ч. |
1 ч. |
1 ч. |
1 ч. |
собеседование |
13 |
Подведение итогов подготовки кандидатов в приемные родители |
2 ч. |
- |
- |
2 ч. |
собеседование |
|
Итого |
80 ч. |
36 ч. |
16 ч. |
28 ч. |
|
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10 марта 2016 г. N 71 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 2
к Программе подготовки лиц,
желающих принять на воспитание
в семью ребенка,
оставшегося без попечения
родителей
Содержание Программы
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
10 марта 2016 г.
Раздел 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители.
Содержание, цели и этапы программы подготовки кандидатов в приемные родители.
Задачи подготовки:
выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
оказание помощи в определении готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы его устройства на воспитание в семью, в выявлении как личных, так и семьи в целом слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании, в осознании реальных проблем и трудностей;
ознакомление с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
формирование знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
формирование представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
ознакомление с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами его "трудного" поведения;
ознакомление с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
ознакомление с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.
Обучающе-психологический тренинг, особенности и порядок его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители.
Причины сиротства детей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления таких детей, их устройства в данные организации и знакомства с потенциальной приемной семьей.
Общая характеристика установленных законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Раздел 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей.
Изучение потребностей ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное и эмоциональное развитие, привязанность, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация, навыки самообслуживания) и необходимость их обеспечения.
Проведение оценки способности кандидатов в приемные родители обеспечить потребности ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход); имеющихся компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
Раздел 3. Этапы развития ребенка.
Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний, дошкольный, младший школьный, подростковый возраст, юношество).
Роль психологических потребностей в личностном развитии (привязанность, безопасность, идентичность).
Раздел 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка.
Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.
Диспропорции развития ребенка; понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия.
Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение.
Оценка возможностей кандидатов в приемные родители воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
Раздел 5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Роль биологических родителей и кровных родственников и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.
Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Типы "нарушенной привязанности" (понятия негативной (невротической), амбивалентной, избегающей, дезорганизованной привязанностей).
Понятия "горе" и "потеря" в жизни ребенка, психологические особенности и этапы переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, гнев и смешение чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.
Раздел 6. Адаптация приемного ребенка в приемной семье.
Особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования; подготовка родственников к появлению приемного ребенка.
Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации.
Тайна усыновления, ее реальные и мнимые преимущества и сложности.
Оказание помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.
Раздел 7. "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки им управления.
Формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними.
Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка; причины задержки усвоения этических ценностей и общественных норм.
Влияние собственного опыта приемных родителей на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание слабых и сильных сторон, поддержка в решении проблем "трудного" поведения специалистов.
Раздел 8. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка.
Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни.
Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения; предотвращение рисков жестокого обращения в приемной семье, на улице и в общественных местах.
Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития.
Раздел 9. Особенности полового воспитания приемного ребенка.
Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Формирование половой идентичности; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности; способы защиты ребенка от сексуального насилия.
Раздел 10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка.
Родительское отношение к ребенку, влияние родителей на формирование личности и характер ребенка.
Стабильность семейных отношений; способы реагирования семьи на стрессовые ситуации.
Социальные связи кандидатов в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи.
Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции.
Проблемы семьи, возможности и ресурсы, сильные и слабые стороны.
Раздел 11. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью.
Формы семейного устройства.
Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления документов для получения заключения о возможности быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.
Порядок представления сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей. Обязанности администрации такой организации. Возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.
Порядок принятия решения об усыновлении ребенка (подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения).
Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства.
Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.
Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации. Выплаты на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.
Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.
Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье. Порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.
Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства): личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей.
Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку.
Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства. Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Раздел 12. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.
Родительские и профессиональные функции приемной семьи.
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь семьям, с биологической семьей ребенка.
Доступная инфраструктура социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи.
Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.
Раздел 13. Подведение итогов подготовки кандидатов в приемные родители.
Обсуждение результатов освоения курса, выполнения домашних заданий.
Обсуждение степени усвоения курса.
Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности к приему ребенка на воспитание.
Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется в целях психолого-педагогической и правовой подготовки этих лиц, профилактики вторичного сиротства.
Подготовка обязательна для всех лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, за исключением: близких родственников ребенка, лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.
После окончания обучения проводится итоговая аттестация лиц, желающих принять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в целях оценки степени усвоения программы. В случае успешного прохождения аттестации выдается свидетельство о прохождении подготовки установленного образца.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 14 декабря 2012 г. N 448 "Об утверждении Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", N 2 (404) от 14 января 2013 г., ст. 75
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 3 декабря 2019 г. N 703
Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 10 марта 2016 г. N 71